УДК 37.091
Мамкина Инна Николаевна Inna Mamkina
РЕАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД СЕРЕДИНЫ XIX - НАЧАЛА ХХ вв.
REAL COLLEGES IN THE CONTEXT OF GENERAL EDUCATION SYSTEM IN THE EASTERN SIBERIA IN THE POST-REFORM PERIOD OF THE MIDDLE OF XIX - EARLY XX CENTURIES
Рассматриваются реальные училища как тип учебного заведения в России в пореформенный период. На основе нормативных документов определяется правовой статус учебного заведения в системе общего образования. Приводятся данные о правовой регламентации деятельности реальных училищ, организации управления, правовом статусе преподавателей и учащихся. Освещены вопросы организации и деятельности реальных училищ Восточной Сибири, условия открытия, финансирования, формирования материальной базы. Впервые вводятся в научный оборот сведения о членах педагогических коллективов, учащихся. На основе архивных документов и статистических данных в работе представлен анализ эффективности деятельности реальных училищ. Рассматривается роль местной власти и общественности в развитии системы среднего образования
Ключевые слова: Восточная Сибирь, система общего образования, учебное заведение, среднее образование, реальные училища, учащиеся, педагогический коллектив, учебная программа
The paper examines real colleges as a type of educational institutions in Russia in the post-reform period. The legal status of an educational institution in the system of general education is determined by the basis of regulations. The article provides data on the legal regulation of real colleges, organization of management, legal status of teachers and students.
The work highlights the issues of organization and activities of real colleges of Eastern Siberia, the conditions of opening, financing, forming the material base. For the first time the information about the members of teaching staff and students is introduced into scientific use. The analysis of real colleges activity efficiency on the basis of archival documents and statistical data is presented in the article. The article also examines the role of local authorities and public in the secondary education system's development
Key words: Eastern Siberia, general education system, educational institution, secondary education, real colleges, students, teaching staff, curriculum
В период проведения реформ образование является важным компонентом, формирующим не только качественно новый тип мышления, но и общекультурный, и профессиональный уровень развития общества, отвечающий потребностям государства. С середины XIX в. в сфере рос-
сийского образования начинается процесс формирования нового образовательного пространства, что было вызвано полномасштабными реформами государственно-политической системы, связанными с социально-экономическими и политическими изменениями в стране. Одним из направле-
ний образовательной реформы становится создание нового типа учебного заведения, осуществляющего общее образование в сочетании и профессионально-техническими дисциплинами.
Попытка внедрения в учебные программы профессионально-технических дисциплин впервые была предпринята еще в 1839 г. При учебных заведениях создавались реальные классы для «временного преподавания технических наук». [1, С. 176]. Классы открывались при гимназиях и уездных училищах Тулы, Курска, Вильно, Риги и Керчи. Следующим шагом властей стало образование реальных гимназий в 1864 г. с углубленным изучением математики и иностранных языков, исключая древние. Реальные гимназии давали право поступления в университеты. В 1871 г. по инициативе гр. Д.А. Толстого классическими гимназиями стали считать только учебные заведения с 8-летним курсом с обязательным изучением древних языков. Реальные гимназии переименовали в реальные училища, сократив на год срок обучения. Право поступления в университеты закреплялось за выпускниками классических гимназий.
Училища создавались как учреждения, осуществляющие неполное среднее образование с профессионально-техническим уклоном. Учебная программа была рассчитана на шесть лет, с разделением пятого и шестого класса на два отделения — основного и коммерческого. В случае необходимости открывался подготовительный класс, а при наличии учащихся, планирующих поступать в высшие технические учебные заведения при основном отделении открывался еще один, дополнительный седьмой класс, который делился на три отделения: общее, механико-техническое и химико-механическое [6, С. 9].
В училище изучали Закон Божий, русский язык, географию, историю, математику, физику, естествознание, рисование, черчение, чистописание, коммерческое письмоводство и книговодство и два иностранных языка. Одним из изучаемых языков был обязательно немецкий, другой
— французский, английский, иногда итальянский или новогреческий на выбор. Изучение иностранных языков было направлено «исключительно на упражнения учеников в коммерческой корреспонденции на этих языках» [5, С. 256].
В 1888 г. в Устав реальных училищ были внесены изменения, закрыты коммерческие отделения, увеличено количество часов на изучение математики, иностранных языков, географии, истории, физики. Срок обучения увеличился на год, аттестаты выдавались после окончания седьмого класса. После успешной сдачи ряда дополнительных дисциплин, включая древние языки, выпускники училищ получили возможность поступления в университеты, что значительно увеличило количество поступающих в вуз реалистов. Власти, стремясь сократить их наплыв, ввели ограничение числа учащихся в седьмых классах, допуская к обучению лиц, имеющих в аттестате средний балл, равный 3,5. В 1906 г. учебный план училищ вновь изменился в сторону увеличения объема общеобразовательных дисциплин, что усилило значение реальных училищ в системе среднего образования и способствовало численному росту.
Обучение в училище было платным, стоимость определялась педагогическим советом и утверждалась МНП. Собранные за обучение средства составляли особый фонд, который расходовался на вознаграждение преподавателей, работающих в параллельных классах, покупку учебных пособий, непредви денные расходы. Любопытно, что в случае перехода учащегося в другое реальное училище до окончания учебного полугодия, оставшаяся плата за обучение сохранялась за училищем [5, С. 261]. По решению педагогического совета дети малообеспеченных родителей освобождались от платы, но количество освобожденных не должно было превышать 10 % от общего числа учащихся.
В училища принимались дети без сословного и религиозного ограничения, в первый класс поступали в возрасте 10...13 лет, имея начальное образование. Исклю-
чение составляли евреи: власти ограничивали количество учащихся евреев до 10 % от общего числа учащихся. Класс формировался из 40 человек, в случае большего количества учащихся открывались параллельные классы за счет учебного заведения [5, С. 258].
По окончании реального училища учащиеся, положительно сдавшие выпускные экзамены, получали аттестат, свидетельство — лица, не окончившие обучение. Примечательно, что четыре первых класса реального училища соответствовали оконченному курсу уездного или начального училища. Согласно Уставу о службе по определению от правительства, лица, получившие аттестат реального училища или свидетельство об окончании четырех классов, имели право на производство в первый классный чин гражданской службы без экзамена [7, С. 139].
В штате реального училища были предусмотрены должности директора, инспектора, преподавателей, классных наставников и надзирателей, врача и письмоводителя. Кандидатура директора определялась попечителем округа и окончательно утверждалась в МНП. Из числа преподавателей директор назначал инспектора училища, который утверждался в должности попечителем. Преподаватели подразделялись на штатных, состоящих на государственной службе и принятых по найму. Штатные преподаватели делились на четыре разряда в зависимости от получаемого жалования в 750, 900, 1250 и 1500 руб. в год. Назначение жалования зависило от пятилетней выслуги «за продолжительную, полезную и ревностную деятельность преимущественно в одном и том же заведении» [5, С. 263]. На классных наставников возлагались контрольно-надзорные полномочия за успеваемостью и поведением учащихся. Врач, помимо своих профессиональных обязанностей, осуществлял санитарно-гигиенический контроль.
Все вопросы по учебной и воспитательной части реального училища обсуждались на педагогическом совете. Для решения хозяйственных проблем педсовет избирал хо-
зяйственный комитет на три года из числа трех избранных преподавателей, директора и инспектора училища.
Реальные училища, открывшиеся по распоряжению министра, содержались за счет государства. Училища, открытые с разрешения министра по инициативе земства, общественности или частного лица, содержались обществом и государством совместно, а для контроля за расходом общественных средств избирался почетный попечитель. Попечителю «вменялось в обязанности заботиться об улучшении материального состояния училища и о своевременном поступлении сумм, . а равно предоставляется право контроля за расходованием означенных сумм» [5, С. 259]. Избранные попечители считались на государственной службе в должности пятого класса.
Реальные училища как новый тип учебного заведения получили широкое распространение: к 1 января 1872 г. в Российской империи открылось семь реальных училищ с 1752 учащимися; к 1 января 1877 г. — уже 56 училищ с 10888 учащимися; к 1 января 1882 г. — 79 училищ с 17 484 учащимися, к 1 января 1899 г. — 115 училищ, к 1 января 1914 г. — 284 училищ с 76 971 учащимся [11, С. 17].
Процесс открытия реальных училищ в Восточной Сибири начался одновременно с общероссийским, но характеризовался неравномерностью, большими временными перерывами. Первое училище начало работу в 1876 г. в Троицкосаввске, открытие следующего состоялось только в 1891 г. в Якутске, затем в 1906 г. в Верхнеудинске и Нерчинске, в 1912 г. в Иркутске и Чите, в 1914 г. в Бодайбо.
Наибольший интерес представляет история Троицкосавского Алексеевского реального училища. Его открытие связано с именем Великого князя Алексея Александровича Романова, который в 1873 г. посетил Забайкальскую область. В память об этом событии кяхтинские купцы собрали сумму на открытие мужского среднего учебного заведения. В феврале 1876 г. правительством был подписан указ об учрежде-
нии реального училища в Троицкосаввске, в сентябре оно уже приступило к работе в составе первых трех классов. В 1977 г. училище было названо Алексеевским, в честь Великого князя, приславшего по этому поводу в дар свой портрет с дарственной надписью.
Училище временно разместилось в двухэтажном здании, пожертвованном купцом Я.А. Немчиновым [2, Л. 23]. В 1881 г. для него было построено новое, просторное помещение. П. Соколовский, инспектирующий училище в 1914 г., отмечал: «Большое двухэтажное здание с обширным двором и садом находится в лучшей части города. В высоких классных комнатах много света и воздуха, коридоры широки, актовый зал красив, квартира директора обширна» [10, С. 235].
Ежегодно на содержание училища из казны поступало до 35 077 руб., местные средства были представлены различными банковскими вкладами, а именно: 180 000 руб. — пожертвования купцов на содержание училища, 48 226 руб. — частные вклады для именных стипендий. Также училище распоряжалось средствами, собранными за обучение, стоимость которого составляла 25 руб. в год. Значительная часть средств расходовалась на развитие учебно-методической базы. Училище располагало библиотекой из 10 602 томов, оборудованными физическими и химическими лабораториями. В кабинете естественных наук было собрано более 6 тыс. экземпляров. Наиболее ценной являлась коллекция с редкими экземплярами чучел животных. Очевидно, что учебно-методическая база Троицкосав-вского реального училища могла считаться одной из лучших среди средних учебных заведений Восточной Сибири.
В училище обучалось до 250 человек, наполняемость классов не превышала нормы. В 1877 г. обучалось 83 чел.; в 1878 г.
- 100 чел.; в 1890 г. - 73 чел.; в. 1914 г.
— 239 чел. Снижение численности учащихся в 1890 г. была вызвана введением более высоких требований к поступающим, поскольку после зачисления многие не справлялись с учебной программой [3, Л. 17].
Наиболее успешным в обучении и примерным ученикам назначались именные стипендии — им. барона П.А. Фредерикса; им. верхоленского 1-й гильдии купца П.Г. Абрамова; им. коллежского советника А.К. Трапезникова [3, Л. 30].
Сформировать педагогический коллектив в соответствии с требованиями Устава реальных училищ в условиях Восточной Сибири было достаточно сложно. Одна из проблем заключалась в отсутствии педагогических кадров с высшим образованием, что вынуждало местные власти принимать в училище педагогов с более низким образовательным цензом. Другой проблемой являлось низкое жалование. Выпускники университетов неохотно занимали учительские должности. Как правило, это были казеннокоштные воспитанники, вынужденные отрабатывать обучение за государственный счет. Отработав положенный срок, они возвращались в европейскую Россию. В связи с этим штаты сибирских учебных заведений были подвержены ротации и не всегда имели полный состав.
В последнем десятилетии XIX — начале ХХ вв. правительство приняло ряд мер, направленных на обеспечение учебных заведений квалифицированными кадрами. Возросло количество учительских семинарий и институтов, в 1 , 5 раза увеличилось жалование преподавателей гимназий, городских и реальных училищ. К 1914 г. количество вакансий в Троицкосаввском реальном училище сократилось до одной — преподавателя по литературе. Фактически все члены педагогического коллектива имели высшее образование.
В целом, Троицкосаввское реальное училище к 1914 г. соответствовало всем требованиям Министерства народного просвещения за исключением некоторых особенностей. Положение приграничного торгового города способствовало формированию специфических черт в деятельности реального училища. Международная торговля требовала квалифицированных специалистов и знание иностранного языка. Многие учащиеся, еще не окончив курс, были востребованы в торговом деле. В свя-
зи с этим в 1914 г. на базе реального училища при участии кяхтинского купечества и генерального консула в Монголии А.М. Миллера был принят проект об открытии в училище параллельных коммерческих классов и введении в учебную программу монгольского языка и монголоведения. Необходимо отметить, что заинтересованность в подготовке специалистов у России и Китая была обоюдной. По сведениям инспектора П. Соколовского, в учебных заведениях Кяхты периодически обучались группы учащихся из Монголии [10, C. 242].
За весь период работы в училище получило образование более 600 человек, многие из них работали в русских торговых домах в Китае, Монголии. Его выпускниками стали: академик Академии наук Монгольской Народной Республики Бимбаев Ринчен-Доржи Раднажапович; доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР — Казанцев Владимир Петрович; доктор геолого-минералогических наук, профессор Молчанов Иннокентий Александрович; фенолог Московский Анатолий Александрович; доктор биологических наук, профессор Суетин Вениамин Яковлевич [13].
Изменение Устава реальных училищ в 1888 г. способствовало сближению учебных программ училища и гимназии, что стало причиной роста числа реальных училищ в стране. В Восточной Сибири этими изменениями воспользовались якутские власти, которые ходатайствовали о преобразовании Якутской прогимназии в реальное училище. Латинский язык, изучавшийся в прогимназии, с трудом давался якутским учащимся, большинство из них плохо говорили на русском, преподаватели не знали якутского языка. Отсутствие в учебной программе училища древних (латинского и греческого) языков, делали ее более доступной для учеников, что стало одной из причин преобразования.
В 1891 г. училище начало работу. В 1891 г. в нем обучалось 82 чел., 1892 г. — 80 чел., в 1903 г. - 199 чел., в 1904 г. -208 чел. [4, Л. 2].
Училище располагало собственным двухэтажным каменным зданием. Госу-
дарство на его содержание ежегодно выделяло 22 990 руб., часть средств составляла плата за обучение (10 руб. в год) и стипендиальный капитал. Капитал делился на два фонда:
1) вклады организаций и частных лиц для оказания единовременной помощи нуждающимся ученикам;
2) годовые именные стипендии для лучших учеников.
За успехи в обучении учреждены стипендии им. А.И. Пантелеева (иркутский военный генерал-губернатор, 1900-1903 гг.), им. Н.П. Синельникова (генерал-губернатор Восточной Сибири 1871-1874 гг.), им. П.С. Ванновского, министра народного просвещения 1901 — 1902 гг.; нуждающимся ученикам как плата за обучение назначались стипендия им. купца Маркова и восемь стипендий Якутской городской думы. Для материальной помощи учащимся якутам училище использовало проценты с 600 руб. банковского вклада [4, Л. 3].
Значительный вклад в развитие материальной базы училища внес губернатор Якутской области И.И. Крафт. При его содействии построили жилье для преподавателей и пансион для учащихся. И.И. Крафт заботился о материальном положении учащихся, выделяя пособия и назначая стипендии [5, С. 53]. В училище заботились не только о благосостоянии учеников, но и культурном воспитании, силами преподавательского коллектива был создан хор и оркестр народных инструментов.
В училище обучались преимущественно дети состоятельных граждан: чиновников, купцов, казаков, зажиточных крестьян. Количество обучающихся якутов в первые годы работы училища составляло 7. 8 %, ежегодно увеличиваясь, к 1917 г. он достиг 27,5 % [8, С. 52]. По сравнению со средними учебными заведениями Забайкальской области процент учащегося коренного населения в Якутии был более высоким.
Первым директором Якутского реального училища был назначен П. П. Гадзяц-кий, инспектором — Ф.П. Котляр, преподавателями — Н.Г. Сарычев, В.В. Мачевский,
A.В. Кириллов, В.П. Мельников, К.К. Атласов, И.Д. Целеш [3, Л. 17].
Якутское реальное училище являлось основным звеном системы образования в Якутии. Помимо общеобразовательной деятельности на него возлагались и иные функции. Так, с 1914 г. на базе училища осуществлялись краткосрочные курсы для учителей начальных и церковно-приходс-ких школ [8, С. 61].
В начале ХХ в. со строительством железной дороги Верхнеудинск становится одним из важнейших экономических и административных центров Забайкальской области. В городе увеличивается количество населения, и потребность в среднем учебном заведении увеличивается. Открытие Верх-неудинского реального училища связано с событиями русско-японской войны 19041905 гг. В годы войны реальное училище и женская гимназия Порт-Артура были переведены в Читу. Так как в Чите уже имелось среднее учебное заведение (мужская гимназия), то по инициативе Верхнеудинского городского головы И.Г. Федченко реальное училище перевели в Верхнеудинск. В сентябре 1906 г. училище начало работу. В 1913-1914 гг. в училище обучалось 323 ученика, начальные классы были переполнены.
В 1912 г. в училище работали директор Г.А. Цветаев, инспектор — преподаватель естествоведения, физики и арифметики —
B.Е. Рудницкий, законоучитель — священник А.Д. Николаевский, законоучитель — ксендз Гилевский, преподаватель истории А.Н. Шуневич-Жицкий, преподаватель математики А.А. Рождественский, русского языка — А.А. Романовский и Г.А. Дзагу-ров, естествоведения — А.В. Матковский, физики — В.К. Леонтьев, немецкого яз.
— О.И. Рбгер, английского языка — М.А. Павлоцкая, учитель рисования черчения и чистописания Н.Я. Кожевников, гигиены
— врач училища М.В. Танский, законовед П.П. Бельденинов, гимнастики — Ермолинский, музыки — Р. Стадник, пения — А.Н. Пляскин, он же учитель подготовительного класса [9, С. 72].
Фактически все преподаватели имели высшее образование, из 17 педагогов толь-
ко трое не соответствовали образовательному цензу. Наличие в штатном составе училища ксендза Гилевского свидетельствует о значительном количестве учащихся евреев, что подтверждается замечанием инспектора П. Соколовского [10, С. 234]. За исключением незначительных нарушений организация Верхнеудинского реального училища не отличалась от общепринятой.
Местные власти и общество активно принимали участие в жизни училища. Особый вклад в развитие его благосостояния внес верхнеудинский купец первой гильдии, почетный гражданин П.А. Фролов, пожертвовавший училищу двухэтажное каменное здание. В его честь была учреждена именная стипендия. Благодаря помощи населения училище имело достойную методическую базу, химическую лабораторию, духовой оркестр.
Нерчинское реальное училище открыто в 1906 г. по инициативе инспектора, а позднее — первого директора П.Н. Рябини-на. Организация и деятельность училища не отличались от Верхнеудинского. Также следует отметить участие местного купечества, открытие параллельных классов, существование оркестра балалаечников. В 1912 г. в училище работали директор Г.Л. Лининский, инспектор Л.А. Стратонитс-кий, законоучитель протоиерей Н.Л. Попов, преподаватель немецкого языка Л.Ф. Шелли, английского языка О.Н. Шамрае-ва, преподаватели математики А.П. Корякин, И. И. Кузьмин, истории и географии П.И. Затопляев, естествоведения, физики и химии В.В. Шамраев, чистописания и рисования В.В. Рыжиков, пения А.И. Орлов, гимнастики поручик Тумашек, врач училища Н.В. Рогалев, помощник классных наставников А.А. Истомин, письмоводитель Г.А. Дмитриев [9, С. 86]. В 1917 г. в училище обучалось 70 человек.
Реальные училища, учрежденные в 1912 г. в Иркутске и Чите, в 1914 г. в Бодайбо, принципиально не отличались от открытых ранее, за исключением материальной базы. Училища в Иркутске и Чите с первого года деятельности нуждались в просторных помещениях, поскольку коли-
чество желающих обучаться значительно превышало возможность училищ. Например, в Иркутске в 1912/13 учебном году было подано 452 прошения о поступлении в училище, принято всего 136 человек, в Чите из 188 желающих принято 87, причем успешно сдали вступительные экзамены 100 человек, 13 отказано в обучении, т.к. «не нашли места в школе» [10, С. 243]. Изначально в училище формировались параллельные классы. Учитывая, что содержание параллелей осуществлялось за счет училища, то все средства, собранные за обучение, расходовались на их содержание, что негативно сказывалось на учебно-методическом обеспечении.
Иркутское и Читинское реальные училища испытывали значительные трудности в формировании преподавательского коллектива. Из замечания инспектора П. Соколовского следует, что «кроме директора, только один учитель по своему образовательному цензу мог занять штатную должность» [10, С. 232].
Реальное училище в Бодайбо открылось накануне Первой мировой войны в 1914 г. Примечательна история открытия Бодайбинского училища, которая началась еще в 1900 г. на 3-м съезде золотопромышленников Ленского горного округа. При участии окружных инженеров Р.Ф. Левицкого, К.Н. Тульчинского золотопромышленниками и городской общественностью было собрано около 78 000 руб. и выделена городская земля для строительства помещения [12]. После 13 лет прошений и ходатайств 14 сентября 1914 г. училище начало работу. Первым директором назначили А.В. Барташева. В 1916 г. в училище преподавали священник Н.В. Соловьев, Е.Н. Кузнецова, Е.А. Кошевникова, В.К. Турицына, В.П. Дронов, К.М. Колесников, П.А. Лепин, Н.А. Мостиц [12].
Таким образом, в Восточной Сибири к 1917 г. было открыто и действовало семь реальных училищ, что в два раза превышал о число мужских гимназий. Увеличение числа реальных училищ было вызвано не только развитием капиталистических отношений, но и государственной политикой,
направленной на реформирование системы образования и улучшения материально-правового положения преподавательского состава. Внося изменения в нормативную базу и увеличивая государственное финансирование, правительство способствовало развитию реального образования, которое в большей степени соответствовало потребностям буржуазного общества.
Однако следует обратить внимание, что на окраинах страны, в частности в Восточной Сибири, в пореформенный период по инициативе центральных властей не открылось ни одного учебного заведения, содержащегося исключительно за счет государства.
Все реальные училища в Восточной Сибири были организованы по инициативе и при финансовом участии общественности. Причем, общество и местные власти испытывали значительные бюрократические трудности при учреждении новых учебных заведений, что подтверждает пример Бо-дайбинского реального училища. Зачастую открытию восточносибирских учебных заведений способствовали события государственной важности — посещение членов императорской фамилии, чрезвычайные обстоятельства (русско-японская война), 300-летие династии Романовых. Благодаря данным событиям открыты Троицкосавв-ское и Верхнеудинское реальные училища и многие другие учебные заведения.
Характерной чертой деятельности сибирских реальных училищ являлась проблема формирования педагогического коллектива, соответствующего требованиям правительства. В большинстве училищ, не все преподаватели имели необходимый уровень образования. В связи с частичным государственным финансированием, уровень материального положения и учебно-методического обеспечения училищ был тесно связан с уровнем благосостояния населения. В этом плане образцом выступает реальное училище в Троицкосаввске, в остальных училищах формирование учебно-методической базы обеспечивалось по остаточному принципу и оценивалось удовлетворительно.
Образовательная политика государства, проводимая на окраинах страны, Первая мировая война, а позднее — революция 1917 г. не позволили реальным училищам осуществить свою деятельность в полном объеме. Тем не менее, они внесли значительный вклад в развитие образования и культуры, способствовали формированию
Литература-
1. Положение о реальных класса при учебных заведениях Министерства народного просвещения // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) Сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. 560 с.
2. РГИА, ф. 733, оп. 162, д. 20 «Об устройстве учебной части Восточной Сибири 1879-1886 гг.», л. 68.
3. РГИА, ф. 733, оп. 203, д. 3085 «Отчет о состоянии реальных училищ Восточной Сибири 1890 г.», л. 49.
4. РГИА, ф. 733, оп. 204, д. 274 «Отчет о состоянии реальных училищ Иркутского генерал-губернаторства 1903 г.», л. 51.
5. Уставы ученых учреждений и учебных заведений // Свод законов Российской империи. Т. XI, ч. 1. СПб, 1893 г. 583 с.
6. Дерюжинский В. Полицейское право: пособие для студентов. СПб., 1908. 552 с.
7. Еремина Т.И. Законодательное регулирование гражданского чинопроизводства учителей в XIX — начале ХХ в. // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 87. С. 139-148.
8. Павлов А.А. Профессиональные и средние школы Якутии: (XVIII — начало ХХ вв.). Якутск: Бичик, 2013. 176 с.
9. Памятная книжка Забайкальской области. 1912 г. Чита, 1912. 103 с.
10. Соколовский П. Русская школа в Восточной Сибири и Приамурском крае. Харьков: Тип. Зильберберг и С-вья., 1914. 305 с.
11. Хронологический список высших и средних учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения, основанных или преобразованных с 1855 по 1880 гг. СПб., 1880. 36 с.
торгово-промышленной интеллигенции края, заложили основу коммерческому образованию в Восточной Сибири. Они стали основным типом средних учебных заведений в Восточной Сибири.
В 1920 г. все реальные училища страны преобразовались в школы II ступени.
_References
1. Polozhenie o realnyh klassah pri uchebnyh zavedeniyah Ministerstva narodnogo prosveshheniya (Regulations on the real class at educational institutions of the Ministry of national education) Anthology of pedagogical thought of Russia in the first half of the XIX century (before the reforms of the 60-ies) Status. P.A. Lebedev. M.: Longman, 1987. 560 p.
2. RGIA, f. 733, op. 162, d. 20 «Ob ustroystve uchebnoy chasti Vostochnoy Sibiri 1879-1886 gg.» («About the structure of the educational part of Eastern Siberia 1879-1886 »), l. 68.
3. RGIA, f. 733, op. 203, d. 3085 «Otchet o sos-toyanii realnyh uchilishh Vostochnoy Sibiri 1890 g.» («Report on the state of real schools of Eastern Siberia 1890»), l. 49.
4. RGIA, f. 733, op. 204, d. 274 «Otchet o sos-toyanii realnyh uchilishh Irkutskogo general-guberna-torstva 1903 g.» (Report on the state of real schools of Irkutsk General-governorship 1903»), l. 51.
5. Ustavy uchenyh uchrezhdeniy i uchebnyh za-vedeniy [Statutes of scientists and educational institutions] // code of laws of Russian Empire Vol. XI, Part 1. St. Petersburg, 1893. 583 p.
6. Deryuzhinsky V. Politseyskoe pravo [Police Law]. St. Petersburg., 1908. 552 p.
7. Eremina T.I. Izvestiya rossiyskogogosudarst-vennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena (Pproceedings of the Russian State Pedagogical University. named after A.I. Herzen). 2009. № 87. P. 139-148.
8. Pavlov A.A. Professionalnye i srednie shkoly Yakutii: (XVIII — nachalo XX vv.) [Vocational and high schools of Yakutiya: (XVIII — XX centuries) ]. Yakutsk, 2013. 176 p.
9. Pamyatnaya knizhka Zabaikalskoy oblasti (The memorable book of the Transbaikal area). Chita, 1912.103 p.
10. Sokolovsky P. Russkaya shkola v Vostochnoy Sibiri i Priamurskom krae [Russian school in the Eastern Siberia and Amur region]. Kharkov: Type. Zilber-berg and vias., 1914. 305 p.
11. Hronologicheskiy spisok vysshih i srednih uchebnyh zavedeniy vedomstva Ministerstva narod-nogo prosveshheniya, osnovannyh ili preobrazovan-nyh s 1855 po 1880 gg. (Chronological list of higher and secondary educational institutions of the Ministry of national education founded or converted from 1855 to 1880's.) SPb., 1880. 36 p.
12. Гаращенко Л. Бодайбинское реальное училище. [Электронный ресурс]. Режим доступа: 1тк1-pedia.ru.
13. Троицкосаввское реальное училище [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ы1:р://к808Ь4. ucoz.ru/forum/43-170-1.
12. Garashhenko L. Bodaybinskoe realnoe uchilishhe (Bodaybinsk real school) Available at: irki-pedia.ru.
13. Troitskosavvskoe realnoe uchilishhe (Troits-kosavsk real school) Available at: http:ksosh4.ucoz.ru/ forum/43-170-1.
Коротко об авторе _
Мамкина И.Н., канд. истор. наук, зав. каф. «Теория государства и права», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия inna-mamkina@yandex.ru
Научные интересы: история России
_ Briefly about the author
I. Mamkina, candidate of historical sciences, head of Theory of State and Law department, Transbaikal State University Chita, Russia
Scientific interests: history of Russia