Научная статья на тему 'Сравнительный анализ оценки мотивации к занятиям физической культурой студентов со сколиозом и студентов основной группы здоровья'

Сравнительный анализ оценки мотивации к занятиям физической культурой студентов со сколиозом и студентов основной группы здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
102
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / МОТИВАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СКОЛИОЗ / ОСНОВНАЯ ГРУППА ЗДОРОВЬЯ / STUDENTS / MOTIVATION / PHYSICAL CULTURE / SCOLIOSIS / MAIN HEALTH GROUP

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аношина Т.В., Шаренкова Л.А., Мищенко И.В., Репицкая М.Н., Смолина В.С.

Вопрос сохранения и укрепления здоровья молодёжи является одной из основной проблемой современного общества. Современный уровень научно-технического развития является основной причиной малоподвижного образа жизни людей и студенчества, в том числе. Такой образ жизни ведёт к нарушению осанки, а, как известно, правильная осанка является залогом крепкого здоровья. Сложным и достаточно трудным педагогическим процессом является формирование заинтересованности в занятиях физической культурой у студентов. Множество факторов влияют на формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом. Это утверждение актуально и для студентов со сколиозом, так как для них необходимо не только создать оптимальный двигательный режим, но и сформировать потребность в систематической самостоятельной двигательной активности. В результате сравнительного анализа выяснили, что доминирующими мотивами для студентов со сколиозом и студентов основной группы здоровья являются: административные и оздоровительные мотивы. Соревновательно-конкурентные мотивы и эмоциональный мотив (получение удовольствия от физической активности) не являются доминирующими, но присущи только для студентов основной группы здоровья.The problem of preserving and improving the health of young people is one of the main problems of modern society. The current level of scientific and technical development is the main reason for the sedentary lifestyle of people and students, including. This lifestyle leads to a violation of posture, and, as you know, correct posture is the key to good health. The formation of interest in physical education among students is a complex and difficult process. Many factors influence the formation of students' motivation to engage in physical culture and sports. For students with scoliosis, it is especially important not only to create an optimal motor mode, but also to form their need for independent physical exercises. As a result of comparative analysis, it was found that the dominant motives for students with scoliosis and students of the main health group are: administrative and Wellness motives. Competitive-competitive motives and emotional motive (getting pleasure from physical activity) are not dominant, but are inherent only for students of the main health group.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ оценки мотивации к занятиям физической культурой студентов со сколиозом и студентов основной группы здоровья»

Сравнительный анализ оценки мотивации к занятиям физической культурой студентов со сколиозом и студентов основной группы здоровья

Аношина Татьяна Васильевна,

старший преподаватель, кафедры физической культуры, ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» E-mail: tupik-3@yandex.ru

Шаренкова Людмила Анатольевна,

кандидат биологических наук, доцент кафедры физической культуры и медицинской реабилитации, ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» E-mail: ludmila.voyz@yandex.ru

Мищенко Ирина Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедры физической культуры, ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» E-mail: i.mischenko2011@yandex.ru

Репицкая Маргарита Николаевна,

кандидат биологических наук, доцент кафедры физической культуры и медицинской реабилитации, ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» E-mail: margarita.repitskaya@yandex.ru

Смолина Виктория Сергеевна,

кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены и экологии, ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» E-mail: smol.ros@yandex.ru

Вопрос сохранения и укрепления здоровья молодёжи является одной из основной проблемой современного общества. Современный уровень научно-технического развития является основной причиной малоподвижного образа жизни людей и студенчества, в том числе. Такой образ жизни ведёт к нарушению осанки, а, как известно, правильная осанка является залогом крепкого здоровья. Сложным и достаточно трудным педагогическим процессом является формирование заинтересованности в занятиях физической культурой у студентов. Множество факторов влияют на формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом. Это утверждение актуально и для студентов со сколиозом, так как для них необходимо не только создать оптимальный двигательный режим, но и сформировать потребность в систематической самостоятельной двигательной активности. В результате сравнительного анализа выяснили, что доминирующими мотивами для студентов со сколиозом и студентов основной группы здоровья являются: административные и оздоровительные мотивы. Соревновательно-конкурентные мотивы и эмоциональный мотив (получение удовольствия от физической активности) не являются доминирующими, но присущи только для студентов основной группы здоровья.

Ключевые слова: студенты, мотивация, физическая культура, сколиоз, основная группа здоровья.

Здоровье - одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Действительность сегодняшнего дня заключается в преобладании студенческой молодежи с низким уровнем здоровья и двигательной активности.

В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья молодого поколения является важнейшей проблемой современного общества. Гиподинамия стала неотъемлемой составляющей современного человека в связи с прогрессом науки и техники, ведущей к урбанизации и комфортной составляющей жизни. Это приводит к серьезным нарушениям осанки, а данное, в свою очередь, влечет к росту различных заболеваний позвоночника, негативной работе внутренних органов и систем.

Проведенными исследованиями различных специалистов в области медицины было выявлено, что наблюдается прямая связь между осанкой и здоровьем человека, ведь оптимальное положение тела человека при выполнении различных двигательных действий способствует сохранению и укреплению соматического здоровья. С каждым годом выявляют большее количество случаев искривления позвоночника во фронтальной плоскости (сколиоза) среди студентов первокурсников. Это является следствием воздействия, в первую очередь, долгого нахождения в сидячем положении.

Деформация осанки - это не просто физический дефект, а серьезное нарушение функциональности организма. Отмечено, что особенно пристальное внимание к своему привычному положению тела необходимо уделять девушкам, так как функциональные нарушения осанки могут привести к серьезным проблемам во время беременности и родов. Поэтому систематическая профилактика и контроль состояния позвоночника является залогом будущего без физических проблем.

Одной из главных задач процесса физического воспитания в вузе - это формирование сознательного отношения студентов к своему здоровью, развитие потребности в систематической двигательной активности и воспитание морально-волевых качеств. Гуманизация образовательной сферы «физическая культура», обращение к мотивационно-потребностной сфере физического воспитания и самооздоровления позволяют значительно увеличить двигательные возможности студентов, сформировать устойчивые интересы к физическому самосовершенствованию и сохранению здоровья [2,3,9].

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Формирование заинтересованности в занятиях физической культурой у студентов - это сложный и трудный процесс. Физкультурная деятельность студента - это целенаправленная и внутренне мотивированная деятельность по самосовершенствованию. Основным компонентом любой деятельности является мотивационно-потребностная сфера личности. Мотивы являются основной движущей силой любых действий и поступков человека. Выявлено, что высокая позитивная мотивация может сыграть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей. Мотивация учебно-физкультурной деятельности вытекает из потребностей, которые можно разделить на три группы условно: это потребность в движении, оздоровлении и в спортивной деятельности. Одним из способов формирования мотивации является учёт и изучение взаимодействия личностных и ситуационных факторов.

К основным факторам, способствующим формированию мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом относят:

- личностные характеристики преподавателя, а также его профессиональные возможности;

- наличие современной спортивной базы, отвечающей всем требованиям СанПин, а также обладание качественным разнообразным инвентарем и оборудованием;

- реализация образовательных программ по различным видам спорта (не только общепринятым, но и современным «молодежным», таким как чирлидинг, фитнес-аэробика, брейкинг, атлетические виды гимнастики и др.), которые соответствуют требованиям и увлечениям студентов.

Позитивный интерес к занятиям физической культурой формируется в результате внутренней мотивации, возникающей при совпадении мотивов и целей занимающегося [4,5,6,8].

Физическое воспитание, реализуемое в процессе обучения в вузе, ставит перед собой основную цель- содействие формированию физической культуры личности для сохранения и укрепления соматического здоровья, а также целостной подготовки к будущей профессиональной деятельности. Также, как и в общеобразовательной школе, в вузах юноши и девушки, имеющие отклонения в здоровье, занимаются физической культурой по специальной программе, способствующей, наряду с образовательной задачей, решаемой учебно-педагогическими планами, решать вопрос физического оздоровления. Одним из способов оптимизации мотивационной сферы к систематической физической активности может выступать повышение образованности студентов в практических вопросах использования всего арсенала физической культуры для поддержания здоровья. Для 5 студентов, имеющих сколиоз, необходимо не толь-§ ко создать оптимальный двигательный режим за счет занятий, проводимых преподавателями ву-еЗ зов, но и сформировать у них потребность в само-Ц стоятельной двигательной активности [1,4,7].

С целью определения более точной оценки мотивации к занятиям физической культурой студентов со сколиозом и студентов основной группы здоровья, мы провели анкетирование студентов САФУ. Несмотря на сложность мотивационной сферы студентов, наиболее значимые мотивы (побуждения к деятельности) ими осознаются и могут быть выявлены методом анонимного анкетирования. Было проанкетировано 57 респондентов, из них 20 студентов со сколиозом и 37 основной группы здоровья.

Анкета состояла из 7 вопросов с возможностью выбора ответа.

На вопрос занятия по физической культуре Вы посещаете потому, что занятия по физической культуре стоят в расписании и надо получать зачёт, положительно ответили 35% студентов со сколиозом и 38% основной группы здоровья. А на вопрос занятия по физической культуре Вы посещаете с удовольствием и надо получать зачёт, положительно ответили 60% студентов со сколиозом и 54% студентов основной группы. Доминирующими мотивами посещения занятий являются: личность преподавателя (положительно ответили 55% студентов со сколиозом и 80% студентов основной группы) и разнообразие физических упражнений и комплексов упражнений на занятиях физической культурой (55% и 57% соответственно). На вопрос влияет ли отсутствие хорошей материальной базы на посещение занятий по физической культуре,- «нет» ответили 40% студентов со сколиозом и 35% студентов основной группы здоровья. «Да» ответили 30% и 38% соответственно. Полученные результаты свидетельствуют о положительном отношении студентов к данной дисциплине в вузе.

На вопрос посещаете ли Вы спортивные секции, положительно ответили 15% студентов со сколиозом и 41% студентов основной группы. Основным мотивом для посещения спортивных секций для студентов со сколиозом является формирование и поддержание здорового образа жизни, и улучшение внешнего вида, коррекция «проблемных зон» (15%). Менее значимыми мотивами для них являются коммуникативный (5%) и эмоциональный (снятие умственного и эмоционального напряжения, профилактика стрессов) 10%. Для студентов основной группы здоровья основным мотивом для посещения спортивных секций также является формирование и поддержание здорового образа жизни и улучшение внешнего вида, коррекция «проблемных зон» (30%), укрепление здоровья и профилактика заболеваний (27%). Менее значимыми мотивами являются: стремление улучшить собственные спортивные достижения в сравнении с достижениями товарищей (16%) и снятие умственного и эмоционального напряжения, профилактика стрессов (19%). На вопрос влияет ли наличие красивой спортивной формы (одежды, кроссовок) на посещение занятий по физической культуре, положительно ответили 15% и отрицательно ответили 80% студентов

со сколиозом. Из основной группы здоровья «да» ответили 27% и «нет» 68% студентов. Как видно из ответа, наличие хорошей спортивной одежды более актуально для студентов основной группы здоровья. И на вопрос, что, по Вашему мнению, более всего мотивирует посещение занятий физической культурой - 65% студентов со сколиозом ответили - это укрепление здоровья и профилактика заболеваний. Менее значимыми мотивами для посещения занятий физической культурой для них являются: повышение уровня физической подготовки для предстоящей трудовой деятельности (15%), снятие умственного и эмоционального напряжения (10%). Для студентов основной группы здоровья наиболее значимыми мотивами для посещения занятий по физической культуре являются: укрепление здоровья и профилактика заболеваний (36%), а также улучшение внешнего вида (34%). Менее значимыми мотивами являются: получение удовольствия от физической активности (15%), снятие умственного и эмоционального напряжения (10%).

Основные мотивы посещения занятий по физической культуре (рис. 1, 2).

Основная группа здоровья

укрепление здоровья улучшение внешнего вида

получение удовольствия от физической активности другие варианты

Рис. 1

Лечебная группа здоровья (сколиоз)

■ укрепление здоровья

■ повышение уровня физической подготовки для предстоящей трудовой деятельности

■ снятие умственного и эмоционального напряжения

■ другие варианты

Рис. 2

Подводя итоги анкетного опроса, было выявлено, что административные мотивы (получение положительной оценки и избегание потенциальных конфликтов с преподавателями), оздорови-

тельные мотивы (ведение здорового образа жизни, профилактика заболеваний), являются доминирующими, как для студентов со сколиозом, так и для студентов основной группы здоровья. Эстетические мотивы (оптимизация состава веса тела, улучшение внешнего вида, коррекция «проблемных зон») также входят в число доминирующих, но в большей степени для студентов основной группы здоровья (15 и 30% соответственно). Соревновательно-конкурентные мотивы (стремление улучшить собственные спортивные достижения в сравнении с достижениями товарищей) и эмоциональный мотив (получение удовольствия от физической активности) не являются доминирующими, но присущи только для студентов основной группы здоровья. Коммуникативные мотивы (взаимоотношения со сверстниками на основе общей физкультурно-спортивной деятельности) и эмоциональные мотивы (снятие умственного и эмоционального напряжения, профилактика стрессов) являются менее значимыми, как для студентов со сколиозом, так и для студентов основной группы здоровья.

Литература

1. Аношина Т.В., Мищенко И.В., Шаренкова Л.А., Гернет И.Н., и др. Комплексный подход при организации процесса физического воспитания студентов со сколиозом. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 11 (153). С. 18-23.

2. Беляничева В.В. Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов /

B.В. Беляничева, Н.В. Грачева // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики / сб. науч. ст. Вып. 2. Саратов: Наука, 2009. 6 с.

3. Веденина О.А. Организация самостоятельных занятий студентов физической культурой в период сессии /Акмеология профессионального образования. Материалы 13-й Всероссийской научно-практической конференции 2016.

C. 229.

4. Власова Т.С., Сунгатуллин Р.И., Закиро-ва Н.М. Особенности физического воспитания студентов, имеющих отклонения в здоровье. Проблемы мотивации физкультурной активности студентов в вузе // Молодой ученый. -2015. - № 5. - С. 441-443. -URL https://moluch. ru/archive/85/16031/.

5. Касаткин, А.А. Структура мотивации оздоровительной деятельности студентов Поволжской академии государственной службы [Текст] /

A.А. Касаткин, О.В. Якубовская, В.Р. Разви-на // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: матер. Межд. конф. - М: МГУ, 2002. - Ч. II. - С. 117-120.

6. Макаренко В.К. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом /

B.К. Макаренко// Известия Пензенского госу-

сэ о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

дарственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2008. № 10. С. 140-144.

7. Матвеева Т.В. Комплексная методика физического воспитания студентов специальной медицинской группы со сколиозом./ дис... канд. пед. наук. - Тула,- 2011. - ГОУ ВПО «Тульский государственный университет»,- 152 с.

8. Ревтова О.А. Исследование мотивации студентов к занятиям физической культурой // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. статей по материалам XXII международная студенческая научно-практическая конференция № 11(22). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/11(22).pdf.

9. Пятков В.В. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре: на материале педвузов: дис. канд. пед. наук. - Сургут, 1999. - 184 с.

10. Ханевская Г.В. Проблема популяризации физической культуры среди детей и молодежи / Сборник статей Международной научно-практической конференции 2016. С. 119-121.

11. Шаренкова Л.А., Мищенко И.В., Репиц-кая М.Н., Голубина О.А К вопросу о здоровом образе жизни студенчества. Интернет-журнал «Мир науки», 2018, № 3. https://mir-nauki.com/ 77pdmn318.html.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE ASSESSMENT OF MOTIVATION FOR PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS WITH SCOLIOSIS AND STUDENTS OF THE MAIN HEALTH GROUP

Anoshina T.V., Sharenkova L.A., Mischenko I.V., Repytskaya M.N., Smolina V.S.

Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, FGBOU VPO "Northern state medical University"

The problem of preserving and improving the health of young people is one of the main problems of modern society. The current level of scientific and technical development is the main reason for the sedentary lifestyle of people and students, including. This lifestyle leads to a violation of posture, and, as you know, correct posture is the key to good health. The formation of interest in physical education among students is a complex and difficult process. Many factors influence the formation of students' motivation to engage in physical culture and sports. For students with scoliosis, it is especially important not only to create an optimal motor mode, but also to form their need for independent physical exercises. As a result of comparative analysis, it was found that the dominant motives for students with scoliosis and students of the main health group are: administrative

and Wellness motives. Competitive-competitive motives and emotional motive (getting pleasure from physical activity) are not dominant, but are inherent only for students of the main health group.

Keywords: students, motivation, physical culture, scoliosis, main health group.

References

1. Anoshina T. V., Mishchenko I.V., Sharenkova L.A., Gernet I.N., and others. A comprehensive approach to organizing the process of physical education of students with scoliosis. Scientific notes of the p. F. Lesgaft University. 2017. no. 11 (153). Pp. 18-23.

2. Belyanicheva V.V. Formation of motivation of physical culture classes for students / V.V. Belyanicheva, N.V. Gracheva / / Physical culture and sport: integration of science and practice / SB. 2. Saratov: Nauka, 2009, 6 p.

3. Vedenina O.A. Organization of independent classes of students in physical culture during the session / Acmeology of professional education. Materials of the 13th all-Russian scientific and practical conference 2016. P. 229.

4. Vlasova T. S., Sungatullin R.I., Zakirova N.M. Features of physical education of students who have deviations in health. Problems of motivation of physical activity of students at the University // Young scientist. - 2015. - no. 5. - P. 441-443. - URL https://moluch.ru/archive/85/16031/.

5. Kasatkin, A.A. Structure of motivation of health-improving activity of students of the Volga region Academy of public service [Text] / A.A. Kasatkin, O.V. Yakubovskaya, V.R. Razvina // Organization and methodology of educational process, physical culture and sports work: mater. International Conf. - M: MSU, 2002. - CH. II. - P. 117-120.

6. Makarenko V.K. Formation of motivation for physical culture and sports / V.K. Makarenko// Izvestiya Penza state pedagogical University named after V.G. Belinsky. 2008. no. 10. Pp. 140-144.

7. Matveeva T.V. Complex method of physical education of students of a special medical group with scoliosis./ dis... kand. PED. Sciences. - Tula, 2011. - Tula state University, 152 p.

8. Revtova O.A. Research of students ' motivation to physical culture classes // Scientific community of students: Interdisciplinary research: collection of articles based on the materials of the XXII international student scientific and practical conference No. 11 (22). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/11(22).pdf.

9. Pyatkov, V. V., Formation of motivational-value attitude of students to physical culture: on materials of teacher training universities: dis. Cand. PED. Sciences. Surgut, 1999, 184 p.

10. Khanevskaya G.V. The Problem of popularization of physical culture among children and youth / Collection of articles of the International scientific and practical conference 2016. Pp. 119121.

11. Sharenkova L. A., Mishchenko I.V., Repitskaya M.N., Golu-bina O.A. On the question of healthy lifestyle of students. Mir nauki online magazine, 2018, no. 3. https://mir-nauki.com/ 77pdmn318.html.

о с

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.