Научная статья на тему 'Реализация федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в сфере сервиса'

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в сфере сервиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герасимова Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в сфере сервиса»

РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ СЕРВИСА

Сообщение Герасимовой Г.В.,

к.п.н., директора ГБОУ СПО «Московский художественно-педагогический

колледж технологий и дизайна»

С 1 сентября 2011 г. Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы «Московский художественно-педагогический колледж технологий и дизайна» приступило к реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования 3-го поколения.

Самую объективную оценку персонала в области сервиса могут произвести только те, кто наиболее в этом заинтересован, а именно работодатели и потребители услуг. Критерием оценки профессиональных квалификаций персонала со стороны работодателя могли бы стать профессиональные стандарты или требования к должности, представленные в квалификационном справочнике. Однако в России только совершаются попытки создания Национальной системы независимой оценки профессиональных квалификаций, которая потребуют проведения сертификации специалистов на соответствие профессиональным стандартам в соответствующей области их деятельности.

В настоящее время профессиональные стандарты в области сервиса разработаны и действуют только в общественном питании, в гостиничном бизнесе и при предоставлении услуг ритуально-похоронной отрасли.

Анализ существующих требований к должностям по профессиональным объединениям работодателей в сфере бытовых услуг показал необходимость переработки квалификационных характеристик работников, отраженных в квалификационном справочнике профессий рабочих (раздел Бытовое обслуживание населения), который утвержден 20 февраля 1984 г. N 58/3-102 с изменениями и формирование требований к профессиональным квалификациям по всему перечню услуг.

Этот процесс только начался, поэтому коллективу колледжа при разработке ФГОС по специальностям 100116 «Парикмахерское искусство» и 100122 «Прикладная эстетика» пришлось совместно с заказчиками определять новые виды профессиональной деятельности, новые профессиональные компетенции, характерные для предприятий сервиса.

В основе федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) третьего поколения лежит принципиально иная, чем в предшествующих стандартах, идеология формирования содержания образования. Отправной точкой в их разработке стал результат, ориентированный на характеристики профессиональной деятельности выпускников, исходя из которых структурируется содержание основной профессиональной образовательной программы, создаются контрольно-измерительные материалы, отбираются формы, методы обучения и оценивания результатов профессиональной подготовки. Впервые в требованиях к результату профессионального образования появляется такая составляющая как практический опыт. Её введение ориентировано на повышение качества профессионального образования, на максимальное соответствие квалификации выпускников системы среднего профессионального образования требованиям работодателей и современного рынка труда.

Согласно государственным образовательным стандартам основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) СПО состоят из двух частей: инвариантной - обязательной, которая составляет около 70% от общего объема времени, отведенного на освоение

ОПОП и вариативной (около 30%), которая дает возможность расширения и углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций. Содержание инвариантной части прописано в государственном образовательном стандарте, содержание вариативной части должно формироваться по согласованию с пред-приятиями-заказчиками и другими социальными партнерами.

Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных (национальных) особенностей, типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, и включает в себя: требования к результатам подготовки выпускников, учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Результаты обучения оцениваются с помощью компетенций, и ФГОС дает четкое определение понятия компетенции как способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Логика этого понятия применительно к сфере профессионального образования заключается в том, что обучающийся по избранному профилю специальности получает определенный необходимый объем базовых (теоретических) знаний, совокупность методологий и методик применения этих знаний в практической деятельности, определенный опыт подобного применения (в ходе учебных, производственных и иных практик, лабораторных и самостоятельных работ и. т.д.).

Компетенции подразделяются на профессиональные (специализация в определенных областях деятельности) и универсальные (необходимые образованному человеку независимо от профиля подготовки).

В начале работы над ОПОП был создан временный коллектив, который изучил потребности рынка труда и работодателей по этим специальностям, конкретизировал конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Среди социальных партнеров колледжа, активно работающих при разработке новых стандартов стали: ООО «Русвел» (WELLA), ООО «Профи Косметик Групп» (сеть салонов - партнёров фирм «Геволь», «Пластэк», «Космоактив»), Шварцкопф Профессионал (профессиональная поддержка), Студия Руслана Татьянина, Салон-студия Марины Васканян, Сеть салонов «Монэ», Салон «Приятное свидание», Группа компаний «Константа», Школа мастерства Дмитрия Винокурова, ООО «Профит Косметик Групп», Команда Натальи Павловой.

Проведенный анализ потребностей рынка труда выявил необходимость открытия новой специальности «Стилистика и искусство визажа» и разработки соответствующего Стандарта. С 1 сентября 2012 г. колледж осуществляет набор студентов по этой специальности.

По специальности 100122 «Прикладная эстетика» колледж при разработке содержания модулей работал совместно с Московским государственным университетом сервиса.

Сегодня колледж осуществляет подготовку специалистов по 5 специальностям СПО: 051001 Профессиональное обучение (по отраслям), 100116 Парикмахерское искусство, 100109 Косметика и визажное искусство/100122 «Прикладная эстетика», 260807 Технология продукции общественного питания, 262019 Моделирование, конструирование и технология швейных изделий.

Потенциальными потребителями выпускников колледжа являются предприятия сферы сервиса и образовательные учреждения. Среди них: рестораны отеля «Мариотт Гранд отель», рестораны отеля «SWISSHOTEL «Красные Холмы», ресторан-трактир (сетевой) «Елки-палки», ЗАО «Хендерсон» (сеть магазинов мужской одежды), дом моды «Валентин Юдашкин», салон красоты «Моне», салоны и студии красоты города Москвы и Подмосковья.

Особые отношения у нас сложились с Компанией «Старая крепость», которая являясь редактором профессиональных журналов для индустрии красоты и организатором международной выставки «Интершарм Профессионал», оказывает нам спонсорскую и информационную поддержку.

По специальности 051001 Профессиональное обучение, по психолого-педагогическому блоку дисциплин в течение многих лет мы сотрудничаем с ФГНУ ИТИП РАО и Московским Городским Педагогическим Университетом.

Колледж является членом таких профессиональных объединений работодателей, как: Союз дизайнеров России, Московская ассоциация кулинаров, Союз парикмахеров и косметологов России, Гильдия шеф-поваров России.

Это позволило нам при разработке и реализации Стандартов уточнить виды профессиональной деятельности и профессиональные модули, которые представлены междисциплинарными курсами и практикой.

Такое сотрудничество позволяет на этапах формирования компетенций помочь преподавателям осуществлять различные виды контроля образовательной деятельности студента, а по завершении каждого модуля организовать комплексный экзамен, подтверждающий его профессиональные компетенции.

Разработанные Модули могут быть использованы как самостоятельные программы дополнительного профессионального образования. Колледж реализует некоторые такие программы: художественная нарезка из овощей и фруктов, основы барменского дела, углубленная подготовка по косметике, визажу и педикюру, современные направления по педикюру, массажу и косметике, введение в профессию (парикмахер), введение в профессию (повар), инновационные технологии в парикмахерском искусстве.

В настоящее время ведется подготовка по открытию еще 3 краткосрочных образовательных программ: арт-дизайн европейской кухни, управление рестораном выездного обслуживания (кейтеринг), наращивание волос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.