Научная статья на тему 'Образовательный проект Erasmus+ "системы землепользования в европейском союзе: наука, менеджмент и политика": цели, результаты, интерактивные методы преподавания'

Образовательный проект Erasmus+ "системы землепользования в европейском союзе: наука, менеджмент и политика": цели, результаты, интерактивные методы преподавания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ / ОПЫТ ЕС / ТЕХНИКА MESSAGE BOX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Неверов Александр Васильевич, Лукашук Наталья Анатольевна, Равино Алла Васильевна, Марчук Виктория Андреевна

В статье рассматриваются цели, результаты образовательного проекта программы ERASMUS+ Жан Мо-не Модуль. Проект «Land-use systems in the European Union: science, management and policy» главной целью ставил обсуждение опыта ЕС в отношении уровня лесного управления, ландшафтного планирования и землепользования. Задачами проекта стали инновационные технологии преподавания; информирование работников лесного хозяйства и управления земельными ресурсами об успешных практиках ЕС, содействие их интеграции в деятельность и планирование; исследование многоуровневых систем управления, возникающих в лесном хозяйстве и землепользовании Беларуси с учетом опыта ЕС. Наибольшее внимание уделяется активным, в частности, интерактивным методам преподавания, используемым в проекте: ролевые и деловые игры, метод кейсов, разработка индивидуального проекта, техника Message box. Применение указанных методов позволяет повысить усвоение учебного материала до 90%, а также способствует приобретению студентами и магистрантами необходимых компетенций, как академического, социально-личностного, так и профессионального характера. Наиболее новой для экономических дисциплин является методика Message box, которая в концентрированном виде позволяет определить проблему, ее актуальность, способы решения и возможные выгоды, эффект. Такой прием позволяет участнику проекта, изучив детально проблему и проработав не одно ее решение, представить в единой схеме все ключевые слагаемые успеха предлагаемого мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Неверов Александр Васильевич, Лукашук Наталья Анатольевна, Равино Алла Васильевна, Марчук Виктория Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PROJECT ERASMUS+ "LAND-USE SYSTEMS IN THE EUROPEAN UNION - SCIENCE, MANAGEMENT AND POLICY": GOALS, OUTCOMES, INTERACTIVE TEACHING METHODS

The article discusses the objectives and results of the educational project ERASMUS+ Jean Monnet Modules. The main aim of the project "Land-use systems in the EU science, management and policy" is to discuss the experience of the EU in relation to the level of forest governance, landscape planning and land use. The objectives of the project were innovative technologies of teaching; to make forestry and land management practitioners aware of successful EU practices, promoting their integration into operations and planning; to launch research of multilevel governance systems emerging in forestry and land management in Belarus taking into account EU experience. The greatest attention is paid to the active, in particular, interactive teaching methods used in the project: role and business games, case study, development of an individual project, technique of Message box. The use of these methods can improve the educational material absorption to 90%, and also contributes to the acquisition of students and undergraduates necessary competencies, both academic, socio-personal and professional nature. The most new for economic disciplines is the method of Message box, which in a concentrated form allows to determine the problem, its relevance, solutions and possible benefits, effect. This technique gives the opportunity to the project participant to study the problem in details and to work out more than one decision, to present in one scheme all the key components for the success of the proposed project.

Текст научной работы на тему «Образовательный проект Erasmus+ "системы землепользования в европейском союзе: наука, менеджмент и политика": цели, результаты, интерактивные методы преподавания»

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

- ^^ -

УДК 37.091.3:332.3

А. В. Неверов, Н. А. Лукашук, А. В. Равино, В. А. Марчук

Белорусский государственный технологический университет

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ERASMUS+ «СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ: НАУКА, МЕНЕДЖМЕНТ И ПОЛИТИКА»: ЦЕЛИ, РЕЗУЛЬТАТЫ, ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

В статье рассматриваются цели, результаты образовательного проекта программы ERASMUS+ Жан Мо-не Модуль. Проект «Land-use systems in the European Union: science, management and policy» главной целью ставил обсуждение опыта ЕС в отношении уровня лесного управления, ландшафтного планирования и землепользования. Задачами проекта стали инновационные технологии преподавания; информирование работников лесного хозяйства и управления земельными ресурсами об успешных практиках ЕС, содействие их интеграции в деятельность и планирование; исследование многоуровневых систем управления, возникающих в лесном хозяйстве и землепользовании Беларуси с учетом опыта ЕС. Наибольшее внимание уделяется активным, в частности, интерактивным методам преподавания, используемым в проекте: ролевые и деловые игры, метод кейсов, разработка индивидуального проекта, техника Message box. Применение указанных методов позволяет повысить усвоение учебного материала до 90%, а также способствует приобретению студентами и магистрантами необходимых компетенций, как академического, социально-личностного, так и профессионального характера. Наиболее новой для экономических дисциплин является методика Message box, которая в концентрированном виде позволяет определить проблему, ее актуальность, способы решения и возможные выгоды, эффект. Такой прием позволяет участнику проекта, изучив детально проблему и проработав не одно ее решение, представить в единой схеме все ключевые слагаемые успеха предлагаемого мероприятия.

Ключевые слова: образовательный проект, интерактивные методы преподавания, опыт ЕС, техника Message box.

А. V. Neverov, N. A. Lukashuk, A. V. Ravino, V. A. Marchuk

Belarusian State Technological University

EDUCATIONAL PROJECT ERASMUS+ "LAND-USE SYSTEMS IN THE EUROPEAN UNION - SCIENCE, MANAGEMENT AND POLICY": GOALS, OUTCOMES, INTERACTIVE TEACHING METHODS

The article discusses the objectives and results of the educational project ERASMUS+ Jean Monnet Modules. The main aim of the project "Land-use systems in the EU - science, management and policy" is to discuss the experience of the EU in relation to the level of forest governance, landscape planning and land use. The objectives of the project were innovative technologies of teaching; to make forestry and land management practitioners aware of successful EU practices, promoting their integration into operations and planning; to launch research of multilevel governance systems emerging in forestry and land management in Belarus taking into account EU experience. The greatest attention is paid to the active, in particular, interactive teaching methods used in the project: role and business games, case study, development of an individual project, technique of Message box. The use of these methods can improve the educational material absorption to 90%, and also contributes to the acquisition of students and undergraduates necessary competencies, both academic, socio-personal and professional nature. The most new for economic disciplines is the method of Message box, which in a concentrated form allows to determine the problem, its relevance, solutions and possible benefits, effect. This technique gives the opportunity to the project participant to study the problem in details and to work out more than one decision, to present in one scheme all the key components for the success of the proposed project.

Key words: educational project, interactive teaching methods, the EU's experience, technique of Message box.

Введение. УО «Белорусский государственный технологический университет» в 2014 г. начал реализацию образовательного проекта «Land-use systems in the European Union: science, management and policy» (LUSY) Erasmus+ Jean Monnet Modules (553575-EPP-1-2014-1-BY-EPPJMO-MODULE) на кафедре менеджмента, технологий бизнеса и устойчивого развития. Общая идеология проекта основана на зеленой экономике и многоуровневом управлении в лесном хозяйстве и землепользовании.

Проекты Жан Моне созданы для продвижения лучших европейских практик преподавания и проведения исследований Европейского союза (ЕС). Также проекты направлены на усиление диалога между академическим миром и государственными организациями и ведомствами, работающими в отношении создания юридической, правовой базы. Исследования Европейского союза включают европейский опыт исследований в целом, с особым акцентом на процесс европейской интеграции как во внутренних, так и во внешних аспектах, а также подчеркивается роль ЕС в мире, и активно продвигают принципы европейской гражданственности и диалог между людьми и культурами. Основные виды деятельности в проектах Жан Моне: учебная работа, научные исследования, конференции, научная деятельность консорциумов организаций и публикации в области исследований ЕС.

Основная часть. Проект «Системы землепользования в Европейском союзе: наука, менеджмент и политика» состоит из трех разделов (модулей): лесное управление, ландшафтное планирование и системы землепользования - в каждом изучается опыт ЕС.

Главной целью проекта стало развитие, преподавание и распространение образовательного модуля (9 ECTS кредитных зачетов) для магистрантов, студентов, состоящего из трех курсов, обсуждающих опыт ЕС в области управления землепользованием, лесного управления и ландшафтного планирования с точки зрения его применения в белорусском и европейском трансграничном сотрудничестве.

Были определены следующие вспомогательные цели.

Цель 1. Развивать инновационные технологии преподавания и обучения, основанные на интерактивных подходах, управляемой групповой работе и более широком использовании расчетов, выполненных студентами.

Для студентов и магистрантов командой проекта (преподавателями кафедры менеджмента, технологий бизнеса и устойчивого развития совместно с привлеченными специалистами из европейских, российских вузов) был разработан модуль, преподаваемый на английском и русском языках. Для облегчения доступа к учебным материалам и лучшей визуализации на сайте университета представлен курс на платформе Мoodle «Land-use systems in the EU - science, management and policy», доступный онлайн. Материалы можно скачать и использовать для подготовки к занятиям.

Особенностью модуля является то, что в качестве преподавательского метода используется активный подход, нацеленный на формирование определенного перечня компетенций у участников проекта: магистрантов и студентов. Переход от обучения «знаниям, умениям, навыкам» к получению компетенций стал возможен за счет применения интерактивных методов преподавания. Участие в проекте позволяет усилить такие академические компетенции, как способность к самостоятельной исследовательской деятельности, готовность генерировать и использовать новые идеи, а также самостоятельно приобретать новые знания и умения. Акцент в социально-личностных компетенциях сделан на использование одного из государственных языков Республики Беларусь и иностранного языка (английского) как средства делового общения, на формирование и аргументирование собственных суждений и профессиональную позицию, на анализ и умение принимать решения по научным, экономическим, социальным, этическим проблемам, возникающим в профессиональной деятельности. Важным является компетенция «Работать в команде, руководить и подчиняться», что возможно при проведении групповых расчетов за счет участия в деловой и

ролевой играх. Участники в отношении профессиональных компетенций после окончания проекта смогут принимать оптимальные управленческие решения и овладеют современными техниками принятия управленческих решений, будут реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности.

Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность студентов, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению, обеспечивает максимально возможную связь между студентами и преподавателями. Считается, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре - до 90%.

В проекте использовались следующие интерактивные методы:

- ролевые и деловые игры;

- разработка индивидуального проекта;

- метод Message box;

- решение ситуационных задач (метод кейсов);

- выступление в роли обучающего;

- групповая дискуссия на основе расчетов, выполненных малой группой участников.

Для закрепления основного лекционного материала, усиления самостоятельности в

принятии решений студентам предлагаются две игры.

Ролевая игра «Stakeholder talks in the transboundary context» («Беседа заинтересованных сторон в трансграничном контексте») предполагает проигрывание ролей так называемых заинтересованных сторон. Заинтересованные стороны (stakeholders) - это отдельные люди или группы людей (например, отделы или организации), предприятия, организации, органы власти, которые могут повлиять на результаты проекта и определенным образом заинтересованы в его реализации [1].

Сценарий игры следующий. Консорциум (временное объединение) предпринимателей желает построить отель и развить туристическую инфраструктуру ГПУ «Национальный парк «Беловежская пуща». Региональная администрация организовала круглый стол для выяснения мнения заинтересованных сторон по поводу проекта - строительства отеля и развития инфраструктуры, необходимо определить риски и выгоды в результате реализации проекта. Вначале участниками определяется не менее 10 заинтересованных сторон, далее распределяются роли между студентами. В процессе дискуссии необходимо разработать план действий. По результатам игры проводится оценка заинтересованных сторон и определяются общие методы управления целевой аудиторией. Ролевая игра позволяет студентам не только надолго запомнить и отработать методику оценки заинтересованных сторон, но и научится разрабатывать протокол согласования деятельности администрации и населения региона.

Деловая игра «Decision making process in environmental governance» («Алгоритм принятия экологоориентированных управленческих решений») позволяет разработать алгоритм решения управленческой проблемы при реализации проекта природопользования и приобрести навыки в коллективной выработке решений. Преимуществами использования деловой игры как современной технологии обучения можно назвать следующее: активизация познавательной деятельности обучающихся; повышение качества обучения и эффективности усвоения учебного материала; повышение мотивации к обучению; формирование специальных современных знаний. Более детально механизм проведения деловой игры изложен в [2]. Основное отличие деловой игры от ролевой заключается в принятии решения на основе индивидуальных и коллективных оценок и количественного анализа наиболее приемлемого решения.

Студенты, изучив основные понятия, принципы, официальные документы, практический опыт ЕС по вопросам землепользования, лесного управления и ландшафтного плани-

рования, самостоятельно готовят индивидуальный проект по проблемам зеленой экономики, природопользования, землепользования и лесного управления, ландшафтного планирования, экологического менеджмента, актуальным для Беларуси, но уже имеющим практическое решение в странах ЕС. Таким образом, обсуждается опыт ЕС в отношении многоуровневого управления такими ресурсами, как земельные и лесные.

Структура индивидуального проекта следующая:

1) Message box;

2) методология исследования;

3) характеристика объекта;

4) примеры практики решения проблемы в ЕС;

5) рекомендации для Беларуси;

6) результаты и выгоды (оценка экономического, социального, экологического эффекта).

В каждом студенческом проекте применяется техника Message box, позволяющая в

концентрированном виде описать проблему и представить ее решение.

Техника Message box была создана Communication Partnership for Science and the Sea (COMPASS) and SeaWeb [3].

Message box - это инструмент, который поможет студентам организовать идеи и определить ключевые моменты. Он используется для того, чтобы определить структуру статьи, разработать презентацию, наметить предложение или подготовиться к собеседованию. Цель метода состоит в том, чтобы определить информацию, имеющую решающее значение для аудитории, которой представляется конечный проект, - что для них действительно важно, что они должны делать на самом деле.

Внешний вид Message box представлен на рисунке.

Аудитория (заинтересованные стороны): ...

Выгоды? (Benefit?) Проблемы (Problems?) Так что? (So What?)

Кратко проблема или тема исследования (Issue)

Решения? (Solutions?)

Структура техники Message box

Необходимо ответить на следующие вопросы и заполнить форму Message box:

- в чем проблема (тема исследования) и кто ваша аудитория;

- каковы проблемы/конфликты (суть проблемы, задачи) (Проблемы?);

- почему эта информация имеет значение для слушателя (актуальность) (Так что?);

- каковы некоторые из возможных решений этой проблемы (Решение?);

- каковы потенциальные преимущества решения этой проблемы (Выгоды?).

Изучение опыта ЕС проводится на основе работы с кейсами, разработки самостоятельных кейсов по Беларуси, практикуется участие магистрантов, студентов в конкурсах на актуальные темы природопользования и экономики с написанием эссе. Примеры, инструкции по написанию индивидуальных работ и сценарии игр размещены на странице проекта (https://www.belstu.by/faculties/ief/mieg/jean-monnet2014.html).

Некоторые магистранты первого года участия проекта Жан Моне, поступив в аспирантуру, продолжили начатое исследование многоуровневых систем управления в кандидатских диссертациях, а также были вовлечены в качестве преподавателей в проект в последующие годы его реализации.

Одной из форм работы с участниками проекта стала подготовка статей, материалов конференций по результатам проведенных исследований и выступление на конференциях различного уровня.

Была создана так называемая платформа электронного обучения (Moodle и страница проекта) в качестве основного инструмента обучения и общения, где кроме лекционных и учебных материалов размещаются новости проекта. Онлайн-платформа электронного обучения выполняет две функции - это веб-страница проекта и средство распространения информации по проекту и платформа для электронного обучения не только для студентов, обучающихся на курсе, но и для более широкого сообщества в БГТУ и за его пределами.

Цель 2. Проинформировать работников лесного хозяйства и управления земельными ресурсами об успешных практиках ЕС, содействовать их интеграции в деятельность и планирование.

Специалисты по лесному хозяйству и землепользованию в Беларуси во время прохождения повышения квалификации в БГТУ (Институт переподготовки и повышения квалификации) имели возможность ознакомиться с исследованиями, проведенными в рамках образовательного проекта Жан Моне, принимали участие в ежегодных конференциях университета, где проводился научный семинар по земельной и лесной науке в рамках проекта Jean Monnet Modules.

Цель 3. Провести исследование многоуровневых систем управления, возникающих в лесном хозяйстве и землепользовании с тем, чтобы способствовать более широкому применению опыта ЕС в Республике Беларусь и внести свой вклад в разработку учебных программ.

По результатам проведенного в проекте исследования была опубликована монография, в которой рассматриваются подходы и методы построения системы многоуровневого управления в лесном хозяйстве и землепользовании Беларуси, показана определяющая роль эколого-экономической концепции устойчивого природопользования в построении эффективной системы лесного управления и землепользовании, изучен опыт ЕС. Под влиянием идеи устойчивого развития и подхода, основанного на построении системы environmental governance, акцент сделан на многоуровневое экологическое управление с позиции устойчивого лесопользования, лесоаграрной интеграции, органического производства, ландшафтного планирования и модельного леса [4]. Каждый из представленных инструментов, рассмотренных в монографии, формирует институциональную среду устойчивого развития, имеет конкретное наполнение и определяет общую систему регионального управления.

Заключение. Проект Жан Моне позволил не только лучше и интереснее для студенческой аудитории организовать учебный процесс, но и дополнить магистерские, студенческие учебные программы лучшими практиками ЕС в отношении менеджмента в системе природопользования, ресурсосбережения. Образовательные проекты Erasmus+ создают почву для привлечения молодых ученых в науку, а уже признанным исследователям, преподавателям позволяют расширить арсенал методов преподавания за счет зарубежного опыта, провести научные исследования, например, многоуровневого управления в лесном хозяйстве и системе землепользования в ЕС и Беларуси. Так, проект «Системы землепользования в Европейском союзе: наука, менеджмент и политика» способствовал привлечению молодых ученых к преподаванию и исследованиям европейской тематики путем совместного написания монографии, посвященной управлению лесами и землепользованием, а также проведению лекций и семинаров (А. Каврус, В. Марчук), что позволило им улучшить диссертационные исследования.

Статья подготовлена в рамках проекта Erasmus+ Jean Monnet Modules «Системы землепользования в Европейском союзе: наука, менеджмент и политика» (модуль 553575-EPP-1-2014-1-BYEPPJMO-MODULE), финансируемого ЕС.

Литература

1. Лукашук Н. А. Методика анализа заинтересованных сторон и ее применение в управлении международными проектами // Экономика, оценка и управление недвижимостью и природными ресурсами: материалы IV Международной научно-практической конференции, Вильнюс, 28 марта, Минск, 2-3 апреля 2014 г. / Белорус. гос. технол. ун-т; редкол. И. М Жарский [и др.]. Минск: БГТУ, 2014. С. 376-383.

2. Равино А. В. Деловая игра как инновационная технология преподавания дисциплины «Экономика природопользования» // Труды БГТУ. 2015. № 8: Учебно-методическая работа. С. 94-97.

3. Baron N., Neeley L. Escape from the ivory tower: a guide to making your science matter. Washington: Island press, 2010. 272 p.

4. Современное многоуровневое управление в лесном хозяйстве и землепользовании Беларуси / А. В. Неверов [и др.]; под общ. ред. А. В. Неверова. Минск: Колорград, 2017. 48 с.

References

1. Lukashuk N. A. Method of stakeholder analysis and its application in international project management. Ekonomika, otsenka i upravleniye nedvigimost'yu i prorodnimi resursami: materialy IV Mezdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Economy, valuation and management of real estate and natural resources: materials of 4 International scientific and practical conference]. Minsk, BGTU Publ., 2014. pp. 376-383 (In Russian).

2. Ravino A. V. Business game as an innovative teaching technology of the discipline "Economics of nature management". Trudy BGTU [Proceedings of BSTU], 2015, no. 8: Educational and Methodical work, pp. 94-97 (In Russian).

3. Baron N., Neeley L. Escape from the ivory tower: a guide to making your science matter. Washington, Island press, 2010. 272 p.

4. Neverov A. V., Lukashuk N. A., Ravino A. V., Marchuk V. A., Vonselev M. Yu. Sovremennoye mnogourovnevoye upravleniye v lesnom hoziya'stve i zemlepol'zovanii Belarusi [Emerging multilevel governance in forestry and land-use in Belarus]. Minsk, Kolorgrad Publ., 2017. 48 р.

Информация об авторах

Неверов Александр Васильевич - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента, технологий бизнеса и устойчивого развития. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13 а, Республика Беларусь). E-mail: neverov2007@tut.by

Лукашук Наталья Анатольевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, технологий бизнеса и устойчивого развития. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13 а, Республика Беларусь). E-mail: lukashuk@belstu.by

Равино Алла Васильевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и экономики природопользования. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13 а, Республика Беларусь). E-mail: Ravino@belstu.by

Марчук Виктория Андреевна - магистрант кафедры менеджмента и экономики природопользования. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: marchuk@belstu.by

Information about the authors

Neverov Aleksandr Vasil'yevich - DSc (Economics), Professor, Professor of the Department of Management, Business Technologies and Sustainable Development. Belarusian State Techno-

logical University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, The Republic of Belarus). E-mail: neverov2007@tut.by

Lukashuk Natal'ya Anatol'yevna - PhD (Economics), Assistant Professor, the Department of Management, Business Technologies and Sustainable Development. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, The Republic of Belarus). E-mail: lukashuk@belstu.by

Ravino Alla Vasil'yevna - PhD (Economics), Assistant Professor, the Department of Management, Business Technologies and Sustainable Development. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, The Republic of Belarus). E-mail: Ravino@ belstu.by

Marchuk Victoriya Andreevna - Master's degree student, the Department of Management, Business Technologies and Sustainable Development. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, The Republic of Belarus). E-mail: marchuk@belstu.by

Поступила 23.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.