Научная статья на тему 'МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ КАК ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ КАК ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хасанов Т.Н.

В статье рассматриваются основные нормативно-правовые акты, закрепляющие финансово-экономическую основу местного самоуправления.In article the main regulatory legal acts fixing a financial and economic basis of local self-government are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ КАК ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

Использованные источники:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, - 04.08.2014, - N 31, - ст. 4398;

2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 15.02.2016) // Собрание законодательства РФ, - 06.10.2003, - N 40, - ст. 3822;

3. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 31.01.2016) // Собрание законодательства РФ, - 13.08.2001, - N 33 (часть I), - ст. 3431;

4. Фадеев В.В, Комарова В.В, Дорощенко Е.Н. Муниципальное право. Учебник для бакалавров. М.: Проспект. - 2015. -336 с.

Хасанов Т.Н. студент 3 курса юридический факультет Суфянова Е.З. научный руководитель, ассистент кафедра конституционного и муниципального права

СФ БашГУ Россия, г. Стерлитамак МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ КАК ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основные нормативно-правовые акты, закрепляющие финансово-экономическую основу местного самоуправления.

ABSTRACT

In article the main regulatory legal acts fixing a financial and economic basis of local self-government are considered.

Ключевые слова: органы местного самоуправления; местный бюджет, муниципальная собственность, финансово-экономическая основа.

Keywords: local government bodies; local budget, municipal property, financial and economic basis.

Местное самоуправление, как форма осуществления народовластия, является частью конституционного строя страны. В соответствии со ст. 3 Конституции РФ: «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». С позиции конституционного права государством

признается и гарантируется местное самоуправление, как территориальное объединение граждан в муниципальные образования. Осуществление местного самоуправления возможно лишь тогда, когда законодательством закреплена не только его правовая основа, но и определена финансово -экономическая основа деятельности. В соответствии со ст. 132 Конституции РФ «органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы». Исходя из приведенного конституционного положения, можно выделить две основные составляющие понятия финансово-экономической основы местного самоуправления: местные финансы и муниципальная собственность.

Дальнейшую конкретизацию положений Конституции осуществляет федеральное и региональное законодательство. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим принципы и гарантии осуществления местного самоуправления, является Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Данный федеральный закон не содержит понятия экономической основы местного самоуправления, ограничиваясь лишь перечислением ее составляющих в ст. 49: «находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований». Итак, материальное обеспечение деятельности муниципалитета в законодательстве определено в общем виде, без конкретизации целей и задач его использования. У каждого муниципального образования, согласно ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», есть собственный бюджет (местный бюджет). Четкого определения местным бюджетам законодатель не дает. Исходя из понятия бюджета, содержащегося в ст. 6 БК РФ, под местным бюджетом можно понимать форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Главное предназначение доходов местного бюджета, как финансово- экономической основы, заключается в обеспечении задач и функций местного самоуправления, реализации основных прав и потребностей граждан. Причем только собственные доходы бюджета можно считать финансовым ресурсом муниципалитета, поскольку ими органы местного самоуправления могут распоряжаться по своему усмотрению. Субвенции, субсидии и дотации выделяются по решению вышестоящих органов государственной власти строго на целевой основе и органы местного самоуправления не в силе на них повлиять. Кроме того, еще одним источником правового регулирования финансово-экономических основ местного самоуправления являются уставы муниципальных образований. Как показывает практика, в большинстве случаев уставы муниципальных образований копируют положения федерального законодательства, не конкретизируя их.

В юридической науке мнения авторов по содержанию понятия финансово-экономической основы местного самоуправления расходятся. По мнению А.С. Тюхтенева экономическая основа представляет собой «систему правовых норм, установленных федеральными, региональными и местными правовыми актами, определяющими и регулирующими правоотношения, возникающие в муниципальных образованиях по поводу муниципальной собственности, в том числе имущественных прав и норм, регулирующих бюджетные правоотношения». В свою очередь А.Ю. Климанова, под экономической основой понимает лишь «материальную базу функционирования муниципалитета, включающая совокупность правовых норм, регулирующих только отношения муниципальной собственности и имущественных прав муниципальных образований». Таким образом, можно утверждать, что экономическая и финансовая основа местного самоуправления различные понятия, т.к. последняя представляет собой, прежде всего, отношений по формированию и исполнению местных бюджетов.

Финансовая основа является составляющей частью экономической, поскольку местные финансы является муниципальной собственностью наряду с имуществом и имущественными правами. Вместе с тем, отметим, что нельзя рассматривать понятие финансово - экономических основ местного самоуправления без указания основных целей, задач их предназначения. Так, исследуемый институт предполагает, что финансовая деятельность направлена на решение вопросов местного значения, выполнения определенных полномочий органов местного самоуправления, и прежде всего в интересах муниципального образования.

Использованные источники:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, - 04.08.2014, - N 31, - ст. 4398;

2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 15.02.2016) // Собрание законодательства РФ, - 06.10.2003, - N 40, - ст. 3822;

3. Фадеев В.В, Комарова В.В, Дорощенко Е.Н. Муниципальное право. Учебник для бакалавров. М.: Проспект. - 2015. -336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.