УДК 37.01
Медникова Лариса Андреевна
кандидат педагогических наук Костромской государственный университет [email protected]/ru
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Актуальность использования проектирования в современной педагогической деятельности. Сущность и цель педагогического проектирования. Описание технологии педагогического проектирования, используемой на практических занятиях со студентами, будущими учителями начальных классов. Основные элементы проектирования, как вида педагогической деятельности: моделирование учебно-познавательной деятельности школьников; планирование способов управления этим процессом и оценки его результатов, предварительная подготовка ресурсного обеспечения. Эффективность использования технологии педагогического проектирования при решении со студентами важных методических задач и в развитии личности.
Ключевые слова: педагогическое проектирование, элементы и этапы проектирования.
Смена эпохи, произошедшая в XXI веке, характеризуется рядом изменений в системе образования нашей страны: новые образовательные запросы семьи, общества и государства; стремительное внедрение ИКТ-технологий, низкие результаты при оценке качества образования в международных исследованиях... Это и многое другое привело к изменению образовательной парадигмы в России, которая зафиксирована в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения для всех уровней образования. Новая цель предполагает всестороннее развитие личности, воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Таким образом, стандарты второго поколения декларируют новое целеполагание для педагогов и обучающихся, предполагают использование современных средств обучения, обновлённого содержания образования, новых технологий обучения, что повлекло изменение требований и к подготовке учителей начальных классов.
В процессе реализации требований новых федеральных государственных образовательных стандартов (начального общего образования и высшего образования) будущий учитель начальной школы должен овладеть рядом важных компетенций, среди которых:
- способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
- способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики;
- способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
- способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности;
- способность проектировать образовательные программы, индивидуальные образовательные маршруты обучающихся.
Технология педагогического проектирования как раз позволяет формировать и развивать эти компетенции.
Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная.
По мнению учёных, проектирование представляет собой функциональный компонент педагогической деятельности, отражающий предвидение учителем будущего образовательного процесса (деятельности учащихся и педагога), а также прогнозирование его результатов.
Основоположником теории и практики педагогического проектирования в отечественной педагогике считается А.С. Макаренко. Воспитательный процесс он рассматривал как особым образом организованное «педагогическое производство». Он был противником стихийности процесса воспитания и выдвигал идею разработки «педагогической техники», продуманности действий, их последовательности с целью проектирования в человеке всего лучшего, формирования сильной, богатой натуры [2].
Педагогическое проектирование в современном образовании предполагает:
- «создание предположительных вариантов предстоящей деятельности и прогнозирование ее результатов» (В.П. Беспалько);
- «предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов» (В.В. Анисимова, В.В. Сериков).
Основными элементами проектирования, как вида педагогической деятельности, являются: моделирование будущими педагогами учебно-познавательной деятельности младших школьников по освоению любого содержания по заявленной теме; планирование способов управления этим процессом и оценки его результатов. Поэтому эта техно-
12
Вестник КГУ _J 2017
© Медникова Л.А., 2017
Педагогическое проектирование деятельности, как эффективная образовательная технология
логия успешно используется на практических занятиях по дисциплинам, связанным с методикой преподавания предметов в школе.
Реализация педагогического проектирования урока или занятия занимает четыре этапа.
1. Педагогическое моделирование. Обсуждение общей идеи, постановка цели, актуализация знаний, продумывание основных путей достижения, ресурсного обеспечения, прогнозирование педагогического процесса и конечного результата (технологической карты, плана-конспекта урока или занятия внеурочной деятельности). Эффективным приёмом для актуализации имеющихся знаний является «Письменная дискуссия», которая предполагает включение каждого студента в обсуждение, формулировку своей мысли, дополнение её новыми идеями других участников, а также подведение итога в форме общего вывода.
На данном этапе разрабатываются критерии оценки конечного продукта (плана-конспекта или технологической карты), способы его предъявления (презентации), подбирается оценочная шкала и составляется общий оценочный лист, как правило, в виде таблицы.
2. Педагогическое проектирование и конструирование (создание проекта). Предполагается распределение проектных заданий по группам, разработка студентами этапов деятельности младших школьников и учителя, доведение модели до уровня практического использования.
Поиск и отбор информации из представленных источников, в Интернете (при наличии доступа), в библиотеке (при обязательной предварительной договорённости с библиотекарем). Оформление продукта в зависимости от имеющихся условий (рукописный, электронный, печатный, схематический вариант).
3. Презентация результата проектирования. Организуется представление группами планов-конспектов, соотнесение с критериями-требованиями и самооценка.
4. Рефлексия деятельности на практическом занятии. Осуществляется соотнесение результата деятельности с поставленной целью. Обсуждается эффективность использованного способа оценки проектной деятельности. С интересом используются различные приёмы рефлексии, которые в дальнейшем можно применять и в школе с учащимися: «смайлики», «цветные кружочки», «диаграммы», «знаки плюс, вопрос или минус» и другие, которые интерпретируются следующим образом:
- мне всё понятно;
- мне всё понятно и я буду использовать на практике;
- мне всё понятно и я смогу объяснить другому.
Проектная технология предполагает предварительную подготовку разнообразного ресурсного обеспечения. Информационные ресурсы пред-
ставляются в виде слайдов презентации, текстов, иллюстраций и фотографий. Материально-технические ресурсы могут представлять: компьютеры (ноутбуки), проектор, заготовки для оценочных листов, различные шаблоны для групповых проектов. Под кадровыми ресурсами мы полагаем: группы студентов (оптимально по 4-6 человек), преподаватель, сотрудник библиотеки.
Использование технологии педагогического проектирования даёт огромный положительный эффект при подготовке студентов к педагогической практике. В проектной деятельности на занятиях студенты конкретизируют свои знания по изучаемой теме, детализируют и совершенствуют свои умения в проектировании, а также в контрольно-оценочной деятельности. Проектируя, конструируя учебные ситуации и педагогическую деятельность, приближая её к реальным современным условиям, решается очень важная методическая задача.
В процессе проектирования будущие педагоги детально обдумывают методическое обеспечение предстоящей деятельности, предусматривают необходимый инструментарий: схемы, пособия, наглядность, документы, интерактивное оборудование и т.д. Вместе с тем, для студентов предоставляется возможность проявить дидактическое и технологическое творчество. Вариаций здесь великое множество: комбинирование действий учащихся, использование взаимопереходов, дополнений, подбор, изобретение различных педагогических приемов, учебных педагогических ситуаций, способствующих повышению результативности образования учащихся.
Использование педагогического проектирования в будущей повседневной практике, будет способствовать эффективной реализации основных требований стандартов нового поколения на уровне начального общего образования.
Проектирование урока или занятия для внеурочной деятельности позволяет перевести будущих учителей начальных классов в активную субъектную позицию, которая помогает развивать специфические умения, навыки и компетенции:
- проблематизация (анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы);
- целеполагание и планирование деятельности;
- самоанализ, рефлексия и самооценка продукта деятельности;
- поиск и критическое осмысление информации (отбор фактического материала, его интерпретация, обобщение, анализ);
- освоение методов исследования;
- практическое применение знаний, умений и навыков в нестандартных ситуациях и др.
Мы полагаем, что после применения в своей практической деятельности эти умения будущие учителя начальных классов смогут успешно формировать и у младших школьников.
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2
13
Педагогическое проектирование, как преднамеренно продуманная деятельность учителя и учащихся, должна быть направлена на:
- включение ребёнка в жизнедеятельность (решение задач, выполнение познавательных, коммуникативных, нравственно-оценочных действий);
- приобретение ребёнком нового опыта;
- формирование субъектной позиции младшего школьника, принимающего, инициирующего и по возможности самостоятельно осваивающего некоторую культурную сферу [1].
В Костромском государственном университете, на кафедре педагогики и акмеологии личности технология педагогического проектирования успешно реализуется на занятиях при изучении дисциплин, связанных с методиками преподавания предметов, а также в процессе освоения современной технологии контроля и оценки результатов обучения в начальной школе.
Большой интерес сегодня представляет тема по краеведческому образованию во внеурочной деятельности начальной школы. В Костромской области краеведческое образование на уровне начальной школы разработано недостаточно. Поэтому студентам 3-го и 4-го курсов предложено принять участие в проектировании занятий для 4 класса по региональной программе «Краеведче-
ское образование в начальной школе». Электронный сборник методических разработок студентов по данной теме уже создан и будет в дальнейшем пополняться.
Мы полагаем, что построение педагогической деятельности на основе технологии педагогического проектирования даёт обширную возможность будущим учителям начальных классов для педагогического творчества и новаторства, способствует достижению и раскрытию различных уровней творческого потенциала, вершин самореализации. Позволяет решать важнейшую задачу акмеологии - вооружение субъекта деятельности знаниями и технологиями, обеспечивающими его возможность успешной самореализации в различных сферах деятельности, в том числе в области избранной профессии.
Библиографический список
1. Анисимова В.В., Сериков В.В. Проектирование педагогической деятельности: объективные и субъективные основания. // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2004. -№ 2. - С. 63-69.
2. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.
14
Вестник КГУ ^ 2017