Научная статья на тему 'Реализация дуальной системы при обучении математике бакалавров экономического направления'

Реализация дуальной системы при обучении математике бакалавров экономического направления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ ВЫПУСКНИК / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / DUAL SYSTEM OF TRAINING / COMPETITIVE GRADUATE / PROCESS OF TRAINING IN MATHEMATICS / MATHEMATICAL MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кийко Павел Владимирович

В настоящее время рынок труда перенасыщен экономистами, однако среди них мало высококвалифицированных профессионалов. В своей статье автор пытается решить данную проблему, актуализировав процесс обучения математике бакалавров экономического направления с помощью практико-ориентированного подхода (дуальной системы обучения), который можно реализовать методами математического моделирования. Также рассмотрены характеристики деятельности бакалавра с учётом дуального обучения в области экономики, которые влияют на уровень подготовки конкурентоспособного высококвалифицированного выпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of Dual System When Training BS Students in Mathematics

Now labor market is oversaturated with economists, however highly skilled professionals are few among them. In the article the author tries to solve this problem, having staticized process of training in mathematics of BS students by means of a practice focused approach (dual system of training) which can be realized by methods of mathematical modeling. Characteristics of activity of a student taking into account dual training in the field of economy which influence level of training of the competitive highly skilled graduate are also considered.

Текст научной работы на тему «Реализация дуальной системы при обучении математике бакалавров экономического направления»

Кийко П.В. Реализация дуальной системы при обучении математике бакалавров экономического направления // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №3. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-3/36-spets03/721-00259. - ISSN 2413-4066

УДК 378.147:51

Кийко Павел Владимирович

Кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск pv.kiyko@omgau.org

Реализация дуальной системы при обучении математике бакалавров экономического направления

Аннотация: В настоящее время рынок труда перенасыщен экономистами, однако среди них мало высококвалифицированных профессионалов. В своей статье автор пытается решить данную проблему, актуализировав процесс обучения математике бакалавров экономического направления с помощью практико-ориентированного подхода (дуальной системы обучения), который можно реализовать методами математического моделирования. Также рассмотрены характеристики деятельности бакалавра с учётом дуального обучения в области экономики, которые влияют на уровень подготовки конкурентоспособного высококвалифицированного выпускника.

Ключевые слова: дуальная система обучения, конкурентоспособный выпускник, процесс обучения математике, математическое моделирование.

Потребность в математическом мышлении для формирования профессиональной компетентности бакалавра служит тем качественным скачком в познании, который предполагает создание математических моделей. Когда обучающиеся решают практические задачи с помощью математического моделирования, то возникают ситуации, схожие с теми, которые изложены в задачах, где необходимо принимать решение самостоятельно.

Изучение почти любой темы курса математики заканчивается построением некоторой математической модели. Для этого используются как индуктивные, так и дедуктивные методы. Получая в результате рассуждения некоторую формулу, схему, график, таблицу, алгоритм и т.п., мы тем самым имеем дело с моделированием.

Осознанное видение взаимосвязи между экономическими понятиями, умение применять полученные экономические знания на практике составляют основу экономической грамотности. Её развитию способствует эффективное использование задач с экономическим содержанием. В связи с возросшей сложностью экономических систем осмысление условия задачи и составление плана решения объективно невозможно без использования экономико-математических методов и моделей. Принимая решение по экономической проблеме, руководствуясь формализованной моделью, рассматриваемой экономической ситуации, обучающиеся способны выбрать наиболее эффективный способ поведения.

Основной целью обучения математике бакалавров экономических направлений является формирование у них знаний, умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Поэтому необходимо формировать такой уровень

математической подготовки, который необходим для решения задач, требующих анализа ситуаций и выбора решений при изучении специальных дисциплин, для осуществления профессиональной деятельности, для продолжения образования.

«Решая профессионально ориентированные задачи различного уровня сложности в определенной последовательности, - отмечает В.А. Далингер, - обучающиеся оперируют профессиональными терминами, приобретают умение анализировать ситуации, характерные для будущей профессиональной деятельности в сфере экономики и финансов» [1, с. 19].

«Математика, - говорит К.Н. Соловьенко, - может помочь формализовать наличные экономические теории и «обобщить» их, построив модели, в которых каждая из них станет «виднее». Системное мышление математиков - средство, способное стать могучим орудием экономистов, помогающим создавать целостные экономические модели» [7, с. 48].

Математика в ходе своего развития превратилась в необходимое людям орудие познания и, как отмечает Н.Ш. Кремер, «является не только мощным средством решения прикладных задач и универсальным языком науки, но также и элементом общей культуры»

[5, с. 8].

В процессе обучения в вузе бакалавров актуализирует прежде всего те экономические ценности, которые приобретают для него жизненно и профессионально необходимый личностный смысл. На этой основе в сознании формируется «Я-профессиональное» как совокупность целей, идей, установок, корректирующих индивидуальный опыт экономической деятельности будущего специалиста, связанные с ним переживания, убеждения, профессиональные связи и отношения.

Современная профессиональная деятельность экономиста тесно связана с обработкой и использованием информации. В связи с этим Н.А. Мещерякова отмечает, что «одним из образующих компонентов профессиональной компетентности экономиста является информационная компетентность как овладение умениями организовать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты в работе с различными источниками информации в современной компьютерной среде; в решении экономических задач с использованием информационных технологий; во владении технологиями создания программного обеспечения своей будущей специальности» [6, с. 11].

Уровень конкурентоспособности зависит от качества образования, от успешности управления процессом формирования конкурентоспособности в вузе и находится вне системы формального образования. Последнее утверждение требует уточнения понятия «менеджмент». Менеджмент - это система обеспечения конкурентоспособности управляемых объектов (в том числе и образовательных услуг). В настоящее время менеджмент предполагает прежде всего управление собой - самоорганизацию, самоопределение в мире людей и предприятий.

Многочисленные исследования показывают, что умственное развитие, а следовательно, и профессиональные качества будущего выпускника существенно зависят от того, каким оказывается содержание обучения и насколько большое внимание уделяется тесному взаимодействию высшей школы и предприятий. Любые знания, которыми овладевают обучающиеся, могут быть усвоены ими только в том случае, если задействована вся система мыслительных операций, закрепленная практическими навыками на предприятии. Нельзя научиться анализировать вне какого-либо теоретического содержания и не вникнув в ситуацию на производстве.

Процесс подготовки обучающихся к трудовой деятельности одним из своих оснований имеет ориентированность на широкий спектр личностных проявлений студентов, определяющих их профессиональную подготовленность. В профессиональной подготовленности обучающихся целесообразно выделить следующие личностные аспекты: мотивационно-ценностный, когнитивный и операционально-исполнительный.

На основе анализа теоретических источников, обобщения опыта, нами выявлены характеристики деятельности бакалавра с учётом особенностей дуального обучения в области экономики (рис. 1):

- знание организационно-правовых основ профессиональной деятельности;

- умение выбрать соответствующую форму профессиональной деятельности, стратегию и тактику экономического поведения;

- умение создать деловую и творческую атмосферу в коллективе через совершенствование его организационной культуры;

- освоение методов социального партнерства;

- умение совершенствовать стиль и методы работы с ориентацией только на потребителя на основе изучения спроса и предложения;

- умение осуществлять комплексный анализ хозяйственной деятельности фирмы, знание методов принятия рисковых решений;

- умение разрабатывать текущий и перспективный бизнес-планы, корректировать и реализовывать их.

Знания организационно-правовых основ профессиональной деятельности

Умение выбрать Умение создать

стратегию и деловую и

тактику соответствующую

экономического творческую

поведения атмосферу в

коллективе

Освоение методов социального партнерства

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАКАЛАВРА ПРИ ДУАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Умение совершенствовать стиль и методы работы

жжжтжтжтжмжмжниш

Умение Знание методов

осуществлять принятия

комплексный рисковых

анализ решений

Освоение методов социального партнерства

Рис. 1. Характеристики деятельности бакалавра при дуальном обучении

Для того чтобы процесс обучения математике положительно влиял на уровень подготовки конкурентоспособного высококвалифицированного выпускника, необходимо уделять внимание:

- увеличению бюджета времени, отводимого на обучение математике обучающихся финансово-экономического профиля;

- ориентации на понимание обучаемыми прикладных областей математики;

- преемственности в содержании отдельных предметов и программ;

- привлечении знаний из других учебных предметов и опора на них при изучении нового материала и его закреплении;

- формированию у обучающихся умений, влияющих на приобретение первоначального практического опыта для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранному направлению подготовки;

- знакомству бакалавров с корпоративной культурой предприятия, его особенностями;

- сведению к минимуму затрат по социальной и трудовой адаптации выпускника в новом трудовом коллективе;

- привлечению к образовательному процессу в качестве обучающих профессионального обучения высококвалифицированный финансово-экономический персонал предприятия.

Предметная система обучения, которая существует сейчас, отражает традиционно сложившееся в науке разделение предметных областей знания на естественные, технические и гуманитарные. Развитие научного познания усиливает дифференциацию наук. Этот процесс, обнажая смежные грани в познании природы и общества, техники и человека, его труда, культуры и искусства вызывает неразрывно связанный с ним процесс интеграции научного знания. В этой связи становится необходимым осуществление более детального анализа основных компонентов методической системы обучения математике с целью использования больших потенциальных возможностей моделирования для реализации межпредметных связей математики с профессиональными компетенциями, формирования активной жизненной позиции и становлению ответственной личности, способной к продуктивному труду.

В учебном процессе межпредметные связи стихийно не возникают и возникнуть не могут. Их необходимо предварительно определять и целенаправленно включать в содержание программ и учебников, а затем реализовывать в процессе обучения. Естественно, отражение межнаучных связей в содержании учебных дисциплин, с одной стороны, должно быть на высоком научном уровне, а с другой - вполне доступно обучающимся.

Нельзя также сказать, что дисциплины экономико-математического цикла последовательно взаимодействуют между собой как единая система. Более того, их содержание и структура иногда противоречат друг другу и нарушают последовательность процесса обучения, необходимую для формирования у обучающихся общих экономико-математических понятий. Поэтому на данном этапе будет актуальной реализация дуальной системы обучения. Предприятия, вовлеченные в процесс подготовки кадров, идут на достаточно существенные расходы, связанные с обучением работников, так как хорошо понимают, что затраты на качественное профессиональное образование являются надежным вкладом капитала. При этом они становятся заинтересованными не только в результатах обучения, но и в содержании обучения, его организации. Поэтому реализацию межпредметных связей математики с практическим профессиональным обучением чаще всего определяют как осуществление прикладной направленности обучения. В.А. Далингер [2], отмечает относительную независимость в развитии предметных структур отдельных учебных дисциплин, являющихся компонентами интегрируемого содержания образования. При этом интегрированным урокам должна предшествовать предварительная дифференциация и специализация предметов и учебной деятельности.

Реализация идеи дифференциации содержания образования и учебных требований обусловлена современным социальным заказом подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности. В этой связи становится необходимым осуществление более детального анализа основных компонентов методической системы обучения математике с целью использования больших потенциальных возможностей практико-ориентированного обучения для формирования качественно нового типа личности -профессионала, владеющего творческим складом ума, способностью к самообучению, ответственностью, свободой мышления, высокой степенью адаптивности и профессионализмом.

Ссылки на источники:

1. Далингер В.А. Математическое моделирование как системообразующий фактор интеграции курсов математики и спецдисциплин финансово-экономических специальностей // Математическое образование в вузах Сибири: Сб. научн. трудов / Отв. ред. М.В. Носков; Отв.за вып. В.А. Шершнева.- Красноярск: иПц КГТУ, 2002. - С. 15 - 19.

2. Далингер В.А. Современные проблемы методики преподавания математики // Традиции и инновации в системе образования: Гуманитаризация образования. Материалы региональной науч.-практич. конф. Ч.1. - Чита: Изд - во ЗабГПУ, 1998. - С. 44 - 47.

3. Кийко П.В. Математическая модель как метод решения проблемы конкурентоспособности вузов и повышение научно-исследовательской компетенции студентов // Омский научный вестник. 2015. № 4 (141). С. 166-169.

4. Математическое моделирование как системообразующий фактор в реализации межпредметных связей математики и спецдисциплин в обучении будущих экономистов Кийко П.В. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Омский государственный педагогический университет. Омск, 2006

5. Кремер Н.Ш. Высшая математика для экономистов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 439 с.

6. Мещерякова Н.А. Математические модели физических явлений и обучение студентов технического вуза их построению. Автореферат дисс. ... канд. пед. наук. Ленинград. - 1974.-178с.

7. Соловьенко К.Н. Менеджмент, маркетинг и математика в культуре идеального экономиста // Высшее образование в России. - 2001. - №2. - С. 46 - 50.

Pavel Kiyko

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Realization of Dual System When Training BS Students in Mathematics

Abstract: Now labor market is oversaturated with economists, however highly skilled professionals are few among them. In the article the author tries to solve this problem, having staticized process of training in mathematics of BS students by means of a practice focused approach (dual system of training) which can be realized by methods of mathematical modeling. Characteristics of activity of a student taking into account dual training in the field of economy which influence level of training of the competitive highly skilled graduate are also considered.

Keywords: dual system of training, competitive graduate, process of training in mathematics, mathematical modeling.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.