Научная статья на тему 'МЕСТО ПРЕСТУПЛЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ'

МЕСТО ПРЕСТУПЛЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ПРАВО / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клименко С.С.

В данной статье исследовано место преступлений против избирательных прав в системе преступлений против конституционных прав граждан. Мы изучили нормативные акты в области избирательного права, а также дали общую характеристику исследуемой группы преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕСТО ПРЕСТУПЛЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ»

УДК 340

С.С. Клименко

МЕСТО ПРЕСТУПЛЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

В данной статье исследовано место преступлений против избирательных прав в системе преступлений против конституционных прав граждан. Мы изучили нормативные акты в области избирательного права, а также дали общую характеристику исследуемой группы преступлений.

Ключевые слова: уголовное право, избирательные права, уголовная ответственность, Уголовный кодекс РФ.

Особое место в системе преступлений против конституционных прав и свобод отведено преступлениям против избирательных прав граждан.

Преступления против избирательных прав граждан (ст. 141-142.1 УК РФ) посягают на предусмотренные Конституцией РФ право граждан избирать и быть избранными и право на участие в референдуме.

Неотъемлемой частью демократического государства является право граждан «избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления» [1]. Избирательный процесс в Российской Федерации регулируется нормами права, содержащимися в Конституции РФ, федеральных законах и иных нормативно-правовых актах, которые образуют единую систему избирательного права России.

Избирательное право Российской Федерации представляет собой совокупность норм права, регламентирующих систему организации и проведения выборов должностных лиц, органов государственной власти и местного самоуправления. Избирательное право, как полноценная отрасль российского права, имеет свои принципы, под которыми понимаются общеобязательные распоряжения, правила, и начала проведения выборов, без соблюдения которых выборы не могут быть признаны правомерными.

Статья 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» формулирует следующие принципы избирательного права России [2]:

1) всеобщность избирательного права;

2) равное избирательное право, а именно равные избирательные права и обязанности у всех граждан Российской Федерации;

3) прямое избирательное право, то есть избиратели голосуют непосредственно;

4) тайное голосование;

5) свободное и добровольное избирательное право.

Избирательное право включает в себя два аспекта. Так, согласно ч. 2 ст.32 Конституции РФ граждане России имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Активным и пассивным избирательным правом обладают все дееспособные граждане России, достигшие определенного возраста.

Ценз недееспособности, закрепленный в Конституции РФ, означает, что лица, признанные судом недееспособными в силу психического расстройства, лишены избирательного права, как активного, так и пассивного (ч. 3 ст. 32).

Ценз несвободы по Конституции РФ (ч. 3 ст. 32) означает, что не вправе избирать и быть избранными в органы публичной власти лица, которые содержатся в местах лишения свободы по приговору суда. Конституционное положение детализируется в ч. 3 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

© Клименко С.С., 2018.

Научный руководитель: Кулешов Юрий Иванович - доктор юридических наук, профессор, Дальневосточный институт (Филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), Россия.

Положение гражданина в избирательном процессе обобщается в категориях «правовой статус избирателя» и «правовой статус кандидата на выборную должность в органы государственной власти и органы местного самоуправления».

В соответствии с п. 18 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», избиратель - это гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом [2].

Во-первых, правовой статус избирателя - это совокупность его прав и обязанностей, связанных с участием избирателя в голосовании и в иных избирательных действиях.

Во-вторых, активное участие избирателя в выборах имеет двояко выраженную конституционно-правовую основу, так как обращает на себя внимание тот факт, что это позволяет

Одновременно осуществить конституционное право избирать и быть избранным, а также участвовать в референдуме (ст. 32 Конституции РФ).

В - третьих, правовой статус избирателя определяется в законодательстве о выборах, закрепленном на федеральном уровне. Важно отметить, что в число избирателей Российской Федерации могут входить иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории России. Исходя из этих особенностей, они имеют такое же право избирать и быть избранными и участвовать на тех же условиях, что и граждане РФ. Конечно, если это прямо обусловлено наличием соответствующего международного договора и адекватного ему закона субъекта Российской Федерации.

Избирательные права принадлежат совершеннолетним гражданам посредством конституционных юридических возможностей их участия в управлении делами Российской Федерации для избрания своих представителей в органы власти на основе свободного коллективного волеизъявления.

Эти права способствуют системному восприятию роли избирателей в качестве субъектов политических избирательных отношений, расширяя устоявшиеся представления о юридических границах электоральной активности граждан и формы ее проявления. Чрезвычайно важное значение для содержания избирательных прав и практики их реализации имеет вопрос о принципах избирательного права Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона участие гражданина в выборах является свободным и добровольным [2]. Никто не в праве оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или к неучастию в выборах, либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Свобода выборов является важным принципом избирательного права. Особое значение в этом контексте имеют действия, предпринимаемые избирательными комиссиями для обеспечения явки избирателей, необходимые для признания выборов состоявшимися. Под этим принципом следует также отметить свободу подготовки и проведения выборов, свободу предвыборной агитации, полную свободу и независимость избирательных комиссий.

Существует определенная специфика реализации принципа обязательного проведения выборов в соответствии с которой выборы являются обязательными и периодическими. Обязательность обусловлена тем, чтобы государственные и муниципальные органы не могли уклониться от их назначения и проведения в установленные сроки законодательством, а также отменить или переносить выборы на более поздние сроки. Периодичность выборов означает временные рамки и служит гарантией против узурпации власти в одних руках и препятствием нелегитимному превышению срока полномочий.

Еще отметим принцип альтернативности выборов, где он признан обеспечить благоприятные предпосылки для состязательности избирателей и предотвратить развитие безальтернативных выборов, которые могут превратиться в пустую формальность.

Избирательные права граждан и принципы их осуществления, в зависимости от масштаба их юридического влияния на реализацию избирательных прав, могут быть систематизированы. С одной стороны, это основные начала обеспечения реализации избирательных прав граждан, т.е. демократизм выборов, свобода пользования избирательными правами, обязательность и периодичность выборов, прозрачность и честность подсчета голосования. С другой стороны, это основные начала индивидуального участия избирателя в избирательных действиях, т.е. посредством всеобщего равного прямого избирательного права, тайного голосования, состязательности кандидатов, гласности осуществления избирательных действий. При этом, важно учесть, какими избирательными правами обладает гражданин Российской Федерации.

На каждой стадии избирательного процесса гражданин, обладающий активным избирательным правом, обеспечивается защитой государства.

Избиратель может принять участие в сборе подписей в качестве сборщика подписей. Избиратель имеет право на обжалование нарушений его избирательных прав.

Государством установлена ответственность за нарушение избирательных прав граждан. Согласно п. 10 ст. 75 Федерального закона избиратель вправе обратиться с жалобами на решения и действия (бездействия), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдумах [2].

Избиратель вправе обратиться за защитой своих прав в судебные органы. Конституционным основанием защиты избирательных прав граждан является ст. 46 Конституции РФ, гарантирующие право на судебную защиту физическому лицу.

Все изложенное позволяет прийти к заключению, что Конституция РФ и Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» значительным образом повлияли на динамичное развитие избирательного законодательства, что свидетельствует о растущем значении выборов как для государства, так и для общества.

Пассивное избирательное право является важнейшим элементом конституционного статуса гражданина. Каждому гражданину, обладающему избирательным правом, закон предоставляет возможность выдвигаться и баллотироваться в качестве кандидата на выборные должности. Все кандидаты наделены равными правами и обязанностями.

Как активным, так и пассивным избирательным правом в полном объеме обладают граждане независимо от того, какую государственную или муниципальную должность они занимают. В то же время законодательно определяется перечень последующих ограничений, связанных с избранием гражданина депутатом или иным выборным должностным лицом. Например, депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Всеобщее избирательное право не допускает какой-либо дискриминации и ограничений. Ограничение избирательного права распространяется на строго определенные случаи. Конституция РФ в ч. 3 ст. 32 определила, что не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Право участвовать в референдуме регламентировано Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» и Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Референдум Российской Федерации - это всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан России при тайном голосовании.

Право на участие в референдуме имеют граждане РФ, достигшие возраста 18 лет. Ограничения установлены для лиц, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

За посягательства на избирательные права и право на участия в референдуме Уголовный кодекс предусматривает четыре состава преступления (ст.141 -142.1 УКРФ).

В качестве непосредственного объекта исследуемой группы преступлений выступают общественные отношения, возникающие в рамках реализации гражданами своих избирательных прав и права на участие в референдуме.

Объективная сторона данных преступлений характеризуется совершением активных действий, а также в посредством бездействия.

По конструкции составы рассматриваемых деяний сформулированы законодателем в конкретных статьях по-разному, поэтому момент окончания у них будет различным. Так, отказ в предоставлении гражданину информации будет окончен лишь при наличии таких последствий, как причинение вреда правам и законным интересам граждан (ст. 140 УК РФ), воспрепятствование же осуществлению права на свободу совести и вероисповедания признается оконченным с момента осуществления такого действия, как воспрепятствование (ст. 148 УК РФ). Наступившие же в этих случаях последствия (например, вред здоровью) данным составом преступления не охватываются и влекут за собой квалификацию по совокупности преступлений.

В основном данные преступления совершаются умышленно. Более того, в большинстве случаев умысел является прямым, но допускается и косвенный умысел.

Субъектом преступлений против конституционных прав или свобод гражданина может быть вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Также преступления против избирательных прав граждан характеризуется наличием признаков специального субъекта.

В соответствии с категоризацией преступлений (ст. 15 УК РФ) большинство преступлений против избирательных прав граждан отнесены законодателем к числу преступлений небольшой тяжести, и лишь часть преступлений (в основном это квалифицированные виды) являются преступлениями средней тяже-

сти. В определенной мере это объясняется тем, что многие основные составы преступлений сконструированы законодателем как формальные составы, что предполагает отсутствие общественно опасных последствий.

При наступлении конкретных последствий такие деяния в ряде случаев квалифицируются по совокупности (при реальной совокупности).

Библиографический список

1.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - N 31. - Ст. 4398

2.Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - N 24. -Ст. 2253

КЛИМЕНКО СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ - магистрант, Дальневосточный институт (Филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) г.Хабаровск, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.