Научная статья на тему 'О структуризации дисциплины «Экономика природопользования» в контексте интересов «Зеленой» экономики'

О структуризации дисциплины «Экономика природопользования» в контексте интересов «Зеленой» экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ / ДИСЦИПЛИНА "ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ" / ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ / "ЗЕЛЕНАЯ" ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Неверов Александр Васильевич, Равино Алла Васильевна, Водопьянова Татьяна Павловна

Кафедра менеджмента и экономики природопользования Белорусского государственного технологического университета получила грант открытого конкурса «Повышение потенциала экономического и бизнес-образования в Республике Беларусь», проводимого информационно-просветительским учреждением «Новая Евразия» при поддержке Фонда «Евразия» за счет средств Агентства США по международному развитию. Цель победившего проекта «Совершенствование качества образовательного процесса изучения дисциплины "Экономика природопользования"»: повысить качество подготовки студентов по специальностям «Менеджмент», «Экономика и управление на предприятиях», «Маркетинг» первой ступени высшего образования в учреждении образования «Белорусский государственный технологический университет» через разработку и внедрение в образовательный процесс практико-ориентированного курса «Экономика природопользования» с применением инновационных технологий обучения студентов. В статье изложены задачи и результаты деятельности, проведенной с целью структуризации дисциплины «Экономика природопользования» в контексте интересов «зеленой» экономики. Приведена новая программа учебного курса «Экономика природопользования» для студентов специальности «Менеджмент», «Экономика и управление на предприятиях», «Маркетинг». Выделены основные разделы дисциплинах, рассмотрено их содержание. Охарактеризованы основные преимущества разработки и внедрения в подготовку специалистов сферы экономики и бизнес-образования, ориентированной на интересы «зеленой» экономики дисциплины «Экономика природопользования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Неверов Александр Васильевич, Равино Алла Васильевна, Водопьянова Татьяна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE STRUCTURE OF "NATURE MANAGEMENT ECONOMICS" DISCIPLINE IN THE INTEREST CONTEXT OF THE "GREEN" ECONOMY

The Department of Management and Nature Management Economics of the Belarusian State Technological University received grant in the open competition "Strengthening economic and business education in the Republic of Belarus" held by Awareness-raising agency "New Eurasia" supported by "Eurasia" fund at the expense of USAID. The purpose of the proposed project "Improving the educational process quality when studying the discipline "Nature Management Economics" is to improve the student training quality in the fields of "Management", "Economics and Plant Management", "Marketing" at the Belarusian State Technological University through development and introduction into the educational process the practice-oriented course "Nature Management Economics" using innovative student training technologies. The article presents the tasks and activities undertaken for structuring discipline "Nature Management Economics" in the interest context of "green" economy. The paper contains a new program of the course "Nature Management Economics" for the specialties "Management", "Economics and Plant Management", "Marketing". The basic subject units are highlighted, their contents are considered. The article outlines the main advantages of the specialist training development and implementation in the sphere of economics and business education focused on the "green" economy of the discipline "Nature Management Economics".

Текст научной работы на тему «О структуризации дисциплины «Экономика природопользования» в контексте интересов «Зеленой» экономики»

УДК 378.147

А. В. Неверов, А. В. Равино, Т. П. Водопьянова

Белорусский государственный технологический университет

О СТРУКТУРИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ» В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРЕСОВ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ

Кафедра менеджмента и экономики природопользования Белорусского государственного технологического университета получила грант открытого конкурса «Повышение потенциала экономического и бизнес-образования в Республике Беларусь», проводимого информационно-просветительским учреждением «Новая Евразия» при поддержке Фонда «Евразия» за счет средств Агентства США по международному развитию. Цель победившего проекта «Совершенствование качества образовательного процесса изучения дисциплины "Экономика природопользования"»: повысить качество подготовки студентов по специальностям «Менеджмент», «Экономика и управление на предприятиях», «Маркетинг» первой ступени высшего образования в учреждении образования «Белорусский государственный технологический университет» через разработку и внедрение в образовательный процесс практико-ориентированного курса «Экономика природопользования» с применением инновационных технологий обучения студентов.

В статье изложены задачи и результаты деятельности, проведенной с целью структуризации дисциплины «Экономика природопользования» в контексте интересов «зеленой» экономики. Приведена новая программа учебного курса «Экономика природопользования» для студентов специальности «Менеджмент», «Экономика и управление на предприятиях», «Маркетинг». Выделены основные разделы дисциплины, рассмотрено их содержание. Охарактеризованы основные преимущества разработки и внедрения в подготовку специалистов сферы экономики и бизнес-образования, ориентированной на интересы «зеленой» экономики дисциплины «Экономика природопользования».

Ключевые слова: экономическое и бизнес-образование, качество подготовки студентов, дисциплина «Экономика природопользования», программа дисциплины, «зеленая» экономика.

А. V. Neverov, А. V. Ravino, T. P. Vodop'yanova

Belarusian State Technological University

ON THE STRUCTURE OF "NATURE MANAGEMENT ECONOMICS" DISCIPLINE IN THE INTEREST CONTEXT OF THE "GREEN" ECONOMY

The Department of Management and Nature Management Economics of the Belarusian State Technological University received grant in the open competition "Strengthening economic and business education in the Republic of Belarus" held by Awareness-raising agency "New Eurasia" supported by "Eurasia" fund at the expense of USAID. The purpose of the proposed project "Improving the educational process quality when studying the discipline "Nature Management Economics" is to improve the student training quality in the fields of "Management", "Economics and Plant Management", "Marketing" at the Belarusian State Technological University through development and introduction into the educational process the practice-oriented course "Nature Management Economics" using innovative student training technologies.

The article presents the tasks and activities undertaken for structuring discipline "Nature Management Economics" in the interest context of "green" economy. The paper contains a new program of the course "Nature Management Economics" for the specialties "Management", "Economics and Plant Management", "Marketing". The basic subject units are highlighted, their contents are considered.

The article outlines the main advantages of the specialist training development and implementation in the sphere of economics and business education focused on the "green" economy of the discipline "Nature Management Economics".

Key words: economic and business education, the student training quality, education course "Nature Management Economics", discipline program, "green" economy.

Введение. «Экономика природопользования» как учебная дисциплина определяет процесс формирования инновационного экономического мышления, обусловленного необходимо-

стью экологизации социально-ориентированного рыночного хозяйства [1]. При изложении дисциплины «Экономика природопользования» для студентов, получающих экономическое

и бизнес-образование необходимо сместить акценты в сторону «зеленой» экономики и учебный курс структурировать с учетом данного аспекта.

В статье изложены задачи и результаты деятельности, проведенной с целью структуризации дисциплины «Экономика природопользования» в контексте интересов «зеленой» экономики.

Основная часть. Кафедра менеджмента и экономики природопользования БГТУ в 2014 г. выиграла грант на выполнение проекта открытого конкурса «Повышение потенциала экономического и бизнес-образования в Республике Беларусь», проводимого информационно-просветительским учреждением «Новая Евразия» при поддержке Фонда «Евразия» за счет средств Агентства США по международному развитию (ШАГО). Проект кафедры «Совершенствование качества образовательного процесса изучения дисциплины "Экономика природопользования"» выполнялся в 2015-2016 гг. с целью повышения качества подготовки студентов по специальностям «Менеджмент», «Экономика и управление на предприятиях», «Маркетинг» первой ступени высшего образования в БГТУ через переработку и внедрение в образовательный процесс практи-ко-ориентированного курса «Экономика природопользования» с применением инновационных технологий обучения студентов [1].

В феврале-марте 2016 г. был проведен опрос представителей учебных заведений, профессиональных ассоциаций, некоммерческих организаций, бизнеса и профильных государственных учреждений, а также студентов БГТУ для анализа уровня информированности по вопросам экономики устойчивого природопользования и структуризации дисциплины «Экономика природопользования» с учетом требований «зеленой» экономики. Экспертами проекта разработана анкета, включающая общие вопросы и вопросы по оценке структуры учебного курса «Экономика природопользования» для студентов, получающих экономическое и бизнес-образование.

Анкетирование проводилось путем распространения анкет:

- среди участников круглого стола «Экономика устойчивого природопользования», организованного в рамках проекта 3 февраля 2016 г. в БГТУ;

- среди студентов 1-3-го курсов БГТУ при проведении учебных занятий по дисциплинам «Экономика природопользования», «Оценка природных ресурсов», «Природные ресурсы и их рациональное использование» (февраль-март 2016 г.);

- информационно-просветительским учреждением «Новая Евразия» среди представите-

лей общественных экологических организаций (февраль-март 2016 г.).

Поставленные задачи и результаты анкетирования изложены далее.

Задача: реализация прав общественности Беларуси на открытость и доступность информации о распространении международных проектов, программ.

В бланке анкеты приводилась информация о реализации международного проекта в рамках Программы «Укрепление потенциала совместных инициатив» (и8АГО).

В анкетировании приняли участие:

- представители учебных заведений: УО «Белорусский государственный технологический университет», УО «Международный государственный экологический институт имени А. Д. Сахарова» Белорусского государственного университета, УО «Белорусский государственный экономический университет», УО «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины», Белорусского национального технического университета;

- представители государственных учреждений: РУП «Бел НИЦ «Экология», РУП «Бел-гослес», ГНУ «Институт леса НАН Беларуси», ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации» Министерства экономики Республики Беларусь;

- представители общественных объединений и организаций: экологического товарищества «Зеленая сеть», Международного союза охраны природы, экологического общественного объединения «Чистая Уша»;

- представители средств массовой информации: РУП «Белорусская лесная газета», Зеленого портала, районных газет, портала 'ШЬБЫРЕ.ВУ («Дикая природа Беларуси»);

- представители иных профессиональных ассоциаций, некоммерческих организаций, бизнеса и государственных учреждений из регионов Беларуси и зарубежных стран.

Общее число респондентов составило 90 человек, в том числе 73,33% женщин и 26,67% мужчин. Основной контингент опрошенных -жители регионов Республики Беларусь (51 человек), жители города Минска составили 43,3% от общего числа анкетируемых. Наибольшее количество участников анкетирования представлено молодежью в возрасте до 24 лет (83,3% опрошенных) и людьми в возрасте от 30 до 39 лет (7,78% опрошенных).

Большая часть опрошенных (52,22%) определила свой род деятельности как «не связанный с проблемами экономики устойчивого природопользования», 9 участников анкетирования полностью связывают свою работу с данной областью.

Участие в анкетировании людей различной половозрастной структуры, отличающихся местом проживания и работы, направленностью сферы профессиональных интересов, позволило обеспечить репрезентативность опроса и способствовало реализации прав общественности Беларуси на открытость и доступность информации о реализации международных проектов, программ.

Задача: анализ уровня информированности и изучение общественного мнения по вопросам экономики устойчивого природопользования, приоритетным экологическим проблемам.

Участникам анкетирования было предложено оценить по десятибалльной шкале (где «10» - самая высокая, а «0» - самая низкая оценка) уровень своих знаний по теме «Экономика устойчивого природопользования» и уровень значимости для конкретного респондента проблем экономики устойчивого природопользования. На рисунке показано распределение ответов респондентов.

Средний балл оценки респондентами уровня знаний по вопросам экономики устойчивого природопользования составил 5,83, что говорит об удовлетворительной степени информированности опрошенных в данной области. Вместе с тем средний балл уровня значимости для респондентов проблем экономики природопользования составил 8, что иллюстрирует мощный резонанс социума в ответ на эколого-экономические проблемы. Свыше 60% опрошенных считают проблемы экономики устойчивого природопользования важными для себя, что отражает высокий интерес общественности

к приоритетным проблемам экономики устойчивого развития.

Задача: участие в обсуждении структуры учебного курса «Экономика природопользования» для студентов специальностей «Менеджмент», «Экономика и управление на предприятиях», «Маркетинг» широкого круга заинтересованных лиц, что позволит собрать дополнительные сведения, идеи и доработать структуру дисциплины с учетом интересов общественности.

Участие в обсуждении структуры учебного курса «Экономика природопользования» широкого круга респондентов позволило собрать информацию для доработки пособия и курса с учетом интересов общественности. Большая часть опрошенных (80%) внесли предложения по структуризации дисциплины «Экономика природопользования» в контексте интересов «зеленой» экономики. Анализ ответов опрошенных позволил изменить структуру учебного курса «Экономика природопользования», включить новые темы: «Экономика изменения климата», «Институциональные факторы и условия экологоориентированного развития национальной экономики»; убрать темы «Экологическая экономика как наука и практика», «Эколого-экономическая политика государства и экологизация экономического развития», «Экономика воспроизводства экологического капитала», соединить отдельные вопросы, изменить структуру и содержание разделов и тем: «"Зеленая" экономика: истоки, теория, индикаторы», «Инструменты «зеленой» экономики».

от 8 до 10

от 5 до 7

РЗ

от 0 до 4

17,78%

3,33 /о

20,00%

35.

56%

61,11°/

62,22

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%

□ Оценка уровня знаний

□ Оценка уровня значимости проблем

Важность проблем экономики устойчивого природопользования

Структура учебного курса «Экономика природопользования» для студентов, получающих экономическое и бизнес-образование, сформированная с учетом результатов анкетирования, представлена в таблице.

Задача: собрать информацию для дальнейшей деятельности по повышению качества образовательного процесса изучения дисциплины «Экономика природопользования».

Участники анкетирования выделили современные проблемы экономики устойчивого природопользования для Республики Беларусь, анализ, изучение вариантов решения которых позволит проводить дальнейшую деятельность по повышению качества образовательного процесса изучения дисциплины «Экономика природопользования»:

- трудности формирования «зеленой» экономики, низкий уровень экологизации экономики. Проблема вызвана недостаточным экономическим стимулированием природоохранной деятельности в стране;

- слабая общественная экологическая сознательность. Проблема вызвана отсутствием культурной среды и информационного поля, надлежащего экологического образования, а также идеологии устойчивого развития у населения страны;

- энергетическая зависимость страны. Проблема вызвана структурой энергетики республики, неудовлетворительным развитием возобновляемых источников энергии;

- неэффективное использование природных ресурсов. Проблема вызвана ресурсо- и энергорасточительностью, слабым внедрением на предприятиях страны безотходных (малоотходных) технологий;

- неэффективное сельское хозяйство. Проблема вызвана отсутствием в стране масштабного органического земледелия;

- вопросы сохранения пригодной среды обитания для человека. Проблема вызвана загрязнением окружающей среды в Беларуси (в том числе водных объектов, атмосферы, недр) и образованием большого количества отходов;

- исчезновение редких видов животных, уменьшение биоразнообразия. Проблема вызвана, антропогенным вмешательством, ростом несанкционированного потребления ресурсов;

- низкая продолжительность жизни населения, большое число заболеваний. Проблема вызвана загрязнением территории республики радионуклидами после аварии на ЧАЭС;

- изменение климата, рост количества опасных явлений на территории Беларуси. Проблема вызвана парниковым эффектом, а также отсутствием адекватных действий в связи с угрозой изменения климата;

- неразвитость эколого-экономической политики международного сотрудничества. Проблема вызвана необходимостью совершенствования инструментов внешней эколого-экономической политики страны.

Таблица

Структура учебного курса «Экономика природопользования»

Раздел Тема

1. Экологические основы природопользования 1.1. Общие положения и основные категории экологии

1.2. Окружающая природная среда как объект познания

1.3. Экологические проблемы природопользования

1.4. Устойчивое развитие

1.5. Устойчивое природопользование

1.6. Природное ресурсоведение

2. Экономические основы природопользования 2.1. Экономическая теория природопользования

2.2. Экономическая оценка природных ресурсов

2.3. Эколого-экономическая оценка природопользования

2.4. Система платного и нормативного природопользования

2.5. Эколого-экономический механизм природопользования

2.6. Эколого-экономическая эффективность природопользования

3. "Зеленая" экономика 3.1. «Зеленая» экономика: истоки, теория, индикаторы

3.2. Инструменты «зеленой» экономики

3.3. Экономика изменения климата

3.4. Экономика особо охраняемых природных территорий

3.5. Институциональные факторы и условия экологоориентиро-ванного развития национальной экономики

В марте 2016 г. было издано учебно-методическое пособие «Экономика природопользования», содержание которого соответствует новой структуре курса [2]. Учебно-методическое пособие является совместной работой коллектива 9 авторов - ученых в области экономики природопользования под общей редакцией доктора экономических наук, профессора А. В. Неверова. Пособие написано в монографическом ключе с ориентацией на творческое восприятие и осмысление взаимосвязи экологических и экономических проблем природопользования и путей их решения. Эта особенность нацеливает учебный процесс по данной дисциплине на глубокую и прочную связь с наукой и активным участием в ней будущих высококвалифицированных специалистов в сфере экономики и бизнеса. Экземпляры пособия распространены среди 20 заинтересованных учебных заведений, профессиональных ассоциаций, некоммерческих организаций, бизнес-структур и государственных учреждений. Электронный вариант учебно-методического пособия «Экономика природопользования» находится в свободном доступе в сети Интернет на странице кафедры менеджмента и экономики природопользования (на базе сайта БГТУ): https://www.belstu.by/faculties/ief/mieg/ proekt-ekonomika-prirodopolzovaniya.html.

В учебную программу дисциплины «Экономика природопользования» внесены соответствующие дополнения: изменена структура курса, внедрены инновационные технологии обучения студентов, изданное учебно-методическое пособие включено в список рекомендованной литературы для изучения курса. В 2015/2016 учебном году 230 студентов 9 учебных групп инженерно-экономического и заочного факультетов специальностей «Менеджмент», «Экономика и управление на предприятиях», «Маркетинг» первой ступени высшего образования БГТУ обучались по новой

учебной программе курса «Экономика природопользования» с применением инновационных технологий обучения.

Структуризация дисциплины «Экономика природопользования» с учетом аспектов «зеленой» экономики позволит достичь долгосрочного эффекта: формирования более полного представления об отдельных аспектах экономики устойчивого природопользования у специалистов и общественности в целом, что способствует повышению устойчивости экономического развития Республики Беларуси.

Заключение. Подготовка субъекта экономических отношений начинается с образовательного процесса. Экологические требования современного экономического образования студентов реализуются в изучении природопользования с учетом значения природных ресурсов для настоящего и будущих поколений. Поэтому изучение учебного курса «Экономика природопользования» выступает неотъемлемой частью современного экономического образования Беларуси. В проекте Концепции национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 г. в качестве одной из целей развития страны определено повышение конкурентоспособности национальной экономики, в том числе за счет развития системы образования.

Таким образом, структуризация учебного курса «Экономика природопользования» в контексте интересов «зеленой» экономики, использование результатов проекта «Совершенствование качества образовательного процесса изучения дисциплины "Экономика природопользования"» в дальнейшем будут способствовать повышению эффективности системы качества экономического образования страны, обеспечению его практической направленности, развитию национального и международного академического сотрудничества.

Литература

1. Неверов А. В., Равино А. В., Водопьянова Т. П. Совершенствование качества образовательного процесса изучения дисциплины «Экономика природопользования» // Труды БГТУ. 2015. № 8: Учеб.-метод. работа. С. 26-31.

2. Экономика природопользования: учеб.-метод. пособие / А. В. Неверов [и др.]; под общ. ред. А. В. Неверова. Минск: Колорград, 2016. 400 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Neverov A. V., Ravino A. V., Vodop'yanova T. P. Improving the educational process quality in the study "Environmental economics". Trudy BGTU [Proceedings of BSTU], 2015, no. 8: Academic and Educational Work, pp. 26-31 (In Russian).

2. Neverov A. V., Ravino A. V., Lukashuk N. A., Vodop'yanova T. P., Neverov D. A., Masilevich N. A. Ekonomikaprirodopolzovaniya: uchebno-metodicheskoyeposobiye [Environmental Economics: textbook]. Minsk, Kolorgrad Publ. 2016. 400 р.

Информация об авторах

Неверов Александр Васильевич - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и экономики природопользования. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]

Равино Алла Васильевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономики природопользования. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]

Водопьянова Татьяна Павловна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и экономики природопользования. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]

Information about the authors

Neverov Aleksandr Vasil'yevich - DSc (Economics), Professor, the Department of Management and Nature Management Economics. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]

Ravino Alla Vasil'yevna - PhD (Economics), Assistant Professor, the Department of Management and Nature Management Economics. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]

Vodop'yanova Tatyana Pavlovna - PhD (Economics), Assistant Professor, the Department of Management and Nature Management Economics. Belarusian State Technological University (13а, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]

Поступила 20.04.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.