Научная статья на тему 'Реализация авторской программы, направленной на формирование профессионального творческого мышления курсантов образовательных организаций МВД России'

Реализация авторской программы, направленной на формирование профессионального творческого мышления курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CADETS / PROFESSIONAL CREATIVE THINKING / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / AUTHOR'S PROGRAM / КУРСАНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожаев Максим Сергеевич

Отражаются основные элементы разработанной авторской программы, направленной на формирование профессионального творческого мышления курсантов образовательных организаций МВД России. Представлено опытно-экспериментальное исследование, подтверждающее эффективность интерактивных технологий обучения, направленных на формирование профессионального творческого мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кожаев Максим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the author's program aimed at the formation of professional creative thinking of students of educational institutions of the MIA of Russia

Reflected the main elements of the developed author's program aimed at the formation of professional creative thinking of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia. An experimental study confirming the effectiveness of interactive learning technologies aimed at the formation of professional creative thinking is presented.

Текст научной работы на тему «Реализация авторской программы, направленной на формирование профессионального творческого мышления курсантов образовательных организаций МВД России»

© Кожаев М.С. 2019

IMPLEMENTATION OF THE AUTHOR'S PROGRAM AIMED AT THE FORMATION OF PROFESSIONAL CREATIVE THINKING OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

РЕАЛИЗАЦИЯ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

МВД РОССИИ

Maxim Sergeevich Kozhaev,

adjunct of faculty of training of scientific and pedagogical staff of Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikotya E-mail: 300hp@bk.ru

Максим Сергеевич Кожаев,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: 300hp@bk.ru

Для цитирования: Кожаев М.С. Реализация авторской программы, направленной на формирование профессионального творческого мышления курсантов образовательных организаций МВД России. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2019. С. 56-63.

Annotation. Reflected the main elements of the developed author's program aimed at the formation of professional creative thinking of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia. An experimental study confirming the effectiveness of interactive learning technologies aimed at the formation of professional creative thinking is presented.

Key words: cadets, professional creative thinking, interactive technologies, author's program.

Аннотация. Отражаются основные элементы разработанной авторской программы, направленной на формирование профессионального творческого мышления курсантов образовательных организаций МВД России. Представлено опытно-экспериментальное исследование, подтверждающее эффективность интерактивных технологий обучения, направленных на формирование профессионального творческого мышления.

Ключевые слова: курсанты, профессиональное творческое мышление, интерактивные технологии, авторская программа.

Формирование профессионального творческого мышления курсантов образовательных организаций МВД России - это сложный и трудоемкий процесс, в котором должны участвовать не только профессорско-преподавательский состав, но и сотрудники отдела организации психологической работы, отдела организации воспитательной работы, а также руководство факультета и курса [1].

Авторская программа формирования профессионального творческого мышления у курсантов образовательных организаций МВД России включает несколько основных направлений деятельности: развитие творческой направленности профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава;

создание условий педагогической среды образовательной организации МВД России, способствующих творческой активности курсантов в учебно-служебной и научно-исследовательской деятельности, а также в творческой самодеятельности; разработка и внедрение в образовательный процесс методик проведения учебных занятий на основе интерактивных технологий обучения (сюжетно-ролевая игра и др.); воспитание у курсантов сознательности и самостоятельности в обучении; комплексное сочетание и обеспечение неразрывной связи аудиторных и внеаудиторных форм учебной работы с курсантами. Структура и последовательность реализации авторской программы представлена на рис. 1.

Рис. 1. Структура авторской программы формирования профессионального творческого мышления курсантов образовательных организаций МВД России

В основу нашей авторской программы, направленной на формирование профессионального творческого мышления курсантов образовательных организаций МВД России, легли следующие педагогические предпосылки:

- необходимость повышения уровня успеваемости курсантов и формирования у них профессиональных компетенций, в основе которых лежит профессиональное творческое мышление, посредством проведения плановых учебных занятий с использованием нестандартных форм, методов и приемов преподавания (интерактивные технологии) [2];

- необходимость внедрения в процесс профессионального обучения курсантов альтернативных форм и способов проведения плановых учебных занятий и внеаудиторной работы, в том числе, творческой самодеятельности;

- необходимость создания педагогом условий для проявления творческой активности каждым курсантом, вне зависимости от уровня сформиро-ванности их индивидуальных и профессионально-личностных качеств [3];

- необходимость в постоянной поддержке стремлений курсантов к самостоятельной творческой деятельности, как на плановых учебных занятиях, так и во внеучебное время.

Огромное значение для формирования профессионального творческого мышления имеет хорошо организованная и систематизированная научно-исследовательская деятельность курсантов образовательных организаций МВД России. Научно-исследовательская деятельность курсантов - это возможность решения исследовательских задач, которые личностно значимы для курсанта и при этом способствуют формированию новых знаний, умений и навыков. Научно-исследовательская деятельность курсантов образовательных организаций МВД России может быть реализована как при проведении плановых учебных занятий, так и во внеаудиторной деятельности, например, работа в составе научных кружков профилирующих кафедр. Основной аудиторной исследовательской деятельностью является самостоятельная деятельность курсанта.

Накопление каждым курсантом опыта самостоятельной творческой деятельности предпола-

гает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий, коллективных, индивидуальных и групповых форм работы.

«Индивидуальная форма позволяет активизировать личный опыт курсанта, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения. Групповая форма развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска. Коллективная форма позволяет курсанту выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи» [4].

Профессиональное творческое мышление курсантов образовательной организации МВД России формируется во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

- наличие сформированного интереса к выполнению творческих заданий;

- реализация творческих заданий как важнейший компонент не только аудиторной, но и внеаудиторной деятельности курсанта;

- творческая деятельность должна разворачиваться во взаимодействии курсантов друг с другом, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях.

В авторскую программу формирования профессионального творческого мышления курсантов образовательных организаций МВД России, мы включили три интерактивные технологии, которые, на наш взгляд, также могут способствовать формированию профессионального творческого мышления, это синектика, ментальные карты и техника принятия решения (квадрат Декарта). Кратко рассмотрим и опишем каждый из них.

Автором синектики является У. Гордон (1948 г.). «Синектика - это метод развития творческих способностей личности. В основе данного метода положен принцип изменения сложившегося взгляда на вещи - сделать незнакомое знакомым, а привычное чуждым. Преодоление стереотипов восприятия и мышления, пробуждение воображения участников в групповой работе достигается за счет введения в образовательный процесс решения задачи следующих приемов:

1) личностное уподобление, при котором надо представить себя изучаемым процессом, деталью, прибором и т. п.;

2) прямая аналогия - поиск сходных процессов, структур, явлений из совершенно других сфер (например, сравнение центральной нервной системы с телефонной станцией);

3) символическая аналогия или использование поэтических образов для формулирования задачи;

4) фантастическая аналогия, которая позволяет предложить решение «как в сказке», не считаясь с законами природы.

Активизация воображения, фантазии, привлечение образов из очень далеких от содержания задачи сфер опыта помогают разорвать привычные смысловые связи. Помещая объект в совершенно новый контекст, курсанты открывают в нем свойства, ранее отступавшие на задний план, казавшиеся несущественными» [5].

Метод ментальных карт разработал Т. Бьюзен, «данный метод относится к техникам визуализации мышления и альтернативной записи, которая применяется для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений. В основе этой техники лежит принцип, относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект. Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет диаграмме связей неограниченно расти и дополняться. Диаграммы связей используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений. Техника предполагает работу над проблемой при помощи построения интеллект-карт. Для этого необходимо на большом листе бумаги в центре расположить образ всей проблемы/задачи. От центра отходят основные ветви с подписями - они означают главные разделы диаграммы, далее они делятся на более тонкие ветви, которые обозначены ключевыми словами, помогающими вспомнить необходимое понятие. Основной целью данной работы является выработка своего собственного пути понимания учебного материала и способа описания его через ключевые понятия, термины, символы» [6].

Техника принятия решений (квадрат Декарта). «Данная техника предполагает наблюдение за актуальной проблемой с разных сторон с целью получения о ней наиболее объективного представления. Техника представлена 4 вопросами, на каждый из которых важно дать как можно большее количество ответов, так как это позволит рассмотреть максимальное количество особенностей проблемы. При помощи Квадрата Декарта легко установить наиболее значимые критерии выбора, а также оценить последствия любого варианта принимаемого решения» [7].

Для курсантов задавались условия ситуации, которую им необходимо было рассмотреть в соответствии со следующими вопросами:

1. Что будет, если это произойдет?

2. Что будет, если это не произойдет?

3. Чего НЕ будет, если это произойдет?

4. Чего НЕ будет, если это НЕ произойдет?

Основным методом обучения в соответствии

с поставленными задачами настоящего исследования является сюжетно-ролевая игра. Суть данного метода групповой работы заключается в разыгрывании курсантами различных ролей. Он позволяет наблюдать процесс межличностного взаимодействия участников.

Разыгрывание ролей:

- позволяет участниками понять собственные ограничения и раздвинуть границы;

- помогает выразить скрытые чувства и разрядить накопленные переживания;

- дает возможность поупражняться в различных типах поведения;

- устраняет пробелы между теоретическими знаниями, получаемыми в процессе профессионального обучения и реальными ситуациями оперативно-служебной деятельности и пр.

Алгоритм проведения:

1. Устанавливается четкая цель для проведения сюжетно-ролевой игры. Основное правило проведения сюжетно-ролевой игры: игра направлена на достижение только одной цели. Любые побочные осознавания и достижения очень ценны, но являются личным дополнительным достижением участника, не закладываются в цель.

2. Инструкции составляются для всего учебного взвода курсантов и (или) для каждого участника. Инструкции должны быть простыми, понятными и как можно более короткими. Они сообщаются участникам либо раздаются на карточках. В инструкциях задаются параметры длительности сюжетно-ролевой игры либо сигналы об ее окончании.

3. После того как инструкции заданы, преподаватель дает курсантам 1-2 минуты, чтобы они могли подготовиться, войти в роль, продумать свои действия. В это время, если необходимо, преподаватель готовит специальное игровое поле.

4. Проводится сюжетно-ролевая игра.

5. По окончании сюжетно-ролевой игры проводится развернутый анализ.

Рефлексия. Преподаватель подводит итог всем высказываниям, выделяя наиболее распространенные впечатления и мысли.

Мозговой штурм - в основу данного метода положен принцип разведения во времени двух фаз

творческого акта: генерирования идей и их критической оценки. Обычно в мыслительном процессе они настолько слиты, что большая часть возникающих идей отметается индивидом сразу, еще до того, как он успевает обнаружить заложенное в них рациональное зерно. Кроме того, необходимо обязательно использовать компонент выявленного нами педагогического условия, при котором формирование творческих способностей будет наиболее эффективным, а именно: использовать в процессе постановки задач интенсивность выполнения, предполагающую выполнение задания в различных временных рамках.

Для достижения ожидаемого результата необходимо разделить курсантов на две команды. Одной из них ставится задача «набросать» как можно больше идей по поводу решения поставленной задачи, какими бы безумными, нереальными или глупыми они ни казались. На этом этапе запрещается давать какую-либо оценку или критику выдвигаемым гипотезам, которые тщательно фиксируются. А вот на втором этапе другая группа должна развить, обсудить и критически оценить каждое предложение, рассмотреть возможность реализации заложенного в нем подхода и в конечном итоге, остановившись на одном из них, предложить конкретное решение поставленной задачи.

Участники «мозгового штурма» должны придерживаться следующих правил:

1) строго соблюдать двухфазность процесса;

2) предлагать как можно больше идей;

3) настраиваться на генерирование самых «диких» предложений;

4) не претендовать на «авторство» какого-либо решения, считать все высказанные гипотезы достоянием команды.

Введением этих достаточно жестких правил, за соблюдением которых следит специально обученный ведущий, достигается несколько эффектов. Во-первых, акцент переносится с поиска од-ного-единственного правильного решения на сам процесс выдвижения гипотез, на их количество. Во-вторых, отсроченность критики дает возможность оценить продуктивность идеи в сравнении с другими, определить наиболее перспективные направления поиска, объединить принципы, заложенные в разных предложениях, в одном итоговом решении. Это требование, наряду с запретом на указание конкретного автора идеи, значительно снижает боязнь оказаться несостоятельным, сказать «не то», услышать от сокурсников: «Ну и глупость же ты придумал!», т. е. помогает снять внутренние психологические барьеры. В-третьих, поощрение «дикости» выдвигаемых идей изна-

чально мотивирует участников на отказ от стереотипных, банальных, лежащих на поверхности решений, заставляя их сразу идти нестандартными путями, активизирует имеющийся у них опыт, и не только узкопрофессиональный.

Алгоритм проведения:

1. Преподаватель объявляет тему мозгового штурма и описывает в доступной для курсантов форме алгоритм его проведения.

2. Создание банка идей: преподаватель записывает на доске все идеи, которые называют курсанты. При этом вводится условие: записываются все идеи без всякой критики, даже если чья-то идея покажется нам неверной или нереалистичной. Чем больше идей, тем лучше.

3. Процесс мозгового штурма должен идти в достаточно быстром темпе и преподаватель, заметив отвлечения, увеличивает темп, говоря: «Пожалуйста, еще варианты!».

4. Прояснение и систематизация идей.

5. Выбор наиболее удачного варианта или выработка нового решения, отталкиваясь от выбранных идей.

6. Вырабатываются шаги по реализации идей.

Рефлексия. Любая деятельность имеет свои,

специфические условия существования и развития, поэтому для ее осуществления необходимо освоение определенных знаний, умений и навыков, характерных для данного вида деятельности. Творческая деятельность не является из этого исключением, но при этом обладает важной особенностью - универсальностью своих методик, которые применимы в любом виде профессиональной деятельности. Поэтому достижение успеха в профессиональной деятельности оперуполномоченных уголовного розыска возможно не только за

Чем эмпирическое значения критерия меньше критического, тем существует большая вероятность, что различия достоверны. Шмп<икр, р <0,05, следовательно, мы можем сделать вывод, что критерий «беглость» профессионального творческого мышления в экспериментальной группе после обучения по авторской программе

счет знаний, умений и навыков, присущих этому виду деятельности, но и благодаря умелому использованию в этой деятельности методологии творческого процесса.

И если для действующих оперуполномоченных уголовного розыска новизна решения сопоставляется с коллективным опытом всего человечества (объективная новизна), то для курсантов образовательных организаций МВД России достаточно, чтобы результат творческого решения был нов в рамках их индивидуального опыта. Таким образом, получение продукта, обладающего даже субъективной новизной, способствует формированию творческого мышления у курсантов образовательных организаций МВД России.

В рамках реализации авторской программы формирования профессионального творческого мышления курсантов образовательных организаций МВД России, было проведено опытно-экспериментальное исследование. Выборку исследования составили курсанты факультета подготовки сотрудников для оперативных подразделений полиции Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, в количестве 100 человек. Курсанты были разделены на контрольную и экспериментальные группы, по 50 человек соответственно. В качестве диагностического инструментария была взята методика Вартега. Достоверность результатов исследования подтверждалась методом математической статистики, с помощью и-критерия Манна-Уитни в программе STATISTICA 8.0., также применялся угол преобразования Фишера.

В ходе статистического анализа сравнивались сдвиги показателей «беглость» и «гибкость» в экспериментальной и контрольной группах (табл. 1 и 2).

значимо повысился по сравнению с контрольной группой (вероятность ошибки <5% из 100 %).

Сдвиг по группам варьируется в диапазоне от -2 (минимальное отрицательное значение) до 5 (максимальное положительное значение). При этом по графику (рис. 2) видно, что в экспериментальной группе после программы по-

Таблица 1

Сдвиг значений критерия «беглость» в экспериментальной и контрольной группах

Переменная Сумма рангов - эксп. группа Сумма рангов - контр группа иэмп Икр Уровень значимости Кол-во испытуемых в эксп. гр. Кол-во испытуемых в контр. гр.

Беглость 375 226 87,4 96 0,05 50 50

ложительный сдвиг по параметру «беглость» больше, в среднем составляет 2 балла, в контрольной - 1 балл. В экспериментальной груп-

пе чаще встречается положительный сдвиг уровня развития беглости, его значения в целом по группе выше.

Рис. 2. Соотношение сравнительных результатов по критерию «беглость», ^критерий Манна-Уитни, п=50 чел.

Таблица 2

Сдвиг значений критерия «гибкость» в экспериментальной и контрольной группах

Переменная Сумма рангов - эксп. группа Сумма рангов - контр группа иэмп Икр Уровень значимости Кол-во испытуемых в эксп. гр. Кол-во испытуемы х в контр. гр.

Гибкость 386 207 71 94 0,01 50 50

Шмп<Цкр, р<0,01, следовательно, мы можем сделать вывод, что уровень сформированности критерия «гибкость» в экспериментальной группе после реализации авторской программы значимо повысился по сравнению с контрольной группой (вероятность ошибки <1%из 100%).

Сдвиг по группам варьируется в диапазоне от -2 (минимальное отрицательное значение) до 5 (мак-

симальное положительное значение). В экспериментальной группе минимальное значение сдвига -1, максимальное 5, в контрольной соответственно -2 и 3. При этом по графику (рис. 3) видно, что в экспериментальной группе после реализации авторской программы наблюдается положительный сдвиг по параметру «гибкость» больше, в среднем составляет 2 балла, в контрольной - 0 и 1 балл.

Рис. 3. Соотношение сравнительных результатов по критерию «гибкость», ^критерий Манна-Уитни, п=50 чел.

Сдвиг по критерию «гибкость» имеет большую значимость, чем по параметру «беглость». Это связано с тем, что на развитие гибкости профессионального творческого мышления по сравнению с беглостью был сделан больший акцент в авторской программе, направленной на формирование профессионального творческого мышления

курсантов образовательных организаций МВД России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оригинальным считается рисунок, не повторяющийся в данной группе. Для оценки значимости различий в группах по результатам второго замера используем угловое преобразование Фишера (табл. 3).

Таблица 3

Различия по критерию «оригинальность» в экспериментальной и контрольной группах

по результатам второго замера

Группы «Есть эффект»: оригинальные рисунки Те же рисунки Всего чел.

Количество испытуемых (% доля) Количество испытуемых (% доля)

Экспериментальная 16 (33,3 %) 34 (66,7 %) 50

Контрольная 12 (22,7%) 38 (77,3 %) 50

Значение критерия Фишера ф =2,629 р<0,01, следовательно, можно сделать вывод о значимости различий.

Таким образом, в экспериментальной группе значимо повысилось количество уникальных (не встречаются ни разу), что свидетельствует о повышении такого показателя, как оригинальность мышления.

Результаты эксперимента показали наличие положительной динамики в развитии основных компонентов профессионального творческого мышления, а именно гибкости, беглости и оригинальности мышления. Если данная работа будет включена в другие дисциплины учебного плана и продолжится и на других ступенях обучения курсантов образовательных организаций МВД России, то эффективность работы будет выше.

Литература

1. Кожаев М.С. Актуальные вопросы формирования творческого мышления курсантов образовательных организаций МВД России посредством игровых методик // Перспективы науки и образования. 2018. № 4. С. 97-100.

2. Русскова Ю.Н., Ульянова И.В. Формирование профессиональных компетенций курсантов

образовательных организаций МВД России посредством интерактивных технологий // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4(75).

3. Маркелов Н.Н., Тихомиров С.Н. К вопросу о профессионально-личностных качествах курсантов образовательных организаций МВД России // Сборник материалов III Международной конференции / под рук. докт. психол. наук, проф. С.Н. Федотова. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. 2019. С. 453-456.

4. Евсеева И.Г. Содержательно-функциональная модель формирования творческого мышления у курсантов образовательных организаций МВД России / И. Г. Евсеева // Вестник экономической безопасности. 2018. № 3. С. 231-234.

5. Сошникова И.А., Трипутин С.Н. Опыт применения интерактивных технологий в процессе воспитательной работы с обучающимися в Санкт-Петербургском университете МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 5 (73). С. 199-203.

6. https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/ intellekt-kartyi/.

7. https://piter-trening.ru/kvadrat-dekarta-eta-tehnika-prinyatiya-reshenij-vas-udivit/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.