Научная статья на тему 'Особенности психологического состояния воспитанников детского дома, возвращенных из замещающих семей'

Особенности психологического состояния воспитанников детского дома, возвращенных из замещающих семей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3125
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ДОМ / ЗАМЕЩАЮЩИЕ СЕМЬИ / ПСИХОТРАВМА / НЕРВНОПСИХИЧЕСКАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ / НЕВРОТИЗАЦИЯ / ЧУВСТВО ОБИДЫ / АГРЕССИВНОСТЬ / DEPUTIZING (RECEIVING) FAMILIES / ORPHANAGE / PSYCHOTRAUMA / PSYCHOLOGICAL INSTABILITY / STRENGTHENING OF NEUROSIS / SENSE OF OFFENSE / AGGRESSION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бутырина Татьяна Владимировна, Чермянин Сергей Викторович

В статье приведены данные о психологическом состоянии воспитанников детского дома, возвращенных из замещающих семей. Показано, что у воспитанников после возвращения их в детский дом отмечается повышенный уровень нервно-психической неустойчивости. У подростков на фоне обиды формировалось чувство собственной неполноценности, проявляющееся ответными реакциями, такими как враждебность и агрессивность в отношении окружающих. При этом поведенческие нарушения, вызванные психотравмирующей ситуацией, у подростков не только не имели тенденции к нивелированию, но в ряде случаев заметно прогрессировали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бутырина Татьяна Владимировна, Чермянин Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article data are given about the psychological state of children raised in an orphanage on return from deputizing families. An increased level of neuropsychic instability was shown in this children on return to the orphanage. Against the background of the sense of offense in teenagers an inferiority complex was formed, which was showing up in return reactions, such as hostility and aggressiveness to surroundings. Thus, the violations in behavior caused by a situation that injured psyche of teenagers did not show a tendency to decline, and in a number of cases showed a noticeable progress.

Текст научной работы на тему «Особенности психологического состояния воспитанников детского дома, возвращенных из замещающих семей»

УДК 159.9.07

Т. В. Бутырина, С. В. Чермянин

Особенности психологического состояния воспитанников детского дома, возвращенных из замещающих семей

В статье приведены данные о психологическом состоянии воспитанников детского дома, возвращенных из замещающих семей. Показано, что у воспитанников после возвращения их в детский дом отмечается повышенный уровень нервно-психической неустойчивости. У подростков на фоне обиды формировалось чувство собственной неполноценности, проявляющееся ответными реакциями, такими как враждебность и агрессивность в отношении окружающих. При этом поведенческие нарушения, вызванные психотравмирующей ситуацией, у подростков не только не имели тенденции к нивелированию, но в ряде случаев заметно прогрессировали.

In the article data are given about the psychological state of children raised in an orphanage on return from deputizing families. An increased level of neuropsychic instability was shown in this children on return to the orphanage. Against the background of the sense of offense in teenagers an inferiority complex was formed, which was showing up in return reactions, such as hostility and aggressiveness to surroundings. Thus, the violations in behavior caused by a situation that injured psyche of teenagers did not show a tendency to decline, and in a number of cases showed a noticeable progress.

Ключевые слова: детский дом, замещающие семьи, психотравма, нервнопсихическая неустойчивость, невротизация, чувство обиды, агрессивность.

Key words: orphanage, deputizing (receiving) families, psychotrauma, psychological instability, strengthening of neurosis, sense of offense, aggression.

В последние годы в нашей стране отмечается уменьшение количества образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с упором на развивающийся институт воспитания детей в замещающих семьях. Анализ зарубежного и отечественного опыта социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, показывает, что воспитание детей в замещающих семьях является более эффективным, поскольку оно гарантирует обеспечение безопасности и защищенности ребенка, по сравнению с традиционным нахождением ребенка в детских домах.

Подтверждением этого тезиса могут служить данные, представленные на Всероссийском семинаре-совещании по защите прав воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (18.10.2010) директором Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России Левитской А.А.,

© Бутырина Т. В., Чермянин С.В., 2012

18

которая привела статистические данные о том, что только за один

2009 г. количество детей, переданных в замещающие семьи российских граждан, составило 8,9 тысяч.

На сегодняшний день основные формы замещающих семей в нашей стране следующие:

1. Прежде всего это форма усыновления (удочерения) ребенка.

2. Достаточно распространенная форма замещения - опека и попечительство.

3. Наиболее распространенная форма замещения - приемная семья, когда приемные родители берут в семью ребенка на основе заключения договора с властями.

4. Существует такая форма замещения, как детский дом семейного типа. Он организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее пяти и не более десяти детей.

5. Гостевая семья - еще одна форма семейного замещения. В данном случае заключается договор на временное размещение ребенка в семье без всякой оплаты с указанием конкретного срока пребывания ребенка в семье, либо с исполнительным органом власти, либо с учреждением, в котором находится ребенок.

6. Наконец, еще одна форма - патронатное воспитание.

Как и по всей стране, в Ленинградской области наиболее распространенной формой замещения являются приемные семьи, количество которых постоянно увеличивается. Например, в 2006 г. в области насчитывалось всего 27 приемных семей, в которых воспитывалось 44 ребенка, а по данным на 1 июля 2011 г. таких семей уже 430 и воспитывается в них 608 детей-сирот. Во многом это объясняется вниманием Правительства Ленинградской области к данной проблеме. В частности, с принятием областного Закона Ленинградской области от 10.01.1999 №2-03 «О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье» сумма выплаты составляла 15 тысяч рублей. На момент принятия закона эта сумма компенсации семьям, принявшим решение взять на воспитание ребенка из детдома, в Ленинградской области являлась самой высокой в России [6, 7].

Тем не менее, несмотря на наличие разных форм семейного замещения и определенных социальных льгот приемным родителям, в настоящее время существует множество проблем с состоянием функционирования института воспитания детей в замещаю-

П ^ V

щих семьях. В ряде случаев детей-сирот и детей, взятых на воспитание в замещающие семьи, по различным причинам возвращают обратно. Выступая на заседании Государственной Думы (апрель

2010 г.) председатель профильного Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Е.Б. Мизулина сообщила: «...За последние два года число возврата детей выросло почти в два раза. Около

30 тысяч детей за последние два года были возвращены из приемных семей обратно в детские учреждения. Специалисты-психологи называют гуманитарной катастрофой такого рода «бум возврата», так как от ребенка отрекаются дважды - сначала родные родители, а потом - приемные родители. Исследования показывают, что если от ребенка отказались минимум дважды, то это приводит к запуску иных механизмов формирования личности» [8].

Появление приемного ребенка в семье приводит к существенным изменениям в её статусе и динамике развития этапов её жизнедеятельности, во многом проявляясь в усложнении межличностных связей и отношений. Воспитание приемного ребенка в замещающей семье сопряжено с рядом трудностей, но главной отличительной чертой является «стресс нового образа жизни», обуславливающий негативные поведенческие реакции со стороны всех членов семьи, приводящие к ухудшению атмосферы семейных отношений

и, в крайних случаях, к возврату ребенка в детский дом. Наиболее частыми причинами возврата ребенка из приемной семьи в детский дом, по мнению отечественных психологов, являются [2,9]:

1. Отсутствие взаимопонимания между приемными родителями. Из-за появления в семье ребенка начинают возникать конфликты между замещающими родителями, особенно если один из них был против принятия нового члена в семью.

2. Неготовность приемных родителей к новому жизненному сценарию. Приемными родителями был создан образ «идеального ребенка», который в действительности не всегда соответствует действительному.

3. Отсутствие внутренней мотивации стать отцом или матерью. Ребенок требует значительных усилий по уходу за собой. Затраты времени на воспитание приемного сына или дочери превосходят те, на которые первоначально рассчитывали замещающие родители.

4. Зачастую приемный ребенок не может установить нормальные межличностные контакты с родными детьми приемных родителей, а это в свою очередь приводит к частым конфликтным ситуациям между детьми, вплоть до драк.

5. Практически нет шансов у новой приемной семьи в том случае, если родители, принимая ребенка, руководствуются желанием «попробовать». «Если не сложится, ребенка можно вернуть назад», - полагают они.

6. Нельзя обойти вниманием такой феномен как «подростковые возвраты». Усыновив или взяв под опеку ребенка в раннем возрасте, семья живет вполне благополучно, до тех пор, пока у ребенка не наступает переходный возраст. Не всем родителям удается с пониманием отнестись к такому «превращению», для многих семей период взросления ребенка становится настоящим испытанием.

Незнание психологических особенностей детей-сирот приводит к тому, что приемные родители начинают чувствовать себя обманутыми, жалеют о своем поступке, но, боясь осуждения общественности, вынуждены некоторое время сосуществовать с этим ребенком. То есть у части приемных родителей возникает понимание того, что «..взять ребенка из детского дома - это не забава, не прихоть. Ребенок - это не игрушка, которая нужна приемным родителям до тех пор, пока у них есть время, желание и здоровье.» [2, 5].

Следовательно, еще до помещения ребенка в замещающую семью крайне важным является предварительное изучение семьи реципиента, в частности, всесторонний анализ причин, лежащих в основе решения о принятии ребенка из детского дома, атмосферу в семье, материальные возможности семьи в плане достойного обеспечения и воспитания ребенка.

На это особое внимание обратил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев во время встречи с представителями детских домов (декабрь 2010 г.). В своем выступлении глава государства поднял вопрос о создании государственных (муниципальных) программ для лиц, усыновляющих детей из детских домов. В частности, Президент жестко потребовал: «.Будущих родителей нужно готовить к этому серьезному решению.Необходимо создавать центры, где по разработанным программам будущих родителей станут обучать, как нужно воспитывать приемных детей».

Несомненно, воспитание детей, оставшихся без попечения родителей в замещающей семье, имеет большое значение. В такой семье воспитывается полноценная личность, подготовленная к выполнению различных социальных ролей. Тем не менее, как было сказано выше, часть детей по разным причинам возвращают из приемных семей в детские дома.

Для изучения психологических особенностей воспитанников, возвращенных в детский дом после пребывания их в приемной семье, были обследованы 30 воспитанников (п=30) в возрасте 816 лет. Из всех обследованных лиц 50 % воспитанников посещали гостевые семьи, 20 % находились на воспитании в приемных семьях, над 20 % воспитанников была оформлена опека (попечительство) и 10 % были усыновлены.

В ходе обследования использовались следующие методики:

• индивидуальная беседа с воспитанниками (с целью получения дополнительной информации об особенностях его жизни в приемной семье, условиях воспитания, интересах и склонностях);

• многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность»;

• методика оценки агрессивности Басса-Дарки;

• методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса;

• социометрический статус в коллективе воспитанников.

Кроме того, осуществлялось интервьюирование воспитателей и

педагогов детских домов для получения информации о поведенческих реакциях ребенка во время его нахождения в детском доме. В качестве контрольной группы были обследованы лица детского и подросткового возраста - воспитанники детских домой, которые не имели опыта проживания в приемных семьях (п=30).

Результаты исследования свидетельствовали, что ребенку, возвращенному в детский дом из приемной семьи, наносится серьезная психическая травма, которая провоцирует развитие выраженного нервно-психического напряжения и различных форм девиантного поведения. Следует подчеркнуть, что эти дети уже однажды перенесли психотравму (в момент расставания с кровной семьей при помещении в детский дом). На это указали около 80 % респондентов, которые в анонимной анкете отмечали, что, когда их изъяли из кровных семей, они испытали сильное чувство страха (60 %); чувство обиды и злости (либо на своих пьющих родителей, либо на людей, которые пришли их забрать в детский дом - 27 %) и только 13 % опрошенных детей испытали чувство радости, почувствовав, что их страданиям в кровной семье пришел конец, и хотя они будут воспитываться в детском доме, там им будет намного лучше.

Результаты анкетирования детей, возвращенных из приемных семей, свидетельствовали о наличии у детей отчетливых признаков нервно-психического напряжения, которое они испытывали, находясь в новых условиях приемных семей (рис. 1). Ряд отечественных и зарубежных детских психиатров и медицинских психологов считают, что наличие таких проявлений как: повышенная тревожность, фобические реакции, энурез, онихофагия, которую рассматривают как подвид аутоагрессии, непреодолимое желание возвратится в привычные условия жизни и др. являются симптоматикой невротического или предневротического состояния у детей [1, 3, 4].

Опрос респондентов показал, что 70 % воспитанников, возвращенных в детский дом после проживания в замещающей семье, не испытывают желания вновь оказаться в приемной семье. Напротив, 30 % опрошенных, в основном дети младшего школьного возраста, высказывают готовность снова жить в приемной семье. В ходе беседы дети, сохранившие желание воспитываться в приемных семьях, мотивировали это надеждой на усыновление и принятие в приемную семью «навсегда» в качестве полноценного члена семьи.

14%

□ грыз ногти

□ ночной энурез

] испытывал чувство тревоги ]страх

П было скучно П хотел вернуться в Д. дом

Рис. 1. Проявления нервно-психического напряжения у детей, находящихся в замещающих семьях

Как ты думаешь, почему тебя отдали обратно в детский дом?

п не знаю

■я не понравился

п я плохо вел себя

п я ссорился с ребенком приемных родителей

Рис. 2. Основные причины возвращения воспитанников

Результаты анонимного анкетирования детей, направленного на изучение основных причин, по мнению ребенка, способствовавших его возвращению в детский дом, представлены на рис. 2:

• Более 30 % бывших воспитанников детского дома, возвращенных после пребывания в замещающей семье, ответили, что

«Я плохо себя вел». Данный факт, возможно, говорит о том, что дети решили взять всю вину на себя, выгораживая своих приемных родителей и опекунов. Не исключено, что именно для этой группы детей факт повторного возвращения в детский дом является травмирующим. Подтверждением этого могут служить ответы еще 13 % респондентов («Я им не понравился»).

• 25 % воспитанников из числа «возвращенцев» отметили тот факт, что не смогли найти общий язык с родными детьми приемных родителей.

• 31 % опрошенных детей основную причину возвращения из приемной семьи в детский дом назвать не смогли (ответ: «Не знаю»). Этим ответом они или скрывали истинную причину возврата, или действительно не могли понять до конца причину возвращения в детский дом.

В первые дни после возвращения ребенка из приемных семей в детский дом у воспитанников отмечается наличие депрессивных реакций. Опрос воспитателей показывает, что подавляющее большинство детей после возвращения из приемных семей были:

• эмоционально невосприимчивы;

• замкнуты, задумчивы, погружены в свои мысли;

• грустны, часто плакали;

• не проявляли интереса к играм со сверстниками.

В этот период дети наиболее обидчивы, чувствительны к «приколам» со стороны товарищей, насмешкам. Поэтому в первые дни после возвращения у воспитанников часто возникают межперсо-нальные конфликты не только с товарищами, но и с персоналом детского дома, даже по незначительным поводам. Видимо, по этой причине в ходе социометрических исследований эти воспитанники уверено занимали позиции аутсайдеров.

Воспитатели отмечали наличие у детей, возвращенных из приемных семей, наличие невротических признаков по типу навязчивых действий: монотонное раскачивание на стуле, сосание пальцев, обкусывание ногтей, тики мышц лица и др. Абсолютно все дети в первые дни пребывания в детском доме предъявляли жалобы на головную боль, головокружение, боли в животе, жалобы на плохое самочувствие. У некоторых детей воспитателями были отмечены случаи ночного и дневного энуреза. Все эти невротические признаки и жалобы свидетельствовали о наличии у ребенка развивающегося невротического состояния, что в ряде случаев требовало консультации медицинских специалистов.

Было проведено психодиагностическое обследование воспитанников подросткового возраста с использованием методики МЛО «Адаптивность», методики Басса-Дарки и теста школьной тревожности Филипса. Проведенные процедуры математической статисти-

24

ки, в частности, многомерного корреляционного анализа, позволили выявить у обследованных лиц тесные достоверные интеркорреляционные связи (при 0,01>Р<0,05) между показателями шкалы ПР МЛО «Адаптивность» (психическая саморегуляция), шкалы «Вербальная агрессия», и шкалы «Обида» методики Басса-Дарки, а также показателями шкал «Страх самовыражения» и «Переживание социального стресса», методики Филипса (рис. 3). То есть наличие у воспитанников признаков невротизации (шкала ПР, МЛО «Адаптивность») отчетливо проявлялось повышенным беспокойством, постоянным ожиданием плохого к себе отношения, насмешек и отрицательной оценки со стороны окружающих. У подростков на фоне обиды формировалось чувство собственной неполноценности, которое проявлялось ответными реакциями с его стороны, такими как враждебность и агрессивность в отношении окружающих. Видимо, выявленные у воспитанников детских домов невротические и поведенческие нарушения во многом явились следствием повторной психической травмы, связанной с возвращением воспитанников из приемных семей. При этом поведенческие нарушения не только не имели тенденции к нивелированию, но в ряде случаев заметно прогрессировали.

Рис. 3. Структура интеркорреляционных связей между показателями психодиагностических методик у воспитанников после возвращения из приемных семей. (Интеркорреляционные связи между показателями прямые, при 0,001 > Р<0,05)

1. Шкала ПР, методика МЛО «Адаптивность», баллы.

2. Шкала «Вербальная агрессия», методика Басса-Дарки, баллы.

3. Шкала «Обида», методика Басса-Дарки, баллы.

4. Шкала «Страх самовыражения», методика Филипса.

5. Шкала «Переживание социального стресса», методика Филипса.

Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют о том, что акт возвращения ребенка из приемной семьи повторно наносит ему серьезную психическую травму, проявляющуюся отчетливыми признаками нервно-психической неустойчивости и поведенческими аномалиями.

Психологам детских домов следует уделять самое пристальное внимание детям, возвращенным из приемных семей, и осуществлять в отношении таких детей комплексную психокоррекционную работу, направленную на сохранение и восстановление психического здоровья ребенка.

Список литературы

1. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. - М., 1998. - 207 с.

2. Бутырина Т.В. с соавт. Влияние психотравмирующей ситуации на психическое состояние подростков-воспитаников детского дома // Молодые ученые Ленинградской области-2010: Материалы регион. науч.-практ. конф. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. - 360 с.

3. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. - Л.: Медицина, 1988. -248 с.

4. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. - 11-е изд. -СПб.: Питер, 2004. - С. 933-936.

5. Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. - СПб.: Питер, 2001. - 256 с.

6. URL: www:spbdety.ru/news/v-prioritete

7. URL: www:rumews.org>elena spasskaya

8. URL: http://rian.ru/society/20100423/225806864.html

9. URL: http://mag7a.narod.ru/index.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.