Научная статья на тему 'МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ'

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
91
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хасанов Т.Н.

В данной статье рассматриваются проблемы толкования признаков муниципального образования как юридического лица. Рассматривается характеристика публично-правового статуса муниципального образования, в ходе исследования приводиться классификация юридических лиц в публичном праве, выделяются две разные группы муниципальные образования и муниципальные учреждения.In this article problems of interpretation of signs of municipality as legal entity are considered. The characteristic of the public status of municipality is considered, during research to be given classification of legal entities in the public law, two different groups municipalities and local government offices are allocated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ»

организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов» // Собрание законодательства РФ, - 28.03.2011, - N 13, - ст. 1685; 4. Фадеев В.В, Комарова В.В, Дорощенко Е.Н. Муниципальное право. Учебник для бакалавров. М.: Проспект. - 2015. -336 с.

Хасанов Т.Н. студент 3 курса юридический факультет Суфянова Е.З. научный руководитель, ассистент кафедра конституционного и муниципального права

СФ БашГУ Россия, г. Стерлитамак МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются проблемы толкования признаков муниципального образования как юридического лица. Рассматривается характеристика публично-правового статуса муниципального образования, в ходе исследования приводиться классификация юридических лиц в публичном праве, выделяются две разные группы муниципальные образования и муниципальные учреждения.

ABSTRACT

In this article problems of interpretation of signs of municipality as legal entity are considered. The characteristic of the public status of municipality is considered, during research to be given classification of legal entities in the public law, two different groups municipalities and local government offices are allocated.

Ключевые слова: Юридическое лицо, публичное право; муниципальное образование, публично-правовой статус.

Keywords: Legal entity, public law; municipality, public status.

В законодательстве Российской Федерации не содержится определения юридическое лицо публичного права», однако юридическими лицами публичного права называются субъекты РФ, муниципальные образования, публично-правовые организации и органы государственной власти РФ и субъектов РФ. Большинство из названных юридических лиц публичного права являются участниками гражданско-правового оборота в полной мере, либо частично.

Рассматривая такое муниципальное образование как юридическое лицо необходимо обращать внимание на следующие признаки:

1) Муниципальное образование как юридическое лицо по своему происхождению является публично правовым образованием;

2) Целью муниципального образования как юридического лица является реализация общественных интересов. Названное юридическое лицо не вправе представлять интересы частных лиц, либо преследовать собственные интересы;

3) Данные юридические лица обладают разными по характеру полномочиями, которые в основном имеют распорядительный и управленческий характер;

4) Муниципальное образование как юридическое лицо имеет свои права и обязанности публичного характера. Они учувствуют в гражданском обороте и имеют права и обязанности частного характера. В отличии от обычных юридических лиц который осуществляют свою деятельность в пределах того что не запрещено законом, то юридические лица частного -права осуществляют только такую деятельность, которая предписана им законом;

5) Юридическое лица публично-правового характера имеет свое имущество, которое находится не на праве собственности, а на правах пользования либо оперативного управления;

6) Данные юридические лица создаются не на общих правилах (регистрации на основании учредительного договора), а особым путем признания уже существующего явления, либо путем распоряжения об организации (создании);

7) Юридическое лицо публичного права не имеет своего устава, но действует на основании определенного акта;

8) Муниципальное образование как юридическое лицо имеет свою автономию, которая в зависимости от целей деятельности может быть широкой, либо узкой;

9) Ответственность муниципального образования, как юридического лица имеет не частно-правовой, а публично-правовой характер;

10) В отличие от юридических лиц в частном права, у юридических лиц публичного права в той или иной мере и форме присутствует иерархическое начало, это связано с властными элементами характера данного юридического лица.

Некоторые исследователи считают, что органы государства и муниципальных образований никак не могут быть юридическими лицами в строгом смысле этого понятия, в частности, потому, что не подлежат государственной регистрации. Другие авторы это допускают, тем более что отдельные органы уже названы в российских законах юридическими лицами. У органов государства (не у всех) может быть и выделенное имущество, в том числе собственность, которой они могут распоряжаться (например, оплачивая в пределах сметы трудовые соглашения, консультационные работы, подготовку различных проектов и т.д.).

Использованные источники:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, - 04.08.2014, - N 31, - ст. 4398;

2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 15.02.2016) // Собрание законодательства РФ, - 06.10.2003, - N 40, - ст. 3822;

3. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 31.01.2016) // Собрание законодательства РФ, - 13.08.2001, - N 33 (часть I), - ст. 3431;

4. Фадеев В.В, Комарова В.В, Дорощенко Е.Н. Муниципальное право. Учебник для бакалавров. М.: Проспект. - 2015. -336 с.

Хасанов Т.Н. студент 3 курса юридический факультет Суфянова Е.З. научный руководитель, ассистент кафедра конституционного и муниципального права

СФ БашГУ Россия, г. Стерлитамак МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ КАК ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основные нормативно-правовые акты, закрепляющие финансово-экономическую основу местного самоуправления.

ABSTRACT

In article the main regulatory legal acts fixing a financial and economic basis of local self-government are considered.

Ключевые слова: органы местного самоуправления; местный бюджет, муниципальная собственность, финансово-экономическая основа.

Keywords: local government bodies; local budget, municipal property, financial and economic basis.

Местное самоуправление, как форма осуществления народовластия, является частью конституционного строя страны. В соответствии со ст. 3 Конституции РФ: «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». С позиции конституционного права государством

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.