Научная статья на тему 'Невротизация как фактор изменения системы эмоциональных взаимоотношений личности'

Невротизация как фактор изменения системы эмоциональных взаимоотношений личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
397
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Невротизация как фактор изменения системы эмоциональных взаимоотношений личности»

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

целесообразным должность руководителя детского реабилитационного центра доверять не врачу, а специалисту в области социальной работы, который и способен интегрировать усилия всех профессионалов, работающих в центре.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алфёрова Т. С., Потехина О. А. Основы реаби-литологии. - Тольятти, 1995. - 147 с.

2. Основы социальной работы: Учебник для вузов. -М.: ИНФРА-М, 1999. - 368 с.

3. Ярская-Смирнова Е. Р., Наберушкина Э. К. Социальная работа с инвалидами. - СПб.: Питер, 2004. -320 с.

НЕВРОТИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ИЗМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ

Ю. Г. Новикова

Кафедра общей и клинической психологии ВолГМУ

Целью исследования стало выявление особенностей эмоциональной коммуникации, значимых для прогноза роста общего уровня невротизации и отдельных групп невротических проявлений.

Выборку составили 107 студентов ВолГМУ в возрасте 18-25 лет.

Общий уровень невротизации и выраженность отдельных невротических синдромов определялись с помощью невротической шкалы "Методика диагностики уровня невротизации и пси-хопатизации личности" (УНП), которая включает 4 подшкалы: астению, депрессию, тревогу, ипохондрию. Система эмоциональных взаимоотношений личности с микросоциальным окружением диагностировалась методикой социометрии, модифицированной автором с целью изучения эмоционального общения в единстве двух его аспектов - экспрессивного и рефлексивного. Испытуемому предлагалось выразить свое отношение к каждому члену группы (симпатия, антипатия, нейтральное), а затем предположить, как каждый член группы относится к нему (пользуясь той же системой оценок). Для ответов применялся двусторонний бланк со списком фамилий членов группы, где отвечающий указывал себя. Интерпретация результатов данного теста основывалась на представлениях глубинной психологии о том, что всякий раз, вступая в аффективный контакт, входя в новую группу, личность относительно стабильно воспроизводит стиль эмоциональных взаимоотношений, усвоенный в семье на ранних этапах развития: "Бессознательно характер взаимоотношений в семье больного в целом и с отдельными ее членами, в частности, переносится в группу, которая, в свою очередь, обратным переносом комплексно отражает аспекты его семьи" [1].

По итогам тестирования рассчитывались две группы показателей:

1. Активность индивида в установлении и восприятии эмоциональных отношений - эмоцио-

4-20071

нальная значимость личности для группы, эмоциональная экспансивность личности, уровень субъективного ощущения эмоциональной включенности в группу и групповое представление об эмоциональной экспансивности конкретного индивида.

2. Адекватность (конгруэнтность) эмоциональных взаимоотношений личности, которая описывается на трех уровнях организации эмоционального общения - внутриличностном, межличностном и групповом.

Для выделения особенностей эмоционального взаимодействия личности с микросоциальным окружением, специфичных для различных групп невротических проявлений, проведен линейный множественный регрессионный анализ. Расчеты проводились в программном пакете "STATISTICA 5.5" для Windows.

Невротические нарушения оказались неразрывно связаны с изменениями социальной эмоциональности личности, "рисунок" которых индивидуален для каждого невротического синдрома. Оказалось, что лица с астеническими проявлениями эмоционально значимы для группы (в1 = 0,22; р<0,05) и воспринимают свои взаимоотношения с другими как дисгармоничные, противоречивые (в = 0,17; р<0,05). Можно предположить, что в основе субъективного переживания дисгармоничности отношений лежит невротическая потребность в любви и одобрении (по К. Хорни). Проявления невротической депрессии сопряжены с ростом эмоциональной "симметричности" взаимоотношений с другими (в=0,21; р<0,05) и син-тонным эмоциональным откликом группы на эмоциональные проявления личности (в = 0,17; р<0,05). Поскольку печаль является базовой эмоцией (по К. Изард), она легко распознается окружающими, что и обусловливает конгруэнтность ответного эмоционального резонанса партнера по общению. Невротическая тревога связана с адекватностью рефлексии отношения окружающих (в = 0,20; р<0,1) и эмоциональной экспрессии (в = 0,22; р<0,1): способностью выразить собственное отношение к партнеру по общению так, чтобы он верно "прочитал" его. Повышение качества эмоционального общения в данном случае может рассматриваться как проявление мобилизующей роли переживания неопределенности ситуации, мотивирующей на поиск дополнительной информации о ней. Лица с ипохондрическими проявлениями эмоционально изолированы в группе (в = 0,32; р<0,01), притом что группа ожидает эмоционального отношения к ней (в = 0,31; р<0,01). Эмоциональная индифферентность группы, вероятно, связана с тем, что в основе ипохондрических жалоб лежит не столь-

1 р - стандартный коэффициент регрессии, который показывает степень влияния невротического синдрома (зависимая переменная) на те или иные характеристики аффективно-коммуникативной стороны общения (независимые переменные). р тем больше, чем меньше данный признак связан с остальными чем больше он связан с невротическим синдромом.

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

| 4-2007

ко аффективное сопровождение, сколько иде-аторная переработка внутренней картины мнимого недуга, не вызывающая ответного эмоционального отклика.

Таким образом, характер эмоционального взаимодействия личности с микросоциальным окружением может рассматриваться в качестве существенного индикатора ее психологического благополучия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Очерки динамической психиатрии. Транскуль-туральные исследования / Под ред. М. М. Кабанова, Н. Г. Незнанова. - СПб.: Институт им. В. М. Бехтерева, 2003. - 438 с.

РЕАЛИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА - РЕБЕНОК?

А. А. Пешенкова

Кафедра социальной работы ВолГМУ

Степень цивилизованности общества наиболее ярко проявляется в том, насколько благополучно обустроена жизнь детей. От этого во многом зависят перспективы дальнейшего развития данного общества. В настоящее время в России происходит рост социального сиротства, превосходящий по темпам и объему военные и послевоенные времена ХХ столетия. Поэтому вопрос с устройством детей-сирот стоит особо остро - это злободневная задача различных социальных институтов, так как речь идет о реализации общественной потребности в воспроизводстве здорового и активного поколения. Сегодня принятие различных национальных проектов свидетельствует о том, что государство стало уделять внимание охране материнства и детства.

Почти десять лет в Российской Федерации существует институт приемной семьи. Но тем не менее, согласно официальным данным Минобразования России, по состоянию на 1 января 2003 г. всего в устройстве нуждались более 140 тыс. детей, из них лишь 1 041 ребенок (что составляет 0,7 %) был передан на воспитание в приемные семьи. В семейном кодексе приемная семья определяется как одна из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей [1]. С одной стороны, образование приемной семьи желательно, когда по каким-либо причинам ребенок лишился родительского попечения и необходимо создать условия, при которых он может оказаться в нужной для своего полноценного развития в атмосфере семьи. Но, с другой стороны, как семья может создаваться на основании договора, тем более, что предметом заключения сделки является ребенок? При этом мнение ребенка не учитывается. Его принимают во внимание лишь тогда, когда договор уже заключен и ребенок некоторое время живет в приемной семье. Однако и здесь мнение ребенка признается лишь в исключительных случаях и только

с 10-летнего возраста.

Приемная семья создается на основе договора, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями. В этом договоре определяются условия содержания ребенка; срок, на который ребенок передается в приемную семью; права и обязанности приемных родителей; основания и последствия прекращения договора. Также Семейным кодексом предусмотрено освобождение от исполнения своих обязанностей приемными родителями, если у них отсутствует взаимопонимание с подопечным [Там же].

В обязанности органов опеки и попечительства по заключенному договору входит перечисление денежных средств на содержание ребенка, оплата труда приемным родителям. Выделяется в определенный срок квартира (дом) для осуществления ими обязанностей по воспитанию и содержанию, если они взяли на воспитание трех и более детей.

Также по просьбе родителей договор может быть расторгнут при наличии уважительных причин: болезнь приемных родителей, отсутствие взаимопонимания с ребенком, изменение семейного или имущественного положения родителей, конфликтные отношения между детьми. Согласно ст. 153 Семейного кодекса, приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку обладают правами и обязанностями опекуна. Больше всего поражает то, что они не несут ответственности за приемного ребенка перед обществом.

В России существует банк данных о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей. В Интернете можно "подобрать" ребенка по полу, возрасту, цвету глаз и волос, по степени "здоровости". Да, можно согласиться с тем, что в России - миллионы детей, которые нуждаются в семьях. Их содержание в домах ребенка, детских домах, интернатах негативно сказывается на личностном развитии, кроме того, это свидетельство социального неблагополучия. В погоне за "нужными" показателями ребенка превращают в товар, который можно выбрать из множества; можно вернуть, если "не понравился"; за который можно получать заработную плату и не надо платить налоги. А ведь за каждым таким договором -судьба отдельного человека - человека, который не по своей воле оказался предметом сделки.

Можно предположить и допустить, что приемные семьи создаются на основе любви к детям, искренней заботы о них, договор лишь закрепляет отношения и помогает их укрепить. Но неужели любовь и забота заканчиваются, когда начинаются трудности или то, что законодатель называет "отсутствием взаимопонимания с подопечным"? Несомненно то, что детям принадлежит одна из основных ролей в жизни семьи. Однако может получиться так, что если ребенок - хороший актер, то он желанный; если он не так исполняет роль, то это трудный ребенок, а таких можно возвращать. Люди, которые действительно любят детей и заботятся о них, никогда не вернут

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.