Научная статья на тему 'РЕАГИРОВАНИЕ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ НА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2019 ГОДУ'

РЕАГИРОВАНИЕ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ НА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2019 ГОДУ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
71
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / КОЭФФИЦИЕНТ РЕАГИРОВАНИЯ / АНАЛОГИЧНЫЙ ПЕРИОД ПРОШЛОГО ГОДА

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Мехова Вилена Владимировна, Поздняков Никита Александрович, Просветова Дарья Романовна

Представлены статистические данные по реагированию пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в 2019 году. Показатели и коэффициенты реагирования, информация о видах проводимых аварийно-спасательных и других неотложных работ даны в сравнении за 2018 и 2019 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Мехова Вилена Владимировна, Поздняков Никита Александрович, Просветова Дарья Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRE AND RESCUE UNITS RESPONSE TO THE ROAD ACCIDENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION IN 2019

The article presents statistical data on the fire and rescue units response to the road accidents in 2019. Indicators and response rates, information about the types of emergency and other emergency operations are given in comparison for 2018 and 2019.

Текст научной работы на тему «РЕАГИРОВАНИЕ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ НА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2019 ГОДУ»

/36 "Civil SecurityTechnology", Vol. 17, 2020, No. 2 (64) УДК 614.8

Реагирование пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в Российской Федерации в 2019 году

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2020

В.В. Мехова, Н.А. Поздняков, Д.Р. Просветова

Аннотация

Представлены статистические данные по реагированию пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в 2019 году. Показатели и коэффициенты реагирования, информация о видах проводимых аварийно-спасательных и других неотложных работ даны в сравнении за 2018 и 2019 гг

Ключевые слова: пожарно-спасательные подразделения; дорожно-транспортные происшествия; коэффициент реагирования; аналогичный период прошлого года.

Fire and Rescue Units Response

to the Road Accidents in the Russian Federation

in 2019

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2020

V. Mekhova, N. Pozdnyakov, D. Prosvetova

Abstract

The article presents statistical data on the fire and rescue units response to the road accidents in 2019. Indicators and response rates, information about the types of emergency and other emergency operations are given in comparison for 2018 and 2019.

Key words: fire and rescue units; road accidents; response rate; the same period last year.

20.03.2020

В рамках реализации и выполнения мероприятий федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», утвержденной постановлением Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864, сотрудниками Центра мониторинга ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в соответствии с приказом МЧС России от 04.09.2007 г. № 474 «О создании Центра по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий» [1] непрерывно осуществляются сбор и учет сведений об организации деятельности пожарно-спасательных подразделений (далее — ПСП) территориальных органов МЧС России по совершенствованию системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (далее — ДТП) с использованием ресурса федеральной государственной информационной системы «Информационно-аналитическая система в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий» (далее — ИАС-ДТП) [2] и официальных данных ГУОБДД МВД России (ресурс официального сайта ГИБДД МВД России) [3].

В 2019 году в Российской Федерации произошло 164 358 (-2,2%) ДТП, в результате которых погиб 16 981 (-6,8%) человек, 210 877 (-1,9%) человек получили ранения. Коэффициент тяжести последствий составил 7,5 (8 погибших на 100 пострадавших).

Пожарно-спасательными подразделениями в 2019 году осуществлено 110 478 (-2,3%) выездов на ДТП. Помощь оказана 99 442 (-3,3%) гражданам, из них: спасено 38 999 (-10,2%) человек (из них деблокировано 8 835 (-23,2%) пострадавших); первая помощь оказана 49 200 (-10,1%) пострадавшим; психологическая помощь оказана 181 (+8,4%) гражданину; иная помощь оказана 46 512 (+11,4%) гражданам (рис. 1).

В 2019 году проводились мероприятия относящиеся к категории «спасенный»: сердечно-легочная

реанимация до появления признаков жизни проведена 363 (-75,9%) пострадавшим; временная остановка наружного кровотечения с наложением давящей повязки — 10 792 (-15,2%) пострадавшим; деблокировано 8 835 (-23,2%) пострадавших; для 617 (-48,9%) пострадавших проведены мероприятия по восстановлению и поддержанию проходимости дыхательных путей; окклюзионная (герметизирующая) повязка при ранении грудной клетки наложена 2 369 (+16,8%) гражданам; иммобилизация проведена 16 859 (-0,9%) пострадавшим; медицинская помощь силами и средствами аттестованной медицинской службы МЧС России оказана 744 (-51,6%) пострадавшим; авиацией МЧС России транспортировано в лечебно-профилактические учреждения 4 (-55,5%) пострадавших (рис. 2).

Количество граждан, отнесенных к категории «оказана первая помощь», по видам оказанной помощи в 2019 году распределилось следующим образом: контроль состояния (сознание, дыхание, кровообращение) обеспечен 17 677 (-13,1%) пострадавшим; психологическая поддержка оказана 17 029 (-19,7%) пострадавшим; повязки при травмах различных областей тела наложены 14 810 (-10,8%) пострадавшим; 3 242 (-3,8%) пострадавшим зафиксирован шейный отдел позвоночника; наземными силами и средствами ПСП в лечебно-профилактические учреждения транспортировано 437 (-53,8%) граждан; местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения проведено для 709 (+0,2%) пострадавших; прекращение воздействия опасных химических веществ на пострадавшего (удаление с поврежденной поверхности и промывание поврежденной поверхности проточной водой) осуществлено для 45 (+2,2%) пострадавших (рис. 3).

Всего, при реагировании ПСП на ДТП в 2019 году проведено 157 793 работы (технологические операции),

Рис. 1. Оказание помощи пострадавшим в 2019 году, в абсолютных значениях (чел.)

Транспортировка в ЛШ авиацией МЧС России

Оказание медицинской помощи силами и средствами аттестованной медицинской службы .МЧС России

Проведение иммобилизации

Наложение окклюзпонной (герметизирующей) повязки про ранении грузной клетки

Мероприятия по восстановлению и поддержанию проходимости дыхательных путей

Извлечение пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест (деблокирование)

Мероприятии ио временной остановке наружного кровотечения с наложен нем да вящей повязки

Мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни

К

I 2019 D201S

Рис. 2. Количество пострадавших, отнесенных к категории «спасенный» по видам проведенных работ (чел.)

Прекращение воздействия опасных химических веществ иа пострадавшего (удаление их с повременной поверхности и промывание поврежденной поверхности проточной водой)

Транспортировка в ЛПУ силами и средствами ПСП (наземными)

Оказание психологической поддержки

Контроль состояния пострадавшего (сознание,дыхание, кровообращение)

М е ст н о е ох,1 ажден н е п р п тр а вме, терми ческом ожоге и и ном воздействии высоких температур или теплового излучения

Фиксация шейного отдела позвоночника

Наложение повяюк при травмах различных областей теля

45

44

17029

21209

20359

14810

16603

12019 D2018

Рис. 3. Количество пострадавших, отнесенных к категории «оказана первая помощь» по видам проведенных работ (чел.)

среднее время прибытия к месту ДТП составило 6,8 минуты. Коэффициент реагирования в целом по стране составил 0,82 (-0,01) или 82% (реагирование на 8 ДТП из 10-ти).

В абсолютных значениях реагирование ПСП на ДТП составило: г. Москва — 2 173 (-0,4%) выезда; Центральный ФО — 24 065 (-7,9%) выездов; Северо-Западный ФО — 12 710 (-13,4%) выездов; Северо-Кавказский ФО — 4 896 (-4,5%) выездов; Южный ФО — 14 314 (+26,8%) выездов; Дальневосточный ФО — 6 248 (-10,1%) выездов; Уральский ФО — 7 480 (+7,8%) выездов; Сибирский ФО — 10 421 (+12,2%) выезд; Приволжский ФО — 28 170 (+0,9%) выездов (рис. 4).

Выезды ПСП на различные виды ДТП распределились следующим образом (рис. 5):

ДТП с пострадавшими (включая 1 и более ТС) — 91 369 выездов (83%) (-3,8% к АППГ);

ДТП без пострадавших — 8 053 выезда (7%) (+12,5% к АППГ);

ДТП с участием пешеходов — 11056 выездов (10%) (+1,1% к АППГ).

Наиболее высокий коэффициент реагирования ПСП на ДТП (к) в Центральном федеральном округе — 0,92 (-0,08) (выезд на 9 ДТП из 10-ти); наиболее низкий в Уральском федеральном округе — 0,71 (+0,05) (выезд на 7 ДТП из 10-ти).

По субъектам Российской Федерации на основании представленных данных: лучшие показатели в республиках Карелия, Коми, Марий Эл, Чувашская; Пермском, Алтайском, Хабаровском краях; Вологодской, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Белгородской, Ивановской, Рязанской, Тверской, Ростовской, Оренбургской и Тюменской областях — 1 (выезд на каждое ДТП). Худшие показатели в г. Москве — 0,3 (-0,01) и Челябинской области — 0,34 (+0,02) (выезд на 3 ДТП из 10-ти).

Коэффициент реагирования на ДТП: в Приволжском ФО — 0,9 (-0,09); в Сибирском ФО — 0,73 (-0,08);

Рис. 4. Реагирование ПСП на ДТП в 2019 году, в абсолютных значениях

Рис. 5. Динамика реагирования ПСП на ДТП в 2019 году, в разрезе их укрупненных видов

в Дальневосточном ФО — 0,75 (-0,08); в СевероКавказском ФО — 0,72 (+0,02); в Южном ФО — 0,89 (+0,15); в Северо-Западном ФО — 0,9 (-0,07) (рис. 6).

Среднее время прибытия к месту ДТП в целом по стране составляет 6,8 минуты.

Лучший показатель по федеральным округам в Приволжском ФО — 5,5 минуты; худший — в Сибирском ФО — 8,9 минуты.

По субъектам РФ: лучшее время — в Чукотском АО — 3 минуты; худшее время — в Забайкальском крае — 15,7 минуты.

Среднее время прибытия к месту ДТП в Южном ФО составило 8,3 минуты; Северо-Кавказском ФО — 6,5 минуты; Северо-Западном ФО — 5,9 минуты; Центральном ФО — 6,5 минуты; Дальневосточном ФО — 7,2 минуты; Уральском ФО — 8,7 минуты; г. Москва — 7,8 минуты (рис. 7).

В 2019 году силами ПСП при ликвидации последствий ДТП проведено 157 793 работы (в 2018 году — 171 620 работ).

Удельный вес операций по деблокированию пострадавших из транспортных средств составил 4% (деблокировано 8 835 человек), по оказанию первой помощи пострадавшим — 26%.

На операции по стабилизации транспортных средств пришлось 7% от общего количества работ; на работы, не требующие применения аварийно-спасательного инструмента — 11%; на иные работы — 40%; на операции по деблокированию тел погибших — 1%. На выезды без проведения работ приходится 7% случаев, по ликвидации вторичных поражающих факторов — 3% от общего количества случаев реагирования; по возврату на маршруте следования — 1% (рис. 8).

В условиях снижения общих показателей аварийности на авто-мототранспорте в Российской Федерации в 2019 году наблюдается пропорциональное снижение как количества реагирования на ДТП в абсолютных значениях, так и коэффициента реагирования ПСП на ДТП (доли участия) [4].

Рис. 6. Коэффициент реагирования ПСП на ДТП в 2019 году

Рис. 7. Среднее время прибытия к месту ДТП в 2019 году, в минутах

Иные I-:

Окяздни? [|фкои момошм: 40 £2?; 16%

Рис. 8. Работы при ликвидации последствий ДТП в 2019 году, удельный вес

Так, реагирование пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в 2019 году, в абсолютных значениях, составило 110 478 (-2,3%) выездов на ДТП, коэффициент реагирования снизился на 0,01% к АППГ (2018 г.— 0,83; 2019 г.— 0,82); реагирование осуществлялось на 8 ДТП из 10-ти.

По территориальным органам МЧС России значительная положительная динамика реагирования пожарно-спасательных подразделений на ДТП отмечена в Ненецком АО (+23,8%), Краснодарском крае (+93,9%), г. Севастополе (+61,7%), Республике Марий Эл (+29,9%), Оренбургской области (+35,1%), Самарской области (+28,6%), Саратовской области (+37,2%), Свердловской области (+44,9%), Республике Алтай (+76,7%), Томской области (+81,5%).

Вместе с тем, в ряде субъектов РФ отмечено снижение показателей реагирования ПСП на ДТП: Вологодская область (-26,6%), Калининградская область (-34,1%), г. Санкт-Петербург (-20,8%), Брянская область (-59,5%), Ивановская область (-31,7%), Смоленская область (-23,6%), Тамбовская область (-34,9%), Республика Дагестан (-25,7%), Республика Карачаево-Черкесская (-40,3%), Республика Мордовия (-42,5%), Иркутская область (-32,5%), Новосибирская область (-49%), Республика Саха (Якутия) (-34,4%), Забайкальский край (-49,6%), Магаданская область (-26%), Сахалинская область (-35,9%), Еврейская АО (-29,5%), Чукотский АО (-26,7%).

За отчетный период в 18 субъектах РФ, по сведениям, представленным в базе данных, коэффициент реагирования составил 1 (выезд на 100% ДТП). Значительный рост показателя отмечается в Краснодарском крае (+37%), г. Севастополе (+33%), Самарской области (+21%), Саратовской области (+21%), Свердловской области (+21%), Томской области (+37%).

Одновременно, в ряде территориальных органов МЧС России отмечается сильная отрицательная динамика коэффициента реагирования: Калининградская

область (-29%), г. Санкт-Петербург (-17%), Брянская область (-47%), Орловская область (-15%), Смоленская область (-16%), Тамбовская область (-28%), Республика Мордовия (-34%), Иркутская область (-23%), Забайкальский край (-41%), Магаданская область (-28%), Сахалинская область (-23%). Коэффициент реагирования ниже 0,7 (выезд на 70% ДТП) зафиксирован в 18 субъектах РФ.

При проведении анализа причин снижения коэффициента реагирования в субъектах РФ основными причинами являются:

снижение уровня межведомственного взаимодействия, в том числе информационного обмена при возникновении ДТП;

значительное количество ДТП (до 30%), сведения о которых принимаются по заявлению (случаи, принятые на учет в течение 30 дней по результатам сверки органов управления ГИБДД с медицинскими учреждениями), при их совершении не фиксируются, сообщения о них не поступают. На статистический учет ГИБДД такие ДТП принимаются по обращению потерпевшего в медицинское учреждение;

наличие количества ДТП с участием пешеходов и с наездом на пешеходов, с падением пассажира(ов) в общественном транспорте, с наездом на велосипедиста, с наездом на гужевой транспорт, с наездом на животное, как составных частей общего количества ДТП с пострадавшими. Фактически, в большинстве таких случаев отсутствует необходимость привлечения пожарно-спасательных сил (например, наезд на пешехода или велосипедиста);

возникновение ДТП на значительном удалении от мест дислокации пожарно-спасательных подразделений (более 20 км), при которых по прибытии на место ДТП первая помощь либо эвакуация пострадавших в лечебные учреждения произведены до прибытия пожарно-спасательных подразделений (в том числе — силами участников и очевидцев).

Литература

1. Приказ МЧС России от 04.09.2007 г. № 474 «О создании Центра по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий»

2. http://abdtp.ru. Ресурс ФГИС «Информационно-аналитическая система в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий», паспорт ФС-77150413 от 29.06.2015.

3. http://www.gibdd.ru. Ресурс официального сайта ГУ ОБДД МВД России.

4. Анализ функционирования системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в части МЧС России в 2019 году / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2020. 111 с.

Сведения об авторах

Мехова Вилена Владимировна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),

н. с. научн.-иссл. отд.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

e-mail: centrriskdtp@mail.ru

SPIN-код — 3816-1762.

Поздняков Никита Александрович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(ФЦ), с. н.с. науч.-иссл. отд.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

e-mail: centrriskdtp@mail.ru

SPIN-код — 3786-5159.

Просветова Дарья Романовна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),

н. с. науч.-иссл. отд.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

e-mail: centrriskdtp@mail.ru

SPIN-код — 6874-4594.

Information about the authors

Mekhova Vilena V.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Researcher of Research Department.

7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: centrriskdtp@mail.ru SPIN-scientific — 3816-1762.

Pozdnyakov Nikita A.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Senior Researcher of Research Department.

7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: centrriskdtp@mail.ru SPIN-scientific — 3786-5159.

Prosvetova Daria R.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Researcher of Research Department.

7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: centrriskdtp@mail.ru SPIN-scientific — 6874-4594.

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название

Пучков В.А. и др. Огнеборцы: литературно-художественный публицистический сборник

URL

https://elibrary.ru/item.asp?id=29281821

Афлятунов Т.И. и др. Сборник примерных программ курсового обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

http://elibrary. ru/item.asp?id=29013219

Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2016 году»

https://elibrary.ru/item.asp?id=29313622

Пучков В.А. Настольная книга руководителя гражданской обороны. Изд. 4-е, актуализ. и дополн.

Афанасьева Е.В. и др. Информационно-аналитический бюллетень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в 2016 году

https://elibrary.ru/item.asp?id=29352006

https://elibrary.ru/item.asp?id=29110822

Батырев В.В. и др. Оценка эффективности и качества фильтрующих средств индивидуальной защиты органов дыхания населения в чрезвычайных ситуациях

https://elibrary.ru/item.asp?id=29741192

Пучков В.А. и др. Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации. Материалы Всероссийского совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны и защиты населения и научного симпозиума «Развитие технологий, форм и методов выполнения мероприятий гражданской обороны в регионах страны», г. Ногинск, 6 июня 2017 г ТалмачМ.С. и др. Учебное пособие по дисциплине «Экстремальная психология» для курсантов МЧС России

https://elibrary.ru/item.asp?id=29891993

https://elibrary.ru/item.asp?id=29853968

Чириков А.Г. и др. Глобальная и национальные стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий. Международный конгресс. 7 июня 2017 года, Ногинск, Россия. Материалы конгресса

https://elibrary.ru/item.asp?id=29891954

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.