Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВУЗЕ. ЧТО ЭТО?'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВУЗЕ. ЧТО ЭТО? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
908
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КОНТАКТНАЯ РАБОТА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / СТИМУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агеевец Андрей Владимирович, Ефимов-Комаров Валерий Юрьевич, Ефимова-Комарова Людмила Борисовна, Куликов Михаил Львович, Пучкова Мария Викторовна

В статье проводится сравнительный анализ развития физической культуры вуза в единстве всех её форм и вариантов реализации практической выборной дисциплины «Физическая культура» в системе высшего образования России. Указаны наиболее часто встречающиеся в процессе реализации ошибки и пути их исправления. Актуальность работы заключается в возможности использовании спорта, как средства физической культуры в современном образовательном процессе. Необходимости формирования и задействования в процессе физического воспитания новых структур вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агеевец Андрей Владимирович, Ефимов-Комаров Валерий Юрьевич, Ефимова-Комарова Людмила Борисовна, Куликов Михаил Львович, Пучкова Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AT THE UNIVERSITY. WHAT IS IT?

The article provides a comparative analysis of the development of physical culture of a university in the unity of all its forms and options for the implementation of the practical elective discipline "Physical culture" in the system of higher education in Russia. The most frequently encountered errors in the implementation process and the ways of their correction are indicated. The relevance of the work lies in the possibility of using sports as a means of physical culture in the modern educational process. The need for the formation and involvement of new structures of the university in the process of physical education.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВУЗЕ. ЧТО ЭТО?»

REFERENCES

4. Serikov, V.V. (1994), "Personality-oriented education", Pedagogy, No. 5, pp. 6-21.

5. Vikhruk, T.I., Pashuta, V.L. and Arzhakov V.V. (2014), "Medico-pedagogical substantiation of an individual-typological approach in organizing physical training classes for cadets", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No 2, pp. 36-40.

6. 4. Pashuta, V.L. and Nikolskaya, A.S. (2017), "Psychological and pedagogical support of athletes as a factor in overcoming stress in the conditions of sports activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 149, No 7, pp. 236-240.

Контактная информация: curling@ya.ru

Статья поступила в редакцию 03.03.2021

УДК 796.011.3

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВУЗЕ. ЧТО ЭТО?

Андрей Владимирович Агеевец, кандидат педагогических наук, профессор Санкт-Петербургский юридический институт (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации; Валерий Юрьевич Ефимов-Комаров, доцент, Северо-западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Людмила Борисовна Ефимова-Комарова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения; Михаил Львович Куликов, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский Университет МВД России; Мария Викторовна Пучкова, старший преподаватель, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации

Аннотация

В статье проводится сравнительный анализ развития физической культуры вуза в единстве всех её форм и вариантов реализации практической выборной дисциплины «Физическая культура» в системе высшего образования России. Указаны наиболее часто встречающиеся в процессе реализации ошибки и пути их исправления. Актуальность работы заключается в возможности использовании спорта, как средства физической культуры в современном образовательном процессе. Необходимости формирования и задействования в процессе физического воспитания новых структур вуза.

Ключевые слова: физическая корпоративная культура, контактная работа, физическое воспитание, самостоятельная работа, критерии оценки, стимулирование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p11-18

PHYSICAL CULTURE AT THE UNIVERSITY. WHAT IS IT?

Andrey Vladimirovich Ageevets, the candidate of pedagogical sciences, Professor, St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation; Valery Yuryevich Efimov-Komarov, the senior lecturer, North-West Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation; Lyudmila Borisovna Efimova-Komarova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation; Mikhail Lvovich Kulikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Maria Viktorovna Puchko-va, the senior teacher, St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation

Abstract

The article provides a comparative analysis of the development of physical culture of a university in the unity of all its forms and options for the implementation of the practical elective discipline "Physical

culture" in the system of higher education in Russia. The most frequently encountered errors in the implementation process and the ways of their correction are indicated. The relevance of the work lies in the possibility of using sports as a means of physical culture in the modern educational process. The need for the formation and involvement of new structures of the university in the process of physical education.

Keywords: physical corporate culture, contact work, physical education, independent work, assessment criteria, stimulation.

Физическая культура общества представляет собой сложное социально-культурное явление, не ограниченное решением одних только задач физического развития человека, а выполняющее социальные заказы общества по формированию общественного сознания, проявляющегося в сферах воспитания, образования, политики, экономики, защиты Родины и т.д. Физическая культура является частью общей культуры человека и общества. Это одновременно специально направленный процесс физического совершенствования людей и результат человеческой деятельности по формированию физической готовности к социальной и профессиональной деятельности [1, 2]. Материальными компонентами этого процесса являются результаты воздействия на биологическую сторону человека (развитие психофизических качеств, двигательных возможностей, укрепление и поддержание высокого уровня здоровья), а также развитие материальной базы для занятий физическими упражнениями. Интеллектуальные и духовные компоненты проявляются в результатах формирования знаний о закономерностях развития физической культуры человека и общества, в теоретическом обосновании и постоянном мониторинге развития целей, задач, методов всех видов современной физической культуры и процесса физического воспитания. Одним из методов достижения целей физической культуры является физическое воспитание, в ходе которого должно происходить формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями в интересах всесторонней и гармонично развитой личности. Наиболее благоприятной средой для этого является система образования России. Предлагаем более конкретно рассмотреть систему высшего образования, как полигон использования вариантов и способов формирования физической культуры личности в единстве образовательного процесса по физической культуре, спортивной и туристической работы, с молодежной политикой вуза и включением здорового образа жизни, как главного атрибута корпоративной культуры.

Перемены в системе высшего образования, безусловно, находят свое отражение в разнообразном, иногда не предсказуемом, процессе реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту. Понимание насколько они эффективны возможно только при условии единства в понимании целей и задач дисциплин образовательного процесса по данному направлению, их месту в образовательном процессе и значению физической культуры в развитии личности человека и общества в целом. Руководство страны, объективно воспринимает роль физической культуры, как средства развития нации в широком плане, проявляющееся в улучшении здоровья россиян, демографической обстановке, способствующее повышению экономических параметров, в том числе безопасности страны и общей культуры населения. Подтверждением чему являются положения Конституции России, ряда Федеральных законов, Постановлений Правительства, Указов Президента, приказов отдельных Министерств и ведомств, разработанные на перспективу стратегии развития физической культуры и спорта, стратегии молодежной политики. В большинстве своем все руководящие документы взаимосвязаны, имеют утвердившуюся иерархию, определенные цели и задачи для всех участников процесса, которые постоянно на слуху и регулярно озвучиваются в средствах массовой информации. В основе глобальной цели физической культуры провозглашён здоровый образ жизни населения на базе массового привлечения всех категорий граждан страны к осознанным и регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом для укрепления здоровья и физической подготовленности к профессиональной и социальной деятельности. Средствами физической культуры для выполнения этой цели могут являться: учебные занятия по физической

культуре, спорт, физическая рекреация, различные системы физических упражнений, физическая реабилитация, лечебная физическая культура, профессионально-прикладная физическая подготовка и т.д. Рассмотрим возможный порядок работы вуза по основным направлениям.

Министерство образования и науки, понимая значимость физической культуры, оставило дисциплины (модули) по физической культуре и спорту в системе высшего образования, основываясь на концепции преемственности дошкольного, школьного, средне-специального и высшего образования. Свидетельством этого является включение физической культуры, как образовательной дисциплины во все федеральные образовательные стандарты (ФГОС), а также одними из обязательных требований при аккредитации вуза являются: наличие материальной базы для занятий физическими упражнениями и обязательное медицинское сопровождение занятий спортом. В 2009 г. было принято педагогически оправданное решение о введении во все общеобразовательные программы высшего образования двух дисциплин по физической культуре. Одна из них позиционировалась как дисциплина по основам теории и методике физической культуры, а другая носила исключительно практический характер. Название теоретической дисциплины «Физическая культура» и ей отводилось 2 зачетных единицы (72 академических часа) базового блока образовательных программ с обязательным занесением итогов обучения в диплом. Учебный объем практической дисциплины составил 328 академических часов, не переводящихся в зачетные единицы. Сведения о результатах обучения по дисциплине не заносятся в диплом. В ходе развития федеральных образовательных стандартов высшего образования образовательным организациям было дано право самостоятельного решения о путях и способах реализации этих дисциплин, а также принято решение о не включении часов, отведенных на практическую дисциплину в объемы учебных программ бакалавриата и специалитета. Практическую дисциплину предложено реализовывать либо традиционными учебными занятиями по физической культуре, либо занятиями по предложенным видам спорта или системам физических упражнений. Эта дисциплина отнесена также к базовому блоку, но дисциплин по выбору. Название дисциплины зависит от выбранной системы занятий. Все эти положения ФГОС ВО разработаны, для того чтобы облегчить образовательным организациям планирование самой трудоемкой дисциплины образовательного процесса с соблюдением требования о регулярности занятий на протяжении всего периода обучения, дать возможность выбора обучающимся заниматься любимым и доступным по уровню здоровья и физической подготовленности видом спорта, возможности развития ими индивидуально привлекательных физических качеств для формирования, определенных рабочей программой дисциплины, компетенций.

Таким образом мы видим, что цели и задачи для дисциплин по физической культуре и спорту определены, взаимосвязь дисциплин очевидна. Образовательным организациям осталось только выбрать средства для их реализации, которые должны соответствовать действующему образовательному стандарту и действующему Приказу Министерства образования и науки РФ от 05.04.2017 №301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

Дисциплина «Физическая культура» является теоретической составляющей образовательного процесса этого направления его интеллектуальным и духовным компонентом и носит опережающий характер по отношению к практической дисциплине. Её реализация может проводиться как в контактной форме в виде лекций, занятий семинарского типа (семинаров и методических практических занятий), так и в системе дистанционного электронного обучения. Основой современной системы высшего образования является возможность студента самостоятельно выбирать средства и формы получения знаний.

В Европейской системе образования установленная норма контактной работы преподавателя со студентом не более 30% от объема программы, в Российской системе -рекомендованный объем такой работы составляет 40%. Это значит, что каждый студент может определиться на каких занятиях необходимо его присутствие, а какие он может пропустить и изучить материал самостоятельно. При этом никто не снимает с него ответственности за обязательное выполнение тестов, заданий, контрольных и других работ, предусмотренных рабочей программой дисциплины. Наиболее оптимальным решением по реализации дисциплины «Физическая культура» в заочной и очно-заочной формах обучения является дистанционное обучение. Для очной формы обучения возможна контактная работа на лекциях и семинарских занятиях, синхронный вариант дистанционного обучения или сочетание контактной работы с частично асинхронным. Недопустимым является реализация этой дисциплины высшего образования уходом от теоретического и методического материала. Именно они являются методологической базой для практических занятий физическими упражнениями или видами спорта и несут в себе знания о ценностях физической культуры, о целях и формах физического воспитания.

В Европейской системе высшего образования дисциплины по физической культуре не предусмотрены вообще, но обязанность обучающихся заниматься избранными по их желанию видами спорта присутствует, зафиксирована и учитывается в их рейтинге по. Такая система успешно работает при наличии хороших спортивных баз, квалифицированного и мотивированного по результатам своего труда тренерского состава. Рассмотрим отечественные варианты организации практических занятий в вузах.

Вариант 1. Самая распространенная система организации занятий по практической дисциплине «Физическая культура» - «по старинке». Некоторые вузы, не учитывая изменений условий жизни, динамики развития общества и системы образования, не утруждая себя какими-либо изменениями в организации учебных практических занятий, проводят занятия в рамках учебного расписания по рабочим программам дисциплин, как это было ещё в прошлом веке. За основу оценивания успешности освоения материала дисциплины берут результаты сдачи практических нормативов. Такая система имеет право быть, но отстает от современных требований в первую очередь своей принудительностью и невозможностью заниматься выбранным видом спорта, а, следовательно, развивать индивидуально привлекательные физические качества. Принудительные занятия физическими упражнениями не могут нести правильного физического воспитания личности.

Вариант 2. Очевидно, взяв за основу Европейскую систему в ряде вузов России учебные часы, отведенные на практические занятия по физической культуре и спорту поспешили перевести частично или полностью в разряд самостоятельной работы, при этом сделав опору на то, что при реализации дисциплин по физической культуре и спорту возможна образовательная деятельность в форме контактной работы в виде занятий семинарского типа (семинары, практические занятия, лабораторные занятия) в форме самостоятельной работы обучающихся и индивидуальной работы обучающихся с педагогическими работниками [3]. Зачетными требованиями промежуточной аттестации определены тесты по физической подготовленности. Такой реализации дисциплин косвенно способствовали высказывания некоторых министров на научно-практических конференциях, посвященных инновациям образовательного процесса по физической культуре о возможности перенесения учебных занятий физической культурой в частные фитнес центры. Затем вступило в силу положение о частичном возврате подоходного налога людям, занимающимся в фитнес центрах, а также положение ФГОС ВО 3++ о возможности образовательным организациям принятия самостоятельных решений по порядку реализации дисциплин. Все эти мероприятия в какой-то мере подтолкнули образовательные организации, не имеющие достаточных баз для занятий спортом к фактическому уходу от учебных занятий к самостоятельным занятиям спортом. Очевидно, что такой путь не приемлем, т.к. полностью отсутствует возможность физического воспитания студента и

сама образовательная составляющая дисциплины.

Вариант 3. Большинство вузов страны стали переходить в рамках выборной дисциплины образовательных программ к занятиям видами спорта, традиционно практикующимися в образовательных организациях. Занятиями в рамках работы спортивных секций. Зачетными требованиями по освоению учебного материала являются тесты спортивно-технической подготовки в избранном виде спорта, посещаемость учебных занятий, участие в соревнованиях или их организации. Такая система реализации практической дисциплины по видам спорта интересна обучающимся, наиболее приемлема в современной системе образования. «Контактная работа обучающихся с преподавателем может быть, как аудиторной, так и вне аудиторной» [3].

Преподаватель подбирается, как правило, исходя из своей спортивной специализации, а значит дает материал более квалифицированно и заинтересованно и может строить свою работу исходя из уровня и возможностей обучающегося контингента. При наличии спортивного клуба вуза, такой преподаватель может дополнительно выполнять обязанности тренера. При этом он может самостоятельно отбирать кандидатов в сборные команды вуза, т.к. владеет реальной информацией о спортивной квалификации обучающихся. При такой системе значительно увеличивается число студентов, занимающихся спортом. Для качественной организации необходима современная материальная база и наличие профессорско-преподавательского состава, способного к тренерской деятельности.

Вариант 4. В основе лежит комплексный подход к образовательному процессу. На младших курсах студенты занимаются практическими занятиями в рамках учебного расписания по некоторым видам спортивных игр, фитнеса, единоборств, циклических видов спорта. Два вида спорта в семестр. На старших курсах им предложены самостоятельные занятия избранным видом спорта из предложенных ранее, но уже в рамках расписания спортивных секций. Для проведения промежуточной аттестации на младших курсах предлагаются тесты по пройденному виду спорта (упражнения спортивно-технической подготовки (СТП) и по общефизической подготовке (ОФП). На старших курсах для сдачи зачета выносятся тесты СТП по избранному виду спорта и тесты профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). Реализация программы обучения в данном контексте «даст широкие возможности образовательному заведению проводить учебно-тренировочные занятия, как в рамках учебного расписания, так и во вне учебное время - в рамках секционной спортивной работы» [4].

Изюминкой такой реализации дисциплины является возможность много уровнево-го и постоянного воздействия преподавателя на обучающегося в процессе физического воспитания, обучения и спортивной работы. Для студента предоставляется возможность в ходе образовательного процесса на практике, исходя из ранее освоенного материала, продемонстрировать свою компетентность в умении самостоятельного использования средств физической культуры для развития профессионально-значимых физических качеств, определенных кафедрой физической культуры.

Физическая культура, как дисциплина образовательного процесса, находится в тесной связи со спортивной и туристической работой, которая все больше проникает в эту сферу деятельности, порой частично замещая её. Такое соединение преподавательской и тренерской деятельности необходимый атрибут современной системы обучения» [5]. На это нацелены задачи, определенные «Методическими рекомендациями по развитию студенческого спорта», утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством спорта Российской Федерации от 29 июня 2016 г.

Необходимо создавать такие условия для практических занятий спортом или системами физических упражнений, в которой превалирующим фактором было желание студента к систематическим занятиям. Отношению к этим занятиям, как к хобби. Такое отношение формируется не только грамотным построением учебного процесса и спортивной работы, но и полноценными мероприятиями по внедрению физической культуры,

как основного показателя корпоративной культуры всего вуза. Для этого необходимо разумное взаимодействие штатных и общественных структур вуза с взаимосвязанным распределением функций и сфер ответственности. Необходима новая структура образовательной организации, начиная от введения должности проректора по вопросам спорта и молодежной политики, до создания спортивного актива студентов, сотрудников, профессорско-преподавательского состава. В такой структуре большая роль должна отводиться студенческому самоуправлению. А руководство организацией такой работы возлагаться на кафедру физической культуры, управления по спорту, воспитательной работе.

Немаловажным направлением стимулирования такой работы должна стать система публичных поощрений, как студентов, так и постоянного состава за успехи в спорте, ведению здорового образа жизни, работе по физическому воспитанию, сдаче норм ГТО, выполнению спортивных разрядов, присвоению спортивных званий и категорий, регулярной пропаганде спортивных достижений, научной работе по физической культуре, организации мероприятий спортивной направленности. Критерии оценки такой работы важны не только для кафедры физической культуры, но и каждого участника этого процесса. Обязательным элементом такой работы должна быть систематичность и публичность. При проведении соревнований внутри вуза необходимо присутствие и активное участие болельщиков на этих мероприятиях, чтобы популяризировать и стимулировать спортсменов. В активную поддержку спортсменов могут включаться болельщики групп поддержки, сформированные на каждом факультете группы чар-лидеров.

Еще один важный этап становления физической культуры вуза в виде физической рекреации имеет под собой огромнейший потенциал по привлечению к занятиям спортом всех членов вузовского сообщества. Её особенностью является, что активная физическая нагрузка участников проходит на фоне радости от общения, движения, доступности участия в различных соревнованиях, конкурсах на базе активного отдыха легкой и непринуждённой обстановки. Эти мероприятия должны быть включены в план спортивной работы. Необходимо регулярное проведение совместных мероприятий спортивного типа, оздоровительной, рекреационной и туристической направленности студентов с сотрудниками и преподавателями. Такие мероприятия раскрывают людей с новых сторон, способствуют росту авторитета и взаимопонимания и являются одним из критериев сформиро-ванности корпоративной культуры.

Одним из разделов специальной физической подготовки на базе общефизической подготовки является профессионально-прикладная физическая подготовка. В вузе она может проходить на учебных занятиях, на спортивных тренировках, спортивных мероприятиях массовой направленности, занятиях рекреационной физической культурой, разработкой и проведением упражнений утренней гигиенической гимнастики, физкультурных разминок в ходе рабочего дня. Кафедры физической культуры разрабатывают такие программы, а их реализация, кроме учебных занятий, возлагается на спортивный актив.

Успешность всех перечисленных мероприятий по спорту и другим видам физической культуры должна быть обеспечена в полном объеме материальной базой. В настоящий момент одним из обязательных требований при аккредитации вуза - это наличие материальной базы для занятий физическими упражнениями, отвечающих СанПиН 1567-76 «Санитарные правила устройства и содержания мест занятий по физической культуре и спорту» с необходимой, обеспечивающей для вуза пропускной способностью. Однако, в последнем положении о порядке прохождения вузами аккредитации в 2019г. отменено обязательное наличие плоскостных спортивных сооружений. К сожалению, даже без этого критерия многие образовательные организации не обеспечены достаточными спортивными базами и из-за этого, в том числе, некачественно, несвоевременно и не в полном объеме решаются задачи организации учебной работы дисциплин по физической культуре и спорту, физического воспитания и рекреации, спортивной и туристической работы, профессионально-прикладной физической подготовки.

Таким образом физическая культура в образовательной организации высшего образования проявляет себя своим многообразием форм и видов. Это часть общей культуры, она включает в себя спорт, в различных его видах, физическую рекреацию и реабилитацию, две дисциплины по физической культуре и спорту, процесс физического воспитания и часть корпоративной культуры, профессионально прикладную физическую подготовку. Успешность всего спектра деятельности по физической культуре в вузе определяется необходимостью задействования в её формировании большого количества людей, создания и привлечения для этого новых штатных и общественных структур, обеспечения материальной базы по спорту, представлением медицинского сопровождения занятий спортом и физическими упражнениями, созданием рейтинговой стимулирующей системы занимающихся, обязательным включением физической культуры, как вектора молодежной политики в корпоративную культуру организации. Физическая культура, как дисциплина образовательного процесса подразумевает под собой не только передачу знаний, но полноценное физическое воспитание. Такое воспитание может быть сформировано только при комплексном развитии всех видов физической культуры, совместном планировании мероприятий спортивного физкультурно-оздоровительного характера при задействовании специалистов разного профиля, создании спортивного актива. Качественно новой организации физической культуры и спорта, в том числе в вузах, может способствовать создание единого документа, регулирующего организацию физического воспитания в образовательных организациях с учетом требований различных министерств и ведомств, задействованных в этом многогранном процессе. Министр спорта Олег Матыцын указал на необходимость построения полноценной законодательной базы при создании стратегии физической культуры и спорта - 2030: «Сегодня в спортивной отрасли задействовано очень много субъектов: Министерство спорта, Олимпийский комитет, Всероссийские и региональные федерации. Создание системы наиболее оптимального управления в отрасли - один из наших приоритетов». Эти слова, как никогда актуально подходят для создания качественно новой организации физической культуры и спорта в вузах России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Компетентностная направленность реализации двух дисциплин по физической культуре и спорту в рамках новых ФГОС ВО / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, М.В. Пучкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. -№ 2 (144). - C. 9-14.

2. Морозова Л.В. Физическая культура и спорт: учебное пособие / Л.В., Морозова В.Ю. Ефимов-Комаров. - Санкт-Петербург : ИПЦ СЗИУ РАНХ и ГС, 2018. - 204 с.

3. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры : приказ Министерства образования и науки РФ от 05.04.2017 № 301 // ГАРАЕТ.РУ : [Информационно-правовой портал]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71621568/ (дата обращения: 01.01.2021).

4. Ефимов-Комаров В.Ю. Варианты моделирования деятельности кафедры физической культуры СЗАГС в современных условиях / В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, Л.А. Кирьянова // Материалы научно-практической конференции вузов государственной службы России, посвященные 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг./ ред. Н.В. Колесников, П. П. Смолев. - Санкт-Петербург : Изд-во СЗАГС, 2010. - С. 28-30.

5. Студенческий спорт и повышение качества образования дисциплин по физической культуре в контексте «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» / В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, Ю.В. Карпичева, П.К. Кузнецов // Научные труды Северо-западного института управления РАНХиГС. - 2018. - Т. 9., Выпуск 3(35). - С. 47-67.

REFERENCES

1. Ageevets, A.V., Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B. and Puchkova, M.V.

(2017), "Competence-based orientation of realization of two physical culture and sport disciplines within new federal state educational standards of the higher education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (144), pp. 9-14.

2. Morozova, LV. and Efimov-Komarov, V.Yu. (2018), Physical culture and sport: textbook, St. Petersburg.

3. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2017), "On approval of the procedure for organizing and implementing educational activities in educational programs of higher education - bachelor's programs, specialist programs, master's programs", Order of the dated 05.04.2017 No. 301, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71621568/ (date accessed: 01/01/2021).

4. Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B. and Kiryanova, L.A. (2010), "Variants of modeling the activity of the department of physical culture of SZAGS in modern conditions ", Materials of the scientific-practical conference of the universities of the public service of Russia, dedicated to the 65th anniversary of Victory in the Great Patriotic War of1941-1945. St. Petersburg, pp. 28-30.

5. Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B., Karpicheva, Yu.V. and Kuznetsov, P.K.

(2018), "Student sports and improving the quality of physical education disciplines in the context of the "Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2020"", Scientific works of the North-West Institute of Management RANEPA, volume 9. Issue 3 (35), pp. 47-67.

Контактная информация: ageevets59@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.03.2021

УДК 796.015.62

МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ЗА ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Анна Николаевна Аксенова, кандидат педагогических наук, доцент, Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, г. Новокузнецк, Александр Александрович Ильин, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Анатольевна Токмаше-ва, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники

Аннотация

В статье рассматривается вопрос снижения двигательной активности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции у студентов Кузбасского института ФСИН России и Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. Проведенный мониторинг в период с сентября 2019 г. по февраль 2021 г. показал планомерное снижение показателей физической подготовленности и физической работоспособности у студентов различных возрастных групп. Отрицательная динамика указывает о необходимости внедрения нетрадиционных форм двигательной активности, приемлемых в условиях сложившейся эпидемиологической обстановки.

Ключевые слова: двигательная активность, физическая подготовленность, физическая работоспособность, студенты, новая коронавирусная инфекция.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p18-22

MONITORING OF INDICATORS OF PHYSICAL FITNESS AND PHYSICAL PERFORMANCE OF STUDENTS DURING THE PERIOD OF DISTANCE

LEARNING

Anna Nikolaevna Aksenova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service, Novokuznetsk, Alexander Aleksandrovich Ilyin,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.