НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (10) 2017
УДК 930.25
Гуркина Нина Константиновна, профессор кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктор исторических наук, профессор, г. Санкт-Петербург [email protected]
МАТЕРИАЛЫ ФОНДОВ ДИРЕКТОРОВ И ИНСПЕКТОРОВ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
Аннотация: важным звеном управленческого аппарата в губерниях дореволюционной России являлись дирекции и инспекции народных училищ. В статье рассматриваются материалы фондов директоров и инспекторов народных училищ как исторического источника
Ключевые слова: директор народных училищ, инспектор народных училищ, фонды губернских архивов, делопроизводственная документация, исторический источник
Gurkina Nina Konstantinovna, Professor of the Department of state and municipal management North-Western Institute of management Russian Academy of national economy and state service under the RF President, Doctor of historical Sciences, Professor
THE FONDS OF DIRECTORS AND INSPECTORS OF PUBLIC SCHOOLS
AS A HISTORICAL SOURCE
Abstract: an important element of the administrative apparatus in the provinces of pre-revolutionary Russia was the management and inspection of public schools. The
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (10) 2017 article considers materials of the funds Directors and inspectors of public schools as a historical source
Keywords: Director of public schools, inspector of national schools, the funds of the provincial archives, office work documentation, historical source.
В 60-80-е годы XIX века в основном сложилась система начального народного образования в России. В ходе обсуждения двух предложений об организации управления народными училищами (министра народного просвещения А.В.Головнина - об управлении силами министерства, и М.А.Корфа - о руководстве народным образованием исключительно земством) был избран средний путь [2, с.18]. Высшими инстанциями по управлению народным образованием на местах провозглашались губернские и уездные училищные советы, в которые входили представители государственных ведомств и земств. Наиболее активной деятельность училищных советов была в 60-70-е годы, в последующем большинство советов ограничивалось утверждением подготовленных для них представлений земств (занимающихся в основном материальным обеспечением школ) и руководителей народного образования [3, с.27].
Руководство и контроль за учебной частью в министерских и земских училищах оставляло за собой Министерство народного просвещения. В 1869г. для выполнения этой задачи во всех губерниях России были введены должности инспекторов народных училищ, в 1874г. - директоров народных училищ. Число инспекторов народных училищ в 1874г. было увеличено с 34 до 102, в 1876г. - до 176, в 1900г. - до 350, в 1908г.- до 489 [2,с.19]. Число должностей увеличивалось вслед за ростом школьной сети в России.
В отечественной литературе этой группе управленцев не уделялось достаточного внимания, более того, долгие годы господствовало стереотипное представление об инспекторском персонале как косной и консервативной группе чиновников Министерства народного просвещения, часто «не имевшей никакого отношения к педагогике» [4, с.73-75, 345-349].В последние десятилетия появились работы, где давалась иная, в основном позитивная оценка деятельности ди-
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (10) 2017 ректоров и инспекторов народных училищ [1; 5, с.136-14; 2, с.229 и др.].Рассмотреть профессиональную и общественную деятельность руководителей народного образования, изучить их состав и социокультурный облик, в результате - сделать иные, более взвешенные и объективные выводы о их роли в развитии народного образования и просвещения в России позволяют материалы местных архивов.
Многие значимые сведения о состоянии и развитии народного образования в губерниях, составе управленческих кадров содержатся в фонде 733 - департамента народного просвещения в Российском государственном историческом архиве. Затрудняет и удлиняет процесс поиска и в целом работу с материалами РГИА частая разбросанность документов о регионах и конкретных лицах по различным описям, алфавитный принцип (а не региональный) систематизации формулярных списков чиновников. В местных архивах материалы о народном образовании и просвещении во всех аспектах в основном сосредоточены в фондах директоров и инспекторов народных училищ.
В фондах директоров и инспекторов народных училищ(нами изучены ф.61 Государственного архива Архангельской области, ф.438 Государственного архива Вологодской области, ф.17 Национального архива Республики Карелия и некоторые фонды инспекторов народных училищ) отложился огромный комплекс делопроизводственных материалов широкого информационного диапазона. В фондах сохранилась делопроизводственная документация (циркуляры, инструкции, приказы, предписания, формулярные списки о службе, статистические таблицы, рапорты, донесения, прошения, ответы на запросы, жалобы, объяснения и т.п.), как поступавшая из Министерства народного просвещения, от попечителя Санкт-Петербургского учебного округа, губернских и уездных органов власти, так и сформировавшаяся в канцеляриях директоров народных училищ. Многочисленна и очень интересна переписка директоров народных училищ с инспекторами, учителями, жителями губерний, часто выходящая за рамки официальной документации.
Материалы фондов позволяют всесторонне исследовать историю развития
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (10) 2017 народного образования и культуры в регионах. Подробная характеристика начальных народных училищ, педагогических учебных заведений, новых типов образовательных учреждений, появившихся в начале века (частные школы, в том числе национальные, детские сады, курсы иностранных языков и др.) содержится во многих документах фондов. В составляющихся ежегодно «Статистических сведениях по училищам...» уездов и губерний имеются данные о численности учителей и учеников, учебном и материальном обеспечении школ: приобретении учебных пособий, книг, музыкальных инструментов, выписке периодических изданий и т.п.
Ежегодные «Статистические ведомости и сведения о личном составе.» дают представление о возрасте, образовании, социальном происхождении, семейном положении, награждениях и отличиях каждого учителя региона. Финансовые отчеты, ведомости («требовательные ведомости» на получение заработной платы, «прогоны и пособия» на подъемы и обзаведение», «пособия на воспитание детей по местным привилегиям службы, «ведомости удержания в пенсионную кассу» и т.п.) позволяют получить наиболее полное представление о доходах учителей, выявить различия и изменения в материальном обеспечении преподавателей народных училищ. Дополняют эти данные прошения, заявления учителей о назначении жалованья, выдаче пособий на учебу детей, свадьбу, проезд к месту службы и т.п.
Заявления, рапорты, прошения, жалобы учителей и на учителей, объяснительные учителей - наиболее информативный источник для изучения быта, морально-нравственного облика педагогической интеллигенции - сельской, уездной и городской, ее отношений с местным населением. Многие письма носят ярко выраженный личностный характер, особенно в переписке, связанной с решением конфликтных ситуаций. Предметом споров были как мелкие бытовые проблемы, так и явно просматривающееся в начале ХХ века соперничество учителей и духо-венств, особенно в селах. В особых «Делах с секретной перепиской», возникавших как вследствие доносов, так и по инициативе местных жандармских управлений, сосредоточены материалы, отражающие политические позиции учительства,
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (10) 2017 их реакцию на революционные события.
Расследованием жалоб и доносов на учителей занимались руководители народного образования - инспектора и директора народных училищ. В ответах на запросы, объяснительных, резолюциях управленцев прослеживается желание оправдать учителей, защитить их от несправедливых нападок, создать условия для нормальной работы.
В материалах фондов директоров народных училищ находятся дела инспекторского персонала (формулярные списки и др.), которые позволили составить типичный портрет инспектора народных училищ северный губерний. Это были бывшие учителя училищ повышенного типа, местные уроженцы, хорошо знавшиеусловия жизни и работы народного учителя. Половину инспекторского персонала составляли бывшие преподаватели гимназий, учительских и духовных семинарий, увлеченные педагогикой, испытывающие склонность к организаторской деятельности.
Круг обязанностей руководителей народного образования был необычайно широк (особенно в неземской Архангельской губернии), что нашло отражение в многочисленных документах. Они занимались строительством школьных зданий, организацией материального обеспечения и постановкой учебно-воспитательной работы в народных училищах, устройством библиотек, воскресных школ, открытием педагогических учебных заведений в регионах (процесс зафиксирован в отдельных, очень объемных делах), поиском педагогических кадров, попечителей для школ, устраивали районные совещания для обмена опытом и педагогические курсы для учителей и т.п.
Инспектора и директора народных училищ ежегодно составлялиподроб-нейшие отчеты о состоянии народного образования с анализом существующих проблем, разрабатывали перспективные планы, писали ходатайства со многими инициативами в земства, в учебный округ, Министерство народного просвещения, участвуя таким образом в формировании школьной политики государства. Никаких канцелярских служителей при них не было (штатная единица делопроизводителя появилась в начале века только в дирекции), вся переписка велась
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (10) 2017 лично инспекторами и директорами народных училищ. В материалах фондов директоров народных училищ сохранились черновики разрабатываемых ими документов (планы, проекты, отчеты, ходатайства в вышестоящие инстанции, ответы на их запросы, обращения к местной администрации и т.д.), пометки ивопросы на отчетах учителей и инспекторов народных училищ, собственные расчеты на полях финансовой документации, развернутые резолюции на обращения в дирекцию, письма, поступившие в ответ на запросы директоров, переписка с коллегами (директорами народных училищ соседних губерний) и др.
Информационный потенциал материалов фондов директоров и инспекторов народных училищ огромен. Разнообразные источники, сосредоточенные в них, позволяют не только исследовать состав и деятельность значимой и влиятельной группы управленцев дореволюционной России, но и изучить многие аспекты и механизмы государственной образовательной политики, формирование и деятельность местных органов управления образованием, проблемы кадрового обеспечения системы образования, роль провинциальной педагогической интел-лигенциии в социокультурном развитии регионов и другие актуальные исторические вопросы. Незаменимы данные материалы при написании краеведческих работ.
Список литературы:
1. Гуркина Н.К. Инспектора народных училищ: место и роль в развитии просвещения и начального образования (на материалах Русского Севера) // Из истории русской интеллигенции: Сб. материалов и статей к 100-летию со дня рождения В.Р. Лейкиной-Свирской. СПб., 2003.
2. Гуркина Н.К. Провинциальный учитель в дореволюционной России. СПб., 2014.
3. Зубков И.В. Российское учительство: повседневная жизнь преподавателей земских школ, гимназий и реальных училищ. 1870-1916. М., 2010.
4. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. М., 1976.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (10) 2017 5. Синицына П.Т. Развитие народного образования на Европейском Севере (досоветский период). Архангельск, 1996.