Казанский педагогический журнал. 2015. №4
УДК 378
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ
А.Л. Мирзагитова
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена важностью формирования критического мышления у учителей истории в современных условиях большого потока информации в целом и политической информации в частности. В статье освещается сущность и структура понятия «критическое мышление» как компонента специальной подготовки учителя истории. Автор раскрывает принципы и специфику технологии формирования критического мышления у будущих учителей истории. Данная статья предназначена для исследователей в области преподавания истории, аспирантов и учителей истории.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, преподавание истории, критическое мышление, учитель истории, технология формирования критического мышления.
TO THE QUESTION OF THE FORMATION OF CRITICAL THINKING
OF FUTURE TEACHERS OF HISTORY
A.L. Mirgazitova
Abstract. The relevance of the article due to the importance of the formation of critical thinking teach-teley stories in modern conditions of a large flow of information in general and political information in particular. The article highlights the essence and structure of the concept of "critical thinking" as a component of the Ad Hoc training of history teachers. The author reveals the specifics of the principles and techniques of formation of critical thinking of the future teachers of history. This article is intended for researchers in the field, on the teaching of history, post-graduate students and teachers of history.
Keywords: vocational training, the teaching of history, critical thinking, history teacher, technology of critical
thinking.
В современных условиях неоднозначной политической и экономической обстановки в мире становится особенно актуальной критичность восприятия информации. Основами критического мышления является такое личностное свойство, как отношение личности к отдельным историческим, политическим и социальным фактам и событиям. Основное знание и соответствующее отношение к нему закладывается ходе семейного воспитания и в ходе образовательного процесса. В связи со спецификой деятельности будущий учитель истории и обществознания выполняет важную миссию формирования критического восприятия информации у обучающихся. Для реализации данной миссии необходима специальная подготовка будущих учителей истории.
Разработка методики формирования критического мышления у будущих учителей истории требует изучения нескольких аспектов:
- критическое мышление самого педагога (будущего учителя истории);
- корректная подача информации обучающимся будущими учителями истории (таким образом, чтобы она была эмоционально окрашена, но не влияла на личное отношение обучающихся к ней);
- формирование критического мышления у обучающихся будущими учителями истории.
Изначально необходимо определить само понятие «критическое мышление» на основе анализа различных дефиниций:
- одними авторами критическое мышление понимается как «система суждений, используемая при анализе объектов и событий и формулировка выводов, которые позволяют выносить обоснованную оценку и применять данные результаты к другим проблемам и ситуациям» [1].
- другие исследователи определяют критическое мышление «как один из способов мышления, в процессе которого человек ставит под сомнение принятую информацию» [2].
- существует точка зрения, что «критическое мышление - это корректная оценка различных утверждений» [3].
- другое распространенное определение критического мышления — «это осознанное рефлексивное мышление, которое направлено на принятие решения: что делать и чему доверять» [4].
- существует более развернутое определение - «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтезирования и/или
1
Казанский педагогический журнал. 2015. №4
оценки информации, полученной или порождённой наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, как ориентир для убеждения и действия»[5].
Важно отметить, что исследователем Ричардом Полом было предложено подразделять критического мышления на два рода: сильное и слабое. В слабом смысле критическое мышление - это мышление высококвалифицированного специалиста, который имеет эгоцентричную мотивацию квази-интеллектуала. То есть такой человек занят исключительно личным благом и не думает о последствиях этического характера своих действий для других участников взаимоотношений. Обладатель такого рода мышления чаще всего имеет высокий уровень образованности, но свои знания использует для преследования несправедливых и эгоистичных целей [6]. В сильном же смысле, критическое мышление — это мышление конкретной личности, которая вникает в суть проблемы и имеет свое целью ее объективное изучение без эгоистического уклона
[6].
Психолог-исследователь Диана Халперн считает, что критическое мышление - это использование методов познания, отличающихся высокой степенью контроля, обоснованности и целенаправленности и увеличивающих возможность получения ожидаемого результата. Данные методы используют для решения задач, формулирования выводов, оценки вероятности и принятия решения, которые требуют навыков, обоснованых и эффективных для определенного типа задачи либо ситуации.
Проанализировав вышесказанное можно определить, что критическим мышлением будущих учителей истории можно назвать такой способ мышления, при котором человек ставит под сомнение поступающую информацию и на основе личной системы знаний, суждений и принципов анализирует ее, формулирует обоснованные выводы и выносит обоснованные оценки и интерпретации.
Несмотря на достаточно общее определение понятия «критическое мышление», можно выделить основные характеристики, отличающие его от других типов мышления: критическое мышление - это самостоятельное мышление; информация - это исходный, а не конечный пункт критического мышления; знание дает мотивацию, которая помогает человеку критически мыслить; начинается критическое мышление с постановки проблемы и вопроса; критическое мышление направлено на убедительную аргументацию; критическое мышление это социальное мышление.
Таким образом, понятие критического мышления является многосоставным и включает составляющие низшего порядка: наблюдательность, логическое мышление, способность к интерпретации и анализу, получению заключений, способность давать оценку. Важно отметить, что критическоемышление опирается на широкий критерий интеллектуальности и метазнание: правдоподобие, глубина, точность, кругозор, значимость и справедливость.
Специфика технологии формирования критического мышления заключается в том, что учебный процесс должен быть построен на научно обоснованных закономерностях работы личности с информацией; этапы технологии: вызов, осмысление, рефлексия, должны быть обеспечены инструментально так, что преподаватель имеет возможность быть гибким и соответствовать определенной учебной ситуации в любой момент времени; так же технология должна позволять проводить обучение, основываясь на принципах сотрудничества и саморефлексии. Определение технологии не подразумевает не алгоритм и механическое исполнение, а открытую систему стратегий, которые обусловливают весь процесс формирования критического мышления.
Разрабатывая технологию развития критического мышления у будущих учителей истории, необходимо стремиться к решению комплексной задачи: необходимо одновременно мотивировать обучающихся к образовательному процессу; повышать мыслительный процесс и возможности обучающихся, гибкость мышления, легкость переключения с одной информации на другую; развивать способность к самостоятельному конструированию, построению понятий; развивать способность передавать информацию другим, научить подвергать получаемую информацию коррекции, пониманию и принятию точки зрения других участников взаимодействия.
Существует классическая технология формирования критического мышления, в основе которой лежит трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия: первая стадия заключается в актуализации имеющихся знаний, пробуждении интереса к освоению новой информации, постановке обучающимся личных целей обучения; вторая стадия характеризуется получением новой информации и соотнесением обучающимися полученной информации с уже имеющимися знаниями; третья стадия включает в себя размышление и генерацию нового знания, а также постановку обучающимся новых целей обучения.
2
Казанский педагогический журнал. 2015. №4
На каждой стадии, в зависимости от целей урока и специфики информации подаваемой на нем, используются различные образовательные технологии и приемы: образовательная технология “понятийное колесо” (данная образовательная технология получила свое название от того, что в окончательном виде образуется колесо, в центре которого должно быть написано ключевое понятие, а вокруг него, соединенные лучами слова- ассоциации, которые предлагают ученики; прием “инсерт ” (данный прием это средство, позволяющее обучающемуся отследть свое понимание прочитанного текста: обучающиеся знакомятся с несколькими маркировочными знаками и им предлагается в процессе чтения отмечать их карандашом на полях распечатанного специально подобранного текста); прием “кластеры” (данный прием называется кластеры или “грозди”. Это графический способ организации учебного материала. Кластеры - форма рисунка, смысл которой заключается в том, что в середине листа записывается основное слово, а рядом от него записывается информация, связанная с ним); прием “фишбоун ” (данный пример позволяет выявить причинно -следственную связь изучаемой темы, соответЛитература:
1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб: Издательство «Альянс «Дельта». 2003. - 284с.
2. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб. 2003. -192 с.
4. Заир-БекС.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.:Просвещение. 2004. - 175 с.
5. КириковаЗ.З. Педагогическая технология:
Теоретические аспекты. Екатеринбург: Изд-
воУрал. гос. проф. - пед. Ун-та. 2000. - 284с.
6. КлустерД. Что такое критичес кое мышление. М.: ЦГЛ, 2005. - С. 5 -13.
ствующих фактов и событий. Схема фишбо-уна представляет собой “рыбью кость”, в голове которой записывается основная тема, по боковым косточкам напротив друг друга -причины и следствия (или причины и конкретные факты, подтверждающие их наличие), в хвосте - формулируемый вывод); SWOT -анализ (проведение SWOT - анализ представляет собой заполнение матрицы, которая состоит из четырех блоков, в центре матрицы записывается отдельный факт, проблема или явление, которая требует исследования, а по блокам матрицы S - сильные стороны изучаемого явления (англ. strengths - сильный) W -слабые стороны изучаемого явления (англ. weaknesses- слабый) О - возможности применения (англ. opportunities - возможности) T -угрозы применения (англ. threats - угрозы)) и др.
Таким образом, формирование критического мышления у будущих учителей истории это многоэтапный творческий процесс, который реализуется за счет научного подхода к процессу формирования, использования различных наборов образовательных технологий и профессионализма преподавателя.
References:
1. Zagashev I.O., Zair-Bek S.I. Kriticheskoe mysh-lenie: tehnologija razvitija. SPb: Izdatel'stvo «Al'jans «Del'ta». 2003. - 284s.
2. Zagasheev I.O., Zair-Bek S.I., Mushtavinskaja
I.V. Uchim detej myslit' kriticheski. SPb. 2003. - 192 s.
4. Zair-BekS.I., Mushtavinskaja I.V. Razvitie kriti-cheskogo myshlenija na uroke. M.:Prosveshhenie. 2004. - 175 s.
5. KirikovaZ.Z. Pedagogicheskaja tehnologija: Teoreticheskie aspekty. Ekaterinburg: Izd-voUral. gos. prof. - ped. Un-ta. 2000. - 284s.
6. KlusterD. Chto takoe kriticheskoe myshlenie. M.: CGL, 2005. - S. 5 -13.
Сведения об авторе:
Мирзагитова Алсу Линаровна (г.Елабуга, Россия), старший преподаватель кафедры теории и методики обучения праву и правоведения Елабужского института Казанского Федерального университета, email: [email protected]
Data about the author:
Mirzagitova A.L. (Elabuga, Russia), a senior lecturer in the theory and methods of teaching law and jurisprudence Elabuzhsky Institute of Kazan Federal University, email: [email protected]
3