Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАГИРОВАНИЯ ПОЖАРНОСПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МЧС РОССИИ НА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2017 ГОДУ'

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАГИРОВАНИЯ ПОЖАРНОСПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МЧС РОССИИ НА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2017 ГОДУ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / FIRE AND RESCUE UNITS / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / TRAFFIC ACCIDENTS / КОЭФФИЦИЕНТ РЕАГИРОВАНИЯ / RESPONSE FACTOR / АНАЛОГИЧНЫЙ ПЕРИОД ПРОШЛОГО ГОДА / SAME PERIOD LAST YEAR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пляскина Ирина Владимировна, Поздняков Никита Александрович

Представлены статистические данные по реагированию пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в 2017 году. Показатели и коэффициенты реагирования, информация о видах проводимых аварийно-спасательных и других неотложных работ даны в сравнении за 2016 год и 2017 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Пляскина Ирина Владимировна, Поздняков Никита Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Main Results of the Territorial Bodies of Ministry of Emergency Situations of Russia in Responding Fire and rescue Units in Traffic Accidents in the Russian Federation in 2017

Presents statistics on the response of fire-rescue units to traffic accidents in 2017. Indicators and ratios of response, information about the kinds of ongoing rescue and other emergency operations are compared in 2016 and in 2017.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАГИРОВАНИЯ ПОЖАРНОСПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МЧС РОССИИ НА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2017 ГОДУ»

/48 Civil SecurityTechnology, Vol. 15, 2018, No. 1 (55) УДК 614.8:656.1

Основные показатели реагирования пожарно-спасательных подразделений МЧС России на дорожно-транспортные происшествия в Российской Федерации в 2017 году

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2018

И.В. Пляскина, Н.А. Поздняков

Аннотация

Представлены статистические данные по реагированию пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в 2017 году. Показатели и коэффициенты реагирования, информация о видах проводимых аварийно-спасательных и других неотложных работ даны в сравнении за 2016 год и 2017 год.

Ключевые слова: пожарно-спасательные подразделения; дорожно-транспортные происшествия; коэффициент реагирования; аналогичный период прошлого года.

The Main Results of the Territorial Bodies of Ministry of Emergency Situations of Russia in Responding Fire and rescue Units in Traffic Accidents in the Russian Federation in 2017

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2018

I. Plyaskina, N. Pozdnyakov

Abstract

Рresents statistics on the response of fire-rescue units to traffic accidents in 2017. Indicators and ratios of response, information about the kinds of ongoing rescue and other emergency operations are compared in 2016 and in 2017.

Key words: fire and rescue units; traffic accidents; a response factor; same period last year.

Статья поступила в редакцию в феврале 2018 года.

В рамках реализации и выполнения мероприятий Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», утвержденной постановлением Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864, сотрудниками Центра мониторинга ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в соответствии с Приказом МЧС России от 04.09.2007 г. № 474 «О создании Центра по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий», непрерывно осуществляется сбор и учет сведений об организации деятельности пожарно-спасательных подразделений (далее—ПСП) территориальных органов МЧС России по совершенствованию системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (далее — ДТП) с использованием ресурса федеральной государственной информационной системы «Информационно-аналитическая система в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий» (далее — ИАС-ДТП) [1] и официальных данных ГУОБДД МВД России (Ресурс официального сайта ГИБДД МВД России).

В 2017 году в Российской Федерации произошло 169432 (-2,5%) ДТП, в результате которых погибло 19088 (-6%) человек, а 215374 (-2,6%) человека получило ранения.

Коэффициент тяжести последствий составил 8,1 (8 погибших на 100 пострадавших).

ПСП в 2017 году осуществлено 112266 (-5,3%) выездов на ДТП. Помощь оказана 104560 (-2,1%) гражданам, в том числе: спасено 48317 (-9,9%) человек, из них деблокировано 12691 человек (-9%), первая помощь оказана 57246 (-6,8%) пострадавшим, психологическая помощь оказана 148 (-50%) гражданам, иная помощь оказана 38142 (+7,6%) гражданам (рис. 1).

В 2017 году из общего числа спасенных на месте ДТП граждан сердечно-легочная реанимация проведена 2006 (+104%) пострадавшим, временная остановка наружного кровотечения — 13938 (-22%) пострадавшим, 917 (-16%) пострадавшим проведено восстановление и поддержание проходимости дыхательных путей, 1606

(+15%) пострадавшим наложена окклюзионная (герметизирующая) повязка при ранении грудной клетки, иммобилизация проведена 17864 (-3%) пострадавшим, медицинская помощь силами и средствами аттестованной медицинской службы МЧС России оказана 3964 (+3%) пострадавшим, авиацией МЧС России транспортировано в лечебно-профилактические учреждения 34 (+278%) граждан (рис. 2).

Количество граждан, отнесенных к категории «оказана первая помощь», по видам оказанной помощи в 2017 году распределились следующим образом: контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) обеспечен 24210 (-7%) гражданам; наложено повязок при травмах 15795 (-27%) гражданам; 2943 (-5%) пострадавшим зафиксирован шейный отдел позвоночника; допсихологическая помощь (поддержка) оказана 21418 (+15%) гражданам; наземными силами и средствами ПСП в лечебно-профилактические учреждения транспортировано 1043 (-69%) пострадавших, мероприятия по местному охлаждению при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения проведены 591 (+126%) пострадавшему; прекращение воздействия опасных химических веществ — 30 (-6%) пострадавшим (рис. 3).

Всего, при реагировании ПСП на ДТП в 2017 году проведено 173897 работ (технологических операций).

Коэффициент реагирования в целом по стране составил 0,84 (±0) или 84% (реагирование на 8 ДТП из 10-ти).

В абсолютных значениях реагирование ПСП на ДТП составило: г. Севастополь — 111 (+29,1%) выездов, Республика Крым — 495 выездов (+192,9%), г. Москва — 1177 (-4,3%) выездов, Северо-Кавказский ФО — 6121 (-0,7%) выезд, Дальневосточный ФО — 6045 (-4,9%) выездов, Уральский ФО — 6744 (-33%) выезда, Южный ФО — 9219 (-5,8%) выездов, Сибирский ФО — 13615 (-7,2%) выездов, Северо-Западный ФО — 14847 (-8,9%) выездов, Приволжский ФО — 26050 (+2,9%) выездов, Центральный ФО — 27438 (-1,6%) выездов (рис. 4).

Выезды ПСП на различные виды ДТП распределились следующим образом (рис. 5):

Рис. 1. Оказание помощи пострадавшим в 2017 году (чел.)

/50 ^П SecurityTechnology, Vol. 15, 2018, No. 1 (55)

Рис. 2. Количество пострадавших, отнесенных к категории «спасенный» по видам проведенных работ (чел.)

Рис. 3. Количество пострадавших, отнесенных к категории «оказана первая помощь» по видам проведенных работ (чел.)

ДТП с пострадавшими, включая 1 и более транспортное средство (ТС) — 94274 выезда (84%) (-3,4% к аналогичному периоду прошлого года (АППГ);

ДТП без пострадавших — 6515 выездов (6%) (-18,6% к АППГ);

ДТП с участием пешеходов — 11477 выездов (10%) (-11,1% к АППГ).

Наиболее высокий коэффициент реагирования ПСП на ДТП (к) в Северо-Западном и Центральном федеральных округах — к = 1 (выезд на каждое ДТП), наиболее низкий в Уральском ФО — к = 0,63 (выезд на 6 ДТП из 10-ти).

Коэффициент реагирования в Приволжском ФО (к = 0,9), Сибирском ФО (к = 0,81), Дальневосточном ФО (к = 0,9), Южном ФО (к = 0,65),

Северо-Кавказском ФО (к = 0,81). В г. Москве коэффициент реагирования составил 0,25 (рис. 6).

Среднее время прибытия к месту ДТП в целом по стране составляет 6,2 минуты.

Лучший показатель по федеральным округам в Приволжском ФО — 5 минут; худший — в Уральском ФО — 9,1 минуты.

Среднее время прибытия к месту ДТП в Южном ФО составило 7,4 минуты, Северо-Кавказском ФО — 5,6 минуты, Северо-Западном ФО — 6,1 минуты, Центральном ФО — 5,8 минуты, Дальневосточном ФО — 7,1 минуты, г. Москве — 7,4 минуты, Сибирском ФО — 7,1 минуты.

Среднее время реагирования ПСП на ДТП в Республике Крым — 9,7 минуты, в г. Севастополь — 7,4 минуты (рис. 7).

Рис. 4. Реагирование ПСП на ДТП в 2017 году (по вертикали — число выездов)

Рис. 5. Динамика реагирования ПСП на ДТП в 2017 году (по вертикали — число случаев)

Рис. 6. Коэффициент реагирования ПСП на ДТП в 2017 году

/52 См! SecurityTechnology, Vol. 15, 2018, N0. 1 (55)

Рис. 7. Среднее время прибытия к месту ДТП в 2017 году (минут)

В 2017 году силами ПСП при ликвидации последствий ДТП проведено 173897 работ (в 2016 году — 180009 работ) (-3,4% к АППГ).

Удельный вес операций по деблокированию пострадавших из транспортных средств составил 5% (деблокировано 12691 человек), по оказанию первой помощи пострадавшим — 31% (помощь оказана 57246 гражданам).

На операции по стабилизации транспортных средств пришлось 8% от общего количества работ; на работы, не требующие применения аварийно-спасательного инструмента — 12%; на иные работы — 31%; на операции по деблокированию тел погибших — 2%.

На выезды без проведения работ приходится 7% случаев, ликвидация вторичных поражающих факторов составила 3% от общего количества случаев реагирования, возврат на маршруте следования — 1% (рис. 8).

В 2017 году в Российской Федерации по данным ГУ ОБДД МВД России зафиксировано снижение количества:

ДТП с пострадавшими по сравнению с АППГ на 2,5% (в 2016 г.— 173694 ед.; в 2017 г.— 169432 ед.);

летальных исходов на 6% (в 2016 г.— 20308 чел.; в 2017 г.— 19088 чел.)

раненых в ДТП на 2,6% (в 2016 г. — 221140 чел.; в 2017 г.— 215374 чел.).

Коэффициент тяжести последствий снизился по отношению к АППГ на 0,3 (в 2016 г. — 8,4, в 2017 г.— 8,1).

По результатам мониторинга и проведенного анализа реагирования ПСП на ДТП установлено:

1. В условиях снижения общих показателей аварийности на авто-мототранспорте в Российской Федерации в 2017 году наблюдается пропорциональное снижение количества реагирования на ДТП в абсолютных

Рис. 8. Работы при ликвидации последствий ДТП в 2017 году

значениях, которое составило 112266 (-5,3%) выездов на ДТП.

Коэффициент реагирования остался на уровне 2016 года и равен 0,84, реагирование осуществлялось на 8 ДТП из 10-ти.

2. В ряде субъектов РФ отмечено снижение количества выездов ПСП на ДТП в абсолютных значениях.

3. За отчетный период в 24 субъектах РФ, по сведениям, представленным в базе данных, коэффициент реагирования составил 1 (100%).

4. В 2017 году на территории Российской Федерации произошло 104 ДТП-ЧС* (в 2016 году 90), количество пострадавших в данном виде ДТП также увеличилось и составляет 1268 человек (в 2016 году 964 человека), в ДТП-ЧС погибло 344 человека (в 2016 году 377 человек).

В 2017 году в ДТП-ЧС погибло 28 человек в возрасте до 16 лет (в 2016 году 33 человека).

Основные причины снижения коэффициента реагирования в субъектах РФ:

снижение уровня межведомственного взаимодействия, в том числе информационного обмена при возникновении ДТП;

значительное количество ДТП (более 20%), принимающихся по заявлению (случаи, принятые в учет в течение 10 дней по результатам сверки органов управления ГИБДД с медицинскими учреждениями) при их совершении не фиксируются, сообщения о них не поступают. На статистический учет ГИБДД такие ДТП принимаются по обращению потерпевшего в медицинское учреждение;

наличие значительного количества ДТП с участием пешеходов как составной части общего количества ДТП с пострадавшими (около 30%). В большинстве таких случаев отсутствует необходимость привлечения пожарно-спасательных сил (например, наезд на пешехода или велосипедиста).

Литература

1. http://abdtp.ru. Ресурс федеральной государственной информационной системы «Информационно-аналитическая система в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий».

2. Информационно-аналитический бюллетень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в 2016 году / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2017. 178 с.

3. Информационно-аналитический бюллетень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в 2017 году / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2018. 189 с.

4. Регламент ведения территориальными органами МЧС России информационных ресурсов в области развития системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествия / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015. 101 с.

5. Научные исследования и мониторинг основных направлений развития системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в части МЧС России: Отчет о НИР // НИР «Мониторинг ДТП». М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2017.

Сведения об авторах

Пляскина Ирина Владимировна: д. биол. н., ФГБУ ВНИИ

ГОЧС (ФЦ), нач. науч.-иссл. отд.

121352, Москва, Давыдковская ул., 7.

E-mail: centrriskdtp@mail.ru

SPIN-код: 9311-8111.

Поздняков Никита Александрович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м.н.с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: centrriskdtp@mail.ru SPIN-код — 3786-5159.

Information about authors

Plyaskina Irina V.: Dr. Sci.Biol, All-Russian Researcher Institution Emergencies, Head of research departmen. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. E-mail: centrriskdtp@mail.ru SPIN-scientific: 9311-8111.

Pozdnyakov Nikita A.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, junior researcher. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: centrriskdtp@mail.ru SPIN-scientific — 3786-5159.

* Автомобильные катастрофы, в которых погибло 5 и более человек или пострадало 10 и более человек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.