УДК 37.091
Мамкина Инна Николаевна Inna Mamkina
УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ (XIX - НАЧАЛО ХХ вв.)
MANAGEMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN EASTERN SIBERIA (XIXTH AND THE BEGINNING OF THE XXTH CENTURY)
На основе архивных документов и законодательства Российской империи рассматривается организация управления учебными заведениями Восточной Сибири. Анализ опубликованных работ показывает фрагментарность изученности темы, отсутствие обобщающих работ. Предпринята попытка обобщения сведений по организации управления учебными делами на протяжении XIX — начала ХХ столетия. Выделены и охарактеризованы отдельные звенья механизма управления учебным делом; определено место и роль каждого элемента в системе органов власти, представлена позиция государственной и местной власти относительно развития просвещения в регионе, а также материальные условия организации и деятельности системы управления учебным делом. Уделяется внимание роли общественных организаций в развитии народного просвещения и их взаимодействию с властными структурами
Ключевые слова: народное просвещение, учебные заведения, государственная власть, органы власти, управление учебными заведениями, главный инспектор училищ, директор народных училищ, инспектор народных училищ, штатный смотритель, контроль, полномочия
On the basis of archival documents and legislation of the Russian Empire, the author examines the organization of educational institutions management in Eastern Siberia. The article reflects the organizational process, highlights the management system. The analysis of published studies on the subject showed a low level of problem studying. There is no comprehensive study of the state power in the system of public education in Eastern Siberia. The author makes an attempt to summarize the information on education affairs management during the 19th and the beginning of the 20 th century. In this paper the individual links of mechanism of learning management are highlighted and characterized. On the basis of legislation the author determines the place and competence of each element in the system of government. The paper defines the position of state and local authorities on the development of education in the Eastern Siberia. The involvement of social organizations in the forming of academic affairs is represented. Using historical data, the author also presents the material conditions for the organization and functioning of the educational affairs management
Key words: educational institutions, state power, authorities, management of educational institutions, chief inspector of schools, elementary schools headmaster, inspector of public schools, full-time supervisor, control, authority
Актуальность данной работы определяется необходимостью восполнения пробелов в изучении вопросов формирования и деятельности органов управления учебным
делом в Восточной Сибири в XIX — начале ХХ вв., определения компетенции отдельных элементов системы управления, места и роли общественных организаций в
развитии региональной системы учебных заведений.
Историография народного просвещения традиционно представлена дореволюционными, советскими и современными исследованиями. В дореволюционной историографии прослеживаются два направления — консервативное и либеральное. Представители либерального направления (Е.Д. Максимов, Н.В. Чехов, В. В. Весе-ловский и др.) уделяли внимание деятельности земств в развитии народного просвещения, затрагивали вопросы организации и обеспечения школ, обращались к проблемам подготовки учителей для народной школы [14, С. 27-35; 8, С. 249; 22, С. 148]. Они во многом критиковали государственную политику в сфере народного просвещения, но систему управления при этом не затрагивали.
Представление об органах власти и государственной политике в области учебного дела можно получить из работ В.В. Григорьева, С.И. Миропольского, С.В. Рождественского, которые представляли консервативное направление [9, С. 589; 15, С. 260; 18, С. 840]. Эти работы подготовлены с использованием законодательных актов и нормативных документов министерства народного просвещения (МНП), комитета министров, сената и т.п. Для изучения системы органов власти в области народного просвещения ценным исследованием является труд С.В. Рождественского «Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902» (1902). В работе представлены материалы, отражающие процесс формирования органов государственной власти в центре и на местах. Автор в хронологической последовательности описывает процесс организации МНП, учебных округов, учебных ведомств, затрагивает вопросы компетенции должностных лиц.
Вопрос управления учебными делами рассматривал П.Э. Соколовский в работе «Русская школа в Восточной Сибири и Приамурском крае» [20, С. 305]. Автор обращал внимание на проблемы управления учебными заведениями в условиях об-
ширной и малозаселенной территории. В 1912 г. редактор-издатель А.И. Линьков на страницах журнала «Сибирский Архив» опубликовал обзорную статью о состоянии учебного дела в Восточной Сибири. В контексте обзора проблем восточносибирского образования он указывал на слабую организацию системы управления учебными заведениями [13, С. 508]. Как видно, в дореволюционной историографии аспект региональной системы управления народным просвещением представлен единичными работами, большинство исследований посвящено организации и деятельности отдельных учебных заведений.
Советская историография подходила к рассмотрению государственной политики в области народного просвещения в дореволюционный период с идеологических позиций. Работы носили описательный характер, при этом акцент делался на недостатки в работе [10, С. 448; 11, С. 444]. Положительный опыт, а тем более организация системы управления в царской России в советский период не учитывались.
В постсоветский период внимание к дореволюционному образованию возрастает. Так, в диссертации Л.И. Титовой (2000) рассматривается государственная политика в сфере подготовки учительских кадров в России в 1861-1917 гг. [21, С. 224]. Появляются исследования по истории развития образования в отдельных регионах. Следует отметить диссертационные исследования С.М. Алексеевой о системе образования Иркутской области в 1917-1956 гг., О.Б. Лынши по истории образования на Дальнем Востоке в 1860-1917 гг. Появляются работы, посвященные органам управления народным просвещением в отдельных регионах. Представляют интерес работы А.Е. Оторочкиной «Оформление системы государственного управления народным образованием в российской провинции первой половины XIX в. (на материалах губерний Верхней Волги), И.В. Неупокоева «Управление школьным делом в Тобольской губернии в конце XVIII — начале ХХ вв.», А.А. Сеченова «Управление учебными заведениями Западной Сибири до учрежде-
ния учебного округа (1803-1885 гг.)» [19, С. 17; 17, С. 9; 16, С. 18]. В этих работах представлены сведения об управлении народным просвещением с учетом организации учебных округов. В Восточной Сибири учебный округ, как известно, так и не был образован. Система управления народным просвещением в данном регионе отличалась от других территорий. Таким образом, уже в силу этого система управления учебными заведениями Восточной Сибири заслуживает внимания и может стать предметом самостоятельного исследования.
Целью нашего исследования является обобщение, систематизация, анализ процесса организации и деятельности системы управления учебными заведениями Восточной Сибири. В ходе работы предполагается проследить изменения в системе управления на протяжении XIX — начала ХХ вв.; выявить и охарактеризовать структурные элементы; определить сферу их деятельности и компетенцию; оценить материальную базу и условия деятельности органов власти в области народного просвещения.
В начале XIX в. в России осознали необходимость создания централизованной системы управления делом народного просвещения. Реформы Александра I способствовали решению данного вопроса. В 1802 г. учреждено Министерство народного просвещения, в ведении которого находились все государственные учебные заведения. В 1803 г. на базе университетов образовались шесть учебных округов с учебно-административными функциями — Московский, Виленский, Дерптский, С.-Петербургский, Харьковский и Казанский. Управление учебными заведениями в округе осуществлялось особым Училищным комитетом.
С 1821 г., по предложению сибирского генерал-губернатора М.М. Сперанского, для контроля за деятельностью учебных заведений введена должность визитатора (просуществовала до 1828 г.). Первым и последним визитатором сибирских учебных заведений являлся директор Иркутской гимназии статский советник П.А. Слов-цов [19, С. 17]. По новому Уставу (1828) учебных заведений эта должность была
упразднена, и сибирская дирекция училищ вверялась в подчинение гражданских губернаторов. Гражданские губернаторы, получив право попечителей по вопросам учебного дела, находились в подчинении министра народного просвещения.
Полномочия губернатора в сфере народного просвещения определялись кадровыми вопросами ( назначение, перевод, увольнение, взыскание, поощрение); утверждением незначительных финансовых расходов (до 300 руб.); утверждением контрактов на выполнение работ, поставок; также они ведали распределением казенных стипендий [7, С. 16]. Все вопросы, касающиеся открытия или закрытия учебных заведений и дополнительных классов, количества учащихся, изучаемых дисциплин и т.п., должны были согласовываться с министром. Зачастую деятельность губернаторов в сфере народного просвещения носила субъективный характер. Историк С.В. Рождественский отмечал, что «самые существенные вопросы народного образования получают в разных местностях края, при одинаковых местных условиях, разрешение далеко не однообразное» [18, с. 614]. В МНП поступали не всегда точные и полные сведения о состоянии учебного дела в губерниях и областях. Это приводило к искажению общей картины, характеризующей состояние народного просвещения в Восточной Сибири.
На местах организацией и деятельностью учебных заведений занимались директор и штатный смотритель народных училищ, а также приказы общественного призрения. Директор народных училищ назначался на должность губернатором по согласованию с Приказом общественного призрения. Директор народных училищ одновременно мог занимать должность директора мужской гимназии или реального училища. Он также отвечал за соблюдение установленных правил, формирование педагогического коллектива, принимал ежемесячные отчеты учителей, контролировал нравственное воспитание учащихся, отчитывался в Приказе общественного призрения. Директорам народных училищ подчи-
нялись штатные смотрители приходских и уездных училищ.
Штатные смотрители назначались губернатором по предложению Приказа общественного призрения. В обязанности смотрителя входил надзор за учебными заведениями в черте вверенных им округов, с обязанностью представлять ежемесячный отчет директору народных училищ.
Приказы общественного призрения состояли преимущественно из местных купцов, по мнению А. Линькова «в большинстве случаев невежественных» [13, С. 508]. Приказы изыскивали средства на открытие и содержание учебных заведений. Денежный фонд формировался из пожертвований, взносов различных обществ, процентов от вкладов и других источников. Ежегодная сумма, выделяемая на содержание учебного заведения, могла быть различной, зачастую собранных средств едва хватало на наем помещения, материальная, учебно-методическая база финансировалась по остаточному принципу. Постепенно приказы расширяли свои полномочия. С согласия Приказа формировался педагогический коллектив учебного заведения. Приказ ежегодно заслушивал отчеты директора народных училищ. А. Линьков отмечал, что «правительство сознавало этот недостаток вмешательства приказов в учебную часть школ, но оно принуждено было мириться со всем этим, так как приказ все же давал средства на учебное дело» [13, С. 508].
Таким образом, в первой половине XIX в. государственное управление учебными делами Восточной Сибири имело строго иерархичную систему государственных должностей, представленную гражданским губернатором, директорами народных училищ и штатными смотрителями училищ. Должностные лица наделялись контрольно-надзорными полномочиями без права принятия решений. Организация новых школ, вопросы подготовки для учебных заведений квалифицированных учителей, открытие подготовительных классов, пансионов решались МНП. Однако отсутствие государственных средств на развитие школьного дела ввело в систему управле-
ния Приказы общественного призрения, которые взяли на себя полномочия по содержанию школ. Отсутствие финансовой поддержки со стороны государства позволило последним контролировать не только расход средств, но и учебную деятельность школы, в частности, в кадровом вопросе. В совокупности учебное дело находилось под жестким тройным контролем государственных, региональных органов власти и общественных организаций.
К середине XIX в. государственная политика в сфере народного просвещения не способствовала его развитию на территории Восточной Сибири. В ведении генерал-губернатора Восточной Сибири находилось 64 учебных заведения. Организация системы управления народным просвещением была крайне неэффективной. Отсутствие государственной поддержки в кадровых и финансовых вопросах тормозило рост учебных заведений. Школы создавались и содержались по инициативе и на средства местных обществ, в силу этого их существование и развитие всецело зависело от понимания обществом необходимости развития образования, что негативно сказывалось на развитии системы учебных заведений. Субъективный фактор в вопросах организации и деятельности школ в большей степени носил негативный характер. Система управления учебными заведениями Сибири нуждалась в реформировании.
В 1859 г. в Западной Сибири, согласно «Положению об управлении гражданскими учебными заведениями Западной Сибири», вводилась должность главного инспектора училищ Западной Сибири. В Восточной Сибири учебные заведения продолжали оставаться в подчинении гражданских губернаторов.
В 1865-1866 гг. помощник попечителя Санкт-Петербургского учебного округа А.В. Латышев по поручению МНП проводил инспекцию учебных заведений Восточной и Западной Сибири [1, л. 58]. Командировка длилась один год. А. В. Латышев посетил города Сибири, в том числе и Читу. В отчете относительно системы управления учебным делом он отмечал: «По моему
мнению, незначительность числа учебных заведений не только не может служить препятствием к учреждению этих штатов, но и, напротив того, заставляет желать скорейшего, по возможности, осуществления этой меры в Восточной Сибири, дабы поставить там учебное дело в более благоприятные условия и способствовать развитию оного» [2, л. 31].
А.В. Латышев отметил полную зависимость учебных заведений от областных и губернских властей, что являлось, по его мнению, препятствием в развитии образования в крае. По ходатайству генерал-губернатора Корсакова и по представлению министра народного просвещения графа Толстого 18 декабря 1867 г. в Восточной Сибири введено управление учебными делами по образцу Западной Сибири.
Попечителем училищ выступал генерал-губернатор, ему подчинялся главный инспектор училищ. На местах государственную власть представляли инспектора и директора народных училищ. Указанные чины назначались по представлению министра народного просвещения с согласия генерал-губернатора.
Главный инспектор училищ назначался и увольнялся высочайшим приказом по представлению министра народного просвещения, согласованного с генерал-губернатором. Но при этом он не имел права прямого, непосредственного письменного обращения к министру народного просвещения. При главном инспекторе существовала канцелярия из секретаря и помощника, которая содержалась за счет государственных средств и осуществляла делопроизводство по учебной части. Секретарь и помощник назначались генерал-губернатором по представлению главного инспектора [7, С. 19].
Полномочия главного инспектора училищ определялись контролем над деятельностью учебных заведений, что выражалось в принятии отчетов директоров и инспекторов учебных заведений, рассмотрении протоколов заседаний педагогических советов; составлении ежегодных отчетов для генерал-губернатора и МНП; распределении от-
пускаемых казной средств на организацию и содержание учебных заведений. Главный инспектор проводил ревизии учебных заведений, контролировал качество обучения, методику преподавания, воспитательную работу, уровень профессиональной подготовки учителей, материальное состояние учебных заведений.
Примечательно, что для проведения полноценной ревизии учебных заведений на вверенной территории необходимо было потратить приблизительно десять месяцев и проехать примерно 12 тыс. верст. Учитывая значительную территорию края, главному инспектору училищ вменялось в обязанности «разделять свою ревизию так, чтобы все заведения могли быть осмотрены им по одному разу в течение двух лет» [7, С. 19]. Однако данное положение было невыполнимо в связи с огромной и слабозаселенной территорией, зачастую удаленность одного селения от другого могла составлять многие десятки верст.
На местах вопросами организации и деятельности учебных заведений занимались директора и инспектора народных училищ. Должность инспекторов народных училищ в 1869 г. введена в систему управления народным просвещением по инициативе Министра народного просвещения графа Д. Толстого.
В Иркутской губернии и Забайкальской области директора народных училищ были уполномочены заниматься вопросами городских, уездных и начальных училищ, прогимназий, содержащихся за государственный счет, а также частных учебных заведений и лиц, занимающихся домашним образованием. Известно, что в Забайкальской области первым директором назначен статский советник Сниткин [12, с. 320].
Учебными заведениями Иркутского, Балаганского и Верхоленского округов занимался инспектор народных училищ. В Енисейской губернии инспектор курировал все начальные училища губернии, включая уездные училища Красноярского, Ачинского и Енисейского уездов. В Якутской области начальными училищами заведовал директор Якутского реального училища. В
Забайкальской области в 1911 г. создали шесть, а в 1917 г. — восемь инспекторских районов. Необходимость увеличения числа инспекций обусловлена обширностью подконтрольной территории.
В 1914 г. попечитель Харьковского учебного округа П.Э. Соколовский по поручению министра народного просвещения инспектировал учебные заведения Восточной Сибири. В отчете он, в частности, отмечал: «... большие районы, находящиеся в ведении отдельных инспекторов народных училищ, и более чем первобытные пути сообщения лишают их всякой возможности посетить все подведомственные им училища, хотя бы один раз за время своей службы» [20, С. 247]. Он предлагал увеличить количество инспекторов и сократить количество инспектируемых ими учебных заведений.
В случае, если полномочия инспектора народных училищ не распространялись на определенный округ, то учебные заведения округа подчинялись штатному смотрителю. Выбирались они преимущественно из дворян, а также из чиновников. В ведении штатного смотрителя находились денежные суммы, имущество и все документы училища. Он делал свои замечания и уведомлял о них вышестоящие органы. Часто штатные смотрители выполняли и обязанности учителей.
Созданная системы управления делом народного просвещения Восточной Сибири не замедлила дать положительные результаты. За период с 1867 по 1871 гг. количество учебных заведений возросло с 64 до 183, в 1880 г. достигло 235, а в 1890 г. - 327 [13, С. 510]. В среднем ежегодно открывалось более 85 учебных заведений различного типа. В 1908 г. главным инспектором училищ Восточной Сибири назначен Григорий Петрович Василенко (инспектор народных училищ Ачинского и Минусинского уездов Енисейской губернии, с 1906 г. директор народных училищ Иркутской губернии) . В период его деятельности (1909-1911) количество учебных заведений Восточной Сибири увеличилось на 458, т.е. ежегодно начинали работу в среднем 150 новых учеб-
ных заведений, также был открыт учительский институт.
До начала ХХ в. созданная система управления не реформировалась. Без изменения сохранялось количество должностных лиц, их полномочия, жалование. В 1867 г. на содержание канцелярии Туркестана выделяли 17500 руб. в год, на канцелярию Восточной Сибири — 8050 руб. в год при одинаковых штатах. Условия для работы главного инспектора и его штата были неудовлетворительные. Служебное помещение арендовалось в здании главного управления. Генерал-губернатор Ану-чин отмечал, что инспектор и его секретари «приютились в главном управлении, в проходной комнате, в несколько квадратных аршин пространства, где помещаются вместе с Главным Инспектором все писцы, а книги и дела за неимением места лежат грудами на окнах и полу» [3, л. 4]. На более удобное помещение средств не хватало, поскольку казной на аренду выделялось только 350 руб. в год.
С увеличением числа учебных заведений назревала потребность в увеличении штатного расписания органов управления народным образованием. Так, если в 1869 г. оборот документов канцелярии составлял 2245 единиц, то в 1911 г. — 18469 единиц при сохранении прежнего штата. Вместо увеличения штата на два часа увеличена продолжительность рабочего дня при сохранении прежнего жалования (40...60 руб. в месяц) [13, C. 508].
Об изменении штатного расписания органов власти народного просвещения неоднократно ходатайствовали генерал-губернаторы Восточной Сибири: в 1878 г. — барон П.А. Фредерикс; в 1880 — генерал-лейтенант Д. Г. Анучин; 1887 — граф А.П. Игнатьев; Иркутские военные генерал-губернаторы: 1903 — генерал-лейтенант А.И. Пантелеев, 1904 — граф П.И. Кутайсов, 1906 — временный Иркутский генерал-губернатор, генерал-лейтенант К.М. Алексеев, 1908 — генерал от инфантерии А.Н. Селиванов, 1911 — егермейстер двора его императорского величества, тайный советник Л.М. Князев. На протя-
жении второй половины XIX в. регулярно обсуждался вопрос о необходимости создания Восточно-Сибирского учебного округа, однако этот вопрос положительно решен не был.
Проблема недостатка кадровой обеспеченности в системе управления народным образованием в МНП была известна. В 1873 г. граф Толстой направил ходатайство об увеличении штатов, с акцентом на «безвыходное положение окружных управлений», но решение данного вопроса власти отложили до 1881 г. [18, С. 588].
В 1881 г. произошли незначительные изменения в управлении учебным делом Российской империи, штаты управлений учебных округов увеличились, но поскольку в Сибири учебных округов не существовало, то здесь все осталось без изменения. Образование учебного округа было отложено на неопределенное время из-за отсутствия высшего учебного заведения. В 1883 г. генерал-губернатор Д.Г. Анучин вновь ходатайствовал об учреждении округа. Министр народного просвещения считал предложение преждевременным в «связи с небольшим числом учебных заведений» [6, л. 19]. Единственным положительным результатом стало увеличение жалования секретарю и его помощнику. Что касается западной части Сибири, то в 1885 г. на базе созданного в Томске университета образовали Западно-Сибирский учебный округ в
ГТ1 ** О ГГЧ О
составе Тобольской и Томской губерний и Акмолинской, Семипалатинской и Семире-чинской областей
К концу XIX в. потребность в квалифицированных специалистах возрастала, что вызвало увеличение числа учебных заведений. В связи с данным фактом ревизии главного инспектора продолжались длительное время. Во время его отсутствия текущими делами занималось лицо, назначенное из членов совета Главного управления Восточной Сибири. Анучин отмечал, что это «всегда влекло застой в делах» [4, л. 2].
В 1884 г. Восточную Сибирь разделили на два генерал-губернаторства: Иркутское и Приамурское, что нарушило управление учебными делами. Забайкальская область
была включена в состав Приамурского генерал-губернаторства, а учебные заведения области продолжали подчиняться главному инспектору училищ Восточной Сибири. По предложению Приамурского генерал-губернатора барона Корфа за главным инспектором училищ Восточной Сибири сохранилось право «заведовать учебными заведениями Забайкальской области, определять и увольнять служащих по учебному ведомству лиц» [5, л. 76]. В силу служебных полномочий генерал-губернатор контролировал учебное дело в Забайкальской области. Он продолжал курировать финансовую сторону учебного дела, в частности, отменил решение главного инспектора о закрытии Троицкосавского Алексеевского реального училища в 1884 г.
Учитывая, что генерал-губернаторы являлись попечителями учебных заведений, главному инспектору училищ Восточной Сибири необходимо было составлять двойную документацию и отчеты по состоянию учебных дел в Забайкальской области для Иркутского и Приамурского генерал-губернаторов.
Существенно облегчить управление учебными делами Восточной Сибири могли земские училищные или попечительские советы, которые получили развитие в Европейской России после земской реформы. Члены советов занимались хозяйственными вопросами, связанными с материальным и финансовым состоянием учебного заведения, составляли и утверждали сметы, контролировали расходы государственных средств на строительство и оборудование школьных помещений, осуществляли контроль за пансионами — условиями проживания учащихся, обеспечением и качеством продуктов питания. Однако земская реформа в Восточной Сибири не была реализована и подобных попечительских советов не существовало. В Красноярске и Иркутске создали школьные городские комиссии. Как правило, они создавались городской администрацией с целью взаимодействия со школьным руководством в рамках осуществления городских интересов в школьной политике.
Подводя итог, необходимо отметить, что в России процесс организации и развития системы органов власти в области народного образования начинается в начале XIX в. в рамках реформ Александра I. Организация власти имела жестко централизованную, иерархическую систему, представленную учебными округами, училищными советами, государственными должностными лицами во главе с Министерством народного просвещения. В Восточной Сибири в связи с отсутствием учебного округа организация управления учебными делами возлагалась на губернаторов, которые являлись попечителями учебных заведений. В связи с небольшим числом учебных заведений и отсутствием университета развитие системы управления учебным делом в Восточной Сибири носило отличительные черты. На организацию управления негативное влияние оказала региональная специфика - огромная территория, значительное расстояние между населенными пунктами, невысокая степень заинтересованности населения в развитии системы образования, субъективная позиция отдельных должностных лиц местной
Литература_
1. РГИА, ф.733, оп.120, д.276
2. РГИА, ф.733, оп.193, д.260, л. 31
3. РГИА, ф. 733, оп. 194, д. 84. л.4
4. РГИА, ф. 733, оп. 194, д. 84. л.2
5. РГИА, ф. 733 , оп. 203, д. 3049.
6. РГИА, ф. 1284, оп. 223, д. 218. л.17-33
7. Уставы ученых и учреждений и учебных заведений // Свод законов Российской империи. Т^. ч. 1. СПб, 1893 г. С. 16.
8. Веселовский Б.Б. История земства за 40 лет. СПб.: Изд-во О.Н. Поповой, 1909. Т. 1. 249 с.
администрации. Процесс создания системы государственных органов власти в области народного просвещения носил запаздывающий характер. Созданная в первой половине XIX в. система управления действовала неэффективно.
Реализация реформы Александра II во второй половине XIX в. способствовала развитию системы органов власти в сфере народного просвещения в Восточной Сибири. Учреждение должностей главного инспектора училищ, окружных инспекторов позволило организовать более эффективное управление учебными делами. К началу ХХ в. количество учебных заведений и учащихся значительно возросло. Система органов власти к началу ХХ в. продолжала основываться на принципах жесткой централизации, иерархичности. Сохранение приоритета контрольно-надзорных функций над исполнительно-распорядительными стало для реформированной во второй половине XIX в. системы управления учебным делом одним из факторов, тормозящим развитие всего народного просвещение в Восточной Сибири.
References
1. RGIA (The Russian state historical archive), f. 733, op. 120, d. 276
2. RGIA (The Russian state historical archive), f. 733, op. 193, d. 260, l. 31
3. RGIA (The Russian state historical archive), f. 733, op. 194, d. 84. l.4
4. RGIA (The Russian state historical archive), f. 733, op. 194, d. 84. l.2
5. RGIA (The Russian state historical archive), f. 733 , op. 203, d. 3049.
6. RGIA (The Russian state historical archive), f. 1284, op. 223, d. 218. l.17-33
7. Ustavy uchenyih i uchrezhdeniy i uchebnyih zavedeniy // Svod zakonov Rossiyskoy imperii. (Code of laws of the Russian Empire). Vol. XI. ch. 1. SPb, 1893 g. S. 16.
8. Veselovsky B.B. Istoriya zemstva za 40 let. (The history of Zemstvo for 40 years.). SPb.: Izd-vo O.N. Popovoy, 1909. Vol. 1. 249 p.
9. Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы / сост. В.В. Григорьев. М.: т-во тип. А.В. Мамонтова, 1900 г. XII. 589 с.
10. Днепров Э.Д. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. М.: Педагогика, 1991 г. 448 с.
11.Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия (политическая реакция 60-х — начала 90-х гг.) — М.: Мысль, 1970.
12. Константинова Т. А., Константинов А. В., Филиппов Г.Г., Сухинин В.А. Малая энциклопедия Забайкалья: Наука и образование: в 2 ч. / гл. ред. Р.Ф. Гениатулин. Новосибирск: Наука, 2011. Ч. 2: Н-Я. С. 320-323.
13. Линьков А. Рост учебного дела в Восточной Сибири. Иркутск: Сибирский Архив, 1912. С. 508.
14. Максимов Е.Д. Очерки земской деятельности по подготовке и обеспечению учителей народных школ // Народная школа. СПб., 1888. С. 27-35.
15. Миропольский С.И. Школа и государство. СПб.: тип. А.М. Котомина, 1876 г. 260 с.
16. Неупокоев И.В. Управление школьным делом в Тобольской губернии в конце XVIII — начале ХХ вв. // Научный вестник УрАГС. Вып. 3(12) — 2010.
17. Оторочкина А.Е. Оформление системы государственного управления народным образованием в российской провинции первой половины XIX века (на материалах губерний Верхней Волги). [Электронный ресурс]. Режим доступа: htth://www.gvw-rggw.narod.ru
18. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902. Издание МНП/ СПб., 1902. 840 с.
19. Сеченова А.А. Управление учебными заведениями Западной Сибири до учреждения учебного округа (1803-1885 гг.) // Материалы международной заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития психологии и педагогики». Новосибирск, 2011 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ЫШ:/^1Ьас.т&
20. Соколовский П.А. Русская школа в Восточной Сибири и Приамурском крае. Харьков, 1914 г. 305 с.
9. Grigorev V.V. Istorichesky ocherk russkoy shkolyi (Historical essay of the the Russian school). M.: publ. house tip. A.V. Mamontova, 1900 g. XII. 589 p.
10. Dneprov E.D. Ocherki istorii shkolyi i peda-gogicheskoy myisli narodov SSSR. Vtoraya polovina XIXv. (Essays on the history of school and pedagogical thought of the peoples of the USSR. The second half of the XIX century). M.: Pedagogika, 1991 g. 448 p.
11. Zayonchkovskiy P.A. Rossiyskoe samoder-zhavie v kontse XIX stoletiya (politicheskaya reaktsiya 60-h — nachala 90-hgodov) (Russian autocracy in the late nineteenth century (political reaction of 60s and early 90s). M.: Myisl, 1970.
12. Konstantinova T.A., Konstantinov A.V., Filippov G.G., Suhinin V.A. Malaya entsiklopediya Zabaykalya: Nauka i obrazovanie: v 2 ch. (Small encyclopedia of Transbaikalie: science and education: in 2 chapters) / chief. ed. R.F. Geniatulin. Novosibirsk: Nauka, 2011 g. Part. 2: N-Ya. P. 320-323.
13. Linkov A. Rost uchebnogo dela v Vostochnoy Sibiri. (The growth of the educational business in Eastern Siberia). Irkutsk: «Sibirskiy Arhiv», 1912. P. 508.
14. Maksimov E.D. Ocherki zemskoy deyatelnos-ti po podgotovke i obespecheniyu uchiteley narodnyih shkol // Narodnaya shkola. (Elementary school). SPb., 1888. P. 27-35.
15. Miropolskiy S.I. Shkola i gosudarstvo. (The school and the state). SPb.: tip. A.M. Kotomina, 1876 g. 260 p.
16. Neupokoev I.V. Nauchnyiy vestnik UrAGS. (Scientific Bulletin of the Ural Academy of State Service). Issue 3(12). 2010.
17. Otorochkina A.E. Oformlenie sistemy gosu-darstvennogo upravleniya narodnyim obrazovaniem v rossiyskoy provintsii pervoy polovinyi XIX veka (na materialah guberniy Verhney Volgi). Available at: htth://www.gvw-rggw.narod.ru
18. Rozhdestvensky S.V. Istoricheskiy obzor deyatelnosti Ministerstva narodnogo prosvescheniya. 1802-1902. Izdanie MNP (Historical overview of the activities of the Ministry of National Education. 18021902) SPb., 1902. 840 p.
19. Sechenova A.A. Materialy mezhdunarodnoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Prob-lemyi i perspektivyi razvitiya psihologii i pedagogiki» - Novosibirsk, 2011 g. (Materials of international correspondence scientific-practical conference «Problems and prospects of psychology and pedagogy development» - Novosibirsk, 2011) ). Available at: htth:// sibac.info.
20. Sokolovsky P.A. Russkaya shkola v Vostochnoy Sibiri i Priamurskom krae. (Russian school in Eastern Siberia and Amur region). Harkov, 1914 g. 305 p.
21. Титова Л.И. Государственная политика в сфере подготовки учительских кадров в России в 1861-1917 гг.: автореф. дисс. ... канд. ист. наук. М., 2000. 224 с.
22. Чехов Н.В. Типы русской школы в их историческом развитии. М.: Мир, 1923. 148 с.
21. Titova L.I. Gosudarstvennaya politika v sfere podgotovki uchitelskih kadrov v Rossii v 1861—1917 gg.: (State policy in the sphere of teaching staff training in Russia in 1861-1917.) abstract. diss. ... cand. historical sciences. M., 2000. 224 p.
22. Chehov N.V. Tipy russkoy shkolyi v ih is-toricheskom razvitii. (Types of Russian schools in their historical development). M.: Mir, 1923. 148 p.
Коротко об авторе _
Мамкина И.Н., канд. истор. наук, зав. каф. «Теория государства и права», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия [email protected]
Научные интересы: история России
_ Briefly about the author
I. Mamkina, candidate of historical sciences, head of Theory of State and Law department, Transbaikal State University, Chita, Russia
Scientific interests: history of Russia