Научная статья на тему 'Управление системой народного образования России в ХIХ в'

Управление системой народного образования России в ХIХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
940
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАРОДНЫЕ УЧИЛИЩА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ НАРОДНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ / NATIONAL EDUCATION / NATIONAL SCHOOLS / MANAGEMENT SYSTEM OF NATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гошуляк Любовь Даниловна

Актуальность и цели. Актуальность темы исследования определяется необходимостью совершенствования управления системой образования в современных условиях, которое невозможно без учета исторического опыта. Поэтому целью статьи является изучение исторических условий и опыта управления системой народного образования России в ХIХ в. Материалы и методы. Реализация поставленной цели достигалась на основе исследования нормативных правовых актов того времени, регламентирующих деятельность различных типов народных учебных заведений. Особое внимание было уделено рассмотрению исторических условий функционирования народных школ. Автором были применены различные методы исследования: сравнительно-правовой, исторический, логический, формально-юридический и др. Результаты. Исследованы предпосылки становления и развития системы народных школ в ХIХ в., представлена эволюция законодательства дореволюционной России в сфере народного образования, рассмотрены органы управления образованием. Выводы. На основе проведенного исследования был сделан вывод о том, что нормативно-правовая база отечественного образования являлась корректирующим фактором развития системы управления народным образованием, которая складывалась в виде разветвленной бюрократической надстройки над учебными заведениями различных типов, определяла структурные компоненты образовательного комплекса России и отражала соотношение государственных и общественных интересов в правовом образовательном пространстве России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF THE SYSTEM OF NATIONAL EDUCATION OF RUSSIA IN THE XIX CENTURY

Background. The topicality of the research is determined by the necessity to improve the management of the system of education in the modern conditions, which is impossible regardless the historical experience. Therefore the article aims at studying the historical conditions and experience of management of the system of national education of Russia in XIX century. Materials and methods. Realization of the set goal was carried out through research of the regulatory legal acts of those times, regulating the activity of educational institutions of various types. Special attention was paid to consideration of historical conditions of national school functioning. The author used various methods of research: comparative-legal, historical, logical, formal-juridical etc. Results. The author researched the preconditions of formation and development of the system of national schools in XIX century, introduced the evolution of legislation of pre-revolutionary Russia in the sphere of national education, considered education management bodies. Conclusions. On the basis of the conducted research the author concludes that the regulatory legal base of Russian education was the correcting factor of development of the system of amangement of national education, which was developed in the form of branching bureaucratic superstructure over educational institutions of various types, it determined structural components of the educational process in Russia and reflected the correlation of state and social interests in legal educational space of Russia.

Текст научной работы на тему «Управление системой народного образования России в ХIХ в»

УДК 371.11

Л. Д. Гошуляк

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В XIX в.

Аннотация. Актуальность и цели. Актуальность темы исследования определяется необходимостью совершенствования управления системой образования в современных условиях, которое невозможно без учета исторического опыта. Поэтому целью статьи является изучение исторических условий и опыта управления системой народного образования России в XIX в. Материалы и методы. Реализация поставленной цели достигалась на основе исследования нормативных правовых актов того времени, регламентирующих деятельность различных типов народных учебных заведений. Особое внимание было уделено рассмотрению исторических условий функционирования народных школ. Автором были применены различные методы исследования: сравнительноправовой, исторический, логический, формально-юридический и др. Результаты. Исследованы предпосылки становления и развития системы народных школ в XIX в., представлена эволюция законодательства дореволюционной России в сфере народного образования, рассмотрены органы управления образованием. Выводы. На основе проведенного исследования был сделан вывод о том, что нормативно-правовая база отечественного образования являлась корректирующим фактором развития системы управления народным образованием, которая складывалась в виде разветвленной бюрократической надстройки над учебными заведениями различных типов, определяла структурные компоненты образовательного комплекса России и отражала соотношение государственных и общественных интересов в правовом образовательном пространстве России.

Ключевые слова: народное образование, народные училища, система управления народным образованием.

L. D. Goshulyak

MANAGEMENT OF THE SYSTEM OF NATIONAL EDUCATION OF RUSSIA IN THE XIX CENTURY

Abstract. Background. The topicality of the research is determined by the necessity to improve the management of the system of education in the modern conditions, which is impossible regardless the historical experience. Therefore the article aims at studying the historical conditions and experience of management of the system of national education of Russia in XIX century. Materials and methods. Realization of the set goal was carried out through research of the regulatory legal acts of those times, regulating the activity of educational institutions of various types. Special attention was paid to consideration of historical conditions of national school functioning. The author used various methods of research: comparative-legal, historical, logical, formal-juridical etc. Results. The author researched the preconditions of formation and development of the system of national schools in XIX century, introduced the evolution of legislation of pre-revolutionary Russia in the sphere of national education, considered education management bodies. Conclusions. On the basis of the conducted research the author concludes that the regulatory legal base of Russian education was the correcting factor of development of the system of amangement of national education, which was developed in the form of branching bureaucratic superstructure over educational institutions of various types, it deter-

mined structural components of the educational process in Russia and reflected the corrélation of state and social interests in legal educational space of Russia.

Key words: national education, national schools, management system of national education.

Управление складывающейся системой народного образования в XIX в. строилось на основе постоянно изменяющихся нормативных правовых актов Российской империи. Законодательство о народном образовании было вызвано к жизни созданием начальной народной школы. Это объясняется тем, что народная школа изначально создавалась не государством, а обществом. Поэтому развитие шло не в системе «законодательство - школа», а, наоборот, «школа - законодательство».

До появления народных училищ начальное образование можно было получать в приходских и уездных училищах. Приходские училища со сроком обучения в один год согласно Уставу учебных заведений 1804 г. могли открываться в губернских, уездных городах и селениях при каждом церковном приходе. Они имели две цели - готовить к обучению в уездном училище и давать детям первоначальные элементарные знания. Основными предметами обучения являлись Закон Божий, чтение, письмо и первые действия арифметики. Содержание приходских училищ было либо делом самих крестьян (казенные крестьяне), либо помещиков и церкви. Государственная казна средств на их содержание не выделяла.

Уездные училища со сроком обучения в два года создавались в уездных центрах и готовили учащихся к продолжению обучения в гимназиях.

По Уставу 1828 г. сохранялись прежние два типа народных школ, но отменялась преемственность между уездным училищем и гимназией. Уездные и приходские училища стали школами законченного типа. Уездные училища, как подчеркивалось в Уставе, «открытые для людей всех состояний, в особенности предназначены для того, чтобы детям купцов, ремесленников и других городских обывателей, вместе со средствами лучшего нравственного образования, доставить те сведения, кои по образцу жизни их нуждам и упражнениям людей могут быть наиболее им полезны» [1]. Курс обучения в уездных училищах был разделен на три класса, по одному году на каждый, и состоял из следующих предметов: Закон Божий, русский язык, арифметика, геометрия, география, сокращенная русская и всеобщая история, чистописание, черчение и рисование.

Цель приходских училищ согласно Уставу 1828 г. состояла в «распространении первоначальных, более или менее всякому нужных сведений между людьми из самых низших состояний» [1]. Предметами обучения в них были Закон Божий, чтение церковной и гражданской печати и чтение рукописей, чистописание и первые четыре действия арифметики. В промышленных селениях при училищах могли открываться вторые классы с курсом нижнего класса уездных училищ. Учителя приходских училищ пользовались правами государственных служащих. Однако количество этих училищ в связи с отсутствием общественного заказа на образование в тот период было незначительным.

Недостаточным являлось и количество школ грамоты для народа. В них срок обучения длился один-два года, и создавали их сами крестьяне на свои средства. Учителями в них числились не лица, относящиеся к разряду госу-

дарственных служащих, а полуграмотные дьячки местной церкви, отставные солдаты или бывшие дворовые.

Обучение детей крепостных крестьян целиком зависело от лиц и учреждений, к которым принадлежали крестьяне. Если помещик хотел, он устраивал школу для своих крепостных крестьян, а если не желал, никто его принудить сделать это не мог. Да и сами крестьяне в то время не ставили вопросы об открытии народных школ, так как пока не осознавали значимость образования для своих детей.

С 60-х гг. XIX в., вследствие общественно-педагогического движения, в области народного образования обстановка изменилась. В соответствии с новым законодательством появились новые типы народных школ, были преобразованы существующие, установлен контроль над ними и назначены лица, обязанные заниматься народной школой. Во всех губерниях были созданы Дирекции народных училищ для надзора и управления народными школами. Следовательно, только с 60-х гг. XIX в. можно вести речь о создании системы управления народным образованием.

В начале 60-х гг. XIX в. социальные противоречия в России привели к возникновению в стране революционной ситуации. Обострился крестьянский вопрос, приобретя значение главного вопроса общественно-политической жизни. Этот период ознаменовался возникновением широкого общественно-педагогического движения против сословно-крепостнической школы в защиту общего образования, что не могло не отразиться на содержании законодательных актов в сфере образования.

Так, согласно Положению о начальных народных училищах 1864 г. все школы провозглашались общедоступными и бессословными, а правительственным учреждениям, сельским обществам, земствам и частным лицам предоставлялось право открытия народных училищ. Цель народных училищ состояла в том, чтобы «утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания» [2, с. 350].

Положением определялись следующие предметы преподавания в народных училищах: Закон Божий, чтение (книги гражданские и церковные), письмо, четыре действия арифметики, церковное пение.

Управление школами приобрело децентрализованный характер, повысилась роль педагогических советов.

В 1872 г. согласно Положению о городских училищах началось преобразование бывших уездных училищ с целью расширения изучения в них естественнонаучных предметов. Однако эти преобразования вплоть до конца XIX в. оказались незавершенными.

Городские училища по Положению 1872 г. представляли собой учебные заведения, имеющие целью «доставление детям всех сословий начального умственного и религиозно-нравственного образования» [2, с. 362]. Они состояли в ведении попечителей учебных округов и в ближайшем заведовании директоров народных училищ. Курс обучения в городских училищах продолжался шесть лет и состоял из Закона Божия, чтения и письма, русского языка и церковнославянского чтения, арифметики, практической геометрии, географии и истории отечества с необходимыми сведениями из всеобщей истории и географии, естественной истории и физики, черчения, рисования и чистописания, пения и гимнастики. По желанию местных обществ и при

выделении ими средств учащимся во внеклассное время могли преподаваться ремесла, а в старших классах, с разрешения Министерства народного просвещения, - дополнительные предметы.

Городские училища содержались за счет правительства, земств, городов, сословий и частных лиц. При них, по желанию местного общества и за его счет, с разрешения попечителя учебного округа могли открываться воскресные и вечерние курсы для взрослых. Подобно народным училищам, роль педагогических советов в них была значительной.

Изменения в правительственной политике в области народного образования прослеживаются и по Положению о начальных народных училищах 1874 г., которое рассматривалось в те годы как основной закон в сфере народного образования России [3, с. 91]. Положение 1874 г., оставив без изменений содержательную часть образования, усилило административный контроль, предоставив заведование их учебной частью директорам и инспекторам народных училищ [2, с. 66], которые должны были заботиться также об устройстве при народных училищах особых уроков для взрослого населения.

Тенденцией развития законодательства о народном образовании в 70-90-е гг. XIX в. явилось сокращение общеобразовательного значения народной школы с учетом роста удельного веса и влияния церковноприходских школ. Эта тенденция достаточно определенно выразилась в изданных в 1897 г. Министерством народного просвещения примерных программах предметов, преподаваемых в начальных народных училищах. В этих программах и в объяснительных записках к ним мы находим указание «давать решительное предпочтение лицам, умеющим обучать церковному пению», при обучении азбуке «избегать приемов, которые замедляют ее изучение, например, так называемых предметных бесед с детьми», «не увлекающимся желанием делиться с детьми всеми сведениями, которые он сам имеет о данном предмете» [3, с. 91]. Таким образом устанавливался приоритет догматического обучения в народной школе.

Кроме Положения 1874 г., деятельность народных школ определялась также Инструкцией для двухклассных и одноклассных сельских училищ Министерства народного просвещения 1875 г. [4, с. 213]. Инструкция во многом дублировала Положение о народных училищах. Срок обучения, например, в одноклассных училищах по-прежнему составлял три года, а обязательными предметами в них были Закон Божий, славянская грамота, русский язык с чистописанием, арифметика. При наличии средств Инструкцией допускалось введение в учебный план гимнастики, обучения ремеслам для мальчиков и рукоделия для девочек, а также садоводства, огородничества, пчеловодства.

Учредителям всех народных училищ законодательством разрешалось для ближайшего заведования ими избирать особых попечителей и попечительниц, утверждаемых губернским училищным советом. Высшее наблюдение за преподаванием Закона Божия и за религиозно-нравственным направлением обучения и воспитания принадлежало епархиальным архиереям, которые имели право для этого назначать особых духовных лиц.

Учителями в народных училищах могли быть как светские, так и духовные лица. Поиск кандидатов на учительские места принадлежал учредителям или содержателям училищ. К исполнению своих обязанностей учителя допускались инспекторами, а утверждались в должностях уездными училищными советами. Последним также принадлежало право увольнения учителей,

временное их устранение от должностей, но при согласии инспектора народных училищ.

Заведование учебной частью всех начальных народных училищ, согласно тогдашнему законодательству, принадлежало губернским директорам народных училищ и подчиненным им инспекторам, назначаемым на один или несколько уездов каждый, а также губернским и уездным училищным советам, возглавляемым предводителями дворянства.

В 70-х гг. XIX в. появились так называемые «образцовые» министерские начальные школы: одноклассные (три года обучения) и двухклассные (пять лет обучения) при продолжительности учебного года не менее шести месяцев. Эти школы открывались Министерством народного просвещения с «целью доставить детям сельского населения возможность приобретать элементарное образование в более полном и законченном виде сравнительно с другими сельскими начальными училищами» [2, с. 44]. Обязательными предметами преподавания в этих училищах являлись Закон Божий, русский язык с чистописанием, арифметика, история, география и естествоведение, церковное пение и черчение. Кроме этих обязательных предметов, в училищах, по мере средств и возможности, вводились дополнительно гимнастика, ремесла и мастерства для мальчиков и рукоделия для девочек. Учащиеся могли заниматься при училищах садоводством, огородничеством и пчеловодством.

Финансирование училищ, кроме выделяемых министерством небольших сумм, осуществлялось местными земствами и сельскими обществами.

Все образцовые училища Министерства народного просвещения состояли в ведении попечителей учебных округов и находились под ближайшим наблюдением директоров и инспекторов народных училищ.

На каждого преподавателя в министерских училищах приходилось не более 60 учащихся. Дети принимались в училище в возрасте от 7 до 12 лет, причем допускалось совместное обучение. Учителя министерских училищ назначались директором народных училищ по представлению инспекторов из числа лиц православного вероисповедания. Учебные книги и школьные принадлежности приобретались родителями учеников, для чего при училищах предписывалось устраивать книжные склады, где ученикам из бедных семей книги и пособия выдавались бесплатно.

После 1864 г. - года создания земских органов самоуправления - многие народные училища стали земскими (по источнику их финансирования). В соответствии с Положением о земских учреждениях от 1 января 1864 г. в ведение уездных и губернских земств переходили учреждения, тесно связанные с хозяйствованием, в том числе и учебные заведения. Земства должны были материально поддерживать начальные школы, в то время как учебновоспитательная работа в них находилась в ведении училищных советов.

Такие правовые нормы относительно начального народного образования на всем протяжении исследуемого периода не претерпели изменений. Они лежали в основе всей системы народного образования дореволюционной России. Только в 1912 г. законодательством был введен еще один тип начальной школы - высшие начальные училища с четырехлетним сроком обучения, в которые были преобразованы городские училища. В соответствии с Положением о высших начальных училищах 1912 г. для поступления в такие училища необходимо было окончить одногодичное начальное училище

Министерства народного просвещения [2, с. 382]. В учебные планы высших начальных училищ входили Закон Божий, русский язык с элементами церковнославянского, арифметика, начатки географии, истории, естествоведения, рисование и черчение. В отличие от городских училищ, учебный план высших начальных училищ предполагал ознакомление учащихся с элементами алгебры, геометрии и физики. Пение и гимнастика из необязательных предметов становились обязательными.

Создание высших начальных училищ облегчало переход из начальной в среднюю школу при условии сдачи дополнительных экзаменов по тем предметам, которые отсутствовали в учебных планах начальных училищ и имелись в гимназиях. Однако это было весьма затруднительно, так как такими предметами являлись древние и современные иностранные языки. Следовательно, среднее образование и в начале ХХ в. продолжало оставаться замкнутой системой, никак не связанной с начальной народной школой.

Одним из распространенных типов начальной школы в России во второй половине XIX - начале ХХ в. являлись церковноприходские школы и школы грамоты. Они были одноклассными, вначале с двух-, а затем с трехлетним сроком обучения, и двухклассными со сроком обучения четыре года. В школах грамоты был установлен двухлетний курс обучения. Эти учебные заведения открывались и функционировали также на основе соответствующих нормативно-правовых актов.

Деятельность церковной школы регламентировалась с 1884 г. Правилами о церковноприходских школах. В 1891 г. были изданы Правила о школах грамоты, в 1896 г. - Положение об управлении школами ведомства православного исповедания. Эти нормативные акты в 1902 г. фактически были объединены в Положение о церковных школах ведомства православного исповедания. Главной задачей церковноприходских школ являлось «распространение в народе образования в духе православной веры и церкви; утверждение христианской нравственности и сообщение детям необходимых полезных знаний» [2, с. 258].

Во второй половине XIX в. в России появилось законодательство, регламентирующее деятельность учреждений специального образования, которые в определенном смысле составляли вместе с народными училищами единую систему, так как выпускники народных школ могли продолжить свое образование и получить специальность в низшем профессионально-техническом учебном заведении. Здесь, в отличие от гимназий, сохранялась преемственность учебных программ. Тем более, что в 1881 г. состоялся переход большинства специальных учебных заведений из ведения других министерств в ведение Министерства народного просвещения. Следовательно, и народные школы, и специальные учебные заведения стали управляться из одного центра.

В 1884 г. при Министерстве народного просвещения было учреждено особое отделение учебного комитета по техническому и профессиональному образованию. На это отделение была возложена задача составления общего проекта промышленного образования, подготовки общих учебных планов однопрофильных профессиональных учебных заведений в России.

В 1888 г. был принят закон «Основные положения о промышленных училищах», который положил начало системе среднего и низшего промышленного образования в России.

В 80-90-х гг. XIX в. принимались различные Положения (в 1889 г. -Положение о штатах промышленных училищ, в 1893 г. - Положение о школах ремесленных учеников, в 1897 г. - Положение о низших ремесленных школах), уставы, которые регулировали ход учебно-воспитательного процесса в профессиональной школе России [5].

Эта нормативная база, как для специального образования, так и для начального, была достаточной и обусловленой изменениями в содержании социального заказа на образование. Правовые акты всецело выражали правительственную политику в сфере народного образования, и если в начале исследуемого периода они способствовали развитию образования, то в последующем сдерживали его, ставили в жесткую зависимость всю систему образования от администрации.

Во второй половине XIX в. в России сложилась и получила свое логическое завершение административная система управления народным просвещением. Она может быть представлена в виде бюрократической надстройки над учебными заведениями, которая по законодательству получала все больше возможностей для вмешательства в их учебно-воспитательный процесс.

Административную систему народного образования возглавляло Министерство народного просвещения, в ведение которого постепенно были переданы почти все категории народных училищ, за исключением церковноприходских школ и школ грамоты.

Местными органами Министерства народного просвещения являлись попечители учебных округов, директора и инспектора народных училищ. В учебном отношении вся Россия была разделена на шесть учебных округов. В округах создавались советы попечителей, в обязанности которых входило обсуждение вопросов, относящихся к учебной части, сбор материалов для статистики школьного дела, а также анализ и оценка учебных пособий для школ.

Заключения попечительских советов относительно пригодности того или другого учебника для применения в учебных заведениях приводились в исполнение после утверждения их министром.

В губерниях общее наблюдение за ходом и направлением первоначального образования принадлежало губернаторам. Им было предоставлено право представлять министру народного просвещения свои предложения и замечания по вопросам развития народного образования.

Заведование учебной частью всех начальных народных училищ в губернии находилось в ведении дирекции народных училищ и двух-трех инспекторов, а также губернских и уездных училищных советов. Губернские и уездные училищные советы возглавлялись представителями дворянства и включали в себя, кроме лиц, служащих в системе Министерства народного просвещения (директора и инспекторов народных училищ), членов от Министерства внутренних дел и епархиального ведомства, также представителей от земства.

В системе духовного ведомства в 1885 г. для наблюдения за школами был образован епархиальный училищный совет, подчиненный училищному совету при Святейшем Синоде. Состав совета свидетельствует о сотрудничестве Министерства народного просвещения и духовного ведомства в деле народного образования. Обязательными членами в нем состояли представители от Министерства народного просвещения. Однако в действиях эти сове-

ты были менее свободны, нежели училищные советы светской школы, так как их решения приобретали силу только после утверждения их архиереем.

Все управление системой народного образования в России строилось на основе нормативно-правовых актов, регулирующих как светское, так и духовное образование. При этом государство посредством законодательства выражало свои интересы в образовании, детально регламентируя его общественное начало в целях утверждения в народе не только полезных знаний, но и знаний основ государственного строя, религиозной морали и нравственности. Это соответствовало правительственной политике, носившей, как и законодательство, компромиссный характер и строившейся на основе сочетания общественных и государственных интересов в образовании, которые не всегда совпадали.

Таким образом, нормативно-правовая база отечественного образования являлась корректирующим фактором развития системы управления народным образованием, которая складывалась в виде разветвленной бюрократической надстройки над учебными заведениями различных типов, определяла структурные компоненты образовательного комплекса России и отражала соотношение государственных и общественных интересов в правовом образовательном пространстве России.

Список литературы

1. История педагогики / под ред. А. И. Пискунова. - М. : Сфера, 1998. - Ч. 2.

2. Полное собрание законов. - СПб. : Тип. МВД, 1893. - Т. XI, ч. I.

3. Профессиональные училища дореволюционной России. Положения и уставы // Сборник официальных документов. - Вып. 2. - СПб. : МНП, 1993. - Ч. 1-2.

4. Фальборк, Г. Народное образование в цивилизованных странах / Г. Фальборк, В. Чарнолуский. - СПб. : Народная польза, 1899. - Т. 2.

5. Хрестоматия по истории педагогики / сост. Н. А. Желваков ; под ред. С. А. Каменева. - М. : Гос. уч.-пед. изд-во, 1936. - Т. 4, ч. 1.

References

1. Istoriyapedagogiki [History of pedagogics]. Ed. A. I. Piskunov. Moscow: Sfera, 1998, part 2.

2. Polnoe sobranie zakonov [Complete collection of laws]. Saint Petersburg: Tip. MVD, 1893, vol. XI, part I.

3. Sbornik ofitsial'nykh dokumentov [Collection of official documents]. Issue 2. Saint Petersburg: MNP, 1993, part 1-2.

4. Fal'bork G., Charnoluskiy V. Narodnoe obrazovanie v tsivilizovannykh stranakh [National education in civilized countries]. Saint Petersburg: Narodnaya pol'za, 1899, vol. 2.

5. Khrestomatiyapo istoriipedagogiki [Pedagogical history reader]. Arr. by N. A. Zhelva-kov, ed. by S. A. Kamenev. Moscow: Gos. uch.-ped. izd-vo, 1936, vol. 4, part 1.

Гошуляк Любовь Даниловна доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии профессионального обучения, Пензенский государственный университет

(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

Goshulyak Lyubov' Danilovna Doctor of pedagogical sciences, professor, sub-department of pedagogy and psychology of professional education, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

E-mail: vvgoshulyak@rambler.ru, pippo@pnzgu.ru

УДК 371.11 Гошуляк, Л. Д.

Управление системой народного образования России в XIX в. /

Л. Д. Гошуляк // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 4 (28). - С. 215-223.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.