Социальная педиатрия и организация здравоохранения
Е.В. Морозова
Чистопольское медицинское училище, Республика Татарстан, Российская Федерация
Система социальной помощи детям-сиротам в Казанской губернии в период земства
Контактная информация:
Морозова Евгения Владимировна, преподаватель ГАОУ СПО РТ «Чистопольское медицинское училище (техникум)»
Адрес: 422980, Республика Татарстан, Чистополь, ул. Нариманова, д. 46 В, тел.: +7 (84342) 5-06-38, e-mail: MorosowaEW@yandex.ru Статья поступила: 17.10.2014 г., принята к печати: 27.10.2014 г.
14
В настоящей статье описана система призрения детей-сирот в Казанской губернии в период работы земских органов. Проанализирована работа органов местного самоуправления по организации социальной помощи детям. В ведение земства был передан сиротский дом, располагавшийся в наемном помещении. Уже в первые годы работы земских органов Казанской губернии для этих целей было приобретено собственное здание и взяты в наем дополнительные помещения, что позволило дифференцировать воспитанников разного возраста. Дефицит финансирования сферы социального призрения привел к тому, что с 1896 г. активное распространение получила система семейного патронажа, которая означала передачу детей на воспитание в крестьянские семьи с вознаграждением от земства. Несмотря на определенные недостатки этой системы, число детей, призреваемых таким образом, ежегодно увеличивалось. К началу XX в. в Казанской губернии сложилась система призрения детства, которая базировалась на земских и частных благотворительных учреждениях. За годы деятельности земских учреждений в Казанской губернии были созданы условия для эффективной деятельности заведений помощи детям, переданных от Приказа общественного призрения, и заложены основы для развития сети учреждений призрения детства в сельской местности.
Ключевые слова: земство, социальное призрение, сиротский дом.
(Вопросы современной педиатрии. 2014; 13 (5): 14-16)
Реформы XIX в. и глубокие преобразования общества повлекли рост негативных социальных явлений, в том числе увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей. В 1866 г. вместе с учреждениями общественного призрения земству Казанской губернии был передан сиротский дом. Согласно Уставу об общественном призрении, в сиротский дом могли принимать детей, оставшихся без попечения родителей
или тех, чьи родители в силу бедности не могли воспитывать и обучать их [1].
Помещение сиротского дома не было приспособлено для содержания в нем детей и находилось в крайне неудовлетворительных санитарных условиях: холодное, плохо отапливаемое здание располагалось в низменной болотистой местности. Кроме того, отсутствие хорошего ухода и необходимой медицинской помощи
E.V. Morozova
Chistopol Medical School, Republic of Tatarstan, Russian Federation
The System of Social Assistance to Orphans in Kazan Province During the Zemstvo (Local Government in Russia)
In this paper we describe a system of charity for orphans in Kazan province during the work of the zemstvo. Analyzed the work of local authorities for the organization of social assistance to children. In keeping zemstvo was handed orphanage, located in a rented room. Already in the first years of the Kazan province zemstvo for these purposes was purchased its own building and taken to hiring additional. This allowed the students to differentiate different age. Deficit funding for social care has led to the fact that since 1896, active distribution system has received the patronage of the family, which means the transfer of children to grow up in farming families with an award from the zemstvo. Although some shortcomings of this system, the number of children prizrevaemyh thus increased annually. By the beginning of the XX century in Kazan province has developed a system of charity childhood, which was based on the rural and private charities. During the years of zemstvo institutions in Kazan province created the conditions for an effective institutions to help children transferred from the Order of public charity, and laid the foundations for the development of a network of institutions charity childhood in the countryside.
Key words: zemstvo (district council), social care, orphanage.
(Voprosy sovremennoi pediatrii — Current Pediatrics. 2014; 13 (5): 14-16)
сиротам приводило к тому, что смертность детей, особенно в возрасте до одного года, достигала значительных цифр (~50,5% с 1869 по 1913 г.) [2].
Земство Казанской губернии активизировало социальные мероприятия, направленные на призрение детства. На первом Земском Собрании было принято решение о расширении сиротского дома и приобретении нового помещения на остатки капиталов из губернского земского сбора [3]. В 1871 г. с этой целью был приобретен трехэтажный каменный дом на Черном озере. В новом здании в отдельном флигеле был устроен лазарет, в котором помещались дети, страдающие инфекционными заболеваниями. Для ослабленных детей на летнее время нанималась дача за городом [4]. Число воспитанников сиротского дома возрастало ежегодно, поэтому в 1874 г. снова возникла необходимость в новом помещении [4]. С 1878 г. земство арендовало дом купчихи Никитиной, располагавшийся в Адмиралтейской слободе [5].
С принятием сиротского дома в ведение земства в нем стала ежегодно возрастать доля грудных детей в возрасте до одного года. В 1866 г. в сиротском доме находилось 3 призреваемых младенца, а к 1875 г. их насчитывалось уже 75. В связи с этим с 1878 г. возникла необходимость разделения призреваемых на три отделения: «люлечных» детей в возрасте до полутора лет, для подростков от полутора до шести лет и воспитанников старше 6 лет. Для отделения младенцев были приглашены особая надзирательница, 2 врача, а также отдельная кормилица для каждого ребенка. С целью снижения младенческой смертности кормилицам, вскормившим ребенка до момента отнятия его от груди, полагалась особая награда сверх жалованья [4]. За персоналом сиротского дома осуществлялся административно-медицинский надзор старшего врача губернской больницы [6]. В 1885 г. под «люлеч-ное» отделение сиротского дома было приспособлено отдельное здание (помещение бывшего земского дома умалишенных), на ремонт и оснащение которого была израсходована значительная сумма — 30 000 руб. [7]. Теперь в здании находились специальная прачечная, удобные ванные комнаты, а также канализация, благодаря чему отпадала необходимость в выгребных ямах [5].
По достижении 12-летнего возраста земство определяло детей в мужскую и женскую гимназии, земскую женскую школу и фельдшерскую школу, ремесленные школы, к благотворителям, купцам, ремесленникам, фабрикантам [4]. Чаще всего призреваемые Казанского губернского земства отдавались для обучения ремесленникам, с которыми заключались контракты [6].
Ежегодное увеличение числа детей, нуждающихся в социальном призрении, заставляло земскую администрацию искать новые подходы к организации системы призрения несовершеннолетних. С 1896 г. начала практиковаться система передачи детей на воспитание в деревни центральных уездов: Казанского, Лаишевского, Свияжского. В среде крестьянского населения основной причиной принятия ребенка в семью являлась экономическая выгода. За каждого ребенка
семья получала по 3 руб. в месяц [8]. Медицинское наблюдение за такими детьми возлагалось на специального врача. Но, учитывая большую протяженность территории, на которой проживали питомцы сиротского дома (4900 кв. верст), патронировать всех детей было практически невозможно. Другие виды контроля со стороны земства за содержанием и обучением воспитанников, проживающих вне стен сиротского дома, отсутствовали. По мнению членов земской администрации, это считалось «излишним вмешательством в семейные дела лиц, взявших питомцев в дети» [6]. К 1911 г. уже около 1500 тыс. питомцев сиротского дома находились на воспитании в деревнях, что составляло 90,2% общего числа призреваемых детей [9]. В сиротском доме оставались ослабленные и больные дети, нуждающиеся в постоянном медицинском наблюдении.
Непрерывный рост числа детей, отданных на воспитание, и отсутствие надлежащего контроля за ними, привели к тому, что в 1900-х гг. встал вопрос о реорганизации системы призрения сирот. В связи с этим в 1902 г. был произведен осмотр всех детей, находящихся на воспитании в деревнях. Результат показал, что 56,9% из них нуждаются в медико-санитарной помощи [2]. Планировалось перенести сиротский дом за черту города, отменить систему тайного приема детей, распространить систему искусственного вскармливания детей, а также сократить и постепенно ликвидировать систему передачи детей на воспитание в деревни. Но дело не пошло дальше «мелких административных мероприятий, не имеющих никакого ни принципиального, ни практического значения» [10].
Земское призрение детей в сельской местности было развито слабо. К началу XX в. лишь в трех уездах Казанской губернии существовали земские учреждения для призрения детства.
Значительное место в призрении детства занимала благотворительность. В конце XIX в. в Казанской губернии действовал ряд обществ — Губернское попечительство детских приютов Ведомства учреждений императрицы Марии, Казанское дамское благотворительное общество, Общество попечения о больных и бедных детях и др., основной целью которых было призрение детства.
Губернское попечительство детских приютов действовало в Казанской губернии с 1843 г. За годы деятельности Попечительство учредило пять приютов на территории губернии: три из них находились в Казани, один в Чистопольском уезде (Мариинский детский приют) [11] и Мариинский детский приют в Чебоксарах [12]. Общество попечения о больных и бедных детях было основано в Казанской губернии в 1889 г. Финансирование деятельности Общества осуществлялось из средств благотворителей, а также регулярных отчислений губернского и уездных земств Казанской губернии. За первые 10 лет своего существования Общество оказало помощь 550 детям и в 300 случаях — нуждающимся родителям. Общество учредило больницу с амбулаторией, построило новое помещение для приюта, церковь, устроило начальную
15
ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2014/ ТОМ 13/ № 5
Социальная педиатрия и организация здравоохранения
школу, а также сапожную мастерскую и мастерскую дамских нарядов. К 1912 г. Общество призревало 126 детей в возрасте от 3 до 17 лет [13]. Казанское дамское благотворительное общество бесплатно призревало и обучало до 80 девочек в возрасте до 18 лет [2].
Таким образом, земством Казанской губернии были созданы условия для эффективной деятельности заведений призрения детей, переданных от Приказа общественного призрения. Кроме того, были заложены основы для развития сети учреждений призрения детства в сельской местности.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Автор данной статьи подтвердила отсутствие финансовой поддержки/конфликта интересов, о которых необходимо сообщить.
16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О союзе родителей и детей. Свод законов. Т. X. Ч. I. СПб.: Издание Я. Канторовича. [б. г.].
2. Залеский В. Ф. Попечение о беспризорных и покинутых детях. Казань: Типография Императорского университета. 1916.
3. Постановления XXIV очередного Губернского Земского Собрания 3-22 декабря 1888 года. Казань: Типография губернского правления. 1889.
4. НА РТ. Ф. 81. Оп. 7. Д. 7. Л. 10.
5. Постановления XVII очередного Казанского Губернского Земского Собрания 3-22 декабря 1887 года. Казань: Типография губернского правления. 1888.
6. Постановления XIV очередного Казанского Губернского Земского Собрания с 15 января по 4 февраля 1879 г. Казань: Типография губернского правления. 1879.
7. НА РТ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 8701. Л. 92.
8. Николаев В. А. К вопросу о гигиенических условиях жизни и воспитания земских питомцев в деревнях Казанской губернии. Казань: Типография В. Л. Домбровского. 1902.
9. Медицинские отчеты по Казанским земским заведениям общественного призрения за время с 1 января 1910 г. до 1 января 1911 г. Казань: Лито-Типография Императорского университета. 1911.
10. Николаев В. А. Призрение брошенных детей и вопрос о призрении подкидышей в Казанской губернии. Казань: ЛитоТипография И. Н. Харитонова. 1911.
11. НА РТ. Ф. 418. Оп. 1. Д. 823. Л. 14, 17.
12. Морозов А. В. Призрение детей Казанской губернии в конце XIX — начале XX веков: к истории становления и развития. Дни науки института управления экономики и социальных технологий КГТУ: сб. ст. Казань. 2009.
13. Отчет комитета Казанского общества попечения о бедных и больных детях за 1897 год. Казань: Типография и литография И. С. Перова. 1898.
Из истории медицины
Николай Александрович Семашко
(1874-1949)
Н. А. Семашко родился в 1874 г. в селе Ливенское Елецкого уезда Орловской губернии. По окончании мужской гимназии поступил в Московский университет на медицинский факультет. Он учился у выдающихся профессоров того времени, создателей передовых медицинских школ, таких как физиолог И. М. Сеченов, гигиенист Ф. Ф. Эрисман, хирург Н. В. Склифосовский и др.
В Самарском Губернском санитарном бюро Семашко поступил на должность врача-эпидемиолога и после месяца совершенствования по бактериологии был отправлен на борьбу с разразившейся
эпидемией чумы в село Орлово-Гай, а затем в деревню Новую Александровку, которые по предписанию противочумной комиссии необходимо было сжечь. С разрешения начальства молодой ученый выехал на место для выяснения причин заболевания. После необходимых лабораторных исследований он пришел к заключению, что это была не чума, а кожная форма Сибирской язвы, и сразу приступил к лечению больных и профилактике. Вскоре все случаи заболевания были ликвидированы. Таким образом, уже с первых шагов своей самостоятельной деятельности Н. А. Семашко проявил себя как незаурядный организатор и талантливый медик.
В Оренбургской, Саратовской, Орловской губерниях он не только лечил больных, но и читал лекции крестьянам о болезнях и способах профилактики.
В мае 1918 г. Н. А. Семашко был назначен заведующим медико-санитарным отделом Московского Совета. Под его руководством расширился коечный фонд больниц, открывались новые амбулатории, была создана скорая медицинская помощь, улучшилось снабжение медикаментами, принимались экстренные меры по предупреждению распространения инфекционных заболеваний.
11 июля 1918 г. первым наркомом здравоохранения РСФСР созданного высшего государственного органа, объединившего в своем ведении все отрасли медико-санитарного дела в стране, был назначен Н. А. Семашко.
Уже в первые дни работы Нарком-здрава в его составе был образован санитарно-эпидемиологический отдел. Среди
всех инфекционных заболеваний были наиболее распространены паразитарные тифы, особенно сыпной тиф. Наркомат здравоохранения проделал большую работу по борьбе с холерной эпидемией. Среди населения и в войсках проводилась массовая вакцинация. По инициативе Семашко был создан Отдел санитарного просвещения.
После окончания Гражданской войны по инициативе ученого были приняты меры по организации туберкулезных и венерических диспансеров, которые активно вели не только лечебную, но и профилактическую работу. Н. А. Семашко был инициатором создания сети диспансеров по борьбе с профессиональными заболеваниями. Для улучшения медицинской помощи предусматривалась организация широкой сети санаториев и домов отдыха.
Среди достижений Николая Александровича в должности Наркома здравоохранения можно отметить снижение заболеваемости и смертности от инфекционных заболеваний на 20%, увеличение числа больничных коек на 40%, увеличение врачебно-амбулаторных учреждений и женских консультаций.
Создание Большой Медицинской Энциклопедии — также одна из заслуг Семашко: будучи ее главным редактором, он выпустил 35 томов.
В 1944 г. при участии Н. А. Семашко была создана Академия медицинских наук СССР — высшее научно-медицинское учреждение, объединившее ведущие научно-исследовательские институты. Многие лечебные учреждения страны, носящие имя ученого, отметили в этом году свое 100-летие.