Научная статья на тему 'Реализация государственных и общественно-педагогических инициатив в учебных заведениях Архангельской губернии во второй половине XiX - начале XX вв'

Реализация государственных и общественно-педагогических инициатив в учебных заведениях Архангельской губернии во второй половине XiX - начале XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
130
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ / ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ / ТРУДОВЫЕ ДРУЖИНЫ / INSTITUTIONAL STATE INITIATIVES / PUBLIC-PEDAGOGICAL INITIATIVES / TUTORIAL COUNCIL / PEDAGOGICAL COUNCIL / VOLUNTARY WORKING BRIGADES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Буторина Татьяна Сергеевна, Федосеева Ирина Васильевна

На основе анализа исторического материала исследуется вопрос о вариативности форм реализации государственных и общественно-педагогических инициатив в учебных заведениях Архангельской губернии во второй половине XIX начале XX вв. В статье представлена обобщенная характеристика государственных и общественно-педагогических инициатив в деятельности педагогических и попечительских советов учебных заведений Архангельской губернии второй половины XIX начала XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Буторина Татьяна Сергеевна, Федосеева Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF STATE AND PUBLIC-PEDAGOGICAL INITIATIVES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF ARKHANGELSK PROVINCE IN THE SECONDHALF OF XIX - BEGINNING OF XX

The question of variability of realization forms of state, public and pedagogical initiatives in theeducational institutions of the Arkhangelsk province in the second half of XIX beginning of XX centuries isexamined on the base of historical material analysis.The article represents generalized description ofstate, public and pedagogical initiatives in theactivity of pedagogical and tutorial councils in theeducational institutions of the Arkhangelsk province in the second half of XIX beginning of XX centuries.

Текст научной работы на тему «Реализация государственных и общественно-педагогических инициатив в учебных заведениях Архангельской губернии во второй половине XiX - начале XX вв»

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX вв.

REALIZATION OF STATE AND PUBLIC-PEDAGOGICAL INITIATIVES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF ARKHANGELSK PROVINCE IN THE SECOND HALF OF XIX - BEGINNING OF XX CENTURIES

Т.С. Буторина, И.В. Федосеева T.S. Butorina, I.V. Fedoseeva

Институциональные государственные инициативы, общественно-педагогические инициативы, попечительский совет, педагогический совет, трудовые дружины. На основе анализа исторического материала исследуется вопрос о вариативности форм реализации государственных и общественно-педагогических инициатив в учебных заведениях Архангельской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. В статье представлена обобщенная характеристика государственных и общественно-педагогических инициатив в деятельности педагогических и попечительских советов учебных заведений Архангельской губернии второй половины XIX - начала XX вв.

Institutional state initiatives, public-pedagogical initiatives, tutorial council, pedagogical council, voluntary working brigades.

The question of variability of realization forms of state, public and pedagogical initiatives in the educational institutions of the Arkhangelsk province in the second half of XIX - beginning of XX centuries is examined on the base of historical material analysis. The article represents generalized description of state, public and pedagogical initiatives in the activity of pedagogical and tutorial councils in the educational institutions of the Arkhangelsk province in the second half of XIX - beginning of XX centuries.

Стратегические задачи модернизации образования декларируют расширение общественного участия в формировании государственной политики, они могут быть реализованы только через развитие государственных и общественно-педагогических инициатив. В этой связи нам представляется интересным историкопедагогический опыт реализации государственных и общественно-педагогических инициатив на территории Архангельской губернии во второй половине XiX - начале XX вв.

Целью нашего исследования является характеристика форм реализации государственных и общественно-педагогических инициатив в учебных заведениях Архангельской губернии во второй половине XiX - начале XX вв.

Источниками для исследования стали материалы Государственного областного архива Ар-

хангельской области: фонд 61 «Директор народных училищ Архангельской губернии», в которых содержатся сведения по деятельности учебных заведений Архангельской губернии во второй половине XiX - начале XX вв., в том числе статистические и аналитические данные; фонд 79 «Архангельская Мариинская женская гимназия», фонд 127 «Архангельская губернская мужская гимназия им. М.В. Ломоносова», в которых систематизированы протоколы заседаний педагогических, попечительских советов отдельных учебных заведений (в том числе Архангельской Мариинской женской гимназии, Архангельской губернской мужской гимназии им. М.В. Ломоносова и др.) и пр. В ходе исследования нами проанализированы документы с 1853 по 1920 г.

На основе анализа научных трудов (А.Л. Андреева, А.Г. Асмолова, М.В. Богуславского,

Ш.И. Ганелина, Э.Д. Днепрова, А.В. Ососко-ва, Ф.Г. Паначина, Н.В. Чехова, П. Чубинского,

Н.В. Христофоровой и др.), нормативных и правовых актов, регламентирующих государственные и общественно-педагогическое инициативы (федеральные и региональные законы, концепции, целевые программы и проекты), результатов научных исследований (Б.Г. Герша, Т.А. Дубровской, Т.Б. Соломатиной, Б.К. Тебиевой, А.Н. Шевелевой и др.) можно сделать вывод о недостаточной изученности содержания государственных и общественно-педагогических инициатив дореволюционной эпохи, в том числе их влияния на становление и распространение народного образования.

В контексте данного исследования под институциональными государственными инициативами мы понимаем совокупность правовых действий представителей власти, руководства учебных заведений и общественных объединений, носящих регламентированный характер, направленных на решение (регулирование) социальных (общественно значимых / государственных) проблем в жизнедеятельности учебного заведения.

Следует отметить, что в дореволюционной России распространение народного образования было государственной инициативой и имело строго регламентированный характер, но при этом государство поощряло инициативу общественности в лице добровольных обществ, союзов, комитетов, комиссий и др. по оказанию помощи в распространении народного образования.

Государственные инициативы на уровне учебных заведений Архангельской губернии во второй половине XiX - начале XX вв. находят отражение в деятельности директора и инспекторов народных училищ, руководства учебных заведений через систему организационно-распорядительных документов (циркуляров, предписаний и др.), а также в деятельности общественных объединений через принятые коллегиальные решения (устройство учебных заведений, требования к учащимся, меры контроля и надзора, безопасность в учебных заведениях и др.).

Под институциональными общественнопедагогическими инициативами мы понимаем совокупность совместных действий педагогического сообщества и заинтересованных лиц, направлен-

ных на решение профессиональных, социальных и общественно значимых проблем.

Общественно-педагогические инициативы на уровне учебных заведений Архангельской губернии во второй половине XiX - начале XX вв. представлены деятельностью различных общественных объединений: педагогических и попечительских советов, трудовых дружин, различных комиссий и др.

Как показывает анализ содержания архивных источников, институциональные государственные и общественно-педагогические инициативы начали развиваться на территории Архангельской губернии со второй половины XiX в. и были направлены на системное регулирование жизнедеятельности учебных заведений и расширение их сферы деятельности.

В ходе исследования нами проанализированы более 85 протоколов заседаний педагогических советов средних учебных заведений (Архангельской Мариинской женской гимназии, Архангельской губернской мужской гимназии им. М.В. Ломоносова), высших начальных училищ (Архангельского, Соломбальского, Кемского, Холмогорского) и других учебных заведений в период с 1853 по 1918 г. и выявлены группы вопросов, а именно: устройство народных училищ; организация образовательного процесса; стимулирование (награждение и поощрение) учащихся за успехи и поведение; состояние здоровья отдельных учащихся; воспитательные меры, в том числе меры контроля и надзора за деятельностью учащихся; плата за обучение и назначение стипендий учащимся.

Нами выявлено, что деятельность педагогических советов была ориентирована в основном на реализацию государственных инициатив, поскольку на заседаниях рассматривались и обсуждались предложения (инициативы) господина директора народных училищ и инспекторов, при этом доводились до сведения предписания, указания, циркуляры вышестоящих органов управления народным образованием. Формат государственных инициатив был представлен предложениями господина Министра народного просвещения; предписаниями и циркулярами господина Попечителя Санкт-Петербурского Учебного округа; циркулярами по Управлению Санкт-Петербурского Учебного округа; а также предложениями (иници-

ативами) господина директора народных училищ и инспекторов; предложениями господина Управляющего Санкт-Петербурского Учебного округа и др.

Вместе с тем в материалах архива по деятельности педагогических советов нашли отражение и институциональные общественнопедагогические инициативы. К ним относятся: прошения преподавателей об открытии частных школ или школ первоначального обучения, квалификационные испытания учителей и учительниц на право осуществления педагогической деятельности или открытия школы и др. [Протоколы ... за 1870 год].

Нами установлено, например, что педагогический совет Архангельской губернской гимназии выполнял общественно-контролирующую функцию относительно деятельности педагогических советов уездных и двуклассных приходских училищ Архангельской губернии через анализ протоколов за истекшее полугодие и высказывал свое мнение о качестве ведения протоколов и принимаемых решениях на них [Протоколы ... за 2-ю половину 1869 года].

В ходе исследования нами было проанализировано 69 протоколов деятельности попечительских советов средних учебных заведений Архангельской губернии во второй половине XiX - начале XX вв. и выявлены основные группы обсуждаемых вопросов, а именно: финансовые вопро-

сы; содействие организации по улучшению условий труда педагогических и других работников; по совершенствованию материально-технической базы, благоустройству его помещений и территории; а также вопросы, отнесенные к компетенции попечительского совета уставом учебного заведения, в том числе о переименовании училищ [Протоколы ... за 1864 год].

Как показывает анализ протоколов, заседания попечительского совета проходили в форме заслушивания отчетов о состоянии дел в учебном заведении за год [Там же] и предложений председателя попечительского совета, управляющего Министерства народного просвещения, директора, губернатора [Журнал ... за 1857 год]. Во-вторых, рассмотрение отдельных вопросов, инициированных, например, прошениями старшей надзирательницы, попечительницы (попечителя), отдельными преподавателями и преподавательницами учебных заведений, а также отдельными заинтересованными лицами, в том числе благотворителями [Журнал ... за 1855 год].

На основе анализа нормативно-правовых документов (указов, циркуляров, распоряжений и архивных материалов) нами была составлена обобщенная характеристика государственных и общественно-педагогических инициатив, реализуемых в учебных заведениях Архангельской губернии второй половины XiX - начале XX вв., представленная в таблице.

Таблица

Характеристика государственных и общественно-педагогических инициатив в деятельности педагогических и попечительских советов учебных заведений Архангельской губернии второй половины XIX - начала XX вв.

Параметры Государственные инициативы Общественно-педагогические инициативы

1 2 3

Педагогический совет

Обсуждаемые вопросы (по группам) - Устройство народных училищ; - организация образовательного процесса; - награждения и поощрения учащихся за успехи и поведение; - состояние здоровья отдельных учащихся; - меры контроля и надзора за деятельностью учащихся и др. - Прошения об открытии частной школы (первоначального обучения); - испытания на право открытия школы и звания домашней учительницы; - рассмотрение протоколов советов уездных и приходских училищ Архангельской губернии за полугодие и высказывание своего коллегиального мнения и др.

Основания для обсуждения - Предложения; - предписания; - циркуляры - Прошения; - полномочия совета (статус)

Окончание табл.

1

2

3

Принимаемые решения

- Представить на рассмотрение;

- исключить из учебного заведения;

- принять к сведению;

- обсудить проектные материалы и направить предложения в вышестоящие органы;

- предложить исполнить.;

- ходатайствовать о награждении.;

- высказать меры взыскания.;

- назначить стипендии учащимся;

- разрешить выписку следующих периодических изданий;

- принять к руководству и др.

- Ходатайствовать об открытии частной школы;

- высказывать мнение педагогического совета

- гимназии относительно качества ведения протоколов и правомерности принятых решений педагогическими советами уездных и приходских училищ;

- выдать надлежащее свидетельство и др.

Попечительский совет

Обсуждаемые вопросы (по группам)

- Выплаты стипендий учащимся, жалования и пенсий преподавателям училищ;

- переименование учебного заведения;

- установление требований к учащимся

- Оказание пожертвований и вынесение благодарностей жертвователям;

- оплата за обучение (порядком приема, увеличением / освобождением от оплаты);

- награждение и поощрение преподавателей училищ;

- материально-техническое (хозяйственное) оснащение училищ;

- методическое оснащение училищ;

- избрание и освобождение членов попечительского совета, попечительниц и надзирательниц училища - мерами взыскания;

- информационная открытость учебных заведений и привлечение родительской общественности в дела народного образования - организация образовательного процесса в училище,

в том числе с введением отдельных предметов

Основания для обсуждения

■ Предложения;

■ предписания;

■ циркуляры

Прошения;

■ Полномочия совета (статус);

■ инициатива отдельных лиц

Принимаемые решения

- Просить ходатайствовать вышестоящих лиц

о...;

- сообщить Градской думе для подготовки соответствующего распоряжения;

- привести в исполнение назначенную меру;

- просить разрешения;

- предъявить сведения;

- ввести обучение;

- представить господину начальнику Губернии;

- установить регламент приема оплаты за обучение;

- признал необходимым и др.___________________

- Пожертвованное имущество включить в имущество учреждения;

- объявить замечания;

- освободить от должности попечительницы (попечителя) или принять на себя звание попечительницы (попечителя);

- объявить признательность лицам, оказывающим пожертвования;

- предоставляет право наблюдать за внесением оплаты;

- удостоить наградами и др.

Таким образом, проведенный анализ исследовательского материала позволяет считать, что на институциональном уровне государственные инициативы носили жестко регламентированный характер, но при этом в ходе исследования выявлены факты, раскрывающие интегрированный характер взаимодействия (сочетание единоначалия и самоуправления) между руководством учеб-

ных заведений и общественными (общественнопедагогическими) объединениями.

Как свидетельствуют архивные источники, в начале двадцатого века создавались «при училищах особые школьные советы», в обязанности которых входило: ведение хозяйственной части, контроля за посещением детьми училища, улучшение материального и нравственного положе-

ния народных учителей (Циркуляр Попечителя С-П учебного округа 12 марта 1904 г. № 3331). В архивных материалах имеются предложения инспекторов народных училищ о целесообразности создания школьных советов на территории Архангельской губернии [Директора народных училищ ...].

В ходе исследования нами выявлены сведения о школьных общественных объединениях. Так, например, в начале XX в. создавались трудовые дружины учащихся, деятельность которых регламентирована Правилами о трудовых дружинах учащихся, направленными начальникам учебных заведений Петроградского учебного округа №181 от 02 мая 1916 г. [Журнал ... за 1855 год, с. 32-84].

В ходе исследования было выявлено, что Министерство народного просвещения ориентировало трудовые дружины на выполнение полевых работ и пропагандировало этот вид общественнопедагогической деятельности среди других учебных заведений.

В ходе исследования было выявлено, что государственные инициативы представляли целый комплекс регламентирующих документов, содержание которых было направлено на структурные изменения в жизнедеятельности учебных заведений (в частности) и народного образования (в целом), в том числе на реализацию общественнопедагогических инициатив, а именно: создание различных общественных объединений (школьных советов, трудовых дружин, различных комиссий и др.).

Резюмируя вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, во-первых, реализация государственных инициатив жестко регламентирована через выстроенный организационно-распорядительный механизм (Министерство народного просвещения - Санкт-Петербургский Учебный округ - Дирекция народных училищ Архангельской губернии - Начальники учебных заведений); во-вторых, реализация институциональных государственных и общественно-педагогических инициатив на территории Архангельской губернии во второй половине XiX - начале XX вв. носит интегрированный характер и представляет комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на регулирова-

ние жизнедеятельности учебных заведений и расширение их сферы деятельности; в-третьих, длительный и устойчивый период деятельности педагогических и попечительских советов (с 1845 по 1918 г.) объясняется выстроенной системой взаимодействия в реализации государственных и общественно-педагогических инициатив.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы на занятиях по истории российского образования.

Список сокращений

ГААО - Государственный архив Архангельской области.

Библиографический список

1. Богуславский М.В. XX век российского образования. М.: ПЕР СЭ, 2002. 336 с.

2. Директора народных училищ Архангельской губернии. Дело с предписаниями высшего учебного начальства (начало 1904 г.) // ГААО. Ф. 61. Оп. 1. Ед. хр. 929.

3. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М.: Интерпракс, 1994. 248 с.

4. Журнал совета Архангельского училища для образования девиц за 1855 год // ГААО. Ф. 79. Оп.1. Ед. хр. 11.

5. Журнал совета Архангельского училища для образования девиц за 1857 год // ГААО. Ф. 79. Оп.1. Ед. хр. 21.

6. Лютых О.Ю. К вопросу изучения процессов реформирования в России // Вестник КГПУ. 2012. № 4 (22). С. 373-377.

7. Протоколы педагогического совета за 2-ю половину 1869 года (начало 23 июня 1869 года) // ГААО. Ф. 127. Оп.1. Ед. хр. 79.

8. Протоколы педагогического совета за 1870 г. (начало 1870 года) // ГААО. Ф. 127. Оп.1. Ед. хр. 85.

9. Протоколы попечительского Совета Архангельского Мариинского женского училища первого разряда за 1864 год (начало января 1864 года) // ГААО. Ф. 79. Оп.1. Ед. хр. 37.

10. Циркуляры Петроградского учебного округа за 1916 год // ГААО. Ф. 61. Оп. 1. Ед. хр. 1951.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.