РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
REGIONAL HISTORY
УДК 336.143(571.53)
DOI: 10.21209/2307-1842-2016-11-4-42-49
Лев Михайлович Дамешек1,
доктор исторических наук, профессор, Иркутский государственный университет (664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1), e-mail:[email protected]
Инна Николаевна Мамкина2,
кандидат исторических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail: [email protected]
Государственная политика в области управления народным просвещением в Восточной Сибири в XIX - начале ХХ века
На основе нормативно-правовых актов и архивных материалов авторы рассматривают процесс формирования системы управления народным просвещением в Восточной Сибири в начале XIX в., а также процесс её последующего развития на протяжении столетия в результате преобразований. В статье определяются основные направления государственной политики в области образования. Впервые вводится информация об образовательных проектах Второго Сибирского комитета и отношение к ним региональной власти. Учитывая статистические данные, авторы сравнивают эффективность системы образования в начале, середине и конце XIX в. Дана детальная характеристика деятельности региональной инспекции народных училищ, определены ее особенности. В статье приводится информация о формируемых инспекторских районах, их площади, количестве учебных заведений. Обращается внимание на взаимодействие местной администрации с дирекцией народных училищ. Авторы делают вывод об усилении бюрократизации системы народного просвещения и необходимости изменения штатного состава инспекций в конце XIX в., а также об особенностях формирования инспекторских районов в Восточной Сибири. Авторы, учитывая изменения государственной политики в области образования в начале ХХ в., приводят сведения о деятельности региональных инспекций по введению всеобщего начального образования в Восточной Сибири. В результате анализа изученных материалов авторы приходят к выводу о динамичном развитии системы народного просвещения в контексте изменения государственной политики в начале ХХ века.
Ключевые слова: государственная политика, народное просвещение, система управления, инспекция народных училищ
42
1 Л. М. Дамешек является основным автором, им разработаны основные положения исследования.
2 И. Н. Мамкина на основе выявленного фактического материала по истории просвещения обобщила итоги реализации коллективной работы.
© Дамешек Л. М., Мамкина И. Н., 2016
Lev M. Dameshek1,
Doctor of History, Professor, Irkutsk State University (1 Karla Marksa st., Irkutsk, 664003, Russia), e-mail:[email protected]
Inna N. Mamkina2,
Candidate of History, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia), e-mail: [email protected]
State Policy in the Field of Public Education Governance in Eastern Siberia in the XIXth - Early XXth Centuries
On the basis of legal acts and archive materials, the authors consider forming process of public education governance system in Eastern Siberia in the early nineteenth century and the process of its subsequent development during the century as the result of changes. The article determines the main directions of state policy in the field of education. For the first time it introduces information about the Second Siberian Committee's education projects and the attitude of regional authorities toward them. Taking the statistical data into account, authors compare the efficiency of the education system at the beginning, in the middle and at the end of the XIXth century. The paper gives a detailed description of regional Inspectorate activities for public schools and identifies its features. It contains information about inspection territories, their total area and number of educational institutions. The paper draws attention to the interaction between local authorities and public school directorate. The authors conclude about the increased bureaucratization of public education system and the need for changes in inspection staff in the late nineteenth century and the peculiarities of inspection territory formation in Eastern Siberia. Taking into account the state policy changes in the field of education in the early twentieth century, the authors give information about the regional inspectorate activities for the introduction of universal primary education in Eastern Siberia. Having analyzed the materials, the authors come to the conclusion about the dynamic development of national education system in the context of state policy changes in the early twentieth century.
Keywords: state policy, public education, governance system, inspection of national schools
Процесс формирования взаимосвязанной, вертикальной системы просвещения в России приходится на начало XIX в. Реформы Александра I вводили новые принципы образования, закрепляющие всесословность и доступность, преемственность учебных заведений, централизацию управления. В результате реформ система учебных заведений представляла собой совокупность учреждений начальной, средней и высшей школы, а именно приходских одно- и двухклассных начальных училищ, уездных училищ, гимназий и университетов.
Управление осуществлялось посредством организации учебных округов и института попечителей. На базе университетов образовано шесть учебных округов (Московский, Виленский, Дерптский, С.-Петербургский, Харьковский и Казанский) с учебно-административными функциями. Округа возглавляли попечители, которые одновременно являлись ректорами университетов. Попечители наделялись административными и контрольно-надзорными полномочиями. Они назначались по согласованию с министром на-
родного просвещения и находились в прямом подчинении ему. Управление учебными заведениями в округе осуществлялось особым Училищным комитетом. В губерниях и областях управление учебными делами возлагалось на директоров, штатных и почётных смотрителей. Для контроля отдалённых регионов вводилась должность визитатора. Система подчинялась принципу строгой субординации. Что касается Восточной Сибири, то она вошла в состав Казанского учебного округа, который курировал визитатор восточносибирских учебных заведений, директор Иркутской гимназии статский советник П. А. Словцов.
Созданная система просвещения имела либеральный характер и перспективные направления развития. Однако события на Сенатской площади в 1825 г. повлекли за собой изменения государственной политики в области просвещения. Новые уставы учебных заведений упразднили либеральные начала образовательной реформы, а именно - ликвидировали преемственность учебных заведений, доступность обучения, существенно ограничили автономию университетов,
1 L. M. Dameshek is the primary author, he developed the basic principles of the study.
2 I. N. Mamkina has summarized the results of the implementation of teamwork on the basis of identified actual material on the history of education.
упразднили должности визитаторов. Каждое сословие получило свой тип школы. Усилился и надзор со стороны государства. Так, с 1828 г. на окраинах гражданские и военные губернаторы получили полномочия попечителей учебных округов, а в 1835 г. учебные заведения восточной окраины были изъяты из общей системы учебных округов и введены под контроль генерал-губернатора.
Нововведения были направлены на «отрезвление общества от вольнодумства и дерзновенных мечтаний». Тем самым преобразованиям придавался государственный статус, позднее оформившийся в доктрину «охранительного просвещения». Николаевская эпоха привела к консервации просвещения. На восточной окраине, по мнению И. Л. Дамешек, в первой четверти XIX в. приоритетной задачей государства являлось усиление власти в регионе, которая осуществлялась посредством системы управления, приводимой в действие чиновниками, назначенными из центральной России. Учитывая значительное число инородцев, ссыльных и слабое заселение территории русскими, государство не торопилось развивать систему образования в Восточной Сибири [1].
Положение с делом народного просвещения в Восточной Сибири в середине XIX в. представляло удручающую картину и не удовлетворяла потребностям государства и общества. По данным Гагемейстера в Восточной Сибири в середине XIX в. на огромной территории с миллионным населением в 1851 г. действовало лишь 48 государственных учебных заведений. Они были представлены Иркутской мужской гимназией, десятью уездными училищами в Нерчинске, Иркутске, Енисейске, Верхнеудинске, Троицкосавске, Киренске, Красноярске, Ачинске, Нижнеу-динске, Якутске, 34 приходскими училищами, училищем для канцелярских служителей, магометанской школой, институтом благородных девиц и сиропитательным заведением Елизаветы Медниковой. В совокупности в учебных заведениях обучалось 2157 чел., из них 2002 мальчиков и 155 девочек. Соотношение одного ученика к количеству проживающих мужчин составляло 1:262. В женском образовании дела обстояли значительно хуже, одна ученица приходилась на 3031 проживающих в крае женщин1.
В 1852 г. учреждённый по указу императора Сибирский комитет принял проект программы по развитию народного просвещения.
1 Гагемейстер. Статистическое обозрение Сибири. - СПб., 1854. - Ч. 3. - С. 100.
Члены комитета считали необходимым увеличить число приходских училищ и гимназий, улучшить их материальную базу. Для продолжения обучения сибирских гимназистов Комитет рассматривал возможность выделения дополнительных мест в Казанском университете. С программой Сибирского комитета был ознакомлен генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьёв, который имел по данному вопросу собственное мнение. Он считал увеличение числа средних учебных заведений и обучение сибирской молодёжи в Казанском университете нецелесообразным. Позиция генерал-губернатора объясняется его личным отношением к населению Сибири. В докладе Сибирскому комитету он отмечал, что «... совершенно убедился в необходимости, чтобы управление тамошнее состояло не из сибирских уроженцев. .и даже если и из сибирских .то во всяком случае таких, которые с юных лет удалены были для воспитания с места их родины»2. Генерал-губернатор был совершенно уверен в пагубных чертах местного населения и высказывался против открытия университета и учреждения учебного округа в Восточной Сибири. Очевидно, его мнение повлияло на решение Сибирского комитета относительно открытия университета. Члены комитета отметили необходимость улучшения гимназического образования в Восточной Сибири, но «не приступая ни в коем случае к учреждению в Сибири высшего учебного заведения, потому что оно .не принесёт существенной пользы краю»3.
Очевидно, что отчасти субъективная позиция местной администрации лишила Восточную Сибирь высшего учебного заведения и тормозила развитие системы просвещения в целом. Отсутствие местных органов управления просвещением ставило его в прямую зависимость от генерал-губернаторов. Программы Министерства народного просвещения для высшей администрации Восточной Сибири имели второстепенный характер и часто выполнялись формально. Так, например, в соответствии с Положением об уездных училищах последние были открыты лишь в десяти из 22 имеющихся уездных городов Восточной Сибири. Гимназия открыта лишь в Иркутске на базе бывшего главного народного училища.
Для эффективной реализации государственной политики в области народного просвещения требовалось создание системы местных органов управления, находившихся
2 РГИА. - Ф. 733. - Оп. 84. - Д. 95. - Л. 17.
3 Там же. - Л. 72.
в подчинении непосредственно министру народного просвещения.
Отмена крепостного права, изменение социально-экономического положения в империи создали предпосылки для развития народного просвещения. В 1860-е гг. государство вновь вернулось к принципам всесо-словности, преемственности и доступности. В европейской России на фоне появления земств и всплеска общественной инициативы система просвещения получила импульс для своего развития. Учебное дело на окраинах империи и в неземских губерниях продолжало оставаться под контролем государства.
В 1865 г. по распоряжению МНП Восточную Сибирь посетил помощник попечителя Санкт-Петербургского учебного округа А. В. Латышев. Инспектируя учебные заведения, он отмечал полную зависимость учебных заведений от областных и губернских властей, что являлось, по его мнению, препятствием в развитии образования в крае.
К концу 1860-х гг. в крае назрела необходимость создания специальных органов власти для управления народным просвещением. Потребность в профессиональных кадрах, увеличение числа учебных заведений изменили отношение местной администрации к народному просвещению. В декабре 1867 г. по ходатайству генерал-губернатора М. С. Корсакова и по представлению министра народного просвещения графа Толстого в Восточной Сибири высочайшим указом введена должность главного инспектора народных училищ.
Кандидатура главного инспектора согласовывалась с генерал-губернатором и утверждалась министром народного просвещения. Инспектор осуществлял контроль за деятельностью учебных заведений в педагогической, административной и хозяйственной сферах, а также проводил ревизии учебных заведений, принимал отчёты от директоров и инспекторов, утверждал протоколы заседаний педагогических советов, составлял ежегодные отчёты для генерал-губернатора Восточной Сибири и МНП. В области финансов инспектор распределял отпускаемые казной средства на организацию и содержание учебных заведений. Однако инспектор не имел права прямого, непосредственного письменного сношения с министром народного просвещения. Генерал-губернатор продолжал оставаться попечителем учебных заведений. Освободившись от административно-хозяйственных полномочий, он сохранил контрольно-надзорные функции «для ближайшего
надзора... и для направления учебной части соответственно видам правительства и пользам края»1. Главный инспектор, выполняя распоряжения министра, в первую очередь подчинялся генерал-губернатору.
Ежегодно на содержание штата инспекции из государственного казначейства выделялись 8050 р. Годичное жалование инспектора в разные годы варьировалось от 3000 до 5000 р. Так, в 1902 г. А. Г. Дедов получал жалования - 1400 р., столовые - 1800 р., квартирные - 700 р., командировочные - 1000 р., итого 4908 р. в год. Жалование секретарей не превышало 800 р. в год2.
Одним из значимых направлений деятельности инспектора являлись ревизии. Согласно законодательству, ревизии проводились «по одному разу в течение двух лет»3. Однако данное положение в Восточной Сибири было невыполнимо в связи с огромной и слабозаселённой территорией. Удалённость одного селения от другого могла составлять десятки, а то и сотни вёрст. Учитывая размеры края, для проведения полноценной ревизии инспектору требовалось проехать двенадцать тысяч вёрст по грунтовым дорогам на различном виде транспорта в течение десяти месяцев. Во время ревизий инспектора замещал чиновник, назначенный из главного управления Восточной Сибири, который все решения по наиболее важным делам откладывал до возвращения инспектора. Генерал-губернатор Анучин отмечал, что это «всегда влекло полный застой в делах»4. Таким образом, в отсутствие инспектора функционирование системы народного просвещения замирало до его возвращения. Для продуктивной деятельности системы требовались дополнительные элементы управления.
В 1864 г. в соответствии с Положением о начальных народных училищах в систему управления были введены училищные советы, формируемые при участии дворянства, должности директоров и инспекторов народных училищ.
Местная система управления создавалась крайне медленно. Несмотря на принятое Положение 1864 г., учебные заведения продолжали оставаться под контролем директоров Иркутской и Красноярской гимназий, а также директора Якутской прогимназии.
1 ГАЗК. - Ф.4. - Оп.2. - Д.192. - Л. 1-2об.
2 Памятная книжка управления гражданскими учебными заведениями Восточной Сибири на 1902 г. - Иркутск, 1902. - 380 с.
3 Уставы учебных учреждений и учебных заведений // Свод законов Российской империи. - Т. XI. - Ч. 1. -СПб., 1893. - С. 17.
4 РГИА. - Ф. 733. - Оп. 194. - Д. 84. - Л. 2.
Учебные заведения Забайкальской области контролировал непосредственно главный инспектор. В 1872 г. школы Забайкальского казачьего войска передали в ведение МНП и в связи с увеличением их общего числа учредили должность инспектора народных училищ. Предположительно первое назначение на должность получил барон Гергард Людвигович Майдель, который оставался инспектором до 1883 г.
Эффективность работы созданной системы управления в Восточной Сибири не замедлила сказаться положительным результатом. За период с 1867 по 1871 гг. количество учебных заведений возросло с 64 до 183, а к 1880 г. достигло 235 [2].
В 1884 г. в административном делении восточной окраины России происходят значительные изменения. Восточно-Сибирское генерал-губернаторство в 1887 г. преобразовано в Иркутское. На Дальнем Востоке было учреждено Приамурское генерал-губернаторство, куда вошла и Забайкальская область.
Изменения затронули и учебную администрацию. В Приамурском генерал-губернаторстве учредили должность окружного инспектора. Однако учебные заведения Забайкальской области остались в ведении главного инспектора Восточной Сибири. В Иркутской губернии ввели должность директора народных училищ, который осуществлял контроль за начальными училищами Иркутска, Нижнеудинского и Киренского округов. В Забайкальской области должность инспектора была заменена на директора, которому подчинили все учебные заведения. Иркутский, Верхоянский и Балаганский округ и Енисейская губерния отошли в ведение двух инспекторов народных училищ. Все новые должностные лица находились в подчинении главного инспектора. Не затронули изменения Якутию и средние учебные заведения.
Таким образом, нововведения усложнили систему управления просвещением. В Восточной Сибири, где дворянское сословие было незначительно, училищные советы не были открыты, распространение получили дирекции и инспекции народных училищ. Инспектор курировали одно- и двухклассные начальные школы на селе и подчинялся директору. Директор контролировал образование в городских и уездных училищах, женских гимназиях и прогимназиях и в губернии (области) в целом. Директора мужских гимназий и прогимназий, реальных училищ подчинялись непосредственно главному инспектору училищ и отвечали за деятельность вверенного
им учебного заведения. Из-за многообразия учебных заведений организация управления формировалась под определённый тип, система приобрела дифференцированный характер. Формирование властного аппарата способствовало развитию народного просвещения, с 1884 по 1890 гг. в крае открылось более 90 начальных училищ [2].
Несмотря на положительные черты, в управлении происходило усиление бюрократизации. Директор училищ Забайкальской области, находясь в подчинении главного и окружного инспекторов, был вынужден месяцами согласовывать свои действия не только с ними, но и с генерал-губернатором Приамурья. В частности, переписка по открытию Читинской мужской гимназии началась в 1872 г. Круг адресатов постепенно увеличивался, включая инспектора, наказного атамана ЗКВ, военного губернатора Забайкальской области, окружного инспектора, главного инспектора, министра внутренних дел, министра народного просвещения. Гимназия в Чите начала работу лишь в 1884 г. Значительно увеличился и документооборот. Так, например, в 1869 г. канцелярия обрабатывала документов в количестве 2245 единиц, в 1911 г. -18 469 единиц с сохранением прежнего штата из двух секретарей. Неоднократные ходатайства главного инспектора и генерал-губернаторов о выделении дополнительных штатов привели лишь к увеличению рабочего дня секретарей на два часа при прежнем жаловании [2].
В 1900 г. в Восточной Сибири уже действовало 12 инспекторских районов: три в Енисейской губернии, четыре в Иркутской, четыре в Забайкальской области и один в Якутии. Основным принципом при формировании районов стало количество учебных заведений и административно-территориальное деление. Например, в 1900 г. в Забайкальской области при учреждении инспекторских районов за основу деления взяли административные районы. В ведение каждого инспектора было отведено по два уезда. Так, в первый участок вошли Читинский и Акшинский, во второй Верхнеудинский и Бар-гузинский, в третий - Нерчинский и Нерчин-ско-Заводский, в четвёртый - Троицкосавский и Селенгинский уезды. Однако на практике выяснилось, что такое распределение крайне неудобно для инспекторских поездок. Из-за чересполосицы им приходилось проезжать по чужим районам до 70 вёрст.
В 1902 г. на съезде инспекторов приняли решение об изменении территории инспек-
торских районов в зависимости от количества школ, без учёта их административной принадлежности. Новое распределение уничтожило чересполосицу и отчасти облегчило ревизионную работу инспекторов. Распределение утвердил Приамурский генерал-губернатор1.
Инспекторские районы были обширны по занимаемой территории. В Иркутской губернии инспектор первого участка на 70 169 км2 инспектировал 152 школы Иркутского уезда. Инспектор второго - 80 училищ Балаганско-го и Верхоленского уездов на территории 115 776 км2. На третьем участке действовало 66 школ Нижнеудинского уезда на площади 106 798 км2. Территория четвёртой инспекции составляла 410 905 км2 с 75 школами Кирен-ского уезда.
Наибольшее количество разъездов приходилось на 1 и 2-ю инспекцию Забайкальской области и 4-ю в Иркутской губернии. Количество училищ ежегодно увеличивалось более чем на сотню.
В Якутии назначение на должность инспектора народных училищ получил надворный советник Семён Осипович Огородников, переведённый из Иркутского городского 4-классного училища им. Александра III2. В сферу его деятельности входили учебные заведения ведомства МНП в Якутском, Олё-кминском, Вилюйском, Верхоянском и Колымском округах, что по площади занимало более 3 млн км2. Посетить все учебные заведения, разбросанные на таком обширном пространстве, невозможно. В качестве сравнения приведём размеры губерний центральной России: так, Калужская губерния занимала 27 177 км2, Московская 29 263 км2, Курская 40 424 км2, Орловская 41 057 км2. Более того, по правилам для народных школ в инспекции количество начальных учебных заведений не должно превышать 50 училищ, что в Восточной Сибири было невозможно3.
В 1903 г. статус и компетенции инспектора Якутской области были приравнены к должности директора. Инспектор дополнительно получил право распоряжения финансовыми средствами, выделяемыми казной и попечителями на содержание учебных заве-дений4.
Таким образом, в начале ХХ в. в Восточной Сибири во всех губерниях и областях сформировалась система местного управления народным просвещением. Государство
1 ГАИО. - Ф.63. - Оп.2. - Д.7. - Л. 98.
2 НАРС (Я) (Нац. архив Респ. Саха (Якутия)). -Ф. 288-и. - Оп 1. - Д. 45. - Л. 33.
3 ГАИО. - Ф. 63. - Оп. 2. - Д. 7. - Л. 98.
4 НАРС (Я). - Ф. 288-и. - Оп 1. - Д. 232. - Л. 10.
на фоне всплеска общественной инициативы в области народного просвещения не только сохраняло, но и укрепляло контроль в этой сфере. Однако географические и этнические особенности региона обусловили ряд проблем в системе управления. Инспекторам и директорам подчинялись территории, сравнимые с площадью небольших европейских государств. Удалённость и малочисленность населённых пунктов, кочевой образ жизни части населения препятствовал увеличению числа начальных школ. Для продуктивной деятельности системы управления должностные лица вынуждены были либо сокращать количество ревизий, либо пускать на самотёк административно-хозяйственную часть. Нельзя забывать и о возрастающем документообороте. Таким образом, созданная на местах система управления требовала дальнейшего развития.
Летом 1908 г. член Совета МНП тайный советник Алексей Матвеевич Позднеев находился в командировке в Восточной Сибири (Иркутске и Чите) для ознакомления с работой дирекции народных училищ. Позднеев отмечал «.крайне неудовлетворительное содержание как инспекторов, так и директоров народных училищ»5. Служащие получали содержание, утвержденное ещё в 1874 г. Так, директор получал годовое жалование 2300 р., а инспектор 2000 р., соответственно ежемесячное жалование составляло 80 и 72 р., что «. при самых скромных потребностях на такое жалование прожить в Забайкалье семейному человеку, не делая долгов, невозможно. В силу необходимости инспекторы народных училищ вынуждены пополнять свой бюджет посторонним заработком.»6 Стоимость жилья и дров превышали почти в два раза сумму, выделяемую служащим на аренду помещений. На инспекции школ выделялось 700 р. директору и 500 р. инспектору. Позднеев приводил в качестве примера суммы, выделяемые другими ведомствами своим служащим для разъездов по области. Так, акцизный ревизор получал 1400 р. в год, помощники акцизных надзирателей - 1200 р., податные инспекторы, участки которых совпадают по размерам с участками инспекторов, 1000 р. «Инспекторы. лишены возможности ежегодно осматривать все подведомственные школы, что без сомнения неблагоприятно отражается на развитии школьного дела в Забайкальской области»7.
5 ГАИО. - Ф. 63. - Оп.2. - Д.7. - Л.70об.
6 Там же. - Л.71 об.
7 Там же. - Л.72об.
Докладывая в Совете МНП результаты проверки, А. М. Позднеев предложил дополнительно создать две инспекции в Забайкальской области и одну в Иркутской губернии, распространить на директоров и инспекторов положение о полуторных окладах, выплачиваемых служащим средних учебных заведений.
К концу 1908 г. главный инспектор народных училищ Восточной Сибири Г. П. Василенко подготовил проект по увеличению числа инспекторов народных училищ. При поддержке А. М. Позднеева решение было принято. 7 июня 1909 г. император утвердил закон «Об усилении инспекции народных училищ в некоторых губерниях и областях империи и об увеличении канцелярских и разъездных средств инспектора народных училищ киргизской Орды»1. В июле 1909 г. из первого инспекторского района Иркутской дирекции выделили пятый, позднее в Забайкальской области учредили пятый и шестой инспекторские районы.
В это же время Государственной Думой принимается закон «Об отпуске 6 900 000 р. на нужды начального образования» с целью введения всеобщего начального образования. С 1908 по 1914 гг. министерством народного просвещения для реализации программы выделено 51 900 000 р. и дополнительно для школьного строительства выделено 51 416 000 р.2 В Восточной Сибири обсуждение проектов по введению всеобщего образования началось в 1909 г. Организационная работа проводилась главным инспектором Г. П. Василенко и директорами народных училищ. Реализация программ привела к росту числа учебных заведений. В 1910 г. в Восточной Сибири обучалось 54 546 учащихся в 1205 учебных заведениях, на содержание которых выделялось 1 236 495 р.3
К 1911 г. в Российской империи учреждено 12 учебных округов. Восточная Сибирь, Туркестан и Приамурский край находились в ведении местной администрации. В совокупности по всей стране действовало 556 инспекций. Введение всеобщего начального образования потребовало не только дополнительных средств, но и дополнительных штатов. 18 мая 1911 г. МНП утвердило новое
1 ПСЗРИ (Полн. собр. законов Рос. империи). -Собр. 3. - Т. XXIX. - Отд-ние 1. - Ст. 32015.
2 Всеобщее обучение. Сб. законов и правит. распор. - Вып. II / сост. К. Денисов. - СПб., 1914.
3 Всеобщее обучение. Сб. законов и правит. распор. - Вып. 1. 1907-1913 гг. / сост. К. Денисов. - СПб., 1913. - С. 115, 119.
штатное расписание инспекторов. Незначительно увеличилось жалование инспекторов и их секретарей. Количество инспекций в стране увеличилось на 52, четыре из них открыли в Восточной Сибири. Кроме того, главный инспектор народных училищ Восточной Сибири уравнен в правах с попечителем учебного округа4.
Одна из четырёх инспекций учреждена в Якутской области. Учитывая площадь новой инспекции, включавшей Верхоянский, Вилюйский, Колымский и Олекминский округ, должность второго инспектора, так же как и первого, уравняли в правах с должностью директора5. По сути, в Якутии существовало две дирекции с сотней учебных заведений.
Государственная политика по введению всеобщего начального образования требовала усиления эффективности системы управления не только для реализации закона, но и для осуществления надзора в условиях нарастающих революционных настроений. В 1911 г. в Восточной Сибири функционировало 17 инспекторских районов, три дирекции, штат главного инспектора состоял из двух секретарей. В 1917 г. количество инспекций увеличилось до 22, штат увеличился до девяти человек. У главного инспектора работали секретарь А. Мацкевич, помощник секретаря В. Литвинцев, старший письмоводитель И. Пономарёв, журналист К. Соболевская, переписчица О. Рогозина, Е. Гантимурова, писцы Д. Хрусталёв, А. Пепенина, А. Гантимурова6.
Таким образом, накануне революции 1917 г. в Восточной Сибири оформилась местная система управления учебными заведениями. Система представляла собой централизованную иерархию должностных лиц и органов государственной власти. Расширение сети инспекторских районов отвечало интересам государства и эффективно способствовало реализации государственной политики в области народного просвещения. За исключением училищных советов, система управления народным просвещением в Восточной Сибири соответствовала общероссийской модели организации власти в сфере народного просвещения.
4 ГАИО. - Ф. 63. - Оп. 1. - Д. 203. - Л. 159.
5 НАРС (Я). - Ф. 288-и. - Оп 1. - Д. 362. - Л. 5.
6 ГАИО. - Ф. 63. - Оп.6. - Д.14. - Л. 3.
Список литературы
1. Дамешек И. Л. Российское законодательство и Сибирь. Соотношение имперских принципов и регионализма // Россия и Сибирь: проблемы взаимодействия в региональной политике в исторической ретроспективе: материалы между-нар. науч.-практ. конф., посвящ. 180-летию сибирских реформ М. М. Сперанского. Иркутск: Оттиск, 2004. С. 37-51.
2. История педагогики / сост.: Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. М.: Просвещение, 1982. 447 с.
3. Линьков А. Рост учебного дела в Восточной Сибири. Иркутск: Сибирский Архив, 1912. С. 505-543.
4. Миропольский С. И. Школа и государство. Обязательность обучения в России. СПб., 1876. 258 с.
5. Панчуков А. П. История начальной и средней школы Восточной Сибири. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1956. 510 с.
6. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения 1802-1902 гг. СПб., 1902. 492 с.
7. Сеченова А. А. Управление учебными заведениями Западной Сибири до учреждения учебного округа (18031885 гг.) // Материалы междунар. заоч. науч.-практ. конф. «Проблемы и перспективы развития психологии и педагогики». Новосибирск, 2011 [Электронный ресурс]. Режим доступа: htth://sibac.info (дата обращения: 15.01.16).
8. Соколовский П. Русская школа в Восточной Сибири и Приамурском крае. Харьков: Тип. Зильберберг и с-вья, 1914. 305 с.
References
1. Dameshek I. L. Rossijskoe zakonodatel'stvo i Sibir'. Sootnoshenie imperskih principov i regionalizma // Rossija i Sibir': problemy vzaimodejstvija v regional'noj politike v istoricheskoj retrospektive: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvjashh. 180-letiju sibirskih reform M. M. Speranskogo. Irkutsk: Ottisk, 2004. S. 37-51.
2. Istorija pedagogiki / sost.: N. A. Konstantinov, E. N. Medynskij, M. F. Shabaeva. M.: Prosveshhenie, 1982. 447 s.
3. Lin'kov A. Rost uchebnogo dela v Vostochnoj Sibiri. Irkutsk: Sibirskij Arhiv, 1912. S. 505-543.
4. Miropol'skij S. I. Shkola i gosudarstvo. Objazatel'nost' obuchenija v Rossii. SPb., 1876. 258 s.
5. Panchukov A. P. Istorija nachal'noj i srednej shkoly Vostochnoj Sibiri. Ulan-Udje: Burjat. kn. izd-vo, 1956. 510 s.
6. Rozhdestvenskij S. V. Istoricheskij obzor dejatel'nosti Ministerstva narodnogo prosveshhenija 1802-1902 gg. SPb., 1902. 492 s.
7. Sechenova A. A. Upravlenie uchebnymi zavedenijami Zapadnoj Sibiri do uchrezhdenija uchebnogo okruga (18031885 gg.) // Materialy mezhdunar. zaoch. nauch.-prakt. konf. «Problemy i perspektivy razvitija psihologii i pedagogiki». Novosibirsk, 2011 [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: htth://sibac.info (data obrashhenija: 15.01.16).
8. Sokolovskij P. Russkaja shkola v Vostochnoj Sibiri i Priamurskom krae. Har'kov: Tip. Zil'berberg i s-v'ja, 1914. 305 s.
Библиографическое описание статьи
Дамешек Л. М., Мамкина И. Н. Государственная политика в области управления народным просвещением в Восточной Сибири в XIX - начале ХХ века // Гуманитарный вектор. Сер. История. Политология. 2016. Том 11, № 4. С. 42-49. DOI: 10.21209/2307-1842-2016-11-4-42-49
Reference to the article
Dameshek L. M., Mamkina I. N. State Policy in the Field of Public Education Governance in Eastern Siberia in the XIXth -Early XXth Centuries // Humanitarian Vector. Series History. Political Science. 2016. Vol. 11, No 4. P. 42-49. DOI: 10.21209/2307-1842-2016-11-4-42-49
Статья поступила в редакцию 02.02.2016