УДК 371
Т. С. Буторина, И. В. Федосеева
ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ В НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Конкретизировано представление о государственных и общественно-педагогических инициативах в отечественном народном образовании. На основе анализа исторического материала раскрываются формы и содержание государственных и общественно-педагогических инициатив в народном образовании Архангельской губернии во второй половине XIX - начале XX в.
Ключевые слова: государственные инициативы, общественно-педагогические инициативы, училищные советы.
Государственно-общественный характер управления образованием является одним из приоритетов государственной политики. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. определены стратегические ориентиры, направленные на привлечение общественности к управлению образованием, на расширение механизмов участия общественных институтов в осуществлении контроля и оценки качества образования. Реализация государственных приоритетов регулируется преемственностью законодательных норм, сформулированных в действующем законе «Об образовании» и новом ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в которых зафиксирован один из принципов государственной политики: «демократический характер управления образованием, обеспечивающий реализацию прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, обучающихся на участие в управлении образовательными организациями» [1, ст. 3, п. 10].
Выбор темы исследования обусловлен, во-первых, тем, что в истории России имелся опыт вовлечения общественности в управление народным образованием, во-вторых, отечественный историко-педагогический опыт должен быть всесторонне изучен и востребован в условиях формирования и развития демократических отношений в обществе.
Таким образом, цель данного исследования -охарактеризовать формы и содержание государственных и общественно-педагогических инициатив в народном образовании. В этой связи интересен опыт Архангельской губернии второй половины XIX - начала XX в.
Генезис теоретических представлений о единстве государства и общества в развитии народного образования, тенденциях общественно-педагогического движения, общественной деятельности в сфере школьного и внешкольного образования представлен в работах Э. Д. Днепрова [2], П. Ф. Капте-рева [3], О. Б. Лобановой [4], А. В. Ососкова [5], К. Д. Ушинского [6], Н. В. Чехова [7] и др.
Источниками для исследования выступили материалы фонда 61 «Директор народных училищ Архангельской губернии» Государственного областного архива Архангельской области, в которых содержатся 2 370 дел с временным периодом охвата 17861920 гг. Фонд содержит циркуляры и предписания Министерства народного просвещения, переписку попечителя Санкт-Петербургского учебного округа, директора и инспекторов народных училищ Архангельской губернии; протоколы уездных и губернского советов, отчеты директора народных училищ, гимназий и уездных училищ и другие документы, регламентирующие деятельность государственных и общественно-педагогических объединений.
В основу исследования положены работы
В. Покровского [8], П. Чубинского [9], посвященные вопросам распространения народного образования на территории Архангельской губернии второй половины XIX - начала XX в.
Под государственными инициативами мы понимаем совокупность правовых и организационных действий представителей органов управления народным образованием, направленных на решение (регулирование) социальных (общественно-значимых/ государственных) проблем.
Государственные инициативы в народном образовании на территории Архангельской губернии второй половины XIX - начала XX в. нашли отражение в предписаниях вышестоящего начальства, а именно министра народного просвещения, управляющего и попечителя Санкт-Петербургского учебного округа, губернатора, директора народных училищ на территории губернии и инспекторов народных училищ на уровне территориальных районов и т. д.
В ходе исследования установлено, что через государственные инициативы регламентировалось ведение дел в начальных училищах, состоящих в ведении Архангельской дирекции (напечатаны с разрешения попечителя Санкт-Петербургского учебного округа от 04 ноября 1899 г. № 13052), определен порядок действий учителей и учитель-
ниц при организации приема учащихся в начальные училища, описаны вопросы организации образовательного процесса, требования к учащимся (правила поведения, организационная культура, меры взыскания за правонарушения), меры контроля и надзора со стороны администрации учебных заведений, перечень изучаемых предметов и их объем [10, л. 1].
На основе анализа архивных материалов удалось сгруппировать содержание «губернских и уездных» государственных инициатив на территории Архангельской губернии следующим образом: регламентирование деятельности учебных заведений (начало и окончание учебного года, ограничение численности детей в классах, открытие училищ, открытие и закрытие отделений, преобразования уездных училищ в городские и др.), меры социальной направленности (открытие яслей-приютов, устройство ученических столовых, общежитий, организация обществ вспомоществования учащимся, оказание посильной помощи в сельскохозяйственных работах); распространение народного образования на территории Архангельской губернии: создание сети бесплатных народных библиотек, просвещение населения, приобретение учебных пособий и литературы; финансовые механизмы (сметы доходов и расходов и др.); делегирование полномочий коллегиальным органам (переписка о создании обществ взаимного вспомоществования, школьных советов, училищных советов, выдвижение делегатов на съезды, о деятельности почетных блюстителей и др.); подготовка педагогических кадров (о необходимости открывать педагогические курсы; сохранение и укрепление здоровья обучающихся: проветривание помещений перед началом занятий и на переменах возложить на сторожей, отмена занятий при низких температурах зимой, о мерах безопасности в учебных заведениях); статистическая отчетность о деятельности (сведения об училищах Архангельской губернии на истекший период, отчеты о деятельности (или состоянии), рапорты об учебных заведениях, списки служащих по Дирекции народных училищ, о распределении инспекторских районов и др.).
Под общественно-педагогической инициативой мы понимаем совокупность совместных действий представителей педагогического сообщества и других заинтересованных лиц, направленных на решение профессиональных или социально значимых проблем.
Общественно-педагогические инициативы в народном образовании второй половины XIX - начала XX в. представлены деятельностью различных общественных объединений на разных организационных уровнях (советами, обществами, комиссиями и др.).
Для нашего исследования представляют интерес взаимосвязи между государственными и общественно-педагогическими инициативами в народном образовании второй половины XIX - начала XX в. Например, установлено, что государственная инициатива директора народных училищ А. А. Острогско-го от 3 октября 1913 г. № 34773 о создании уездных и губернского училищных советов в Архангельской губернии призывала к активному обсуждению этого вопроса среди инспекторов народных училищ [11, л. 1].
Архивные материалы свидетельствуют, что инспекторы народных училищ высказывали одобрение о необходимости создания уездных училищных советов и направляли свои предложения о предполагаемом составе в адрес Министерства народного просвещения [11, л. 2-12].
Позже директор народных училищ проинформировал управляющего Санкт-Петербургским
учебным округом от 30 апреля 1914 г. об учреждении в Архангельской губернии губернского и уездных училищных советов (Архангельский, Холмогорский, Александровский, Онежский, Пинеж-ский, Мезенский, Кемский, Шенкурский и Печорский) [11, л. 22].
В своей деятельности губернский и уездные советы руководствовались общими основаниями статей Свода Законов и уставов учебных заведений, относящихся к деятельности училищных советов.
Согласно ст. 29 Положения от 25 мая 1874 г., на уездные училищные советы возлагались обязанности: 1) по изысканию и обсуждению способов для открытия новых начальных училищ и улучшения состояния уже существующих; 2) по оснащению училищ учебными пособиями и руководствами; 3) окончательное утверждение в должности учителей и учительниц начальных училищ; 4) упразднение училищ, признанных вредными; 5) увольнение от должности учителей, признанных неблагонадежными, и другие мероприятия, направленные на расширение и улучшение учебного дела в уезде.
Нами были проанализированы протоколы Онежского, Печорского, Кемского, Шенкурского, Мезенского, Пинежского и других уездных училищных советов Архангельской губернии за 1914-1917 гг.
В ходе исследования выявлено, что на заседаниях уездных училищных советов рассматривались следующие группы вопросов: регламентирование деятельности педагогических работников (назначение (перемещение/ увольнение) в должностях, выдача пособий и наград); материально-техническое оснащение (нужды начальных училищ, в том числе связанные с созданием благоприятных условий для обучения детей); распространение народного образования (устройство бесплатных народ-
ных библиотек); меры социальной направленности (устройство детских домов, приютов и яслей для малолетних детей); финансовые механизмы (производство школьных зданий и их ремонт; сметы на расходы по содержанию училищ); статистическая отчетность (утверждение отчетов инспекторов народных училищ о состоянии начального образования в уезде за текущий год) и другое [11, л. 42-56; 12, л. 1-12].
Как свидетельствуют архивные материалы, принимаемые решения уездных училищных советов сформулированы следующим образом: например, «пришел к заключению», «принял решение
о...», «признал необходимым», «ходатайствовал об открытии...», «постановил» и др.
Удалось установить, что, во-первых, содержание деятельности уездных училищных советов не противоречило правовым нормам (ст. 29 Положения от 25 мая 1874 г.), во-вторых, дублирование отдельных групп вопросов (распространение народного образования, меры социальной направленности, финансовые механизмы, статистическая отчетность) между государственными и общественнопедагогическими инициативами, в-третьих, полномочия принимаемых решений четко фиксированы.
Особо следует остановиться на рассмотрении деятельности Архангельского губернского училищного совета.
Были проанализированы протоколы губернского училищного совета Архангельской губернии за 1914-1917 гг. и выявлено, что на заседаниях рассматривались следующие группы вопросов: финансовые механизмы (составление смет на текущий и соображения на предстоящий годы; механизмы расходования средств); регламентирование деятельности педагогических работников (награждение за труд в народном образовании, выплаты единовременных пособий учителям); материально-техническое обеспечение (приобретение имущества и др.); распространение народного образования (устройство народных чтений и народных библиотек), а также высказывали мнения о решениях уездных училищных советов, в том числе и свое несогласие, заслушивали протоколы уездных училищных советов и жалобы [11, л. 67-344; 13, л. 19-25; 14, л. 1-116].
Таким образом, в общественно-педагогических инициативах разного уровня выявлены общие и частные группы вопросов. К общим группам вопросов относятся регламентирование деятельности педагогических работников, распространение народного образования, материально-техническое обеспечение, финансовые механизмы, к частным -общественно-контролирующая функция за деятельностью уездных училищных советов.
Как свидетельствуют архивные материалы, принимаемые решения губернского училищного
совета фокусируются вокруг управленческих полномочий и сформулированы следующим образом: «заслушал.», «принял решение о.», «ходатайствовал перед. о.», «постановил.», «представил.», «просил.», «предложил.», «пору-
чил. », «запросил. », «принять меры к. », «указал на факты», относительно решений уездных училищных советов формулировки следующие -«признал недостаточным.», «решительно не может согласиться.» и др.
В целом губернский училищный совет выполнял следующие функции: аналитическую, организационную, экспертную, контролирующую и др.
Обобщая, можно сделать вывод о том, что в деятельности училищных советов имело место дублирование государственных и общественно-педагогических инициатив (например распространение народного образования, финансовые механизмы, меры социальной направленности и др.).
В ходе исследования установлено, что основанием для обсуждения вопросов на заседаниях училищных советов выступали государственные инициативы в виде предложений, циркуляров, предписаний; общественно-педагогические инициативы в виде прошений, заявлений, отдельных инициатив и др.
Изученные архивные материалы позволили установить, что сочетание принципов единоначалия и самоуправления находило отражение в народном образовании второй половины XIX - начала XX в.
Формы государственных и общественных (общественно-педагогических) инициатив имели вариативный характер от прямого исполнения организационно-распорядительных документов (предписаний, циркуляров и др.) до открытого вовлечения общественности в обсуждаемые вопросы и принимаемые решения (через деятельность губернского и уездных училищных советов).
Сквозное решение отдельных вопросов (например распространение народного образования и финансовые механизмы) позволило комплексно и всесторонне решать проблемы народного образования и провести к значимым результатам.
Отечественный исторический опыт важен для построения демократических отношений в современной системе образования, что позволяет избежать заимствования зарубежных практик. Это позволяет переосмыслить и дополнить историко-педагогическое представление о государственных и общественно-педагогических инициативах во второй половине XIX - начале XX в.
Резюмируя вышеизложенное, нам удалось конкретизировать представление о государственных и общественно-педагогических инициативах в народном образовании, охарактеризовать формы и содержание их на примере Архангельской губернии второй половины XIX - начала XX в.
Список источников и литературы
1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012 г. (вступает в силу с 01.09.2013).
2. Днепров Э. Д. Четвертая школьная реформа в России. М.: Интерпракс,1994. 248 с.
3. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. 704 с. (Пед. б-ка).
4. Лобанова О. Б., Колокольникова З. У., Соколова Е. В. Из истории социального воспитания детей в России I четверти XX века // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 5 (120). С. 87-90.
5. Ососков А. В. Начальное образование в дореволюционной России (1861-1917): учеб. пос. для студ. пед. ин-тов по спец-ти № 2121
«Педагогика и методика нач. обучения». М.: Просвещение, 1982.208 с.
6. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 2 / сост. Э. Д. Днепров. М.: Педагогика, 1974. 438 с.
7. Народное образование в России с 60-х годов XIX века / сост. Н. В. Чехов. М.: Изд-во «Польза» В. Антик и Ко, 1912. 224 с. (Педагогическая академия в очерках и монографиях. Воспитание в семье и школе / под общ. ред. А. П. Нечаева).
8. Покровский В. Народное образование в Архангельской губернии в связи с проектом всеобщего обучения // Архангельск. 1910. № 21.
С. 12.
9. Чубинский П. Несколько слов о народном образовании // Изв. Архангельской губернии. 1868. № 28, 29. С. 9-14.
10. ГААО. Ф. 61. Оп. 1. Ед. хр. 826.
11. Там же. Ед. хр. 1505.
12. Там же. Оп. 3. Ед. хр. 27.
13. Там же. Оп. 1. Ед. хр. 1978.
14. Там же. Ед. хр. 1955.
Буторина Т. С., доктор педагогических наук, профессор, директор.
Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова.
Ул. Наб. Северной Двины, 17, Архангельск, Россия, 163000.
E-mail: [email protected]
Федосеева И. В., проректор по учебно-методической работе.
Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Пр. Новгородский, 66, Архангельск, Россия, 163000.
E-mail: [email protected]
Материал посиупил в редакцию 04.03.2013.
T. S. Butorina, I. V. Fedoseeva
FORMS AND CONTENT OF STATE, SOCIAL AND PEDAGOGICAL INITIATIVES IN THE POPULAR SCHOOLING OF ARKHANGELSK PROVINCE IN THE SECOND HALF OF THE 19TH - BEGINNING OF THE 20TH CENTURIES
The article specifies the idea of state, social and pedagogical initiatives in the native popular schooling. The analysis of historical material discloses forms and content of state, social and pedagogical initiatives in the popular schooling of Arkhangelsk province in the second half of the 19th and the beginning of the 20th centuries.
Key words: state initiatives, social and pedagogical initiatives, college boards.
Butorina T. S.
M. V. Lomonosov Northern (Arctic) Federal University.
Naberezhnaya Severnoy Dviny, 17, Arkhangelsk, Russia, 163000.
E-mail: [email protected]
Fedoseeva I. V.
Arkhangelsk Regional Institute of Teachers Professional Development.
Pr. Novgorodsky, 66, Arkhangelsk, Russia, 163020.
E-mail: [email protected]