УДК 362.73
ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ ЗА СЧЕТ ВНЕДРЕНИЯ «ПРОГРАММЫ СОВМЕСТНОЙ ПОДГОТОВКИ СЕМЬИ И ВОСПИТАННИКА» В ПРАКТИКУ РАБОТЫ УПОЛНОМОЧЕННОЙ СЛУЖБЫ ДЕТСКОГО ДОМА
© Мария Викторовна КОТЕЛЬНИКОВА
Московский государственный педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация, соискатель кафедры педагогики; Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, VII вида, № 2, г. Москва, Российская Федерация, педагог-психолог, e-mail: [email protected]
Статья посвящена проблемам психолого-педагогической подготовки семей, желающих принять на воспитание ребенка-сироту в современных условиях деинституционализации детей, оставшихся без попечения родителей. В статье раскрывается основное содержание и результаты внедрения в практику на базе московского детского дома программы «Совместная подготовка семьи и воспитанника детского дома к созданию эффективной принимающей семьи».
Ключевые слова: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; семейные формы жизнеустройства; система психолого-педагогической подготовки принимающих семей.
В современных условиях государственная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется приоритетом передачи де-тей-сирот на воспитание в семьи граждан, развитием семейных форм их жизнеустройства. Это обусловливает актуальность разработки эффективных психолого-педагоги-ческих технологий, позволяющих ребенку совершить такой переход в новую семью безболезненно, а принимающей семье иметь
адекватные ожидания и владеть необходимым психолого-педагогическим инструментарием.
Семья, независимо от длительности приема воспитанников, должна предоставить детям существенно лучшие условия, чем в сиротском учреждении или в неблагополучной семье, откуда ребенок был изъят [1]. Отсюда очевидна необходимость проведения тщательной процедуры отбора и подготовки семьи, желающей принять на воспитание де-
тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ведь важнейшая функция такой семьи (приемной или патронатной) - дать приемному ребенку модели социального поведения в конкретных жизненных ситуациях, модель благополучной семьи, которую ребенок усваивает и присваивает только в длительном повседневном общении с приемными (патронатными) родителями и в наблюдении за их жизнью.
Зарубежный опыт и практика российского семейного жизнеустройства сирот свидетельствуют о необходимости специализированной подготовки семьи, принимающей ре-бенка-сироту на воспитание, что связано, прежде всего, с отсутствием у детей-сирот положительного опыта семейного воспитания, а зачастую и наличием у них негативного опыта, связанного с насилием [2]. Для детей это не проходит бесследно, у них наблюдается ряд психологических и физиологических отклонений, отставание в развитии. Если семья не подготовлена к приему такого воспитанника, то результат может быть плачевным не только для ребенка (нарастает «волна возвратов»), но и для семьи (распад семейной системы).
Проблемой данного исследования явилось разрешение противоречия между практической необходимостью создания целостной системы подготовки семей, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической научной и методической литературе. Цель данной работы - оптимизация системы подготовки семей, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома путем разработки и внедрения инновационной программы «Совместная подготовка семьи и воспитанника детского дома к созданию эффективной принимающей семьи» (далее программа СПСВ).
Программа СПСВ была разработана после того, как по результатам изучения периода адаптации воспитанников в 30 вновь созданных патронатных семьях был сделан вывод о том, что прием ребенка ставит перед семьей новые задачи, часто неожиданные для всех членов семьи, требующие существенной перестройки взаимоотношений. Чтобы функ-
ционировать успешно в новом качестве, семья должна адаптировать к новой ситуации основные правила своей жизни, внести изменения в свою структурную организацию и выработать новую тактику поведения в семье, пополнившейся новым полноправным членом [3]. Семья также должна уметь справляться с последствиями психотравматического опыта у ребенка, который оказывает влияние на формирование у него привязанности к принимающей семье, его развитие и поведение. Поэтому необходимо привлекать всех членов формирующейся принимающей семьи к обучению и психологическому тренингу. В разработанной автором и внедряемой на базе Уполномоченной службы детского дома № 2 (Москва) программе СПСВ использованы идеи, методические рекомендации и практические разработки
A. Сиротюк, С. Харви (2001), А.Б. Холмогоровой, И.М. Марковской, Ч. Шеффера. Л. Кэри, Д. Фримена, Е. Трошихиной (2001),
B.Н. Ослон, А.В. Черникова и др. [4].
Программа «Совместная подготовка семьи и воспитанника детского дома к созданию эффективной принимающей семьи» включает в себя:
- курс психолого-педагогического обучения кандидатов в патронатные воспитатели (или приемные родители);
- тренинг по подготовке потенциальных принимающих семей;
- комплекс методик, направленных на совместную подготовку потенциальных семей и воспитанников сиротских учреждений к созданию эффективной принимающей семьи;
- критерии оценки возможности взаимодействия каждого члена принимающей семьи и воспитанника с целью выявления зоны возможных конфликтов и построения индивидуальной программы психолого-педа-гогического сопровождения принимающей семьи.
По классификации, предложенной
А.Г. Рудовым [5, с. 19-22], разработанная нами программа подходит для экзистенциальных (практических) школ приемных родителей, для которых характерны:
- передача практических знаний по адаптации ребенка, возрастной психологии, поведению детей, взаимодействию в семье и действиям родителей;
- групповая психотерапия, направленная на формирование осознанного родительства, понимания процесса вхождения ребенка в семью, его ощущения и поведение, восстановление своего забытого детского Эго, переработка своих психологических травм и осознание традиций воспитания в своей семье и т. д.
Экспериментальная работа по программе СПСВ начиналась после того, как кандидаты прошли «Школу патронатных воспитателей» и были познакомлены с принимаемыми воспитанниками. С семьями, желающими взять воспитанника детского дома на патронатное воспитание, один-два раза в неделю проводились совместные занятия по 4 академических часа. Структурно каждое занятие делилось на две части: первая часть - совместная работа семьи с ребенком (упражнения); вторая часть - анализ совместной работы при разборе занятия. Такое построение занятий дает возможность педагогу-психологу своевременно скорректировать поведение участников занятия, оценить успешность взаимодействия кандидатов на прием ребенка и воспитанника детского дома, а членам принимающей семьи дает возможность реально оценить свой потенциал.
Тематика и цели занятий по программе СПСВ.
1. Тема: «Знакомство», цель: установление контакта между членами семьи и будущим приемным ребенком.
2. Тема: «Учимся понимать друг друга», цель: установление эмоционального контакта и границ личности.
3. Тема: «Личное пространство», цель: осознание собственных личностных границ и границ Другого.
4. Тема: «Семейные узы», цель: создание тактильного образа будущей принимающей семьи.
5. Тема: «Наша новая семья», цель: создание когнитивного образа принимающей семьи.
6. Тема: «Линия времени», цель: осознание жизненного пути, интеграция образа прошлого, осознание настоящего, выстраивание образа совместного будущего.
7. Тема: «Сложные ситуации взаимодействия с воспитанником», цель: подготовка к взаимодействию в сложных ситуациях интеграции ребенка в семью.
8. Тема: «Что нас делает семьей», цель: формирование идентичности с принимающей семьей.
Провести мониторинг принимающих семей и оценить качество их подготовки позволило наличие в структуре Уполномоченной службы детского дома № 2 отдела по сопровождению принимающих семей. Целью работы данного отдела является поддержание благоприятного психологического климата в приемной и патронатной семье, оптимального для полноценного и всестороннего развития воспитанников и для их дальнейшей успешной социализации. Для достижения этой цели отделом сопровождения решаются следующие задачи:
- наблюдение за пребыванием и развитием ребенка в семье;
- отслеживание внутрисемейного взаимодействия;
- выявление проблем на ранней стадии;
- оказание своевременной социальнопедагогической и психологической помощи в решении возникающих проблем.
Для изучения процесса формирования патронатной семьи была разработана и включена в структуру мониторинга система оценки динамики развития ребенка, находящегося на патронатном воспитании. Оценочная система включает в себя оценку уровня позитивности в эмоциональном состоянии ребенка, интеллектуальное развитие ребенка и успешность его адаптации в социуме. Она позволяет количественно и качественно оценить целостную картину состояния развития воспитанника детского дома на момент передачи его в патронатную семью и проследить его дальнейшую динамику [6].
В данной оценочной системе используются следующие методы и методики:
- для оценки адаптации ребенка в семье используются беседа и наблюдение;
- для определения характерологических особенностей ребенка и его актуальных проблем используются проективные рисуночные тесты («Несуществующее животное», «Дом - дерево - человек»; коллаж «Карта сказочной страны»; рисунок семьи, «Кактус», «Человек под дождем» и др.);
- для исследования эмоционально-волевой сферы используются методики М. Ко-вак «Веселый-грустный», вариант ТАТ,
«Выбор ценностей», ЦТО, «Волшебная страна чувств»;
- для исследования мышления, памяти,
сенсомоторной сферы и внимания используются методики «Классификация предметов», «Простые и сложные аналогии», «Объяснение сюжетных картин», «Пиктограмма»,
«Воспроизведение рассказов», «Заучивание десяти слов»;
- «Шкала оценки своей компетентности» (S. Harter, 1981), адаптированная
Н.С. Чернышевой (1997), позволяет выявить оценку детьми собственной ценности в учебной деятельности, общении со сверстниками, а также общий уровень самопринятия;
- методика Дембо-Рубинштейн (измерение самооценки) позволяет определить различные особенности поведения: уклонение от контакта, страхи, агрессивное и де-линкветное поведение, социальные проблемы; позволяет определить самооценку и значимых для ребенка людей;
- «Опросник для воспитателей», анкета «Моя семья», опросник по картинке «Семья» позволяют определить уровень знаний ребенка о семье;
- «Шкала детского поведения» (CBCL) позволяет выявить поведенческие особенности ребенка и свойственную только ему реакцию на проблемную ситуацию;
- «Опросник детской депрессии» (Kovacs) позволяет выявить уровень депрессии ребенка (исходя из показателей: негативное настроение, межличностные проблемы, неэффективность, негативная самооценка);
- «Экспертный лист для педагогов» (В.Н. Ослон) заполняется воспитателем или учителем ребенка. В методике рассматриваются следующие вопросы: какую роль в классе (группе) выполняет ребенок, с кем предпочитает общаться, проблемы обучения, взаимопонимание с патронатным воспитателем.
Специально была разработана система отслеживания динамики развития ребенка в патронатной семье, которая включает в себя оценку адаптации ребенка в семье и его социализацию в обществе, а также изменения на личностном уровне:
- оценка в баллах обеспечения потребностей ребенка;
- оценка в баллах психологического и соматического состояния ребенка, проживающего в патронатной семье;
- оценка в баллах отношений патро-натного воспитателя к ребенку;
- оценка приобретенных ребенком социально-бытовых навыков.
Результаты мониторинга были получены как для принимающих семей, прошедших подготовку по программе СПСВ (экспериментальная группа), так и для семей, прошедших стандартную процедуру подготовки (ШПР), которые составили контрольную группу. Сравнение результатов показало, что в экспериментальной группе принимающих семей к полутора годам приема в 100 % случаев специалистами были отмечены положительные изменения в когнитивной и эмоциональной сфере воспитанников, а также в поведенческой сфере - у 89 % детей; тогда как в контрольной группе семей, не проходивших подготовку по программе СПСВ, цифры оказались куда более скромными: у 58 % детей наблюдались положительные изменения в когнитивной сфере, у 77 % - в эмоциональной, у 78 % - в поведенческой сфере (остальные дети не показали существенной динамики развития).
Кроме того, семьи контрольной группы показали худшие результаты по психологическому и соматическому состоянию воспитанников (у 20 % отмечены даже негативные изменения) и по взаимоотношениям в семейной системе (у 16 % семей отмечен регресс в отношении к воспитаннику), тогда как в экспериментальной группе по этим показателям практически у всех семей отмечена положительная динамика по этим показателям.
Таким образом, в проведенном нами лонгитюдном исследовании, включающем результаты оценки динамики развития ребенка в патронатной семье, мы выявили, что семьи, прошедшие совместную подготовку по разработанной нами программе СПСВ, более эффективны, чем принимающие семьи, не проходившие такую подготовку.
1. Акимова М.Н. Организация работы с приемными семьями. Самара, 1998.
2. Замещающая семья. М., 2005.
3. Красницкая Г.С., Рудов А.Г. Работа с гражданами, желающими принять ребенка в семью. М., 2008.
4. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М., 2006.
5. Рудов А.Г. Системы и программы обучающих родителей (Школы принимающих родите-
курсов для принимающих семей // Психоло- лей). М., 2009.
го-педагогическая подготовка принимающих
Поступила в редакцию 11.11.2011 г.
UDC 362.73
FORMATION OF EFFECTIVE SUBSTITUTION FAMILIES AT EXPENSE OF IMPLEMENTATION OF “PROGRAMME OF JOINT PREPARATION OF FAMILY AND KID” INTO PRACTICE OF THE REPRESENTATIVE SERVICE OF THE ORPHANAGE
Maria Viktorovna KOTELNIKOVA, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russian Federation, Competitor Pedagogics Department; Special (correctional) orphanage for kids-orphans and children who remained without parents support, VII type, № 2, Moscow, Russian Federation, pedagogue-psychologist, e-mail: [email protected]
The article is devoted to psychological-pedagogical problems of preparation of the families who are ready to adopt an orphan-child in the modern conditions of deinstitutionalization of the children who remained without support of the parents. The basic contents and the results of the implementation into practice on the basis of Moscow orphanage of the program “Joint preparation of family and kid from the orphanage to the creation of effective adoptive family” is revealed in this article.
Key words: orphan-children and children who remained without parents' support; family forms of everyday life; system of psychological-pedagogical preparation of adoptive families.