Научная статья на тему 'Роль общественно-педагогического движения Архангельской губернии второй половины XIX века в развитии отечественной гуманистической педагогики и образования'

Роль общественно-педагогического движения Архангельской губернии второй половины XIX века в развитии отечественной гуманистической педагогики и образования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
232
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дергаева Светлана Сергеевна, Сковородкина Ирина Зосимовна

Статья посвящена определению роли общественно-педагогического движения Архангельской губернии в развитии отечественной гуманистической педагогики и образования второй половины ХIХ века. В публикации дан анализ деятельности общественно-педагогических объединений Архангельской губернии второй половины ХIХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE ARCHANGELSK PROVINCE SOCIAL PEDAGOGICAL MOVEMENT IN THE DEVELOPMENT OF DOMESTIC HUMANISTIC PEDAGOGICS AND EDUCATION IN THE SECOND PART OF THE XIX CENTURY

The article is devoted to determining the role of the Archangelsk province social pedagogical movement in the development of domestic humanistic pedagogics and education in the second part of the XIX century. The author analyses the activities of social pedagogical organizations in the Archangelsk province in the second part of the XIX century.

Текст научной работы на тему «Роль общественно-педагогического движения Архангельской губернии второй половины XIX века в развитии отечественной гуманистической педагогики и образования»

УДК 37(470.11) (091) «18^+3.014(045)

ДЕРГАЕВА Светлана Сергеевна, преподаватель немецкого и английского языков кафедры иностранных языков Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 7 научных публикаций

СКОВОРОДКИНА Ирина Зосимовна, доктор педагогических наук, профессор, ученый секретарь Института теории и истории педагогики Российской академии образования (Москва). Автор 103 публикаций

РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ

ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена определению роли общественно-педагогического движения Архангельской губернии в развитии отечественной гуманистической педагогики и образования второй половины XIX века. В публикации дан анализ деятельности общественно-педагогических объединений Архангельской губернии второй половины XIX века.

История педагогики, отечественная гуманистическая педагогика, образование, общественно-педагогическое движение

Общественно-педагогическое движение, возникшее и развивающееся во второй половине XIX века, оказывало существенное влияние на реальную жизнь России, в т.ч. и Архангельской губернии, что выразилось в появлении и развитии общественно-педагогических объединений. В 1858-1861 годах в стране развернулось мощное движение крестьянских масс, выразившееся в открытии тысяч крестьянских школ грамоты, что подтверждает факт развития общественно-педагогического движения. Они возникали по собственному почину населения, исключительно на его средства и сыграли большую роль в истории русской народной школы.

Реформы отечественного образования 60-х годов XIX века открывали перед общественностью возможности создания новой школы. Гласность и большая свобода печати, рас-

ширение личных прав и введение общественного самоуправления - все это явилось юридической основой для практических начинаний в школьном деле.

Необходимость перемен в воспитании и образовании осознавалась передовой общественностью давно. Не ожидая правительственных решений о школах для народа, ее представители пытались распространять грамотность. В конце 50-х годов возникли общественные учебные заведения, так называемые воскресные школы. В общественном порядке в городах и селах России с 1857 по 1860 год возникло до 500 воскресных и вечерних школ грамоты1. В них мог учиться каждый желающий: дети, неграмотные взрослые, грамотные, но желающие знать больше. Учителями этих школ были, главным образом, интеллигентная молодежь, в первую очередь студенчество. Воскрес-

ные школы держались на общественном энтузиазме.

Так, в Архангельске 17 апреля 1860 года открылась первая воскресная мужская школа для распространения грамотности и развития нравственных начал среди ремесленных учеников, которых насчитывалось в городе до 84 человек. Она просуществовала до 20 мая 1861 года, число учащихся в ней доходило до 57. В Со-ломбале 29 мая 1860 года была открыта вторая мужская воскресная школа для ремесленных учеников и неграмотного населения этой окраины. В день открытия ее посетили 22 учащихся. А 1 марта 1861 года основана первая женская воскресная школа в Архангельске. При открытии в школу поступило 37 учениц2. В помещении убежища Св. Петра 2 марта 1861 года начала работу воскресная мужская школа, на тот момент насчитывавшая 35 учеников. Вместо существовавшей в Архангельском тюремном замке воскресной школы в ноябре 1869 года открыта постоянная арестантская школа грамоты. Учащихся набралось 15 человек. Подобная же школа появилась в 1870 году в Солом-бале3.

На фоне дореформенных казенных школ новые воскресные представлялись особенно светлыми и яркими учебными заведениями, быстро завоевавшими симпатии населения не только бесплатностью обучения, идейностью преподавания, но и методами обучения. В воскресных школах впервые был применен с огромным успехом новый звуковой метод обучения грамоте, изобретенный В.А. Золотовым (1804-1882). Этот метод значительно облегчил и ускорил процесс овладения грамотой. В организации работы данных учебных заведений, в постановке обучения в них на первый план выступили демократические составляющие гуманизма: равное, доброжелательное отношение ко всем учащимся, создание условий для свободной деятельности, учет индивидуальных особенностей детей.

Исследователь Е.А. Косетченкова подчеркивает, что в целом воскресные школы дали мощный толчок развитию общественной инициативы в области народного образования. За

короткий период первого демократического подъема в России (1856-1863) число начальных народных школ в стране увеличилось более, чем вчетверо, количество учащихся в них

- в 2,3 раза4.

Вслед за школами стали возникать и бесплатные народные библиотеки, читальни, проводились публичные лекции, во многом это способствовало распространению грамотности среди народа. Так, Архангельское общество для содействия распространению народного образования устраивало книжные склады, библиотеки и читальни5. В 1886 году в Соломбале по инициативе архангельского купца Я. Макарова была открыта публичная техническая библиотека, а год спустя в Архангельске начал работать Комитет по собиранию и хранению письменных и вещественных памятников, с 1891 года - Церковно-археологический комитет. При нем было создано древлехранилище (музей), в котором собраны памятники старины6.

Первыми наиболее значительными организациями общепросветительского характера были педагогические общества. Наиболее многочисленными из них являлись общества, содействовавшие развитию народного образования, в т.ч. общества вспомоществования учащимся - благотворительные организации, оказывавшие материальную помощь нуждающимся ученикам. Они создавались при отдельных учебных заведениях или как самостоятельные организации, распространявшие свою деятельность на отдельные группы населения или регионы, например, Общество вспомоществования учащимся Губернской мужской и Мариинской женской гимназий в Архангельске7 (1880), Общество содействия народному образованию в Архангельской губернии (1899), которое организовало около 40 народных библиотек в различных пунктах края, Архангельское общество для содействия распространению народного образования8.

К научно-просветительским организациям Архангельской губернии относится Общество врачей города Архангельска, одно из первых подобных обществ в России. Общество рас-

пространяло научные труды архангельских врачей, медицинские знания среди населения, организовывало обмен опытом медицинских работников, открыло лечебницу для бедных, создало фельдшерско-акушерскую школу, общину медсестер Красного Креста, а в январе 1907 года провело первый съезд врачей губернии9. В 1881 году к просветительным объединениям Архангельской губернии добавилось Общество любителей музыки, усилиями членов которого был создан оркестр, собрана библиотека музыкальных произведений и коллекция музыкальных инструментов, устраивались музыкальные вечера. В 1892 году в Архангельске основано Общество трезвости, провозгласившее своей главной целью «противодействовать чрезмерному потреблению спиртных напитков» путем проведения культурно-просветительной работы. Общество открыло бесплатные библиотеки для народа: в 1894 году

- в Соломбале, в 1901 - при чайной на городском рынке, в 1907 - на Быку (район г. Архангельска), а также содержало народный театр, действовавший в летнее время10.

Сфера социального служения широка и разнообразна. Ее основу составляет помощь бедным, больным, немощным и малолетним. Инициаторами многих социально полезных и богоугодных дел в России были члены императорской семьи. Одно из самых могущественных благотворительных обществ в России - Ведомство учреждений императрицы Марии - имело чрезвычайно широкую программу деятельности: призрение младенцев, слепых, глухонемых, женское воспитание и образование, призрение и воспитание мальчиков и юношей, призрение взрослых, врачебно-медицинская помощь. Данное ведомство содержало 176 детских приютов. Среди них Константиновский и Александровский приюты в Архангельске. Ежегодно в приютах призревалось до 14 тыс. детей, причем более 4 тыс. из них были на полном содержании заведений.

6 декабря 1840 года было основано Архангельское губернское попечительство о детских приютах Ведомства учреждений императрицы Марии. На призыв сделать пожертвования с

целью открытия в городе приюта откликнулись губернское начальство и 62 архангельских купца, среди них А. Плотников, А. дес Фонтейнес, Т. Моберли, П. Куйкин, П. Никитин, П. Люрс, Д. Починков, Э.и К. Брант, М. Чернышев и др., а также два торгующих крестьянина. На эти же цели 17 архангельских мещан за ноябрь и декабрь 1840 года собрали 1961 р. 51 к.пНа данные средства 21 апреля 1841 году был открыт первый в городе Архангельский детский приют. Для упрочения его материального положения городское общество по приговору, состоявшемуся 20 июня 1841 года, назначило ежегодно вносить в пользу приюта по четверти процента с объявляемых купечеством капиталов и по 30 р. от мещанского общества (с 1842 года - по 50 руб.). С 1895 года Архангельский детский приют стал называться Александровским.

9 сентября 1848 года в Архангельске был открыт Константиновский детский приют. Своим основанием он обязан попечительнице Архангельского детского приюта, супруге военного губернатора маркизе М.К. де-Траверсе. Именно благодаря ее стараниям был собран основной капитал в 2179 р.12 Маргарита Карловна построила в Соломбальском селении 2-этажный дом, застрахованный на 5 лет, и пожертвовала его для организации детского приюта. Ежегодно в приюте призревалось от 50 до 127 детей, в основном мещанского и крестьянского сословий13.

Кроме призрения детства в сферу деятельности Ведомства учреждений императрицы Марии входили местные отделения обществ помощи лицам с физическими недостатками. В 1881 году было учреждено Мариинское попечительство для призрения слепых, переименованное в Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых. Для детей обоего пола, лишенных зрения, было организовано 2 столичных и 19 губернских училищ (более чем на 700 детей) и 6 заведений для призрения и подаяния помощи взрослым слепым. Архангельское отделение попечительства императрицы Марии Александровны о слепых было открыто в 1882 году14.

Вышесказанное позволяет сделать вывод, что Ведомство учреждений императрицы Марии в Архангельске развернуло широкую деятельность. В сфере его интересов были преимущественно дневное призрение детей и помощь лицам с физическими недостатками, и эта поддержка «сирых и убогих» являлась, несомненно, не только общественно-полезным, но и гуманным делом.

Кроме того, в развитие отечественной педагогики и образования огромный вклад внесли так называемые приказы общественного призрения, в т.ч. Архангельский. Они занимались устройством и заведованием народными школами, сиротскими домами, больницами, аптеками, богадельнями, работными и смотрительны-ми домами. Архангельский приказ общественного призрения был открыт 29 марта 1784 года. В 1839 году при заведениях приказа в Архангельске учредили Сиротский дом на 10 мальчиков и 10 девочек15. В 1848 году при церквях Архангельской губернии осуществлялся сбор приношений на содержание нищих и убогих. За период деятельности Архангельского приказа общественного призрения в его подчинении было множество учреждений, учебных заведений, а также Архангельский военно-сиротский дом (1839-1866), приют (убежище) Святого Петра (основанный архангельским потомственным почетным гражданином П.К. Куйкиным), Александровский детский приют (открытый в 1841 году), Архангельское губернское попечительство детских приютов Ведомства учреждений императрицы Марии, Константиновский детский приют.

В XIX веке в Архангельске существовало несколько общественных благотворительных организаций, деятельность которых отличалась от работы приказа общественного призрения

меньшей зависимостью от государства: Архангельский губернский комитет попечительства о детских приютах (1840), Архангельское епархиальное попечительство о бедных духовного звания (1823), Архангельский губернский комитет попечительского общества о тюрьмах (1821), Архангельское женское попечительское общество о бедных (1857), учредителем которого была В.А. Арандаренко, супруга архангельского губернатора. Согласно Уставу Архангельского женского попечительского общества о бедных, утвержденному в 1863 году, цель общества - «возможное вспомоществование всем истинно нуждающимся, особенно же престарелым, больным, сиротам и обремененным большими семействами»16. Общество помогало устраивать нуждающихся детей в учебные заведения, некоторые полностью содержались за его счет. С целью сбора средств на помощь неимущим Общество устраивало благотворительные спектакли в пользу бедных. При приюте Св. Петра работало приходское училище, состоявшее под наблюдением Дирекции народных училищ, где наряду с обучением грамоте детей обучали ремеслам. Общество просуществовало до 1917 года.

Таким образом, можно заключить, что общественно-педагогическое движение Архангельской губернии сыграло существенную роль в развитии отечественной гуманистической педагогики и образования второй половины XIX века. Общественные деятели (представители различных отраслей культуры, религии, учительства) внесли значительный вклад в организацию социальной защиты детства, распространение грамотности среди населения, открытие школ, библиотек, оказание благотворительной помощи бедным, больным, немощным и малолетним.

Примечания

1 Козырев A.B. Народное образование в России во второй половине XIX века. Ставрополь, 1948. С. 4.

2 ГА АО (Гос. арх. Арх. обл.). Ф. 6. Оп. 17. Д. 6. Л. 20.

3Шперк Ф.Ф. Краткий очерк народного образования в городе Архангельске. Архангельск, 1905. С. 77.

4Косетченкова Е.А. Становление системы женского образования в России II Вестн. Помор, ун-та. Сер. «Гума-нит. и соц. науки». 2008. № 3. С. 18.

5 Устав Архангельского общества для содействия распространению народного образования. Архангельск, 1898. С.1.

6Летопись города Архангельска. 1584-1989 / обществ, науч. ред.: проф. Г.Г. Фруменков, Е.И. Овсянкин; сост.:

B.А. Волынская. В.А. Радишевская, Т.В. Титова. Архангельск, 1990. С. 91.

I Архангельское женское попечительское общество о бедных II Арх. гор. вестн. 1842. 18 дек. С. 164.

8 Устав Архангельского общества для содействия распространению народного образования. Архангельск, 1898.

C.1.

9 Летопись города Архангельска. С. 101.

10 ГА АО. Ф. 1,Оп.З.Д. 978. Л. 129.

II Архангельское попечительство о детских приютах //Арх. гор. вестн. 1840.18дек. С. 149.

12Архангельск. 1584-1984. Фрагменты истории/сост. Е.Ф. Богданов, Ю.И. Колмаков. Архангельск, 1984. С. 117. 13 ГА АО. Ф. 11. On. 1. Д. 33. Л. 5.

14Русский Север и архиепископ Афанасий: сб. науч. ст. / сост. и отв. ред. В.Н. Булатов, Л.Д. Попова. Архангельск, 2003. С. 143.

15 ГА АО. Ф. 43. Оп. 2. Д. 399. Л. 1.

16 Устав Архангельского Женского Попечительского Общества о бедных II Арх. гор. вестн. 1842.11 сент. С. 297.

Dergaeva Svetlana, Skovorodkina Irina

ROLE OF THE ARCHANGELSK PROVINCE SOCIAL PEDAGOGICAL MOVEMENT IN THE DEVELOPMENT OF DOMESTIC HUMANISTIC PEDAGOGICS AND EDUCATION IN THE SECOND PART OF THE XIX CENTURY

The article is devoted to determining the role of the Archangelsk province social pedagogical movement in the development of domestic humanistic pedagogics and education in the second part of the XIX century. The author analyses the activities of social pedagogical organizations in the Archangelsk province in the second part of the XIX century.

Контактная информация: Дергаева Светлана Сергеевна e-mail: sdergaeval@yandex.ru Сковородкина Ирина Зосимовна e-mail: redline@itip.ru

Реценз ент- Мосягина С.Ю., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры педагогики Архангельского государственного технического университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.