Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ'

РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ДЕПУТАТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хасанов Т.Н.

В данной статье рассматриваются проблемы и направления развития реализации прав граждан на участие в местном самоуправлении через выборные процедуры.In this article problems and the directions of development of implementation of the rights of citizens to participation in local self-government through elective procedures are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ»

явилось бы исчерпывающее разрешение всех проблемных вопросов реабилитации в рамках уголовного судопроизводства. Совмещение требования о возмещении всех видов вреда в одном документе, вместо требования о возмещении имущественного вреда, рассматриваемого в соответствии со ст. 399 УПК РФ и дополнительно гражданского иска о возмещении морального вреда, позволило бы ускорить и упростить процедуру реабилитации.

Использованные источники:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Рос.газ. 1993. № 237. 25 дек.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 30.03.2015) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч!). Ст. 4921.

3. О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2011 г. № 17 // Бюл. Верховного Суда РФ. 2012. № 1.

4. Макарова, О.В. Правовое регулирование института реабилитации в российском уголовном процессе // Журнал российского права. 2014. № 5.

Хасанов Т.Н. студент 3 курса юридический факультет Суфянова Е.З. научный руководитель, ассистент кафедра конституционного и муниципального права

СФ БашГУ Россия, г. Стерлитамак РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются проблемы и направления развития реализации прав граждан на участие в местном самоуправлении через выборные процедуры. ABSTRACT

In this article problems and the directions of development of implementation of the rights of citizens to participation in local self-government through elective procedures are considered.

Ключевые слова: местное самоуправление, избирательная система, депутат.

Keywords: local self-government, the electoral system, deputy. Местное самоуправление в Российской Федерации является

институтом публичной власти, который обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. К числу вопросов местного значения Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (далее - Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления) относит множество вопросов, непосредственно связанных с осуществлением конституционных прав граждан. Реализация таких прав, как право на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, на образование, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры и другие, осуществляется по месту жительства граждан, т.е. на территории муниципальных образований. Поэтому деятельность органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений непосредственно влияет на обеспечение конституционно-правового статуса личности.

Также, право на осуществление местного самоуправления можно рассматривают в качестве самостоятельного конституционного права граждан Российской Федерации. В соответствии со статьей 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Граждане РФ, проживая на территории определенных муниципальных образований, имеют право участвовать в управлении этими территориями в различных формах. Право граждан на осуществление местного самоуправления может реализовываться как в формах коллективного участия (выборы, референдумы, сходы, собрания, ТОС и др.), так и индивидуально (право на обращение, право на замещение должности муниципальной службы и др.).

Особое значение для развития института местного самоуправления, усиления воздействия его демократического потенциала на современное общество имеют прежде всего формы непосредственного волеизъявления граждан. Задачами науки муниципального права являются изучение правовых основ непосредственной муниципальной демократии, разработка рекомендаций, направленных на расширение возможностей населения активнее участвовать в осуществлении муниципальной власти.

В последнее время актуальной проблемой для представителей науки муниципального права стали изменения, внесенные в 2011 г. Федеральным законом от 20.03.2011 N 38-ФЗ в Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления и другие законы, касающиеся проведения муниципальных выборов. Статья 23 данного Закона была дополнена частью 3.1 следующего содержания: «Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов

избирательных систем в иных муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств».

Таким образом, применение пропорциональной либо смешанной избирательной системы на муниципальных выборах в крупных муниципальных образованиях - городских округах и муниципальных районах становится обязательным. Однако это изменение получило негативную оценку большинства представителей муниципального сообщества, в том числе и представителей науки муниципального права.

Использование на муниципальных выборах различных видов избирательных систем, включая пропорциональную, само по себе не свидетельствует об отступлении от принципов всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, не противоречит Конституции Российской Федерации. Выбор того или иного вида избирательной системы и закрепление в законе соответствующих избирательных процедур зависит от конкретных социально-политических условий и особенностей общественного развития страны на том или ином историческом этапе. Следовательно, законодатель обязан устанавливать такое правовое регулирование в этой области, которое надлежащим образом гарантировало бы избирательные права граждан и легитимацию органов публичной власти, формируемых по итогам демократических выборов, не допуская искажения результатов волеизъявления избирателей.

При этом законодательное регулирование видов избирательных систем, в рамках которых происходит формирование состава представительных органов муниципальных образований, должно соотноситься с конституционной природой местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня публичной власти и предназначенного для осуществления совместной, под свою ответственность деятельности граждан на территории муниципального образования и решения именно вопросов местного значения с учетом исторических и иных местных традиций.

Использованные источники:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, - 04.08.2014, - N 31, - ст. 4398;

2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 15.02.2016) // Собрание законодательства РФ, - 06.10.2003, - N 40, - ст. 3822;

3. Федеральный закон от 20.03.2011 N 38-ФЗ (ред. от 02.05.2012) «О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов» // Собрание законодательства РФ, - 28.03.2011, - N 13, - ст. 1685; 4. Фадеев В.В, Комарова В.В, Дорощенко Е.Н. Муниципальное право. Учебник для бакалавров. М.: Проспект. - 2015. -336 с.

Хасанов Т.Н. студент 3 курса юридический факультет Суфянова Е.З. научный руководитель, ассистент кафедра конституционного и муниципального права

СФ БашГУ Россия, г. Стерлитамак МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются проблемы толкования признаков муниципального образования как юридического лица. Рассматривается характеристика публично-правового статуса муниципального образования, в ходе исследования приводиться классификация юридических лиц в публичном праве, выделяются две разные группы муниципальные образования и муниципальные учреждения.

ABSTRACT

In this article problems of interpretation of signs of municipality as legal entity are considered. The characteristic of the public status of municipality is considered, during research to be given classification of legal entities in the public law, two different groups municipalities and local government offices are allocated.

Ключевые слова: Юридическое лицо, публичное право; муниципальное образование, публично-правовой статус.

Keywords: Legal entity, public law; municipality, public status.

В законодательстве Российской Федерации не содержится определения юридическое лицо публичного права», однако юридическими лицами публичного права называются субъекты РФ, муниципальные образования, публично-правовые организации и органы государственной власти РФ и субъектов РФ. Большинство из названных юридических лиц публичного права являются участниками гражданско-правового оборота в полной мере, либо частично.

Рассматривая такое муниципальное образование как юридическое лицо необходимо обращать внимание на следующие признаки:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.