Научная статья на тему 'Реализация деятельностно-компетентностного подхода в подготовке бакалавров в педагогическом вузе'

Реализация деятельностно-компетентностного подхода в подготовке бакалавров в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ACTIVITY-COMPETENCE APPROACH / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / SOCIO-PEDAGOGICAL DESIGN / PRACTICAL-ORIENTED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рюмина Ю.Н.

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в педагогическом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of an activity-competence approach in the training of bachelors in a pedagogical university

In the article theoretical and practical aspects of integration of theoretical and practical training of bachelors in pedagogical university are considered.

Текст научной работы на тему «Реализация деятельностно-компетентностного подхода в подготовке бакалавров в педагогическом вузе»

УДК 378.1

Ю.Н. Рюмина,

канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия

Реализация деятельностно-компетентностного подхода в подготовке

бакалавров в педагогическом вузе

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в педагогическом вузе.

Практико-ориентированный подход, деятельностно-компетентностный подход,

социально-педагогическое проектирование.

Yu.N. Ryumina,

cand. of pedagogical sciences, docent of the chair of social pedagogics and

social work Shadrinsk state pedagogical university

Shadrinsk, Russia

Realization of an activity-competence approach in the training of bachelors in a

pedagogical university

In the article theoretical and practical aspects of integration of theoretical and practical training of bachelors in pedagogical university are considered.

Keywords: practical-oriented approach, activity-competence approach, socio-pedagogical design.

Повышение качества высшего профессионального образования является актуальной проблемой в современной России. Решение данной проблемы связано с модернизацией системы образования, переосмыслением специфики и оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса в вузе, определением концептуальных подходов к организации образовательного процесса.

В качестве основных тенденций в развитии высшего профессионального образования как феномена современной общественной жизни и в то же самое время -важнейшего социального института можно выделить следующие: глобализация и интернационализация высшего образования; стандартизация; развитие сферы образования как сферы, как ключевого звена научно-технической и инновационной политики, непрерывность современного образования; компьютеризация в образовании; индивидуализация обучения; интегрированность: интеграция с современной наукой и производством, и др.

Итак, одной из ключевых тенденций развития современного высшего профессионального образования становится интеграция теоретической и практической подготовки бакалавров и магистрантов:

- обновленные стандарты предусматривают изменения связанные с разделением квалификации на «академический» и «прикладной» бакалавриат;

- в зависимости от квалификации предполагаются различные профессиональные задачи;

- формируются общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные или профессионально-прикладные компетенции;

- при сохранении общего количества зачетных единиц усиливается практическая составляющая стандарт;

- итоговая государственная аттестация предусматривает защиту выпускной квалификационной работы в качестве обязательного вида аттестации;

- качество подготовки определяется уровнем сформированности компетенций;

- совместно с работодателями формируется компетентностная модель выпускника, включая профильные компетенции, предусматривается самое тесное взаимодействие с работодателями в учебном процессе.

Основная цель модернизации педагогического образования состоит в повышении качества подготовки педагогических кадров, приведение системы педагогического образования в соответствие со стандартами профессиональной деятельности педагога и федерального государственного образовательного стандарта.

Работодателями зачастую констатируется недостаточная готовность выпускников педагогических вузов к успешной педагогической деятельности. Профессиональное становление занимает еще несколько лет после окончания образовательного учреждения и требует дополнительных усилий от самих молодых учителей и администрации учреждения для повышения их квалификации. Поэтому, несмотря на принимаемые меры в области модернизации педагогического образования, проблема формирования профессиональной компетентности будущих педагогов остается достаточно острой [1].

По мнению многих ученых основной причиной недостаточной профессиональной компетентности выпускников и их низкой конкурентоспособности выступает отсутствие опыта практики в области будущей профессиональной деятельности. Следовательно, необходимо корректировать процесс профессионального педагогического образования, ориентироваться при разработке образовательных программ на требования соответствующих профессиональных стандартов.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ) регламентирует использование профессиональных стандартов при разработке ФГОС, образовательных программ, проведении их профессионально-общественной аккредитации. Система профессионального образования в виде стандартов получает содержательную основу для обновления образовательных стандартов, разработки учебных программ, модулей и учебно-методических материалов. Так, профессиональный стандарт «Педагог» ориентирует вузы на подготовку учителя, готового к переменам, мобильного, способного к нестандартным трудовым действиям, ответственного и самостоятельного в принятии решений, постоянно демонстрирующего своим ученикам умение учиться [3]. В профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания» ставятся требования к организационно-педагогической, проектной, учебно-воспитательной деятельности специалиста [4].

Решению поставленных задач способствует практико-ориентированный подход, который позволяет значительно повысить эффективность обучения. Специфика внедрения в обучение практико-ориентированного подхода в системе высшего образования заключается в том, что он даёт возможность интегрировать формирование фундаментальной научной базы знаний и практических, общекультурных и социальных компетенций студентов, которые необходимы для профессиональной деятельности будущих педагогов.

В системе высшего образования существует несколько подходов к

практико-ориентированному образованию. Одни авторы (Ю. Ветров, Н. Клушина) практико-ориентированное образование связывают с организацией учебной, производственной и преддипломной практики студента с целью его погружения в профессиональную среду, соотнесения своего представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным бизнесом, осознания собственной роли в социальной работе. Другие авторы (П. Образцов, Т. Дмитриенко) считают наиболее эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности. Некоторые авторы (А. Вербицкий, Е. Плотникова, В. Шершнева и др.) становление практико-ориентированного образования связывают с использованием возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин.

Однако, одним из компонентов практико-ориентированного образования становится обогащение практического опыта обучаемых в конкретной деятельности, уровень которого определяется степенью сформированности компетенций у студентов. Практико-ориентированное образование, по мнению Полисадова С.С. представляет собой процесс освоения студентами образовательной программы с целью формирования у них профессиональной компетенции за счёт выполнения ими реальных практических задач. В основе практико-ориентированного обучения должно лежать оптимальное сочетание фундаментального общего образования и профессионально-прикладной подготовки [2].

Интересны в этом смысле работы Ялалова Ф.Г. Автор отмечает, что для построения практико-ориентированного образования необходим новый,

деятельностно-компетентностный подход. В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности. Образование не может быть практико-ориентированным без приобретения опыта деятельности, уровень которого более точно определяется методами компетентностного подхода. Вектор общеизвестного в дидактике деятельностного подхода направлен к организации процесса обучения, технологиям практико-ориентированного образования, где весь процесс обучения приобретает деятельностный характер. А компетентностный подход ориентирован, прежде всего, на достижение определенных результатов, приобретение значимых компетенций. Овладение же компетенциями невозможно без приобретения опыта деятельности, т.е. компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой. Компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности. В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс учения (научения), т.е. в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей [7].

При деятельностно-компетентностном подходе традиционная триада дополняется новой дидактической единицей: знания - умения - навыки - опыт деятельности.

В ходе профессиональной подготовки происходит постоянное обогащение содержания деятельности на основе модели деятельности специалиста, включающей описание системы его основных функций, проблем и задач, предметных и социальных компетентностей. Деятельностная модель подготовки специалиста предполагает

постоянную трансформацию видов деятельности (А. Вербицкий). Первоначально студент овладевает опытом учебно-познавательной деятельности академического типа, где моделируются действия специалистов, обсуждаются теоретические вопросы и проблемы. Далее осваивается опыт квазипрофессиональной деятельности путем моделирования условий, содержания и динамики реального производства, отношений, занятых в нем людей, используя такие активные формы, как деловая игра, мозговая атака и т.д. В ходе учебно-профессиональной деятельности студенты овладевают реальным опытом выполнения прикладных исследований, научно-технических разработок. Трансформация содержания деятельности завершается приобретением опыта профессиональной деятельности в ходе производственной практики.

В частности, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»)» определены ряд компетенций выпускника, требующие от него умений и навыков в области проектной деятельности. Выпускник, освоивший программу бакалавриата по профилю «Психология и педагогика воспитательной работы», должен быть готов решать, например, такую профессиональную задачу как организация социально полезных видов деятельности обучающихся, развитие социальных инициатив, социальных проектов. В соответствии с чем одной из требуемых профессиональных компетенций является способность участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов [5].

В профессиональном стандарте специалиста в области воспитания определены цели профессиональной деятельности, включая обеспечение индивидуализации в образовании на основе проектирования и реализации обучающимися индивидуальных образовательных программ. В соответствии с чем одной их ведущих трудовых функций определено проектирование программ и моделей социально-педагогической поддержки, социального воспитания и адаптации обучающихся.

Введение в учебный план подготовки бакалавров данного профиля дисциплины «Социально-педагогическое проектирование», позволяет формировать требуемые компетенции, с опорой на логику деятельностно-компетентностного подхода: знания -умения - навыки - опыт деятельности.

Студенты приобретают системные знания в области социально-педагогической проектной деятельности, получают навыки социально-педагогического проектирования, приобретать опыт разработки проектов, оценки его жизнеспособности посредством социальной экспертизы и организационных основ реализации. И в процессе последующего обучения в вузе получают возможность расширять опыт практической деятельности по разработке и реализации социально-педагогических проектов (в рамках курсовых исследований, участия в городском конкурсе социальных проектов, олимпиадах, в процессе преддипломной практики и работы над ВКР). Для усвоения данного теоретического материала используются методы деструктивной соотнесенной оценки, коллективного обсуждения мнений и генерации идей. В части практической деятельности по разработке социально-педагогического проекта студенты поэтапно осваивают технологию и приобретают навыки проектирования.

Основным методом обучения в рамках дисциплины становится проектный метод. Данный метод в образовании позволяет решить проблемы заинтересованности студентов в самостоятельном образовании, обучении навыкам проектирования своей деятельности и

формирования рефлексивной позиции по отношению к ней.

Теоретические основы социально-педагогического проектирования включаю такие разделы как: понятие социально-педагогического проектирования; цели и задачи социально-педагогического проектирования; социально-педагогический проект и требования к нему; структура технологии социально-педагогического проектирования (идея, концепция, программа, механизм реализации, деятельность, субъект, объект, средства, процесс, условия, результат, система, среда, критерии управления и оценки); схема социально-педагогического проектирования; методы социально-педагогического проектирования [6].

Все стадии работы над проектом последовательно соотносятся с действиями, которые студенты должны усвоить на каждом из этапов. Так, на этапе планирования решаются задачи, связанные с определением форм организации учебного процесса, направленности его на выбор механизмов управления педагогическим процессом и стиля взаимодействия его субъектов - студентов и преподавателя.

Содержание подготовительного этапа отражает цели формирования мотивационно-ценностного компонента в структуре проектной культуры личности: создание необходимых условий, формирующих мотивацию к проектной деятельности, потребность в освоении теоретических знаний и практических навыков для ее успешного осуществления. Здесь важное место занимает актуализация положительных образцов поведения: разбор успешных проектов, понимание студентами значимости проектной деятельности как для общества, так и для собственного развития; стимулирование студентов для участия в ежегодном городском конкурсе социальных проектов; привязка разрабатываемого проекта к теме курсовой работы и выпускной квалификационной.

Немаловажное значение на данном этапе имеет связь с практическими работниками. От социальных учреждений через социальных педагогов, завучей по воспитательной работе, педагогов-организаторов поступает «социальный заказ» на разработку социально-педагогических проектов, решающих наиболее актуальные социальные проблемы учреждения. Следовательно, у студентов появляется возможность реализовать разработанный проект на практике, проанализировать его результативность.

На основном - деятельностном этапе социально-педагогического проектирования формируются проектные умения и навыки. Назначение социально-педагогического проектирования - разработать, создать, сконструировать и довести замысел до полезного педагогического результата в практике конкретных педагогических системах. Поэтому нами используются активные методы и приемы обучения. Кроме того, в рамках данной дисциплины у студентов формируется экспертное суждение о других проектах, рефлексия по отношению к собственной деятельности по инициации проекта, выстраивается коммуникация между членами одной проектной группы (или авторами проекта) и между самими группами в ходе защиты идей.

В качестве результатов освоения содержание дисциплины выступают: понимание студентами необходимости освоения технологии социального проектирования, формирование собственной субъектно-личностной позиции по отношению к проектированию; получение навыков формулировки концептуально обоснованной проектной идеи, определения смыслов и целей проектирования; освоение этапов проектного цикла; рефлексивный анализ собственно проектной деятельности.

Таким образом, деятельностно-кометентностный подход позволяет перейти от оценивания преподавателем к сооцениванию при участии студентов, к самооцениванию и

рефлексии. Когда система оценивания становится прозрачной и критериальной, то деятельностно-компетентностный подход может служить и эффективным средством активизации самого процесса приобретения профессионально и социально значимых компетенций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Патрушева, И.В. Практико -ориентированный подход к организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] / И.В. Патрушева // Науковедение : интернет-журн. - 2015. - Т. 7, № 4. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/133PVN415.pdf.

2. Полисадов, С.С. Практико-ориентированное обучение в вузе [Электронный ресурс] / С.С. Полисадов. -Режим доступа: http://portal.tpu.ru/f_dite/conf/2014/2/c2_Polisadov.pdf.

3. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html.

4. Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://irost45.ru/uploads/content/file/prof_standart_specizlist_v_oblasti_vospitania.pdf.

5. Российская Федерация. М-во образования и науки. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] : приказ от 4 дек. 2015 г. № 1457 // Министерство образования и науки Российской Федерации : офиц. сайт. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф /документы/7955/файл/7Ш/Prikaz_¡ _1457_ot_14.12.2015.pdf.

6. Рюмина, Ю.Н. Основы социального проектирования [Текст] : учеб. пособие для студентов оч. и заоч. отделений / Ю.Н. Рюмина ; Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск : ШГПИ, 2015. - 182 с.

7. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию [Электронный ресурс] // Эйдос : интернет-журн. - 2007. - 15 янв. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm.

REFERENCES

1. Patrusheva I.V. Praktiko-orientirovannyj podhod k organizacii samostojatel'noj raboty studentov pedagogicheskogo vuza [Elektronnyj resurs] [Practically oriented approach to the organization of independent work of students of the pedagogical higher educational establishment]. Naukovedenie [Sociology of science]: Internet-zhurnal, 2015, t. 7, no. 4. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/133PVN415.pdf.

2. Polisadov S.S. Praktiko-orientirovannoe obuchenie v vuze [Elektronnyj resurs] [Practically oriented study at the higher educational establishment]. URL: http://portal.tpu.ru/f_dite/conf/2014/2/c2_Polisadov.pdf.

3. Professional'nyj standart pedagoga [Elektronnyj resurs] [The professional standard of the pedagogue]. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html.

4. Professional'nyj standart specialista v oblasti vospitanija [Elektronnyj resurs] [The professional standard of specialist in the field of up-bringing]. URL: http://irost45.ru/uploads/content/file/prof_standart_specizlist_v_oblasti_vospitania.pdf.

5. Rossijskaja Federacija. M-vo obrazovanija i nauki. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 44.03.02 Psihologo - pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' bakalavriata) [Elektronnyj resurs] : prikaz ot 4 dek. 2015 g. № 1457 [The Russian Federation The department of education and science. About the approval of federal state educational standard of higher educationl establishment in the direction of preparation for 44/03/02 Psycological pedagogical education (the level of bachelor]. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii [The Ministry of Education and Science of the Russian Federation]. URL: http://minobrnauki.rf /dokumenty/7955/fajl/7184/Prikaz_ _1457_ot_14.12.2015.pdf.

6. Rjumina Ju.N. Osnovy social'nogo proektirovanija: ucheb. posobie dlja studentov och. i zaoch. otdelenij [The basis of social rpojecting]. Shadr. gos. ped. in-t. Shadrinsk: Publ. ShGPI, 2015. 182 p.

7. Jalalov F.G. Dejatel'nostno-kompetentnostnyj podhod k praktiko-orientirovannomu obrazovaniju [Elektronnyj resurs] [Activity competence approach to practice oriented education]. Jejdos: Internet-zhurn. [Ados]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm.

УДК 378.016:34

Н.В. Сычева,

канд. юрид. наук, доцент кафедры истории и права ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия

Механизм формирования профессиональных компетенций у студентов по направлению подготовки «Право социального обеспечения»

В статье рассматривается важнейшая задача механизма формирования профессионального образования - реализация компетентностного подхода по направлению 40.02.01 «Право социального обеспечения», которая является необходимой для обеспечения конкурентоспособности выпускника исходя из запросов работодателей.

Механизм формирования, компетентностный подход, студенты, среднее профессиональное образование, право социального обеспечения.

N. V. Sycheva,

cand. of juridical sciences, docent of the chair of history and law Shadrinsk

state pedagogical university Shadrinsk, Russia

Mechanism of formation of professional competences of students of the direction "the right of social securing"

The article discusses the most important task of the mechanism of formation of vocational education - the implementation of the competence approach in the direction 40.02.01 "the Right of social securing", which is necessary to ensure the competitiveness of the graduate based on the requests of employers.

Keywords: Mechanism of formation, competence approach, students, secondary vocational education, social security law.

Профессиональная компетентность выступает как высший компонент в структуре личности специалиста. В настоящее время перед системой профессионального образования стоит важнейшая задача - реализация на практике компетентностного подхода. Эта актуальность находит выражение и в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования третьего поколения по направлению 40.02.01 «Право социального обеспечения». Формирование профессиональных компетенций студентов напрямую связано с качеством правового образования, что в дальнейшем будет способствовать личностной и профессиональной самореализации выпускника.

Одной из задач среднего профессионального образования вне зависимости от направления подготовки студента выступает освоение им совокупности фундаментальных общеобразовательных, общетехнических и специальных знаний, а также развитие способности реализовывать их в процессе профессиональной деятельности. Именно этим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.