Указанный автор справедливо задается вопросом: почему подавляющее большинство сельских жителей с геном индивидуальных землепользователей, имеющих к тому же личные подсобные хозяйства с приусадебными участками, настойчиво отстаивают общественные формы землепользования, категорически отвергая частную собственность на землю, особенно ее куплю-продажу? Далее процитируем его же ответ на этот вопрос. "Нынешнее сельское население постарело. А из молодых мало кто хочет быть крестьянином. Потребность в рабочих руках можно было бы сократить при помощи механизации, но государство не поставляет в достаточном количестве сельхозтехнику, особенно адаптированную к работе на небольших площадях, например, на террасах. Но даже если бы и поставляло, то население все равно не было бы в состоянии ее купить: нет денег, и механизаторы имеются не в каждой семье. У населения нет даже рабочего скота и сельхозинвентаря к нему. Как показывает практика, ныне большинство горного населения не может рентабельно использовать даже свои приусадебные участки. Возражение подавляющего большинства населения против продажи земли объясняется отсутствием денег на ее приобретение. Если разрешить продажу земли, то выделится кучка сельских и городских богатеев, способная приобрести крупные участки, а безземельное и малоземельное большинство крестьян вынуждено будет наниматься к ним на работу."
На наш взгляд, в условиях Дагестана правомерно более активное законодательное оформление общинной собственности. Фактически она была установлена с момента передачи земель районным и сельским администрациям. Такая правовая форма землепользования исторически была присуща территориальным образованиям Дагестана в форме дагестанской общины - джамаата. При таком землепользовании в частное владение можно передавать потребительские земельные участки с законодательным установлением верхних пределов их размера.
Интересно заметить, что именно подобные коллективные формы сельского хозяйствования, органически сочетающиеся с обширным массивом индивидуальных хозяйств ныне рассматриваются многими российскими учеными-аграрниками как наиболее перспективные в обозримом будущем и определяющие характер аграрного землепользования в регионах.
Литература.
1. Агаева Г.Г., Мудуев Ш.С., Рущенко В.К., Эльдаров Э.М. Земля в агроресурсном потенциале Дагестана. - Махачкала, 2000. - 146 с.
2. Магдиев А.А. Многообразие форм землепользования в Дагестане // Социс. - №10. - 2000. - С.127-128.
Мудуев Ш.С., Дибирова Б.К.
Реакция рынка труда Дагестана на современный экономический кризис
При всей общероссийской и региональной специфике, рынки труда и безработица тесно связаны с социально-экономическим состоянием территорий и центров, что требует многостороннего комплексного подхода к анализу и решению проблем занятости. География обнищания россиян, промышленного спада, платежного и прочих видов кризиса по-своему влияет на местные проблемы занятости. Во всех экономических зонах, крупных районах и в регионах - субъектах РФ появились трещины между депрессивными ареалами и очагами относительного успеха. В ходе кризиса рынки труда, регистрируемая в системе занятости и «полная» безработица (по методологии МОТ) не соответствуют состоянию экономики из-за специфики трудовых отношений, масштабов теневой экономики, занятости и безработицы. Безработица в России - географически выраженное явление [Трейвиш А.И., 2000]. За годы реформ различия в уровне социально-экономического развития регионов существенно выросли, что объясняется разными стартовыми условиями. В России стали формироваться депрессивные ареалы и оазисы благополучные. В конце 90-х годов по классификации мезо-районов России по реакции на реформы и на рыночные отношения, группировка районов, которая была выполнена на основе учета уровня депрессии и социально-экономического развития и включала в себя десять пунктов, предложенная [ОнищенкоА.В. 2001], на самом последнем месте стояли республики Северного Кавказа, так как уровень упадка в них был самый высокий в России. Собственные бюджетные доходы на душу населения Тюменской области в 50 раз превышают Республики Дагестан, а объем инвестиций в основной капитал на душу населения - в более 30 раз, Объем производства промышленной продукции на душу населения Тюменской области превышает Республика Алтай - в 64 раза, объем внешнеторгового оборота на душу населения Тюменской области превышает Республики Карачаево -Черкессии в 160 раз. Исторически сложившиеся различия в экономическом развитии регионов России оказывают значительное влияние на государственное устройство, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономической политики. Уменьшение различий в экономическом развитии создает благоприятные условия для развития внутреннего рынка, оптимизации социально-экономических преобразований, усиление этих различий затрудняет проведение единой политики социально-экономических преобразований и формирование общенационального рынка, увеличивает опасность возникновения региональных кризисов и межрегиональных конфликтов, дезинтеграции национальной экономики и ослабления целостности общества и государства.
К факторам упадка относятся также военные конфликты, прокатившиеся по республикам Северного Кавказа, а также в основе депрессии лежит сырьевая ориентация экономики республик. Рынок труда Северного Кавказа обладает значительным своеобразием, которое во многом отражает противоречия переходного периода российской экономики.
Рынок труда Северного Кавказа обладает значительным своеобразием, которое во многом отражает противоречия переходного периода российской экономики, а современная специфика рынка труда Северо-Кавказского региона состоит в следующем: инерция развития отношений в сфере занятости; стихийность формирования рынка труда и широкое развитие неформального сектора экономики. Сравнительный анализ состояния положения дел на Юге России показывает, что помимо отставания Южного федерального округа (ЮФО) среди федеральных округов по комплексной оценке, Республика Дагестан занимает предпоследнее место среди субъектов ЮФО. Явно выглядывают тенденции к ухудшению состояния. Несмотря на повышение ВРП в два с половиной раза за три года, уровень регистрируемой безработицы поднялся.
Таблица А
Комплексная оценка социально-экономического развития регионов Южного федерального округа РФ в 1998-2000 годы
г г 1 ¥ 1 1 1 1 1 1 I :! 1 § 1 I 1 1 4 I 1 1 ;}§ 11 1! 8 8 1 Й? 111 |И 11 | I 1 1 1. И ц ¡1 1 : : 1-I, I I | 1 { :1 Р ! ¡1 81 5 1] й I 1 .1 ; 1 I г £ | г а
среднероссийское 1998 16,6 2.7 678.6 8,5 10.2 3 2.1 28,8 9.1 10-7 662.5 70,8 158 240 4 о
1999 28,5 4.6 606,4 14,3 10,1 1 9 1.9 37.8 14.7 10.8 666.2 69.2 158,4 241 0
2000 41.9 7,9 665 20,4 10,3 1 6 2,1 32.4 19,8 II 665,4 81,4 156,1 240.4 0
10 Астраханская область 1998 11 2,3 257,2 5.4 6,7 4 5 1.4 33,5 5,1 12,2 550 74,5 190,4 261.7 -18.4
1999 19 5,4 349,9 10,3 6,9 2 4 1,3 42,9 9 12,2 590 79,4 189,7 260,3 -10.7
2000 38,9 12,5 861,9 19,7 8,3 3 2,6 26,6 16,1 12.8 578 77.8 i_l9l.fi 261 4.8
19 Краснодар-ский край 1998 14 1,6 223,5 6.7 10,1 5 1,9 26,5 8.2 16.4 441 52.4 147 214,2 -8.3
1999 27,8 5,2 218,8 12.5 7,9 0 8 1,7 35,3 15,2 16,6 459 54 147.7 208.8
2000 45,8 10,6 310,1 20,5 9,1 0 7 2,1 24,5 23,7 17 460 56,7 144,9 211.7 2.4
26 Ростовская область 1998 12,3 1,4 282,4 6,6 12,6 1 5 2.1 20,8 9,2 15.7 585 81 136 225.4 -3.1
1999 20,4 2,5 217,1 11,8 11,4 0 8 1,8 25,3 16 16,6 585 86,4 136.1 226.3 -1.9
2000 32,3 4,6 290,8 18,4 10 0 7 1,2 25,3 23.8 17,4 586 86,4 124.9 21,1 -1.3
47 Ставропольский край 1998 12,3 1,5 124,2 4 10,2 1 5 1,5 37,9 7,3 32,4 475 60 138 168.4 -15.2
1999 17,6 2,6 103,2 7,8 8.7 1 1 1,3 45,2 11.9 32,9 480 67,2 139.9 167.1 -17.;
2000 28,5 5,6 128,5 10,2 8,6 0 9 1,5 35,5 17,9 33.2 482 63,8 125 165,1 -12.5
49 Реслубл .Северная Осетия - Алания 1998 6,5 1,1 213,7 5,1 4,4 3 7 1.5 36,2 5,8 30.2 362.1 61.2 172 247.2 |-36.6
1999 12,6 1,4 207 8,9 4.3 2 7 1,5 34.2 12.6 30,1 29.9 362 363 64.Я 81 170 172.7 243.4 -2(1.8 254 ТнТ"
2000 22.6 2,4 211.2 12,3 5.3 2 5 2,2 30,1 19,1
58 Волгоградская область 1998 13 1,6 322,4 6.3 8.4 1 4 1.5 32 6.2 16.2 590 65,5 149.5 240.7 -10.7
1999 17,8 2,1 265,3 10,5 9,6 0 9 1 58,1 7,7 16,5 608 72,7 153.4 241,7 -18
2000 24,3 4.1 385,4 15,2 7.9 0 8 1,2 55 9.7 16.9 598 82.5 ¡50.1 24 Л 5
62 Кабардино-Балкарская Республика 1998 8,8 1,3 152 4,4 6,6 3 1 1,3 46,3 4,5 28,1 513 51.9 158.8 179,5 -31,3
1999 16.2 3,9 143,7 8,8 4.6 2 1 1.2 46,6 8.6 29,1 720 67.3 158,3 185.3 -22.5
2000 29,4 3 36,4 14.1 5 2 6 1,5 34 13.5 29,3 745 71,4 160.3 188.8 -21.8
63 Республика Адыгея 1998 9,7 0,9 30.4 5 6,8 2 9 1.5 45.1 5 54.7 450 86.5 155.6 227.6 -23
1999 14,8 2,2 27,4 7,6 6,8 1 4 1,2 54,8 7,6 54,7 455_ 75.7 155,8 216.5 |-24.3
2000 16,4 2,8 22,4 7,5 7.6 1 3 1,1 28 8,2 54.9 450 99.5 152.6 135.4 1-32.3
64 Республика Калмыкия 1998 6,7 1,1 980,4 8,5 6,6 7 5 1,2 62,7 2,8 14,2 420 67,7 174,8 |237.7 -28,8
1999 8.1 1,5 847,2 11.8 6,4 3 3 038_ 78,1 3 14,2 450 93,2 167,8 238.6 -29-5
2000 12,3 21,2 419 16,3 4,7 2 2 1,5 55,3 4.6 14,2 478 88,5 176.2 21)7,5 -23.4
77 Карачаево-Черкесская Республика 1998 8,2 1.2 56 4,5 8 1 4 1,2 55.1 4,3 23 319 79,7 136.6 197.4 -31.1
1999 12,4 1,3 21.4 7,6 7,6 1 2 0,9 64.6 7,2 23 330 94 139,3 141,-2 -33.8
2000 18,3 1,4 18,6 10,2 8,2 1 4 1.2 42.8 10,4 25.7 350 68.6 138.8 ,190.6 ■3 1.4
83 Республика Дагестан 1998 5.5 0,7 56,5 3,5 17,6 5 6 1.1 60.6 3.2 21,8 186.8 55.4 132.1 ! 132.2 -40
1999 8 0,8 51,1 5,4 9,2 6 6 0,9 63.2 5.1 24.4 184.4 63,3 130.9 132,8 -40.3
2000 13.6 1,6 69,3 9.4 4,4 6 1.2 46,4 7,5 24,9 489 60.3 | 135.1 1 131.2 -41.8
86 Республика Ингушетия 1998 3.8 3,3 181 2.6 11,2 1 74 0,8 79 11,8 23,7 490 21.6 89,9 37,8 1-36,4
1999 5,3 1,6 714,4 3,4 7,1 1 0,4 95,1 2 21 589 27 91.1 -37.8 -42.4
[_2000 6,6 2,3 230,7 8 2,7 1 0.6 72,1 3,8 23,5 589 26.2 ,87.4 (37,8 1-46,5
Источник: Приложение к ФЦП «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ (2002-2010 гг. и до 2015 года)»
Налицо явный парадокс - в официальном секторе хозяйства постоянно растет число свободных рабочих рук, а официальная статистика регистрирует лишь незначительное число безработных; несоответствие между предложением труда, которое сохраняется практически на дореформенном уровне и спросом на него, имеющим тенденцию к постоянному снижению; парадоксальное изменение показателей на официальном рынке труда. Динамика развития уровня безработицы и других показателей изменяется скачкообразно и сильнее зависит от региональных, чем от общенациональных проблем; значительное развитие самозанятости и вторичной занятости (как форм адаптации населения к реформам) на фоне фактической «беспомощности» служб занятости; существенная дифференциация региональных рынков труда. («Русскоязычное» Предкавказье, с более стабильной ситуацией на рынке труда - и остро кризисные национальные республики, с наиболее высокими показателями не только в регионе, но и во всей России, Эшроков В.М., 2001).
Таблица 1
Динамика занятости трудовых ресурсов и безработицы РД (1990-2000 гг.)_
Годы 1990 1992 1994 1996 1998 2000
Экономически активное население, тыс. чел. - 795,2 803,1 884,2 880,0 900,0
Занятое население, тыс. чел. 701,2 697,4 653,9 691,1 700,0 650,0
Общая численность безработных (по методике МОТ), тыс. чел. - 97,8 149,2 193,1 180,0 250,0
Лица в трудоспособном возрасте, не занятые в экономике, 179,4 229,6 309,9 342,6 368,2 250,0
тыс. чел.
Численность безработных, заре-гистриров-х в органах службы - 20,3 43,8 67,1 54,6 53,9
занятости, тыс. чел.
Из них получают пособие по безработице, тыс. чел. - 13,8 20,7 33,9 25,1 40,6
Уровень зарегистрированной безработицы,% - 3,5 6,1 8,8 6,6 6,0
Источники:Госкомстат РД, Минэкономики РД.
Региональная неоднородность обусловлена многими причинами: размещением производства и его концентрацией, размещением населения, характером демографических процессов, глубиной экономического спада. В силу этого, было бы неправильно применять «усредненный» подход к решению проблем на региональных рынках труда. Общая стратегия деятельности на рынке труда, конечно же, должно быть, но учет особенностей регионов позволит более эффективно реализовывать конкретную политику занятости на локальных рынках труда Северного кавказа. Рынок труда Северного Кавказа представляет собой сложную систему, сложившуюся под влиянием инерции плановой централизованной экономики, современное функционирование которой определяется своеобразие геополитического положения, хода демографических процессов, региональных различий в специализации хозяйства. В связи со сложившейся экономической ситуацией в 1996 году уровень безработицы в республиках Северного Кавказа превышал средне российский показатель в 2,5 раза, а в конце 90-х годов он составил более 19 % от экономически активного населения.
Дагестан - один из самых трудоизбыточных регионов России и от решения проблем занятости и безработицы в Дагестане, зависит дальнейшая судьба этого государственного образования в составе Российской Федерации. Уровень безработицы в Дагестане в два с лишним раза превышает среднероссийский показатель. Состояние экономики региона не дает основания для положительных сдвигов на рынке труда, хотя имеются тенденции к улучшению.
С начала формирования и становления рынка труда, на нем развиваются как позитивные, так и негативные тенденции. В целом, рынок труда отражает негативные процессы, происходящие в экономике и политической жизни общества. В результате финансового кризиса 1998 г. без работы остались десятки тысяч занятых в различных коммерческих структурах, в инфраструктуре рынка - часть людей занятых в негосударственном секторе экономики.
Таблица 2
_Динамика численности безработных_
Годы Число граждан, состоящих на учете в службах занятости Из них имеют статус безработного
тыс. чел в % предыдущему году
1995 59,5 53,5 122,1
1997 58,7 54,6 81,4
1998 44,8 41,1 75,3
1999 55,4 53,9 131,1
Источники: Госкомстат РД, Минэкономики РД.
На рынок труда в Дагестане влияет депрессивность его экономики и традиционная трудоизбыточность. Среди факторов, продолжающих оказывать неблагоприятное воздействие на сферу занятости в республике, главное место занимает рост численности трудовых ресурсов в связи с сохраняющейся демографической ситуацией. Численность экономически активного населения на начало 2000 г. составила 900 тыс. чел. Или 42% общей численности населения. С 1992 г. она увеличилась на 104 тыс. чел., однако, на 7% снизилась по отношению к 1998 г. Из общей численности экономически активного населения 650 тыс. чел. (72,2%) заняты в экономике, а остальная часть классифицируется (по методологии МОТ) как безработные.
Официально зарегистрированные в органах службы занятости в качестве безработных к началу 2000 г. составили 250 тыс. чел., или 27,8% экономически активного населения. Индикаторы состояния республиканского рынка труда свидетельствуют о необходимости усиления регионального аспекта управления занятостью и регулирования рынка труда на основе реализации территориально-дифференцированной политики государственной поддержки субъектов Российской Федерации.
На учете в службе занятости состоит 58,7 тыс. чел., статус безработного имеют 54,6 тыс. чел.). Вместе с тем, пособие по безработице получают лишь 25,1 тыс. чел., т.е. 46%. В сельской местности республике сконцентрировано 78% всех безработных, что говорит об аграрной перенаселенности территории. В 1997 г. доля граждан,
Таблица 3
Динамика экономически активного населения РД
Годы Экономически активное население, тыс. чел. Занятые в хоз-ве тыс. чел. Доля занятости %% Безработные по методике МОТ Зарегистрирован. в службе занятости
(т. чел.) (%) (т. чел.) (%)
1992 795,2 697,4 87,7 97,8 12,3 20,3 2,7
1996 845,3 652,2 77,2 193,1 22,8 67,1 6,2
1997 835,0 655,0 78,4 180,0 21,6 54,6 6,2
1998 918,6 697,6 75,9 221,0 24,1 41,1 4,5
1999 900,0 650, 72,2 250,0 27,8 53,9 6,0
Источники: Госкомстат РД, Минэкономики РД.
никогда ранее не работавших составила 27% от общего числа безработных, что свидетельствует о большой доле безработных среди молодежи, хотя и наметилась тенденция к сокращению этой категории. На начало 2000 г. в органах государственной службы занятости состояло на учете 55,4 тыс., незанятых трудовой деятельностью, трудоспособных граждан, из них 53,9 тыс. чел. имели статус безработного, что на 31% больше, чем в 1998 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец 1999 г. увеличился и составил 6%. Сложная ситуация с безработицей остается в сельской местности республики, где насчитывается 45,2 тыс. безработных (83,8% общего числа безработных в республике), по сравнению с 1998 г. она увеличилась на 38%. В Сулейман -Стальском - 3,8 тыс. чел. (7,1% от общей численности безработных республики), Ахтынском -2,9(5,4%), Казбековском - 2,5 (4,6%), Табасаранском - 2,4 (4,4%), Дахадаевском, Хивском, Ботлихском, Акушинском - 2,0 (3,7%), Тляратинском - 1,3 (2,4%) районах -наибольшее число безработных. При этом есть районы, где число безработных резко снизилось. В г. Хасавюрт с Хасавюртовским районом с 4,5 тыс. чел. в 1997 г. до 0,7 тыс. (в 6,4 раза). В Агульском, Ахвахском, Кумторкалинском, Унцукульском, Цунтинском районах, и в г. Южно-Сухокумске наблюдается наименьшее число граждан, ищущих работу.
В республике растет застойная безработица (не работающие более 4-х месяцев), она составляет 86,5% от общего числа безработных, среди которых женщины составляют 61,9%. Уровень образования безработных довольно высок.
Таблица 4
Уровень образования безработных
уровень образования доля безработных, имеющих образование (%)
1992 1997 1998 1999
высшее 11,3 6,2 6,7 5,1
среднее 36,0 37,7 17,8 15,8
общее среднее 42,4 41,8 44,1 52,6
не имеющие полного ср. образов. 10,3 14,3 10,9 7,7
Источники: Госкомстат РД, Минэкономики РД.
В 1997 г. 9,6 тыс. чел. (2,3% работающих) работали в режиме неполной занятости, 47,4 тыс. чел. (11,1% работающих) находились в вынужденных отпусках. Число занятых в промышленности с 1990 по 1997 гг. сократилось на 36%, в строительстве на 12%, торговле, общественном питании, на транспорте и в связи на 18%. Если в 1995 г. число рабочих мест сократилось на 6,3 тыс. чел., то в 1997 г.- на 17,4 тыс. чел. Зато число занятых в сфере управления по сравнению с 1990 г. увеличилось в 1,5 раза.
Таблица 5
_Динамика занятых на предприятиях по формам собственности_
секторы экономики 1990 1996 1997 199 8 1999
тыс. чел. % тыс. чел. % тыс. чел. % % %
государственный 682,6 86,4 327,4 50,2 295,4 45,1 45,0 44,6
смешанной собственности - - 93,3 14,3 91,7 14,0 6,5 7,0
общественных объединений - - 5,2 0,8 2,6 0,4 0,2 0,2
частный 107,4 13,6 226,3 34,7 265,3 40,5 48,0 47,0
итого 790,0 100 652,2 100 655,0 100 100 100
Источники: Госкомстат РД, Минэкономики РД.
Из табл. 5. виден рост численности занятых в частном и относительное сокращение занятости в государственном секторах.
Таблица 6
_Доля занятых в экономике, в %_
к итогу 1999 г., к
1995 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 1998 г. 1995 г.
всего: 100 100 100 100 131,1 100,7
в том числе:
женщины 61,5 61,9 64,2 66,7 136,3 109,5
молодежь 58,9 56,0 54,0 48,9 118,6 83,7
Источники: Госкомстат РД, Минэкономики РД.
Другие формы собственности концентрируют лишь небольшую численность и долю экономически активного населения республики. Более остро стоит проблема безработицы женщин и молодежи, хотя женщины все больше вынуждены принимать участие в производстве, т. к. хотя бы один член семьи должен работать.
Таблица 7
Динамика среднегодовой численности промышленно-производственного _персонала по отраслям промышленности (1995 г.=100, в %)_
1995 1996 1997 1998 1999
вся промышленность, в том числе: 100 79,4 87,4 78,7 74,5
электроэнергетика 100 103,5 122,5 125,0 128,6
топливная 100 100,9 113,5 113,5 119,9
химическая (включая медицинскую) 100 88,5 91,2 79,1 75,1
машиностроение и металлообработка 100 82,7 84,0 73,9 67,0
лесная и деревообрабатывающая 100 42,4 56,9 45,5 30,3
промышленность стройматериалов 100 80,9 87,2 78,5 72,2
стекольная 100 127,4 140,0 128,8 122,1
легкая 100 79,8 84,9 76,4 70,2
пищевая (вкл. мук.-крупяную и комбик.) 100 69,7 84,6 78,7 77,1
полиграфическая 100 44,2 61,5 73,8 68,9
Источники: Госкомстат РД, Минэкономики РД.
Продолжает уменьшаться численность промышленно-производственного персонала (ППП) предприятий оборонного комплекса, с 1995 г. она сократилась на 40% (по крупной и средней промышленности - на 33%).
За год численность ППП занятого в производстве гражданской продукции - уменьшилась на 15%. В 1999 г. численность ППП ранее занятого в производстве военной продукции и высвобожденного в связи с конверсией составила 480 чел, что на 20% больше, чем в прошлом году. Трудоустройство этой категории работников на самих предприятиях в 1999 г. составило 35,6% (против 27,5% - в 1998 г. и 3,8% - в 1997 г.).
Таблица 8
_Распределение доли безработных по возрасту_
Возраст доля от общего числа безраб. (%)
1992 1997 1998 1999
до 18 лет 6,4 2,4 1,3 1,3
18 - 29 лет 55,1 53,5 52,7 47,5
пенсион. возр. 5,4 3,8 3,9 2,5
из общего кол-ва родители, воспитывающие несов. детей и ухаживающих за инвалидами 38,4 48,7 42,6 49,2
Источники: Госкомстат РД, Минэкономики РД.
На крупных и средних предприятиях промышленности в 1999 г. было занято 47,0 тыс. чел. По-прежнему основная часть трудового потенциала сосредоточена в машиностроении и металлообработке (34,6%), легкой (14,7%), пищевой (17,3%) отраслях и электроэнергетике (11,2%). За год численность ППП увеличилась в электроэнергетике, топливной, мукомольно-крупяной и комбикормовой, медицинской промышленности.
Высокая безработица среди молодежи вызывает в республике особую тревогу (табл. 8). Несмотря на незначительное уменьшение ее доли в общей численности зарегистрированных безработных (однако значительная часть безработных вообще предпочитает не регистрироваться), все же сохраняется тенденция абсолютного роста молодых людей, не имеющих и ищущих работу.
Таблица 9
Индикаторы рынка труда Республики Дагестан (в %)
Годы 1992 1994 1995 1996 1997 1999
Уровень скрытой безработицы 2,5 5,5 6,6 8,2 6,5 8,7
Нагрузка на одну вакансию, чел. 16 33 60 108 67 32
Доля молодежи в численности безработных 61,5 60,7 58,9 56,8 56,2 61,9
Удельный вес женщин в составе безработных 63,2 62,8 61,5 62,2 62,0 66,7
Уровень длительно безработных 10,7 31,2 35,3 40,8 51,1 42
Уровень дотацационности бюджета фонда занятости 64,2 71,5 74,1 75,3 76,4 61,7
Источники: Госкомстат РД, Минэкономики РД.
Увеличение безработных среди молодежи чревато последствиями. По данным социологов, существует прямая зависимость между ростом безработицы молодежи и увеличением количества преступлений. Как утверждают ученые, среди людей, хотя бы раз употреблявших наркотики, оказалось 23% безработных.
В большинстве отраслей экономики республики идет значительное сокращение рабочих мест Только в 1997 г. около 10 тыс. работающих было уволено с работы в связи с сокращением рабочих мест Для сравнения отметим, что это на 2,3 тыс. чел. больше, чем в 1995 г. В результате свертывания деятельности малого предпринимательства, в 1999 г. из 10 тыс. зарегистрированных малых предприятий функционировало 1,5 тыс. (15%). В течение этого же года выбыло из предприятий 34,5 тыс. чел. (9,2% от общей численности).
При общем увеличении безработицы, по сравнению с 1998 г., снизился уровень безработных, не имеющих среднего образования, на 3,2%, предпенсионного возраста - на 1,4%, выпускники высших и средних специальных учебных заведений на 2,5%. При уменьшении доли молодежи в структурном составе безработных на 5,2%, численность безработной молодежи увеличилась и составила 118% к 1998 г. (табл. 9). Увеличилось число родителей, воспитывающих детей и инвалидов с детства на 6,6%, в том числе многодетных родителей - на 4,4%; полное среднее - на 8,5%. В 1999 г. доля граждан никогда ранее не работавших составила 30,4% (в 1998 г. - 26,8%; в 1995 г. - 27,1%) от общего числа безработных, а не имеющих профессии - 39,7% (1998 г. - 39,8%, в 1995 г. - 34,7%).
Таблица 10
_Изменение состава безработных_
в % к итогу 1999 г. в % к
1995 1997 1999 1999 1998 1995
всего 100 100 100 100 131,1 100,7
из них по причинам увольнения:
по собственному желанию 27,2 24,0 24,8 29,6 156,3 109,8
за нарушение труд. дисциплины 0,3 0,3 0,2 0,2 89,1 51,3
по сокращению штатов 33,1 32,6 31,3 26,7 111,8 81,3
уволенные с военной службы 3,0 2,3 2,2 2,0 116,3 65,3
выпускники общеобразоват школ 6,0 7,6 5,6 5,7 133,2 96,0
выпускники высших и ср. спец. уч. заведений 6,0 7,2 6,9 4,4 115,7 74,1
выпускники ПТУ 5,3 6,7 3,8 2,2 75,6 42,0
из всего по образованию:
высшее 6,5 6,2 6,7 5,1 101,4 80,4
среднее специальное 30,4 37,7 17,8 15,8 117,0 52,7
начальное профессиональное - - - 18,8 120,6 -
общее среднее 47,8 41,8 44,1 52,6 156,6 111,2
не имеющие полного средн. образования 15,3 14,3 10,9 7,7 89,8 49,4
из всего по возрасту:
до 18 лет 4,3 2,4 1,3 1,3 127,4 30,4
от 18 до 29 лет 54,6 53,5 52,7 47,5 118,4 87,9
предпенсионного возраста 6,1 3,8 3,9 2,5 83,4 41,6
других возрастов 18,7 22,0 17,3 26,3 1,5 140,6
из всего родители, воспитываю-
щие несовершеннолетних детей и 45,9 48,7 42,6 49,2 151,5 108,1
инвалидов с детства
Из них:
одинокие родители 2,5 2,2 2,8 2,0 90,4 79,8
многодетные родители 22,7 23,6 19,5 23,9 160,8 106,5
Источники: Госкомстат РД, Минэкономики РД.
Вместе с тем, ежегодный прирост численности трудовых ресурсов в республике, не обеспеченных рабочими местами, составляет не менее 20-25 тыс. чел. За 1998 г. численность трудовых ресурсов увеличилась на 21,9 тыс. чел., а занятых в экономике лишь на 8,7 тыс. чел. Вследствие этого, общий суммарный неудовлетворенный спрос населения в рабочих местах колеблется в пределах 185-190 тыс. ед., что составляет примерно 20,5% от численности экономически активного населения. Для снятия напряжения на рынке труда и приведения уровня безработицы к предельно допустимому, в РД необходимо дополнительно создать более 100 тыс. рабочих мест.
В целом, характеризуя современное состояние рынка труда Республики Дагестан, следует оценить как критическое, представляющее огромную угрозу социальной и экономической безопасности региона, стабильности его общественно-политического развития. Коэффициент напряженности рынка труда остается весьма высоким - 32 человека незанятого населения на одну вакансию. Это почти в десятки раз выше среднероссийского показателя. Доля безработных, состоящих на учете более одного года, превышает 42%, а удельный вес молодежи и женщин среди безработных достигает 66,7% их общей численности.
на основе анализа развития демографических и социально-экономических процессов, изменения конъюнктуры можно сделать вывод, что рынок труда Северного Кавказа и Дагестана развивался в три основных этапа: первый этап (1991-1992) - начальный. Основной особенностью этого этапа стало легализация и начало регистрации безработных, которая дала интенсивное увеличение их численности с момента регистрации за относительно небольшой промежуток времени. На этом этапе были заложены основные
особенности социально демографической структуры безработных, которая в последующем претерпела изменения, но общая картина начала формироваться именно в это время. С начала же регистрации официальная безработица на северном Кавказе, особенно в Дагестане стала приобретать «женское» лицо - в общей численности безработных на долю женщин приходилось более 69 %. Особенно это коснулось сельской местности, где доля женщин находилась на уровне 75 %. Одним из важнейших событий, которое пришлось на первый этап формирования рынка труда Дагестана как и по всем регионам Северного Кавказа и России, стало появление принципиально нового вида деятельности - «челночной» торговли, хотя расцвет его относится уже к другому этапу развития рынка труда. К концу первого этапа наметились основные тенденции его дальнейшего развития: сосредоточение большей части безработных в городах; незначительная разница между числом безработных, прошедших регистрацию в органах ГСЗН, и реальной численностью безработных, относительная «однородность» территориального распределения уровня безработицы; второй этап 1993-1996 характеризуется латентной безработицей. Именно на этот период пришелся максимальный спад производства. Одним из наиболее важных явлений этого этапа было существенное развитие вынужденной неполной занятости населения, которая является одним из основных компонентов латентной безработицы. В первую очередь эти процессы коснулись крупных и средних предприятий, а следовательно, индустриальных центров, в которых они расположены. Наряду с этим, второй этап формирования рынка труда характеризовался и сокращением количества вакантных рабочих мест, которое с ростом числа не имеющих работы дало увеличение показателя нагрузки безработицы. Особенно серьезно эта проблема затронула малые узкопрофильные города и сельскую местность. В это время наметились центры и очаги кризиса, среди которых особое место заняли республики -особенно Ингушетия и Дагестан. Одновременно с этим сформировалась группа относительно благополучных городов и районов, среди которых особо выделились курортные регионы - черноморское побережье Краснодарского края и регион КМВ на Ставрополье; третий этап (1997г.) - депрессивный. Для него типично замедления тенденции роста официально зарегистрированной безработицы. Это происходит на фоне увеличения продолжительности безработицы, которая приобретает застойный характер. В среднем время поиска работы увеличилось с 3- 4 до 6-8 месяцев. Спад производства на этом этапе несколько замедлился, хотя по прежнему достаточно велик - 39,5 %. «Всплеск» кризиса в августе 1998 г. еще более усилил проблемы и населения, и служб занятости, обострив состояние рынка труда страны в целом и отдельных ее регионов. Тем не менее это обострение по-прежнему не сказывается на данных официальной статистики - уровень безработицы на Северном Кавказе остается относительно низким. В трудоизбыточных регионах официальная безработица ниже, ибо тут не очень принято обращаться в органы СЗ, то есть носит более скрытый характер, чем в других регионах.
Существуют три различных картины, характеризующих рынок труда Дагестана. Первая - официальная, состоящая из данных статистики ГСЗН. Ситуация на официальном рынке труда благополучная. Вторая - на основе статистики, составляемой по методологии Международной организации труда (МОТ), которая, явно завышает уровень безработицы. С другой стороны, традиционно велика теневая экономика. И третья - это реальная картина, почти не поддающаяся количественному описанию в силу широкого развития теневой неформальной (скрытой, укрываемой) занятости. «Неизменность» внутрирегиональной картины распределения показателей безработицы: кризисные районы и территории «благополучия» сохраняют свою географию практически в неизменном виде.
Артюхова М.А.
Роль программно-целевых методов управления на современном этапе социально-экономического развития страны
В настоящее время общепризнанным является мнение, что программно-целевой метод служит важнейшим инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития страны и ее отдельных регионов наряду с методами прогнозирования и индикативного планирования. Целевые программы представляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области государственно-федеративного строительства, научно-технического, экономического, инвестиционного, социально-демографического, внешнеэкономического, культурного, экологического и регионального развития Российской Федерации. Их важнейшей особенностью является определение, исходя из народнохозяйственной значимости, экономической и социальной целесообразности состава приоритетных направлений развития и очередности их реализации с учетом возможностей финансирования программных мероприятий на федеральном, региональном или местном уровнях. Практика показывает, что целевые программы могут быть эффективно использованы для управления социальными и экономическими процессами в регионах.
Программно-целевой метод позволяет реализовать настоятельную потребность в осуществлении интеграционных процессов в экономике, обусловленную, с одной стороны, возрастанием сложности, комплексности проблем экономического развития, требующих для своего решения эффективных межотраслевых, межведомственных, межреги-