Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций педагогов в процессе социально-педагогического проектирования'

Формирование профессиональных компетенций педагогов в процессе социально-педагогического проектирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGN / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / SOCIAL AND PEDAGOGICAL DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рюмина Юлия Николаевна

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты обучения бакалавров основам социально-педагогического проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of professional competencies of teachers in the process of social and pedagogical design

The theoretical and practical aspects of teaching bachelors to the basics of social and pedagogical design are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций педагогов в процессе социально-педагогического проектирования»

2. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.И. Лубышева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2010. - 272 с.

3. Пристинский, В. Н. Гуманистические ценности физической культуры и спорта как средство формирования нравственной и эстетической культуры человека [Электронный ресурс] / В.Н. Пристинский, Н.А. Курысько, Т.Н. Пристинская, В.Д. Нотченко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2008. - №11. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/artide/n/gumanisticheskie-tsennosti-fizicheskoy-kultury-i-sporta-kak-sredstvo-formirovaniya-nravstvennoy-i-esteticheskoy-kultury-cheloveka. - 06.04.2017.

4. Самыгин, С. И. Спортивная этика и трансформация ценностей олимпийского спорта в контексте воздействия на социализацию современной российской молодежи [Электронный ресурс] / С.И. Самыгин, Н.П. Любецкий, П.С. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2016. -№ 6-7. - Режим доступа: http://cyberleninka.rUartide/n/sportivnaya-etika-i-transformatsiya-tsenmstey-olimpiyskogo-sporta-v-kontekste-vozdeystviya-na-sotsializatsiyu-sovremennoy-rossiyskoy. - 06.04.2017.

УДК 371.1

Ю.Н. Рюмина, г. Шадринск

Формирование профессиональных компетенций педагогов в процессе социально-педагогического проектирования

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты обучения бакалавров основам социально-педагогического проектирования.

Проектирование, социально-педагогическое проектирование.

YU.N. Ryumina, Shadrinsk

Formation of professional competencies of teachers in the process of social and pedagogical design

The theoretical and practical aspects of teaching bachelors to the basics of social and pedagogical design are considered in the article.

Keywords: design, social and pedagogical design.

На современном этапе развития общества особое значение для социальной сферы приобретают технологии прогнозирования и проектирования. Они связаны с выработкой подходов, моделей решения различного рода социальных проблем и отслеживания их реализации. Во многом прогнозирование и проектирование в социальной сфере определяется необходимостью инновационных путей решения возникающих проблем комплексного характера: социально-культурных, социально-педагогических, социально-медицинских, социально-психологических и пр.

Объясняется это тем, что социальное проектирование является как научной, так и практической деятельностью по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на основе социального

предвидения, прогнозирования и планирования социальных качеств и свойств, являющихся значимой социальной потребностью. Прогнозируемые, моделируемые и конструируемые качества и свойства социальных объектов дают возможность управлять социальными процессами и являются выражением того социально нового, что характеризует тенденции социального развития. В соответствии с этим социальное проектирование связано с инновационной деятельностью и внедрением социальных инноваций.

В соответствии с чем, возникает необходимость профессиональной подготовки бакалавров, владеющих проектными умениями и навыками, владеющих проектной культурой. [3]

Как научно-теоретическая деятельность социальное проектирование касается прежде всего социологии, социальной работы (социономии), социальной философии, социальной педагогики, политологии, конфликтологии, регионоведения, экономики. Различные аспекты социального проектирования раскрываются в работах Г.А. Антонюка, Н.А. Аитова, В. И. Курбатова, О.В. Курбатова, Н.И. Лапина, Г.А. Луке, В.А. Лукова, А.П. Маркова, Ж.Т. Тощенко, Э.А. Орловой, О.Е. Трущенко, О.Н. Яницкого и др. Как предметно-практическая деятельность социальное проектирование выражается в создании конкретных социальных проектов, в планировании и управлении развитием территориально-промышленных, экономико-хозяйственных, социально-культурных и других комплексов.

Как элемент системы образования социальное проектирование является еще и учебной дисциплиной, связанной с изучением методологии и технологии проектирования, инструментальных средств проектирования, его системных принципов, форм и методов.

Многие авторы (Г.С. Батищева, Ж.Т. Тощенко, В.А. Луков, Г.А. Лукс, Г.А. Наместникова и др.), анализируя процессы социального развития молодежи, приходят к выводу о необходимости обучения молодых людей способам инновационного проектирования, ориентированным на общечеловеческие ценности, на результативность внедрения социальных инноваций, на формирование способностей к творчеству.

Среди используемых в образовательном процессе высшей школы методов, обеспечивающих системную интеграцию фундаментальных знаний и практической деятельности, особая роль отводится проектированию.

Переход системы высшего профессионального образования к компетентностному подходу актуализировал исследования содержания компетенций, методов и педагогических условий их формирования. Проектная компетентность определяется уровнем готовности студента к проектной деятельности, наличием индивидуальных способностей к проектированию, мотивированным стремлением к самообразованию и содержит определенные общесистемные признаки знания, личностного опыта и умения [3]

Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»)» определены ряд компетенций выпускника, требующие от него умений и навыков в области проектной деятельности. Выпускник, освоивший программу бакалавриата по профилю «Психология и педагогика воспитательной работы», должен быть готов решать, например, такую профессиональную задачу как организация социально полезных видов деятельности

обучающихся, развитие социальных инициатив, социальных проектов. В соответствии с чем, одной из требуемых профессиональных компетенций является способность участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов [2].

Введение в учебный план подготовки бакалавров данного профиля дисциплины «Социально-педагогическое проектирование», позволяет формировать требуемые компетенции, а значит и системные знания в области социально-педагогической проектной деятельности, приобретать опыт разработки проектов, оценки его жизнеспособности посредством социальной экспертизы и организационных основ реализации. Основным методом обучения в рамках дисциплины становится проектный метод. Данный метод в образовании позволяет решить проблемы заинтересованности студентов в самостоятельном образовании, обучении навыкам проектирования своей деятельности и формирования рефлексивной позиции по отношению к ней.

Содержание дисциплины предполагает освоение теории социально-педагогического проектирования и овладение необходимыми профессиональными умениями и навыками.

Теоретические основы социально-педагогического проектирования включаю такие разделы как: понятие социально-педагогического проектирования; цели и задачи социально-педагогического проектирования; социально-педагогический проект и требования к нему; структура технологии социально-педагогического проектирования (идея, концепция, программа, механизм реализации, деятельность, субъект, объект, средства, процесс, условия, результат, система, среда, критерии управления и оценки); схема социально-педагогического проектирования; методы социально-педагогического проектирования [1].

Для усвоения данного теоретического материала используются методы деструктивной соотнесенной оценки, коллективного обсуждения мнений и генерации идей.

В части практической деятельности по разработке социально-педагогического проекта студенты поэтапно осваивают технологию проектирования.

Основными этапами разрабатываемой являются планирование, подготовительный этап, проведение, анализ. Все стадии работы над проектом последовательно соотносятся с действиями, которые студенты должны усвоить на каждом из этапов. Так, на этапе планирования решаются задачи, связанные с определением форм организации учебного процесса, направленности его на выбор механизмов управления педагогическим процессом и стиля взаимодействия его субъектов - студентов и преподавателя. Содержание подготовительного этапа отражает цели формирования мотивационно-ценностного компонента в структуре проектной культуры личности: создание необходимых условий, формирующих мотивацию к проектной деятельности, потребность в освоении теоретических знаний и практических навыков для ее успешного осуществления. Здесь важное место занимает актуализация положительных образцов поведения: разбор успешных проектов, понимание студентами значимости проектной деятельности как для общества, так и для собственного развития; стимулирование студентов для участия в ежегодном городском конкурсе социальных проектов,; привязка разрабатываемого проекта к теме курсовой работы и выпускной квалификационной.

Немаловажное значение на данном этапе имеет связь с практическими работниками. От социальных учреждений через социальных педагогов, завучей по воспитательной работе, педагогов-организаторов поступает «социальный заказ» на разработку социально-педагогических проектов, решающих наиболее актуальные социальные проблемы учреждения. Следовательно, у студентов появляется возможность реализовать разработанный проект на практике, проанализировать его результативность.

На основном - деятельностном этапе социально-педагогического проектирования формируются проектные умения.

Социально-педагогическое проектирование - сложная, многоступенчатая деятельность. Совершается она как ряд последовательно следующих друг за другом этапов (фаз, ступеней), приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи, замысла, модели к описанию условий, при которых может быть получен полезный педагогический результат.

Этот результат (цель) выступает как системообразующий фактор, определяющий всю деятельность. Назначение социально-педагогического проектирования - разработать, создать, сконструировать и довести замысел до полезного педагогического результата в практике конкретных педагогических системах. Таким образом, социально-педагогическое проектирование и прогнозирование можно определить как прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности.

Его целью становится инициирование с помощью педагогически организованных действий процесса, способного привести к позитивным изменениям в социальной среде. Цель социально-педагогического проектирования состоит в организации процесса, который актуализирует саморазвитие человека и дает начало изменениям в социальной среде.

Специфический контекст социально-педагогического проекта формируют отношения социального партнёрства, т.е. добровольного и равноправного взаимодействия в проектной деятельности различных общественных и государственных сил, людей разных возрастов и социального статуса.

Поэтому в предлагаемой технологии используются активные методы и приемы обучения. Выбор системы методов продиктован целью, принципами и содержанием образовательного процесса, условиями, в которых он протекает, возможностями и особенностями его участников.

В частности, проектирование означает определение версий или вариантов развития или изменения того или иного явления. Чтобы точно и однозначно осмыслить суть проектирования, необходимо не только соотнести его с понятиями, которые являются близкими по смыслу и значению (предвидение, прогнозирование, планирование, конструирование, моделирование), но и применить данные механизмы на практике. Все эти понятия рассматриваются как специфические познавательные методы и методики. Они тесно связаны друг с другом.

Предвидение опережает отражение действительности и основано на познании законов природы, общества и мышления. В зависимости от степени конкретности и характера воздействия на ход исследуемых процессов различают следующие его формы: гипотеза, прогноз, план. Прогноз и план взаимно дополняют друг друга. Формы сочетания прогноза и плана могут быть самыми различными: прогноз может предшествовать

разработке плана (в большинстве случаев), следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения), проводиться в процессе разработки плана, самостоятельно играть роль плана, особенно в крупномасштабных экономических системах (регион, государство), когда невозможно обеспечить точное определение показателей, т.е. план приобретает вероятностный характер и практически превращается в прогноз.

Планирование связано с процессом выбора целей и решений на определенную перспективу, с разработкой и анализом способов их реализации и ресурсного обеспечения социально-педагогического проекта. Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количественно. На практике оно реализуется путем разработки студентами плана мероприятий по проекту (графика ключевых событий). Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количественно [1].

Проектирование также связано с моделированием как методом исследования объектов различной природы на их аналогах (моделях). На занятиях студенты учатся моделировать социально-педагогическую деятельность; имитировать реальные процессы своей будущей профессиональной деятельности; проигрывать, сравнивать и оценивать возможные результаты проектирования; делать обоснованный выбор одного из альтернативных вариантов решения проблем.

Таким образом, социально-педагогическое проектирование как практикум проектной деятельности направлен на освоение технологии разработки, описания и оформления студентами своего социально-педагогического проекта в усвоенной методологии. Кроме того в рамках данной дисциплины у студентов формируется экспертное суждение о других проектах, рефлексия по отношению к собственной деятельности по инициации проекта, выстраивается коммуникация между членами одной проектной группы (или авторами проекта) и между самими группами в ходе защиты идей.

В качестве результатов освоения содержание дисциплины выступают: понимание студентами необходимости освоения технологии социального проектирования, формирование собственной субъектно-личностной позиции по отношению к проектированию; получение навыков формулировки концептуально обоснованной проектной идеи, определения смыслов и целей проектирования; освоение этапов проектного цикла; рефлексивный анализ собственно проектной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Основы социального проектирования [Текст] : учеб. пособие для студентов оч. и заоч. отделений / Ю.Н. Рюмина ; Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск : ШГПИ, 2015. - 182 с.

2. Российская Федерация. М-во образования и науки. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] : приказ от 4 дек. 2015 г. № 1457 // Министерство образования и науки : офиц. сайт. - Режим доступа: Ы1р://минобрнауки.рф /документы/7955/файл/7184/Prikaz_¡ _1457_ot_14.12.2015.pdf.

3. Стенина, Т. Л. Становление проектной культуры студентов [Электронный ресурс] / Т. Л. Стенина. -Ульяновск : УлГТУ, 2011. - 243 с. - Режим доступа: http://venec.ulstu.ru/lib/disk/2011/Stenina1.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.