Научная статья на тему 'Рациональные и эмоционально-чувственные основания реализации косметических практик трансформации тела в культуре'

Рациональные и эмоционально-чувственные основания реализации косметических практик трансформации тела в культуре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
173
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВЕННОЕ ТЕЛО / КУЛЬТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕЛА / КОСМЕТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ТРАНСФОРМАЦИИ ТЕЛА / ПРАКТИКИ ТЕЛЕСНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ / ТЕЛЕСНОСТЬ / ТЕЛО / ТЕХНИКИ ТЕЛА / ТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕЛА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пронькина Анна Владимировна

Объектом анализа настоящей статьи является специфика реализации косметических практик трансформации тела в условиях современности, а предметом их рациональные и эмоционально-чувственные основания. Автор придерживается представления о том, что косметические практики трансформации тела являются значимыми культурными практиками, активно интегрированными в саму систему культуры, фиксирующими на феноменологическом и онтологическом уровнях процесс соматической преобразующей культурной деятельности. Вместе с тем, практическая деятельность, направленная на косметическую трансформацию тела не образует самостоятельного культурного комплекса, а встраивается в реализацию уже имеющихся, дополняя и расширяя их институциональное и процессуально-предметное поле культуры. Методологическим базисом исследования являются философские методы и принципы познания объективность и целостность, системность и детерминизм. Новизна представленного материала заключается в новаторстве постановки вопроса, то есть в аналитике ключевых оснований реализации косметических практик трансформации тела с точки зрения их перманентной природы с процедурой выявления рациональных и эмоционально-чувственных принципов, коррелируемых с производственными смыслами и механизмами культуры и культурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Пронькина Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рациональные и эмоционально-чувственные основания реализации косметических практик трансформации тела в культуре»

r^-o

о

УДК 008.001 ББК 71 + 87.5

А.В. Пронькина

рациональные и эмоционально-чувственные основания реализации косметических практик трансформации тела в культуре

Объектом анализа настоящей статьи является специфика реализации косметических практик трансформации тела в условиях современности, а предметом - их рациональные и эмоционально-чувственные основания. Автор придерживается представления о том, что косметические практики трансформации тела являются значимыми культурными практиками, активно интегрированными в саму систему культуры, фиксирующими на феноменологическом и онтологическом уровнях процесс соматической преобразующей культурной деятельности. Вместе с тем, практическая деятельность, направленная на косметическую трансформацию тела не образует самостоятельного культурного комплекса, а встраивается в реализацию уже имеющихся, дополняя и расширяя их институциональное и процессуально-предметное поле культуры. Методологическим базисом исследования являются философские методы и принципы познания -объективность и целостность, системность и детерминизм. Новизна представленного материала заключается в новаторстве постановки вопроса, то есть в аналитике ключевых оснований реализации косметических практик трансформации тела с точки зрения их перманентной природы с процедурой выявления рациональных и эмоционально-чувственных принципов, коррелируемых с производственными смыслами и механизмами культуры и культурной деятельности.

Ключевые слова:

искусственное тело, культурная трансформация тела, косметические практики трансформации тела, практики телесной трансформации, телесность, тело, техники тела, трансформация тела.

Пронькина А.В. Рациональные и эмоционально-чувственные основания реализации косметических практик трансформации тела в культуре // Общество. Среда. Развитие. - 2017, № 1. - С. 64-67.

© Пронькина Анна Владимировна - кандидат культурологии, доцент, и.о. заведующего кафедрой культурологии, Рязанский государственный университет С.А. Есенина, Рязань; e-mail: a.pronkina@rsu.edu.ru

В контексте данной статьи под косме- к вопросу об архитектонике косметиче-

тическим практиками трансформации ских практик трансформации тела

тела понимаются способы обыденного или Архитектоника косметических практик

специализированного визуального пре- трансформации тела (см. подробнее табл. 1)

образования телесности, связанные с жи- на современном этапе представляет собой

вописным или живописно-пластическим сложное структурное и функциональное

оформлением внешнего вида человека без образование, активно интегрированное

нарушения биологических структур его в саму систему культуры. Они могут быть

тела средствами декоративной ^метжи объективно признаны полноценными

грима (театральной ^метж^ космети- культурными практиками, фиксирующи-

ческих красок, декоративные элементов и ми на феноменологическом и онтологиче-

спецэффектов. Указанная трактовка, глав- ском уровнях процесс соматической пре-

ным образом, подразумевает соотнесение образующей культурной деятельности. процессуальной стороны практик с резуль- Вместе с тем, представляется, что прак-

тативным компонентом указанных ^дств тическая деятельность, направленная на

предназначенных для живописного или косметическую трансформацию тела не об-

живописно-пластического оформления разует самостоятельного культурного ком-

внешнего вида человека (причем именно плекса, а встраивается в реализацию уже

оформления, так как их целевая ориента- имеющихся, дополняя и расширяя их инс-

ция связана с различными функциями), а титуциональное и процессуально-предмет-

то, что все они реализуются без нарушения ное поле. В данной связи, очевидно, что яв-

биологических структур тела, может спо- ляясь частью общей структуры, они в про-

собствовать их рассмотрению как «второй цессе ее исторического развития обуславли-

кожи», своеобразного убранства тела без ваются динамикой иных проявлений жиз-

предметно выраженного убора, телесности недеятельности людей, что в совокупности

одновременно выходящей и не выходящей позволяет рассматривать их не столько как

за пределы собственного тела [3]. явление самостоятельное, сколько как сис-

Таблица 1

Видовая классификация косметических практик трансформации тела

Вид косметических практик трансформации тела Разновидности косметических практик трансформации тела Сфера функционирования

Художественное оформление ногтей Тонирование Живописный дизайн Живописно-пластический дизайн Повседневная культура Праздничная культура

Роспись лица и тела Элементарная Вербальная Живописная Графическая Повседневная культура Праздничная культура Боди-арт, Фейс-арт Театральная культура Кинематограф Фотография Цирк, Эстрада Телевидение

Грим Портретный Характерный Аэтативный Этнический(национальный) Анималистический Фантазийный Праздничная культура Театральная культура Кинематограф Фотография Цирк Эстрада Телевидение

Макияж Повседневный Праздничный Специфический Авангардный Повседневная культура Праздничная культура Погребальная культура Фейс-арт Боди-арт Театральная культура Кинематограф Фотография Цирк Эстрада Телевидение

темно-зависимое. То есть развитие косметических практик трансформации тела, одновременно, - и следствие, и импульс, и способ дальнейшего изменения всей культурной среды в современных условиях (см. рис. 1).

Представляется, что реальная аналитика практик предполагает соотнесение их перманентной сущности с процессом опредмечивания, коррелируемым с производственными смыслами и механизмами культуры и культурной деятельности. В них объективизация субъективного выступает как организованный целенаправленный процесс установления соответствия внешней формы:

— внутреннему содержанию (индивидуальное тело как имманентное «Я»);

— социокультурным идеалам и предписаниям (коллективное тело как способ взаимодействия «Я» с «Они» и определение идентификационных связей - «Мы»);

— вариантам и инвариантам знаковой кодификации (невербальная коммуникация «Я» с «Мы» и «Они»);

— художественному замыслу (использование индивидуального тела для реализации творческого процесса).

При таком толковании практик косметической трансформации тела очевидной становится их, одновременно, рациональная и иррациональная, то есть эмоционально-чувственная, эстетическая, природа.

Субстанциональный базис косметических практик трансформации тела

Воспользовавшись терминологией М. Вебера [1], в понимании рациональности практик косметической трансформации тела можно выделить:

— практическую рациональность, закрепляющую выбор цели, разработку стратегии и тактики, установление и внедрение конкретных технологий, техник и средств трансформации;

— теоретическую рациональность, позволяющую терминологически зафиксировать планирование и осуществление процесса трансформации;

— субстантивную рациональность, определяющую процессуальное и результативное гомологическое акцентирование, соотнесение конструируемого образа с обобщенной социокультурной системой ценностей, норм и стандартов;

— формальную рациональность, организующую всю совокупность существующих стратегий, тактики, технологий, техник и средств в единую, готовую к активному использованию, систему.

Рациональные начала косметических практик трансформации тела обуславливают их программируемость, алгоритмич-ность, транслируемость, маркируемость, идентифицируемость и т.д. Они напрямую связаны с возможностью определения констатных (традиций) и переменных (инноваций) векторов в реализации телесного проекта как в диахроническом, так и в синхроническом аспектах.

Кроме того, рациональные основания косметических практик трансформации тела могут рассматриваться как в индивидуальной, так и в социальной плоскостях.

Индивидуальная рациональность связана, главным образом, с особенностями субъективной интериоризации, интерпре-

г^-о

о

Стандарты красоты

Техники и технологии

Эстетика тела

Индустрия красоты

Мода

«

о о

о

тз О

в к

ш о

О н

и га р ■

К

К »

р

О

О)

•в р

со О

(Я р

я 8 о

Индивиду альная жизнедеятель ность

Трудовая деятельность

Социальное взаимодействие

Образ жизни

Знаки-сим волы

Знаки-сигналы

Художественный образ

Визуальный образ

Язык

Идеология

Культ красоты

Свобода творчества

Визуальная сам о актуализация

Искусство

Теарт

Кино

Фотография

Цирк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Телевидение

Эстрада

Фейс-арт

Боди-арт

«

й

И

о «

и ^ к

к

<п н

I я X

о

о

«

л

« н

й О

о

о «

о &

Мораль

Ценности и нормы

Обычаи

Кодексы

Идеалы

Рис. 1. Косметические практики трансформации тела в структуре культуры.

тации и применения знаний, умений, навыков, техник и технологий в производстве визуального образа, сформированных в ходе реальной предметно-практической ежедневной или периодической косметической деятельности, а также их оценкой, обоснованием, презентацией.

Социальная рациональность опирается на совокупность перспективных индивидуальных рациональностей, однако ее смыс-лообразующая сущность не сводится к их простой механической сумме, но объективно соотносится с идеями, представлениями, эталонами социальных и культурных институций, регламентирующих идеальные нормы, ценностные ориентиры и образцы.

Эмоционально-чувственное, эстетическое начало практик косметической трансформации тела, напротив, подразумевает субъективное осмысление как самого процесса осуществления какого-то конкретного вида или типа практики, так и их воплощенного результата, не связанных напрямую с их целесообразностью, практической утилитарностью, программируемостью. Его основой служит не логическое суждение

и действие, но суждения и действия эстетические, сформированные на уровне индивидуального восприятия, впечатления, взгляда, вкуса под влиянием персональных или социальных представлений об эстетическом идеале, гармонии и совершенстве, приносящих наивысшую степень эмоционально-чувственного удовлетворения (или недовольства). При этом само эмоционально-чувственное творчество строится не только по законам красоты, но включает ориентир и на иные эстетические категории.

С этих позиций результативной единицей предметного бытия косметических практик трансформации тела как практик, главным образом, социокультурных является созданный визуальный образ, который в реальности существует как воплощенный художественный. Воплощенность образа свидетельствует о его материальном и духовном статусах локализованных в действительности, тогда как художественность порождена слиянием индивидуальной рациональной рефлексии, выражением эмоционально-чувственной рецепции творца и способом его воплощенности.

Рис. 2. Деятельностная импликация визуального образа

В зависимости от контекста можно имплицировать этот визуальный образ в рамках художественно-практической и художественно-творческой деятельности, где художественно-практический аспект концентрирует идею восприятия макияжа, грима, росписи тела и дизайна ногтей как «искусства прикладного», дополняющего практическое существование тела в конкретном времени и пространстве, а художественно-творческий - идею включенности грима, макияжа, росписи тела в особую свободную от решения утилитарно-функциональных задач область искусства, имеющую «художественное воздействие единственным смыслом своего существования» [2, с. 261] (см. рис. 2).

Именно единство предметно-практических и эстетическо-деятельных аспектов косметических практик трансформации тела обуславливает соотнесение их результата с конкретными подсистемами культуры (концептов, паттернов, артефактов) и теми культурными комплексами, которые они образуют. В частности, рассматривая косметические практики трансформации тела с точки зрения совокупности оперативных «мыслительных» единиц концептуальной системы, закрепленных в сознании агентов, мы неизбежно сталкиваемся

и с рациональными, и с эмоционально-чувственными смыслами, ценностями и установками; на уровне алгоритмичности самого культурного действия также фиксируются его рациональное и иррациональное направления; искусственная модальность объекта практик, артефактально реализует художественно-практический и художественно-творческий план его выражения.

Выводы

Таким образом, как было установлено, и рациональные, и эмоционально-чувственные основания косметических практик трансформации тела не просто направляют и фиксируют процессуальную сторону их осуществления, но способствуют формированию наиболее гармоничной и целостной предметности. Здесь человек превращается в артефакт, в искусственно созданный искусственной средой объект. Тотальность его искусственности определяется тотальностью действия всей системы культуры. Результат косметической трансформации тела, понимаемый как артефакт, является итоговой предметной формой очеловечивания человека человеком, причем, прежде всего, формой одухотворенной, социализированной, этизи-рованной и эстетизированной.

Природа деятельности

Рациональное начало

Эстетическое начало

Художественный визуальный образ тела

Стратегия деятельности

Художественно-практический Художественно-творческий

Утилитарная Неутилитарная

список литературы:

[1] Вебер М. Избранное / Пер. с нем.: М.И. Левина, П.П. Гайденко, А.Ф. Филиппов. 2-е изд., доп. и испр. - М.: РОССПЭН, 2006. - 651 с.

[2] Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: Петрополис, 1996. - 415 с.

[3] Пронькина А.В. Косметические практики украшения лица в условиях современной массовой культуры: конкретизация понятийного аппарата исследования // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2016, вып. № 3. - С. 100-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.