Научная статья на тему 'О соотношении требований федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования поколения "3++" к дисциплине "Физическая культура" действительного порядка ее реализации на современном этапе'

О соотношении требований федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования поколения "3++" к дисциплине "Физическая культура" действительного порядка ее реализации на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОНТАКТНАЯ РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL COMPETENCE / CURRICULUM / DISTANCE LEARNING / CONTACT WORK OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агеевец Андрей Владимирович, Ефимов-Комаров Валерий Юрьевич, Ефимова-Комарова Людмила Борисовна, Назаренко Евгения Александровна, Пучкова Мария Викторовна

В статье проводится анализ возможных путей реализации дисциплины «Физическая культура» в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++ и Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.04.2017 №301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». Указаны наиболее часто встречающиеся в процессе реализации ошибки и пути их исправления. Актуальность исследования заключается в обосновании необходимости соблюдения в образовательном процессе обязательной направленности дисциплины «Физическая культура» на передачу знаний основ теории и методики самостоятельных занятий физическими упражнениями или спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агеевец Андрей Владимирович, Ефимов-Комаров Валерий Юрьевич, Ефимова-Комарова Людмила Борисовна, Назаренко Евгения Александровна, Пучкова Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On balance of requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education of the generation "3++" to the discipline "Physical culture" of valid procedure for its implementation at the present stage

The article analyzes the possible ways to implement the discipline "Physical culture" in accordance with the requirements of the Federal state educational standard in 3++ and the Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation from 05.04.2017 No. 301 "on approval of the Order of organization and implementation of the educational activities for higher education programs bachelor's programs, specialty programs, master's programs". The most common errors in the implementation process and ways to correct them are indicated. The relevance of the article lies in the need to adhere to the specific focus of the discipline "Physical Culture" in the educational process on the transfer of knowledge of the fundamentals of the theory and methodology of independent physical exercises or sports.

Текст научной работы на тему «О соотношении требований федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования поколения "3++" к дисциплине "Физическая культура" действительного порядка ее реализации на современном этапе»

Педагогические науки

УДК 796.011.3

О СООТНОШЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОКОЛЕНИЯ «3++» К ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО ПОРЯДКА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Андрей Владимирович Агеевец, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации; Валерий Юрьевич Ефимов-Комаров, доцент, Северо-западный институт

управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Санкт-Петербург; Людмила Борисовна Ефимова-Комарова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения; Евгения Александровна Назаренко, старший преподаватель, Мария Викторовна Пучкова, старший преподаватель, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации

Аннотация

В статье проводится анализ возможных путей реализации дисциплины «Физическая культура» в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++ и Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.04.2017 №301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». Указаны наиболее часто встречающиеся в процессе реализации ошибки и пути их исправления. Актуальность исследования заключается в обосновании необходимости соблюдения в образовательном процессе обязательной направленности дисциплины «Физическая культура» на передачу знаний основ теории и методики самостоятельных занятий физическими упражнениями или спортом.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, образовательная компетенция, учебная программа, дистанционное обучение, контактная работа преподавателя.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p3-9

ON BALANCE OF REQUIREMENTS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION OF THE GENERATION "3++" TO THE DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE" OF VALID PROCEDURE FOR ITS IMPLEMENTATION AT THE PRESENT STAGE

Andrey Vladimirovich Ageevets, the candidate of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg law Institute (branch) University of the prosecutor's office of the Russian Federation; Valery Yuryevich Efimov-Komarov, the senior lecturer, Northwestern Institute of Management, branch of RANEPA, St. Petersburg; Lyudmila Borisovna Efimova-Komarova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saint-Petersburg state University of aerospace instrumentation; Evgenia Aleksandrovna Nazarenko, the senior teacher, Maria Viktorovna Puchkova, the senior teacher, Saint Petersburg law Institute (branch) of the University of the prosecutor's office of the Russian Federation

Abstract

The article analyzes the possible ways to implement the discipline "Physical culture" in accordance with the requirements of the Federal state educational standard in 3++ and the Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation from 05.04.2017 No. 301 "on approval of the Order of

organization and implementation of the educational activities for higher education programs - bachelor's programs, specialty programs, master's programs". The most common errors in the implementation process and ways to correct them are indicated. The relevance of the article lies in the need to adhere to the specific focus of the discipline "Physical Culture" in the educational process on the transfer of knowledge of the fundamentals of the theory and methodology of independent physical exercises or sports.

Keywords: federal state educational standard of higher education, educational competence, curriculum, distance learning, contact work of the teacher.

Дисциплина «Физическая культура» присутствовала в системе высшего образования на протяжении от его становления до сегодняшнего времени. Она имела и имеет безусловную преемственность с системами дошкольного, школьного и среднего профессионального образования и находится в постоянном совместном развитии. Это показывает её значимость в формировании человека, как в социальной, так и в профессиональной среде. Система высшего образования в России находится в постоянном движении, вперед за изменениями в развитии общества, заключающимися в предъявлении новых требований к профессиям, появлении новых специальностей, изменении нормативно-правовых отношений в обществе, развитии различных отраслей экономики, цифровизации этих отраслей и социальной сферы. Одним из положений такого развития является демократизация в том числе и высшего образования, основанная на предоставлении большей самостоятельности, расширении прав образовательных организаций в процессе реализации образовательных программ. Но расширение прав всегда влечет за собой усиление ответственности за их реализацию в рамках действующего Государственного законодательства, приказов Министерства образования и науки, требований действующих Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО).

Рассмотрим подробнее какие требования предъявляет, действующий на сегодня ФГОС ВО «3++» к реализации дисциплины «Физическая культура», и как используют в данном подходе своё право на самостоятельное решение реализации такого порядка образовательные организации. Для более детального представления необходимо понимание развития самого ФГОС ВО третьего поколения, который появился в официальных документах Министерства образования и науки в 2009 г. В стандарте впервые были определены две дисциплины: «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура». Первая дисциплина введена в базовый блок программ высшего образования и ей определен учебный объем - 72 академических часа (2 зачетных единицы). Рекомендованы виды учебных занятий: лекции, семинары, практические занятия методической направленности и занятия по приему нормативов. Очень важно в данном случае понять, цели и задачи этой дисциплины, её направленность на передачу знаний о теории и методике физической культуры для практического использования в повседневной жизни. Её фундаментальность при прохождении следующей за ней программ по физической культуре и спорту выборной дисциплины практической направленности.

Дальнейшая демократизация ФГОС ВО проявилась в появлении первого «плюса» стандарта третьего поколения в 2013г. Изменения коснулись отказа от конкретизации видов занятий, определения объемов дисциплин только в очной форме обучения, появления новой формулировки: «дисциплины (модули) по физической культуре и спорту». При этом образовательные организации получили право самостоятельного решения порядка реализации дисциплин, а также определен особый порядок освоения дисциплин для инвалидов и лиц с ограниченными двигательными возможностями.

В 2017 г. принята новая трактовка стандарта, соответственно появляется второй «плюс», закрепляющий особый порядок реализации дисциплины в вузах Министерства обороны и других силовых структур, а также особенностью этого стандарта стала возможность не включать в образовательные программы объем выборных дисциплин по физической культуре и спорту (328 ак. час.). Определен порядок реализации практической дисциплины только в очной форме обучения.

Исходя из выше перечисленной информации, мы полагаем, что современные требования Министерства образования и науки РФ к реализации вузами дисциплины «Физическая культура» проявляются в соблюдении обязательных условий ФГОС ВО поколения 3++, и в тоже время возможности использования вариативных решений, средств, форм и методов передачи знаний, определенных в учебных программах, разработанных образовательными организациями. Основные постулаты, данных требований, и предоставленных возможностей отражены в следующих положениях.

В образовательных программах присутствуют две дисциплины, одна из которых называется «Физическая культура» и реализуется во всех формах обучения в указанных объемах (72 академических часа/2 зачетных единицы базовой части блока 1 - дисциплины (модули), которые отражаются в учебных планах образовательных программ (ОП) для всех направлений и уровней высшего образования, а результат освоения данной дисциплины фиксируется в приложении к диплому. В содержании дисциплины входят основы теории и методики физической культуры, обучение которым осуществляется на лекциях, семинарах, практических занятиях методической направленности, которые могут реализовываться контактной работой в очной форме обучения, а также в системе дистанционного обучения для очно-заочной и заочной форм обучения. В связи с тем, что теоретическая составляющая образовательного процесса должна носить опережающий характер, то и дисциплина «Физическая культура» рекомендуем реализовывать в 1 семестре обучения. Основанием для этого является необходимость проведения медицинского осмотра обучающихся для их допуска к практическим занятиям физическими упражнениями в рамках второй дисциплины в начале учебного года.

Теперь рассмотрим вариативность возможной реализации дисциплины «Физическая культура», исходя не только из формулировок ФГОС ВО 3++, но и положений Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.04.2017г. №301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». Данный приказ определяет порядок организации образовательного процесса в вузах РФ, порядок измерения трудоемкости образовательной программы, порядок обучения по образовательным программам лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Мы обратили внимание на несколько его положений, требования которых нашли своё отражение при реализации дисциплин по физической культуре и спорту. Это пункт 16 - о трудоемкости образовательной программы (ее части) в зачетных единицах, пункт 27 -о формах образовательной деятельности, пункт 28, 29, 31 - о контактной работе в учебном процессе, пункт 32 - о расписании учебных занятий, пункт 33-о формировании учебных групп, пункт 40 - о формах и порядке проведения промежуточной аттестации, пункты 48,49 - о порядке реализации образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Применяя положения этих пунктов приказа, мы можем утверждать, что при реализации дисциплины «Физическая культура» возможна образовательная деятельность в форме контактной работы в виде занятий лекционного типа, семинарского типа (семинары, практические занятия) в форме самостоятельной работы обучающихся и индивидуальной работы обучающихся с педагогическими работниками. На основании этого утверждения, а также опыта работы большинства вузов РФ можно сделать следующие выводы по путям реализации дисциплины.

Вывод 1. Для преемственности обеих дисциплин необходимо понимание единства формируемых ими компетенций, а в связи с этим установить порядок и очередность их формирования. «Для установления профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов Организация осуществляет выбор профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из числа указанных в

приложении к ФГОС ВО из реестра профессиональных стандартов из программно-аппаратного комплекса «Профессиональные стандарты» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (profstandart.rosmintrud.ru)» [3]. Такие компетенции могут включать положения о формировании знаний и умений самостоятельного использования средств физической культуры для поддержания должного уровня физической подготовленности по обеспечению полноценной социальной и профессиональной деятельности.

«Педагогически оправдано, что дисциплина «Физическая культура» базовой части блока 1 должна быть направлена на передачу знаний обучающимся для возможности самостоятельного использования средств и методик физической культуры по формированию компетенций, направленных на самоорганизацию и саморазвитие (в том числе здоровье сбережение), указанных в таблице 1» [1].

Вывод 2. Реализация дисциплины «Физическая культура» в своей основе имеет образовательную составляющую в виде лекций, семинарских и практических занятий методической направленности, а также самостоятельной работы обучающихся. Для студентов очной формы обучения контактная работа рекомендована во всех формах занятий, а также возможна её реализация в системе дистанционного обучения с использованием онлайн лекций, вэб-семинаров, выполнения тестов и методических заданий по изученным темам. Особенностью дистанционного обучения является возможность получения и оценки знаний в онлайн режиме. Условием для общения «преподаватель - обучающийся» являются современные средства связи (такие системы, как: web-чат, IRC, ICQ, интерактивное TV, web-телефония, Telnet). Объём контактной работы, как правило, не превышает 40% учебной нагрузки и «определяется образовательной программой организации» [2].

Самостоятельная работа является обязательной частью образовательного процесса во всех формах обучения. В заочной и очно-заочной формах обучения рекомендована реализация дисциплины в системе дистанционного обучения. Материалы программы представляются в электронном виде и выкладываются на веб-сайте таким образом, чтобы прошедшие авторизацию обучающиеся могли ими пользоваться. Такими материалами являются: онлайн лекции и просто тексты лекций, ответы на вэб-семинарах, интерактивные тесты, методические задания. Технологии дистанционного образования позволяют осваивать дисциплину людям с ограниченными возможностями, например: имеющим заболевания органов слуха, зрения, с заболеваниями ОДА (опорно-двигательного аппарата), а также обучающимся, не имеющим возможности посещения других форм обучения по различным причинам. Ознакомившись с материалами, обучающийся выполняет ряд заданий, которые автоматически проверяются системой, с выставлением оценки.

Вывод 3. Порядок проведения текущего контроля для дисциплины «Физическая культура» в очной форме обучения складывается из выполнения обучающимися тестового материала лекций, заданий методико-практического характера, устных опросов, докладов, выполнения электронных презентаций, написания рефератов на заданную тему.

Вывод 4. Порядок проведения промежуточной аттестации для дисциплины «Физическая культура» может быть реализован в виде недифференцированного зачета, желательно в 1семестре обучения. Билеты для зачета должны иметь в содержании вопросы теоретической и методико-практической направленности. «Формы промежуточной аттестации, ее периодичность и порядок ее проведения, а также порядок и сроки ликвидации академической задолженности устанавливаются локальными нормативными актами организации» [2].

Рассмотрим наиболее типичные моменты порядка реализации дисциплины «Физическая культура» в некоторых вузах России. Казалось-бы, все основные элементы организационной направленности для реализации образовательных программ определены и ФГОС ВО и приказами Министерства образования и науки, но на практике нередко возможность самостоятельного решения при реализации дисциплин приводит к полной потере педагогической парадигмы в программах обучения и катастрофическому сокращению

объёма контактной работы, в рамках образовательного процесса.

Основные «ошибки» при реализации дисциплины «Физическая культура» проявляются в отсутствии понимания значимости теоретического и методического разделов программы, а также преемственности и логических связей с последующими дисциплинами, направленными на здоровье сбережение.

В ряде вузов теоретический раздел дисциплины не представлен вообще или представлен одной вводной лекцией (это было характерно для образовательного процесса ещё в программах ГОС ВПО 2 поколения, но актуально и сейчас) при наличии нескольких семинаров к ней или при отсутствии семинарских занятий, но при наличии практических занятий по темам программ дублирующих выборную дисциплину. Причем учебный объём по этим темам нередко составляет всего 4-8 академических часов, при этом, в целях и задачах дисциплины указано на повышение уровня физической подготовленности и формирования физических качеств и навыков. Невольно встает вопрос: «Чему можно научить за отведенное время?». Даже для обучения двигательному умению этого времени совершенно недостаточно, не говоря о формировании двигательного навыка, тем более развития физического качества. Из чего можно сделать вывод об обозначении дисциплины и лишении её возможности формирования у обучающихся, закрепленных за ней компетенций.

Есть вузы, которые дисциплину «Физическая культура» растягивают на два семестра, что не запрещено, но при таком раскладе обучающиеся на протяжении целого курса обучения не сдают зачет по выборной дисциплине, т.е. студенты целый год занимаются практической дисциплиной, а в итоге в двух семестрах не будут по ней оценены. Теряется смысл обучения и, самое главное, нет стимула к занятиям, а это означает явное снижение двигательной активности в процессе обучения. Для устранения этого необходима ежегодная предварительная работа по формированию расписания учебных занятий при условии, что образовательная «организация обязана исключить нерациональные затраты времени обучающихся с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы между занятиями» [2].

Есть ещё один сценарий, который, на наш взгляд, снижает качество образования и уменьшает роль знаний о физической культуре, как фактора саморазвития и мешает формированию компетенций, определенных требованиями образовательных программ по специальностям. Это использование материалов теоретического раздела на платформе дистанционного обучения. «Контактная работа может быть аудиторной, внеаудиторной, а также проводиться в электронной информационно-образовательной среде» [2]. Если такая форма весьма полезна и эффективна при заочной и очно-заочной формах обучения, а также при обучении лиц с ОВЗ, то она явно снижает уровень образования в очной форме. Некоторые вузы, выполняя указания и распоряжения о цифровизации экономики, социальной жизни и образования в том числе, поспешили отчитаться о проделанной работе и при этом сэкономить на аудиторном фонде. Рассмотрим, один из примеров, как выглядит порядок прохождения принятого к исполнению теоретического курса по «Физической культуре». В программе дистанционного обучения размещен материал четырёх лекций, но шести тем и тестовый материал к ним имеющий определенную логику и последовательность его освоения. Лекции записаны в виде видео фильмов, в процессе которых лектор излагает материал с показом слайдов. Дополнительно в программе представлены конспекты лекций, объёмом три страницы печатного текста. Для примера лекция «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке обучающихся» состоит из двух учебных вопросов, которые представляются по 8 и 11 минут, соответственно. Никакой контактной работы по теоретическому разделу не предусмотрено, текущий контроль в виде выполнения тестовых заданий к лекционному материалу, ответы на которые есть в конспектах представленных лекций. оцениваются автоматически. Но чтобы в такой форме дисциплина могла существовать необходимо было определить хоть какой - то объем контактной работы. Это было сделано с помощью введения в программу практического раздела,

основанного на приеме практических тестов по ОФП (общефизической подготовке) и СТП (тестов спортивно технической подготовки). Здесь невольно встаёт вопрос о правомерности приема практических нормативов при отсутствии занятий по развитию физических качеств и формирования навыков в предложенных видах спорта или систем физических упражнений. Такой подход не имеет права на существование в плане создания и повышения рисков для жизни и здоровья обучающихся. Рассмотренный вариант имел бы своё место в очной форме обучения, но в виде контактной работы, если бы лекция проводилась в онлайн режиме, преподаватель имел возможность задавать вопросы и отвечать на поставленные, а тестовый материал выполнялся на вэб-семинаре после предварительного опроса. Для справки: в классическом ключе очного образования лекция в обычном её понимании с такой тематикой проводится в аудитории 2 академических часа контактной работы, а после лекции проводится двухчасовой семинар для закрепления изученного материала. Для этого используются доклады и электронные презентации на заданную тему, опрос студентов, выполнение тестов по теме лекции и вопросов, рекомендованных для самостоятельного изучения. В представленном примере преднамеренно или случайно были искажены понятия: электронные средства обучения, дистанционное обучение, контактная работа, академический час, очная форма обучения. Итогом искажения является снижение уровня преподавания, оказание образовательной услуги не надлежащим образом, не соответствующим требованиям ФГОС ВО, а в конечном итоге, дискредитация дисциплины «Физическая культура».

Представленные примеры не случайность и не единичный случай. При всей демократизации образовательной системы необходимы периодические меры по контролю не только внутри вузовскому, но и со стороны отделов качества вышестоящих органов за состоянием учебных материалов, как на стадии их формирования и планирования, так и при проверке полноты передачи и усвоения этих знаний. Необходим широкий форум специалистов именно этих дисциплин при внедрении различных нововведений по каждой дисциплине высшего образования с учетом положительного передового опыта. Ещё прозаичнее могли бы решиться все проблемы реализации дисциплин по физической культуре в системе высшего образования при наличии отдельного Приказа Министерства образования и науки по физической культуре. За основу (базовую концепцию) такого приказа можно взять положения Приказа Государственного комитета РФ по высшему образованию от 26 июля 1994г. № 777 и утвержденную им инструкцию кафедрам физвоспитания, которая определяла не только учебную работу по дисциплине, но и полный порядок организации всей физкультурной, спортивной, оздоровительной и туристической работы в вузе. Тем более, что современная тенденция высшего образования дисциплин по физической культуре и спорту предполагает все большее проникновение в учебный процесс различных видов спорта, нетрадиционных систем физических упражнений и различных направлений физической рекреации, как полноценной и полноправной формы учебных занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Компетентностная направленность реализации двух дисциплин по физической культуре и спорту в рамках новых ФГОС ВО / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, М.В. Пучкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 9-13.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.04.2017 №301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». - URL : https://base.garant.ru/71721568/ (дата обращения 01.01.2019).

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» - URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70266852/ (дата обращения 11.01.2019).

REFERENCES

1. Ageevets, A.V., Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B. and Puchkova, M.V. (2017), "Competency orientation of the implementation of two disciplines in physical education and sport in the framework of the new FSES HE", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (144), pp. 9-13.

2. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 05.04.2017 No. 301 "On approval of the Procedure for the organization and implementation of educational activities for educational programs of higher education - undergraduate programs, specialty programs, master's programs", available at: https://base.garant.ru/71721568/.

3. The order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation dated April 12, 2013 No. 148n "About the approval of skill levels for development of draft ofprofessional standards", available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70266852/.

Контактная информация: ageevets59@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.01.2020

УДК 796.011.3

САМОКОНТРОЛЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ

Рустам Рашитович Алиходжин, кандидат педагогических наук, доцент, Антон

Анатольевич Карпинский, преподаватель, Галина Анатольевна Смирнова,

преподаватель, Александр Михайлович Ершов, преподаватель, Российский университет транспорта, Москва; Надежда Ивановна Карпинская, преподаватель, Московский государственный технический университет гражданской авиации

Аннотация

В статье рассматривается самоконтроль действий студентов как один из ключевых механизмов саморегуляции двигательной деятельности и его значимость для успешного формирования умений и навыков в процессе обучения. Статья раскрывает содержание понятия «самоконтроль». Выделены основные компоненты самоконтроля студентов, которые оказывают наибольшее влияние на процесс обучения двигательным действиям. В связи с этим считаем, что особо важную роль играют методы и приемы обучения, применяемые при формировании навыка последовательно от умозрительного представления о действии к двигательному представлению.

Ключевые слова: обучение, двигательные действия, самоконтроль, компоненты, модель обучения, студенты транспортной отрасли.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p9-12

SELF-CONTROL IN THE PEDAGOGICAL SYSTEM OF TEACHING MOTOR ACTIONS OF STUDENTS OF THE TRANSPORT INDUSTRY

Rustam Rashitovich Alikhodzhin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer; Anton Anatolyevich Karpinsky, the teacher, Galina Anatolievna Smirnova, the teacher; Alexander Mikhailovich Ershov, the teacher; Russian University of transport, Moscow; Nadezhda Ivanovna Karpinskaya, the teacher, Moscow State Technical University of Civil Aviation

Abstract

The article considers self-control of students' actions as one of the key mechanisms of self-regulation of motor activity and its importance for the successful formation of skills and abilities in the learning process. The article reveals the content of the concept of "self-control". The main components of students' self-control that have the greatest impact on the learning process of motor actions are highlighted. In this regard, we believe that a particularly important role is played by the methods and techniques of training used in the formation of the skill sequentially from the speculative representation of the action to the motor representation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.