Научная статья на тему 'Государственная власть и особенности правового регулирования института приемной семьи (на примере Ульяновской обл. )'

Государственная власть и особенности правового регулирования института приемной семьи (на примере Ульяновской обл. ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
589
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ДЕТИ / ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛ / FOSTER HOME / GOVERNMENT / CHILDREN / FOSTER-PARENTS / FAMILY EDUCATION / ULYANOVSK REGION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Левушкин Анатолий Николаевич, Садеева Гузель Миназымовна

В статье рассмотрен институт приемной семьи в России – его особенности и правовая природа, государственное регулирование. Авторы рассматривают правоотношения, складывающиеся при помещении несовершеннолетнего в приемную семью в РФ.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nstitute of a foster home in Russia, its features, legal nature and state regulation are considered in the article. Authors consider legal relations, developing at a premise of the minor in a foster home in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Государственная власть и особенности правового регулирования института приемной семьи (на примере Ульяновской обл. )»

Анатолий ЛЕВУШКИН, Гузель САДЕЕВА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

(на примере Ульяновской обл.)

В статье рассмотрен институт приемной семьи в России - его особенности и правовая природа, государственное регулирование. Авторы рассматривают правоотношения, складывающиеся при помещении несовершеннолетнего в приемную семью.

Institute of a foster home in Russia, its features, legal nature and state regulation are considered in the article. Authors consider legal relations, developing at a premise of the minor in a foster home in the Russian Federation.

Ключевые слова:

приемная семья, государственная власть, дети, приемные родители, семейное воспитание, Ульяновская обл.; foster home, government, children, foster-parents, family education, Ulyanovsk region.

ЛЕВУШКИН Анатолий Николаевич — к.ю.н., доцент; доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета УлГУ 1е'№шк1п @таИ ги

САДЕЕВА

Гузель

Миназымовна — аспирант кафедры гражданского права и процесса юридического факультета УлГУ

Конвенция ООН «О правах ребенка»1, Семейный кодекс Российской Федерации (далее — СК РФ)2 закрепляют за каж -дым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье. В установленных случаях государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предла -гая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. Такой альтернативой может являться приемная семья.

Законодательное оформление приемная семья получила только в связи с принятием СК РФ. Правовым основанием возникновения приемной семьи и ее деятельности служат ст. 151—155 СК РФ, ко -торые конкретизируются Положением о приемной семье, утвержденным постановлением Правительства РФ3. Этими документами определены особенности приемной семьи, отличающие ее от усы новления и опеки (попечительства) как формы семейного воспи -тания:

— приемная семья основывается на договоре, который заключа -ется в письменной форме по просьбе лиц, желающих воспитывать ребенка в своей семье;

— сторонами в данном договоре являются эти лица и органы опеки и попечительства;

— лица (лицо), заключившие договор, именуются родителями -воспитателями; труд родителей воспитателей в приемной семье оплачивается в зависимости от числа взятых на воспитание детей в соответствии с законами субъектов РФ; повышенную оплату имеют семьи, взявшие на воспитание малолетних детей, детей инвалидов, а также больного ребенка;

— воспитанникам приемных семей ежемесячно выплачиваются денежные средства на их содержание за счет бюджетных средств

1 Конвенция ООН «О правах ребенка» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, № 45.

2 Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223- ФЗ (в ред. от 12.11.2012 № 183 - ФЗ ) // СЗ РФ, 1996, № 1, ст. 16; 2012, № 47, ст. 6394.

3 Постановление Правительства РФ от 17.07.1996 № 829 «О приемной семье» // СЗ РФ, 1996, № 31, ст. 3721.

органов местного самоуправления в соот ветствии с фактически сложившимися в данном регионе ценами;

— приемная семья пользуется различного рода льготами в соответствии с принимае мыми органами местного самоуправления решениями.

Таким образом, приемную семью можно определить как платную (со стороны госу дарства) опеку (попечительство) над ре бенком (детьми), которая осуществляется по срочному договору. Основным отли чием приемной семьи от «классической» опеки является специфическое основание ее возникновения — договор о создании приемной семьи. Разница между прием ной семьей и опекой по действующему законодательству проявляется в правовом статусе лица, на которое возложена обя занность заботиться о ребенке, — прием -ные родители делают это за плату. Кроме того, во всех случаях они имеют право на возмещение расходов, связанных с ис полнением ими своих обязанностей, хотя в соответствии с ГК РФ «обязанности по опеке и попечительству исполняются без возмездно, кроме случаев, предусмотрен ных законом». Обязанности органа опеки и попечительства по материальному обе -спечению приемной семьи определяются разд. IV Положения о приемной семье.

Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 49 - ФЗ были внесены изменения в ст. 153 СК РФ, содержащие отсылки к ГК РФ, закону об опеке и попечительстве1 и ст. 146 СК РФ. Последняя содержит требования к личности опекуна и попе чителя, касающиеся его дееспособности, нравственных и личных качеств, состоя ния здоровья. Все эти требования распро страняются и на приемных родителей.

Несомненно, подбор приемных роди телей очень важен. Основу приемной се мьи составляют супруги, чаще всего уже имеющие своих детей и пожелавшие взять чужих детей в семью на воспитание. Как правило, это заботящиеся друг о друге и о своих близких лица, которые осознают свою ответственность за судьбу чужих детей. Они понимают сложность и от ветственность своей роли как приемных родителей.

В соответствии с Положением о прием

1 Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48 - ФЗ (в ред. от 01.07.2011 № 169 - ФЗ ) «Об опеке и попечительстве» // СЗ РФ, 2008, № 17, ст. 1755; 2011, № 27, ст. 3880.

ной семье общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 чел. Эта норма об условлена необходимостью создать детям условия, приближенные к семейным. При воспитании в приемной семье большего числа детей возникает риск ненадлежа щего исполнения приемными родителями своих обязанностей по договору.

Орган опеки и попечительства вправе контролировать исполнение приемными родителями обязанностей по содержа нию, воспитанию и образованию ребенка (детей). Так, в соответствии с Положением о приемной семье органы опеки и попечи тельства по месту нахождения имущества, в т.ч. жилого помещения ребенка (детей), обеспечивают контроль за его использо ванием и сохранностью, а приемные ро дители ведут учет расходов по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей).

Вместе с тем указанное Положение не закрепляет каких-либо правил контроля за исполнением приемными родителями обязанностей по воспитанию детей, в част -ности не определены периодичность про верок и их содержание. Соответствующие нормы, к сожалению, отсутствуют и в общих положениях об опеке и попечи тельстве, закрепленных в действующем гражданском, а также семейном законода тельстве. Кроме того, в п. 35 Типового по -ложения об образовательных учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей2, установлено, что администрация учреждения имеет право в исключительных случаях разрешить вре менно (до 1 года) бесплатное проживание и питание в учреждении для своих воспи -танников до их трудоустройства или даль -нейшего обучения. Приемным же родите лям даже такого права не дано, хотя часто они продолжают делить со своими вос питанниками и хлеб, и кров. Между ними практически складываются родственные отношения, и препятствовать этому было бы неправильно. Поэтому следует узако -нить эти отношения, предусмотреть права и обязанности уже взрослых приемных детей и престарелых приемных родите -

2 Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676 «Об утверждении Типового положе -ния об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите -лей» (в ред. от 10.03.2009) // СЗ РФ, 1995, № 28, ст. 2693; 2009, № 12, ст. 1427.

лей. Необходимо было бы предусмотреть при определенных условиях обязанность бывших приемных детей содержать не трудоспособных и нуждающихся в заботе приемных родителей, если бывший вос питанник в состоянии оказывать матери альную помощь.

Цель приемной семьи, как считает Т. И. Дружинина, заключается в создании таких условий, чтобы приемный ребенок находился как можно дольше в отноше ниях с приемными родителями, не менял их и надеялся, что существующие связи сохранятся в будущем — по достижении им совершеннолетия1.

Договор о приемной семье необходимо рассматривать и как основание возник новения прав и обязанностей, и как до кумент, и как правоотношение, возни кающее из договора о приемной семье. В правовой литературе вопрос о правовой природе договора о приемной семье яв ляется дискуссионным. Мы полагаем, что договор о приемной семье имеет «ги бридную» правовую природу, т.к. он носит смешанный характер, являясь одновре менно семейно правовым и гражданско правовым договором.

В каждом регионе страны разработаны специальные программы поддержки тех, кто впускает сиротские судьбы не только в свой дом, но и в свое сердце. Подготовить семьи к такому ответственному решению, как усыновление, в Ульяновске помогает

о бязательная школа приемных р одителей. С 1 сентября 2012 г. Министерство образо -вания Ульяновской области организовало подготовку кандидатов в замещающие ро -дители и усыновители через школу при емных родителей. Занятия, рассчитанные на 72 уч. ч, проводятся дважды в месяц по правовым, медицинским и психолого -педагогическим аспектам. При обучении кандидатов используются как очная, так и дистанционная формы обучения. Во время дистанционного обучения слуша телям предоставлена возможность ин дивидуальных веб консультаций узкими специалистами. Так, преподаватели УлГУ в доступной форме доводят до слушате -лей сведения о проблемах подросткового

1 Дружинина Т.И. Некоторые проблемы при -емной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // Защита прав ребенка в современной России. Материалы научно-практической конференции. - М., 2004, с. 161.

возраста, о трудностях адаптации ребенка в новой семье, дают рекомендации по ре -шению спорных вопросов.

В соответствии с планом проведения 5 го этапа областной акции «Роди па триота в День России» в рамках организа ции работы «Агитпоезда» в ряде районов Ульяновской обл. прошла серия меропри ятий, посвященных решению проблемы социального сиротства.

Разработаны региональные меры под держки. В соответствии с федеральным и региональным законодательством осуществляются следующие выплаты за мещающим семьям Ульяновской обл.: единовременные — гражданам, усыно -вившим (удочерившим) детей сирот и детей, оставшихся без попечения родите лей — 100 тыс. руб.; гражданам, приняв -шим детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью — 11 703,1 руб.; ежемесячные пособия на содержа ние детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — 6 020 руб.; еже -месячные денежные компенсации в раз мере 351 руб. — детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в образовательных учреж дениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти Ульяновской обл., а также в муниципальных образо вательных учреждениях на обеспечение проезда на городском, пригородном, в сельской местности — на внутрирайон -ном транспорте (кроме такси), а также проезда 1 раз в год к месту жительства и обратно. Приемным родителям выпла чиваются ежемесячное вознаграждение в размере 4 009 руб. на воспитание каждого приемного ребенка и надбавки, которые дифференцируются по возрасту, состоя нию здоровья приемных детей и прожи -ванию (село, город) приемных родите лей. В среднем размер вознаграждения, выплачиваемого приемному родителю за

1 ребенка, составляет 6 565 руб. в месяц. На приемную семью, имеющую 3 и более детей, включая родных и усыновленных, распространяются льготы для многодет ных семей, установленные законодатель ством Ульяновской обл.

На официальном сайте Департамента профессионального образования и охраны прав несовершеннолетних Министерства образования Ульяновской области на стра нице «Найди меня, мама!» систематически размещается информация о детях сиротах

и детях, оставшихся без попечения роди телей, и фотографии детей, подлежащих устройству в семьи.

На сегодняшний день министерство образования совместно с другими ведом ствами создает единую региональную межведомственную систему профилак тики социального сиротства. Для ее созда -ния приняты следующие меры.

1. Создана и работает служба сопрово ждения замещающих семей и детей сирот, воспитанников детских домов и интернат ных учреждений. Служба сопровождения работает по принципу мобильных групп, состоящих из высококвалифицированных специалистов узкого профиля, которых нет в муниципальных образованиях.

2. С целью проведения работы по со циальной адаптации и сопровождению детей сирот в детских домах и замещаю щих семьях, осуществления постинтер натного сопровождения выпускников и воспитанников детских домов создается Центр профилактики социального си ротства и сопровождения замещающих семей.

3. Органы опеки и попечительства ак тивно участвуют в грантовых федеральных

программах, таких как «Здоровая семья в Ульяновской области».

4. Создана система оздоровления детей, воспитывающихся в замещающих семьях, через учреждения здравоохранения и ФОК. Осуществляется системная работа органов опеки и попечительства с об -ластными благотворительными фондами «Благотворительность», «Дари добро» по интеграции детей из замещающих семей, детей сирот и воспитанников детских до мов в социум.

5. Осуществляется деятельность по при влечению внимания общественности, гражданского общества и СМИ к проблеме социального сиротства в Ульяновском ре гионе. Созданы и действуют областной совет опекунов, областной клуб замещаю щих родителей «Доброе сердце».

И в Ульяновской обл. постепенно стано вится престижным иметь большую семью. Всего в ульяновских семьях проживает около 5 тыс. сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. У каждого из взрос лых есть шанс подарить надежду ребенку и стать для него самым дорогим человеком на свете. Отдав тепло, взамен получишь безграничную любовь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.