Научная статья на тему 'Педагогическое проектирование деятельности, как эффективная образовательная технология'

Педагогическое проектирование деятельности, как эффективная образовательная технология Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4157
550
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЭЛЕМЕНТЫ И ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / PEDAGOGIC DESIGN / ELEMENTS AND STAGES OF DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медникова Лариса Андреевна

Актуальность использования проектирования в современной педагогической деятельности. Сущность и цель педагогического проектирования. Описание технологии педагогического проектирования, используемой на практических занятиях со студентами, будущими учителями начальных классов. Основные элементы проектирования, как вида педагогической деятельности: моделирование учебно-познавательной деятельности школьников; планирование способов управления этим процессом и оценки его результатов, предварительная подготовка ресурсного обеспечения. Эффективность использования технологии педагогического проектирования при решении со студентами важных методических задач и в развитии личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity pedagogic projecting as an efficient educative technology

Topicality of using design in modern pedagogic activity. The essence and purpose of pedagogic design. Description of the technology of pedagogic design, used in practical classes with students, future teachers of primary classes. The basic elements of designing as a kind of pedagogic activity: modelling of educational-cognitive activity of schoolchildren; planning methods of managing this process and evaluating its results, preliminary preparation of resource support. Efficiency of the use of technology of pedagogic designing in solving important methodological tasks with students and in the development of personality.

Текст научной работы на тему «Педагогическое проектирование деятельности, как эффективная образовательная технология»

УДК 37.01

Медникова Лариса Андреевна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет [email protected]/ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Актуальность использования проектирования в современной педагогической деятельности. Сущность и цель педагогического проектирования. Описание технологии педагогического проектирования, используемой на практических занятиях со студентами, будущими учителями начальных классов. Основные элементы проектирования, как вида педагогической деятельности: моделирование учебно-познавательной деятельности школьников; планирование способов управления этим процессом и оценки его результатов, предварительная подготовка ресурсного обеспечения. Эффективность использования технологии педагогического проектирования при решении со студентами важных методических задач и в развитии личности.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, элементы и этапы проектирования.

Смена эпохи, произошедшая в XXI веке, характеризуется рядом изменений в системе образования нашей страны: новые образовательные запросы семьи, общества и государства; стремительное внедрение ИКТ-технологий, низкие результаты при оценке качества образования в международных исследованиях... Это и многое другое привело к изменению образовательной парадигмы в России, которая зафиксирована в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения для всех уровней образования. Новая цель предполагает всестороннее развитие личности, воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Таким образом, стандарты второго поколения декларируют новое целеполагание для педагогов и обучающихся, предполагают использование современных средств обучения, обновлённого содержания образования, новых технологий обучения, что повлекло изменение требований и к подготовке учителей начальных классов.

В процессе реализации требований новых федеральных государственных образовательных стандартов (начального общего образования и высшего образования) будущий учитель начальной школы должен овладеть рядом важных компетенций, среди которых:

- способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;

- способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики;

- способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

- способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности;

- способность проектировать образовательные программы, индивидуальные образовательные маршруты обучающихся.

Технология педагогического проектирования как раз позволяет формировать и развивать эти компетенции.

Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная.

По мнению учёных, проектирование представляет собой функциональный компонент педагогической деятельности, отражающий предвидение учителем будущего образовательного процесса (деятельности учащихся и педагога), а также прогнозирование его результатов.

Основоположником теории и практики педагогического проектирования в отечественной педагогике считается А.С. Макаренко. Воспитательный процесс он рассматривал как особым образом организованное «педагогическое производство». Он был противником стихийности процесса воспитания и выдвигал идею разработки «педагогической техники», продуманности действий, их последовательности с целью проектирования в человеке всего лучшего, формирования сильной, богатой натуры [2].

Педагогическое проектирование в современном образовании предполагает:

- «создание предположительных вариантов предстоящей деятельности и прогнозирование ее результатов» (В.П. Беспалько);

- «предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов» (В.В. Анисимова, В.В. Сериков).

Основными элементами проектирования, как вида педагогической деятельности, являются: моделирование будущими педагогами учебно-познавательной деятельности младших школьников по освоению любого содержания по заявленной теме; планирование способов управления этим процессом и оценки его результатов. Поэтому эта техно-

12

Вестник КГУ _J 2017

© Медникова Л.А., 2017

Педагогическое проектирование деятельности, как эффективная образовательная технология

логия успешно используется на практических занятиях по дисциплинам, связанным с методикой преподавания предметов в школе.

Реализация педагогического проектирования урока или занятия занимает четыре этапа.

1. Педагогическое моделирование. Обсуждение общей идеи, постановка цели, актуализация знаний, продумывание основных путей достижения, ресурсного обеспечения, прогнозирование педагогического процесса и конечного результата (технологической карты, плана-конспекта урока или занятия внеурочной деятельности). Эффективным приёмом для актуализации имеющихся знаний является «Письменная дискуссия», которая предполагает включение каждого студента в обсуждение, формулировку своей мысли, дополнение её новыми идеями других участников, а также подведение итога в форме общего вывода.

На данном этапе разрабатываются критерии оценки конечного продукта (плана-конспекта или технологической карты), способы его предъявления (презентации), подбирается оценочная шкала и составляется общий оценочный лист, как правило, в виде таблицы.

2. Педагогическое проектирование и конструирование (создание проекта). Предполагается распределение проектных заданий по группам, разработка студентами этапов деятельности младших школьников и учителя, доведение модели до уровня практического использования.

Поиск и отбор информации из представленных источников, в Интернете (при наличии доступа), в библиотеке (при обязательной предварительной договорённости с библиотекарем). Оформление продукта в зависимости от имеющихся условий (рукописный, электронный, печатный, схематический вариант).

3. Презентация результата проектирования. Организуется представление группами планов-конспектов, соотнесение с критериями-требованиями и самооценка.

4. Рефлексия деятельности на практическом занятии. Осуществляется соотнесение результата деятельности с поставленной целью. Обсуждается эффективность использованного способа оценки проектной деятельности. С интересом используются различные приёмы рефлексии, которые в дальнейшем можно применять и в школе с учащимися: «смайлики», «цветные кружочки», «диаграммы», «знаки плюс, вопрос или минус» и другие, которые интерпретируются следующим образом:

- мне всё понятно;

- мне всё понятно и я буду использовать на практике;

- мне всё понятно и я смогу объяснить другому.

Проектная технология предполагает предварительную подготовку разнообразного ресурсного обеспечения. Информационные ресурсы пред-

ставляются в виде слайдов презентации, текстов, иллюстраций и фотографий. Материально-технические ресурсы могут представлять: компьютеры (ноутбуки), проектор, заготовки для оценочных листов, различные шаблоны для групповых проектов. Под кадровыми ресурсами мы полагаем: группы студентов (оптимально по 4-6 человек), преподаватель, сотрудник библиотеки.

Использование технологии педагогического проектирования даёт огромный положительный эффект при подготовке студентов к педагогической практике. В проектной деятельности на занятиях студенты конкретизируют свои знания по изучаемой теме, детализируют и совершенствуют свои умения в проектировании, а также в контрольно-оценочной деятельности. Проектируя, конструируя учебные ситуации и педагогическую деятельность, приближая её к реальным современным условиям, решается очень важная методическая задача.

В процессе проектирования будущие педагоги детально обдумывают методическое обеспечение предстоящей деятельности, предусматривают необходимый инструментарий: схемы, пособия, наглядность, документы, интерактивное оборудование и т.д. Вместе с тем, для студентов предоставляется возможность проявить дидактическое и технологическое творчество. Вариаций здесь великое множество: комбинирование действий учащихся, использование взаимопереходов, дополнений, подбор, изобретение различных педагогических приемов, учебных педагогических ситуаций, способствующих повышению результативности образования учащихся.

Использование педагогического проектирования в будущей повседневной практике, будет способствовать эффективной реализации основных требований стандартов нового поколения на уровне начального общего образования.

Проектирование урока или занятия для внеурочной деятельности позволяет перевести будущих учителей начальных классов в активную субъектную позицию, которая помогает развивать специфические умения, навыки и компетенции:

- проблематизация (анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы);

- целеполагание и планирование деятельности;

- самоанализ, рефлексия и самооценка продукта деятельности;

- поиск и критическое осмысление информации (отбор фактического материала, его интерпретация, обобщение, анализ);

- освоение методов исследования;

- практическое применение знаний, умений и навыков в нестандартных ситуациях и др.

Мы полагаем, что после применения в своей практической деятельности эти умения будущие учителя начальных классов смогут успешно формировать и у младших школьников.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2

13

Педагогическое проектирование, как преднамеренно продуманная деятельность учителя и учащихся, должна быть направлена на:

- включение ребёнка в жизнедеятельность (решение задач, выполнение познавательных, коммуникативных, нравственно-оценочных действий);

- приобретение ребёнком нового опыта;

- формирование субъектной позиции младшего школьника, принимающего, инициирующего и по возможности самостоятельно осваивающего некоторую культурную сферу [1].

В Костромском государственном университете, на кафедре педагогики и акмеологии личности технология педагогического проектирования успешно реализуется на занятиях при изучении дисциплин, связанных с методиками преподавания предметов, а также в процессе освоения современной технологии контроля и оценки результатов обучения в начальной школе.

Большой интерес сегодня представляет тема по краеведческому образованию во внеурочной деятельности начальной школы. В Костромской области краеведческое образование на уровне начальной школы разработано недостаточно. Поэтому студентам 3-го и 4-го курсов предложено принять участие в проектировании занятий для 4 класса по региональной программе «Краеведче-

ское образование в начальной школе». Электронный сборник методических разработок студентов по данной теме уже создан и будет в дальнейшем пополняться.

Мы полагаем, что построение педагогической деятельности на основе технологии педагогического проектирования даёт обширную возможность будущим учителям начальных классов для педагогического творчества и новаторства, способствует достижению и раскрытию различных уровней творческого потенциала, вершин самореализации. Позволяет решать важнейшую задачу акмеологии - вооружение субъекта деятельности знаниями и технологиями, обеспечивающими его возможность успешной самореализации в различных сферах деятельности, в том числе в области избранной профессии.

Библиографический список

1. Анисимова В.В., Сериков В.В. Проектирование педагогической деятельности: объективные и субъективные основания. // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2004. -№ 2. - С. 63-69.

2. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.

14

Вестник КГУ ^ 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.