Научная статья на тему 'Реалии нового времени и европейская безопасность: проблемы, решения, перспективы'

Реалии нового времени и европейская безопасность: проблемы, решения, перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
79
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реалии нового времени и европейская безопасность: проблемы, решения, перспективы»

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ ЦЕНТР ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

"W. vtV

о

<0 CD

о. о

European security • European security • European security ■ European security ■ European security ■ En

to tu

s UEadojn^ • Aiunsas UBadojng • Ajuroas ueadojn^ • Aiunass ueadojng • Aiuross UEsdojng • AiuriDBS

РЕАЛИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Ю.Н.Балуевский,

Генерал-полковник,

первый заместитель начальника

Генерального штаба ВС РФ

На протяжении всей своей более чем тысячелетней истории Россия как крупнейшее государство Европы стремилась быть активным участником процессов, затрагивающих интересы всех европейских стран и народов. Экономические, культурные, человеческие связи всегда лежали в основе нашего понимания необходимости обеспечения общеевропейской безопасности и стабильности как залога безопасности и стабильности самой России. Особенно важно такое понимание сегодня, когда Россия осознанно и твердо сделала выбор в пользу активной интеграции в мировое сообщество, о чем неоднократно и однозначно заявлял Президент Российской Федерации В.В.Путин. Вместе с тем, как он подчеркнул в своем послании Федеральному Собранию, российская внешняя политика «будет строиться сугубо прагматично, исходя из наших возможностей и национальных интересов - военно-стратегических, экономических, политических, - а также с учетом интересов наших партнеров».

В последнее время сотрудничество Российской Федерации как с общеевропейскими организациями, так и с отдельными европейскими странами, вышло на новый качественный уровень и подкрепляется конкретными шагами во внутренней и внешней политике. Подтверждением этому служат проведенные весной и летом текущего года такие важные международные встречи, как саммиты Россия - НАТО и Россия - ЕС, XI сессия Совета

#5

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: 1

РЕАЛИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ 4

СОВЕТ РОССИЯ - НАТО: СТАРОЕ ВИНО В НОВОМ КУВШИНЕ? 8

ДОВСЕ И РАСШИРЕНИЕ НАТО: БЕ1Л Уи 10

ОТНОШЕНИЯ В ТРЕУГОЛЬНИКЕ НАТО -РОССИЯ - УКРАИНА 13

ГРУЗИЯ И ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

государств Балтийского моря, ряд других многосторонних и двусторонних встреч и переговоров. По нашему глубокому убеждению, документы, принятые в ходе этих встреч, позволяют приступить к строительству качественно новой системы коллективной безопасности, как в Европе, так и в мире в целом.

Сегодня Россия совместно с США и другими странами-участницами НАТО решает задачу укрепления стратегической стабильности, противостояния новым угрозам, формирования новых отношений и расширения сотрудничества по различным направлениям. Это нашло воплощение в подписанной в мае 2002 г. Декларации о новых стратегических отношениях России и США и Договоре о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор СНП), которые, фактически, заложили фундамент новой системы поддержания стратегической стабильности в мире и, в то же время, подтвердили значимость и сохранили преемственность двусторонней договорной базы в области ядерного разоружения и укрепления стратегической стабильности, формирование которой началось в 70-х гг. прошлого века.

Хочу подчеркнуть, что сотрудничество России и Соединенных Штатов в рамках антитеррористической коалиции, совместное стремление защитить мир от угроз международного терроризма и распространения оружия массового поражения, во многом способствовали коренному улучшению не только характера двусторонних отношений, но и взаимоотношений России и Запада в целом. При этом сам факт ведения переговоров по такой ключевой проблеме как ядерное разоружение еще раз подтвердил всему миру, что Россия и США действительно являются равноправными стратегическими партнерами, осознающими свою ответственность за судьбы мира и его безопасность. Президенты наших стран и члены делегаций, проводивших переговоры, стремились обеспечить максимальную безопасность своих государств, не ущемляя при этом интересов партнера, учитывая его мнение и предложения.

В процессе российско-американских переговоров была фактически выработана новая модель переговорного процесса, которая может послужить примером и основой для формирования отношений России с другими государствами, в первую очередь - с европейскими. Эта модель направлена на решение в конкретные сроки конкретной задачи, поставленной политическим руководством, не отягчена зашоренностью взглядов, взаимным недоверием и устаревшими подходами.

Для того, чтобы более детально разобраться в сути нашего понимания новых механизмов формирования взаимоотношений России с другими государствами в сфере

обеспечения безопасности, позволю себе коротко остановиться на описании наиболее существенных и, на мой взгляд, наиболее значимых моментов процесса подготовки и подписания Договора СНП.

В ходе переговоров позиции сторон естественно претерпевали изменения. К их началу, около полугода назад, мы подошли с различным пониманием как содержания, так и формата будущих договоренностей.

К ключевым проблемам, которые, на наш взгляд, необходимо было решить в ходе переговоров, относились:

• выработка единой концепции сокращений СНВ, обуславливающей их реальное (а не виртуальное) радикальное сокращение;

• фиксация взаимоувязки сокращения стратегических наступательных и ограничения оборонительных вооружений;

• сохранение хорошо зарекомендовавшей себя системы контроля за сокращением СНВ, определенной положениями Договора СНВ-1.

Что же позволило нам добиться поставленной цели?

Во-первых, российская сторона, так же, как и американская, четко разделяла проблему сокращения стратегических вооружений и другие проблемы двусторонних отношений. Наше обоюдное стремление достичь соглашения в данной области, понимание ее значимости и современных реалий, новые рамки отношений наших стран позволили, отсекая все лишнее, работать именно по этому важному направлению. Наше видение путей разрешения других проблем мы изложили в Декларации о новых рамках взаимоотношений России и США.

Во-вторых, ориентируясь на отход от принципов холодной войны, мы не стремились к какой бы то ни было «торговле» и увязыванию принятия партнерами по переговорам наших позиций в одной области отношений с уступками в другой. Мы прекрасно понимали, что достижение успеха в такой важной сфере позволит нам значительно быстрее продвигаться вперед и в других вопросах.

В-третьих, мы положительно оцениваем принятие американской стороной наших доводов о необходимости заключения юридически обязательного договора, подлежащего утверждению в соответствии с конституционными процедурами, принятыми в РФ и США, и являющегося обязательным не только для нынешних, но и для будущих руководителей наших стран. Это не только является признаком углубления взаимопонимания и сближения наших позиций по проблемам ограничения и сокращения СНВ, но и подтверждает значимость юридического оформления межгосударственных отношений с

точки зрения обеспечения их действенности и долговременности.

В-четвертых, особенностью нового Договора СНП является то, что он дает ответы на основные вопросы, связанные с перспективами развития стратегических вооружений сторон. Мы определили уровень и сроки дальнейшего сокращения своих ядерных сил. При этом практически все механизмы сокращений СНВ и контроля за ними сохраняются в том виде, в котором они записаны в Договоре СНВ-1. Это - реальный договор, обеспечивающий продолжение и преемственность процесса ограничения стратегических наступательных вооружений. В то же время, его формат, отличающийся от форматов предыдущих договоров СНВ-1 и СНВ-2, определяется современным состоянием отношений России и США и военно-политической обстановки в мире в целом, а также всей логикой развития переговорного процесса в данной области, начавшегося 30 лет назад с «Временного соглашения между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений» (Договора ОСВ-1), остановившего количественное наращивание СНВ сторон уровнем, достигнутым на 1 июля 1972 г. Затем были другие соглашения и договоры -ОСВ-2, СНВ-1, СНВ-2, которые позволили нам значительно снизить уровень ядерного противостояния. За эти годы мы прошли большой путь, связанный не только с разработкой механизмов и процедур сокращений, но и с осознанием роли и места ядерного оружия в наших отношениях, в обеспечении стратегической стабильности в мире. Правда, были и потери: Договор СНВ-2, который, на мой взгляд, стал и в России, и в США предметом политического торга, за девять лет после подписания оброс огромным количеством условий и требований и тихо скончался под грузом осознания его ненужности для обоих государств. Таким образом, новый формат договора является естественным следствием пройденного нами пути, а также современного состояния отношений России и США и нашего понимания путей дальнейшего сокращения ядерного оружия.

В-пятых, нетривиальность задачи и обоюдное стремление к достижению положительного результата переговоров заставили нас искать новые подходы к разрешению противоречий и поиску компромисса. Наглядным примером этому является новый термин «стратегические наступательные потенциалы», означающий средства, запасы, возможности, которые могут быть использованы для решения определенных задач. В названии договора данный термин появился вследствие компромисса, достигнутого договаривающимися сторонами в процессе выработки единой концепции сокращений. Он

объединяет, согласно логике Договора СНП, и боезаряды, и носители, и все то, что определяет способность стратегических наступательных вооружений решать те или иные задачи. Конечно, этот термин дает возможность достаточно широкой и неоднозначной трактовки духа и буквы договора. Но, в то же время, он предоставляет каждой из стран и возможность показать и доказать свою приверженность радикальному и необратимому сокращению стратегических вооружений. Таким образом, мы нашли взаимоприемлемый компромисс, дающий нам возможность продолжить процесс снижения ядерной угрозы, поскольку само название документа, в котором впервые появился термин «стратегические наступательные потенциалы», позволяет нам выделить общее в наших подходах, отнеся решение частных вопросов на более поздний срок в ведение создаваемой Двусторонней комиссии по выполнению договора.

Что же касается отсутствия конкретных количественных показателей и этапности промежуточных сокращений, то с учетом сегодняшних реалий, это является, на наш взгляд, не недостатком, а достоинством документа. Такое положение позволяет обеим странам выбирать оптимальные для них, в первую очередь, с экономической точки зрения, варианты сокращений. Подобный подход, на наш взгляд, очень важен не только с точки зрения данного договора, но и в контексте всего процесса сокращения и ограничения вооружений, который, я надеюсь, обе наши страны искренне хотят продолжать и углублять. Тем более, что позиции руководителей обеих стран дают для этого все основания.

В-шестых, новый Договор СНП позволяет нам сокращать свои стратегические ядерные силы до уровня минимальной достаточности без опасений за свою безопасность. Президент России В.В.Путин неоднократно заявлял о готовности нашей страны сократить свой ядерный арсенал до уровня гораздо более низкого, чем предусмотрено в подписанном договоре - до 1500 боезарядов и даже ниже. Полагаем, что сегодня, а также и в перспективе, этого вполне достаточно для обеспечения нашей национальной безопасности. Такой уровень укладывается в то самое понятие минимальной достаточности, о котором в последнее время так много говорится. Надеюсь, что эта позиция России будет понята, одобрена и поддержана мировым сообществом.

И, наконец, в-седьмых: мы сегодня имеем возможность продолжать диалог не только по стратегическим наступательным, но и по оборонительным вооружениям с учетом их взаимосвязи и взаимовлияния. Такой диалог необходимо вести не только по вопросам определения дальнейших направлений сниже-

ния ядерной угрозы в мире, сокращения ядерных сил, но и по проблемным вопросам противоракетной обороны. При этом мы полагаем, что к обсуждению этих вопросов необходимо привлечь и другие государства, в том числе - европейские страны-участницы НАТО.

В заключение хочу отметить следующее. В самое ближайшее время, в соответствии с решениями, принятыми в Риме 28 мая нынешнего года, начинается практическая работа в рамках Совета Россия - НАТО по «выработке консенсуса, проведению консультаций, принятию совместных решений и осуществлению совместных действий» в интересах достижения конкретных результатов в деле построения «более безопасного и благоприятного будущего для всех наших государств».

К важнейшим задачам, которые мы должны решать, я бы отнес разработку совместных программ по контролю над вооружениями и созданию Европейской ПРО на ТВД. Эти задачи являются чрезвычайно важными и сложными, требуют поиска новых, зачастую нестандартных путей и способов их решения. Однако наш опыт взаимоотношений с государствами-членами НАТО показывает, что при обоюдном стремлении к достижению поставленных целей, уважительном отношении к мнению партнера, любые задачи, даже, на первый взгляд, чрезвычайно сложные, в конце концов, могут быть успешно решены. Уверенность в этом нам придают результаты наших совместных усилий, достигнутые в последнее время.

При этом мы полагаем, что сотрудничество России и стран-участниц НАТО в ходе этой работы должно развиваться на основе следующих основных принципов:

1) выгода от сотрудничества, получаемая членами Совета, должна превышать выгоду от односторонних действий;

2) сотрудничество должно быть равноправным, длительным и иметь долгосрочную перспективу;

3) в сотрудничестве необходима транспарентность (открытость) относительно намерений и возможностей сторон.

♦ ♦ ♦

СОВЕТ РОССИЯ - НАТО: СТАРОЕ ВИНО В НОВОМ КУВШИНЕ?

А.В. Загорский,

Профессор Женевского центра политики безопасности

28 мая, почти день в день с пятой годовщиной подписания Основополагающего

акта о взаимных отношениях России и НАТО, которым был учрежден Совместный постоянный совет (СПС), в Риме прошла встреча стран-участниц Североатлантического альянса и России на высшем уровне. Подписана Декларация о новом качестве отношений России и НАТО. Отныне СПС заменен новым Советом Россия - НАТО, который будет работать в формате « двадцатки». Собственно, заседание в Риме стало первой встречей двадцати глав государств и правительств, организованной в соответствии с новой процедурой.

Как всякое крупное событие международной жизни, римская встреча вызвала противоречивые отклики. Скептики сетовали на нереалистичность планов интеграции России в НАТО. Оптимисты говорили чуть ли не о вступлении России в Альянс. Сами главы государств и правительств были более сдержанны в своих оценках. В принятом заявлении они лишь отметили, что « полны решимости добиться конкретных результатов, которые принесут пользу миру и безопасности всех наших народов и будут содействовать постоянно развивающемуся сотрудничеству между нами ».1 Подписание римской Декларации они рассматривают скорее как первый шаг долгого пути, нежели как заключительный аккорд сближения России и НАТО.

Реформа структур международной безопасности

Восторженные оптимисты поспешили объявить о новой крупной внешнеполитической победе России. «Москва отвоевала себе право на то, что ее голос при решении ряда принципиальных проблем будет звучать на равных с постоянными членами Альянса». Ей «удалось разрушить так называемый натовский консенсус, с которым Россия столько лет безрезультатно боролась». Москва едва ли не спасла НАТО от неминуемой смерти, поскольку последней «стало очевидно, что в мировых делах опять не обойтись без России и русского солдата». «Без солидной порции «молодой крови», которую может предоставить только Россия с ее огромным, несмотря на все проблемы, военным потенциалом, а, скажем, не крошечная Литва, старушке НАТО долго не протянуть».2 Подобные ура-патриотические восторги мало помогают пониманию сути римских решений, хотя рос-

1 Заявление Совета Россия - НАТО 28 мая 2002 г., Рим // Заседание Совета Россия - НАТО на уровне глав государств и правительств, Рим, 28 мая 2002 г. Речи и выступления. Документы. Специальный выпуск информационного бюллетеня. - Департамент информации и печати Министерства иностранных дел Российской Федерации. - М., 2002. - 30 мая. - С. 11.

2 Чудодеев А., Одноколенко О. НАТО против НАТО // Итоги. - М., 2002. - № 22. - С. 14 - 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.