Научная статья на тему 'ГУМАНИТАРНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА'

ГУМАНИТАРНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМИЯ РОССИИ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО / RUSSIAN ARMY / HUMANITARIZATION / HIGHER MILITARY EDUCATION / INFORMATION TECHNOLOGIES / INFORMATION WARFARE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бухтоярова Ирина Михайловна, Надточий Зоя Юрьевна

Статья посвящена решению важнейшей целевой задачи - подготовке российского офицера на уровне требований XXI в. Актуальность данной проблемы особенно возрастает в связи с приданием патриотизму статуса «общенациональной идеи» и возрастанием в современных условиях его консолидирующей силы. На этом фоне гуманитарное образование вступающего в самостоятельную жизнь нового поколения российских офицеров представляется важнейшим компонентом модернизации высшей военной школы. В статье проанализированы и определены практические аспекты по повышению качества гуманитарной составляющей в ходе учебно-воспитательного процесса военного вуза в условиях информационного противоборства. Задача Министерства обороны - популяризировать образ современного офицера, обладающего соответствующей геополитическим вызовам технической и гуманитарной подготовкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бухтоярова Ирина Михайловна, Надточий Зоя Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITARIAN COMPONENT OF MILITARY TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE CONTEXT OF INFORMATION WARFARE

The article is devoted to the solution of the most important target task - training of the Russian officer at the level of requirements of the XXI century. The relevance of this problem is especially growing due to the fact that patriotism is given the status of a «national idea» and its consolidating power is increasing in modern conditions. Against this background, the humanitarian education of a new generation of Russian officers entering independent life seems to be an essential component of the modernization of higher military schools. The article analyzes and defines practical aspects of improving the quality of the humanitarian component in the course of the educational process of a military University in the context of information warfare. The task of the Ministry of defense is to popularize the image of a modern officer who has the appropriate technical and humanitarian training for geopolitical challenges.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИТАРНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА»

Гуманитарный компонент обучения военнослужащих в высших учебных заведениях в условиях информационного противоборства

Бухтоярова Ирина Михайловна,

кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» E-mail: imb1985@yandex.ru

Надточий Зоя Юрьевна,

кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» E-mail: zoya_nadtochiy@mail.ru

Статья посвящена решению важнейшей целевой задачи - подготовке российского офицера на уровне требований XXI в. Актуальность данной проблемы особенно возрастает в связи с приданием патриотизму статуса «общенациональной идеи» и возрастанием в современных условиях его консолидирующей силы. На этом фоне гуманитарное образование вступающего в самостоятельную жизнь нового поколения российских офицеров представляется важнейшим компонентом модернизации высшей военной школы. В статье проанализированы и определены практические аспекты по повышению качества гуманитарной составляющей в ходе учебно-воспитательного процесса военного вуза в условиях информационного противоборства. Задача Министерства обороны - популяризировать образ современного офицера, обладающего соответствующей геополитическим вызовам технической и гуманитарной подготовкой.

Ключевые слова: армия России, гуманитаризация, высшее военное образование, информационные технологии, информационное противоборство.

Современное состояние российского общества и тенденции развития международных отношений, в частности, обострение политического и экономического противостояния со странами ЕС и НАТО вызывают острую необходимость уделять особое внимание разработке и научному обоснованию средств и методов формирования патриотической уверенности, военно-нравственного воспитания будущих офицеров.

Трудности переходного периода, а также введение режима санкций в отношении Российской Федерации не только поспособствовали усилению политической и экономической нестабильности, но и оказывают дестабилизирующее воздействие на общественное сознание, порождая в том числе ряд проблем в воспитании патриотизма у современной молодежи [7, с. 157]. Такое положение дел явилось следствием, в том числе, стихийных влияний современной информационной ситуации, когда по большей части мировоззренческие установки молодые люди получают посредством никак не контролируемого и практически никем не регулируемого потока из средств массовой информации, прежде всего, посредством сети Интернет.

Актуальность данной проблемы особенно возрастает в связи с приданием патриотизму статуса «общенациональной идеи» и возрастанием в современных условиях его консолидирующей силы. На этом фоне гуманитарное образование вступающего в самостоятельную жизнь нового поколения российских офицеров представляется важнейшим компонентом модернизации высшей военной школы.

В сложных условиях военно-политической обстановки в мире выпускникам военных вузов зачастую приходится решать разнообразные задачи. Среди них - постоянное поддержание высокой степени боевой готовности. Причем не всегда это связано с активными боевыми действиями и физическим насилием. Одним из самых распространенных способов устрашения и уничтожения противника на сегодня является информационная война. В ходе таких войн возможно манипулирование общественным сознанием человека. И в этой ситуации оптимальным является качественная общенаучная и социокультурная подготовка военнослужащих.

Термин «информационная война» может быть рассмотрен с разных сторон [5, с. 231]. Мы будем использовать его в качестве комплекса мероприятий по информационному воздействию на массовое сознание для изменения поведения людей и навязывания им целей, которые не входят в чис-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ло их интересов, а также защита от подобных воздействий.

За последние 25 лет основными причинами информационной борьбы стали: схватка за мировое лидерство без применения оружия массового поражения, стремление США к безоговорочному мировому господству, а также увеличение средств воздействия на сознание человека с целью управления его поведением [8, с. 16]. В войнах такого типа уязвимо любое государство, так как противник применяет разнообразные современные информационные средства и технологии воздействия.

Для эффективного противодействия информационному воздействию извне многие государства вырабатывают специальную стратегию, направленную на укрепление традиционных ценностей и исторического сознания. Реализация данной стратегии находит отражение в содержательной части гуманитарного блока образования.

Проблема повышения качества гуманитарной подготовки в военном вузе на сегодняшний момент стоит очень остро. Ведь именно через комплекс базовых дисциплин, таких как: история, философия, политология, социология, культурология, психология возможности влияния на общественное сознание граждан достаточно велико [12, с. 29]. Именно современные гуманитарные технологии рассматриваются как один из способов достижения стратегических целей политики безопасности в наиболее развитых странах. И здесь необходимо не допустить манипулирование человеческим потенциалом со стороны противника, чему должно способствовать качественное гуманитарное образование [1, с. 39].

Именно гуманитарный компонент обучения военнослужащих способствует развитию человека как целостного субъекта культуры и деятельности. Основной целью гуманитарной подготовки военнослужащих в высшем учебном заведении является гармоничное развитие профессиональных и нравственных качеств, основанное на усвоении социокультурных ценностей, умение самостоятельно вырабатывать руководящие принципы своей профессиональной деятельности и социального поведения с позиции гуманизма [4, с. 215].

Обратимся к анализу гуманитарного блока военно-профессионального обучения в ведущих странах мира.

За последние несколько десятилетий в мировой системе гуманитарного образования произошли серьезные изменения [14, с. 9]. Так, в американском обществе лидирующие позиции в армии заняла философия прагматизма (Ч. Пирс, Дж. Дьюи, У. Джемс). В основе их доктрины лежит критерий полезности и выгодности в достижении практических результатов. Одной из осно-° вополагающих концепций в воспитании будущих " офицеров здесь остается бихевиоризм (Л. Бриггс, ^ Р. Ганье). Суть его сводится к тому, что поведение ^ человека - это ответные реакции на внешние раз-Ц дражители, поступающие извне [2, с. 22].

На подготовку офицерских кадров США, Великобритании и Германии оказала воздействие концепция постиндустриального общества (Д. Белл). В XXI в. она стала некой гуманистической парадигмой военного образования, основанной на саморазвитии личности при активной профессиональной поддержке [6, с. 67]. Акценты расставлены с точки зрения свободы и прав личности, плюрализма и гражданского самосознания.

В военных вузах стран НАТО упор делается на овладение курсантами не столько военной техникой, сколько искусством руководить людьми и принимать всесторонне обоснованные решения. Ярким примером может послужить ведущий вуз армии США - Военная академия в Вест-Пойнте. Основной целью подготовки здесь является формирование профессионально квалифицированных морально и физически развитых руководителей, основными качествами которого станут компетентность, ответственность и преданность своему делу. Будущий офицер американской армии должен уметь правильно выстроить отношения с подчиненными, а также создавать сплоченные коллективы. Блок гуманитарного образования составляет более 50% бюджетного времени академии [3, с. 12]. В курс обязательного изучения входят: психология управления, военное руководство, военная педагогика, менеджмент и социология.

Основная гуманитарная подготовка будущих офицеров вооруженных сил США формируется в военных колледжах. В одном из американских колледжей в штате Канзас с 1980 г. была разработана программа слушателей по ораторскому искусству. Регулярные выступления перед различной аудиторией с устными сообщениями способствует развитию профессиональной речи. Кроме того, для дальнейшего совершенствования гуманитарной подготовки офицеров армии США в колледжах вводится этика, где особое внимание уделяется взаимоотношениям старшего с подчиненным. С целью подготовки умелого руководителя, в особом порядке рассматривается роль человеческого фактора в бою [3, с. 14].

Опыт подготовки офицерских кадров в Германии является актуальным и для Вооруженных Сил Российской Федерации, комплектуемых также на основе смешенной системы (по призыву и контракту). Наиболее целенаправленная работа осуществляется в университетах бундесвера (Мюнхен и Гамбург). В уставе этих организаций четко указана цель воспитательной работы будущего офицера ФРГ - развитие личности военнослужащего [9, с. 27]. Наличие таких ориентиров благоприятно сказывается на разработке теории и практики воспитательной работы. Начиная с середины 1980-х гг. руководство министерства обороны ФРГ уделяет первостепенное значение содержанию учебных планов и программ в военных учебных заведениях. Особое внимание отводится общественным дисциплинам: политологии, социологии, международному праву, этике, культурологии [10, с. 208]. На эти предметы отводится до 25% учебного вре-

мени. Их изучение способствует формированию качеств, необходимых будущему руководителю, с определенным набором идеалов, представлений и ценностей военной службы. Часто командование военных учебных заведений предоставляет возможность пройти практику в качестве командира отделений для приобретений практических навыков работы с людьми.

В армии Великобритании существует система национальной подготовки офицерских кадров в военных учебных заведениях [9, с. 30]. Она достаточно эффективна и, несомненно, включает в себя и гуманитарный компонент в обучении. Программа подготовки предусматривает усвоение воинской дисциплины, курса лидерства и ряда общественных наук, проведение всех видов и форм занятий, включая стажировки и самостоятельную работу. Оптимальное сочетание обучения и воспитания с мерами материального стимулирования деятельности способствует высокому уровню военной подготовки будущих офицеров.

Таким образом, гуманитарный компонент в процессе военной подготовки в США, Германии и Великобритании играет особую роль. В процессе изучения общественных наук осуществляется образовательно-воспитательная работа, способствующая формированию индивидуальной личности, руководителя-психолога, решающего задачи сложного современного информационно небезопасного мира [13, с. 35].

Безусловно, отмеченные выше положительные элементы опыта зарубежных армий могут быть использованы в подготовке офицерского состава в отечественных военных вузах, в том числе в сфере гуманитарного образования курсантов, однако, представляется совершенно нецелесообразным простое копирование военных образовательных моделей других стран, без учета опыта, богатой истории, традиций военной школы, национальных особенностей развития отечественных Вооруженных Сил.

Для блока гуманитарных дисциплин включение имиджевого дискурса в учебные занятия будет способствовать качественному рывку в подготовке специалистов в рамках эпохи высоких гуманитарных технологий [11, с. 27]. Под имиджевым дискурсом следует понимать комплекс символов, которые поступают определенной части людей с помощью каналов коммуникации для формирования позитивного образа события или института.

Будущие офицеры должны получать достоверную информацию в рамках учебного процесса, а не восполнять информационный вакуум с помощью Интернет-ресурсов, работающих на разведку потенциальных противников. Гордость за современное российское оружие, технологические новинки, успешные действия российской армии в спецоперациях, подвиги погибших военнослужащих должны популяризироваться и среди общества, и среди профессионалов, и находить отклик за рубежом. Задача Министерства обороны - популяризировать образ современного офи-

цера, обладающего соответствующей геополитическим вызовам технической и гуманитарной подготовкой.

Литература

1. Белошицкий А.В. Становление субъектности офицеров в образовательном процессе военного вуза: монография / А.В. Белошицкий. -Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006.- 232 с.

2. Жураковский В.М., Сазонова З.С. Актуальные

задачи модернизации профессионального образования / В.М. Жураковский, З.С. Сазонова // Высшее образование в России.- 2010.-№ 5. - С. 19-27.

2. Карпова Т.А. Педагогические основы гуманитарной подготовки офицерских кадров в высших военно-учебных заведениях США: автореферат дис... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - М., 2000.- 24 с.

3. Кириленко Г.В. Основные направления развития системы подготовки военных кадров в России: история и современность / Г.В. Кириленко // Право и безопасность.- 2003, июнь.-№ 1-2(6-7). - С. 210-217.

4. Кихтан В.В., Качмазова З.Н. Информационная война: понятие, содержание и основные формы проявления / В.В. Кихтан, З.Н. Качмазова // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева.- 2018.- № 2. - С. 228-235.

5. Клачков П.В., Подъяпольский С.А. Гуманитарные технологии и целостность государства / П.В. Клачков, С.А. Подъяпольский. - М.: ЛЕ-НАНД, 2014.- 528 с.

6. Кошелева А.О., Шевченко О.И. Научно-исследовательская деятельность как фактор повышения профессионального мастерства преподавателя в современном вузе / А.О. Кошелева, О.И. Шевченко // Наука и образование: современные тренды.- 2015.- № 7 (7). - С. 153-160.

7. Кугушева А.М. От информационных войн к поведенческим / А.М. Кугушева // Информационные войны.- 2016.- № 1(37). - С. 11-23.

8. Матвеенко А.А. По зарубежным странам и армиям / А.А. Матвеенко // Зарубежное военное обозрение.- 2000.- № 1. - С. 26-39.

9. Надточий З.Ю. Перспективы совершенствования деятельности по повышению гуманитарной подготовки будущего офицера / З.Ю. Надточий // Гуманитарные проблемы военного дела.- 2017.- № 3(12). - С. 206-210.

10. Надточий З.Ю., Дрындин К.Р. Высокие гуманитарные технологии как особенность современной войны / З.Ю. Надточий, К.Р. Дрын-дин // Молодежный инновационный вестник.-2018. - Том VII. - С. 26-29.

11. Тарасов Б.Н. Значение гуманитарного знания в современном образовательном процессе / Б.Н. Тарасов // Знание. Понимание. Умение.-2007.- № 4. - С. 28-31.

12. Устинкин С.В., Рудаков А.В. Гуманитарные технологии как инструмент разрушения идентич-

ен о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

ности граждан в современной информационной войне / С.В. Устинкин, А.В. Рудаков // Вестник академии военных наук.- 2017.- № 4(61). -С.33-37.

13. Уткин В.Е. Особенности воспитательной работы в вооруженных силах США, Великобритании и Франции / В.Е. Уткин // Зарубежное военное обозрение.- 2001.- № 11. - С. 8-12.

HUMANITARIAN COMPONENT OF MILITARY TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE CONTEXT OF INFORMATION WARFARE

Bukhtoyarova I.M., Nadtochiy Z. Yu.

Air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.a. Gagarin

The article is devoted to the solution of the most important target task - training of the Russian officer at the level of requirements of the XXI century. The relevance of this problem is especially growing due to the fact that patriotism is given the status of a «national idea» and its consolidating power is increasing in modern conditions. Against this background, the humanitarian education of a new generation of Russian officers entering independent life seems to be an essential component of the modernization of higher military schools. The article analyzes and defines practical aspects of improving the quality of the humanitarian component in the course of the educational process of a military University in the context of information warfare. The task of the Ministry of defense is to popularize the image of a modern officer who has the appropriate technical and humanitarian training for geopolitical challenges.

Keywords: Russian army, humanitarization, higher military education, information technologies, information warfare.

References

1. Beloshitsky A.V. Formation of subjectivity of officers in the educational process of a military University: monograph / A.V. Beloshitsky. - Voronezh: publishing house of NPO MODEK, 2006.- 232 p. 2. zhurakovsky V. M., Sazonova Z.S. Actual tasks of modernization of professional education / V. M. zhurakovsky,

Z.S. Sazonova // Higher education in Russia.- 2010. - no. 5. -P. 19-27.

2. Karpova T.A. Pedagogical bases of humanitarian training of officers in higher military educational institutions of the USA: abstract of dis... candidate of pedagogical Sciences: 13.00.01.-M., 2000.- 24 p.

3. Kirilenko G.V. Main directions of development of the military personnel training system in Russia: history and modernity / G.V. Kirilenko // Law and security.- 2003, June.- № 1-2(6-7). - Pp. 210-217.

4. Kihtan V. V., Kachmazova Z.N. Information war: concept, content and main forms of manifestation / V.V. Kihtan, Z.N. Kachmazova // Vestnik volzhskogo universiteta imeni V.N. Tatishche-va.- 2018. - no. 2. - P. 228-235.

5. Klachkov P.V., Podyapolsky S.A. Humanitarian technologies and integrity of the State / P.V. Klachkov, S.A. Podyapolsky. -M.: LENAND, 2014.- 528 p.

6. Kosheleva A. O., Shevchenko O.I. Scientific research activity as a factor in improving the professional skills of a teacher in a modern University / A.O. Kosheleva, O.I. Shevchenko // Science and education: modern trends.- 2015.- № 7 (7). - P. 153160.

7. Kugusheva A. M. From information warfare to behavioral / Kugu-sheva A.M. // Information war.- 2016.- № 1(37). - S. 11-23.

8. Matveenko A.A. In foreign countries and armies / A.A. Matveen-ko // Foreign military review.- 2000. - No. 1. - P. 26-39.

9. Nadtochiy Z. Y. prospects of improvement activities to improve humanitarian training of the future officer / Z.Y. Nadtochiy // the Humanitarian problems of military Affairs.- 2017.- № 3(12). -P. 206-210.

10. Nadtochiy Z. Yu, K.R. Grandin High humanitarian technologies as a feature of modern war / Z.Y. Nadtochiy, K.R. Dryndin // Youth innovation Gazette.- 2018. - Volume VII. - P. 26-29.

11. Tarasov B.N. The value of the Humanities in the modern educational process / B.N. Tarasov // Knowledge. Understanding. Skill.- 2007. - No. 4. - P. 28-31.

12. Ustinkin S. V., Rudakov A.V. Humanitarian technologies as a tool for destroying the identity of citizens in the modern information war / S.V. Ustinkin, A.V. Rudakov // Bulletin of the Academy of military Sciences.- 2017.- № 4(61). - p. 33-37.

13. Utkin V. E. features of educational work in the armed forces of the USA, great Britain and France / V.E. Utkin // Foreign military review.- 2001. - No. 11. - Pp. 8-12.

о с

u

СЭ CM

о

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.