тренировочным нагрузкам, оказалась на 26,3-43,1% эффективней (по количеству подготовленных студентов) по сравнению с программой унифицированного применения тренировочных средств.
Литература:
1. Бальсевич, В. К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России [Текст] / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2002. - №3. - С. 2-4.
2. Ендальцев Б.В. Физическая культура, здоровье и работоспособность человека в экстремальных экологических условиях. Монография. - СПб.: МО РФ, 2008. - 198 с.
3. Лобанов Ю.Я., Коваленко В.Н., Миронова О.В., Устинова О.Н. Методика тренировки студентов с низким уровнем физической подготовленности / Ю.Я. Лобанов, В.Н. Коваленко, О.В. Миронова, О.Н. Устинова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. - № 2(156). С. 126-130.
4. Сосницкий В.Н. Физическая подготовка допризывной молодежи. Автореф. дис. ... канд... пед. наук / В.Н. Сосницкий. -Волгоград: ВПИ, 2010. - 26 с.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук, доцент Ковтун Татьяна Юрьевна
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова»
Педагогический институт (г. Якутск);
старший преподаватель Андросова Мария Ивановна
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» Педагогический институт (г. Якутск)
РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА
(ЯКУТИЯ)
Аннотация. Данная работа является одной из первых работ, в которой системно исследуется реализация государственной семейной политики на региональном уровне в контексте соблюдения конституционных прав и свобод граждан, а также предлагается комплекс мер, направленных на оптимизацию семейной политики.
Ключевые слова: Семья, семейные ценности, государственная семейная политика.
Annоtation. This work is one of the first works, which systematically examines the implementation of the state family policy at the regional level in the context of the constitutional rights and freedoms of citizens, as well as a set of measures aimed at optimizing family policy.
Keywords: Family, family value, state family policy.
Введение. Семья как социальный институт представляет собой средство, которое гарантированно позволяет говорить о качественном воспроизводстве населения, а следовательно - улучшении не только количественной, но и качественной демографической характеристики региона.
В последнее время актуален вопрос о переосмыслении отношения к семье и формировании нового взгляда на семью и семейные ценности. Подобная трансформация возможно исключительно с помощью концептуально-программного подхода. Соответственно, выделение в национальной политике такого направления как политика семейная является социально обусловленным и международно преемственным.
О важности и значимости семейной политики свидетельствуют и содержание ежегодных Посланий Президента Российской Федерации и Главы Республики Саха (Якутия) - в них традиционно достаточно существенное внимание уделяется мерам социальной поддержки отдельных категорий граждан, включая и граждан, являющихся членами семьи.
Государственная семейная политика выступает частью политики социальной, структурно включая в себя региональную семейную политику. Разработка программного планирования развития регионов в сфере поддержки семьи становится важным вектором развития и совершенствования социальной политики в целом. Оптимизация семейной политики в целом возможна через реализацию программных мер региональной семейной политики при условии соблюдения конституционно закрепленных прав и свобод граждан.
Реализация семейной политики осуществляется двухуровнево: на уровне федерального центра и на уровне регионов. Концепцией государственной семейной политики предусмотрена разработка и осуществление мероприятий именно регионального уровня. Данное положение социально обусловлено тем, что именно на уровне субъектов необходимо проводить комплекс мер, направленны на реализацию основных направлений государственной семейной политики с учетом региональных особенностей и специфики территории.
При этом разработка, нормативно-правовое закрепление и в конечном итоге реализация государственной семейной политики должна проходить со строгим соблюдением конституционно гарантированных прав и свобод граждан. Однако сами концептуальные и программные документы несовершенны, а несовершенность правового регулирования влияет на эффективность реализации отдельных мер семейной политики.
Именно поэтому актуально исследование государственной семейной политики как на федеральном, так и на региональном уровне с одновременным исследованием проблем его правовой регламентации.
Изложение основного материала статьи. Под семейной политикой следует понимать составную часть социальной политики, представляющую собой целенаправленную деятельность государства и других субъектов, ориентированную на обеспечение социальной безопасности семьи, ее благополучие, укрепление и развитие семьи как важнейшего института общества, создание необходимых условий для ее функционирования и успешного выполнения социально значимых функций.
Соответственно, концептуальная цель государственной семейной политики - это поддержка, укрепление, защита семьи и семейных ценностей, которая достигается путем решения экономических, социальных и морально-этических задач.
Государственная семейная политика базируется на принципах суверенности семьи, равенства ее членов, презумпции добросовестности родителей в осуществлении родительских прав и повышение авторитета
родительства в семье и обществе, ответственности семьи, ее партнерства с государством и иными субъектами, дифференцированности предоставления поддержки семьи, а также единством принципов и целей семейной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Реализация государственной семейной политики обеспечена системой нормативно-правового регулирования как на уровне федерального законодателя, так и на региональном и местном уровне.
Исследование государственной семейной политики в регионе невозможно без социально-демографической характеристики субъекта.
Согласно статистическим данным, прирост населения в Республике Саха (Якутия) остается стабильным. Так, в 2017 г. численность населения РС (Я) составила 962 835 человек [2]
Таким образом, количество населения в Дальневосточном федеральном округе имеет явно выраженную тенденцию на убыль. Связано это как с убылью естесттвенной, так и миграционной. Следует отметить, что данную проблему оттока населения именно из ДФО отмечают многие исследователи. Однако, если взять темп прироста населения в Республике Саха (Якутия), о он имеет положительное значение за все исследуемое время. Данные показатели свидетельствует о стабильном приросте населения в Республике Саха (Якутия).
Следует отметить, что положительной динамикой обладает и темп прироста городского населения - при этом, рост населения городов региона в несколько раз превышает темп прироста сельского населения в РС (Я). Данная тенденция прослеживается на территории всего ДФО. Как полагаем, связано это с процессами урбанизации как в целом по России, так и в ДФО и Якутии в частности.
Как было указано, городское население республики увеличилось за счет миграции из сельской местности на 30,5 тыс. человек, соответственно, настолько же уменьшилось сельское население. Наибольшую часть составляют причины, связанные с временным пребыванием на территории Якутии. Однако имеет тенденцию к увеличению и внутрирегиональная миграция - на территории региона она выражается в переезде лиц из сельской местности в город. При этом, внутренняя миграция затрагивает в основном трудоспособное население, а значит происходит перераспределение - в городах региона переизбыток трудоспособного населения, а в сельских местностях - его нехватка. Эта ситуация ведет к нарушению демографической структуры и ухудшению ситуации на рынке труда.
Следует отметить и то, что явно выражен рост детского населения - так, по сравнению с 2015 годом темп прироста составил 1,5 в 2016 году. В 2017 году цепной темп прироста составил 0,87, а базовый темп прироста (по сравнению с 2016 годом) - 2,4. Полагаем, что данные количественные показатели свидетельствуют о положительной динамике роста населения в регионе.
Между тем, учитывая современную динамику структурного фактора - прогнозируется сокращение резервов повышения рождаемости в Республике, так как рождение первых детей наблюдается преимущественно в демографической группе в возрасте от 15 до 24 лет, количество рождений первых детей сократилось на 32,6 %, или на 2702 ребенка. Ожидаемый уровень рождаемости населения учитывает имеющиеся предпосылки для ее изменения. Реализация основных положений демографической политики поощрения рождаемости будет способствовать увеличению числа рождений за счет роста вторых и последующих рождений, созданию благоприятных условий для успешного сочетания родительства и воспитанию детей с занятостью трудоактивной части женского населения.
Естественное движение населения в регионе показывает, что количество родившихся имеет некоторую тенденцию к сокращению. Так, если в 2015 году рождено 17010 человек, то в 2017 году - 15352 человека. Учитывая, что количество населения РС (Я) растет, следует сделать вывод, что прирост населения осуществляется за счет миграционных процессов.
Сокращение рождаемости отмечается и в целом по Дальневосточном федеральному округу - так, если в
2015 году ее темп прироста составлял 14,1, то в последующих годах - 2016 и 2017 - он сократился до 13,9 и 13,4 соответственно.
Между тем, исследование темпа прироста по ДФО в целом и в Якутии в частности, показывает, что сокращается и смертность. Так по Дальневосточному федеральному округу коэффициент смертности за последние три года был неизменным и составлял 12.6 (с уменьшением до 12.5 в 2017 г.). В Республике Саха (Якутия) сокращение смертности имеет более выраженную тенденцию.
Таким образом, можно сделать выводы, что прирост населения в РС (Я) происходит не за счет внутреннего увеличения количества населения, а за счет прибытия в Республику новых граждан.
Таким образом, число браков за 2017 год составило 6296, что на 17,9 % меньше 2016 года, а число разводов, наоборот, увеличилось на 1,8 %. Данный показатель свидетельствует об ухудшении качественных показателей по исследуемому признаку.
Если проанализировать статистические данные по Дальневосточному федеральному округу, то следует отметить, что коэффициент браков в округе также имеет явно отрицательную тенденцию - в 2015 году он составлял 9.1, в 2016 - 8.6, а в 2017 - уже 7.7. Таким образом, прослеживается общая тенденция снижения количества браков как в ДФО, так и в РС (Я).
Между тем необходимо отметить, что как в ДФО, так и в Якутии общее количество разводов имеет тенденцию к снижению. «Пик» количества разводов пришелся на 2015 г. (по ДФО - 5.9, по РС (Я) - 4,7), а в
2016 году отмечается явное снижение разводов (так, в 2016 году в ДФО - 5.1, в РС (Я) - 4.3). Между тем, если в 2017 году в ДФО также наметилась некоторая тенденция к снижению количества разводов (5.0), то в РС (Я) количество разводов осталось статистически неизменным (4,3).
Распределение причин разводов, согласно данных Росстата, проходит по следующему ранжиру: большая часть (41%) разводятся в связи с зависимостью одного из супругов (имеется ввиду как алкогольная, так и иная зависимость); на втором месте (14 %) стоит отсутствие собственной жилой площади; далее идет отсутствие детей (8 %); другие причины составляют 37 %.
При этом, исследуя количество браков и разводов следует иметь ввиду, что анализу подвергаются только официальные данные; между тем, некоторая часть данных остается латентной, так как в официальную статистику не включаются случаи сожительства.
Между тем, на региональном уровне уделяется достаточно большое внимание материальной поддержке семей с детьми, включая многодетные семьи. Так, в Якутии на настоящий момент 21249 многодетных семей, в которых воспитывается 72563 ребенка.
В частности, в РС (Я) предусмотрены следующие меры социальной поддержки для семей с детьми:
Получение материнского капитала (при рождении (усыновлении) третьего или последующего ребенка).
Социальное пособие детям, проживающим в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума.
Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 16 лет.
Ежегодная компенсационная выплата для приобретения комплекта школьной, спортивной и другой детской (подростковой) одежды (для многодетных семей).
Единовременная компенсационная выплата для приобретения предметов детского ассортимента и продуктов питания (молодым семьям при рождении первого ребенка).
Социальная помощь на основе социального контракта о взаимных обязательствах молодым семьям (в виде ежемесячной или единовременной денежной выплаты и направлена на поддержку семейной экономики и развитие личного подсобного хозяйства, на реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей).
Единовременная денежная выплата для приобретения транспортного средства (многодетным семьям).
Бесплатное получение земельных участков (для семей с 3 и более детьми) и др.
Таким образом, можно резюмировать, что социальная поддержка семей с детьми в регионе осуществляется достаточно комплексно.
Также в регионе реализуются меры, направленные на обеспечение семей с детьми жильем, а также улучшении жилищных условий. Так, семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей, предоставляется единовременная социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения.
Выводы. Таким образом, исследование социально-демографического состояния Республики Саха (Якутия) позволяет сформулировать следующие основные выводы:
1. Количество населения в Республике Саха (Якутия) имеет явную тенденцию к увеличению. Между тем, показатели естественного движения населения в РС (Я) имеют отрицательную динамику, что позволяет сделать вывод о том, что прирост населения в регионе осуществляется не за счет прироста населения внутри республики, а за счет прибытия в регион граждан извне.
2. Количество браков в Республике Саха (Якутия) несколько уменьшилось, а количество разводов, наоборот, возросло. Причем среди причин развода стоит, как правило, алкогольная зависимость одного из супруга, отсутствие собственной жилплощади, отсутствие детей и др.
3. В регионе большое внимание уделяется системе государственной поддержки семей - что выражается в системе мер социальной поддержки, а также материальной поддержке. В регионе разработана и принята система нормативно-правовых актов, направленных на реализацию государственной семейной политике.
Литература:
1. Об утверждении плана мероприятий на 2015 - 2018 годы по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. N 607-р (в редакции от 10 февраля 2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - № 16. - Ст. 2411
2. Бережнева И. А. Воспроизводство населения в Республике Саха (Якутия) [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 133-137.
Педагогика
УДК:372.8
старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студентка Бездетко Ксения Андреевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студентка Егорова Татьяна Александровна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ «ПЕРЕВЕРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ» НА УРОКАХ
ТЕХНОЛОГИИ
Аннотация. В статье обсуждаются особенности модели «перевернутое обучение». Преимущества от использования модели «перевернутое обучение»: экономия времени на уроке; возможность разноуровневого обучения; индивидуальный темп для каждого ученика при освоении теоретического материала; условия для использования на уроке совместной деятельности, проектного метода. Приведены примеры ИКТ-инструментов для создания интерактивных видеороликов, интерактивных уроков и заданий.
Ключевые слова: смешанное обучение, «перевернутое обучение», интерактивный рабочий лист, интерактивное задание.
Annotation. The article discusses the features of the "flipped learning" model. Advantages of using the "flipped learning" model: saving time in class; the possibility of different levels of learning; individual tempo for each student when mastering theoretical material; conditions for use in the lesson of joint activities, the project method. Examples of ICT tools for creating interactive videos, interactive lessons and assignments are given.
Keywords: blended learning, «flipped learning», interactive worksheet, interactive task.
Введение. Чтобы подготовить социально адаптируемого выпускника, образование должно меняться, «опережая время». В современной школе должны быть созданы условия, обеспечивающие раскрытие творческого потенциала обучающихся, их успешное жизненное самоопределение, формирование активной жизненной позиции, умений командной работы.
Сегодня перед учителем стоит сложная профессиональная задача выбора педагогических средств достижения планируемых результатов. Один из возможных вариантов - использование смешанного обучения. Из различных моделей смешанного обучения наиболее простой в организационном плане может считаться модель «перевернутого обучения». Цель данной статьи - обосновать перспективность применения