Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ'

СОСТОЯНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
370
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СОВЕТЫ / ПРОБЛЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ДЕПУТАТЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СОВЕТОВ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПОЛНОМОЧИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ВЛАСТИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ДЕМОКРАТИЯ / ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рябчикова О.Н.

Приведенные в статье тезисы актуальны в научной литературе и являются составными частями государственных программ по реализации политики совершенствования местного самоуправления, как основы демократического государства. Рассмотрение проблем и путей их решения, поставленных в этой статье, поможет на практике привести в действие механизмы, создающие условия для функционирования местного самоуправления надлежащим образом. Что создаст условия для формирования гражданского общества. Целью статьи является: выработка практических способов разрешения проблем в работе местного самоуправления, предложения по налаживанию эффективности института местного самоуправления как основы народовластия. Ведущий метод, заложенный в разрешение поставленных задач, при написании статьи - это анализ научных изысканий ведущих специалистов в области разработки рассматриваемой темы, использование сравнительного метода при рассмотрении вопроса об опыте зарубежных стран при становлении системы местного самоуправления и условий её эффективности. В статье рассмотрены основные проблемы местного самоуправления с учетом исторического аспекта. Заостренно внимание на проблеме недоскональной нормативно-правового регулирования местного самоуправления и процесс распределения полномочий между органами власти, а также проблемы личного состава Муниципальных Советов и их квалификации. Помимо описания проблематики в статье приведены практические способы разрешения части вопросов связанных с выстраиванием взаимоотношений между населением и представительным органом. Результаты исследования могут служить теоретической основой для дальнейшей разработки выбранной тематики. На основании суждений, положенных в основу статьи, могут быть предложены пути совершенствования законодательства и разработаны реальные программы, позволяющие увеличить эффективность работы Муниципальных Советов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE OF LOCAL SELF-GOVERNMENT AND WAYS OF OPTIMIZATION

The theses presented in the article are relevant in the scientific literature and are integral parts of state programs for the implementation of the policy of improving local self-government as the basis of a democratic state. Consideration of the problems and ways to solve them, set out in this article, will help in practice to put into action the mechanisms that create conditions for the functioning of local self-government in an appropriate way. This will create conditions for the formation of a civil society. The purpose of the article is: to develop practical ways to solve problems in the work of local self-government, proposals for establishing the effectiveness of the institution of local self-government as the basis of democracy. The leading method laid down in the solution of the tasks set when writing an article is the analysis of scientific research by leading experts in the field of developing the topic under consideration, the use of a comparative method when considering the experience of foreign countries in the formation of the local government system and the conditions for its effectiveness. The article considers the main problems of local self-government, taking into account the historical aspect. The attention is focused on the problem of insufficient regulatory and legal regulation of local self-government and the process of distribution of powers between authorities, as well as the problems of the personnel of Municipal Councils and their qualifications. In addition to describing the problems, the article provides practical ways to resolve some of the issues related to building relationships between the population and the representative body. The results of the study can serve as a theoretical basis for further development of the chosen topic. On the basis of the judgments based on the article, ways to improve the legislation can be proposed and real programs can be developed to increase the efficiency of the work of Municipal Councils.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ»

УДК: 342.843.11

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_1_3_74

Рябчикова О.Н.

СОСТОЯНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ

Ryabchikova O.N.

THE STATE OF LOCAL SELF-GOVERNMENT AND WAYS OF OPTIMIZATION

Ключевые слова: местное самоуправление, Муниципальные Советы, проблемы местного самоуправления, эффективность местного самоуправления, депутаты Муниципальных Советов, законодательство, полномочия местного самоуправления, децентрализация власти, гражданское общество, демократия, история становления местного самоуправления.

Key words: local self-government, Municipal Councils, problems of local self-government, effectiveness of local self-government, deputies of Municipal Councils, legislation, powers of local self-government, decentralization of power, civil society, democracy, history of the formation of local self-government.

Аннотация: приведенные в статье тезисы актуальны в научной литературе и являются составными частями государственных программ по реализации политики совершенствования местного самоуправления, как основы демократического государства. Рассмотрение проблем и путей их решения, поставленных в этой статье, поможет на практике привести в действие механизмы, создающие условия для функционирования местного самоуправления надлежащим образом. Что создаст условия для формирования гражданского общества.

Целью статьи является: выработка практических способов разрешения проблем в работе местного самоуправления, предложения по налаживанию эффективности института местного самоуправления как основы народовластия.

Ведущий метод, заложенный в разрешение поставленных задач, при написании статьи - это анализ научных изысканий ведущих специалистов в области разработки рассматриваемой темы, использование сравнительного метода при рассмотрении вопроса об опыте зарубежных стран при становлении системы местного самоуправления и условий её эффективности.

В статье рассмотрены основные проблемы местного самоуправления с учетом исторического аспекта. Заостренно внимание на проблеме недоскональной нормативно-правового регулирования местного самоуправления и процесс распределения полномочий между органами власти, а также проблемы личного состава Муниципальных Советов и их квалификации.

Помимо описания проблематики в статье приведены практические способы разрешения части вопросов связанных с выстраиванием взаимоотношений между населением и представительным органом.

Результаты исследования могут служить теоретической основой для дальнейшей разработки выбранной тематики. На основании суждений, положенных в основу статьи, могут быть предложены пути совершенствования законодательства и разработаны реальные программы, позволяющие увеличить эффективность работы Муниципальных Советов.

Abstract: the theses presented in the article are relevant in the scientific literature and are integral parts of state programs for the implementation of the policy of improving local self-government as the basis of a democratic state. Consideration of the problems and ways to solve them, set out in this article, will help in practice to put into action the mechanisms that create conditions for the functioning of local self-government in an appropriate way. This will create conditions for the formation of a civil society.

The purpose of the article is: to develop practical ways to solve problems in the work of local self-government, proposals for establishing the effectiveness of the institution of local self-government as the basis of democracy.

The leading method laid down in the solution of the tasks set when writing an article is the analysis of scientific research by leading experts in the field of developing the topic under consideration, the use of a comparative method when considering the experience of foreign countries in the formation of the local government system and the conditions for its effectiveness.

The article considers the main problems of local self-government, taking into account the historical aspect. The attention is focused on the problem of insufficient regulatory and legal regulation of local self-government and the process of distribution of powers between authorities, as well as the problems of the personnel of Municipal Councils and their qualifications.

In addition to describing the problems, the article provides practical ways to resolve some of the issues related to building relationships between the population and the representative body.

The results of the study can serve as a theoretical basis for further development of the chosen topic. On the basis of the judgments based on the article, ways to improve the legislation can be proposed and real programs can be developed to increase the efficiency of the work of Municipal Councils.

В постсоветский период происходит трансформация всех отраслей жизни и назревает один из самых важных вопросов. Это формирование гражданского общества и правового государства. Построение новой системы права, модернизация институтов власти. Одним из важнейших институтов на пути создания демократического, правового государства явился институт местного самоуправления. В мировой практике наличие местного самоуправления, является признаком демократического государства и гражданского общества. Именно посредством местного самоуправления, народ реализует свои гражданские права, закрепленные за ним законодательно.

Несмотря на то, что местное самоуправление в России сформировано на автономных началах и внедрено в общую систему права Российской Федерации, она взаимодействует с нормативно правовыми-актами на трех уровнях. Местное самоуправление подвержено влиянию как со стороны местных общин, самого субъекта, так и со стороны государства. Поэтому исследовать законодательную базу, регламентирующую все области взаимодействия местного самоуправления, необходимо на уровне нормативной базы муниципальных образований, субъектов и федерации.

Местное самоуправление функционирует на основе нормативно-правовой базы разработанной на этих трех уровнях.

Основу законодательства о местном самоуправлении составляет Конституция РФ и Европейская хартия о местном самоуправлении, принятая в 1985 году Советом Европы и ратифицированная нашей страной в 1998 году. Хартия является основным европейским законом о местном самоуправлении, который закрепляет известный еще в средние века принцип субсидиарности1. Распространение этого принципа началось сравнительно недавно, в прошлом столетии, однако он является основным. Хартия раскрывает содержание этого принципа. Если поставленную задачу можно решить на местном уровне, то так и должно быть. Государство не должно вмешивается в разрешение таких вопросов за исключением прямо предусмотренных случаев. Местному самоуправлению должно передаваться больше властных полномочий для разрешения вопросов местного значения. Хартия призвана защищать права и интересы органов местного самоуправления. Правовая основа местного самоуправления закреплена на территории РФ Федеральным законом от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Под правовой основой понимается закрепленные конституцией,

1 «Европейская хартия местного самоуправления» (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // Информационно-правовой портал «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/

федеральными законами нормы-принципы, которые регулируют самые существенные, основополагающие общественные отношения, в соответствие с которыми должны принимается все остальные нормативно-правовые акты более низкого уровня.

Определив основы местного самоуправления, конституция окончательно закрепила эту правовую форму управления, чем завершен поиск других правовых форм управления1.

Одним из способов проявление демократии на местном уровне, является издание муниципальных правовых актов, призванных регулировать вопросы местного значения.

В советский период была достаточно скудная нормативная база, недостаточна для урегулирования вопросов местного значения. Поэтому развивается достаточно обширное ведомственное нормотворчество. Отсутствие регулирование на уровне субъекта или федерации отдельных вопросов приводило к законодательной подмене, когда ведомственный акт регулировал правоотношения федерального или субъектного значения. В настоящее время объем таких нормативных актов снижен, но продолжает быть значительным.

Также следует указать, что положение ведомственных актов не урегулировано ни на одном из законодательных уровней. Пробелом в праве является отсутствие в конституции или в законах федерального значения возможности исполнительной власти издавать ведомственные акты. Отсутствие такого регулирование ведет к осложнению в вопросах классификации таких актов, их сущности и перспективам развития.

Принятие 06.10.2003 года Федерального закона «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» призвано реализовать цель, установление конституционного порядка. Созданы модели местного самоуправления, определенна компетенция, ре-

1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ» — N 31 от 04.08.2014 г.

шены имущественные вопросы, определенна численность депутатов местных советов, определенны формы участия граждан в управлении, ограничен контроль за работой местного самоуправления одновременно с увеличением степени ответственности должностных лиц.

Принятый закон реализует процесс децентрализации и деконцентрация власти путем разграничения управленческих полномочий как по вертикали, так и по горизонтали.

Произведено разграничение полномочий исполнительной власти. С учетом масштабов территории Российской федерации работа системы исполнительной власти должна быть поставлена так, чтобы можно было быстро отреагировать уполномоченным лицам на конфликтные процессы.

При распределении предметов ведения, полномочий и сфер влияния необходимо использовать в качестве фундамента -научные взгляды и изыскания. Только лишь изучая эти процессы с научной точки зрения можно дойти до сути проблемы, изучить её границы и возможные методологии разрешения.

Предметная и функциональная специфика органа исполнительной власти на местах составляется и из учета территориального положения субъекта, природных особенностей, демографической ситуации региона, климатических особенностей, что позволяет наладить гармоничное взаимодействие органов исполнительной власти на уровне субъекта и государства. Процесс государственного управления значительно выигрывает в ситуации разграничения предметов ведения и полномочий. Однако для федеративного государства исключительная децентрализация власти не допустима. Имеется необходимость воздействия государственной или субъектной исполнительной власти на местный уровень в случаях необходимости привлечения руководства административных единиц к ответственности.

Рассматривая процесс распределения или перераспределения полномочий исполнительной власти на разных уровнях, необходимо учитывать и динамику общественных отношений, и разные внутренние и

внешние обстоятельства. Объем полномочий может и должен отражать реалий настоящего времени и, в связи с этим должен меняться в зависимости от вышеперечисленных обстоятельств.

Вопросы полномочий органов местного самоуправления, в своих работах рассмотрели ученые С.А. Авакъян, В.М. Баг-лая, О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев и др.1

Проблема разграничения полномочий рассматривается и в конституционном суде на более конкретных спорах, что подтверждает неурегулированость вопроса2.

Для Российского государства существенную роль в становлении местного самоуправления сыграл европейский опыт развития этого института. Однако, невозможно надсадить европейскую модель местного самоуправления в РФ без учета территориальных, ментальных, исторических, экономических, политических особенностей государства.

Помимо проблем, связанных с недостаточным нормативно-правовым регулированием и сложностями в делегировании полномочий, имеются также сложности с определением субъекта, которому эти самые полномочия должны быть переданы.

1 Авакян С.А. Местное самоуправление в РФ: Конституции и решения нового закона // Вестник Моек, ун-та. Серия 11 Право. 1996. № 2. с. 11; Кутафин О.Е. Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юристпруденция» / Московская государственная юридическая академия. - 2-е изд-е, пе-рераб. и доп.- М.: Юрисгь, 2000. - 550 с.; Фадеев В.И. «Муниципальное право России» // В.И.Фадеев // М.: Проспект - 2014 г.

2 Постановление Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 N 2-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой муниципального образования -городского округа "Город Чита"; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 30-П "по делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 51 статьи 35, частей 2 и 31 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 11 статьи 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы".

Возникают вопросы с концентрацией муниципальных образований.

На разрешение этих проблем направленна реформа местного самоуправления. Основу правильного формирования и развития заложила конституция, определяющая основанные направления, принципы, цели и хозяйственные вопросы. Значительную роль сыграл созданный в 1997 году Совет по местному самоуправлению Российской Федерации координационного центра при Президенте Российской Федерации. Работа центра направленна на разработку политики и мер по реализации. Защитить права и отстаивать интересы местной власти на территории государства про взаимодействие с другими органами власти и на международном уровне, призван Конгресс муниципальных образовании созданный 1998 году.

Создание инструментов, способствующих реализации политики в сфере местного самоуправление продвигает разрешение проблемных аспектов. Однако полноценное становление местного самоуправления допустимо только при реализации комплекса действий.

Изучив проблематику вопроса, можно сгруппировать основные направления деятельности на пути реализации поставленной задачи.

Вовлеченность и реализация гражданских прав граждан на уровне местного самоуправления

Создание среды необходимой для реализации местным самоуправлением возложенных конституцией обязанностей и полномочий

Реализация принципа субсидиарности.

Государство через федеральное управление и через органы государственной власти субъектов Российской Федерации может достичь указанные выше цели используя доступные механизмы воздействия и взаимодействия. Такие как административное обеспечение, правовое регулирование, бюджетное регулирование, информационная поддержка, образовательные механизмы (подготовка, переподготовка кадров), имущественные механизмы (передача части собственности от государства местным органам).

Реализация государственной политики местного самоуправления должна привести к взаимодействию населения, органов местного самоуправления и государства. В случае достижения такой цели, будет решен целый спектр поставленных перед всеми тремя субъектами задач, от улучшения условий жизни на местах, до стабилизации политической системы страны.

К 1999 году Российский законодатель сформировал законодательную основу, которая должна указывать основные направления развития местного самоуправления. Это ФЗ «о финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»1, «об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы Местного самоуправления»2, «об основах муниципальной службы в Российской Федерации»3. С целью дальнейшего развития принят Указ Президента Российской Федерации «Основные положения государственной политики в области местного самоуправления Российской Федерации». Этим указам была установлена политическая концепция государства в сфере местного самоуправления в период его действия. Указ устанавливает цели, приоритеты, принципы и задачи. Определяет развитие местного самоуправления как приоритетное направление в создании экономически и социально развитого демократического государства4. Более детализированную и адресную поддержку местное самоуправление получает в рамках Федеральной целевой программы государственной поддержки развития муниципальных образований и создание условий для

1 Федеральный закон от 25.09.1997 N 126 «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997г. N 39. Ст. 4464.

2 Федеральный закон от 26.11.1996 N 138 «Об обеспечении конституционных прав граждан российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». // СЗ РФ. 1996 г. N 49 Ст. 5497.

3 Федеральный закон Российской Федерации от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации» (ред. от 15.02.2016) // Российская газета — N 47 от 07.03.2007 г.

4 Указ Президента №568 Российской Федерации

«Основные положения государственной политики в

области местного самоуправления Российской Федерации» от 11.07.1997 года.

реализации конституционных полномочий местного самоуправления.

Особой проблемой в сфере местного самоуправления является политическое влияние, в частности, на этот институт. Детально проработал эту тему Тихонов Д.А. в своей работе «Об эволюции политико-правового статуса местного самоуправления в постсоветской России»5. На протяжении всего становления института влияние политической системы приводило то к централизации, то к децентрализации власти на местах. В данный момент все принятые нормативно-правовые положения и программы развития направлены на децентрализацию власти, в частности, ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»6. Однако такого рода децентрализация как сама по себе не способствует построению гражданского общества или правового государства. Можно говорить о подмене понятий. Государство за период реформирования не привело местное самоуправление к автономизации, которая и стимулировала бы вовлечение местного населения в непосредственное разрешение вопросов. В данный момент созданная система местного самоуправления со способами избрания представительного органа больше похожа на создание системы удобной для эффективного управления «сверху» системой распределения мандатов на местах. Потеря влияния политических партий на местном уровне приведет к падению авторитета в вышестоящих органах власти. Отсутствие самостоятельности в разрешении задач местного самоуправления ведет, что является основой, к потере смысла внедрения института местного самоуправления.

Несмотря на то, что основным законом закреплена прямая демократия, она является формальной. Не реализованы спосо-

5 Тихонов Д.А. Об эволюции политико -правового статуса местного самоуправления в постсоветской России // Вестник Моек, ун-та. Серия 12, политические науки. - М., 2001. - № 4. - С. 24-34.

6 Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 15.02.2016) // опубликован текст документа в издании «Российская газета» — N 202 от 08.10.2003 г.

бы участия граждан в реализации их прав относительно постановки и разрешения вопросов местного значения. По настоящее время не создана единая система взаимодействия граждан и представительных органов. Остается неизменной утопичная форма обращения с просьбами в органы местного самоуправления, которая не является залогом разрешения сложившейся проблемы граждан на местах. Обязательные в исключительных случаях общественные слушания носят формальный характер. На таких слушаниях обеспокоенные граждане могут высказать свое мнение относительно рассматриваемого вопроса, однако оно никак не будет влиять на принятие решения, так как не носит характер вета. Территориальные общественные управления, конференции, сходы, собрания граждан, референдумы не получили должного распространения и являются нерабочими инструментами.

Уровень явки на выборах и вовлеченность граждан в процессы местного уровня говорит о недостижении поставленных целей. Не происходит вовлеченность граждан, желающих решать проблемы своих предприятий, общностей, социально активных граждан, об этом свидетельствует, как пример, количество самовыдвиженцев в списках бюллетеней, оно стремится к нулю. Люди не верят в возможность своего влияния даже на разрешения проблем местного уровня.

Заимствовав мировой опыт при построении местного самоуправления, Российская Федерация внедрила только ту часть системы, которая позволяет при видимой децентрализации, оставить политическое влияние за угодной политической силой.

После определения ряда проблем можно сформулировать способы их преодоления. Следует применять термин эффективности деятельности местного самоуправления. Этот термин скорее из периодических изданий и научных изысканней, чем из нормативно-правовой сферы. Однако непосредственно эффективность будет отражать степень проработанности проблем отрасли. Разрозненные предложения по по-вышенью эффективности работы местного самоуправления можно сгруппировать:

- законодательное закрепление обязанности образовательных программ для членов муниципальных советов с прохождением квалификаций.

- проработка вопроса реального представительства граждан через политические партии или путём самовыдвижения в Муниципальных советах. Обязательное наличие представителей всех политических партий и общественных объединений в Муниципальном совете. С целью преодоления проблемы согласованного большинства в разрешении вопросов Местных образований. Наличие фильтра безусловно с учетом немногочисленности населения муниципальных образований в регионах.

- проработка и создание новых (на основе результатов технологического прогресса) способов взаимодействия населения с органами власти. И установка приоритета каждого из вопросов, персональная ответственность членов Муниципального Совета за разрешение вопросов местного значения.

Одним из возможных способов на пути к созданию гражданского общества может служить реальное наделение властными полномочиями граждан муниципального образования. В случае наличия локальной проблемы (на уровне дома, комплекса домов общественного объединения, трудового коллектива) позволить создание инициативных групп с правом внесения инициатив в повестку дня заседаний Муниципального совета с обязательным докладом представителя инициативной группы. Депутат с личной ответственностью принимает на себя разрешение проблемы с обязательным отчетом. Создание рабочей группы по разрешению проблемной ситуации с представительством в лице депутата и членами инициативной группы. Считаем необходимым ведение очного реестра разрешенных проблем в информационных источниках, с целью формирования у населения реального представления о работе каждого депутата в Муниципальном Совете. Данная система позволит комплектовать Муниципальный Совет активными и готовыми принимать непосредственное участие в разрешении проблем депутатами. Позволит избавить Представительные органы местного самоуправления от балласта, который формируется

угодными лицами. Местный совет не должен быть светским органом правления он должен быть самым эффективным в стране (для внутренней политики), так как непосредственно он решает вопросы, которые беспокоят население, а это путь к демократии и построению гражданского общества.

С учётом пассивного характера работы депутатов по разрешению проблемных вопросов местного населения. Отсутствия административного давления в случае игнорирования депутатом разрешения поставленных населением вопросов. Представляется возможным создание механизма обжалования отказов разрешения вопросов Муниципальными Советами в орган, организующий работу всей системы местного самоуправления региона, государства в зависимости от уровня взаимодействия. При этом возможно рассмотреть вопрос солидарной ответственности органов, при решении межотраслевых вопросов или вопросов, которые были перенаправлены Местными органами по подведомственности. Такой контроль со стороны населения и со стороны высших органов позволит составить полное представление о работе Муниципального совета.

Постановка депутатов, выбранных от политических партий, в условия конкурентности будет способствовать правильному

партийному воздействию на представителей своих партий. Окажет положительное влияние на повышение квалификации выдвинутых партией кандидатов на выборы. Система зарабатывания очков доверия населения конкретному лицу подтолкнёт местные представительские органы к совершению действий, сведет к минимуму переадресацию разрешения вопроса и отписки депутатов о невозможности разрешения проблемы. Каждый из депутатов будет работать на свой имидж, и повышать тем самым имидж руководства и муниципального образования в целом. Не способные совершать действия в интересах населения депутаты сами не захотят числиться в числе депутатов Муниципальных Советов. Статья о высказывании недоверия главе Муниципального образования, должна быть распространена и на остальных депутатов Муниципального совета и критерием высказывания такого недоверия, с отзывом мандата, представляется возможным сделать результаты из онлайн публикации о работе депутата.

Внедрение реальных механизмов по совершенствованию работы депутатов Муниципальных советов позволит визуальную демократию на уровне местного самоуправления сделать реальной.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ» — N 31 от 04.08.2014 г.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации» (ред. от 15.02.2016) // Российская газета — N 47 от 07.03.2007 г.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 15.02.2016) // опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru— 15.02.2016 г. (Первоначальный текст документа опубликован в издании «Российская газета» — N 202 от 08.10.2003 г.).

4. Федеральный закон Российской Федерации от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации» (ред. от 15.02.2016) // Российская газета — N 47 от 07.03.2007 г.

5. Федеральный закон от 25.09.1997 N 126 «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997г. N 39. Ст. 4464.

6. Федеральный закон от 26.11.1996 N 138 «Об обеспечении конституционных прав граждан российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». // СЗ РФ. 1996 г. N 49. Ст. 5497.

7. Указ Президента №568 Российской Федерации «Основные положения государственной политики в области местного самоуправления Российской Федерации» от 11.07.1997 г.

8. «Европейская хартия местного самоуправления» (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // Информационно-правовой портал «Консультант Плюс». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/

9. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 N 2-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой муниципального образования - городского округа "Город Чита".

10. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 30-П "по делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 51 статьи 35, частей 2 и 31 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 1 1 статьи 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" .

11. Авакян, С.А. Местное самоуправление в РФ: Конституции и решения нового закона // Вестник Мояк, ун-та. Серия 11 Право. 1996. № 2.

12. Кутафин, О.Е. Фадеев, В.И. Муниципальное право РФ. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юристпруденция» / Московская государственная юридическая академия. - 2-е изд-е, перераб. и доп.- М.: Юрисгь, 2000. - 550 с.

13. Тихонов, Д.А. Об эволюции политико-правового статуса местного самоуправления в постсоветской России // Вестник Моек, ун-та. Серия 12, политические науки. - М., 2001. -№ 4.

14. Фадеев, В.И. «Муниципальное право России» // В.И.Фадеев // М.: Проспект - 2014.

Дата поступления: 30.07.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.