Научная статья на тему 'Материалы фондов директоров и инспекторов народных училищ как исторический источник'

Материалы фондов директоров и инспекторов народных училищ как исторический источник Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
338
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИРЕКТОР НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ / ИНСПЕКТОР НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ / ФОНДЫ ГУБЕРНСКИХ АРХИВОВ / ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК / DIRECTOR OF PUBLIC SCHOOLS / INSPECTOR OF NATIONAL SCHOOLS / THE FUNDS OF THE PROVINCIAL ARCHIVES / OFFICE WORK DOCUMENTATION / HISTORICAL SOURCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гуркина Нина Константиновна

Важным звеном управленческого аппарата в губерниях дореволюционной России являлись дирекции и инспекции народных училищ. В статье рассматриваются материалы фондов директоров и инспекторов народных училищ как исторического источника

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FONDS OF DIRECTORS AND INSPECTORS OF PUBLIC SCHOOLS AS A HISTORICAL SOURCE

An important element of the administrative apparatus in the provinces of pre-revolutionary Russia was the management and inspection of public schools. The article considers materials of the funds Directors and inspectors of public schools as a historical source

Текст научной работы на тему «Материалы фондов директоров и инспекторов народных училищ как исторический источник»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (10) 2017

УДК 930.25

Гуркина Нина Константиновна, профессор кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктор исторических наук, профессор, г. Санкт-Петербург nina-gurkina@yandex.ru

МАТЕРИАЛЫ ФОНДОВ ДИРЕКТОРОВ И ИНСПЕКТОРОВ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

Аннотация: важным звеном управленческого аппарата в губерниях дореволюционной России являлись дирекции и инспекции народных училищ. В статье рассматриваются материалы фондов директоров и инспекторов народных училищ как исторического источника

Ключевые слова: директор народных училищ, инспектор народных училищ, фонды губернских архивов, делопроизводственная документация, исторический источник

Gurkina Nina Konstantinovna, Professor of the Department of state and municipal management North-Western Institute of management Russian Academy of national economy and state service under the RF President, Doctor of historical Sciences, Professor

nina-gurkina@yandex.ru

THE FONDS OF DIRECTORS AND INSPECTORS OF PUBLIC SCHOOLS

AS A HISTORICAL SOURCE

Abstract: an important element of the administrative apparatus in the provinces of pre-revolutionary Russia was the management and inspection of public schools. The

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (10) 2017 article considers materials of the funds Directors and inspectors of public schools as a historical source

Keywords: Director of public schools, inspector of national schools, the funds of the provincial archives, office work documentation, historical source.

В 60-80-е годы XIX века в основном сложилась система начального народного образования в России. В ходе обсуждения двух предложений об организации управления народными училищами (министра народного просвещения А.В.Головнина - об управлении силами министерства, и М.А.Корфа - о руководстве народным образованием исключительно земством) был избран средний путь [2, с.18]. Высшими инстанциями по управлению народным образованием на местах провозглашались губернские и уездные училищные советы, в которые входили представители государственных ведомств и земств. Наиболее активной деятельность училищных советов была в 60-70-е годы, в последующем большинство советов ограничивалось утверждением подготовленных для них представлений земств (занимающихся в основном материальным обеспечением школ) и руководителей народного образования [3, с.27].

Руководство и контроль за учебной частью в министерских и земских училищах оставляло за собой Министерство народного просвещения. В 1869г. для выполнения этой задачи во всех губерниях России были введены должности инспекторов народных училищ, в 1874г. - директоров народных училищ. Число инспекторов народных училищ в 1874г. было увеличено с 34 до 102, в 1876г. - до 176, в 1900г. - до 350, в 1908г.- до 489 [2,с.19]. Число должностей увеличивалось вслед за ростом школьной сети в России.

В отечественной литературе этой группе управленцев не уделялось достаточного внимания, более того, долгие годы господствовало стереотипное представление об инспекторском персонале как косной и консервативной группе чиновников Министерства народного просвещения, часто «не имевшей никакого отношения к педагогике» [4, с.73-75, 345-349].В последние десятилетия появились работы, где давалась иная, в основном позитивная оценка деятельности ди-

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (10) 2017 ректоров и инспекторов народных училищ [1; 5, с.136-14; 2, с.229 и др.].Рассмотреть профессиональную и общественную деятельность руководителей народного образования, изучить их состав и социокультурный облик, в результате - сделать иные, более взвешенные и объективные выводы о их роли в развитии народного образования и просвещения в России позволяют материалы местных архивов.

Многие значимые сведения о состоянии и развитии народного образования в губерниях, составе управленческих кадров содержатся в фонде 733 - департамента народного просвещения в Российском государственном историческом архиве. Затрудняет и удлиняет процесс поиска и в целом работу с материалами РГИА частая разбросанность документов о регионах и конкретных лицах по различным описям, алфавитный принцип (а не региональный) систематизации формулярных списков чиновников. В местных архивах материалы о народном образовании и просвещении во всех аспектах в основном сосредоточены в фондах директоров и инспекторов народных училищ.

В фондах директоров и инспекторов народных училищ(нами изучены ф.61 Государственного архива Архангельской области, ф.438 Государственного архива Вологодской области, ф.17 Национального архива Республики Карелия и некоторые фонды инспекторов народных училищ) отложился огромный комплекс делопроизводственных материалов широкого информационного диапазона. В фондах сохранилась делопроизводственная документация (циркуляры, инструкции, приказы, предписания, формулярные списки о службе, статистические таблицы, рапорты, донесения, прошения, ответы на запросы, жалобы, объяснения и т.п.), как поступавшая из Министерства народного просвещения, от попечителя Санкт-Петербургского учебного округа, губернских и уездных органов власти, так и сформировавшаяся в канцеляриях директоров народных училищ. Многочисленна и очень интересна переписка директоров народных училищ с инспекторами, учителями, жителями губерний, часто выходящая за рамки официальной документации.

Материалы фондов позволяют всесторонне исследовать историю развития

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (10) 2017 народного образования и культуры в регионах. Подробная характеристика начальных народных училищ, педагогических учебных заведений, новых типов образовательных учреждений, появившихся в начале века (частные школы, в том числе национальные, детские сады, курсы иностранных языков и др.) содержится во многих документах фондов. В составляющихся ежегодно «Статистических сведениях по училищам...» уездов и губерний имеются данные о численности учителей и учеников, учебном и материальном обеспечении школ: приобретении учебных пособий, книг, музыкальных инструментов, выписке периодических изданий и т.п.

Ежегодные «Статистические ведомости и сведения о личном составе.» дают представление о возрасте, образовании, социальном происхождении, семейном положении, награждениях и отличиях каждого учителя региона. Финансовые отчеты, ведомости («требовательные ведомости» на получение заработной платы, «прогоны и пособия» на подъемы и обзаведение», «пособия на воспитание детей по местным привилегиям службы, «ведомости удержания в пенсионную кассу» и т.п.) позволяют получить наиболее полное представление о доходах учителей, выявить различия и изменения в материальном обеспечении преподавателей народных училищ. Дополняют эти данные прошения, заявления учителей о назначении жалованья, выдаче пособий на учебу детей, свадьбу, проезд к месту службы и т.п.

Заявления, рапорты, прошения, жалобы учителей и на учителей, объяснительные учителей - наиболее информативный источник для изучения быта, морально-нравственного облика педагогической интеллигенции - сельской, уездной и городской, ее отношений с местным населением. Многие письма носят ярко выраженный личностный характер, особенно в переписке, связанной с решением конфликтных ситуаций. Предметом споров были как мелкие бытовые проблемы, так и явно просматривающееся в начале ХХ века соперничество учителей и духо-венств, особенно в селах. В особых «Делах с секретной перепиской», возникавших как вследствие доносов, так и по инициативе местных жандармских управлений, сосредоточены материалы, отражающие политические позиции учительства,

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (10) 2017 их реакцию на революционные события.

Расследованием жалоб и доносов на учителей занимались руководители народного образования - инспектора и директора народных училищ. В ответах на запросы, объяснительных, резолюциях управленцев прослеживается желание оправдать учителей, защитить их от несправедливых нападок, создать условия для нормальной работы.

В материалах фондов директоров народных училищ находятся дела инспекторского персонала (формулярные списки и др.), которые позволили составить типичный портрет инспектора народных училищ северный губерний. Это были бывшие учителя училищ повышенного типа, местные уроженцы, хорошо знавшиеусловия жизни и работы народного учителя. Половину инспекторского персонала составляли бывшие преподаватели гимназий, учительских и духовных семинарий, увлеченные педагогикой, испытывающие склонность к организаторской деятельности.

Круг обязанностей руководителей народного образования был необычайно широк (особенно в неземской Архангельской губернии), что нашло отражение в многочисленных документах. Они занимались строительством школьных зданий, организацией материального обеспечения и постановкой учебно-воспитательной работы в народных училищах, устройством библиотек, воскресных школ, открытием педагогических учебных заведений в регионах (процесс зафиксирован в отдельных, очень объемных делах), поиском педагогических кадров, попечителей для школ, устраивали районные совещания для обмена опытом и педагогические курсы для учителей и т.п.

Инспектора и директора народных училищ ежегодно составлялиподроб-нейшие отчеты о состоянии народного образования с анализом существующих проблем, разрабатывали перспективные планы, писали ходатайства со многими инициативами в земства, в учебный округ, Министерство народного просвещения, участвуя таким образом в формировании школьной политики государства. Никаких канцелярских служителей при них не было (штатная единица делопроизводителя появилась в начале века только в дирекции), вся переписка велась

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (10) 2017 лично инспекторами и директорами народных училищ. В материалах фондов директоров народных училищ сохранились черновики разрабатываемых ими документов (планы, проекты, отчеты, ходатайства в вышестоящие инстанции, ответы на их запросы, обращения к местной администрации и т.д.), пометки ивопросы на отчетах учителей и инспекторов народных училищ, собственные расчеты на полях финансовой документации, развернутые резолюции на обращения в дирекцию, письма, поступившие в ответ на запросы директоров, переписка с коллегами (директорами народных училищ соседних губерний) и др.

Информационный потенциал материалов фондов директоров и инспекторов народных училищ огромен. Разнообразные источники, сосредоточенные в них, позволяют не только исследовать состав и деятельность значимой и влиятельной группы управленцев дореволюционной России, но и изучить многие аспекты и механизмы государственной образовательной политики, формирование и деятельность местных органов управления образованием, проблемы кадрового обеспечения системы образования, роль провинциальной педагогической интел-лигенциии в социокультурном развитии регионов и другие актуальные исторические вопросы. Незаменимы данные материалы при написании краеведческих работ.

Список литературы:

1. Гуркина Н.К. Инспектора народных училищ: место и роль в развитии просвещения и начального образования (на материалах Русского Севера) // Из истории русской интеллигенции: Сб. материалов и статей к 100-летию со дня рождения В.Р. Лейкиной-Свирской. СПб., 2003.

2. Гуркина Н.К. Провинциальный учитель в дореволюционной России. СПб., 2014.

3. Зубков И.В. Российское учительство: повседневная жизнь преподавателей земских школ, гимназий и реальных училищ. 1870-1916. М., 2010.

4. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. М., 1976.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 5 (10) 2017 5. Синицына П.Т. Развитие народного образования на Европейском Севере (досоветский период). Архангельск, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.