Научная статья на тему 'Макияж как предмет философско-культурологического исследования: опыт определения терминологической и феноменологической сущности'

Макияж как предмет философско-культурологического исследования: опыт определения терминологической и феноменологической сущности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1675
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКИЯЖ / КОСМЕТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ УКРАШЕНИЯ ЛИЦА / СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ МАКИЯЖА / MAKEUP / COSMETIC PRACTICES OF FACIAL DECORATION / MODERN CULTURE / MASS CULTURE / TERMINOLOGICAL AND PHENOMENOLOGICAL ESSENCE OF MAKEUP

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пронькина Анна Владимировна

Сложившаяся ныне система взаимоотношений между человеком и результатом его деятельности приводит к необходимости расширения дискурсивного пространства за счет учета, описания и аналитики всего многообразия феноменологических репрезентаций, детерминирующих своеобразие культуры на новом этапе. В связи с этим предметом настоящей статьи становится феномен макияжа, онтологически вписанный в структуру современной культуры, однако терминологически не конкретизированный и научно не обоснованный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Пронькина Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Make-up as a subject of philosophical cultural research: definition of terminological and phenomenological essence

The current system of relations between a human being and the outcome of his / her activities leads to the need to expand the discursive space by means of taking into account, description and analysis of the variety of phenomenological representations that determine the uniqueness of the culture at the new stage. In this regard, the article deals with the phenomenon of make-up that is ontologically inscribed in the structure of contemporary culture, however, its terminology has not been specified and not been grounded scientifically yet.

Текст научной работы на тему «Макияж как предмет философско-культурологического исследования: опыт определения терминологической и феноменологической сущности»

УДК 304.2:687.553.2

Пронькина Анна Владимировна

кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина

МАКИЯЖ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ОПЫТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ

Аннотация:

Сложившаяся ныне система взаимоотношений между человеком и результатом его деятельности приводит к необходимости расширения дискурсивного пространства за счет учета, описания и аналитики всего многообразия феноменологических репрезентаций, детерминирующих своеобразие культуры на новом этапе. В связи с этим предметом настоящей статьи становится феномен макияжа, онтологически вписанный в структуру современной культуры, однако терминологически не конкретизированный и научно не обоснованный.

Ключевые слова:

макияж, косметические практики украшения лица, современная культура, массовая культура, терминологическая и феноменологическая сущность макияжа.

Pronkina Anna Vladimirovna

PhD in Cultural Studies, Assistant Professor, Cultural Studies Department, Ryazan State University

MAKE-UP AS A SUBJECT OF PHILOSOPHICAL CULTURAL RESEARCH: DEFINITION OF TERMINOLOGICAL AND PHENOMENOLOGICAL ESSENCE

Summary:

The current system of relations between a human being and the outcome of his / her activities leads to the need to expand the discursive space by means of taking into account, description and analysis of the variety of phe-nomenological representations that determine the uniqueness of the culture at the new stage. In this regard, the article deals with the phenomenon of make-up that is ontologically inscribed in the structure of contemporary culture, however, its terminology has not been specified and not been grounded scientifically yet.

Keywords:

makeup, cosmetic practices of facial decoration, modern culture, mass culture, terminological and phenom-enological essence of makeup.

Термин «макияж» происходит от французского maquillage, которое, согласно Словарю Французской академии, является производным от maquiller ('изменение внешнего вида'), что восходит к древнему глаголу picard maquier ('делать', 'притворяться', 'симулировать'), заимствованному из голландского maken ('делать') [1]. В английском языке аналогом служит отглагольное существительное make up в значениях: а) состав, строение, структура; б) внешний вид, облик, характер, натура; в) косметические изделия, косметика, грим, макияж, накладывание грима или косметики; г) выдумка, фантазия; д) компенсирование, компенсация [2].

Проанализировав представленные немногочисленные и часто обобщенные прикладные трактовки термина, выделим его наиболее существенные смысловые составляющие:

1. Макияж - это система действий и средств, направленная на зрительную трансформацию внешнего облика человека за счет выделения и (или) маскировки элементов и качеств лица с целью гармонизации, эстетизации и актуализации визуальной репрезентации личности в процессе социокультурной коммуникации (процессуальный и институциональный компоненты).

2. Макияж - это итоговый результат эстетической деятельности личности, нацеленный на облагораживание (украшение) лица и (или) его элементов (результативный компонент).

В связи с этим практики украшения лица средствами макияжа осмысляются с позиций це-леполагания, то есть как действие, направленное на придание более эстетичного вида, установление визуального соответствия представлениям о красоте, сложившимся в данной культуре, субкультуре; подразумевают всю совокупность видоизменений природной сущности форм и параметров, в том числе и кардинальную модификацию первичного облика. Практики украшения лица средствами макияжа по гендерному принципу могут быть разделены на мужские и женские, по элементарному составу - на декорирование кожи, бровей, век, губ.

С культурфилософских позиций можно дефиницировать лицо, являющееся важной составляющей тела и телесности, как основную часть внешнего образа человека, наделенную особыми скрытыми и явными коммуникативными, семиотическими и эстетическими характеристиками. Исходя из этого лицо понимается в двух плоскостях: натуралистической и культурной, где натуралистическая отражает первоначальную заданность параметров и особенностей лица, а культур-

ная - результат «возделывания» природных задатков в соответствии с индивидуальными потребностями и социальными запросами посредством различных манипуляций, основными из которых становятся сегодня практики косметического украшения лица. Отсюда культурная модальность лица предполагает включение его в особый диалогичный контекст между «естественным» и «искусственным», «нормативным» и «табуированным», «формальным» и «неформальным», «прекрасным» и «безобразным», «индивидуальным» и «коллективным», «модным» и «неактуальным», «обыденным» и «специализированным».

Следовательно, объектом макияжа является человеческое лицо, субъектом - либо рядовой человек (обыденный уровень: макияж создан самим человеком для самого себя), либо специалист (специализированный уровень). В реальной практике встречаются следующие наименования специалистов в области макияжа: мастер макияжа, художник по макияжу, визажист, визажист-стилист, визажист-косметолог, визажист-креатор, тату-визажист, make-up artist и т. п. Эти термины либо выступают как синонимичные, либо служат для конкретизации профессиональной деятельности. Например, обобщенное понятие «мастер макияжа» соотносится и с салонной работой, и с работой творческого неутилитарного характера, тогда как более узкое «художник по макияжу» связывается с художественной деятельностью профессионала в области декорирования лица.

Наименование «визажист», наиболее часто фигурирующее в номенклатуре специальностей, образовано путем дополнительного заимствования от французского visage ('лицо', 'облик', 'образ'). Существует несколько версий его введения в речевой оборот, основной из которых признается следующая: наименование «мастер по макияжу» в сокращенной форме даже в разговорном языке не является благозвучным (например, «макияжист», «макияжник»), в итоге оно заменяется на более подходящий и синонимичный - визажист. Отсюда «визажист» - обобщенное понятие квалификационной группы, а его разновидности: «визажист-стилист», «визажист-косметолог», «визажист-креатор», «тату-визажист» - также служат для конкретизации профессиональной деятельности и применяются в основном непосредственно в рабочей среде.

Официальное обозначение специалистов в области макияжа - визажист - регламентировано, в частности, Перечнем специальностей среднего профессионального образования (утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ) [3] и Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 43.02.03 «Стилистика и искусство визажа» [4].

Также, согласно стандарту, помимо салонного и специализированного макияжа в область профессиональной деятельности визажистов включен фейс-арт и боди-арт. Необходимо отметить, во многих зарубежных странах понятие makeup artist (MUA) имеет большую функциональную нагрузку, включая гримирование (prosthetic makeup) и создание визуальных спецэффектов, например, для кино, театра, телевидения (special makeup effects), тогда как в России для этих видов деятельности существуют отдельные наименования («художник-гример», «художник-по-стижер», «художник-бутафор») и особые трудовые характеристики.

Учет специализации и дополнительная классификационно-понятийная характеристика макияжа позволяют в большей степени конкретизировать его содержательные и синтактические референции, реализованные в пространстве современной культуры. Так, отталкиваясь от сферы применения и области профессиональной деятельности, можно выделить:

- повседневный макияж: будничный, праздничный;

- салонный макияж: дневной, вечерний (включая event-макияж);

- специфический макияж: для фото- и видеосъемки, сценических шоу, танатомакияж (в том числе и с элементами грима);

- креативный макияж - особый вид практической художественно-творческой деятельности человека, направленный на создание некоего выразительного образа на лице при помощи декоративных средств и спецэффектов (обыденный и специализированный уровни).

Разновидностями креативного макияжа являются: макияж с элементами росписи лица, роспись лица (face painting), фейс-арт (авангардный макияж), конкурсный макияж.

Под росписью лица (face painting) понимается прежде всего комплекс практических изобразительных действий, цель которого состоит во временном живописном декорировании лица или отдельных частей (например, лба, глаз, губ).

Фейс-арт (дословно от английского face art - 'искусство лица'), авангардный макияж (avantgarde makeup) с точки зрения феноменологической сущности представляет собой более сложное структурно-функциональное образование. Семантические границы фейс-арта сводятся к когнитивно-художественной изобразительной деятельности, где главным объектом творчества является лицо, а целью - создание новой целостной эстетически выразительной формы. Фейс-арт не имеет утилитарного назначения, включает некоторые виды макияжа, роспись лица, элементы грима и спецэффектов, базируется на законах изобразительного искусства, подчиняется эстетическим законам и категориям.

Конкурсный макияж - разновидность креативного макияжа, являющаяся предметом национальных и мировых состязаний среди профессионалов сферы красоты по основным направлениям: подиумный макияж (stage makeup), фантазийный макияж (fantasy makeup), макияж новобрачной (bridal makeup). Выполняется на месте проведения соревнований в соответствии с регламентом, в котором закрепляются основные правила создания образа, время выполнения работы, стилевые, технические и иные особенности каждого конкурсного направления. Наиболее значимыми конкурсными событиями для российских визажистов считаются: Чемпионат России по парикмахерскому искусству, декоративной косметике, моделированию и дизайну ногтей (ежегодно), Открытый Международный Чемпионат по парикмахерскому искусству, нейл-дизайну и декоративной косметике на Кубок Дружбы в рамках фестиваля «Невские берега» (два раза в год), Кубок мира OMC (Всемирная организация парикмахеров) HAIRWORLD (ежегодно).

Все указанные выше косметические практики украшения лица уже на уровне определения отражают разные модальности репрезентации лица человека в условиях современности: макияж с точки зрения процессуального компонента бытует на уровне повседневной культуры, фейс-арт - на уровне художественного творчества, роспись элементов лица наличествует как пограничный коррелирующий уровень между повседневностью и искусством.

Таким образом, учитывая представленные семантические, синтактические и функциональные особенности феномена макияжа, его следует понимать как систему действий и средств, направленную на зрительную трансформацию внешнего облика человека за счет выделения и (или) маскировки элементов и качеств лица с целью гармонизации, эстетизации и актуализации визуальной репрезентации личности в процессе социокультурной коммуникации (обыденный и специализированный уровни / культура повседневности / элемент системы культуры - образ жизни); создания новой экспериментальной целостной эстетически-выразительной формы (специализированный уровень / художественная культура / элементы системы культуры - мода и искусство).

Терминологическая фиксация феноменологической сущности макияжа позволяет рассматривать его как базовый компонент косметических практик украшения лица в условиях современной культуры. Онтологические границы макияжа охватывают все области человеческой жизнедеятельности, включают и репрезентируют основные идеи и технологии в стремлении к идеалу, гармонии, целостности образа, могут рассматриваться как специфический культурный код, текст и даже метатекст.

Ссылки:

1. См. подробнее: Maquillage [Электронный ресурс] // Dictionnaire de l'Académie française. URL: http://www.cnrtl.fr/defini-tion/academie9/maquillage (дата обращения: 01.04.2016) ; Maquiller [Электронный ресурс] // Ibid. URL: http://www.cnrtl.fr/definition/academie9/maquiller (дата обращения: 01.04.2016).

2. См. подробнее: Make-up [Электронный ресурс] // ABBYY Lingvo Live. URL: http://lingvolive.ru/translate/en-ru/make-up (дата обращения: 01.04.2016).

3. Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования : приказ Министерства образования и науки РФ от 29 окт. 2013 г. № 1199 [Электронный ресурс] : с изм. и доп. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа [Электронный ресурс] : утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 мая 2014 г. № 467. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

References:

'Make-up' 2016, ABBYY Lingvo Live, viewed 01 April 2016, <http://lingvolive.ru/translate/en-ru/make-up>. 'Maquillage' 2016, Dictionnaire de l'Académie française, viewed 01 April 2016, <http://www.cnrtl.fr/definition/acade-mie9/maquillage>.

'Maquiller' 2016, Dictionnaire de l'Académie française, viewed 01 April 2016, <http://www.cnrtl.fr/definition/acade-mie9/maquiller>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.