Научная статья на тему 'Реалии социальной работы современной России: предмет договора - ребенок?'

Реалии социальной работы современной России: предмет договора - ребенок? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
74
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реалии социальной работы современной России: предмет договора - ребенок?»

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

| 4-2007

ко аффективное сопровождение, сколько иде-аторная переработка внутренней картины мнимого недуга, не вызывающая ответного эмоционального отклика.

Таким образом, характер эмоционального взаимодействия личности с микросоциальным окружением может рассматриваться в качестве существенного индикатора ее психологического благополучия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Очерки динамической психиатрии. Транскуль-туральные исследования / Под ред. М. М. Кабанова, Н. Г. Незнанова. - СПб.: Институт им. В. М. Бехтерева, 2003. - 438 с.

РЕАЛИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА - РЕБЕНОК?

А. А. Пешенкова

Кафедра социальной работы ВолГМУ

Степень цивилизованности общества наиболее ярко проявляется в том, насколько благополучно обустроена жизнь детей. От этого во многом зависят перспективы дальнейшего развития данного общества. В настоящее время в России происходит рост социального сиротства, превосходящий по темпам и объему военные и послевоенные времена ХХ столетия. Поэтому вопрос с устройством детей-сирот стоит особо остро - это злободневная задача различных социальных институтов, так как речь идет о реализации общественной потребности в воспроизводстве здорового и активного поколения. Сегодня принятие различных национальных проектов свидетельствует о том, что государство стало уделять внимание охране материнства и детства.

Почти десять лет в Российской Федерации существует институт приемной семьи. Но тем не менее, согласно официальным данным Минобразования России, по состоянию на 1 января 2003 г. всего в устройстве нуждались более 140 тыс. детей, из них лишь 1 041 ребенок (что составляет 0,7 %) был передан на воспитание в приемные семьи. В семейном кодексе приемная семья определяется как одна из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей [1]. С одной стороны, образование приемной семьи желательно, когда по каким-либо причинам ребенок лишился родительского попечения и необходимо создать условия, при которых он может оказаться в нужной для своего полноценного развития в атмосфере семьи. Но, с другой стороны, как семья может создаваться на основании договора, тем более, что предметом заключения сделки является ребенок? При этом мнение ребенка не учитывается. Его принимают во внимание лишь тогда, когда договор уже заключен и ребенок некоторое время живет в приемной семье. Однако и здесь мнение ребенка признается лишь в исключительных случаях и только

с 10-летнего возраста.

Приемная семья создается на основе договора, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями. В этом договоре определяются условия содержания ребенка; срок, на который ребенок передается в приемную семью; права и обязанности приемных родителей; основания и последствия прекращения договора. Также Семейным кодексом предусмотрено освобождение от исполнения своих обязанностей приемными родителями, если у них отсутствует взаимопонимание с подопечным [Там же].

В обязанности органов опеки и попечительства по заключенному договору входит перечисление денежных средств на содержание ребенка, оплата труда приемным родителям. Выделяется в определенный срок квартира (дом) для осуществления ими обязанностей по воспитанию и содержанию, если они взяли на воспитание трех и более детей.

Также по просьбе родителей договор может быть расторгнут при наличии уважительных причин: болезнь приемных родителей, отсутствие взаимопонимания с ребенком, изменение семейного или имущественного положения родителей, конфликтные отношения между детьми. Согласно ст. 153 Семейного кодекса, приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку обладают правами и обязанностями опекуна. Больше всего поражает то, что они не несут ответственности за приемного ребенка перед обществом.

В России существует банк данных о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей. В Интернете можно "подобрать" ребенка по полу, возрасту, цвету глаз и волос, по степени "здоровости". Да, можно согласиться с тем, что в России - миллионы детей, которые нуждаются в семьях. Их содержание в домах ребенка, детских домах, интернатах негативно сказывается на личностном развитии, кроме того, это свидетельство социального неблагополучия. В погоне за "нужными" показателями ребенка превращают в товар, который можно выбрать из множества; можно вернуть, если "не понравился"; за который можно получать заработную плату и не надо платить налоги. А ведь за каждым таким договором -судьба отдельного человека - человека, который не по своей воле оказался предметом сделки.

Можно предположить и допустить, что приемные семьи создаются на основе любви к детям, искренней заботы о них, договор лишь закрепляет отношения и помогает их укрепить. Но неужели любовь и забота заканчиваются, когда начинаются трудности или то, что законодатель называет "отсутствием взаимопонимания с подопечным"? Несомненно то, что детям принадлежит одна из основных ролей в жизни семьи. Однако может получиться так, что если ребенок - хороший актер, то он желанный; если он не так исполняет роль, то это трудный ребенок, а таких можно возвращать. Люди, которые действительно любят детей и заботятся о них, никогда не вернут

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

"плохого актера" в "театральный дом" и никогда не сделают его "выгодной" марионеткой для получения дохода. Да, взять чужого ребенка в семью, любить его как своего очень трудно. Но даже с этими трудностями справиться можно. Ведь сегодня существует множество профессионалов, которые могут помочь преодолеть трудности, найти выход из "тупика" во взаимоотношениях с ребенком.

В этой связи представляется, что на законодательном уровне надо вводить не только финансовые меры поощрения приемным семьям, а разработать и запустить такой механизм, который бы помогал семьям в психосоциальном плане. Конечно, материальная сторона - одна из самых существенных в этом вопросе. Но не надо забывать о том, что на воспитание берут человека. Помощь психологов и специалистов по социальной работе таким семьям нужна в первую очередь. Ведь как приемным родителям, так и взятым на воспитание детям также необходима помощь. Ведь они уже сталкивались с жестокостью собственных родителей. Они оказались выброшенными на произвол судьбы. Естественно, у таких детей есть свой механизм защиты, изменить который очень трудно.

Институту социальной работы сейчас придается не столь важное значение, которого он заслуживает. На самом деле здесь работают профессионалы, которые призваны помогать людям в трудной жизненной ситуации. А создание приемной семьи - это особо трудная ситуация, которая требует пристального профессионального внимания.

Создавая приемную семью, важно помнить о цели, ради которой все это делается - забота о детях, их воспитание, образование и, конечно же, здоровье.

ЛИТЕРАТУРА

1. Семейный кодекс РФ. ФЗ №> 222 от 01.03.1996 г.

МЕДИКАЛИЗАЦИЯ СОЦИУМА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЕДИЦИНЫ КАК ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ФЕНОМЕНОЛОГО-ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

В. Н. Прямицин, Е. В. Коробко

Кафедра философии, биоэтики и права ВолГМУ

Одним из направлений социальной работы в системе современного здравоохранения может и должен стать поиск путей решения существенного вопроса - проблемы медикализации социума и социализации медицины. Исторически эта проблема не нова, зато во все времена социально насущна по-новому. И все время требует социально новых способов решения. В наши дни этот вопрос вновь нуждается в гуманитарном, гуманистическом, гуманном решениях. А это требует,

4-20071

возможно, более ясного и глубокого понимания того, что представляет собой эта проблема. Поэтому необходимо с самого начала уточнить, что понимается под медикализацией социума медициной и социализацией медицины в обществе.

Под социализацией медицины в обществе понимается медикализация ею социума. Под меди-кализацией социума понимается социализация медицины. Просто?! Да. Для обыденного сознания. Но не для феноменологической философии социальной работы, если сама социальная работа претендует быть сущностным основанием для "своей собственной" философии. И если претендует, то одной лишь претензии недостаточно, чтобы разобраться в том, что представляет собой: а) медикализация социума и социализация медицины в их связи с б) социальной работой и современным здравоохранением. Чтобы разобраться в том, что представляет собой этот предмет как предмет научного, философского, экзистенциально-онтологического и феноменологического исследования, надо прежде всего подумать над вопросом о том, являются ли эти "а" и "б" одним и тем же.

Представляется самоочевидным, что так оно и есть: ведь социализация медицины и медикали-зация социума реально существуют и взаимно осуществляются. Работая в обществе, медицина медикализирует социум; медикализируя его, социализируется сама, например тем "способом", который называют здравоохранением. Действительно, иначе быть не может. Медикализация социума невозможна без социализации медицины, социализация медицины невозможна без медика-лизации социума. И поскольку биосоциальная природа антропологосущего, т. е. человека с его биологической и социальной организацией, так устроена, что не может существовать без (социализирующейся) медицины и (медикализируемого ею) социума, то та часть социальной работы, которая как по существу, так и по определению является медицинской (а в этом смысле и здравоохранение), могут существовать только в условиях противоречивого единства медикализации социума и социализации медицины.

Разумеется, нет социализации медицины, ме-дикализации социума, социальной работы и системы здравоохранения друг без друга. Но эти четыре явления не сводятся просто к сумме. Они не просто сосуществуют как независимые друг от друга составляющие. Они сущностно взаимодействуют между собой. И вследствие этого взаимодействия противоречивое их единство предстает как фундаментально сложенная онтически-экзистентная структура, которая суть единоцелый феномен мира антропологосущей жизни. А всю эту сущностно целоединую сложность феноменологически ориентированная философия называет экзистенциально-онтологически самодостаточным пластом жизненного мира антропологосущего. Эти пласты онтически способны собственной взаимодеятельностью создавать и воссоздавать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.