Научная статья на тему 'Проблемы и пути реализации выборных дисциплин по физической культуре и спорту в вузе'

Проблемы и пути реализации выборных дисциплин по физической культуре и спорту в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / КОНТАКТНАЯ РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ВЫБОРНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИН / ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / CURRICULUM / CONTACT WORK OF THE TEACHER / ELECTIVE DISCIPLINE / ORDER OF IMPLEMENTATION OF DISCIPLINES / FORMS OF EDUCATION / MEANS OF PHYSICAL CULTURE / CONTINUITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимов-Комаров Валерий Юрьевич, Ефимова-Комарова Людмила Борисовна, Лебедева Лариса Федоровна, Перельман Михаил Борисович

В статье проводится анализ возможных путей реализации выборных дисциплин по физической культуре и спорту в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++ и Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.04.2017 №301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». Указаны наиболее часто встречающиеся в процессе реализации дисциплин ошибки и пути их исправления. Новизна исследования заключается в анализе и возможностях различных способов реализации выборных дисциплин по физической культуре и спорту в вузах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефимов-Комаров Валерий Юрьевич, Ефимова-Комарова Людмила Борисовна, Лебедева Лариса Федоровна, Перельман Михаил Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and ways of realization of elective disciplines on physical culture and sports in higher education institution

The article analyzes the possible ways of implementing the elective disciplines in physical education and sports in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standards of Higher Education 3 ++ and Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 05.04.2017 No. 301 “On Approving the Procedure for Organization and Implementation of Educational Activities for Higher Education Educational Programs” undergraduate programs, specialty programs, master's programs. ” The most frequent mistakes in the process of disciplines implementation and ways of their correction are indicated. The novelty of the study lies in the analysis and the possibilities of various ways of implementing elective disciplines in physical education and sport in Russian universities.

Текст научной работы на тему «Проблемы и пути реализации выборных дисциплин по физической культуре и спорту в вузе»

УДК 796.011.3

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ВЫБОРНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ

Валерий Юрьевич Ефимов-Комаров, доцент, Северо-западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Санкт-Петербург; Людмила Борисовна Ефимова-Комарова, кандидат педагогических наук, доцент, Лариса Федоровна Лебедева, кандидат педагогических наук, доцент, Михаил Борисович Перельман, старший преподаватель Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

Аннотация

В статье проводится анализ возможных путей реализации выборных дисциплин по физической культуре и спорту в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++ и Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.04.2017 №301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». Указаны наиболее часто встречающиеся в процессе реализации дисциплин ошибки и пути их исправления. Новизна исследования заключается в анализе и возможностях различных способов реализации выборных дисциплин по физической культуре и спорту в вузах России.

Ключевые слова: учебная программа, контактная работа преподавателя, выборная дисциплина, порядок реализации дисциплин, формы образования, средства физической культуры, преемственность образования.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p125-131

PROBLEMS AND WAYS OF REALIZATION OF ELECTIVE DISCIPLINES ON PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Valery Yuryevich Efimov-Komarov, the senior lecturer, North-Western Institute of management of the Russian Academy of national economy and public service; Lyudmila Borisovna Efimova-Komarova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Larisa Fedorovna Lebedeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Mikhail Borisovich Perel-man, the senior teacher, Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation

Abstract

The article analyzes the possible ways of implementing the elective disciplines in physical education and sports in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standards of Higher Education 3 ++ and Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 05.04.2017 No. 301 "On Approving the Procedure for Organization and Implementation of Educational Activities for Higher Education Educational Programs" - undergraduate programs, specialty programs, master's programs. " The most frequent mistakes in the process of disciplines implementation and ways of their correction are indicated. The novelty of the study lies in the analysis and the possibilities of various ways of implementing elective disciplines in physical education and sport in Russian universities.

Keywords: curriculum, contact work of the teacher, elective discipline, order of implementation of disciplines, forms of education, means of physical culture, continuity of education.

Основными средствами физической культуры являются физические упражнения, а их применение возможно в различных формах двигательной активности, исходя из поставленных целей, например: физическая рекреация, физическая реабилитация, лечебная, адаптивная физическая культура, оздоровительное плавание, оздоровительная, гигиеническая, производственная, корригирующая гимнастика, общефизическая, специальная физическая подготовка: спортивная, профессионально-прикладная, спорт: массовый, профессиональный, высших достижений и т.д. Весь этот огромный запас средств физической культуры показывает её многогранность, значимость и возможность использования во

множестве аспектов жизни. Руководство страны уделяет большое внимание развитию этого направления жизнедеятельности. Не стало исключением и система образования. Её преемственность объективно проглядывается в программах до школьного, среднего, средне специального и высшего образования, в системе подготовки спортсменов и их участия в соревнованиях самого разного уровня, подготовки тренерских и педагогических кадров. Изменения в современной системе физической культуры непроизвольно находят своё отражение во всех её сферах. С введением новых Федеральных государственных стандартов высшего образования поколения «3++» для дисциплин по физической культуре и спорту многое изменилось. Нововведения заключаются в предоставлении образовательным организациям права самостоятельно определять пути, средства и методы реализации этих дисциплин. Если с обязательной дисциплиной «Физическая культура» базового блока программ больших изменений не произошло, то дисциплины по физической культуре и спорту требуют отдельного внимания начиная от их названия, места в образовательном процессе, средств и методов, используемых при их реализации, до понимания их значимости не только как дисциплины, но и как средства повышения уровня здоровья и физической подготовленности для успешной профессиональной и социальной деятельности каждого человека.

Наиболее наглядно эти изменения можно проследить исходя из меняющихся требований ФГОС ВО третьего поколения. В первой (пробной) трактовке в 2009г. предлагались две дисциплины: первая-«Физическая культура» теоретической и методической направленности и вторая - «Прикладная физическая культура» направленностью на практические занятия физическими упражнениями объемом 328 академических часов для всех форм обучения.

Уже в 2013 г. с выходом нового стандарта поколения «3+» появились возможность изменения названий второй дисциплины и видов занятий, определения объемов дисциплины только в очной форме обучения, появления новой формулировки: «дисциплины (модули) по физической культуре и спорту», введении указаний для выборной дисциплины -«328 академических часов, которые являются обязательными для освоения, не переводятся в зачетные единицы». Подробнее остановимся на возможных названиях дисциплины. Появление в стандарте наряду с физической культурой термина «спорт» обозначило возможность образовательным организациям реализовывать выборную дисциплину на базе программ по культивируемым в вузе видам спорта, а также объединить и расширить возможности совместного взаимодействия кафедр физической культуры со спортивными клубами вузов. Вузы, имеющие хорошую материальную базу для занятий спортом, как правило, предпочитают дисциплины по видам спорта, что, на наш взгляд, является наиболее перспективным и современным путем реализации предмета.

В 2017 г. принята новая трактовка стандарта, соответственно появляется ФГОС ВО «3++». Изменения коснулись формулировки о не включении 328 академических часов дисциплины Блока 1, вариативной части (Б 1. В. ДВ) в объем программы специалитета и бакалавриата, а также особого порядка реализации дисциплин в вузах Министерства обороны и других силовых структур.

Основываясь на последних требованиях стандарта в образовательных программах, присутствуют две дисциплины. Одна из которых называется «Физическая культура» и реализуется во всех формах обучения в указанных объемах (72 академических часа /2 зачетных единицы базовой части блока 1 - дисциплины (модули) образовательных программ для всех направлений и уровней высшего образования, а результат освоения данной дисциплины отражается в приложении к диплому. В содержании дисциплины входят основы теории и методики физической культуры, обучение которым осуществляется на лекциях, семинарах, практических занятиях методической направленности, которые могут реализо-вываться контактной работой в очной форме обучения, а также в системе дистанционного обучения, что наиболее интересно для очно-заочной и заочной форм обучения. В связи с

тем, что теоретическая составляющая образовательного процесса должна носить опережающий характер, то и дисциплина «Физическая культура» может реализовываться в 1 семестре обучения. Основанием для этого является необходимость обязательного проведения медицинского осмотра обучающихся для их допуска к практическим занятиям физическими упражнениями в рамках второй дисциплины в начале учебного года.

Вторая дисциплина носит выборный характер и реализуется только в очной форме обучения с обязательным для исполнения образовательными организациями объемом 328 академических часов, не переводящихся в зачетные единицы и не включающихся в объем программ бакалавриата и специалитета. Решение Министерства образования и науки о таком «не включении» дало широкие возможности образовательным организациям облегчить планирование всего процесса реализации ОП. [1]. Вторая дисциплина относится также, как и первая, к блоку 1 (Б 1) в учебных планах, к дисциплинам по выбору (Б 1.ДВ. В.). Особенностью данной дисциплины является её возможность реализации, как на базе общепринятых практических занятий по физической культуре, так и практических занятий выбранным видом спорта. Дисциплина, в данном контексте, может иметь совершенно разные названия, которые определяет сама образовательная организация, как и порядок её реализации. Они могут звучать как: прикладная физическая культура, физическая подготовка, элективные курсы по физической культуре, а также отражать в своём названии виды спорта, на базе которых проводятся практические занятия. Реализация таких дисциплин будет логически связана с наличием у вуза учебно- спортивной базы, уровнем и квалификацией профессорско-преподавательского состава кафедр физической культуры, спортивными традициями вуза, но не должна и не может зависеть только от выбора обучающихся. Выборность данной дисциплины в первую очередь, заключается не в желании студента заниматься каким-то видом спорта или системой физических упражнений, а к принадлежности самой дисциплины, её месту в учебных планах образовательных программ Блока 1 дисциплины (модули), его вариативной части - дисциплины по выбору. Результат обучения по данным дисциплинам (видам спорта) не заносится в приложение к диплому, т.к. дисциплина не учитывается в объёме программ бакалавриата и специалитета.

Теперь рассмотрим вариативность возможной реализации дисциплин (модулей) по физической культуре исходя не только из формулировок ФГОС ВО 3++, но и положений Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.04.2017г. №301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специа-литета, программам магистратуры». Применяя положения приказа, мы можем утверждать, что при реализации дисциплин по физической культуре и спорту возможна образовательная деятельность в форме контактной работы в виде занятий семинарского типа (семинары, практические занятия, лабораторные занятия) в форме самостоятельной работы обучающихся и индивидуальной работы обучающихся с педагогическими работниками. На основании этих утверждений, а также опыта работы большинства вузов РФ можно сделать следующие выводы рекомендованных путей реализации дисциплин по физической культуре и спорту.

Вывод 1. Выборные дисциплины по физической культуре или спорту, находясь в логической, педагогически оправданной связи с образовательными теоретическими и методическими материалами дисциплины «Физическая культура» должны помочь обучающимся на практике закрепить, полученные знания и методики на базе практических занятий физическими упражнениями или занятий выбранным видом спорта, культивируемым в вузе.

Вывод 2. Выборные дисциплины по физической культуре или спорту в своей основе могут иметь образовательную составляющую в виде практических занятий физическими упражнениями или избранными видами спорта на базе разработанных рабочих программ. Объём контактной работы, «определяется образовательной программой организации». [2],

для практических дисциплин по физической культуре или спорту он должен составлять 100% от общего объёма учебной нагрузки. Основным условием реализации занятий является их систематичность, постепенность повышения физической нагрузки, равномерность распределения на протяжении всего периода обучения.

Вывод 3. Дисциплины по физической культуре и спорту вариативного блока образовательной программы реализуются только в очной форме обучения практическими занятиями в рамках учебного расписания или в рамках расписания работы спортивных секций вуза при наличии разработанной кафедрой физической культуры образовательных программ по представленным видам спорта на аудиторных и внеаудиторных практических занятиях тренировочной направленности и контрольных занятиях в виде соревнований, согласно пункта 28 Приказа №301 Министерства образования и науки «контактная работа может быть аудиторной и внеаудиторной...» [2]. При включении в рабочую программу таких дисциплин самостоятельной работы обучающихся, образовательная организация обязана предоставить материальную базу для такой работы. В данном случае контактная работа возможна в виде самостоятельной работы в спортивных залах, бассейнах, площадках и других спортивных объектах вуза только под руководством преподавателя кафедры физической культуры с выполнением условий пункта 3 Приказа №301 Министерства образования и науки. При этом необходимо учитывать условия правил поведения на спортивных объектах и норм техники безопасности на занятиях.

Вывод 4. Порядок проведения текущего контроля для дисциплин по физической культуре или спорту выборной направленности включает в себя регулярность посещения занятий, участие в соревнованиях, сдачу практических тестов по общефизической подготовке, или специальной физической подготовке в избранном виде спорта, сдачу норм ГТО.

Вывод 5. Порядок проведения промежуточной аттестации для выборных дисциплин по физической культуре или выбранных видов спорта осуществляется в форме не дифференцированного зачета. Рекомендован во всех последующих за первым семестрах обучения, согласно темам обучения или требованиям спортивно-технической подготовки в избранном виде спорта. Зачет проводится выполнением теста спортивно-технической подготовленности, анализе участия в соревнованиях различного уровня. «Формы промежуточной аттестации, ее периодичность и порядок ее проведения, а также порядок и сроки ликвидации академической задолженности устанавливаются локальными нормативными актами организации». [2].

Для анализа соответствия выполнения требований руководящих документов и порядка реализации дисциплин по физической культуре и спорту рассмотрим наиболее типичные способы организации учебного процесса дисциплин по физической культуре и спорту в некоторых вузах России. Какие «ошибки» допускаются образовательными организациями при реализации выборных дисциплин по физической культуре и спорту. В первую очередь целая группа вузов, решив сэкономить на довольно специфической и обширной дисциплине вывела часы, отведенные на программу из учебных практических занятий в часы самоподготовки. Сделано это со ссылкой на пункт 27 приказа министерства образования и науки РФ № 301: «Образовательная деятельность по образовательной программе проводится. в форме самостоятельной работы обучающихся; в иных формах, определяемых организацией» [2]. Но если перевести большую часть занятий на самоподготовку, то это будет являться одной из возможностей для обучающихся не заниматься физическими упражнениями. Так любой студент может без сомнения утверждать, что курить вредно, а заниматься спортом полезно, но на практике многие курят и совсем не многие занимаются регулярно физическими упражнениями. Тем более задачей № 1 в России для социальной жизни страны является необходимость укрепления здоровья населения и вовлечение всех его слоев в здоровый образ жизни, основанный, в первую очередь, на массовом занятии спортом и физической рекреацией. В начале статьи мы уже предлагали в создавшейся ситуации, при крайней необходимости ввести самоподготовку, но только под

руководством преподавателя, чтобы хоть как-то уменьшить потери двигательной активности обучающихся. Особую форму занятий (а скорее отказа от занятий) в некоторых вузах приняла практика самостоятельной работы на старших курсах, с правом студента заниматься в различных фитнес центрах с последующим предоставлением справки об оплате физкультурных услуг для получения семестрового зачета по практической физической культуре. Но таким образом организованный учебный процесс теряет свою образовательную функцию. Иногда зачеты, при такой форме организации занятий, выставляют сотрудники администрации факультетов, не имеющих профильного образования. Но на самом деле, пока существует практическая дисциплина «Физическая культура», как дисциплина высшего образования, такой подход просто не имеет права на существование. Его поощряют образовательные организации, не имеющие своих спортивных баз, или имеющие недостаточные места для занятий физическими упражнениями и спортом, образовавшиеся в погоне за увеличением количества обучающихся. Сейчас тема самостоятельных занятий в фитнес центрах, как никогда ранее, набирает обороты, становится модным трендом, всячески поощряемым со стороны государства. С одной стороны льготы со стороны государства для фитнес-центров, оказывающих населению услуги физкультурно-оздоровительного характера, можно только поприветствовать, но лоббизм перевода учебных занятий в коммерческие спортивные центры на основе самостоятельной работы обучающихся в рамках образовательного процесса подлежит серьезному контролю и вниманию. Учебные занятия представляют образовательный процесс, а самостоятельные занятия представляют дополнительную форму вне учебных занятий спортом, физической рекреацией или системами физических упражнений. Эти занятия эффективно дополняют друг друга, но не имеют права подменять одно другое.

Ещё одной распространенной «ошибкой» в организации образовательного процесса ряда вузов является неправильная трактовка пункта 33 приказа министерства образования и науки №301: «Для проведения практических занятий по физической культуре и спорту (физической подготовке) формируются учебные группы численностью не более 20 человек с учетом состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся» [2]. Многие вузы расчет учебной нагрузки проводят исходя из количества имеющихся штатных учебных групп. Тем самым они сокращают объем учебной нагрузки, т.к. не учитываются сформированные группы по критериям уровня здоровья, физического развития, а также предложенных к изучению тем дисциплин или видов спорта. Попробуем решить задачу, приближенную к жизненным реалиям: «На учебное занятие пришли 4 группы по 25 студентов (итого 100 человек), из них: 20% - студенты 3 и 4 групп здоровья (итого 20 человек); из оставшихся 80 студентов 50 девушек, занимающихся по программе аэробики и 30 юношей, занимающихся по программе спортивных игр. Вопрос: сколько учебных групп должно быть сформировано?». Наиболее распространенный ответ - 4 группы. Правильный ответ - 6 групп. И это без учета того, что среди студентов могут находиться обучающиеся с ограничениями в состоянии здоровья (инвалиды), которые имеют право получать образование на базе адаптированных дисциплин по программам индивидуального обучения. «Обучение по образовательным программам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся» [2]. Тенденция к увеличению нагрузки на преподавателей объективна и проявляется не только в увеличении допустимого количества обучающихся на одного преподавателя, но и в «выравнивании» максимально допустимого годового объема учебной, ставочной нагрузки в 900 часов без учета квалификации преподавателя, единой для преподавателя, доцента, профессора.

Исходя из вышеперечисленного можно с уверенностью сказать, что главными проблемами при реализации практических дисциплин по физической культуре и спорту являются:

- необходимость наличия у каждого вуза достаточной материальной базы для организации учебной, физкультурной и спортивной работы;

- самый большой изо всех дисциплин образовательного процесса объём учебной нагрузки 328 часов;

- необходимость равномерного распределения программы обучения на весь период обучения;

- обязательное наличие медицинского сопровождения спортивных мероприятий и учебного процесса;

- наличие современного высококомпетентного профессорско- преподавательского состава, способного использовать современные средства электронного обеспечения учебного процесса, в том числе дистанционного обучения, имеющего навыки тренерской работы и работы с обучающимися, имеющими ограничения по состоянию здоровья;

- отсутствие руководящих документов министерства образования и науки по дисциплинам, конкретизирующих обязанности должностных лиц, порядок реализации дисциплин и контроля за ним;

- трудности планирования учебной нагрузки для дисциплин по физической культуре и спорту в вузах, связанные с остаточным принципом планирования, осуществляющимся без учета мнения профессорско-преподавательского состава кафедры, без учета порядка реализации других взаимосвязанных дисциплин, направленных на здоровье сбережение;

- увеличивающийся разрыв между основными положениями перспективной стратегии развития данной сферы социальной жизни в стране, в основе которой в первую очередь находится увеличение числа регулярно занимающихся спортом на базе улучшения качества жизни и в то же время отставание развития материальной базы по спорту в вузах, недооценка роли и места дисциплин по физической культуре и спорту.

При решении этих проблем необходимо постоянно учитывать все изменения, происходящие в современной системе образования, предугадывать возможные негативные моменты ново введений, пользоваться передовым опытом лучших образовательных организаций и отдельных преподавателей, вести регулярный мониторинг здоровья и развития физических качеств обучающихся, проводить регулярные опросы о пожеланиях учащихся для более качественной организации учебного процесса, создавать условия, повышающие интерес обучающихся к дисциплинам по физической культуре и спорту. Качественный переход к оптимальной и интересной для обучающихся системе организации физической культуры и спорта в вузе, решающий задачи развития утвержденных в образовательных программах компетенций, способствующий повышению уровня здоровья и развития физических качеств обучающихся, возможен только при создании выверенной системы штатных и общественных структур вуза. Главенствующая роль, в которых должна отводиться кафедрам физической культуры, как теоретическому, методическому и практическому центру регулирования всех сфер, связанных с физической культурой. К этим сферам можно отнести образовательный компонент (учебный процесс), физическую рекреацию и реабилитацию, туризм, спорт массовый и спорт высших достижений, рекламу и пропаганду здорового образа жизни (ЗОЖ) и спортивных успехов вуза, флешмобы спортивной направленности, участие в волонтерских мероприятиях, формирование и привлечение спортивного актива к самоуправлению по всем перечисленным направлениям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Компетентностная направленность реализации двух дисциплин по физической культуре и спорту в рамках новых ФГОС ВО / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, М.В. Пучкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 9-13.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.04.2017 №301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным

программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». - URL : https://base.garant.ru/71721568/ (дата обращения 01.01.2018).

REFERENCES

1. Ageevets, A.V., Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B. and Puchkova, M.V. (2017), "Competency orientation of the implementation of two disciplines in physical education and sport in the framework of the new FSES HE", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (144), pp. 9-13.

2. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 05.04.2017 No. 301 "On approval of the Procedure for the organization and implementation of educational activities for educational programs of higher education - undergraduate programs, specialty programs, master's programs", available at: https://base.garant.ru/71721568/.

Контактная информация: ageevets59@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.01.2020

УДК 376.63

АДАПТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ К УСЛОВИЯМ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК БЛАГОПРИЯТНЫЙ ФАКТОР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

Юлия Владимировна Жильцова, кандидат психологических наук, доцент, Академия

Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Рязань

Аннотация

Введение. Лишение свободы является для человека неестественным состоянием. Попав в исправительное учреждение, личность утрачивает определенные привычки, умения, навыки, социально значимые связи. Далее человек, отделенный от общества, приспосабливается к новому окружению с помощью различных социальных средств, усвоения нравственных норм, ценностей и правил, адаптируясь к изменившейся среде. Цель исследования - изучение влияния воспитательного процесса на адаптацию осужденных к условиям исправительного учреждения. Методика и организация исследования: исследование 60 осужденных исправительных учреждений г. Рязани проводилось в четыре этапа, были использованы анкетирование, психодиагностические методики: тест-опросник на социализированность личности по М.И. Рожкову, методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, опросник М. Селигмана «Тест на оптимизм». Результаты исследования и их обсуждение: были выявлены особенности адаптации осужденных в зависимости от их отношения к воспитательному процессу, осуществлено экспериментальное исследование влияния процесса адаптации на успешность воспитательного процесса в исправительном учреждении.

Выводы: результативность воспитательного процесса в исправительном учреждении тесно связана с успешностью приспособления личности осужденного к условиям отбывания наказания.

Ключевые слова: воспитательный процесс, дезадаптированные осужденные, психологическая защита, эмоциональный комфорт, перевоспитание.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p131-135

ADAPTATION OF CONVICTS TO CONDITIONS OF CORRECTIONAL INSTITUTION AS A FAVORABLE FACTOR OF EDUCATIONAL PROCESS

Yulia Vladimirovna Zhiltsova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, the Academy of the Federal Penal Service, Ryazan

Abstract

Introduction. Deprivation of liberty is unnatural condition for a person. Having got to correctional facility, the personality loses certain habits, abilities, skills, socially important communications. Next, a person separated from society adapts to the new environment through various social means, the learning of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.