УДК 37.02
РЕАЛИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ЗНАЕМ - ХОТИМ ЗНАТЬ - УЗНАЛИ» КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
REALIZATION OF DIDACTIC TECHNOLOGY «WE KNOW - WE WANT TO KNOW - WE'VE LEARNED» AS MEANS OF STUDENTS'LEARNING ACTIVITY INTENSIFICATION
© О.В. Грачева
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия (Россия, Самара)
© O.V. Gracheva
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)
В статье представлено конкретизированное научное представление о дидактической технологии «Знаем - Хотим знать - Узнали», обоснованы методы и средства данной технологии, раскрыто содержание трехфазовой модели реализации технологии «Знаем - Хотим знать - Узнали» в образовательном процессе.
The article presents the concretized scientific representation about didactic technology «We know -We want to know - We've learned». It displays the methods and techniques of this technology. The content of three-phase model realization of technology «We know - We want to know - We've learned» in the educational process is also demonstrated.
Ключевые слова: образовательная технология; технология «Знаем - Хотим знать - Узнали».
Keywords: educational technology; technology «We know - We want to know - We've learned».
Школа XXI в. требует от современного педагога учета индивидуальных способностей и возможностей учеников, развития их мышления, формирования готовности к исследовательской деятельности, помощи в их культурно-духовном становлении. На решение этих и многих других задач нацелены современные образовательные технологии: портфолио, метод кейс-стади, дидактическая технология «Знаем - Хотим знать - Узнали», которые активно входят в практику образовательного процесса. Эффективность использования этих и других технологий в обучении неоспорима.
В данной статье мы рассматриваем дидактическую технологию «Знаем - Хотим знать - Узнали» (ЗХУ) [1, с. 34],
способствующую развитию у школьников исследовательских умений:
- определять цель исследования;
- формулировать исследовательскую проблематику;
- целенаправленно и осмысленно фиксировать информацию;
- использовать научный терминологический аппарат.
Технология «Знаем - Хотим знать -Узнали», направленная на развитие рефлективности, то есть умения размышлять над своими мыслями, была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Ее графическая форма (табл. 1) отображает три фазы, по которым строится образовательный процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление и рефлексия [3, с. 125].
Таблица 1
Технология «Знаем - Хотим знать - Узнали»
«З» 1. 2. «Х» 1. 2. «У» 1. 2.
Используемые понятия А. Б. Источники информации • •
Технология «Знаем - Хотим знать -Узнали» направлена на развитие мыслительных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в повседневной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений) [2, с. 79].
Технология «Знаем - Хотим знать -Узнали» является:
- целостной системой, формирующей навыки работы с информацией;
- совокупностью разнообразных приемов, цель которых - заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), предоставить условия для осмысления материала, помочь ему обобщить полученные знания.
Технологию «Знаем - Хотим знать -Узнали» наиболее уместно использовать на занятии, которое предваряет исследовательскую работу учащихся. Работа с таблицей выполняет своеобразную установочную функцию - предполагает дальнейшую самостоятельную деятельность.
Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать знания по изучаемому вопросу.
Ход работы
В подготовительной части занятия педагог кратко вводит учащихся в курс изучаемой темы. Это введение может быть организовано в форме обсуждения случая из жизни, постановки проблемы или представления статей из периодических изданий.
1. После составления индивидуальных списков учащиеся обмениваются результатами работы в парах (или сразу в малых - по 3-4 человека - группах). Ведущий может присоединяться к каждой из этих групп, но его роль должна быть, скорее, уточняющей, чем направляющей.
2. После того, как ученики обсудили в малых группах свои представления о теме, педагог предлагает им нарисовать в тетрадях таблицу ЗХУ. Хорошо, если она станет элементом рабочей тетради учащихся или их портфолио.
В графу «З» («Знаем») педагог вместе с учениками заносит все, что класс смог собрать на предыдущем этапе работы. Он
задает уточняющие вопросы, чтобы учащиеся сгруппировали пункты списка. Некоторые детские варианты могут быть выражены нечетко, слишком пространно. Именно для того, чтобы образы оформились в понятийные структуры, нужно не просто перенести записи из индивидуальных таблиц в общую, но и обсудить их с детьми, поработать над развитием понятийного мышления школьников.
3. В ходе обсуждения записей в графе «Знаем» переход к графе «X» («Хотим знать») уже фактически сделан. Теперь задача учителя - еще недостаточно оформленные высказывания, сформулировав в более четком виде, занести в графу «Хотим знать».
Когда первичное заполнение графы «X» завершено, педагог обязательно просит учащихся поработать индивидуально и дополнить свои записи фразами, отражающими их индивидуальные интересы. Проходя по рядам, учитель может заметить оригинальные предложения, которые (по договоренности с ребенком-автором) он предлагает позаимствовать всему классу.
4. Необходимо обратить внимание на левую нижнюю часть таблицы «Используемые понятия». Понятийное мышление -способность оперировать понятиями при анализе явлений и фактов - формируется достаточно долго. Для развития умения учащихся выделять понятия и использовать их для описания явлений действительности предназначена нижняя левая графа таблицы ЗХУ. В начале большую роль в составлении этой таблицы играет учитель: он задает тон, а дети подхватывают.
5. Наступило время для удовлетворения познавательных запросов учащихся.
Используемый на занятии текст может быть представлен школьникам как в печатном виде, так и в устной (лекционной) форме.
В случае использования лекционной формы учитель может оперативно перестроить структуру материала, чтобы учесть пожелания школьников, сформулированные ими в графе «X».
6. Школьники, поработав с текстом (прослушав лекцию), делятся результатами своей работы в парах-группах и по
необходимости дополняют свои записи «находками» одноклассников. (Это же не контрольная, полезно и позаимствовать один-два варианта!) Затем, опять же с использованием уточняющих вопросов, педагог обобщает данные в графе «У» в таблице перед классом. Желательно записывать их напротив запросов из графы «X», чтобы сразу было видно, что удалось узнать, а что еще осталось выяснить.
7. То, что осталось выяснить, записывается в нижней части правой верхней графы. Если места нет, можно записать рядом с таблицей. Не всегда есть необходимость обсуждать блок «Осталось узнать» сначала в парах-группах - иногда можно сделать это сразу и всем вместе на общей таблице. Все определяется целью и задачами занятия, а также временными рамками. Разумеется, если приобретений достаточно много, то имеет смысл сначала обсудить их в парах-группах, а затем уже обобщать на весь класс.
8. Источники информации. Эта графа заполняется для того, чтобы дети учились определять круг возможных способов получения необходимой информации. Если педагог планирует, что учащиеся прямо в классе смогут заняться поисковой деятельностью, то он должен организовать образовательное пространство кабинета таким образом, чтобы в него были включены справочники и словари, периодика и видеоматериалы. Это определяется материально-техническими возможностями образовательного учреждения.
Если же подразумевается, что ученики сами должны искать нужную информацию, необходимо уточнить, как именно они планируют использовать источники информации. Это могут быть не только печатные издания и интернет-ресурсы, но и консультации со специалистами, изучение общественного мнения, беседы. В общем все, что может являться источниками информации.
К следующему занятию педагог может попросить школьников провести индивидуальное исследование по выбранному ими аспекту, который остался неизученным.
Как уже отмечалось, использование технологии «Знаем - Хотим знать - Узнали» - будь то в лекционной форме или с использованием текста - является своеобразным «мостиком» либо к семинарским занятиям, либо к самостоятельным исследованиям учеников (или к практическим работам).
Реализация трехфазовой модели в технологии «Знаем - Хотим знать - Узнали» осуществляется следующим образом:
I. Фаза «Вызов».
1. Самостоятельная актуализация знаний. Заполняя графу «Знаем», учащиеся, сначала индивидуально, а затем в парах, составляют список фактов, явлений, связанных с темой. Они их обсуждают и обобщают, в процессе обсуждения аргументируют свою точку зрения. Педагог уточняет и обобщает их высказывания.
2. Пробуждение познавательного интереса. Во-первых, при введении в тему учитель использует проблемную ситуацию или эмоционально-насыщенный текст для пробуждения познавательного интереса; во-вторых, заполняя графу «Хотим узнать», учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые, соответственно, дают мотивацию к их удовлетворению. В-третьих, обсуждение результатов своей работы с одноклассниками делает ее лично значимой для учащегося. Групповая работа сама по себе повышает активность человека.
3. Определение направления в изучении темы. Ученики самостоятельно определяют основные понятия и направления изучения темы, наполняя содержанием графы «Хотим знать» и «Категории». Очень важно, что они учатся формулировать исследовательские задачи и обосновывать их.
II. Фаза «Осмысление».
1. Активное восприятие информации. Слушая лекцию или читая текст, учащиеся отбирают ту информацию, которая им необходима для удовлетворения своих познавательных запросов. Это обусловливает активность при восприятии материала.
2. Сопоставление нового и старого знания. Работая с материалом, школьники
имеют возможность корректировать некоторые сведения, находящиеся в графе «Знаем» и дополнять понятия графы «Используемые понятия». Этот процесс может осуществляться не только во время лекции, но ив процессе последующего обсуждения.
В графу «У» («Узнали») записывается новая информация, что способствует осознанию приобретенного знания.
III. Фаза «Рефлексия (размышление)».
1. Самостоятельное обобщение и систематизация материала. Самостоятельное написание выводов по лекции является обобщением работы. Заполнение таблицы ЗХУ помогает в систематизации полученных знаний.
2. Определение направлений для дальнейшего изучения темы. Заполняя нижнюю часть правой верхней графы таблицы «Что осталось узнать», школьники формулируют направления для дальнейшего самостоятельного исследования, и в этом им помогут источники информации, список которых они составили в нижней правой графе «Источники информации».
Необходимо помнить, что технология «Знаем - Хотим знать - Узнали» наиболее эффективна, когда она предполагает дальнейшую исследовательскую деятельность. Иногда для разработки вопроса, который осталось изучить, потребуется исследовать несколько источников, необходимо больше времени, чем это позволяет учебный блок. Здесь предполагается определенное исследовательское домашнее задание. «Знаем - Хотим знать - Узнали», разумеется, можно использовать и в других случаях, но тогда она не реализует весь свой потенциал.
Объем текста лекции не должен превышать 8-9 страниц. Если его увеличить, то количество информации и изучаемых понятий может возрасти до уровня, превышающего объем оперативной памяти ученика.
Технологию «Знаем - Хотим знать -Узнали» можно использовать и для сюжетных текстов, но лучше для работы с информационно насыщенным материалом.
Достоинства использования технологии:
1. Стратегия помогает ученикам систематизировать материал.
2. Таблицу можно использовать для дальнейшего общения между учеником и педагогом.
3. Технология помогает школьникам планировать свою исследовательскую деятельность.
4. Работа над левой нижней частью таблицы развивает умение определять понятийный аппарат, связанный с темой, еще до исследования.
5. Технология наглядно отражает процесс работы с информацией и является хорошей обратной связью для педагога.
Рекомендации педагогу, использующему технологию «Знаем - Хотим знать -Узнали»:
1. Для работы с графой «З» вопрос желательно сформулировать таким образом, чтобы ответов на него было не слишком много (6-7), но и не мало: нужно, чтобы учащимся пришлось прилагать некоторые усилия для припоминания фактов и событий. Разумеется, самих фактов может быть больше.
2. Часто случается, что размер таблицы оказывается недостаточным. Его можно увеличить или оставить саму идею ЗХУ, а форму таблицы не использовать: школьники будут просто заполнять соответствующие пункты в конспектах.
3. Если учащиеся на начальном этапе зафиксировали какие-то неверные сведения, то ведущий может предложить занести спорную информацию в графу «X» или взять этот факт себе на заметку и подождать - лучше, чтобы ученик сам осознал ошибку.
4. Необходимо продумать инструкцию по написанию выводов так, чтобы для выполнения работы нужны были все накопленные в течение занятия материалы.
Некоторые педагоги делают ошибку, когда, начиная занятие, сразу просят заполнить графу «З». Эта инструкция воспринимается учащимися как что-то искусственное, насильственное. Важно понимать, что первична здесь деятельность, побуждающая к информационному поиску. Другими словами, после того, как проблема обозначена и школьники вместе с педагогом
начинают исследование, возникает пауза, требующая работы с информацией. Именно тогда нам и может пригодиться дидактическая технология «Знаем - Хотим знать -Узнали». Она не обязательно должна выглядеть как таблица. Это могут быть листы бумаги, электронные файлы и др.
Существуют и модификации данной технологии. Например, при чтении текста
можно дать ученикам инструкцию заполнить таблицу «Уже знал (или догадывался) - узнал - осталось непонятным» [2, с. 134]. Основным смыслом этой стратегии является развитие умения самостоятельно определять направления работы с информацией.
Литература
1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб. : Альянс : Дельта, 2003.
2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб. : Дельта : Речь, 2003.
3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке : пособие для учителя. М. : Просвещение, 2004.
Сведения об авторе
Грачева Ольга Викторовна, аспирант кафедры педагогики Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
E-mail: [email protected].
Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Горького, 61/63.
Телефон: 333-27-27.