Научная статья на тему 'Информационная культура современного российского офицера'

Информационная культура современного российского офицера Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
187
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATIONAL CULTURE / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL STABILITY / НАВЫКИ ЭФФЕКТИВНОГО ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ / SKILLS FOR EFFECTIVE INFORMATION SEARCH / НАВЫКИ ОЦЕНКИ ДОСТОВЕРНОСТИ ИНФОРМАЦИИ / SKILLS OF ASSESSMENT OF THE RELIABILITY OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Баранов Евгений Геннадьевич, Каргин Евгений Алексеевич

В статье описываются результаты исследования структуры и особенностей информационной культуры офицера. Дается сравнительный анализ уровня развития информационной культуры курсантов и слушателей. Обоснована ведущая роль гуманитарных дисциплин в формировании информационной культуры военного инженера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Баранов Евгений Геннадьевич, Каргин Евгений Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIONAL CULTURE OF CONTEMPORARY RUSSIAN OFFICER

The article describes the results of studies of the structure and peculiarities of the informational culture of officer. The comparative analysis of the level of development of informational culture of cadets and magistrates is presented. The leading role of the humanities in the formation of informational culture of the military engineer is substantiated.

Текст научной работы на тему «Информационная культура современного российского офицера»

УДК 159.923

Баранов Евгений Геннадьевич,

кандидат психологических наук, доцент кафедры Гуманитарных и

социально-экономических наук ВА ВКО имени Г.К. Жукова, г. Тверь,

e-mail: eugeny.baranow2015@yandex.ru

Каргин Евгений Алексеевич,

слушатель ВА ВКО имени Г.К. Жукова, г. Тверь,

e-mail: karden61@mail.ru

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОФИЦЕРА

Аннотация. В статье описываются результаты исследования структуры и особенностей информационной культуры офицера. Дается сравнительный анализ уровня развития информационной культуры курсантов и слушателей. Обоснована ведущая роль гуманитарных дисциплин в формировании информационной культуры военного инженера.

Ключевые слова: информационная культура, информационно-психологическая устойчивость, навыки эффективного поиска информации, навыки оценки достоверности информации.

Baranov Evgeny Gennadievich,

candidate of psychological Sciences, docent of the chair of Humanitarian and

socio-economic Sciences MA ASD named after G. K. Zhukov, Tver,

e-mail: eugeny.baranow2015@yandex.ru

Kargin Eugeny Alekseevich,

listener MA ASD named after G. K. Zhukov, Tver,

e-mail: karden61 @mail .ru

INFORMATIONAL CULTURE OF CONTEMPORARY RUSSIAN

OFFICER

Abstract: The article describes the results of studies of the structure and peculiarities of the informational culture of officer. The comparative analysis of the level of development of informational culture of cadets and magistrates is presented. The leading role of the humanities in the formation of informational culture of the military engineer is substantiated.

Key words: informational culture, information and psychological stability, skills for effective information search, skills of assessment of the reliability of information.

В настоящее время развитие общества характеризуется кардинальными изменениями в сфере взаимодействия человека и информации, а в военной сфере, обострением информационно-психологической войны против Российской Федерации, усилением информационно-психологического воздействия вероятного противника на население, и, особенно на военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. В.Е. Лепский, указав, на то, что информационно-психологические воздействия имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с другими видами воздействий, сделал вывод о том, что эти воздействия могут стать наиболее распространенным и опасным оружием в XXI веке. [2,с.233] В связи с этим, особо остро встает вопрос формирования устойчивости военнослужащих к такому воздействию. А в основе формирования такой устойчивости лежит, в том числе, и такой феномен, как информационная культура личности.

Информационная перенасыщенность окружающего мира требует особенно интенсивного развития у человека тех личностных структур, которые в наибольшей степени обеспечивают эффективное приспособление к социальному окружению. Особое значение имеет приспособление к информационной напряженности в профессиональной среде [3,с.187]. Именно военно-профессиональная деятельность отличается высокой информационной перенасыщенностью, поэтому информационная культура офицера становится одним из важнейших факторов эффективности его профессиональной деятельности [5].

Современная наука, рассматривает различные уровни проявления информационной культуры. Прежде всего, она выделяет информационную

культуру общества и информационную культуру личности, которая и является предметом нашего исследования.

Общепринятое в науке определение информационной культуры личности приводит словарь по педагогике. В нем информационная культура трактуется как свод правил поведения человека в информационном обществе, способы и нормы общения с системами искусственного интеллекта. Иначе говоря, словарь трактует культуру личности в целом, как совокупность компетенций, и мы вправе рассматривать информационную культуру, как одну из компетенций военнослужащего [1,с.68-69]. Поскольку основным видом деятельности взрослого человека является деятельность профессиональная, есть все основания говорить, что информационная культура является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры личности. Развитая информационная культура офицера предполагает не только способность ориентироваться в новом информационном пространстве, но и умение использовать его возможности в своей профессиональной деятельности. В условиях информационного общества перед военным образованием встает новая актуальная задача - формирование и развитие информационной культуры будущего офицера.

Основой информационной культуры офицера являются знания, основных источников информации, необходимой для решения профессиональных задач, и навыки получения, оценки и обработки этой информации. Содержательно эту информацию можно разделить на следующие виды:

- боевая;

-техническая;

- разведывательная;

- педагогическая;

- военно-политическая и др.

В зависимости от должностного предназначения и удельный вес знаний и навыков в каждой области может быть различным. Кроме того, на уровень информационной культуры офицера оказывает свое влияние высокая степень взаимосвязи нравственности, профессионализма, педагогического мастерства, социальной зрелости, компетентности как руководителя и ряд других не менее важных качеств личности российского офицера, составляющих основу его профессиональной и общей культуры. Таким образом, содержание информационной культуры офицера представляет собой сложный синтез взаимосвязанных, взаимопроникающих, взаимовлияющих друг на друга структурных элементов, включающих отдельные компоненты профессионально-боевой, педагогической, управленческой и общей культуры, но, в целом, отражается в своей оригинальной своеобразной структуре.

Конкретно-предметный анализ структуры информационной

культуры офицера предполагает составление конкретного списка знаний навыков и умений, относящихся к работе с информацией, и необходимых для решения конкретных профессиональных задач. Это можно сделать на основе квалификационных требований к конкретным военным специальностям.

Как представляется, это далеко не исчерпывающий себя состав структурных элементов информационной культуры офицера. Существует ряд качеств, присущих информационной культуре офицера, но входящих интегративно в его общую и профессиональную культуру, прежде всего, следующие качества:

1. Знания, навыки и умения, необходимые для использования ПЭВМ в профессиональной деятельности.

2. Навыки и умения необходимые для эффективного поиска информации, необходимой для решения профессиональных и бытовых проблем, в сети Интернет.

3. Навыки оценки достоверности получаемой офицером информации, особенно из таких источников, как средства массовой информации и Интернет.

Последние два элемента информационной культуры следует отметить особо. Формирование этих умений и навыков, в отличие от всех остальных, не предусмотрено учебными программами вузов. Именно поэтому мы провели эмпирическое исследование уровня развития этих элементов информационной культуры у курсантов и слушателей Военной академии воздушно-космической обороны.

Для оценки навыков эффективного поиска информации в интернете мы попросили испытуемых описать последовательность их действий по поиску в интернете информации, необходимой для написания курсовой работы (курсанты выполняли курсовую работу по учебной дисциплине «Философия», слушатели - по учебной дисциплине «Философско-политологические и исторические аспекты военного управления»).

Для оценки навыков оценки достоверности получаемой информации мы предложили испытуемым сформулировать и перечислить признаки, по которым они выявляют недостоверную рекламу. Обработка полученных результатов показала значимые различия слушателей и курсантов по исследуемым аспектам информационной культуры личности.

Так, 65,5% слушателей использовали продуманные стратегии и процедуры сбора и обработки информации, необходимой для выполнения курсовых работ. При этом только 20,6% курсантов смогли сформулировать какую-либо стратегию целенаправленного поиска, остальные использовали только поиск по ключевым словам. В отчетах слушателей мы насчитали 10 адекватных приемов поиска информации. Например, большинство из них в качестве отправного пункта поиска используют списки литературы учебников, а не ключевые слова из заголовка курсовой работы как курсанты. У курсантов мы обнаружили только два других приема поиска

(занесение в запросную строку рекомендованных источников с последующим поиском подобных названий и использование ссылок в рекомендованных источниках, как оснований для поиска информации).

С навыками оценки достоверности получаемой информации складывается аналогичная картина. Только 34,4% курсантов смогли сформулировать хоть какие-то признаки недостоверной рекламы, а среди офицеров с заданием справилось подавляющее большинство опрошенных (93,1% слушателей). Курсанты совместными усилиями назвали адекватных 6 признаков, а слушатели сформулировали 15 таких признаков, причем многие давали им развернутые пояснения и приводили примеры .

Таким образом, данные, полученные в ходе исследования, показывают наличие существенных различий между слушателями и курсантами по измеряемым показателям информационной культуры. Поскольку обследованные курсанты уже изучили учебные дисциплины, обеспечивающие формирование информационной культуры, такие как «Философия», «Информатика», «Программирование», «Основы теории управления (системный анализ, теория принятия решений, теория эффективности)», мы можем обоснованно предположить, что навыки работы с информацией и оценки ее достоверности получены офицерами не в процессе обучения, а являются результатом житейского и профессионального опыта.

Стихийное формирование важнейших элементов информационной культуры офицерских кадров может сопровождаться серьезными ошибками и содержит в себе риски формирования недостаточных или неадекватных навыков работы с информацией. Недаром 35,5% обследованных слушателей не имеют достаточных навыков эффективного поиска информации.

По результатам данного обследования мы вынуждены сделать вывод, что современный образовательный процесс в военном вузе не обеспечивает

формирование достаточного уровня информационной культуры будущего офицера.

В целом, в результате проведенного теоретического анализа и эмпирического исследования выявлено, что информационная культура офицера - не просто сумма знаний и умений, а интегральная характеристика уровня развития его личности. Она неотделима от уровня развития его педагогической, управленческой, профессиональной и, в целом, общей культуры, имеет свою специфику и отражает те сущностные черты, которые характерны для содержания его служебно-информационной деятельности.

Офицеру Вооруженных Сил РФ необходимо развиваться в сфере информационной культуры и вырабатывать устойчивость к воздействию информационно-психологического влияния потенциального противника. Но, к сожалению, информационная культура в последнее время ассоциируется преимущественно с технико-технологическими аспектами информатизации, овладением навыками работы с персональным компьютером. Для создания целостной системы формирования информационной культуры офицера необходима интеграция гуманитарных и технических аспектов информационного образования [4].

Список литературы

1. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. - М: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.

2. Лепский В.Е. Информационно-психологическая безопасность субъектов дипломатической деятельности. Дипломатический ежегодник -2002. Сборник статей. Колл. авторов. - М.: Научная книга 2003 - С. 233248.

3. Субботина Л.Ю. Структурно-функциональная организация психологической защиты личности: Дисс... докт. психол. наук. -Ярославль, 2006. - 317 с.

4. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. «Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях». Учебно-методическое пособие. Москва, 2002.

5. Елистратова Н.Н. «Информационная культура как критерий информатизации высшего образования в современных условиях реформирования». // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 7 [Электронный ресурс].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.