Научная статья на тему 'Профессиональные аспекты функционирования косметических практик. . . С. 48-56. Трансформации тела в условиях современной российской культуры'

Профессиональные аспекты функционирования косметических практик. . . С. 48-56. Трансформации тела в условиях современной российской культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
COSMETIC PRACTICES OF THE BODY TRANSFORMATION / PRACTICES OF THE BODY TRANSFORMATION / THE SUBJECTS OF COSMETIC ACTIVITIES / PROFESSIONAL EDUCATION / SPECIALISTS IN COSMETICS / КОСМЕТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ТРАНСФОРМАЦИИ ТЕЛА / ПРАКТИКИ ТРАНСФОРМАЦИИ ТЕЛА / СУБЪЕКТЫ КОСМЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛИСТЫ-КОСМЕТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пронькина Анна Владимировна

В статье рассматриваются ключевые вопросы профессиональной реализации косметических практик трансформации тела в условиях современной российской культуры, связанные с проблемами номенклатуры субъектов косметической деятельности (нейл-мастеров, визажистов, гримеров), многовариантностью уровней профессионального образования специалистов (институциональные и внеинституциональные формы). Источниковой базой служат нормативные документы, в частности Федеральный закон об образовании, приказы, стандарты. В качестве примера проанализированы формальные способы получения знаний, умений и навыков, а также неформальные авторские курсы, мастер-классы, тренинги. Показано, что профессиональные косметические практики трансформации тела осуществляются в рамках специализированных областей социально-культурной деятельности (в части обслуживания потребностей населения), специфических видов культурной деятельности и художественно-творческой области культуры. В результате анализа установлено, что наличие профессионального образования не определяет общий уровень профессиональной компетентности, востребованности и креативности специалиста. В связи с этим предпринята попытка разработки метрических критериев качественных и количественных показателей предметных достижений. Кроме того, внимание в статье акцентировано и на частных вопросах профессиональной реализации косметических практик трансформации тела (профессиональной этике и свободе творчества), обуславливающих, главным образом, основные векторы развития специалиста-практика. Новизна работы состоит в актуализации изучения профессионального уровня реализации косметических практик трансформации в рамках научной разработки проблем естественного и искусственного тела на современном этапе развития отечественной культуры. Полученные результаты могут быть полезны не только представителям научного сообщества, но и более широкому кругу читателей, деятельность которых непосредственно связана с предметной областью данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пронькина Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL ASPECTS FUNCTIONALITY OF COSMETIC PRACTICES TRANSFORMATION THE BODY IN MODERN RUSSIAN CULTURE

The article discusses the professional development of cosmetic practices of body transformation in modern Russian culture, problems of nomenclature of constituent entities of cosmetic activity (the nail techs, makeup artists), multivariate levels of professional education of specialists (institutional and extra-institutional forms). The source bases are normative documents, in particular, the Federal education act, orders, standards. As an example, the author analyzes the formal ways of acquiring knowledge, abilities and skills, as well as informal courses, workshops, trainings. It is shown that professional cosmetic practice of body transformation is carried out in specialized areas of social and cultural activities (in terms of service needs of the population), specific cultural activities, artistic and creative culture. The analysis has found that the presence of professional education does not determine the overall level of professional competence, relevance and creativity of the specialist. Therefore, the author attempts to develop a metric of criteria qualitative and quantitative indicators of substantive achievements. In addition, attention is accented on particular questions of professional development of cosmetic practices of body transformation (ethics and freedom of creativity) that lead to, mainly, the main vectors of practitioners’ development. The novelty of this work lies in the updating study of the professional level of implementation of the cosmetic practices of transformation in the framework of the scientific development of the problems of natural and artificial bodies at the present stage of development of domestic culture. The obtained results can be useful not only for the scientific community but in the wider circle of readers, whose activity is directly connected with the topic of this article.

Текст научной работы на тему «Профессиональные аспекты функционирования косметических практик. . . С. 48-56. Трансформации тела в условиях современной российской культуры»

УДК 304.2 РО!: 10.22412/1993-7768-11-2-6

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОСМЕТИЧЕСКИХ ПРАКТИК ТРАНСФОРМАЦИИ ТЕЛА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Пронькина Анна Владимировна, кандидат культурологии, доцент, [email protected], ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», г. Рязань, Российская Федерация

В статье рассматриваются ключевые вопросы профессиональной реализации косметических практик трансформации тела в условиях современной российской культуры, связанные с проблемами номенклатуры субъектов косметической деятельности (нейл-мастеров, визажистов, гримеров), многовариантностью уровней профессионального образования специалистов (институциональные и внеинституциональные формы). Источниковой базой служат нормативные документы, в частности Федеральный закон об образовании, приказы, стандарты. В качестве примера проанализированы формальные способы получения знаний, умений и навыков, а также неформальные — авторские курсы, мастер-классы, тренинги. Показано, что профессиональные косметические практики трансформации тела осуществляются в рамках специализированных областей социально-культурной деятельности (в части обслуживания потребностей населения), специфических видов культурной деятельности и художественно-творческой области культуры. В результате анализа установлено, что наличие профессионального образования не определяет общий уровень профессиональной компетентности, востребованности и креативности специалиста. В связи с этим предпринята попытка разработки метрических критериев — качественных и количественных показателей предметных достижений. Кроме того, внимание в статье акцентировано и на частных вопросах профессиональной реализации косметических практик трансформации тела (профессиональной этике и свободе творчества), обуславливающих, главным образом, основные векторы развития специалиста-практика. Новизна работы состоит в актуализации изучения профессионального уровня реализации косметических практик трансформации в рамках научной разработки проблем естественного и искусственного тела на современном этапе развития отечественной культуры. Полученные результаты могут быть полезны не только представителям научного сообщества, но и более широкому кругу читателей, деятельность которых непосредственно связана с предметной областью данной статьи.

Ключевые слова: косметические практики трансформации тела, практики трансформации тела, субъекты косметической деятельности, профессиональное образование, специалисты-косметики

Введение

В контексте исследований автора данной статьи под косметическим практиками трансформации тела понимаются «способы обыденного или специализированного визуального преобразования телесности, связанные с живописным или живописно-пластическим оформлением внешнего вида человека без нарушения биологических структур его тела средствами декоративной косметики, грима (театральной косметики), косметических красок, декоративных элементов и спецэффектов» [4, с. 357]. К ним относятся:

роспись тела или его элементов, грим и макияж. Все они могут иметь вполне определенную специфику, зависящую от сферы распространения и исполнителя. В частности, представляется, что особого научного внимания заслуживают профессиональные косметические практики трансформации тела, которые в данном контексте противопоставлены практикам самодеятельным [6, с. 161—163].

Предметом данной статьи становятся образовательные и этические аспекты профессиональной реализации практик косметической трансформации тела в условиях современности, что

обусловлено слабой разработанностью данной проблемы в отечественной науке, отсутствием актуальных исследований, связанных с выявлением номенклатуры субъектов косметической деятельности, специфики уровней их профессионального образования, профессиональной этики специалистов-косметиков.

Проблема номенклатуры субъектов косметической деятельности

Профессиональные косметические практики трансформации тела, как правило, реализуются на уровне специализированных областей социально-культурной деятельности, связанной с обслуживанием потребностей населения (в рамках повседневной или праздничной культур), специфических видов культурной деятельности (например, на телевидении, в фото- и киноинду-стриях, рекламе и т.п.), художественно-творческой области культуры.

Оформление ногтей на уровне специализированных областей может осуществляться автономно либо быть сопряженным с космето-логическими практиками трансформации тела. В первом случае их процессуально-субъективная сторона связана с деятельностью нейл-дизайнера, во втором — нейл-мастера или ма-никюриста. При этом следует четко различать между собой практики косметической трансформации тела и практики косметологической трансформации тела. Последние мыслятся как совокупность лечебных и эстетических процедур, ориентированных на специализированную коррекцию или устранение дефектов внешнего облика человека методами лечебной или профессиональной профилактической косметики, массажа, инъекций, физиотерапии (аппаратные методики), маникюра, педикюра, эпиляции, татуирования, пирсинга, солярия, окрашивания бровей, зоны половых органов (и т.п.) без нарушения или с нарушением биологических структур тела, и, следовательно, сознательно вынесены за предметность данной статьи.

«В реальной практике наименования специалистов в области макияжа встречаются: мастер макияжа, художник по макияжу, визажист, визажист-стилист, визажист-косметолог, визажист-креатор, тату-визажист, таке-ираг^ и т.п. Эти термины либо выступают как синонимичные, либо служат для конкретизации профессиональной деятельности. Официальное обозначение специалистов в области макияжа — визажист —

регламентировано, в частности, Перечнем специальностей среднего профессионального образования (утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ)1 и Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 43.02.03 «Стилистика и искусство визажа»2. В функционал визажиста, помимо салонного и специализированного макияжа, включен фейс-арт и боди-арт» [5, с. 89].

Вместе с тем, согласно «Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016—94 (ОКПДТР) (принят постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 367) (с изменениями и дополнениями)», зафиксированы следующие наименования профессий: 13138 Косметик, 13456 Маникюрша, 27428 Художник-гример. Как видно, профессия визажист нормативно не закреплена, а в соответствии с типовой должностной инструкцией процедура наложения макияжа и бытового грима соотнесена с деятельностью косметика. Причем «на должность косметика назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование, без предъявления требований к стажу работы»3. Такое положение дел, вероятно, связано с тем, что в советское время в учреждениях бытового и коммунального хозяйства (парикмахерские, бани, Дома быта) образовывались косметические кабинеты. В них процедуры, относящиеся «к декоративной косметике: гигиеническую чистку здоровой кожи лица, гигиенический массаж лица и шеи, окраску бровей и ресниц, подкрашивание, наложение грима, маникюр, педикюр» [1, с. 7] осуществляли медицинские сестры косметички-массажистки.

Во многих зарубежных странах понятие makeupartist (MUA) имеет большую функциональную нагрузку, включая гримирование (prosthet-icmakeup) и создание визуальных спецэффектов,

1 Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] / Гарант.ру: информационно-правовой портал. URL: http://ivo.garant.ru/#/ document/ 70558310/ (дата обращения: 01.09.2016).

2 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 мая 2014 г. № 467) [Электронный ресурс] / Гарант.ру: информационно-правовой портал URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70591036/ (дата обращения: 01.09.2016).

3 Должностная инструкция косметика (косметолога) [Элек-

тронный ресурс] / В помощь кадровику. URL: http://instrukciy.

ru/text/dop1/page203.html. (дата обращения: 01.09.2016).

например, для кино, театра, телевидения (вреша1-шакеиреГГе^), тогда как в России для этих видов деятельности существуют отдельные наименования («художник-гример», «художник-постижер», «художник-бутафор») и трудовые характеристики.

Выявленная номенклатура субъектов косметической деятельности непосредственно связана с реальным многообразием уровней профессионального образования специалистов в области косметических практик трансформации тела, что требует особой конкретизации вопроса.

Уровни профессионального образования специалистов в области косметических практик трансформации тела

Профессиональное образование специалистов в области осуществления косметических практик трансформации тела подразумевает разделение на следующие уровни: среднее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование, профессиональные курсы.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 г. деятельность по «образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения»4 осуществляют профессиональные образовательные организации; дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации, программы профессиональной подготовки и переподготовки) реализуют образовательные организации и организации, осуществляющие образовательную деятельность; профессиональные курсы — образовательные организации и обучающие организации. К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, согласно ст. 2 Федерального закона «Об образовании в РФ», относятся образовательные организации; приравниваются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие «на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности»5.

4 Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/23.html (дата обращения: 01.09.2016).

5 Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе [Электронный ресурс] // Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г с изменениями 2015-2016 гг. - URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/2.html (дата обращения: 01.09.2016).

Среднее профессиональное образование «направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования»6. Получение среднего профессионального образования реализуется по программам подготовки специалистов среднего звена на базе техникумов и колледжей. В соответствии со ст. 68 уже упоминавшегося федерального закона, образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования7.

В области, связанной с косметическими практиками трансформации тела, среднее профессиональное образование возможно по следующим образовательным программам:

43.02.03 Стилистика и искусство визажа (салонный и специфический макияж, фейс-арт, боди-арт);

43.02.04 Прикладная эстетика (в части дизайна поверхности ногтя рук и ног);

53.02.09 Театрально-декорационное искусство (по видам): ПМ.01 — Художественно-гримерное оформление спектакля (эскиз грима, живописный и живописно-пластический грим).

Образовательные программы 43.02.03 Стилистика и искусство визажа и 43.02.04 Прикладная эстетика реализуются в основном технологическими колледжами, техникумами профессиональных технологий и сферы услуг, колледжами отраслевых технологий и сервиса, региональными школами сервиса и бизнеса (приравнены к колледжам), частными образовательными учреждениями; 53.02.09 Театрально-декорационное искусство — театрально-художественными

6 Статья 68. Среднее профессиональное образование [Электронный ресурс] // Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 г. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/68.html (дата обращения: 01.09.2016).

7 Там же.

колледжами, театрально-художественными техникумами, частными образовательными учреждениями.

Дополнительное профессиональное образование «направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. <...> Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. <. > Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации»8.

Содержание и специализация дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено Федеральным законом «Об образовании в РФ» и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование9. При разработке дополнительной профессиональной программы учитываются особенности ее осуществления в рамках профессионального образования, в данном случае среднего профессионального (Стилистика и искусство визажа, прикладная эстетика, художественно-гримерное оформление спектакля). Наиболее распространенной формой организации является учебный центр.

И в первом, и во втором случае факт получения профессионального образования подтверждается получением документа о профессиональном образовании установленного образца с присвоением квалификации (например, специалист по театрально-декорационному искусству, визажист-стилист, технолог-эстетист). Процесс обучения включает: теоретическое обучение, прак-

8 Статья 76. Дополнительное профессиональное образование [Электронный ресурс] // Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 г. с изменениями 2015—2016 гг. URL: http://zakon-ob-obrazovanii. ru/76.html. (дата обращения: 01.09.2016).

9 Там же.

тическое обучение, учебные и производственные практики (по профилю). Образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Профессиональные курсы в области, связанной с косметическими практиками трансформации тела, осуществляются, главным образом, средствами авторских курсов профессионалов в соответствующей сфере. Содержание и специфика курса определяется самостоятельно с опорой на имеющиеся знания, умения, навыки, опыт работы. Процесс обучения часто носит ситуативный и внеинституциональный характер, результат обучения оценивается в соответствии с авторскими критериями, документ об образовании (диплом или сертификат), как правило, не имеет нормативного статуса, квалификация не присваивается. Выделяют базовый, расширенный и предметные курсы. Подобная деятельность имеет легальную и нелегальную форму организации.

Широкое распространение получили и курсы повышения квалификации. Они могут быть реализованы в рамках образовательных учреждений и обучающих организаций. Наиболее актуальными являются так называемые «частные авторские курсы». Их так же, как и общепрофессиональные курсы, ведут профессионалы в соответствующей области. Их содержание и специфика определяются самостоятельно. Обобщенная цель — предметная передача теоретических знаний по конкретному блоку профессиональной деятельности, практическая отработка навыков, усовершенствование знаний по материаловедению, освоение особенностей использования новых средств в работе, овладение определенными техниками и технологиями. Общее количество учебных часов в рамках таких курсов различно; оно определяется с учетом темы и трудоемкости.

Необходимость повышения квалификации обусловлена постоянным обновлением тенденций и направлений косметической деятельности, появлением новых средств, материалов, инструментов, техник и технологий работы; может быть связана с довольно жесткой конкуренцией.

Развитию мотивации к личному самосовершенствованию способствует и значительное количество иных мероприятий — мастер-классов, тренингов, конкурсов.

Мастер-классы — это единичные или цикловые занятия обучающего или демонстрационного характера, проводимые специалистом в области косметических практик трансформации тела с целью овладения участником знаниями,

умениями, навыками по отдельному вопросу, теме или проблеме; восприятия отдельной демонстрируемой проектной идеи, техники, технологии.

Мастер-класс — это особый способ обобщения и распространения профессионального опыта, в идеале «представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру» [2, с. 170]. Кроме того, мастер-класс мыслится как некий процесс двусторонней коммуникации, в котором умение учиться мыслится не менее важным аспектом, чем умение учить. Способность участника мастер-класса к обучаемости, саморазвитию, самосовершенствованию здесь играет принципиальное значение. Без него невозможно самостоятельное активное и продуктивное аккумулирование нового социально-культурного, художественно-творческого и художественно-технологического опыта.

В сфере косметических практик трансформации тела существуют следующие типы мастер-классов:

• по предметной области: мастер-классы для нейл-дизайнеров, гримеров, визажистов;

• по количеству ведущих: индивидуальные или коллективные;

• по формату: реальные, онлайн, оффлайн;

• по цели: обучающие и демонстрационные;

• по продолжительности: единичные и цикловые;

• по содержанию: тематические и общепрофессиональные; предметного и межпредметного назначения; теоретические и практические; когнитивные, материаловедческие, технические и технологические;

• по форме: активные (с отработкой) и пассивные (без отработки);

• по виду социальной ориентации: благотворительные и коммерческие.

Кроме того, значительной популярностью среди профессионалов косметической сферы пользуются мастер-классы, объединенные в рамках стационарных или выездных мероприятий. Например, в области визажа следует отметить World beauty festival (Москва), Всероссийский форум визажистов (Московская область), Международный фестиваль визажистов «Красивые игры» (Сочи). Приоритетное значение таких мероприятий определяется не только их основной целью, но и тем, что в их рамках возможно непосредственное общение со специалистами

из разных городов России, зарубежных стран, обмен опытом, налаживание дружеских, творческих, деловых контактов. Как правило, в формате мероприятий предусмотрены и презентации косметических продуктов с возможностью их тестирования и приобретения со скидкой.

Распространенной формой обучения являются и тренинги, связанные с вопросами психологии общения, творчества, профессионального развития и роста, трудоустройством, проблемами бизнеса.

Большое значение для профессионального становления сегодня приобретают электронные способы специализированной коммуникации. Различные группы в социальных сетях, форумы, блоги, персональные сайты позволяют оперативно принимать важную информацию, получать ответы на интересующие вопросы, обсуждать проблемы и перспективы профессии, устанавливать необходимые контакты и т.п.

Особая роль в профессиональном формировании «мастеров-косметиков» принадлежит конкурсам. Здесь возможность проявления собственного стиля, техники и технологии служит залогом закрепления и развития креативного компонента косметической деятельности, освоения новых граней личного потенциала, актуализации и мотивации к постоянной творческой динамике.

Наиболее системными и фундаментальными конкурсами, создающими реальные условия для презентации российскими профессионалами собственных достижений являются Чемпионат России по парикмахерскому искусству, декоративной косметике, моделированию и дизайну ногтей (проводится ежегодно), Открытый Международный Чемпионат по парикмахерскому искусству, нейл-дизайну и декоративной косметике на Кубок Дружбы в рамках Фестиваля «Невские берега» (два раза в год), Кубок мира ОМС (Всемирная Организация Парикмахеров) HAIRWORLD (ежегодно), Всемирный фестиваль боди-арта (Австрия, ежегодно).

Конкурсы и фестивали могут быть рассмотрены как важные компоненты развития проектной культуры специалистов, ведь создание конкурсного образа подразумевает высокую профессиональную рефлексивность и компетентность, максимальную обоснованность, техничность, технологичность и, самое главное, инновативность. Как правило, качество работ мастера возрастает от конкурса к конкурсу, что повышает не только уровень его личных и креативных навыков, но и способствует усилению

показателей в повседневной профессиональной деятельности — чистота и скорость работы, комплексный подход к образу, грамотная ориентация и навигация.

Однако несмотря на указанную весьма широкую специфику получения профессионального образования, система ценностных ориентаций, социокультурных установок, мотивов деятельности в рамках профессиональной реализации косметических практик трансформации тела коррелирует с такими показателями, как объективные (социальные и культурные) условия, потребность (степень зависимости субъекта от объективных условий, стремление преобразования объективных условий), цель, выбор конкретных путей и средств (материалов, инструментов, техник и технологий), результат (конструируемый образ). Именно на этом базисе, как правило, определяются онтологическое состояние субъекта деятельности, степень его зрелости, показатели активности и продуктивности. Следовательно, наличие профессионального образования не определяет общий уровень профессиональной компетентности, востребованности и креативности специалиста. Единственным способом определения укорененности его социокультурного статуса становятся не процессуальные, а результирующие показатели, связанные с суммой предметных достижений.

Предметные достижения в рамках осуществления профессионального уровня косметических практик трансформации тела могут быть репрезентированы в качественных и количественных индикаторах. В зависимости от сферы непосредственной деятельности они могут различаться. При этом показатели стоимости работы специалиста не всегда влияют на оценку его эффективности, востребованности, квалифицированности.

Так, в рамках салонной или специфической деятельности актуальными количественными показателями служат: стаж работы, численность постоянных клиентов, численность привилегированных или высокопоставленных (в том числе и так называемых «звездных») клиентов, численность клиентов «по рекомендации», число реализованных образов. Качественными показателями для салонной работы являются: высокие личные качества (надежность, ответственность, оперативность, эмпатия и т.п.), время выполнения процедуры, высокая технологичность и осмысленность действий, постоянный планируемый результат (стабильность

результата), общественное признание, наличие портфолио, педагогическая деятельность, подкрепленная высоким уровнем работ учеников. Качественными показателями для специфических видов косметической деятельности могут быть все ранее перечисленные, а также: участие в популярных или масштабных проектах, разработка авторских методик, техник, технологий, инструментов и материалов (например, собственная брендированная линия профессиональной декоративной косметики или инструментов).

Этические вопросы профессиональной реализации косметических практик трансформации тела

Краеугольное значение в профессиональной деятельности имеет неписаный этический кодекс, опирающийся на принципы коммуникации с объектом деятельности и принципы коммуникации с коллегами.

Одной из основных проблем несоблюдения профессиональной этики сегодня становится заимствование (плагиат), представленный в следующих формах: копирование чужих идей, воплощенных в конкретных образах, без указания автора или с присвоением авторства; размещение в собственном портфолио чужих работ. И если первый распространен, главным образом, в специфических видах косметической деятельности, связанных с реализацией концептуальной креативной идеи, то второй может присутствовать во всех. При этом следует отделять плагиат от копирования с указанием первоначального авторства проектной идеи, ремейков и стилизаций, которые, к слову, позволяют углубить представления о профессиональной деятельности, усовершенствовать собственную технику.

Безусловно, отдельного внимания заслуживает и вопрос о свободе творчества в рамках реализации профессиональных практик косметической трансформации тела.

Очевидно, что заказ на созидание художественно оформленного образа тела (или его элементов) может иметь формальные и неформальные вариации. Формальный заказ обусловлен вполне конкретной потребностью клиента в достижении желаемого результата. В специализированных областях (например, театр, кино, фото) он может иметь структуру регламентирующего техзадания, объединенного общей концептуальной идеей. Неформальный заказ преимущественно устанавливается тенденциями моды.

Формальный заказ не всегда отрицает творчество как таковое, если он не сводится к детальному копированию. Даже вполне определенные рамки пожеланий и регламентов требуют от мастера учета индивидуальных особенностей объекта, а, следовательно, проявления творчества. Неформальный заказ в свою очередь описывает лишь направленность актуализации творчества, востребованность или популярность, например, цветовой гаммы, форм, типов материалов, соответствующих определенным стилевым ориентирам.

Кроме того, полная свобода творчества мыслится и как благо (истинная абсолютная свобода), и как неопределенное зло, ведь устраняя все формы зависимости, человек может не только разрушить свой личный социокультурный мир, но и способствовать разрушению основ социокультурной реальности других людей. Разумные ограничения свободы творчества — цена социокультурного бытия личности. Моральная база свободы — непреложное условие социального и культурного творчества.

Конечно, художественное экспериментирование, присущее креативным направлениям косметических практик трансформации тела, предполагает «безудержный полет фантазии», даже эмоционально-чувственное эпатирование публики. Оно может основываться на различных эстетических категориях и позициях. Однако отсутствие толерантности, антигуманистическая ориентация и иные проявления социальной деструкции не способны на реализацию истинных смыслов творчества, истинных смыслов культурной деятельности. Апелляция не к разуму, а к инстинктам не составляет подлинной природы творчества, а несообразное выпячивание собственной

личности может обеспечить лишь мнимый мимолетный успех, на деле — обличить убогость и плоскость «творца».

Развитию гармоничной творческой среды могут способствовать формальные и неформальные профессиональные объединения, союзы. Основанные на сотрудничестве и здоровой конкуренции, они выступают как определенные институциональные формы социальной ответственности, гарантирующие устойчивость креативной коммуникации личности, ее ценностную ориентацию.

Основные выводы

Реальное наименование специалистов в области косметических практик трансформации тела значительно шире существующей профессиональной номенклатуры, что обусловлено запаздыванием нормативной фиксации развития сферы косметических услуг.

Специфика профессиональной реализации косметических практик трансформации тела в условиях современной российской культуры обусловлена многовариативностью уровней профессионального образования, включающего институциональные и неиституциональные формы.

Наличие профессионального образования не определяет общий уровень профессиональной компетентности, востребованности и креативности специалиста.

Среди наиболее актуальных частных вопросов профессионального осуществления косметических практик трансформации тела можно назвать проблемы профессиональной этики и свободы творчества.

Литература

1. Ахабадзе А.Ф., Арутюнов В.Я. Практическое пособие для медицинских сестер косметичек-массажисток. Л.: Медицина, 1986. 144 с.

2. Бобряшова О.В. Мастер-класс и творческая мастерская как педагогические технологии активного обучения будущих дизайнеров // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2011. № 11 (130). С. 169—175.

3. Вигарелло Ж. Искусство привлекательности: История телесной красоты от Ренессанса до наших дней / Пер. с фр. А. Лешневской. М.: Нов. лит. обозрение, 2013. 432 с.

4. Пронькина А.В. К вопросу о генезисе косметических практик трансформации тела в культуре // Культура и цивилизация. 2016. Вып. 5. С. 357—365.

5. Пронькина А.В. Макияж как предмет философско-культурологического исследования: опыт определения терминологической и феноменологической сущности // Общество: философия, история, культура. 2016. Вып. 6. С. 88-90.

6. Пронькина А.В. Самодеятельные практики косметической трансформации тела // Общество: философия, история, культура. 2016. Вып. 12. С. 161-163.

7. Пронькина А.В. Социокультурные практики трансформации тела как вердикт современности // Культура и цивилизация. 2016. Вып. 4. С. 66—73.

8. Пронькина А.В. Тело как среда обитания: естественное VS искусственное (к постановке вопроса) // Общество. Среда. Развитие. 2016. Вып. 4. С. 115—118.

9. Самуйлова Л.В., Пучкова Т.В. Косметическая химия. Ч. 1: Ингредиенты. М.: Школа косметических химиков, 2005. 336 с.

10. Сорокина Т.А. Грим как визуальный и мистериальный аспект сценографии. М.: Экон-Информ, 2012. 142 с.

11. Фридман Р.А. Косметика (производство, применение, анализ). М.: Пищепромиздат, 1959. 414 с.

PROFESSIONAL ASPECTS FUNCTIONALITY OF COSMETIC PRACTICES TRANSFORMATION THE BODY IN MODERN RUSSIAN CULTURE

Anna V. Pronkina, Cand. Sci. (Culturology), Associate Prof., [email protected] Ryazan state University named for S.A. Yessenin, Ryazan, Russian Federation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article discusses the professional development of cosmetic practices of body transformation in modern Russian culture, problems of nomenclature of constituent entities of cosmetic activity (the nail techs, makeup artists), multivariate levels of professional education of specialists (institutional and extra-institutional forms). The source bases are normative documents, in particular, the Federal education act, orders, standards. As an example, the author analyzes the formal ways of acquiring knowledge, abilities and skills, as well as informal courses, workshops, trainings. It is shown that professional cosmetic practice of body transformation is carried out in specialized areas of social and cultural activities (in terms of service needs of the population), specific cultural activities, artistic and creative culture. The analysis has found that the presence of professional education does not determine the overall level of professional competence, relevance and creativity of the specialist. Therefore, the author attempts to develop a metric of criteria — qualitative and quantitative indicators of substantive achievements. In addition, attention is accented on particular questions of professional development of cosmetic practices of body transformation (ethics and freedom of creativity) that lead to, mainly, the main vectors of practitioners' development. The novelty of this work lies in the updating study of the professional level of implementation of the cosmetic practices of transformation in the framework of the scientific development of the problems of natural and artificial bodies at the present stage of development of domestic culture. The obtained results can be useful not only for the scientific community but in the wider circle of readers, whose activity is directly connected with the topic of this article.

Keywords: cosmetic practices of the body transformation, practices of the body transformation, the subjects of cosmetic activities, professional education, specialists in cosmetics

References

1. Akhabadze A.F., Arutyunov V. Ya., A practical handbook for nurses, beauticians-masseuses. Leningrad: Medicine, 1986, 144 p. (In Russ.).

2. Bobryashova O.V., Master-class and creative workshop as a pedagogical technologies of active training future designers. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 11 (130), 2011, pp. 169—175. (In Russ.).

3. Vigarello Zh., The Art of attraction: History of physical beauty from the Renaissance to the present day. Moscow: Novoeliteraturnoeobozrenie, 2013, 432 p. (In Russ.).

4. PronkinaA.V., To the question of the genesis of the cosmetic practices of the body transforming in culture. Kul'tura i tsivilizatsiya, no. 5, 2016, pp. 357—365. (In Russ.).

5. Pronkina A.V., Makeup as a subject of philosophical and cultural studies: the experience of the definition of terminological and phenomenological entity. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura, no. 6, 2016, pp. 88-90. (In Russ.).

6. Pronkina A.V., Amateur practices cosmetic of the body transformation. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura, no. 12, 2016, pp. 161-163. (In Russ.).

7. Pronkina A.V., Socio-cultural practices of the body transformation as the verdict of modernity. Kul'tura i tsivilizatsiya, no. 4, 2016, pp. 66-73. (In Russ.).

8. Pronkina A.V., The Body as habitat: natural VS artificial (to the question) / V.A. Pronkina. Obshchestvo. Sreda. Razvitie, no. 4, 2016, pp. 115-118. (In Russ.).

9. Samuilova L.V., Puchkova T.V., Cosmetic chemicals. Part 1: Ingredients. Moscow: Shkola kosmeticheskikh khimikov, 2005, 336 p. (In Russ.).

10. Sorokina T.A., Grimm as a visual and the mystery aspect of the set design. Moscow: Econ-Inform, 2012, 142 p. (In Russ.).

11. Friedman R.A., Cosmetics (manufacture, application, analysis). Mosccow: Pishhepromizdat, 1959, 414 p. (In Russ.).

Для цитирования:

Пронькина А.В. Профессиональные аспекты функционирования косметических практик трансформации тела в условиях современной российской культуры // Сервис plus. Т. 11. 2017. № 2. С. 48-56. DOI: 10.22412/1993-7768-11-2-6. Дата поступления статьи: 28.02.2017.

For citations:

Pronkina A. V., Professional aspects functionality of cosmetic practices transformation the body in modern Russian culture. Servis plus, vol. 11, no. 2, 2017, pp. 48-56. DOI: 10.22412/1993-7768-11-2-6. Received on February 28th, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.