Научная статья на тему 'РЕАГИРОВАТЬ АДЕКВАТНО И ОПЕРАТИВНО ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ДОМИНАНТ'

РЕАГИРОВАТЬ АДЕКВАТНО И ОПЕРАТИВНО ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ДОМИНАНТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ДОМИНАНТЫ КУРСАНТОВ / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещерякова Елена Ивановна, Берестевич Глеб Викторович, Лопарев Евгений Александрович

В статье рассматриваются педагогические аспекты формирования ценностно-смысловых доминант курсантов в процессе изучения дисциплины «Общая тактика» в русле реализации в образовательном процессе военных вузов программы военно-патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мещерякова Елена Ивановна, Берестевич Глеб Викторович, Лопарев Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESPOND PROMPTLY AND APPROPRIATELY FEATURES OF THE FORMATION VALUE-SEMANTIC DOMINANTS

The article considers the pedagogical aspects as well as the formation of cadets’ value-semantic dominants in the process of studying the discipline «General Tactics» in line with the implementation in the educational process of military universities of the program of military-patriotic education.

Текст научной работы на тему «РЕАГИРОВАТЬ АДЕКВАТНО И ОПЕРАТИВНО ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ДОМИНАНТ»

Е.И. МЕЩЕРЯКОВА, Г.В. БЕРЕСТЕВИЧ, Е.А. ЛОПАРЕВ

E.I. MESHCHERYAKOVA, G.V. BERESTEVICH, E.A. LOPAREV

РЕАГИРОВАТЬ АДЕКВАТНО И ОПЕРАТИВНО

RESPOND PROMPTLY AND APPROPRIATELY

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ДОМИНАНТ FEATURES OF THE FORMATION VALUE-SEMANTIC DOMINANTS

Сведения об авторах: Мещерякова Елена Ивановна - старший научный сотрудник Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», доктор педагогических наук, профессор (г. Воронеж. E-mail: elenamsol@yandex. ru);

Берестевич Глеб Викторович - начальник отдела научно-исследовательского центра Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», подполковник, кандидат технических наук, профессор Академии военных наук (г. Воронеж. E-mail: bon. bgv2015@mail. ru);

Лопарев Евгений Александрович - преподаватель кафедры сухопутных войск Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и ЮА.Гагарина», подполковник (г. Воронеж. E-mail:pochta25@mail. ru).

Аннотация. В статье рассматриваются педагогические аспекты формирования ценностно-смысловых доминант курсантов в процессе изучения дисциплины «Общая тактика» в русле реализации в образовательном процессе военных вузов программы военно-патриотического воспитания.

Ключевые слова: ценностно-смысловые доминанты курсантов, информационно-психологическая война, военно-патриотическое воспитание.

Information about the authors: Elena Meshcheryakova - Senior Scientist Researcher of the Russian Air Force Military Educational and Scientific Center «Air Force Academy named after Professor N. E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin», Doctor of Pedagogy, Professor (Voronezh. E-mail: elenamsol@yandex. ru);

Gleb Berestevich - Head of the Scientific Research Center of the Russian Air Force Military Educational and Scientific Center «Air Force Academy named after Professor N. E. Zhukovsky and YA. Gagarin», Lieutenant Colonel, Candidate of Technical Sciences, Professor of the Academy of Military Sciences (Voronezh. E-mail: bon. bgv2015@mail. ru);

Evgeniy Loparev - lecturer at the department of land forces of the Russian Air Force Military Educational and Scientific Center «Air Force Academy named after Professor N. E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin», Lieutenant Colonel (Voronezh. E-mail:pochta25@mail. ru).

Summary. The article considers the pedagogical aspects as well as the formation of cadets' value-semantic dominants in the process of studying the discipline «General Tactics» in line with the implementation in the educational process of military universities of the program of military-patriotic education.

Keywords: cadets' value-semantic dominants, information and psychological warfare, military-patriotic education.

¡гщр

1 штаг

В наступившем столетии одним из важнейших направлений противоборства государств, систем, союзов становится актуализация средств информационно-психологического воздействия на противника, которая приобретает характер информационно-психологической войны. Такая война ведётся как в мирное время, так и в период осуществления боевых действий и призвана оказывать разрушительное воздействие не только на мировоззрение военнослужащих, но и на духовную сферу, нравственное состояние армии, общества, государства. Подготовка к информационно-психологической войне началась в Соединённых Штатах Америки сразу же после окончания Второй мировой войны, и к настоящему времени там разработаны не только практические, тактические, но и теоретические, методологические, стратегические аспекты проблем, связанные с подготовкой и проведением информационно-психологической войны. Что касается нашей страны, то в такой войне, по утверждению А. В. Кириченко, она «явно проигрывает, подвергаясь беспрецедентному давлению со стороны Запада, так как этому направлению не уделялось должного политического, организационного и научного внимания». В связи с этим особую актуальность, значимость и своевременность приобретают исследования, в которых представители различных научных областей (философии, социологии, политологии, культурологии, психологии и др.) изучают проблемы, связанные с обеспечением эффективного информационного противоборства, с осуществлением действий на опережение в условиях, когда «технологии психологического воздействия используются как психотропное оружие, как эффективный инструмент ведения широкомасштабных информационно-психологических войн».

Не исключение - многоаспектные педагогические проблемы, выявление, обоснование и разреше-

ние которых позволит обеспечить подготовку военных специалистов, обладающих необходимым уровнем сформированности готовности к информационному противоборству, морально-психологической устойчивостью в самых сложных, порой и экстремальных ситуациях информационно-психологического давления, а также личностно-про-фессиональными качествами, позволяющими осуществлять успешную военно-профессиональную деятельность в условиях современной информационно-психологической войны, своевременно противодействовать её новейшим вызовам и угрозам. Следует отметить, что комплексных педагогических исследований в указанной предметной области отечественными учёными не проводилось, изучаются лишь некоторые аспекты обозначенной педагогической проблемы.

В работах отечественных исследователей информационно-психологическая война характеризуется как «наиболее социально опасная форма противоборства, осуществляемого насильственными средствами и способами воздействия на информационно-психологическую сферу противника с целью решения стратегических задач»; как «совокупность различных форм, методов и средств воздействия на людей с целью изменения в желаемом направлении их психологических характеристик (взглядов, мнений, ценностных ориентаций, настроений, мотивов, установок, стереотипов поведения), а также групповых норм, массовых настроений, общественного сознания в целом».

Важнейшими объектами воздействия противника в информационно-психологической войне становятся военнослужащие и военное управление. В связи с этим в качестве одного из приоритетных направлений профессиональной подготовки будущих офицеров к осуществлению эффективных, обоснованных действий в условиях

информационного противоборства в современных условиях необходимо рассматривать формирование их способностей противостоять информационно-психологическому давлению противника, своевременно противодействовать новейшим вызовам и угрозам. Анализ научной литературы, изучение накопленного в Вооружённых Силах, военных вузах опыта подготовки военнослужащих к информационному противостоянию позволяют с уверенностью утверждать, что решению обозначенных сложных, связанных с использованием новейших достижений в различных научных областях задач способствует становление ценностно-смысловых доминант будущих офицеров в образовательном процессе военных вузов. Формирование устойчивых ценностно-смысловых доминант военнослужащих - это деятельность на опережение, она позволяет предупредить негативное влияние как используемых, так и разрабатываемых новых и новейших форм, методов и средств информационно-психологического воздействия на противника.

Проводя исследование, мы различаем понятия «становление» и «формирование» ценностно-смысловых доминант. Основываясь на гегелевскую концепцию, мы понимаем под становлением «безудержное движение», которое «не может удержаться в этой абстрактной подвижности, так как бытие и ничто исчезают в становлении, а лишь это исчезновение и составляет понятие становления». Что касается формирования, то это - «целенаправленный процесс педагогического взаимодействия субъектов образовательной деятельности (преподавателей, командиров, воспитателей и курсантов), обеспечивающий становление» ценностно-смысловых доминант будущих офицеров.

Исследования показывают, что на становление ценностно-смысловых доминант курсантов информационное противоборство может оказывать влияние в следующих

деформация взглядов н убеждении, определяющих отношение военноелужащи о к исполнению военно-профессионального долга по защите Отечества, его мировоззрение и жизненную

Становление „енностне-смысловых I

доминант J курсанта

изменение ценностных установок, смыеложизнснных ориентации, детерминирующих и мотивирующих осуществление воешю-профессисшальвой деятельности

разрушение духовности, нравственности, гармонии в сосуществовании с окружающим мирим, искажение мораль но-нравственных представлении о воинским долге, офицерской чести, доблести, насаждение фрагментарности духовно-нравсгасниого восприятия окружающей действительности

насаждение профессионального маргинализма посредством стимулирования негативного отношения к осуществлению военно-профессиональной деятельности, непринятия своей включенности в воинский коллектив, в сообщество военных профессионалов и Д|:

Рис. Укрупнённые направления влияния информационного противоборства на становление ценностно-смысловых доминант курсантов

четырёх укрупнённых направлениях (см. рис.). В каждом из этих направлений осуществляется целенаправленная информационно-психологическая работа, которая должна приводить к «подрыву гражданского духа, деморализации Вооружённых Сил, дезориентации командования».

Понимание смысла, содержания, стратегической направленности и тактических характеристик информационно-психологической войны приобретает особенно важное значение в связи с разработкой педагогической проблемы формирования готовности военнослужащих к успешному информационному противоборству. Это - многоаспектная и многофакторная проблема, требующая проведения комплексных психолого-педагогических исследований. Однако можно выделить и рассмотреть её отдельные аспекты, связанные с подготовкой будущих офицеров в военных вузах, в частности - исследовать становление ценностно-смысловых доминант курсантов в образовательном процессе в контексте

целенаправленного формирования значимых личностно-профессио-нальных качеств (профессиональные знания, умения и навыки, дисциплинированность, исполнительность, честность, требовательность и др.), обеспечивающих необходимую морально-психологическую устойчивость и эффективные военно-профессиональные действия в условиях информационного противоборства.

Ценностно-смысловые доминанты военнослужащих традиционно понимают как ведущие, господствующие идеи, определяющие мысли, чувства и поведение человека, связанные с его отношением к избранной профессии, к военно-профессиональной деятельности, целенаправленной на обеспечение территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации, сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или посягательств на её интересы. К ценностно-смысловым доминантам, становление которых происходит в образовательном процессе

военных вузов, мы относим: патриотизм и верность служению Отчизне, офицерскую честь и достоинство, преданность своему народу и осознание воинского долга, государственную и гражданскую ответственность, доблесть, храбрость и др.

Образовательный процесс военных вузов, в соответствии с устоявшимися представлениями, включает процессы обучения, воспитания и личностного развития будущих офицеров. Не умаляя безусловно важное значение обучения, мы выделяем ведущую роль военно-патриотического воспитания в формировании ценностно-смысловых доминант курсантов. «Патриотизм - это тот фундамент, прочное моральное основание, на котором мы должны строить своё будущее», - отмечает Верховный Главнокомандующий, Президент Российской Федерации В.В. Путин.

Военно-патриотическое воспитание, как базовое направление становления ценностно-смысловых доминант курсантов, развития их способностей к восприятию значимой для военнослужащих информации, создания психологических барьеров для проникновения в сознание и закрепления в нём вредоносной информации, разрушающей мировоззрение, духовность и нравственность, деформирующей ценностные установки и смысложизненные ориентации, осуществляется, прежде всего, на уровне военного вуза (см. фото 1).

Однако важно отметить, что достижению цели становления ценностно-смысловых доминант курсантов, обеспечивающих успешное противостояние в современной информационно-психологической войне, способствует многогранная, слаженная, повседневная педагогически обоснованная деятельность всего профессорско-преподавательского, командного состава военного вуза.

Успешному становлению ценностно-смысловых доминант способствует программа «Формиро-

вание ценностно-смысловых доминант курсантов в образовательном процессе военного вуза», которая реализуется как на уровне военного вуза в целом (создание необходимой для этого культурно-образовательной среды), так и на уровне преподавания отдельных дисциплин. В частности - в процессе изучения дисциплины «Общая тактика», когда курсанты первого курса, только начинающие военно-профессиональное становление в качестве будущих офицеров Российской Армии, получают и усваивают знания в области подготовки и ведения всех видов боевых действий (наступления, обороны, встречного боя и др.), приобретают умения и навыки тактической маскировки, преодоления взрывных и невзрывных заграждений, осуществления полевых измерений для обеспечения боевой деятельности войск и др. (см. фото 2,3).

Мы видим особенно важное значение дисциплины «Общая тактика» для формирования ценностно-смысловых доминант в связи со следующими особенностями её изучения курсантами первого курса:

1) в этот период становление ценностно-смысловых доминант должно быть особенно интенсивным, так как будущими офицерами изучаются дисциплины социально-гуманитарного блока (правоведение, социология, политология, культурология), что вместе с изучением базовой военной дисциплины «Общая тактика» и её первого раздела «Военно-инженерная подготовка» позволяет сформировать компетенции, играющие важнейшую роль в становлении военно-профессионального мировоззрения, духовности и нравственности, смысложизненных ориентаций и доминант;

2) на первом курсе начинается процесс адаптации курсантов к условиям военного образования и несения службы в военном вузе, что у многих сопровождается физическими, психическими, психоло-

Ochoihm« направлении

и {учение не три и Российскою j осудярс i hü. Вооруженных Сил» RucHHo-tutoyiuHMK сил и академии н * сливным боевых традиций;

lipOfMtfCNNC мероирмний но rociiiriинню в c.iyшятслих n курсянтах чувства гордости т принадлежность к Воеиво-воиушной mvuiH, Во ну i ■ ■ н о- ко с м н ч с с км м силам« Вооружённым Силам Российской Федерации;

имичодсйсшие с ву«амн городя Воронежа, молодежными ноенно-патрногичсскими органнитнями, Всероссийским детско-юношеским военно-ннтрнот ическнм общее гвенным движением «Юнирмик», подшефными

Ы>щеоб'риюв411ельны1ЧИ учреждениями и интересах иоеино-патрнотического воспитании:

ор1янитапин и проведение совмепных мероприишй с представителями Русской православной церкви, других релш но1ных конфессий в целях, духов в о-приветвевиою и патриотического воспитанна военнослужащих.

W

i

Фото 1. Основные направления военно-патриотической работы с курсантами в ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

гическими и иными трудностями, связанными, по мнению И.В. Ди-денко, с «вживанием в армейский коллектив», привыканием «к условиям, обязанностям службы ... в пределах существующих в армии требований и норм». От того, насколько успешно проходит процесс адаптации курсантов первого курса в военном вузе, во многом зависят их восприятие воинской службы и осознание ими перспектив предстоящей военно-профессиональной деятельности;

3) в процессе изучения дисциплины «Общая тактика» у будущих офицеров формируются представления о закономерностях общевойскового боя, правилах и условиях

его подготовки и проведения совместными усилиями соединений, частей, подразделений, что в интеграции со знаниями, получаемыми курсантами в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин, способствует становлению убеждённости в значимости предстоящей им военно-профессиональной деятельности для защиты национальных интересов Отечества, государства и его граждан.

Однако успех формирования ценностно-смысловых доминант будущих офицеров на занятиях по общей тактике не может быть обеспечен, если обучение не сопровождается решением воспитательных задач по формированию

Фото 2. Маскировка мест стоянки техники табельными средствами

Фото 3. Практическая работа с использованием средств разведки и преодоления минно-взрывных заграждений

у курсантов решимости, выносливости, силы воли и стойкости при выполнении военно-профессиональный действий, требующих значительных физических усилий, а также смелости, хладнокровия и уверенности в действиях, связанных с риском для жизни. Тем самым обеспечивается становление мировоззренческой позиции военнослужащих на основе лучших военных традиций, развивается стремление к овладению военной профессией, готовность к защите Отечества, осознание воинского долга, офицерской чести и достоинства и иные важнейшие личностные, морально-нравственные и профессиональные качества.

Проводимые исследования позволяют прийти к выводу о том, что:

1) перспективным направлением изучения актуальной, значимой и недостаточно разработанной в отечественных психолого-педагогических исследованиях проблемы формирования готовности военнослужащих к эффективному противоборству в условиях современной информационно-психологической войны является выявление и обо-

снование возможностей педагогического влияния на становление ценностно-смысловых доминант курсантов в образовательном процессе военных вузов;

2) такое педагогическое влияние должно осуществляться на различных уровнях организации образовательного процесса, в том числе: на уровне военного вуза целесообразна реализация программы «Формирование ценностно-смысловых доминант курсантов в образовательном процессе военного вуза» как одного из средств военно-патриотической работы (такая программа должна включать разделы «Цель и задачи, планируемые результаты реализации программы», «Мероприятия программы и формы их проведения», «Методическое сопровождение реализации программы» и др., предназначена для осуществления воспитательной работы со всеми обучающимися); на уровне изучения отдельных дисциплин целесообразны постановка и решение учебно-воспитательных задач с учётом специфики предмета и формируемых компетенций, что должно найти отражение в рабочей программе изучаемой дисциплины, а также разрабатываемом для проведения учебных занятий методическом сопровождении (методическом обеспечении, разработанном для решения задач обучения и воспитания, выборе оптимальных форм, методов и средств организации эффективного взаимодействия преподавателей и курсантов и др.);

3) учёт обозначенных в статье особенностей становления ценностно-смысловых доминант под влиянием факторов информационного противоборства (внешнее информационно-психологическое давление противника, быстрое обновление методов и средств информационно-психологического воздействия на военнослужащих, направленных на личностную деформацию, разрушение духовности, нравственности и т.п., необходимость формирования качеств, обеспечивающих

морально-психологическую устойчивость, и др.) способствует подготовке офицеров Российской Армии, способных и готовых к осуществлению эффективной военно-профессиональной деятельности в условиях современной информационно-психологической войны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кириченко, А.В. Информационно-психологические войны: современные тенденции и технологические возможности // Акме-ология, 2015. № 4 (56). С. 209-214.

2. Сулейманова, Ш.С., Назарова Е.А. Информационные войны: история и современность. - М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2017. 124 с.

3. Крысько, В. Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). - М., 2002. 208 с. [Электронный ресурс]. URL: http: //gumer. info>bibliotek_Buks/ Psihol/krusk/ (дата обращения: 07. 06. 2021)

4. Гегель, Г. Энциклопедия философских наук. Т. 1.: Наука логики.-М.: Мысль, 1974. 452 с.

5. Мещерякова, Е.И., Еремин, А. В. Становление профессиональной идентичности будущих специалистов в условиях контекстного обучения и воспитания: Векторы развития контекстного образования: коллективная монография / отв. ред. Э. П. Комарова.-Воронеж, 2021. С. 97-105.

6. Путин, В. В. Выступление на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи 12 сентября 2012 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www. kremlin. ru/events/president/ news/16470 (дата обращения 14.05.2021).

7. Диденко, И.В. Психофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-бое-вой деятельности: дис. ... канд. пси-хол. наук. - Ростов-на-Дону, 2007. 229 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.