Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЛАТФОРМЫ MOODLE'

РЕАЛИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЛАТФОРМЫ MOODLE Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ИНОСТРАННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / MOODLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Репицкая Маргарита Николаевна, Джгаркава Ольга Владимировна, Шаренкова Людмила Анатольевна

В работе представлен опыт использования электронной системы Moodle в преподавании физической культуры у иностранных обучающихся медицинского вуза в период дистанционной формы обучения. Актуальность работы заключается в необходимости внедрения цифровых технологий в образовательный процесс высшей школы. Представлены пути и итоги реализации физической культуры в период пандемии коронавируса COVID-19 в вузе. На основе теоретического анализа цифровой трансформации процесса обучения и собственного научно-практического опыта описаны возможные пути совершенствования традиционной системы реализации дисциплины «Физическая культура и спорт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Репицкая Маргарита Николаевна, Джгаркава Ольга Владимировна, Шаренкова Людмила Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF PHYSICAL EDUCATION AMONG FOREIGN STUDENTS USING THE MOODLE PLATFORM

The article presents the experience of using the electronic Moodle system during physical education training among foreign students of a medical university during distance learning The relevance of the work lies in the need to introduce digital technologies into the educational process of higher education. The ways and results of the introduction of physical education during the COVID-19 coronavirus pandemic at the university are presented. Based on the theoretical analysis of the digital transformation of the educational process and own scientific and practical experience, possible ways of improving the traditional system of implementing the discipline «Physical Culture and Sport» are described.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЛАТФОРМЫ MOODLE»

УДК 378.147:004:796 DOI 10.47475/2500-0365-2022-17302

ББК 74.267.5:32.81

РЕАЛИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ

У ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЛАТФОРМЫ MOODLE

М. Н. Репицкая, О. В. Джгаркава, Л. А. Шаренкова

Северный государственный медицинский университет, Архангельск, Россия

В работе представлен опыт использования электронной системы Moodle в преподавании физической культуры у иностранных обучающихся медицинского вуза в период дистанционной формы обучения.

Актуальность работы заключается в необходимости внедрения цифровых технологий в образовательный процесс высшей школы. Представлены пути и итоги реализации физической культуры в период пандемии коронавируса COVID-19 в вузе.

На основе теоретического анализа цифровой трансформации процесса обучения и собственного научно-практического опыта описаны возможные пути совершенствования традиционной системы реализации дисциплины «Физическая культура и спорт».

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, цифровые технологии, физическая культура и спорт, иностранные обучающиеся, самостоятельная работа, Moodle. Обучение иностранных граждан ведется со времён Петра I [3] и статистика показывает, что число иностранных обучающихся в российских вузах

в 2018—2019 учебном году составило 282 295 человек [2. С. 22].

В процессе новых условий пребывания и жизнедеятельности отмечаются определенные сложности. Вероятно, это связано с особенностями питания, климатическими условиями, недостаточным знанием языка, оторванность от семьи и друзей, бытовые и социокультурные трудности. Обучение иностранных граждан вносит определенную специфику в деятельность каждого вуза. В том числе одной из мер такой специфичности является и содержание обучения.

Ведущими задачами системы образования в России выступают эффективность образования, его доступность и качество, получаемых знаний и умений. Информатизация служит отличным способом для достижения таких важных задач. [6. С. 22].

Одним из новых образовательных технологий, доказавших свою несомненную эффективность, является электронное образование, или в оригинальной транскрипции — e-Learning [5. С. 91—95].

Необходимость включения и использования электронных образовательных ресурсов в процесс обучения является обязательным, о чем прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования [9].

Электронные образовательные ресурсы являются неотъемлемой частью образовательной инфор-

мационной среды, в которой концентрируется содержательная составляющая учебного процесса. Использование электронных образовательных ресурсов более значимо в отличие от бумажных носителей, в силу того, что сокращается контактная работа с преподавателем и увеличивается объем самостоятельной работы. Поэтому электронные учебные материалы принимают на себя поддержку части тех компонент обучения, которые в стандартном учебном процессе обеспечиваются очным общением преподавателя и обучающегося [4. С. 1064—1066].

В связи со становлением информационного общества возрастает необходимость внедрения цифровых технологий в учебный процесс за счет использования электронных образовательных ресурсов. Кроме того, процесс цифровизации поспособствовал появлению информационных компетенций, способствуют формированию конкурентно-способной личности на рынке труда. Положительные стороны процесса цифровизации отражаются не только на деятельности обучающихся (повышается значимость самостоятельной работы, формируются новые инновационные качества), но и на деятельности самого педагога, стимулируя его к активной творческой деятельности.

На международном факультете врача общей практики в Северном государственном медицинском университете (СГМУ) обучается более 1000 представителей из разных стран (Индия, Тай-ланд, Нигерия). Обучение проходит на иностранном языке. «Физическая культура и спорт», на

основании федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по специальности 31.05.01 «Лечебное дело», является обязательной для изучения [8].

В связи со сложной эпидемиологической ситуацией, вызванной коронавирусом COVID-19, возникла необходимость разрешить противоречия между традиционной формой преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт» и использованием электронных образовательных ресурсов с учетом специфики контингента.

В СГМУ в образовательном процессе используется платформа Moodle — это система управления содержимым сайта, специально разработанная для создания качественных online-курсов преподавателями.

В учебном плане дисциплина по физической культуре и спорту представлена аудиторной (практическим, теоретическим разделами) и самостоятельной работами. Следует отметить, что в связи с преподаванием дисциплины у иностранных обучающихся на английском языке, увеличено количество часов на самостоятельную работу.

На кафедре физической культуры и медицинской реабилитации разработан дистанционный курс в системе Moodle по дисциплине «Физическая культура и спорт». В курс включены лекции и практические задания.

Результатом изучения дисциплины «Физическая культура и спорт» являетсяподдержание должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности [8]. Содержание дисциплины решает не только задачи повышения двигательных умений и навыков, но и формирование теоретических основ и знаний, которые реализуются в процессе лекции. Лекция развивает интерес к изучаемой дисциплине, раскрывает теоретические основы, формирует у обучающихся ориентиры для самостоятельного изучения курса.

Для проведения лекций преподаватель определяет способ реализации: онлайн-лекция на платформе Zoom с последующим тестированием остаточных знаний пройденного материала, либо размещение материала в виде интерактивной лекции.

Онлайн-лекции сопровождаются мультимедийными презентациями на экранах мониторов с записью текста самой лекции преподавателем, что позволяет более наглядно освящать изучаемый материал.

Для составления интерактивной лекции учебный материал дробится на отдельные связанные

между собой части, которые размещаются в системе в логической последовательности. Такие лекции позволяют изучить учебный материал в интересной и гибкой форме. Линейная организация интерактивной лекции представляет собой набор последовательно размещенных отдельных глав и подглав учебного материала, а также страниц с вопросами, на который обучающийся должен дать ответ. При правильном ответе обучающийся переходит на следующую страницу, если ответ ошибочный-возвращается на ранее изучаемую страницу. Таким образом, материал повторяется многократно, способствуя его закреплению. Это даёт обучающимся возможность освоить темы учебной дисциплины, такие как : «Влияние физического воспитания на здоровье», «Средства и методы физического воспитания», «Нагрузка и способы дозирования», «Принципы физического воспитания».

Выбор способа представления, подготовка материала и общие настройки лекции являются обязанностью преподавателя. Регламентация может носить строгий характер, т.е. преподаватель может требовать размещения выполненных заданий в день учебного занятия, определенного расписанием. Однако практика показывает, что эффективным будет использование более либерального подхода [1].

Реализация практического раздела строилась с учетом того, что все иностранные обучающиеся находились у себя на родине, в условиях полного lockdown. С использованием видео-роликов изучались базовые упражнения общеразвиваю-щего характера, упражнения с использованием оборудования в домашних условиях (мячи разных диаметров, отягощения в виде бутылок с водой различной емкости, скакалки или веревки), упражнения, направленные на развитие основных физических качеств, прыжковые и беговые упражнения, упражнения из различных исходных положений, имитационные упражнения.

Для иностранных обучающихся, в качестве самостоятельной работы, предложена запись видео комплексов упражнений различной направленности. Анализ видео позволяет более детально выявить слабые стороны обучающихся в отношении техники и уровня подготовленности и наметить траекторию для их улучшения. Возможность обратной связи (видеозапись с собственным выполнением комплексов) позволяет дать рекомендации по выполнению двигательных действий и внести коррективы в технику выполнения упражнений.

Любая дисциплина предполагает подведение итогов изученного материала. В нашем случае

было предложено тестирование уровня физической подготовленности и состояния функциональных систем. Для оценки уровня физической подготовленности обучающиеся выполняли двигательные тесты, включенные в рабочую программу дисциплины (приседания за 30 секунд; сгибание-разгибание рук в упоре лежа (юноши); сгибание-разгибание рук в упоре на колени (девушки); упражнения для оценки мышц брюшного пресса из исходного положения лежа на спине, ноги согнуты, руки за головой в течение 1 минуты поднимание и опускание туловища; гибкость оценивали из положения сидя, ноги врозь).

Для оценки состояния функциональных систем необходимо было выполнить пробы Штанге и Генчи, а так же простая и сложная пробы Ромбер-га и ортостатическая проба. С помощью элемента «Задание» была создана папка, в которую загружались все работы с результатами тестирования.

Подводя итоги дисциплины «Физическая культура и спорт» на платформе Moodleследует отметить, что не все физические качества была возможность совершенствовать и оценивать (общая выносливость, скоростные качества), возникали сложности с невозможностью разучивания и оценки технико-тактических приемов спортивных игр, легкоатлетических упражнений.

Так же отмечались «минусы» в использовании электронных информационных ресурсов в силу разницы часового пояса с другими странами, не во всех штатах Индии была возможность использования высокоскоростного интернета, что затрудняло воспроизведение видеозаписей, несвоевременность просмотра лекции самими обучающимися, низкое разрешение качества видеороликов (в силу ограничения максимального размера файлов — до 20 Мбайт), копирование ответов функциональных и двигательных тестов своих однокурсников (невозможность проверки этих результатов). Однако нельзя не отметить и «плюсов» такого процесса преподавания: возможность индивидуального подхода при совершенствовании физических качеств, за исключением общей выносливости и скоростных качеств, дозирования нагрузки с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

Вместе с тем активное использование платформы Moodle требует большой организационной работы для того, чтобы стать более эффективным. Информационные технологии позволяют реализовать оптимальные образовательные траектории для каждого обучающегося [7].

Заключение. Таким образом, комплексное использование традиционных и электронных

средств обучения поможет создать целостный механизм для повышения качества и доступности образовательного процесса, а, следовательно, решить поставленные задачи.

Список литературы

1. Абдрахманова, И. В. Использование возможностей СДО MOODLE для решения проблем дистанционного обучения студентов физкультурных вузов (на примере дисциплины «Биомеханика двигательной деятельности») / И. В. Абдрахманова, И. В. Лущик // Современные проблемы науки и образования. — 2020. — № 6. — С. 50—51.

2. Арефьев, А. Л. Обучение иностранных граждан в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации / А. Л. Арефьев // Статистический сборник. — Москва, 2020. — Вып. 17. — С. 22.

3. Белозерова, Л. М. Специфика организации обучения иностранных учащихся в вузах региона / Л. М. Белозерова, З. С. Шатрова // Университетское образование и регионы : тез. докл. междунар. науч.-метод. конф. — Пермь, 2001. — С. 321—322.

4. Везиров, Т. Т. Использование интерактивного электронного образовательного ресурса в учебном процессе / Т. Т. Везиров // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 1064—1066.

5. Диденко, А. В. Оценка эффективности внедрения e-leaming / А. В. Диденко, Н. В. Аксенова // Профессиональное образование в России и за Рубежом. — 2015. — № 1 (17). — С. 91—95.

6. Лебедева, Т. Е. Использование комплекса информационных технологий на практическом занятии в вузе как средства повышения качества подготовки учителя: автореф. дис...канд. пед. наук / Т. Е. Лебедева. — Н.Новгород, 2008. — 22 с.

7. Петров, П. К. Цифровые информационные технологии как новый этап в развитии физкультурного образования и сферы физической культуры и спорта / П. К. Петров // Современные проблемы науки и образования. — 2020. — № 3. — С. 86.

8. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12 августа 2020 г. № 988 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело» (с изменениями и дополнениями) Редакция с изменениями № 1456 от 26.11.2020 // ГАРАНТ. — URL: https://base.garant.ru/74566342.

9. Толстобоков, О. Н. Современные методы и технологии дистанционного обучения / О. Н. Тол-стобоков — Москва : Мир науки, 2020. — 72 с.

Поступила в редакцию 30 июня 2021

Для цитирования: Репицкая, М. Н. Реализация физической культуры у иностранных обучающихся с применением платформы Moodle / М. Н. Репицкая, О. В. Джгаркава, Л. А. Шаренкова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2022. — Т. 7, № 3. — С. 13—17.

Сведения об авторах

Репицкая Маргарита Николаевна — кандидат биологических наук, доцент кафедры физической культуры и медицинской реабилитации. Северный государственный медицинский университет. Архангельск, Россия. OR-CIDID 0000-0001-7925-4625. Elibrary Author ID: 6151-0473. Email: margarita.repitskaya@yandex.ru

Джгаркава Ольга Владимировна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры физической культуры и медицинской реабилитации. Северный государственный медицинский университет. Архангельск, Россия. Au-thorID: 742436 Email: olgajgarkava@gmail.com

Шаренкова Людмила Анатольевна — кандидат биологических наук, доцент кафедры физической культуры и медицинской реабилитации. Северный государственный медицинский университет. Архангельск, Россия. OR-CIDID 0000-0002-6410-1674. Author ID: 2142-8590. Email: Ludmila.voyz@yandex.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2022, vol. 7, no. 3, pp. 13—17.

Implementation of physical education among foreign students using the Moodle platform

Repitskaya M.N.1, Djgarkava O.V.2, Sharenkova L.A.3

Northern State Medical University, Arkhangelsk, Russia

1 margarita.repitskaya@yandex.ru,

2 olgajgarkava@gmail.com,

3 ludmila.voyz@yandex.ru

The article presents the experience of using the electronic Moodle system during physical education training among foreign students of a medical university during distance learning

The relevance of the work lies in the need to introduce digital technologies into the educational process of higher education. The ways and results of the introduction of physical education during the COVID-19 coronavirus pandemic at the university are presented. Based on the theoretical analysis of the digital transformation of the educational process and own scientific and practical experience, possible ways of improving the traditional system of implementing the discipline «Physical Culture and Sport» are described.

Keywords: electronic educational resources, digital technologies, physical culture and sports, foreign students, independent work, Moodle.

References

1. Abdrahmanova I.V., Lushchik I.V. Ispolzovanie vozmozhnostej SDO MOODLE dlya resheniya problem distancionnogo obucheniya studentov fizkul-turnyh vuzov (na primere discipliny «Biomekhanika dvigatelnoj deyatelnosti») [Using the capabilities of the MOODLE SDO to solve the problems of distance learning of students of physical education universities (on the example of the discipline "Biomechanics of motor activity")]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2020, no. 6, pp. 50—51. (In Russ.).

2. Aref'ev A.L. Obuchenie inostrannyh grazhdan v obrazovatel'nyh organizaciyah vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii [Training of foreign citizens in educational institutions of higher edu-

cation of the Russia]. Statisticheskij sbornik [Statistical collection]. Moscow, 2020, is. 17. pp. 22. (In Russ.).

3. Belozerova L.M., Shatrova Z.S. Specifika or-ganizacii obucheniya inostrannyh uchashchihsya v vuzah regiona. Universitetskoe obrazovanie i regiony : tez. dokl. mezhdunar. nauch.-metod. konf. [Specifics of the organization of training of foreign students in universities of the region]. Perm, 2001. pp. 321— 322. (In Russ.).

4. Vezirov T.T. Ispolzovanie interaktivnogo ele-ktronnogo obrazovatelnogo resursa v uchebnom processe [he use of an interactive electronic educational resource in the educational process]. Molodoj uchenyj [Young Scientist], 2016, no. 28 (132), pp. 1064—1066. (In Russ.).

5. Didenko A.V., Aksenova N.V. Ocenka effek-tivnosti vnedreniya e-learning [Evaluation of the effectiveness of e-learning implementation]. Profes-sionalnoe obrazovanie v Rossii i za Rubezhom [Young Scientist], 2015, no. 1 (17), pp. 91—95. (In Russ.).

6. Lebedeva T.E. Ispolzovanie kompleksa infor-macionnyh tekhnologij na prakticheskom zanyatii v vuze kak sredstva povysheniya kachestva podgotovki uchitelya: avtoref. dis...kand. ped. nauk [he use of a complex of information technologies in a practical lesson at a university as a means of improving the quality of teacher training]. Abstract of thesis. N. Novgorod, 2008. 22 p. (In Russ.).

7. Petrov P.K. Cifrovye informacionnye tekh-nologii kak novyj etap v razvitii fizkulturnogo obra-zovaniya i sfery fizicheskoj kultury i sporta [Digital information technologies as a new stage in the development of physical education and the sphere of physical culture and sports]. Sovremennye problemy

nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2020, no. 3, p 86. (In Russ.).

8. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovani-ya RF ot 12 avgusta 2020 g. N 988 "Ob utverzhde-nii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya -specialitet po special'nosti 31.05.01 Lechebnoe delo" (s izmeneni-yami i dopolneniyami) Redakciya s izmeneniyami N 1456 ot 26.11.2020 [Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russia No. 988 dated August 12, 2020 "On approval of the Federal State educational standard of higher education — specialty in the specialty 31.05.01 Medical business" (with amendments and additions) Revision with amendments No. 1456 of 11/26/2020]. Garant.ru [Garant.ru]. Available at: https://base.garant.ru/74566342/ (In Russ.).

9. Tolstobokov O.N. Sovremennye metody i tekh-nologii distancionnogo obucheniya [Modern methods and technologies of distance learning]. Moscow, 2020. 72 p. (In Russ.).

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная — https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.