Научная статья на тему 'Влияние дуального обучения на профессиональную компетентность будущих предпринимателей'

Влияние дуального обучения на профессиональную компетентность будущих предпринимателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / БИЗНЕС-ПРОЕКТ / ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ECONOMETRIC MODELING / BUSINESS PROJECT / DUAL TRAINING / COMPETENCE OF ENTREPRENEURS / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кийко Павел Владимирович

Изложена проблема реализации практико-ориентированного обучения с индивидуальными предпринимателями в высшей школе и предпринята попытка решения ее с помощью дуального обучения. Показано влияние дуального обучения на профессиональную компетентность будущих предпринимателей: с помощью методов эконометрического моделирования обучающиеся строят экономико-математическую модель и исследуют её на производстве как бизнес-проект, получая практические навыки, квалифицированно решая профессиональные задачи и оценивая результаты своего труда. Овладев основными методами, операциями и приемами мышления, а также исправляя недостатки теоретической модели, обучающиеся приобретают способность комбинировать запас знаний. Отдельно рассмотрены информационные технологии, с помощью которых обучающиеся строят экономико-математическую модель, проводят статистическую оценку отдельных параметров модели, проверяют её на адекватность в целом и реализуют в виде законченного бизнес-проекта. Подтверждается выдвинутая гипотеза о взаимовыгодном сотрудничестве. С одной стороны, у обучающихся формируется уровень собственного развития, личностных достижений, а также такие качества, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, творчество, склонность к самоанализу, разработке и апробации готового бизнес-проекта. С другой стороны, предприниматель получает доступный по цене, проверенный на практике и полностью готовый к внедрению бизнес-проект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кийко Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effect of dual training on professional competence of future entrepreneurs

The article presents the problem of practice-oriented training with individual entrepreneurs in high school and attempts to solve it using the dual training. The author shows the influence of dual training on professional competence of future entrepreneurs. Using the methods of econometric modeling, students build a mathematical model and studying it in production as a business project. Getting practical skills, competently solving professional tasks and evaluating the results of their work, students develop professional education. Having mastered the basic methods, operations and techniques of thinking, as well as correcting the shortcomings of theoretical models, students acquire the ability to combine the stock of knowledge. Separately, the author considers information technologies, with which students build a mathematical model, conduct a statistical evaluation of selected parameters of the model, to check its adequacy in general, and implement the completed business project. There is confirmed the hypothesis about the mutual cooperation. On the one hand, there is developed a level of self-development among students, personal achievements and qualities such as creativity, initiative, and focus on collaboration, creativity, propensity for introspection and the development and testing of a business project. On the other hand, the entrepreneur receives an affordable, proven and ready to be implemented business project.

Текст научной работы на тему «Влияние дуального обучения на профессиональную компетентность будущих предпринимателей»

УДК 378.147.88:658.114.1 JEL: C53

DO110.25513/1812-3988.2017.3.118-125

ВЛИЯНИЕ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

П.В. Кийко

Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина (Омск, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 15 апреля 2017 г.

Дата принятия в печать 25 июня 2017 г.

Ключевые слова

Эконометрическое моделирование, бизнес-проект, дуальное обучение, компетентность предпринимателей, информационные технологии

Аннотация. Изложена проблема реализации практико-ориентированного обучения с индивидуальными предпринимателями в высшей школе и предпринята попытка решения ее с помощью дуального обучения. Показано влияние дуального обучения на профессиональную компетентность будущих предпринимателей: с помощью методов экономет-рического моделирования обучающиеся строят экономико-математическую модель и исследуют её на производстве как бизнес-проект, получая практические навыки, квалифицированно решая профессиональные задачи и оценивая результаты своего труда. Овладев основными методами, операциями и приемами мышления, а также исправляя недостатки теоретической модели, обучающиеся приобретают способность комбинировать запас знаний. Отдельно рассмотрены информационные технологии, с помощью которых обучающиеся строят экономико-математическую модель, проводят статистическую оценку отдельных параметров модели, проверяют её на адекватность в целом и реализуют в виде законченного бизнес-проекта. Подтверждается выдвинутая гипотеза о взаимовыгодном сотрудничестве. С одной стороны, у обучающихся формируется уровень собственного развития, личностных достижений, а также такие качества, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, творчество, склонность к самоанализу, разработке и апробации готового бизнес-проекта. С другой стороны, предприниматель получает доступный по цене, проверенный на практике и полностью готовый к внедрению бизнес-проект.

THE EFFECT OF DUAL TRAINING ON PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE ENTREPRENEURS

P.V. Kiyko

Stolypin Omsk State Agrarian University (Omsk, Russia)

Article info

Received April 15, 2017

Accepted June 25, 2017

Keywords

Econometric modeling, business project, dual training, competence of entrepreneurs, information technologies

Abstract. The article presents the problem of practice-oriented training with individual entrepreneurs in high school and attempts to solve it using the dual training. The author shows the influence of dual training on professional competence of future entrepreneurs. Using the methods of econometric modeling, students build a mathematical model and studying it in production as a business project. Getting practical skills, competently solving professional tasks and evaluating the results of their work, students develop professional education. Having mastered the basic methods, operations and techniques of thinking, as well as correcting the shortcomings of theoretical models, students acquire the ability to combine the stock of knowledge. Separately, the author considers information technologies, with which students build a mathematical model, conduct a statistical evaluation of selected parameters of the model, to check its adequacy in general, and implement the completed business project. There is confirmed the hypothesis about the mutual cooperation. On the one hand, there is developed a level of self-development among students, personal achievements and qualities such as creativity, initiative, and focus on collaboration, creativity, propensity for introspection and the development and testing of a business project. On the other hand, the entrepreneur receives an affordable, proven and ready to be implemented business project.

© П.В. Кийко, 2017

Введение. Многочисленные исследования показывают, что умственное развитие, а следовательно, и профессиональные качества будущего выпускника существенно зависят от того, каким оказывается содержание обучения и насколько большое внимание уделяется тесному взаимодействию вуза и предприятий. Любые знания, которыми овладевают обучающиеся, могут быть усвоены ими только в том случае, если задействована вся система мыслительных операций, закрепленная практическими навыками на предприятии. Нельзя научиться анализировать вне какого-либо теоретического содержания и не вникнув в ситуацию на производстве.

Предметная система обучения, которая существует сейчас, отражает традиционно сложившееся в науке разделение предметных областей знания на естественные, технические и гуманитарные. Развитие научного познания усиливает дифференциацию наук. Этот процесс, обнажая смежные грани в познании природы и общества, техники и человека, его труда, культуры и искусства вызывает неразрывно связанный с ним процесс интеграции науч-

ного знания. В связи с этим становится необходимым осуществление более детального анализа основных компонентов методической системы обучения математике с целью использования больших потенциальных возможностей моделирования для реализации межпредметных связей эконометрики с профессиональными компетенциями, формирования активной жизненной позиции и становления ответственной личности, способной к продуктивному труду.

Обзор литературы. В настоящее время в федеральных государственных образовательных стандартах почти каждая учебная дисциплина сопровождается различными компетенциями (образовательными, общепрофессиональными и профессиональными). Для того чтобы стать успешным предпринимателем, обучающемуся требуется усвоить и реализовать полный набор предпринимательских компетенций, которые будут ему необходимы. Заместитель директора по инновационному развитию и информатизации Сибирского института управления Т.Г. Скурихина предлагает следующую модель компетенций молодого предпринимателя (табл. 1).

Компетенции Содержание

Успехи и достижения • Использование возможностей; • инициатива; • владение и использование информации; • настойчивость; • ответственность за обязательства

Взаимодействие и отношения • Надежность и честность; • признание важности деловых отношений; • развитие деловых контактов; • имидж

Образование • Стремление к самосовершенствованию; • ориентация в профессиональной сфере; • повышение эффективности

Личностные возможности • Опыт и экспертиза; • работоспособность и трудолюбие; • самоорганизация; • осознание собственных возможностей; • креативность и нестандартное мышление; • последовательность

Лидерство • Уверенность в себе; • влияние и убеждение; • умение работать в команде; • директивность; • повышение уровня образования сотрудников

Предпринимательское мышление • Целенаправленность и планирование; • разрешение проблемных ситуаций; • эффективность; • результативность

Таблица 1

Общие предпринимательские компетенции (сост. по: [1])

Достичь положительных результатов в предпринимательской деятельности возможно только при условии формирования всех перечисленных компетенций. Но для формирования таких компетенций, как успехи и достижения, взаимодействие и отношения, личностные возможности, лидерство, предпринимательское мышление, одного теоретического обучения недостаточно, нужны практические навыки. И если сегодня можно говорить, что при взаимодействии высшей школы с производственными предприятиями дуальная система обучения быстро входит в процесс обучения, то сотрудничество образовательных учреждений с индивидуальными предпринимателями сопровождается определенными сложностями. Так как для каждого обучающегося необходимо предоставить рабочее место, то возникает необходимость взаимодействия с несколькими индивидуальными предприятиями, которые сегодня не готовы инвестировать в образование будущих специалистов. В таких случаях с индивидуальными предпринимателями можно заключить «коммерческую сделку» - они берут студентов к себе проходить производственную практику, взамен получают бизнес-проект, который разрабатывают студенты под руководством преподавателя и на практике воплощают его в жизнь.

Гипотезы и методы исследования. Применяя дуальное обучение при построении бизнес-проекта, мы предполагаем, что оно должно способствовать:

- формированию у обучающихся дифференцированного представления об основах рациональной организации деятельности в области бизнеса, которое должно помочь успешному началу профессиональной карьеры и обеспечить перспективу дальнейшего продвижения по служебной лестнице;

- развитию личностных факторов, таких как предприимчивость, инициативность, способность рисковать, принимать самостоятельные организационные и управленческие решения [2; 3].

На ступени бакалавриата возможно появление продвинутых программ в области, например, социального или технологического предпринимательства и ведения малого инновационного, среднего и крупного бизнеса. В системе магистерского обучения и в аспирантуре можно также осваивать исследовательские проблемы и готовиться к профессиональной дея-

тельности в сфере предпринимательского образования. Например, при обучении эконометрике мы достаточно много времени уделяем теоретическому построению экономико-математических моделей, а затем статистическому и экономическому анализу построенных моделей. При нынешних информационных технологиях многие модели можно не только построить и исследовать, но и, задав определенные условия, увидеть в работе. Дуальное обучение дает возможность реализовать построенную модель на практике, используя экономический и статистический анализ.

Область информационных технологий, в том числе и базовых, стала важной сферой производственной деятельности с устойчивой динамикой роста. Составление экономико-математических моделей и проведение расчетов с помощью компьютера позволяют быстро и относительно недорого проводить разработку и сравнение многочисленных вариантов планов.

Результаты исследования. Приведем пример подобной ситуации. Молодой предприниматель решил развивать в городе легальный игровой бизнес. Вращающаяся пирамида состоит из трех уровней, на каждом из которых стоят кубы-мишени. Цель аттракциона - набросить кольцо на куб-мишень. В этом случае игрок получает приз (призы стоимостью 300, 500, 2 500-3 000, 10 000-15 000 и 35 000 руб.). Предпринимателю нужно рассчитать размеры кубов, количество выдаваемых колец и стоимость билетов так, чтобы средняя сумма выигрышей составляла 30-40 %. Разработка бизнес-проекта оказалась очень дорогой, и тогда предприниматель решил найти ответ на этот вопрос совместно с преподавателем и студентами.

Перед обучающимися была поставлена задача - по эмпирическим данным построить экономико-математическую модель и исследовать ее на статистическую значимость, давая экономическую интерпретацию показателям. Предприниматель, поставив несколько своих сотрудников набрасывать кольца на вращающуюся пирамиду, определял статистику наброшенных колец на кубы-мишени различных диаметров, тем самым предоставлял эмпирические расчеты. Но одной статистики оказалось недостаточно - эмпирические расчеты срабатывали только на выборочную совокупность (если же игрок приходил более 3-4 раз, игровой бизнес нес большие потери). Расчеты необходимо перенести на генеральную совокупность. Здесь

потребовались знания теории эконометрическо-го моделирования. Одни обучающиеся использовали методы теории статистических решений: с помощью различных критериев (Сэвиджа, Гурвица, Вальда и известных вероятностных состояний «природы») подбирали оптимальный план, используя табличный процессор Excel. Другие использовали многофакторную регрессионную модель, в которой выигрыш игрока зависит от нескольких экзогенных переменных (количества колец, диаметра мишени, скорости вращения пирамиды). После построения теоретической модели игрового бизнеса и принятия решений в условиях неопределенности было установлено, что экономические показатели лучше описывает многофакторная регрессионная модель. Множественная регрессия дает пользователю «соблазн» включить в качестве факторов все возможные переменные в надежде, что некоторые из них окажутся значимыми. Это происходит из-за того, что извлекается выгода из случайностей, возникающих при простом включении возможно большего числа переменных, рассматриваемых в качестве предсказателей другой, представляющей интерес переменной. Здесь не только числовые оценки параметров модели в явном виде отображали процесс выигрыша, но и экономическая интерпретация показателей давала ответы на возникающие вопросы [4; 5].

С помощью анализа данных в табличном процессоре Excel на основе предложенных 500 эмпирических данных (количестве бросков, диаметре мишени и выигрыше), студенты построили регрессионную модель:

prize = а + Pj • n1 + Р2 • n2 + в3 • n3 + +Р4 • «4 + Р5 • diameter of the target + s,

где « - количество колец; diameter of the targe - диаметр мишени.

Компьютер позволил студентам провести исследовательскую работу, выполнить анализ полученных результатов, обратить внимание на конечность алгоритмов, оценить точность модели, столкнуться с погрешностью приближенных вычислений, повысить эффективность, увидеть взаимосвязь различных наук и дисциплин, ориентироваться в профессиональной сфере, получить удовлетворение от выполненной работы - вырабатывая профессиональную компетентность - образование. Из теоретического курса мы знали, что адекватность модели показывает, с какой степенью точности на ее основе можно реально оценивать не только экономическую эффективность проводимых экономических процессов и текущий уровень конкурентоспособности, но и перспективность новых, управленческих, организационных и других направлений на стадии их формирования и внедрения. И хотя параметры модели были статистически значимы (все расчетные значения t-критерия Стьюдента были больше критических значений), а также построенная экономико-математическая модель оказалась адекватной (значимость F = 3,8817Е-232 < 0,05) (табл. 2), мы увидели, что модель не в полной мере отражает объем предъявляемых требований. Например, скорость вращения пирамиды в большей мере влияет на выигрыш, чем диаметр мишени и количество выданных колец. В свою очередь, диаметр мишени и количество выданных колец не всегда влияют на выигрыш (приходит натренированный игрок и поражает мишени с первого броска). Таким образом, построенная теоретическая модель требует доработки [6-8].

Таблица 2

Регрессионная статистика множественной регрессии

Регрессионная статистика

Множественный R 0,9984

.R-квадрат 0,9978

Нормированный .R-квадрат 0,9988

Стандартная ошибка 4,55817E-12

Наблюдения 500

Дисперсионный анализ

df SS MS F Значимость F

Регрессия 4 2967503155 741875788,9 3,57068E+31 3,8817E-232

Остаток 15 3,11653E-22 2,07769E-23

Итого 499 2967503155

Окончание табл. 2

Коэффициенты Стандартная ошибка t-статистика Р-Значение Нижние 95 %

7-пересечение -0,00000000001091 3,56735E-12 -3,059396933 0,007949608 -1,85176E-11

«1 500 3,12605E-12 1,59946E+14 1,1688E-205 500

П2 3000 4,49582E-12 6,67286E+14 5,7898E-215 3000

«3 10000 3,22287E-12 3,10283E+15 5,6362E-225 10000

n4 35000 6,06558E-12 5,77026E+15 5,1217E-229 35000

diameter of the targe 3819,284 3,05258E-12 4,72326E+15 3,1743E-226 4496,358

Примечание. Составлено на основе эмпирических данных, представленных предпринимателем.

Но в нашем исследовании мы хотели показать не столько построение экономико-математической модели, сколько саму работу этой модели на производстве. Опираясь на параметры построенной модели, обучающиеся теоретически экспериментировали с выигрышем. Комбинируя различные варианты экзогенных переменных, результат проверяли экспериментально, в качестве игроков выступали сами студенты либо набирали людей из сотрудников предпринимателя. Разрешение проблемных ситуаций, эффективность, результативность способствовали формированию предпринимательского мышления. Было принято решение ввести систему бонусов (за попадание колец на мишени первого уровня игроку предложили получать не выигрыш, а дополнительные кольца), выигрышными решили сделать мишени не на всех уровнях пирамиды, а только на верхних, увеличить диаметр мишеней и уменьшить количество выдаваемых колец и т. д. Осознание собственных возможностей, креативность и нестандартное мышление, работоспособность и трудолюбие, опыт и экспертиза способствовали развитию личностных возможностей.

Теоретическая модель выигрыша не учитывала тот факт, что после нескольких тренировок игрок приобретал навык, а затем мог легко набрасывать кольца на мишени. Использование возможностей, владение информацией, настойчивость, ответственность за обязательства вели к успехам и достижениям. Поэтому было принято решение: предпринимателю нужно было дополнить эмпирические данные зависимостью от диаметра мишеней и количества выданных колец. Затем построенную новую модель проверили на статистическую значимость, довели её до совершенства - экономические показатели соответствовали предполагаемым расчетам. Конечная цель эксперимента

заключалась в расчете количества, стоимости продаваемых колец, диаметра мишени, чтобы средняя сумма выигрышей составляла 30-40 %.

Таким образом, приведенный пример с вращающейся пирамидой показывает, что целью дуального обучения в предпринимательской деятельности должно стать формирование системы практически ориентированных знаний и навыков в области осуществления хозяйственной деятельности субъекта. Это подготовит обучающихся к самостоятельной предпринимательской работе и поможет избежать при этом наиболее типичных ошибок, ведущих к финансовым потерям. Обучающиеся приобретают способность комбинировать знания, проявляющиеся при выполнении предложенных задач только тогда, когда они овладели основными методами, операциями и приемами мышления.

Заключение. В начале эксперимента - построения проекта, а в дальнейшем его внедрения в игровой бизнес, мы предполагали, что студенты ознакомятся:

- с коммерческо-деловой терминологией, отвечающей современным международным нормам предпринимательства;

- начальным объемом информации, необходимой любому современному предпринимателю, а именно: основами законодательства (гражданского, трудового, налогового и др.), основами экономики предприятия, понятием о капитале, о формах его существования и движения, финансово-кредитного дела, системы учета и отчетности и т. п.

В конце эксперимента - применения дуального обучения - мы увидели, что студенты могут:

• определять свои возможности в предпринимательской деятельности;

• анализировать конкретные ситуации повседневной деловой жизни;

• систематизировать и отрабатывать быстро изменяющуюся экономическую информацию, необходимую для принятия правильных деловых решений;

• применять необходимую информацию о правовых и экономических аспектах создания собственного предприятия;

• использовать возможные риски, с которыми сталкивается предприниматель в ходе своей деятельности, особенно на начальном этапе, в тех или иных конкретных условиях;

• ориентироваться в быстроменяющейся рыночной конъюнктуре и своевременно изменять направления своего предпринимательства;

• добиваться эффективных результатов предпринимательской деятельности, ее прибыльности и прогрессивности, проявляя при этом деловую и инвестиционную активность.

В процессе дуального обучения подготовка обучающихся к трудовой деятельности в качестве одного из своих оснований имеет ориентированность на широкий спектр личностных проявлений, определяющих профессиональную компетентность. Обучающиеся моделируют, анализируют, строят прогнозы для правильного решения проблемы, у них повышается интерес к научно-исследовательской деятельности, на основе полученных знаний они могут организовать свое собственное дело [9-12].

Литература

1. Скурихина Т. Г., Скурихина А. М. Формирование предпринимательских компетенций у студентов // Формирование профессиональных предпринимательских компетенций молодежи в процессе обучения предпринимательству : сб. тез. и докл. Междунар. конф. - М. : Моск. финанс.-пром. ун-т «Синергия», 2014. - С. 157-162.

2. Рубин Ю. Б. Компетентностный подход в обучении российской молодежи предпринимательству // Формирование профессиональных предпринимательских компетенций молодежи в процессе обучения предпринимательству : сб. тез. и докл. Междунар. конф. - М. : Моск. финанс.-пром. ун-т «Синергия», 2014. - С. 5-15.

3. Кузнецова И. А. Положительный опыт формирования у студентов навыков предпринимательства, эффективного поведения на рынке труда и в трудовом коллективе : метод. рекомендации для студентов и преподавателей СПО. - URL : http://rirorzn.ru/publication/professionalnoe-obrazova-nie-npo-i-spo/polozhitelnyy-opyt-formirovaniya-u-studentov-navykov-predprinimatelstva-effektivnogo-povedeniya-na-r/ (дата обращения: 12.04.2017).

4. EViews Software and Data Download Area. - URL : http://www.eviews.com/EViews7/ev7en-terprise.html (дата обращения: 12.03.2017).

5. Kiyko P. V., Shchukina N. V. Teaching methodology of econometric modeling with the help of interactive teaching methods // International Journal of Economic Research. - 2017. - Т. 14. - № 7. -P.59-75.

6. Кийко П. В., Щукина Н. В. Инновационные аспекты изучения эконометрики // Электрон. науч.-метод. журн. ОмГАУ. - 2016. - № 4 (7). - URL : http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2016/ 4/00207.pdf.

7. Кийко П. В. Математическая модель как метод решения проблемы конкурентоспособности вузов и повышение научно-исследовательской компетенции студентов // Ом. науч. вестн. -2015. - № 4 (141). - С. 166-169.

8. Бурмистрова Н. А., Ильина Н. И. Компьютерные технологии в процессе профессионально направленного обучения математике будущих бакалавров направления «Экономика» // Бюллетень лаборатории математического, естественнонаучного образования и информатизации. - М. : МГПУ ; Воронеж : Научная книга, 2012. - Т. 3. - С. 99-102.

9. Каганов А. Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента. - Минск : Изд-во БГУ, 1983. - 111 с.

10. Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста : метод. пособие. - М. : Высшая школа, 1990. - 142 с.

11. Неут Р. Т., Boettke P. J., Prychitko D. L. The Economic Way of Thinking. - Chicago et al. : Prentice Hall, 2002. - 530 с.

12. Financial Econometrics: From Basics to Advanced Modeling Techniques / S. T. Rachev et al. -Hoboken, NJ : John Wiley & Sons, Inc., 2007. - 576 p.

References

1. Skurikhina T.G., Skurikhina A.M. Formirovanie predprinimatel'skikh kompetentsii u studentov [Formation of entrepreneurial competencies of students], in: Formirovanie professional'nykh predprinimatel'skikh kompetentsii molodezhi v protsesse obucheniya predprinimatel'stvu [Formation of professional and entrepreneurial competencies of the youth in the process of entrepreneurship education], collection of abstracts and reports of International conference, Moscow, Sinergiya publ., 2014, pp. 157-162. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Rubin Yu.B. Kompetentnostnyi podkhod v obuchenii rossiiskoi molodezhi predprinimatel'stvu [Competence approach in training of the Russian youth entrepreneurship], in: Formirovanie professional'nykh predprinimatel'skikh kompetentsii molodezhi v protsesse obucheniya predprinimatel'stvu [Formation ofprofessional and entrepreneurial competencies of the youth in the process of entrepreneurship education], collection of abstracts and reports of International conference, Moscow, Sinergiya publ., 2014, pp. 5-15. (in Russian).

3. Kuznetsova I.A. Polozhitel'nyi opyt formirovaniya u studentov navykov predprinimatel'stva, ef-fektivnogo povedeniya na rynke truda i v trudovom kollektive [The positive experience of forming of students entrepreneurship skills, effective behaviour in the labour market and in the workplace], guidelines for students and teachers STRs, available at: http://rirorzn.ru/publication/professionalnoe-obrazovanie-npo-i-spo/polozhitelnyy-opyt-formirovaniya-u-studentov-navykov-predprinimatelstva-effektivnogo-povedeniya-na-r/ (accessed April 12, 2017). (in Russian).

4. EViews Software and Data Download Area, available at: http://www.eviews.com/EViews7/ev7 enterprise.html (accessed March 12, 2017).

5. Kiyko P.V., Shchukina N.V. Teaching methodology of econometric modeling with the help of interactive teaching methods. International Journal of Economic Research, 2017, Vol. 14, no. 7, pp. 59-75.

6. Kiyko P.V., Shchukina N.V. Innovatsionnye aspekty izucheniya ekonometriki [Innovative aspects of the study of econometrics]. Elektronnyi nauchno-metodicheskii zhurnal Omskogo GAU, 2016, no. 4 (7), available at: http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2016/4/00207.pdf. (in Russian).

7. Kiyko P.V. A mathematical model as a method of solving the problems of competitiveness of universities and scientific research competence of students. Omsk Scientific Bulletin, 2015, no. 4 (141), pp. 166-169. (in Russian).

8. Burmistrova N.A., Ilyin N.I. Komp'yuternye tekhnologii v protsesse professional'no napravlen-nogo obucheniya matematike budushchikh bakalavrov napravleniya "Ekonomika" [Computer technology in the process of professionally directed training mathematics of the future bachelors of Economics], in: Byulleten' laboratorii matematicheskogo, estestvennonauchnogo obrazovaniya i informatizatsii [The bulletin of laboratory of mathematical, natural science education and information], Moscow, Moscow State Pedagogical University publ., Voronezh, Nauchnaya kniga publ., 2012, Vol. 3, pp. 99-102. (in Russian).

9. Kaganov A.B. Rozhdenie spetsialista: professional'noe stanovlenie studenta [The birth of the specialist: the professional development of the student], Minsk, BSU publ., 1983, 111 p. (in Russian).

10. Krylova N.B. Formirovanie kul'tury budushchego spetsialista [Formation of culture of future specialist], methodology, Moscow, Vysshaya shkola publ., 1990, 142 p. (in Russian).

11. Heyne P.T., Boettke P.J., Prychitko D.L. The Economic Way of Thinking, Chicago et al., Prentice Hall, 2002, 530 p.

12. Rachev S.T., Mittnik S., Fabozzi F.J., Focardi S.M., Jasic T. Financial Econometrics: From Basics to Advanced Modeling Techniques, Hoboken, NJ, John Wiley & Sons, Inc., 2007, 576 p.

Сведения об авторе

Кийко Павел Владимирович - канд. пед. наук, доцент кафедры математических и естественнонаучных дисциплин

Адрес для корреспонденции: 644008, Россия, Омск, Институтская пл., 1 E-mail: pv.kiyko@omgau.org

Для цитирования

Кийко П. В. Влияние дуального обучения на профессиональную компетентность будущих предпринимателей // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2017. - № 3 (59). - С. 118-125. - DOI: 10.25513/1812-3988. 2017.3.118-125.

About the author

Kiyko Pavel Vladimirovich - Candidate of Pedagogical sciences, Associate Professor of the Department of Mathematical and Natural sciences Postal address: 1, Institutskaya pl., Omsk, 644008, Russia

E-mail: pv.kiyko@omgau.org For citations

Kiyko P.V. The effect of dual training on professional competence of future entrepreneurs. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2017, no. 3 (59), pp. 118125. DOI: 10.25513/1812-3988.2017.3.118-125. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.