Научная статья на тему 'Механизм формирования профессиональных компетенций у студентов по направлению подготовки "Право социального обеспечения"'

Механизм формирования профессиональных компетенций у студентов по направлению подготовки "Право социального обеспечения" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ / MECHANISM OF FORMATION / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / SOCIAL SECURITY LAW

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сычева Н.В.

В статье рассматривается важнейшая задача механизма формирования профессионального образования реализация компетентностного подхода по направлению 40.02.01 «Право социального обеспечения», которая является необходимой для обеспечения конкурентоспособности выпускника исходя из запросов работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanism of formation of professional competences of students of the direction “the right of social securing”

The article discusses the most important task of the mechanism of formation of vocational education the implementation of the competence approach in the direction 40.02.01 "the Right of social securing", which is necessary to ensure the competitiveness of the graduate based on the requests of employers.

Текст научной работы на тему «Механизм формирования профессиональных компетенций у студентов по направлению подготовки "Право социального обеспечения"»

7. Jalalov F.G. Dejatel'nostno-kompetentnostnyj podhod k praktiko-orientirovannomu obrazovaniju [Elektronnyj resurs] [Activity competence approach to practice oriented education]. Jejdos: Internet-zhurn. [Ados]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm.

УДК 378.016:34

Н.В. Сычева,

канд. юрид. наук, доцент кафедры истории и права ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия

Механизм формирования профессиональных компетенций у студентов по направлению подготовки «Право социального обеспечения»

В статье рассматривается важнейшая задача механизма формирования профессионального образования - реализация компетентностного подхода по направлению 40.02.01 «Право социального обеспечения», которая является необходимой для обеспечения конкурентоспособности выпускника исходя из запросов работодателей.

Механизм формирования, компетентностный подход, студенты, среднее профессиональное образование, право социального обеспечения.

N. V. Sycheva,

cand. of juridical sciences, docent of the chair of history and law Shadrinsk

state pedagogical university Shadrinsk, Russia

Mechanism of formation of professional competences of students of the direction "the right of social securing"

The article discusses the most important task of the mechanism of formation of vocational education - the implementation of the competence approach in the direction 40.02.01 "the Right of social securing", which is necessary to ensure the competitiveness of the graduate based on the requests of employers.

Keywords: Mechanism of formation, competence approach, students, secondary vocational education, social security law.

Профессиональная компетентность выступает как высший компонент в структуре личности специалиста. В настоящее время перед системой профессионального образования стоит важнейшая задача - реализация на практике компетентностного подхода. Эта актуальность находит выражение и в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования третьего поколения по направлению 40.02.01 «Право социального обеспечения». Формирование профессиональных компетенций студентов напрямую связано с качеством правового образования, что в дальнейшем будет способствовать личностной и профессиональной самореализации выпускника.

Одной из задач среднего профессионального образования вне зависимости от направления подготовки студента выступает освоение им совокупности фундаментальных общеобразовательных, общетехнических и специальных знаний, а также развитие способности реализовывать их в процессе профессиональной деятельности. Именно этим

обусловлена нуждаемость системы образования в обновленном содержании, использовании новых форм, методов и средств обучения, используя компетентностный подход.

Понятие компетенции можно вывести на основе анализа ФГОС, где она определяется как способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для осуществления успешной деятельности в той или иной сфере. В свою очередь профессиональная компетенция по направлению подготовки «Право социального обеспечения» заключается в способности осуществлять действия, основываясь на совокупности наличных умений, знаний и опыта практической деятельности в определенной профессиональной деятельности - сфере социального обеспечения.

В информационную эру, в условиях постоянного увеличения потока и интенсивности поступления правовой информации из различных источников, постоянного обновления нормативно-правовой базы, все выучить не представляется возможным, поэтому на первый план выходят умения студента правильно воспринимать, обрабатывать, понимать информацию, формировать к ней собственное отношение, уметь объяснить и применить на практике взамен наличия простой совокупности знаний [2, с. 32].

Исходя из этого основным требованием к компетентному специалисту в сфере социального обеспечения выступает умение применять знания, умения, опыт, проявлять личные качества в определенной ситуации, включая нестандартную.

В условиях изменившейся социально-экономической ситуации в стране система образования нуждается в необходимости повышения качества профессиональной подготовки специалистов среднего звена по направлению подготовки «Право социального обеспечения». Причем, одним из главных положений содержания образования выступает обеспечение качества их профессиональной подготовки. Исходя из этого общество нуждается в компетентных специалистах в социально-правовой сфере, в совершенстве владеющих умением по самостоятельному добыванию и применению знаний, умений и навыков в практической деятельности, способных самостоятельно решать любые профессиональные задачи, стоящие перед ним, готовых к профессиональному росту. Более того, провозглашение России социальным государством в ст. 14 Конституции РФ предполагает интенсивную реализацию социальной политики, что невозможно без компетентных специалистов в названной сфере.

Механизм формирования профессиональных компетенций у студентов по направлению подготовки «Право социального обеспечения» представляет собой процесс обеспечения условий и создания форм для достижения определенного результата -сформированности у обучающегося компетенций, которые представляются необходимыми для обеспечения конкурентоспособности выпускника исходя из запросов работодателей и возможностей дальнейшего продолжения образования [1, с. 103].

Рассматриваемый механизм сопровождает образовательный процесс на всех его этапах, аудиторную и внеаудиторную работу, определяется индивидуальными и личностными характеристиками специалиста, умением использовать имеющиеся возможности и способности.

Механизм формирования профессиональных компетенций возникает в студенческом возрасте, ведь именно это время - период развития самосознания и собственного мировоззрения, становления познавательных мотивов, принятия самостоятельных решений, профессионального самосовершенствования и саморазвития личности. На этом этапе жизненного развития формируются собственные взгляды, отношения, оригинальность мышления, происходит развитие нравственного и

эстетического отражения окружающей действительности, черты характера, привычки и установки. Студент овладевает совокупностью социальных ролей взрослого человека: обучающийся, гражданин, работник, профессионал, которые выражены в его профессиональной и личностной самостоятельности.

Освоение профессиональной образовательной программы по направлению подготовки «Право социального обеспечения» происходит на втором этапе юности или первом периоде зрелости, для которого характерны сложность становления личностных качеств (Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Лисовский и др.). Одно из таких качеств - усиление сознательных мотивов поведения. Происходит укрепление личностных качеств, которые не были развиты у школьника - инициативность, целеустремленность, решительность, самостоятельность, настойчивость, ответственность, умение владеть собой. Развитие самостоятельности связано с тем, что при переходе к взрослости возрастают проблемы самосознания и самоопределения, затруднительные для разрешения. В условиях возрастающего уровня самосознания развивается уровень требований студента к себе и к окружающим людям. Молодой человек более критичен к себе и требователен к окружающим [3, с. 90].

На специфику психики студентов оказывают влияние промежуточность их положения в обществе (статус студента - временный, прекращается с окончанием обучения). Кроме того, это и собственная возрастная специфика, право на независимость, социально-профессиональное определение, выбор жизненного пути.

В период студенчества происходит становление всей системы профессионально-ценностных ориентаций и мотиваций, формируется неповторимая творческая индивидуальность, развивается интеллектуальная система и личность в целом. Происходит определение социальной ориентации и своего места в человеческом обществе, сопровождающееся личностным и социальным самоопределением.

Наличный к данному моменту интеллектуальный потенциал студента, совокупность индивидуальных характеристик профессиональных качеств личности (самообразование, самоорганизация, саморефлексия, саморазвитие личности) определяют успешность профессионального обучения.

В направленности личности каждого проявляются разнообразные духовные, интеллектуальные, материальные потребности, нуждающиеся в дальнейшем удовлетворении, которые определяют стремление стать профессионалом. При этом достижение профессиональных качеств невозможно без развитой активности, выраженной в стремлении, влечении, желании и эмоциональных проявлений студента в профессиональной деятельности.

В процессе работы со студентами по направлению подготовки «Право социального обеспечения», непосредственной педагогической задачей выступает формирование всех предусмотренных Федеральным государственным стандартом профессиональных компетенций, а также общих компетенций.

Формирование общих и профессиональных компетенций необходимо осуществлять на протяжении всего процесса обучения:

1) в период введения в профессию;

2) в период овладения профессией - работа на лабораторно-практических занятиях, научная работа (участие в СНО), выполнение квалификационной (дипломной) работы;

3) в период производственной практики на предприятиях.

Наибольший практический эффект в развитии механизма формирования профессиональных компетенций играют практические занятия и производственная практика на предприятии как организационные формы обучения, поскольку при их использовании будущие специалисты оказываются выведенными на уровень проектирования. Главная цель практических форм учебной деятельности - обработка и закрепление новых знаний, перевод теоретических знаний в практические умения и навыки, коррекция и контроль ранее усвоенных знаний. Итогом реализации практических форм учебной деятельности выступают сформированные компетенции.

Сущность механизма формирования профессиональных компетенций у студентов по направлению подготовки «Право социального обеспечения» включает совокупность принципиальных позиций [4, с. 222]:

1) внутренняя мотивация студента; его готовность самообразовываться, самосовершенствоваться и самореализоваться;

2) внутренняя мотивация педагогов, их стремление постоянно самосовершенствоваться и самореализоваться в сфере преподаваемой дисциплины;

3) соответствие уровня преподаваемых дисциплин требованиям Федеральных образовательных стандартов.

Об успешности обучения студента по направлению подготовки «Право социального обеспечения» свидетельствует освоение им профессиональных компетенций и новых для него особенностей профессии. В процессе профессионального обучения происходит формирование профессионально-ценностных установок, развитие индивидуальных характеристик профессиональных качеств личности студента.

Многие проблемы у студентов возникают на первом курсе обучения в организациях профессионального образования, которые вызваны отсутствием навыков самостоятельной работы, неумением составлять конспекты лекций, работать с различными источниками, анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию, ясно и логично излагать свои мысли, не умение применять полученные навыки в профессиональной деятельности.

В условиях осуществленной модернизации российского образования преподавателю необходимо направить деятельность студента на освоение профессиональных компетенций [1, с. 103]. Важно объяснить студенту, что осуществление названной деятельности необходимо, прежде всего, для решения профессиональных задач, на основе изученного материала, а не только для успешной сдачи экзаменов.

Традиционный подход в профессиональном образовании ориентирован на формирование комплекса знаний, умений и навыков. Это приводит к тому, что выпускник не способен использовать полученную информацию в своей профессии, он только становиться хорошо информированным специалистом. Для решения названной проблемы педагогическая наука предлагает широкое разнообразие новых технологий, форм и методов, способствующих смещению акцентов на такие компоненты, как: самостоятельность, самоорганизация, самообразование и саморазвитие студента, появлению профессионально-ценностных установок. Благодаря этому у специалиста развивается способность к решению профессиональных задач, основываясь на системе знаний, умений, навыков, положениях освоенного предмета и модулей профессиональной деятельности, овладение новыми приемами, способами и технологиями профессии.

На первый план в обучении следует выдвигать поисковую и самостоятельно-исследовательскую деятельность, суть которой заключается в самостоятельном поиске, выявлении и понимании студентом необходимой информации,

постановки проблемной задачи, направленной на анализ, способ решения задачи и самооценку.

При выборе современных методов и технологий формирования профессиональной компетенции происходит решение следующих важных задач:

- проявление активности студентов, направленной на процедуру самостоятельного добывания знаний, умений и навыков, исследование информации, ее сравнение, обобщения и анализ;

- формирование способности к самоорганизации, самостоятельной деятельности, самообразованию, саморазвитию и саморефлексии студентов;

- повышение профессионально-ценностых установок;

-обеспечение условий к самоопределению и самореализации личности.

Из сказанного выше следует, что особенности формирования профессиональных компетенций студентов по направлению подготовки «Право социального обеспечения» обусловлены специфическими способностями личности в студенческом возрасте и требованиями современной парадигмы образования, которая формирует фундамент из знаний, умений и навыков будущей профессии, а также спецификой социально-правовой деятельности.

Современная система профессионального образования характеризуется открытостью, возросшим значением интеркультурных коммуникаций всех участников образовательного процесса [5, с. 103]. Общество нуждается в профессионалах, которые одновременно обладают новыми качества теории и практики, принципами научного мышления. Качество подготовки выпускаемых специалистов непосредственно влияет на темпы и эффективность многих преобразований, рост культуры. Это обусловливает необходимость разработки и четкой формулировки позиций, которые отражают механизм и этапы формирования компетенций будущего специалиста. Профессионал должен обладать умением не только приобретать и перерабатывать информацию, но и эффективно ее применять на практике, стремиться к самосовершенствованию, самообразованию, самовоспитанию. При овладении данными умениями большую важность представляет готовность студента к самообразовательной деятельности, наличие умений учиться, внутренняя мотивация учения. Поэтому при ориентации образовательной организации, осуществляющей подготовку студентов по направлению подготовки «Право социального обеспечения», на повышение конкурентоспособности выпускников, студенты способны эффективно осуществлять самообразование. Отсюда следует, что в настоящее время актуальной задачей системы образования становится решение проблемы развития профессиональной компетентности и профессионально значимых качеств личности у будущих специалистов по направлению подготовки СПО в процессе формирования готовности к самообразовательной деятельности студентов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ведерникова, Л.В. Профессиональное становление студентов в условиях модернизации педагогического образования / Л.В. Ведерникова, О.А. Поворознюк //Сибирский педагогический журнал. -2013. - № 6. - С. 102-105.

2. Грибовская, Н.Н. Современные требования к подготовке молодых специалистов / Н.Н. Грибовская // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по материалам IV междунар. науч.-практ. конф. № 4. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2011. - С. 24-27.

3. Капустина, Л.И. Организация самостоятельной работы студентов в условиях модернизации СПО [Текст] / Л.И. Капустина // Научные исследования. - 2011. - № 3. - С. 88-92.

4. Миняева, О. А. Механизм формирования и этапы реализации компетенций специалистов в области фармации [Текст] / О.А. Миняева // Актуальные задачи педагогики : материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). - Чита : Молодой ученый, 2011. - С. 220-222.

5. Основина, Т.Ю. Профессиональная компетентность как критерий готовности специалиста к профессиональной деятельности [Текст] / Т.Ю. Основина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2008. - № 12. - С. 103-112.

REFERENCES

1. Vedernikova L.V. Povoroznjuk O.A. Professional'noe stanovlenie studentov v uslovijah modernizacii pedagogicheskogo obrazovanija [Professional formation of students in the conditions of modernization of pedagogical education]. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal [Siberianpedagogical journal], 2013, no. 6, pp. 102-105.

2. Gribovskaja N.N. Sovremennye trebovanija k podgotovke molodyh specialistov [Modern demands to the teaching of young specialists]. Lichnost', semja i obshhestvo: voprosypedagogiki ipsihologii: sb. st. po materialam IV mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Person, family and society: questions ofpedagogics and psychology]. Novosibirsk: Publ. SibAK, 2011, no. 4, Vol II, pp. 24-27.

3. Kapustina L.I. Organizacija samostojatel'noj raboty studentov v uslovijah modernizacii SPO [Organization of independent work of students in the conditions of modernization of SPE]. Nauchnye issledovanija [Scientific researches], 2011, no. 3, pp. 88-92.

4. Mmjaeva O.A. Mehanizm formirovanija i jetapy realizacii kompetencij specialistov v oblasti farmacii [Mechanism of formation and stages of realization of competences of specialists in the field of pharmacy]. Aktual'nye zadachi pedagogiki: materialy Mezhdunar. nauch. konf. (g. Chita, dekabr' 2011 g.) [Actual tasks of pedagogics]. Chita: Molodoj uchenyj, 2011, pp. 220-222.

5. Osnovina, T.Ju. Professional'naja kompetentnost' kak kriterij gotovnosti specialista k professional'noj dejatel'nosti [Professional competence as the criteria of readiness of the specialist to the professional activity]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Herald of Chelyabinsk pedagogical University], 2008, no. 12, pp. 103-112.

УДК 37(091)

Е.А. Сорокина,

доцент, канд. пед. наук, доцент кафедры славяно-германской филологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»,

г. Шадринск, Россия

Благотворительность в школах Зауралья во второй половине XIX -

начале XX вв.

В статье рассматривается история благотворительности в дореволюционных школах Зауралья, которые осуществляли подготовку учителей для местных учебных заведений. Автор описывает два вида благотворительности: материальный вклад купцов региона и личное участие учителей-подвижников.

Благотворительность, начальная школа, купец, дворянство, учитель-подвижник.

E.A. Sorokina,

candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of Slavo-Germanic philology Shadrinsk State Pedagogical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.