Научная статья на тему 'Использование приемов технологии развития критического мышления при формировании коммуникативной компетенции школьников'

Использование приемов технологии развития критического мышления при формировании коммуникативной компетенции школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CRITICAL THINKING / СТАДИИ / ПРИЕМЫ / ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА / EXPERT GROUP / ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / PROJECT METHOD / STAGES / METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елисеева Юлия Александровна, Вахитова Оксана Рустамовна

Критическое мышление это естественный для человека способ работы с информацией и новым знанием. Для современного учащегося необходимо не только знать факты, понятия, но и критически оценивать их, уметь сравнивать, выделять существенное, разграничивать и синтезировать. Критическое мышление помогает человеку выделить приоритеты в жизни и ощутить ответственность за свой выбор, выводя работу с информацией на новый профессиональный уровень. Для формирования и развития критического мышления у обучающихся необходим целый комплекс методических инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование приемов технологии развития критического мышления при формировании коммуникативной компетенции школьников»

адаптации материала, в силу разного образа мышления и практической профессиональной базы.

Таким образом, успешно внедряя кейс-метод в учебный процесс, при преподавании биохимии на втором курсе Общемедицинского факультета, мы пришли к выводу, что практическая значимость в педагогическом процессе кейс-метода значительно выше, чем у традиционных методов обучения. Наличие в структуре данного метода: примеров, взятых из реальной практики; наличие равноправия при обсуждении; игровая форма преподавания; возникновение споров и дискуссий - все это в совокупности развивает в студентах не только навыки общения, углубляет их знания и расширяет кругозор, но и формирует профессиональные навыки - умение выбрать и обосновать ту или иную диагностическую или терапевтическую стратегию.

Список литературы /References

1. Терешко Н.В., Фокина В.С. Case-study: история и эволюция // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института, 2016. № 2. С. 188-193.

2. Гозман О., Жаворонкова А., Рубальская А. Путеводитель по MBA в России и за рубежом. М.: Begin Group, 2004. 334 с.

3. Дударева Н.В., Унегова Т.А. Методические аспекты использования метода «case-study» при обучении математике в средней школе // Педагогическое образование в России, 2014. № 8. С. 242-244.

4. Серпионова Е.И. Опыт обучения психологии с применением технологии «кейс-стади» в старших классах // Известия Волгоградского государственного технического университета, 2010. № 5. С. 38-41.

5. Симс Н., Браунд У., Эдвардс Т., Башфорд Л., Ричес П. и др. Tutor guide. Life maintenance. USA: The University of New Mexico, 1995. 25 с.

6. Погорелова И.Г., Жукова Е.В., Калягин А.Н. Использование кейс-метода в высшем медицинском образовании // Сибирский медицинский журнал, 2010. № 2. С. 147-149.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ

КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

1 2

Елисеева Ю.А. , Вахитова О.Р. Email: [email protected]

1Елисеева Юлия Александровна - учитель; 2Вахитова Оксана Рустамовна - учитель, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 31, г. Волгоград

Аннотация: критическое мышление - это естественный для человека способ работы с информацией и новым знанием. Для современного учащегося необходимо не только знать факты, понятия, но и критически оценивать их, уметь сравнивать, выделять существенное, разграничивать и синтезировать. Критическое мышление помогает человеку выделить приоритеты в жизни и ощутить ответственность за свой выбор, выводя работу с информацией на новый профессиональный уровень. Для формирования и развития критического мышления у обучающихся необходим целый комплекс методических инструментов.

Ключевые слова: критическое мышление, стадии, приемы, экспертная группа, проектный метод.

USING CRITICAL THINKING APPROACH FOR THE DEVELOPMENT OF STUDENTS" COMMUNICATIVE

COMPETENCE

1 2 Eliseyeva JuA.1, Vahitova O.R.2

1Eliseyeva Julya Alexandrovna - Teacher;

2Vahitova Oksana Rustamovna - Teacher, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL № 31, VOLGOGRAD

Abstract: critical thinking is the only natural way for a person to work with information and new knowledge. All modern students should not only know facts and conceptions, but also evaluate them critically, perform the comparison, highlight the sense, find the similarities and differences. Critical thinking helps to understand priorities and to realize the responsibility for making choice, as well as to make our work with information more professional. To form critical thinking we need a system of methodical Strategies. Keywords: critical thinking, stages, methods, expert group, project method

УДК 372.8

По мнению современных педагогов и психологов, критическое мышление определяется как «разумное, рефлексивное» мышление [1], которое позволяет беспристрастно рассуждать, поступать в соответствии со здравым смыслом, а также взглянуть на вещи под разным углом и отказаться от ошибочных представлений, осознав новые пути решения проблем. Факты, законы, правила, безусловно, важно знать, тем не менее, актуальным становится умение грамотно работать с информацией, выделять в ней основное, находить связи между фактами, подтверждать или опровергать информацию, т.е. анализировать и оценивать ее. Именно такие действия подготовят учащихся к эффективной работе в быстро развивающемся современном мире [5].

По-новому в этом смысле видится и задача учителя. В нее входит не только формирование знаний и умений, но и активное развитие вышеперечисленных функций личности.

Учебные условия для формирования критического мышления

S Задать вопрос и только потом назвать учащегося, который будет отвечать.

S Задавать один вопрос за один раз, но перефразировать его, если у обучающегося возникли трудности.

S Избегать вопросов с ответами «Да» и «Нет».

S Задавать больше вопросов, обращающихся к личному опыту.

S Распределять вопросы от простых к сложным.

S Поддерживать атмосферу, когда учащиеся могут отвечать, не боясь быть высмеянными.

В основе КМ лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии - «вызов - осмысление - рефлексия» [4].

1. ВЫЗОВ

• актуализация знаний по данной теме, которые уже имеются у учащегося;

• создание мотивации к изучению темы;

• осознание недостаточности имеющихся у учащегося знаний;

• стимулирование обучающихся к активной учебной деятельности.

Значение стадии вызова:

1.Учащийся вспоминает, что он уже знает по данному вопросу. Это стимулирует его анализировать имеющиеся знания и определяет их уровень знаний (формирует собственный запрос на получение информации). Данный этап является важным с психологической точки зрения, поскольку знания будут прочными, только если они имеют взаимосвязь с уже имеющейся у учащегося системой знаний по этой теме.

2.Учащийся активизирует свою учебную деятельность.

3.Вызывается интерес и происходит выработка личной цели овладения учеником данной темой. Когда в учении появляется конкретная наглядная цель, процесс становится эффективным и более быстрым по времени. Если учащийся сам поставил себе цель, она станет более реальной и достижимой, чем та, которую ставит ему на уроках учитель.

2. ОСМЫСЛЕНИЕ

• процесс интенсивного получения нового знания (информации);

• осмысление полученной информации;

• сопоставление нового знания с уже имеющимся у учащегося, возможное обнаружение несоответствий, анализ/синтез;

Значение стадии осмысления:

1. Основное значение стадии - подогревать познавательную активность учащегося, которая возникла на стадии вызова.

2. Обобщение узнанного и сознательное увязывание его с уже известным.

3. Реализация операций критического и сравнительного анализа/синтеза.

3. РАЗМЫШЛЕНИЕ (РЕФЛЕКСИЯ)

• системное осознание, присвоение и обобщение полученных знаний;

• формулировка собственной позиции в отношении изучаемого материала;

• анализ процесса изучения материала;

• определение вопросов для дальнейшего изучения («новый вызов»).

Значение стадии рефлексии:

1. Знание «присваивается» учащемуся, становится частицей его опыта.

2. Происходит рефлексия всего процесса получения новых знаний.

3. Создается благодатная почва для дальнейшего обмена идеями у обучающихся.

4. Завершается формулировка новых знаний, когда ученик уже имеет возможность рассказать полученную информацию своими словами (вербализация).

Технология развития критического мышления и личностное развитие

Критическое мышление - это получение возможности обрабатывать новую информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода для того, чтобы в будущем применять знания как в стандартных, так и в новых ситуациях.

Реализация личностно-ориентированного подхода осуществляется благодаря:

- обучению в команде. Особый акцент ставится на цели и результат работы группы, который является результатом взаимодействия учащихся. Важен результат работы каждого как взнос в копилку знаний группы.

- обучению в экспертных группах. Учащиеся делятся на небольшие группы для работы над материалом, который разделен на фрагменты (смысловые или логические блоки). Каждый член группы разрабатывает свою подтему (ответственен за свой блок). Затем изучающие один и тот же вопрос ученики из разных групп встречаются и обмениваются информацией как эксперты. После этого они возвращаются в свои группы и делятся новой информацией с остальными.

- использованию проектных форм работы. Проектный метод - основа развивающего, личностно-ориентированного обучения. Основные требования к использованию метода проектов в технологии развития КМ следующие:

> наличие интересной значимой проблемы (вопроса);

> акцент на преимущественно самостоятельную работу ребят с активным применением исследовательских методов;

> реализация и оформления всех стадий проекта согласно четкой структуре; Основными характеристиками критического мышления, а также его

последствиями, проявляющимися в нравственных установках, являются следующие:

Рис. 1. Основные характеристики критического мышления

Стадия вызова (evocation)

Составление списков известной информации Составление списков ассоциаций Мозговая атака (индивидуальная парная, групповая) Правдивые! ложные утверждения Систематизация информации (кластер, таблица) Ключевые слова (рассказ, предположение по ним) Прещекстовое задание -вопросы разного уровня

Стадия осмысления (realization)

Систем» l,N,S.E,f?,T Нтениес ЙШМЙММЙ Читательская конференция Активная лекция Дневники, бортовые журналы Таблицы "Знаем • Хотим узнать-Узнали", "Плгас-Минус- Торт

Стадия рефлексии (reflection)

Перекрестная дискуссия

Заполнение/ исправление кластеров таблиц

ИЛИ

морфологи ческого яш и к а

Воз врат к ключе в ы м

словам верным/неверным утверждениям

Взаимоопрос

Стратегия"РАФТ"

задание: Р (роль) А (аудитория) Ф [форма) Т(тема)_

Рис. 2. Формирование речевой компетенции обучающихся на основе технологии развития критического мышления (стадии урока с набором приемов)

Список литературы /References

1. Грудзинская Е.Ю., Марико В.В. Активные методы обучения в высшей школе. Учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные технологии». Нижний Новгород, 2007.

2. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: Изд-во «ИОО», 2000.

3. Галактионова Т.Г., Заир-Бек С.И., Загашев И.О., Муштавинская И.В., Трифонова Е.А. Чтение и письмо для развития критического мышления (программа семинаров)/ Науч. ред. Е.И. Казакова. СПб., 1999.

4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.

5. Barell J. Teaching for Thoughtfulness: Classroom Strategies to Enhance Intellectual Development (2nd ed.). N.Y. USA: Longman Publishers, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.