Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
705
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / ПРАВОВОЙ АКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Суфянова Е.З., Зинатуллин В.Р.

Данная статья посвящена исследованию некоторых проблемных вопросов, связанных правовыми актами, которые регулируют организацию и деятельность местного самоуправления.This article is devoted to the study of some problematic issues related to legal acts that regulate the organization and activities of local government..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Суфянова Е.З., Зинатуллин В.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

дисциплинарная комиссия. При этом нотариусу разрешено отстаивать свою позицию перед дисциплинарной комиссией, он может для этого представлять доказательства, а также пользоваться помощью своего представителя.

Как сказал президент ФНП Константин Корсик, «это сбалансированный документ, который обеспечивает в интересах общества предусмотренные принципами самоуправления рамки и механизмы соблюдения профессиональной этики, при этом четко и эффективно выстраивая систему защиты прав добросовестных нотариусов». По мнению заместителя министра юстиции РФ Юрия Любимова, принятый сегодня Кодекс — документ, использующий мировые практики, который станет еще одним аргументом в пользу развития нотариата как института с высокой степенью ответственности.

УДК 34

Суфянова Е.З. ст. преподаватель кафедра «Конституционного и муниципального права»

Зинатуллин В.Р. студент 4 курса Юридический факультет Стерлитамакский филиал БашГУ Россия, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Данная статья посвящена исследованию некоторых проблемных вопросов, связанных правовыми актами, которые регулируют организацию и деятельность местного самоуправления.

Ключевые слова: местное самоуправление, правовые основы, правовой

акт.

This article is devoted to the study of some problematic issues related to legal acts that regulate the organization and activities of local government..

Key words: local self-government, the legal framework, legal act.

Понятие местное самоуправление представляет собой способность населения, проживающего в конкретном муниципальном образовании решать вопросы местного значения непосредственно самим населением, либо через избираемые населением органы местного самоуправления, исходя из соответствующих исторических и иных особенностей..

Местное самоуправление, как институт муниципального права имеет свою собственную правовую базу, на основании которой она функционирует. Следовательно, правовая основа местного самоуправления - это совокупность нормативно-правовых актов, которые обеспечивают эффективное решение вопросов, касающихся организации деятельности местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом23 правовой местного самоуправления являются: «..общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы..». Далее стоит рассмотреть каждую составную часть нормативной базы в отдельности.

Следует начать с актов международного права, поскольку основной закон24, действующий на территории Российской Федерации, ст.15 закрепляет, что: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Тем самым стоит выделить наиболее важный правовой акт, имеющий непосредственное отношение к регулированию вопросов местного самоуправления, которым является Европейская хартия местного самоуправления. Данный международной акт направлены на обеспечение и защиту прав местных органов самоуправления как наиболее близких к гражданам и дающих им возможность участвовать в принятии решений, касающихся условий их повседневной жизни .

Европейская хартия как основной элемент правовой системы местного самоуправления определяет как основные положения и принципы регулирования местного самоуправления, так и минимальные требования к содержанию иных элементов правовой системы по вопросам, касающимся местного самоуправления.

Следующим элементом правовой основы, который регулирует порядок организации местного самоуправления и имеет особое значение, является Конституция Российской Федерации. Следует отметить важность основного закона, поскольку :

- Конституция Российской Федерации определяет, что: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление»;

- в структуре Конституции выделена отдельная глава, посвященная местному самоуправлению;

- ряд важнейших принципов местного самоуправления нашли свое отражение в ее статьях;

- Конституция относит организацию и деятельность органов местного самоуправления к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

23 Федеральный закон РФ от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ (ред. ФЗ № 31-ФЗ от 21.03.2002 //СЗ РФ от 25 марта 2002 г., N 12, ст. 1093) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»//СЗ РФ от 28 августа 1995 г. N 35, ст. 3506

24 Конституция Российской Федерации"(принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

В качестве основополагающего начала организации и деятельности местного самоуправления следует выделить Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данный нормативно-правовой акт содержит в себе перечень положений, касающихся прав граждан на реализацию местного самоуправления, роли местного самоуправления в осуществлении народовластия, так же отмечены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в области местного самоуправления. Организация и осуществление местного самоуправления так же регламентируется рядом Федеральных законов, таких как: Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных нрав и нрава на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в РФ» и иными нормативными актами.

Так же на федеральном уровне регулирование местного самоуправления осуществляется иными нормативными актами, среди которых в качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1370 «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» и Постановление Правительства от 18.04.2012 № 344 "О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации".

Кроме того, вопросы реализации полномочий органов местного самоуправления в различных сферах урегулированы в самых различных актах федеральных министерств и ведомств.

На уровне субъектов к нормативно-правовым актам регионального уровня относят Конституции и Уставы субъектов, а так же законы субъектов Российской Федерации. По общему правилу, законодательство субъектов закрепляет в себе основные принципы и положения, касающиеся местного самоуправления в соответствии с правила федерального законодательства. Так же стоит отметить, что отдельные вопросы организации деятельности местного самоуправления могут регламентироваться подзаконными нормативными актами субъекта Российской Федерации.

И, наконец, муниципальные нормативные правовые акты, принимаемые населением муниципального образования или органами местного самоуправления. В качестве основного элемента правовой основы местного самоуправления на данном уровне стоит выделить устав муниципального образования. Данная «местная конституция» регулирует порядок реализации местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании. Устав обладает большей юридической силой в сравнении с другими муниципальными актами, поэтому последние не должны ей противоречить.

Правовые акты органов местного самоуправления принимаются по вопросам, касающимся местного самоуправления. Они обладают высшей юридической силой на территории муниципального образования и являются обязательными для органов местного самоуправления, их должностных лиц,

населения, а так же предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального образования соответственно.

Таким образом, от уровня развития правовой базы во многом зависит результативное функционирование системы местного самоуправления. Для решения вопросов местного значения необходимо точное правовое регулирование общественных отношений, которые возникают в процессе осуществления местного самоуправления.

Использованные источники:

1. Конституция Российской Федерации"(принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. Федеральный закон РФ от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ (ред. ФЗ № 31-ФЗ от 21.03.2002 //СЗ РФ от 25 марта 2002 г., N 12, ст. 1093) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»//СЗ РФ от 28 августа 1995 г. N 35, ст. 3506;

3. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2013;

4. Шугрина Е.С. Муниципальное право: Учебник /. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 576 с.

Суханов Г.В. преподаватель кафедра специальной подготовки Уфимский ЮИ МВД России Россия, г. Уфа

ПРАВО ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПОСТОЯННОГО (БЕССРОЧНОГО) ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ

Основаниями возникновения земельных прав и обязанностей п. 1 ст. 8 ГК РФ признает юридически значимые факты, в качестве которых могут выступать либо события или волевые действия, непосредственно не направленные на юридические цели, но с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий, либо непосредственно направленные на возникновение или прекращение правовых отношений юридически значимые действия граждан юридических лиц. Последние, в свою очередь, подразделяются на односторонние и двусторонние сделки (договоры), административные акты компетентных государственных органов и органов местного самоуправления, судебные решения. Для земельного права, в отличие от гражданского, не имеют значения в качестве правоустанавливающего юридического факта правонарушения, связанные с причинением вреда другому лицу и неосновательным обогащением25.

25 Быстров Г.Е., Гусев Р.К. Земельное право: учебник. М.: Проспект, 2009. С. 208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.