Научная статья на тему 'Благотворительные социально - педагогические заведения для детей в Туле и Тульской губернии в конце XIX – начале XX вв'

Благотворительные социально - педагогические заведения для детей в Туле и Тульской губернии в конце XIX – начале XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
793
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТСКИЕ ПРИЮТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Слугина Н. В.

Рассмотрены региональные особенности социально педагогической помощи детям в Туле и Тульской губернии в конце XIX начале XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARITABLE SOCIAL AND PEDAGOGICAL INSTITUTIONS FOR CHILDREN IN TULA AND TULA PROVINCE AT THE END OF XIX – THE BEGINNING OF XX CENTURIES

The article describes regional features of social and pedagogical assistance to children in Tula and Tula province at the end of XIX – the beginning XX centuries.

Текст научной работы на тему «Благотворительные социально - педагогические заведения для детей в Туле и Тульской губернии в конце XIX – начале XX вв»

УДК 37 (091)

Н.В. Слугина, заместитель директора по НМР, 8-915-782-56-85, [email protected] (Россия, Тула, ГОУ СПО ТО «Тульский областной колледж культуры и искусства»)

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ТУЛЕ И ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Рассмотрены региональные особенности социально-педагогической помощи детям в Туле и Тульской губернии в конце XIX- начале XXвв.

Ключевые слова: благотворительность, детские приюты.

В истории развития российской педагогической практики важное место занимала организация заботы о сиротах, других обездоленных детях. Образовательно-воспитательную работу с такими детьми известный немецкий педагог А. Дистервег в свое время назвал социальной педагогикой. В пореформенной России XIX века развивались различные благотворительные формы заботы о детях-сиротах, детях с ограниченными возможностями, детях, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации. В Туле и Тульской губернии в конце XIX - начале XX вв. активно создавались благотворительные заведения для детей социально-педагогической направленности.

В Тульской губернии в исследуемый период значительное количество благотворительных заведений призрения детей содержалось за счет сословных обществ - купеческого и мещанского, благотворительных обществ и частных пожертвований крупных благотворителей. Помощь, дешевое и бесплатное обучение дети получали также через такие общероссийские благотворительные ведомства, как Ведомство учреждений императрицы Марии, Ведомство императрицы Марии Александровны о слепых.

Тульская губерния в изучаемый период представляла собой типичную провинциальную губернию Центральной России, которая, по данным исследования Якобсон Е.В., обладала одним из самых высоких показателей по количеству благотворительных учреждений среди губерний Российской империи [1]. Типология благотворительных заведений для детей в Тульской губернии в целом соответствовала общей системе благотворительности в Российской империи в конце XIX - начале XX вв. Заведения для детей подразделялись на три типа. Заведения «для постоянного призрения» обеспечивали постоянное проживание и полное обеспечение детей, по каким-то причинам, находившимся вне семьи. В заведениях «частичного призрения» дети находились часть дня или часть недели - эти заведения помогали, главным образом, семьям с работающими или многодетными матерями. Третий тип заведений представлял детям дешевое и бесплатное

обучение [2]. В Тульской губернии первый тип преобладал, и большая часть этих заведений находилась в губернских городах. В Туле в конце XIX - начале XX вв. функционировали благотворительные учреждения для детей, выходившие за рамки только призрения и обучения детей. Во-первых, это исправительные учреждения, куда принимались дети, требующие социально-педагогической помощи в коррекции поведения в силу сложившихся неблагоприятных условий их жизни. Как правило, само наименование такого учреждения несло нагрузку своего назначения - «исправительный», «для беспризорных и нравственно покинутых», «взятых от родителей алкоголиков» и т.п. Во-вторых, эти учреждения для детей с ограниченными возможностями, цель которых сводилась к подготовке их к самостоятельной трудовой жизни. Все перечисленные типы заведений для детей, основанные на благотворительных началах, действовали к 1914 году в Туле.

Учреждения Ведомства Императрицы Марии для призрения детей в городе Туле включали Николаевский детский приют, Мариинский детский приют, Ксениевский приют, Красноглазовский приют «Ясли» для «помещения малолетних детей во время отсутствия матерей на работах». В первых трех заведениях количество призреваемых в указанном году составляло 320 человек, а в училищах при приютах обучалось 70 мальчиков и 370 девочек. Красноглазовский приют «Ясли» принимал ежедневно, кроме праздников, от 15 до 30 детей. Источниками содержания вышеуказанных заведений были: проценты с общего нераздельного капитала Тульского Губернского Попечительства о детских приютах этого ведомства в сумме 321900 руб.; членские взносы; «сбор взамен визитов в день Нового Года и Св. Пасхи»; плата за своекоштных воспитанников и воспитанниц Мариин-ского и Николаевского приюта; доход от устройства лотерей; «доход по сапожной мастерской Мариинского приюта, доход по мастерской Николаевского приюта»; арендная плата за лавки при Николаевском приюте [3].

Первый Тульский приют, получивший наименование «Николаевский», был открыт стараниями супруги тульского военного губернатора Софьи Петровны Голицыной на собранный ею капитал в размере 7820 руб. 40 коп. «в день тезоименитства Государя Николая Павловича 6 декабря 1841 г.». В приют было принято 100 детей в возрасте от 5 до 9 лет, где им преподавали закон Божий, чистописание, священную историю, арифметику, чтение, «члены тела», общие понятия естественной и всеобщей истории. Их досуг занимали молитвой, играми, рукоделием, баснями или пением. Девочек учили шитью, вязанию, вышиванию, стирке белья, мальчиков же - ткачеству, вязанию и переплетному искусству. Выпускаемых мальчиков устраивали сидельцами в лавках, девочек же или возвращали к родителям, или отдавали в услужение [4]. Дети находились в приюте до 18-летнего возраста на полном пансионе.

На деньги Тульского городского попечительства о бедных содержались два детских благотворительных заведения: Детский Серафимовский Сиротский дом, учрежденный в 1911 г. и Детский Серафимовский приют, основанный в 1901 г., призревавшие вместе 6 мальчиков и 54 девочки. В память Великого Князя Михаила Павловича Тульским Мещанским обществом в 1850 г. был учрежден Михайловский детский приют, находившийся в ведомстве Министерства Внутренних дел и призревавший в 1914 году 25 воспитанников. Действовавшее при нем училище обучало «154 человек мужского и 80 человек женского пола». За счет капитала, завещанного частными благотворителями, содержались в Туле несколько детских приютов, названных в их честь: Детский приют в память Митрополита Сергия (содержался на проценты с капитала в 55 000 руб.); Сиротский детский приют им. С.А. и Е.Н. Ермолаевых; Приют им. Ивановых и Раевой; Убежище-приют для неимущих старух и девочек-сирот им. почетной гражданки Л.И. Трухиной, имевшее училище, где получали образование в начале XX века 123 девочки. В ведомстве Тульского купеческого общества состоял Детский приют им. М.П. Хлебникова, содержавшийся на проценты с капитала, им пожертвованного, и на средства общества. Приют призревал 22 ребенка, а обучение в училище получали 75 мальчиков и 44 девочки. Приют «Ясли» был учрежден в Туле в 1908 году Городским Попечительством о бедных в память восшествия на престол императора Николая II, находясь в его ведомстве и содержащийся на средства участкового попечительства и благотворителей. В 1892 году в Туле было учреждено Туль-ско-Калужское училище для слепых детей, находившееся в ведомственном подчинении Попечительства Марии Александровны о слепых, входившее в Ведомство учреждений императрицы Марии, и содержавшееся на членские взносы, кружечный сбор, пособие земства [3]. К январю 1895 года в нем призревалось 17 девочек (4 мещанки и 13 крестьянок) от шести до четырнадцати лет. Преподавание в школе велось по программе, утвержденной директором Санкт-Петербургского Александро-Мариинского училища слепых, главная задача которого «заключалась в последовательном и всестороннем развитии как нравственных, так и умственных и физических способностей учащихся». В училище преподавали Закон Божий, русский язык, арифметику, предметные уроки, родиноведение, естествоведение, пение. Занятия по русскому языку в младшем отделении заключались в «объяснительном чтении стихов», в пересказе прочитанного и в заучивании наизусть. Воспитанниц учили читать по системе Брайля и писать «с помощью прибора Поблазека». Занятия по предметным урокам с детьми младшего отделения заключались в знакомстве с окружающими предметами, такими, как «классной комнатой, дверью, окном, печью, шкафом, столом и др». Дети старшего отделения знакомились «с хлебными растениями, домашними животными, а также с происхождением таких напитков, как вода, чай, кофе, молоко». В первом классе по русскому языку

«производилось обучение чтению инициалов и обучение плоскому письму Гебольда». В учреждении применяли практику воспитания, основанную на системе Фребеля. Занятия состояли в плетении узоров по клеенчатой и бумажной основам деревянными пластинками и бумажными полосками, в вышивании узоров шнурком по доске и нитками по толстой бумажной канве, в постройке из кубиков различных предметов, в лепке из глины простейших форм геометрических тел, в построении из гороха и лучин геометрических фигур и других простейших предметов, в сгибании бумаги, в рисовании [5]. В 1914 году учреждение призревало 46 слепых девочек

[3].

Обществом земледельческих колоний и ремесленных приютов в Туле в 1890 году был учрежден Тульский Баташевский исправительный приют, который содержался на средства общества, на проценты с капитала, пожертвованного почетным гражданином А.С. Баташевым, и входил в ведомство Министерства Юстиции. В этом же году при приюте была открыта начальная школа и началось обучение «столярному ремеслу» воспитанников. Отчет по школе за 1901/1902 учебный год показывает, что в ней проходили обучение воспитанники приюта от 13 до 18 лет. С 1895 года Министерством земледелия и государственных имуществ при приюте была открыта «Школа Садоводства, Огородничества и Пчеловодства 2 разряда». В зимнее время воспитанники обучались «столярному ремеслу от 4 до 6 часов вечера, а в летний период с 1 апреля по 15 октября практическим работам по садоводству, огородничеству и пчеловодству». Одним из заведующих школой в упомянутом выше отчете подчеркивалось, что курс по программам начальных училищ «редко достигается подготовки к испытанию на окончание Школы слабым контингентом или прибывающим краткий срок заключения», и «все же оставляющие приют, все, безусловно, умеют читать, писать и имеют начальные сведения по арифметике» [6].

Социально-педагогическую направленность имел Приют для девочек, взятых от родителей алкоголиков. Приют был учрежден в начале XX века городом под ведомством Министерства внутренних дел и содержался Комитетом о народной трезвости и Тульским городским попечительством о бедных. В 1914 году приют призревал 12 девочек [3].

Иногда при богадельнях для стариков открывали приют для сирот или школу для детей. Например, в 1899 году в г. Туле действовала богадельня Тульского купеческого общества, при которой существовала школа для «мальчиков с бесплатным учением имени Н.Н. Щеглова», где обучалось на тот момент 81 учеников [7].

В исследуемый период детские приюты будут открываться кроме губернского города и в других уездных городах и селениях Тульской губернии. Например, в 1888 году в селе Кругликах Ефремовского уезда действовал детский приют, содержащийся на средства местного землевладельца А.К. Бельгард «с ежегодным расходом до 3000 руб.» [8]. В 1890

году в нем воспитывалось 26 мальчиков и 23 девочки [9]. Приют призревал «круглых сирот обоего пола и разного сословия». Дети принимались с полуторагодовалого возраста «на неопределенное время». Цель приюта была «воспитать и устроить сирот, лишенных попечения родителей и родственников». Все дети обучались в начальном народном училище, после чего, по личному усмотрению благотворителя, мальчики определялись или в мастерские заведения или поступали в услужение, «девочки же выдаются в замужество» [10]. В 1894 г. в селе Богородицком был открыт детский приют-школа для призрения детей-сирот «всякого звания», который содержался на средства графини Ю.А. Бобринской [11]. Дети обучались грамоте по программе земских народных школ, а по окончании курса их обучали «хозяйству, крестьянским работам», кроме этого, девочек - «ткачеству и пряденью», мальчиков определяли в ремесленные заведения [7].

Обзор Тульской губернии за 1914 г. выявил, что в уездных городах и уездах Тульской губернии действовали 8 благотворительных заведений для детей, большинство которых было учреждено с целью призрения круглых сирот обоего пола. Под Ведомством учреждений императрицы Марии в селе Сухарево Одоевского уезда находился Екатерининский детский приют, призревавший в 1914 г. 40 мальчиков и 43 девочки. Два приюта содержались на средства обществ их открывших: приют Епифанского общества трудовой помощи в г. Епифани, призревавший мальчиков и девочек до 10-летнего возраста и приют общества Трудовой помощи в селе Красных Буйцах Епифанского уезда. В том же уезде в селе Бучалках на средства князя Голицына в 1904 году был открыт детский приют для малолетних детей. На проценты с капитала 4000 руб., пожертвованных Ефремов-ским купцом П.И. Каменевым, содержался в г. Ефремове детский приют, где на попечении находились 17 мальчиков и 23 девочки. В 1914 году продолжал свою деятельность детский приют в селе Кругликах Ефремовского уезда, содержавшийся на средства землевладельца А. К. Бельгард, упоминавшийся ранее. Призрение крестьянских детей осуществлял Желыбен-ский сельский приют для сирот Тульского уезда, основанный в 1895 году. Он призревал 19 мальчиков и 5 девочек на средства крестьян четырех волостей, частные пожертвования и доход имения приюта. В городе Белеве в 1913 г. в память 300-летия Дома Романовых Алексеевским братством будет основан детский приют с целью призрения беспризорных и нравственно покинутых детей. На членские взносы в приюте воспитывались 4 мальчика [3].

Таким образом, в Туле и Тульской губернии в конце XIX - начале XX вв. среди благотворительных заведений детского попечения преобладали учреждения «для постоянного призрения» с социально-педагогической направленностью - приюты, где дети получали не только питание, уход, бесплатное первоначальное образование, воспитание, но и

профессиональное обучение, помогающее подготовиться к будущей самостоятельной жизни.

Список литературы

1. Якубсон Е.В. Благотворительность в Московской и Тульской губерниях во второй половине XIX - начале XX вв. Автореф. ...канд. ист. наук. М., 2011. С. 3.

2. Ульянова Г.Н. Система благотворительности в российской империи с конца XIX в. и до начала Первой мировой войны: обзор статистических данных // Благотворительность в России 2004/2005: исторические и социально-экономические исследования. СПб., 2005. С. 29.

3. Обзор Тульской губернии за 1914 г. Тула: Типография Губернского правления, 1915.

4. Сергеева А. Из истории Николаевского детского приюта //Тульский краеведческий альманах. Тула: ИНФРА, 2004. Вып. 2 . С. 156157.

5. Третий отчет Тульско - Калужского отделения состоящего под августейшим покровительством ее императорского величества государыни императрицы Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых за 1894 г. Тула: Типография Губернского правления, 1895.

6. ГАТО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 733. Л. 4.

7. Обзор Тульской губернии за 1899 г. Тула: Типография Губернского правления, 1900. С. 50.

8. Обзор Тульской губернии за 1888 г. Тула: Типография Губернского правления, 1890. С. 37.

9. Обзор Тульской губернии за 1890 г. Тула: Типография Губернского правления, 1891. С. 29.

10. Обзор Тульской губернии за 1900 г. Тула: Типография Губернского правления, 1901. С. 35.

11. Обзор Тульской губернии за 1897 г. Тула: Типография Губернского правления, 1898. С. 37.

N.V. Slugina

CHARITABLE SOCIAL AND PEDAGOGICAL INSTITUTIONS FOR CHILDREN IN TULA AND TULA PROVINCE AT THE END OF XIX - THE BEGINNING OF XX CENTURIES

The article describes regional features of social and pedagogical assistance to children in Tula and Tula province at the end of XIX - the beginning XX centuries.

Key words: charity, orphanage.

Получено 12.10.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.